Таблица по истории новые государства европы.  История стран Европы в датах. Азиатские государства, которые частично расположены в Европе

Одной из первых стран, которую затронул процесс распада, была Австро-Венгрия. После войны среди народов Авст-ро-Венгрии резко усилился рост сепаратистских на-строений. В октябре 1918 г. в Чехии началась всеоб-щая политическая стачка, переросшая в революцию. Новые власти Чехии объявили о выходе из состава Австро-Венгрии. К концу октября империя оконча-тельно развалилась. Её покинула и Словакия. 28 ок-тября в Праге было провозглашено создание двуна-циональной Чехословацкой Республики во главе с философом и журналистом Томашем Масариком . 31 октября 1918 г. демократические революции в Ав-стрии и Венгрии довершили распад империи, провозгласив образо-вание Австрийской и Венгерской республик. Новые республикан-ские лидеры подписали мир на условиях Антанты.

В Австрийской Республике было сформировано коалиционное правительство в составе либералов, консерваторов и социал-демо-кратов. Новые власти отменили дворянские привилегии, ввели 8-часовой рабочий день, разрешили деятельность рабочих комите-тов на предприятиях. Конституция, принятая в 1920 г., гарантиро-вала населению целый ряд прав и свобод и превратила Австрию в одно из самых прогрессивных в области социального законода-тельства государств Европы.


Т. Масарик

Антиавстрийские выступления в Истрии и Далмации осенью 1918 г. завершились созданием Народного веча (совета) словенцев, хорватов и сербов. Новый орган власти, собравшись в Загребе, отменил законы, связывавшие югославян-ские земли с Австрией и Венгрией, и провозгласил создание Госу-дарства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). Вскоре к ГСХС при-соединилось Королевство Сербия. 1 декабря 1918 г. на карте Евро-пы появилось Королевство сербов, хорватов и словенцев во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Через некоторое время к нему присоединилась Черногория. Позднее новое государство стало именоваться Югославией.


В ноябре 1918 г. жители Польши сумели восстановить свою неза-висимость, утерянную в конце XVIII в. 11 ноября социалист Юзеф Пилсудский сформировал широкое коалиционное правительство, в котором, кроме его партии, были министры от крестьянской пар-тии и ряда других партий и групп. В декабре 1918 г. правительству удалось взять под контроль часть польских земель, до того принад-лежавших Германии. В 1921 г. после окончания советско-польской войны (спровоцированной Антантой, чтобы свергнуть советскую власть на Украине, а затем использованной большевистским руко-водством, чтобы продвинуть «красный штык» вглубь Европы) под властью Польши оказались западноукраинские и западнобелорус-ские земли. Конституция страны была принята в марте 1919 г. Гла-вой государства стал Пилсудский, проводивший жёсткую внутрен-нюю и внешнюю политику.

В декабре 1917 г. Советская Россия признала созданное в Финляндии демократиче-ское правительство. Но практически сразу в стране вспыхнула гра-жданская война. Сторонники социалистической революции, полу-чившие негласную поддержку со стороны Советской России, созда-ли Красную гвардию, а их противникам, объединившимся в Белую армию под командованием бывшего царского генерала Карла Густа-ва Маннергейма, помогали немецкие войска. Немцы захватили го-рода Тампере и Хельсинки, в апреле 1918 г. финская Красная гвар-дия сдала Выборг. Финско-советская граница прошла поблизости от Петрограда.


К июлю 1919 г. власти сумели подавить революционное движе-ние, а правительство было сформировано в виде коалиции из соци-ал-демократов и либерально-консервативных партий. В 1921 г. Фин-ляндия также получила от Швеции Аландские острова, но была обя-зана демилитаризовать архипелаг. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

В 1918-1919 гг. в Латвии, Литве и Эстонии возникли советские республики, которые вскоре были разгромлены. Власть перешла к буржуазно-демократическим партиям, провозгласившим незави-симость бывших прибалтийских губерний Российской империи.

Ещё во время Первой мировой войны британские войска заняли ряд арабских провинций Османской империи, од-нако не сумели сохранить контроль над этой территорией на дол-гое время. В 1920-1922 гг. массовое восстание привело к образова-нию Иракского королевства , ещё через десять лет оно оконча-тельно стало независимым. Дольше пробыла под британским контролем Трансиордания, являвшаяся с 1921 г. полуавтономной территорией в составе подмандатной Палестины . В 1920 г. было сформировано Сирийское королевство , территория которого вскоре оказалась захвачена французами и управлялась ими соглас-но мандату Лиги Наций (так же, как и Ливан). Монгольская На-родная Республика в 1921 г. получила независимость от могуще-ственного китайского соседа. В 1922 г. британцы признали незави-симость Египта . На развалинах Османской империи возникла Турецкая Республика .

iv>

Источник: doklad-referat.ru

Образование новых государств

А вот как распалась Австро-Венгрия.

Даты и события

  • 16 октября 1918 г . - глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.
  • 28 октября - Национальный чехословацкий комитет (учреждён в июле 1918 г.) принял решение об образовании независимого чехословацкого государства.
  • 29 октября - в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.
  • 30 октября - в Кракове создана Ликвидационная комиссия, которая взяла в свои руки управление польскими землями, входившими до этого в состав Австро-Венгрии, и провозгласила принадлежность этих земель возрождавшемуся польскому государству; в этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.

На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.

В результате падения многонациональных империй в Европе появился ряд новых государств. Прежде всего это были страны, восстановившие некогда утраченную независимость, - Польша, Литва и другие. Возрождение потребовало значительных усилий. Порой сделать это было особенно трудно. Так, «собирание» польских земель, разделённых ранее между Австро-Венгрией, Германией и Россией, началось ещё в ходе войны, в 1917 г., и лишь в ноябре 1918 г. власть перешла в руки единого временного правительства Польской Республики. Некоторые из новых государств впервые возникли на карте Европы в таком составе и границах, например Республика Чехословакия, объединившая два родственных славянских народа - чехов и словаков (провозглашена 28 октября 1918 г.). Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов, словенцев (провозглашено 1 декабря 1918 г.), впоследствии получившее название Югославия.


Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

Парижская мирная конференция

>

18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.

Главная роль на конференции принадлежала представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, но реально основные предложения вносили три политика - президент США В. Вильсон, британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо. Они по-разному представляли условия мира. Вильсон ещё в январе 1918 г. предложил программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни - так называемые «14 пунктов» (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.).

В «14 пунктах» предусматривалось следующее: установление справедливого мира и отказ от тайной дипломатии; свобода мореплавания; равноправие в экономических связях между государствами; ограничение вооружений; урегулирование колониальных вопросов с учётом интересов всех народов; освобождение оккупированных территорий и принципы определения границ ряда европейских государств; образование самостоятельного польского государства, включающего «все земли, населённые поляками» и имеющего доступ к морю; создание международной организации, гарантирующей суверенитет и целостность всех стран.


В программе отражались как устремления американской дипломатии, так и личные воззрения В. Вильсона. До избрания президентом он в течение многих лет был университетским профессором, и если прежде стремился приобщить к истине и идеалам справедливости студентов, то теперь - целые народы. Не последнюю роль в выдвижении «14 пунктов», очевидно, играло и желание автора противопоставить «позитивную демократическую программу» идеям большевиков и внешнеполитическому курсу Советской России. В доверительной беседе в то время он признавал: «Призрак большевизма таится везде… Во всём мире серьёзнейшее беспокойство».

Иную позицию занимал французский премьер-министр Ж. Клемансо. Его цели имели практическую направленность - добиться возмещения всех потерь Франции в войне, максимальной территориальной и денежной компенсации, а также экономического и военного ослабления Германии. Клемансо придерживался девиза «Германия заплатит за всё!». За непримиримость и яростную защиту своей точки зрения участники конференции называли его закрепившимся за ним прозвищем «тигр».



Опытный и гибкий политик Д. Ллойд Джордж и здесь стремился уравновесить позиции сторон, избежать крайних решений. Он писал: «…мне кажется, что мы должны попытаться составить мирный договор как объективные арбитры (судьи), забыв о страсти войны. Этот договор должен иметь в виду три цели. Прежде всего - обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы…»

Обсуждение условий мира длилось почти полгода. За кулисами официальной работы комиссий и комитетов главные решения принимали участники «большой тройки» - Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж. Они вели закрытые консультации и согласования, «забыв» об «открытой дипломатии» и других принципах, провозглашённых В. Вильсоном. Важным событием в ходе затянувшихся обсуждений стало принятие решения о создании международной организации, способствующей поддержанию мира, - Лиги Наций.

28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. По условиям договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, округа Эйпен, Мальмеди - Бельгии, область Познани и части Поморья и Верхней Силезии - Польше, северную часть Шлезвига - Дании (по итогам плебисцита).


вый берег Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом устанавливалась демилитаризованная зона. Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом», Мемель (Клайпеда) отошёл от Германии (позже включён в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 часть территории, на которой проживала 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишалась колониальных владений, её права в провинции Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации - плату отдельным странам за ущерб, причинённый в результате германского нападения.

Версальско-Вашингтонская система

Версальский договор не ограничивался решением германского вопроса. В нём содержались положения о Лиге Наций - организации, создаваемой в целях урегулирования международных споров и конфликтов (здесь же приводился и Устав Лиги Наций).

Позже были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии - Австрией (10 сентября 1919 г.), Болгарией (27 ноября 1919 г.), Венгрией (4 июня 1920 г.), Турцией (10 августа 1920 г.).


них определялись границы этих стран, установившиеся после распада Австро-Венгрии и Османской империи и отторжения от них части территорий в пользу держав-победительниц. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Условия договора с Турцией были особенно жёсткими. Она лишалась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Вооружённые силы Турции сокращались, держать флот ей было запрещено. Зона черноморских проливов переходила под контроль международной комиссии. Этот унизительный для страны договор был заменён в 1923 г., после победы турецкой революции.

Учреждённая в соответствии с Версальским договором Лига Наций приняла участие в переделе колониальных владений. Вводилась так называемая мандатная система, согласно которой отобранные у Германии и её союзников колонии по мандату Лиги Наций передавались под опеку «передовым» странам, в первую очередь Великобритании и Франции, которые сумели занять главенствующее положение в Лиге Наций. В то же время Соединённые Штаты Америки, президент которых выдвинул идею и активно способствовал созданию Лиги Наций, не вступили в данную организацию и не ратифицировали Версальский договор. Это свидетельствовало о том, что новая система, устраняя одни противоречия в международных отношениях, порождала новые.

Послевоенное урегулирование не могло ограничиться Европой и Ближним Востоком. Значительные проблемы существовали также на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Там сталкивались интересы ранее проникших в этот регион британцев, французов и новых претендентов на влияние - США и Японии, чьё соперничество оказалось особенно острым. Для решения проблем была созвана конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.). В ней участвовали представители США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советская Россия, чьи границы находились в этом регионе, приглашения на конференцию и на этот раз не получила.

На Вашингтонской конференции были подписаны несколько договоров. В них закреплялись права США, Великобритании, Франции и Японии на принадлежавшие им территории в данном регионе (для Японии это означало признание её прав на захваченные владения Германии), устанавливалось соотношение военно-морских сил отдельных стран. Особо рассматривался вопрос о Китае. С одной стороны, был провозглашён принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Китая, а с другой - положение о «равных возможностях» великих держав в этой стране. Таким образом предотвращался монопольный захват Китая одной из держав (подобная угроза существовала со стороны Японии), зато были развязаны руки для совместной эксплуатации богатств этой огромной страны.

Сложившиеся к началу 1920-х годов расстановка сил и механизмы международных отношений в Европе и мире получили название Версальско-Вашингтонской системы.

Старое и новое в международных отношениях

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско-германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX — начало XXI века.

Здесь представлена карта стран на русском языке и таблица с суверенными государствами, а также зависимыми территориями . Они включают в себя полностью независимые государства и зависимые от различных стран Европы территории. Всего в Европейской части света насчитывается 50 суверенных государств и 9 зависимых территорий.

Читайте также:

Согласно общепринятому географическому определению, граница между и Европой проходит вдоль Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря на востоке, горной системы Большой Кавказ и Черного моря с его выходами, Босфором и Дарданеллами на юге. Исходя из этого разделения, трансконтинентальные государства Азербайджан, Грузия, Казахстан, Россия и Турция имеют территории как в Европе, так и в Азии.

Остров Кипр в Западной Азии близок к Анатолии (или Малой Азии) и находится на Анатолийской плите, но часто считается частью Европы и является нынешним членом Европейского Союза (ЕС). Армения также полностью находится в Западной Азии, но является членом некоторых европейских организаций.

Хотя обеспечивает более четкое разделение между и Европой, некоторые традиционно европейские острова, такие как Мальта, Сицилия, Пантеллерия и Пелагианские острова, расположены на Африканской Континентальной плите. Остров Исландия является частью Срединно-Атлантического хребта, пересекающего Евразийскую и Североамериканскую плиты.

Гренландия имеет социально-политические связи с Европой и является частью Королевства Дании, но географически ближе к . Иногда Израиль также рассматривается как часть геополитических процессов Европы.

Другие территории являются частью европейских стран, но географически расположены на других континентах, таких как французские заморские департаменты, испанские города Сеута и Мелилья на побережье Африки, и голландские Карибские территории Бонайре, Саба и синт-Эстатиус.

Есть 50 международно признанных суверенных государств с территорией, расположенной в пределах общего определения Европы и/или членов в международных европейских организациях, из которых 44 имеют свои столицы в пределах Европы. Все, кроме Ватикана являются членами Организации Объединенных Наций (ООН), и все, кроме Беларуси, Казахстана и Ватикана являются членами Совета Европы. 28 из этих стран являются членными ЕС с 2013 года, что означает высокую интеграцию друг с другом и частичное разделение своего суверенитета с институтами ЕС.

Политическая карта Европы с названиями стран на русском языке

Чтобы увеличить карту, кликнете по ней.

Политическая карта Европы с названиями государств/Wikipedia

Таблица стран Европы со столицами

Государства Восточной Европы

Названия Столицы
1 Беларусь Минск
2 Болгария София
3 Венгрия Будапешт
4 Молдавия Кишинёв
5 Польша Варшава
6 Россия Москва
7 Румыния Бухарест
8 Словакия Братислава
9 Украина Киев
10 Чехия Прага

Государства Западной Европы

Названия Столицы
1 Австрия Вена
2 Бельгия Брюссель
3 Великобритания Лондон
4 Германия Берлин
5 Ирландия Дублин
6 Лихтенштейн Вадуц
7 Люксембург Люксембург
8 Монако Монако
9 Нидерланды Амстердам
10 Франция Париж
11 Швейцария Берн

Государства Северной Европы

Названия Столицы
1 Дания Копенгаген
2 Исландия Рейкьявик
3 Норвегия Осло
4 Латвия Рига
5 Литва Вильнюс
6 Финляндия Хельсинки
7 Швеция Стокгольм
8 Эстония Таллин

Государства Южной Европы

Названия Столицы
1 Албания Тирана
2 Андорра Андорра-ла-Велья
3 Босния и Герцеговина Сараево
4 Ватикан Ватикан
5 Греция Афины
6 Испания Мадрид
7 Италия Рим
8 Македония Скопье
9 Мальта Валлетта
10 Португалия Лиссабон
11 Сан-Марино Сан-Марино
12 Сербия Белград
13 Словения Любляна
14 Хорватия Загреб
15 Черногория Подгорица

Азиатские государства, которые частично расположены в Европе

Названия Столицы
1 Казахстан Астана
2 Турция Анкара

Государства, которые с учетом границы между Европой и Азией по Кавказу, частично расположены в Европе

Названия Столицы
1 Азербайджан Баку
2 Грузия Тбилиси

Государства, которые находятся в Азии, хотя с точки зрения геополитики ближе к Европе

Названия Столицы
1 Армения Ереван
2 Республика Кипр Никосия

Зависимые территории

Названия Столицы
1 Аланды (автономия в составе Финляндия) Мариехамн
2 Гернси (коронное владение Британской короны, которое не входит в состав Великобритании) Сент-Питер-Порт
3 Гибралтар (заморские владения Великобритании, которые оспариваются Испанией) Гибралтар
4 Джерси (коронное владение Британской короны, которое не входит в состав Великобритании) Сент-Хелиер
5 Остров Мэн (коронное владение Британской короны) Дуглас
6 Фареры (автономный островной регион, входящие в состав Дании) Торсхавн
7 Шпицберген (архипелаг в Северном Ледовитом океане, который является частью Норвегии) Лонгйир

Границы новой республики были определены на Парижской мирной конференции. Франция, стремившаяся создать вокруг Германии несколько крупных государств, поддержала включение в состав нового государства территорий, населенных не только чехами и словаками, но и немцами в Судетской области, венграми и украинцами в Закарпатье. В результате около трети населения страны составили немцы, венгры и украинцы.

В Чехословакии были проведены крупные реформы. Дворянство лишилось всех привилегий. Был установлен 8-часовой рабочий день и введено социальное страхование. Земельная реформа ликвидировала немецкое и венгерское крупное землевладение. Конституция 1920 года закрепила сложившийся в Чехословакии демократический строй. Будучи одной из самых промышленно развитых стран Европы, Чехословакия отличалась сравнительно высоким уровнем жизни и политической стабильностью.

Венгрия

31 октября 1918 года император Австро-Венгрии и одновременно король Венгрии Карл IV поручил венгерскому графу М. Каройи сформировать правительство из демократических партий. Это правительство ориентировалось на Антанту и пыталось сохранить Венгрию в довоенных границах. 16 ноября 1918 года Венгрия была провозглашена республикой. Но укрепиться демократии в Венгрии не удалось. Венгерские коммунисты (а это были в основном военнопленные, принявшие участие в революции в России, вступившие там в РКП(б) и после Брестского мира вернувшиеся домой) призвали к революции и начали создавать по всей стране Советы по российскому образцу.

Прийти к власти им «помогла» Антанта. В ультимативной форме ее представитель потребовал освободить территории, которые должны были быть переданы соседям Венгрии. Речь шла о Словакии, Хорватии, ставшей частью Королевства сербов, хорватов и словенцев, а также Трансильвании, передаваемой Румынии. Ультиматум был воспринят в стране как национальная катастрофа. Антанта превращала Венгрию в небольшое государство, не имеющее выхода к морю. Правительство и сам Каройи ушли в отставку. Казалось, что выход из этого кризиса один — попытаться опереться на помощь Советской России в попытке отстоять территориальную целостность страны. Этот шаг нельзя было осуществить без коммунистов.

21 марта 1919 года они и социал-демократы объединились и бескровно провозгласили Венгерскую Советскую республику. Были национализированы банки, промышленность, транспорт, крупные земельные владения. Лидер коммунистов Бела Кун стал наркомом иностранных дел и предложил «вооруженный союз» с Россией. Этот призыв был поддержан в Москве. Две Красные Армии пытались пробиться друг к другу, при этом венгерская оттеснила чехословацкие войска и вошла в Закарпатскую Украину. Но соединение так и не произошло. 24 июля началось наступление чехословацкой и румынской армий. 1 августа Советское правительство в Венгрии ушло в отставку. Вскоре в Будапешт вошли румынские войска. Власть в Венгрии перешла к антикоммунистическим группировкам, выступившим за восстановление монархии. В этих условиях в 1920 году были проведены выборы в парламент.

До окончательного решения вопроса о монархии регентом Венгрии был избран бывший вице-адмирал Миклош Хорти . Став регентом, Хорти сосредоточил в своих руках значительную власть, но в стране были сохранены парламент и многопартийность. Была запрещена только деятельность коммунистов, руководящие деятели Советской республики были привлечены к суду.

Летом 1920 года новое правительство подписало мирный договор. По нему Венгрия теряла 2/3 территории, 1/3 населения и выход к морю. 3 миллиона венгров оказались в соседних государствах, а сама Венгрия приняла 400 тысяч беженцев.

Австрия

После подписания Австро-Венгрией перемирия это государство распалось, все ненемецкие области страны отделились. В самой Австрии 30 октября 1918 года власть на себя взяли Временное национальное собрание и Государственный совет — коалиционное правительство во главе с социал-демократом Карлом Реннером. Временное национальное собрание упразднило монархию. Большинство политиков считало, что маленькая Австрия не сможет выжить. Было принято решение добиваться вхождения Австрии в состав Германии. Но великие державы в Париже запретили это делать, не желая усиления Германии. Воля австрийцев была проигнорирована. Условия мирного договора, который была вынуждена подписать Австрия, были для нее необыкновенно тяжелыми. Она превратилась в государство-«обрубок». Столетиями складывавшиеся экономические связи Австрии с Венгрией и славянскими землями были искусственно разорваны, страна потеряла выход к морю. Вена, бывшая центром громадной империи и соперничавшая по величию и великолепию с Лондоном, Парижем и Санкт-Петербургом, стала столицей небольшого государства. Австрии было запрещено объединение (аншлюсе) с Германией.

Королевство сербов, хорватов и словенцев

Югославянские народы, входившие в Австро-Венгрию, объединились вокруг Сербии и создали 4 декабря 1918 года Королевство сербов, хорватов и словенцев. Однако сербы стремились занять в этом государстве ведущее положение. При этом они не хотели считаться с интересами других народов, весьма отличающихся друг от друга, несмотря на общее происхождение (хорваты и словенцы — католики, македонцы, черногорцы и сами сербы — православные, часть славян приняла мусульманство, албанцы же — неславяне, исповедующие в большинстве ислам). Это почти сразу сделало национальный вопрос главным источником нестабильности в новом государстве. При этом основным оказалось противоречие между сербами и хорватами — двумя самыми крупными народами страны. Власти же пытались подавить всякое недовольство. Король Александр в январе 1929 года пошел на роспуск парламента и запрет политических партий. Страна стала называться Королевство Югославия, что должно было символизировать «национальное единство» населения. В ответ хорватские националисты, усташи, убили в 1934 году короля. Только в 1939 году правящий режим решил пойти на уступки в национальном вопросе: было объявлено о создании автономной хорватской области.

Польша

Потерявшая независимость и разделенная в XVIII веке Польша более столетия боролась за восстановление своей государственности. В годы первой мировой войны страны Антанты поддержали требования поляков. В 1918 году Польша обрела независимость. Ее возглавил Юзеф Пилсудский .

Одной из самых острых проблем новой Польши были ее границы. Западные границы Польши были определены на Парижской мирной конференции. Восточные же Пилсудский пытался воссоздать в том виде, в каком они были в 1772 году, когда в состав государства, помимо собственно польских земель, входила вся Белоруссия, Литва, часть Латвии и Правобережная Украина. Такие планы не могли не встретить противодействия со стороны народов, населявших эти территории. Они противоречили и принципу самоопределения народов, положенному в основу послевоенного переустройства.

В декабре 1919 года Высший совет Антанты установил в качестве временной границы Польши на востоке «линию Керзона», названную так по имени британского министра иностранных дел. Эта линия проходила по приблизительной границе проживания поляков, с одной стороны, украинцев, белорусов и литовцев, с другой. Однако, опираясь на поддержку Франции, видевшей в сильной Польше надежный противовес Германии на востоке, Пилсудский мог игнорировать данное решение. Этому способствовала и слабость государств, только что провозгласивших свою независимость (Литва, Украина, Белоруссия) после распада Российской империи.

Польские войска последовательно установили контроль над Галицией (эта часть Украины была до первой мировой войны в составе Австро-Венгрии), Виленским краем Литвы, а в мае 1920 года заняли Киев. Здесь польская армия вступила в военные действия с Красной Армией. Та начала контрнаступление, отбросила поляков и в конце июля 1920 года приблизилась к «линии Керзона». Большевики посчитали возможным продолжить наступление с тем, чтобы подтолкнуть революцию в Польше и в остальной Европе. Красная Армия пересекла «линию Керзона», на территории Польши было создано революционное правительство. Для поляков это означало, что Польша может потерять только что обретенную независимость. Новый национальный подъем и экстренная французская военная помощь позволили Пилсудскому подготовить и осуществить успешное контрнаступление на Висле. Красная Армия была вынуждена отступать.

В марте 1921 года стороны подписали в Риге мирный договор. Советско-польская граница прошла восточнее «линии Керзона», в составе Польши оказалась западная часть Украины и Белоруссии. Вскоре поляки опять захватили у Литвы Виленский край. Так сложились границы Польши, в которой треть населения составили неполяки. Советско-польская война была первой войной, которую вело новое польское государство: она на долгие годы определила враждебность в отношениях между Польшей и СССР.

В 1921 году была принята конституция, провозгласившая в стране парламентскую республику. На ее основе были проведены выборы в польский парламент — сейм. Во внешней политике Польша, находясь с 1921 года в союзе с Францией, проводила антигерманскую и антисоветскую политику.

Помимо Польши, после распада Российской империи возникло еще несколько государств. Революция дала толчок национальным движениям, которые стали выдвигать требования о предоставлении независимости. Принятая в начале ноября 1917 года Советом народных комиссаров Декларация прав народов России признала право на самоопределение народов вплоть до отделения от России. Большевики при этом предполагали, что на национальных окраинах революция приведет к установлению Советской власти и между самоопределившимися окраинами и Россией сохранятся тесные связи. Однако не везде события стали развиваться по этой схеме.

Финляндия

31 декабря 1917 года была предоставлена независимость Финляндии. В январе 1918 года левые социал-демократы и финская Красная Гвардия с помощью большевиков попытались установить Советскую власть. Они захватили столицу Финляндии Хельсинки, промышленные центры на юге страны, создали революционное правительство, которое заключило договор о дружбе с Советской Россией. К тому же после провозглашения независимости на территории Финляндии оставались части русской армии, поддержавшие восставших. Финское правительство переехало в город Васе, находящийся на побережье Ботнического залива, и приступило к формированию национальной армии, поручив это бывшему российскому генералу К.Г.Э. Маннергейму .

Присутствие российских войск дало повод Маннергейму просить помощи у Германии. В начале апреля 1918 года около 10 тысяч немецких солдат высадились в Финляндии. Восставшие были разгромлены. Но страна оказалась в зависимости от Германии, обсуждались планы провозглашения Финляндии королевством и приглашения на престол германского принца.

После поражения Германии в первой мировой войне в Финляндии была провозглашена республика, немецкие войска покинули страну. До формирования выборных органов власти новое государство возглавил Маннергейм. Советско-финские отношения долго оставались напряженными.

Литва

Территория будущей независимой Литвы в 1915 году была оккупирована германскими войсками. Под покровительством Германии там была создана Литовская Тариба (Ассамблея) во главе с А. Сметоной. 11 декабря 1917 года она провозгласила воссоздание Литовского государства. Германия признала независимость Литвы, заставив Советскую Россию признать ее по Брестскому миру.

Однако после Компьенского перемирия в Литву вторглась Красная Армия. В стране была провозглашена Советская Власть. Но вскоре Красная Армия была вытеснена при помощи добровольческих отрядов, состоявших из остатков германской армии. В апреле 1919 года Литовская Тариба приняла временную конституцию и избрала президентом А. Сметону.

Однако власть Сметоны на первых порах была чисто номинальной. Часть территории страны была оккупирована польской армией, север Литвы контролировали немецкие отряды, отношения с Советской Россией оставались неурегулированными. Страны Антанты с подозрением относились к представителям новой власти, видя в них германских ставленников. Только что сформированную литовскую армию решено было бросить на очистку территории от немецких отрядов, затем на почве антипольских интересов удалось урегулировать отношения с Советской Россией. С ней был подписан договор, по которому Виленский край признавался литовским.

В советско-польской войне Литва придерживалась нейтралитета, но Советская Россия передала ей Виленский край, из которого были выбиты польские войска. Однако после отступления Красной Армии поляки вновь захватили эту территорию, между польской и литовской армиями шли непрерывные столкновения. Лишь в ноябре 1920 года при посредничестве стран Антанты было заключено перемирие. В 1923 году Лига Наций признала факт присоединения Виленского края к Польше. Столицей Литвы стал Каунас. В виде компенсации Лига Наций согласилась с захватом Литвой Мемеля (Клайпеды) на побережье Балтийского моря — германской территории, перешедшей после мировой войны под управление Франции. В 1922 году Учредительный сейм принял конституцию Литвы. Она стала парламентской республикой. Была проведена аграрная реформа, в ходе которой ликвидировалось крупное землевладение, по преимуществу, польское. В результате этой реформы около 70 тысяч крестьян получили землю.

Латвия и Эстония

Территории Латвии и Эстонии, входившие в состав Российской империи, к февралю 1918 года были захвачены германской армией. По Брестскому миру Советская Россия признала отделение Латвии и Эстонии.

Германия планировала создать здесь Балтийское герцогство во главе с одним из представителей прусской династии Гогенцоллернов. Но после Компьенского перемирия Германия передала власть в Латвии в руки правительства К. Ульманиса, а в Эстонии — правительства К. Пятса, провозгласивших независимость своих государств. И то, и другое правительство состояли из представителей демократических партий.

Почти одновременно была предпринята попытка установить здесь Советскую власть. В Эстонию и Латвию вошли части Красной Армии. В борьбе против советских войск правительства Ульманиса и Пятса были вынуждены опираться на помощь германской армии, а после ее эвакуации — на добровольческие отряды, состоявшие из прибалтийских немцев и солдат германской армии. С декабря 1918 года помощь этим правительствам стала поступать от англичан, их эскадра пришла в Таллинн.

В 1919 году советские войска были вытеснены. Переориентировавшись на Антанту и создав национальные армии, правительства Ульманиса и Пятса изгнали немецкие отряды. В 1920 году РСФСР признала новые республики. В них были проведены выборы в Учредительные собрания и приняты конституции. Важную роль в стабилизации внутренней жизни этих государств сыграли, как и в Литве, аграрные реформы. Крупные земельные владения, принадлежавшие по преимуществу немецким баронам, были ликвидированы. Десятки тысяч крестьян получили на льготных условиях землю. Во внешней политике Латвия и Эстония ориентировались на Англию и Францию.

Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия

Кроме Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии, независимость в эти годы на время провозгласили также Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. Советская Россия поначалу признала независимость этих государств, но затем местные большевики с помощью Красной Армии установили советскую власть, провозгласили независимые советские республики, которые в 1922 году вошли в состав СССР.

Последствия образования новых государств

Образование новых государств в Восточной Европе было важным событием в жизни ее народов. Но, провозгласив принципы самоопределения народов как основу для национально-государственного размежевания, великие державы при определении границ новых государств многократно нарушали их сами или закрывали глаза, когда их нарушали другие. В итоге такого передела границ возникли районы с компактным проживанием национальных меньшинств (немцев, литовцев, украинцев и белорусов в Польше, немцев, венгров и украинцев в Чехословакии, венгров и украинцев в Румынии). Чувствовали свое неравноправие народы Югославии и словаки в Чехословакии. Это сделало новые государства очагом этнических конфликтов.

Кроме того, согласившись с образованием в Центральной Европе на месте трех империй нескольких сравнительно небольших государств, имеющих взаимные претензии друг к другу, великие державы получили регион постоянной политической нестабильности. Произошла как бы «балканизация» всей Восточной Европы. Это роковым образом сказалось на судьбах Версальско-Вашингтонской системы и самих новых государств.

Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997

Вектор движения к «Большой Европе», декларированный в феврале 2015 г. «нормандской четверкой» на встрече в Минске, подразумевает построение общего гуманитарного и экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». По мере практической реализации этого проекта неизбежно возникнет проблема преодоления вызовов сепаратизма, которые усиливаются в целом ряде европейских государств. Станут ли локальные националистические движения, выступающие под лозунгами самоопределения «своих» территорий, акторами радикального изменения границ на карте Европы», может продемонстрировать уже ближайшее будущее.

В Испании уже целые регионы управляются политиками, демонстрирующими стремление к большей независимости от Мадрида. Сторонники отделения от центра сильны, прежде всего, в Каталонии и в Стране Басков. Но их политические позиции укрепляются в Галисии, Андалусии, Валенсии и на Канарских островах.

Каталония

В числе главных доводов в пользу своей независимости от Испании каталонцы называют культурные и языковые различия с остальными подданными короны. Каталонцы очень гордятся этими различиями, старательно подчеркивая, что являются испанцами лишь отчасти, а все предпринимавшиеся в истории попытки их «испанизации» оканчивались неудачей.

С 1978 года Каталония существует в виде автономного сообщества - одного из 17 регионов Испании, имеющих собственные правительство и парламент. Однако по сравнению с остальными областями каталонцы гораздо более самостоятельны: большинство сфер общественной жизни, начиная от образования и заканчивая судами и полицией, находится в их руках. Однако регион лишен права распоряжаться своими доходами, и все налоговые поступления направляются в общую государственную казну. Будучи одной из наиболее процветающих областей Испании, Каталония регулярно становится донором менее благополучных соседей, и все большее число жителей региона уверены, что, став гражданами отдельного от Испании государства, они существенно повысят свое благосостояние.

Всплеск сепаратистских настроений в Каталонии спровоцировала неудачная попытка ее властей добиться правового оформления региональных привилегий. В 2010 году, когда Конституционный суд Испании вернул принятую четырьмя годами ранее новую версию каталонского регионального статута (конституции). Одновременно суд отменил привилегированное положение каталонского языка и отобрал у региона налоговую автономию. С тех пор число сторонников независимости от Испании в Каталонии постоянно росло.

Сепаратистские настроения подогревались и националистической риторикой Артура Маса, возглавившего региональное правительство в 2010 году. Под его руководством каталонские власти не раз заводили разговор о референдуме и даже приняли символическую декларацию о независимости. Однако все инициативы националистов пресекали в Мадриде: центральные власти опасаются, что, позволив отсоединиться одному региону, они спровоцируют развал всего государства.

Сторонники независимости Каталонии намерены отделиться от Испании, но хотят при этом остаться в Евросоюзе и сохранить в качестве валюты евро. Опросы показывают, что численность каталонцев, выступающих за отделение, упадет до 37%, если при этом им придется покинуть ЕС. Еще одним немаловажным препятствием на пути независимости может стать экономика. Хотя каталонская экономика составляет 19% ВВП Испании и обладает высокой степенью самодостаточности, но некоторые крупные компаний уже заявили, что в случае объявления независимости уйдут из региона и, следовательно, возможности сохранить экономическое благополучие у региона сократятся.

Тем не менее, более 80% участников опроса, который состоялся в Каталонии 9 ноября 2014 г., поддержали отделение этой культурно-исторической области от Испании. Состоявшееся событие многие приравнивают к полноценному референдуму. Но все-таки это еще не полноценный правовой акт, а только активизация политического торга региональных каталонских и центральных испанских властей, хотя результаты мирного волеизъявления каталонцев стали знаковыми далеко за пределами и самой Каталонии и Испании. Чтобы не допустить стихийного развития событий, центральным испанским властям предстоит теперь не просто учитывать позицию каталонских лидеров по многим вопросам, но и находить договоренности с ними на приемлемой для обеих сторон основе.

Страна Басков

Критический уровень сепаратизма демонстрирует и еще один испанский регион - Страна Басков, часть жителей которого десятилетиями добивалась независимости с оружием в руках. Наряду с Испанией, хотя и в меньшей степени, в конфликт оказалась замешана Франция, где в департаменте Атлантические Пиренеи расположена небольшая область - Северная Страна Басков.

Националистическое движение басков зародилось в XIX веке, когда их впервые за сотни лет лишили автономии. В условиях франкистского режима оно радикализировалось и вступило на путь вооруженной борьбы, которую радикальное крыло баскских националистов - ETA с переменным успехом вело и после установления демократии в Испании. За прошедшие десятилетия ЕТА несколько раз объявляла о прекращении огня, но всегда нарушала мирные обещания. Однако, после жестких полицейских операций, с 2011 года боевики ЕТА не совершили ни одного теракта.

Но целью баскских националистов по-прежнему является независимость Страны Басков, включая французские территории. Стремление к отделению, но прежде всего, от Испании, демонстрируют и не поддерживающие идеи политического насилия лидеры, представляющие политические силы региона. Свои требования об обособлении они выдвигали, несмотря на то, что условия баскской автономии более широкие, чем в случае с Каталонией. Сегодня в парламенте Страны Басков сепаратистам принадлежит две трети мест. Но в легальном поле баски действуют не так активно, как каталонцы. В 2008 году председатель регионального парламента Хуан Хосе Ибаречче попытался организовать референдум, на кото-ром предполагалось определить, стоит ли начинать диалог о праве басков на самоопределение. Но в Мадриде плебисцит запретили.

Многие видные испанские политики считают, что отделение как Каталонии, так и Страны Басков будет означать конец Испании как государства, поскольку тогда сработает принцип домино. Без Каталонии и Страны басков экономика Испании уменьшится на четверть, а доход на душу населения - на 5%.

Шотландский вопрос

В центре сепаратистских устремлений Шотландии лежат, прежде всего, экономические интересы. Основной источник дохода, которым Эдинбург не желает делиться с Лондоном, - нефтяное месторождение Brent в Северном море, открытое в начале 1970-х. Именно тогда шотландцы стали всерьез задумываться об усилении контроля над налоговыми потоками.

Но предпринятая в 1979 годы попытка Эдинбурга создать парламент, с помощью которого можно было бы отвоевать хоть часть финансов, удалась лишь в 1999 году и идеи сепаратизма развивались как латентные течения региональной политики. На новый уровень сепаратистская риторика вышла в 2007 году, когда о планах сделать Шотландию независимой объявил ее новый первый министр (премьер-министр) Алекс Сэлмонд, лидер Шотландской национальной партии (SNP). По его мнению, выход Шотландии из состава Соединенного Королевства принесет ее жителям только пользу, прежде всего в виде роста доходов. Реальной подготовкой референдума А. Сэлмонди и его сторонники смогли заняться только в 2011 году, когда SNP получила большинство в местном парламенте.

В Лондоне планы лидера шотландских националистов восприняли крайне негативно, однако, в конечном итоге решили им не препятствовать. Голосование было назначено на 18 сентября 2014 года и прошло в крайне напряженной для всей британской политики атмосфере. На шотландских избирателей было оказано массированное информационное давление, в котором приняла участие даже сама Елизавета II. В конечном итоге сторонники сохранения Шотландии в составе Великобритании добились поддержки у местных избирателей, однако, количество голосов противников единства, указывает, что идея независимости региона является скорее «замороженной», чем отвергнутой.

Сторонники и противники независимости выдвигают свои аргументы. Националисты, утверждают, что, свергнув иго английских евроскептиков, они обеспечат независимой Шотландии блестящее будущее, потому что будут сами распоряжаться нефтью в Северном море. SNP обещает, что выплаты государственный пенсий начнутся на год раньше запланированной даты и что примерно 200 тыс. семей смогут увеличить детские пособия. Бизнесменов сторонники независимости пытаются привлечь на свою сторону обещаниями снижения налогов для того, чтобы дать толчок развитию шотландской экономики и привлечь инвестиции из-за рубежа. Немаловажное место в их доводах занимает и обещание вывода ядерных подводных лодок с базы в Клайде.

Противники независимости спорят с националистами по всем пунктам. Они, к примеру, уверены, что шотландцы станут жить беднее, что в стране поднимутся цены на все, начиная от продуктов питания и заканчивая услугами. Они указывают, что шотландцы живут сейчас лучше англичан, потому что на среднего жителя Шотландии приходится на 1200 фунтов больше всевозможных выплат, чем на жителя Англии.

Лондон, в случае выхода Шотландии из Соединенного королевства, тоже ждут большие потери. Все их представить сейчас крайне трудно, но главные: потеря нефтяных миллиардов, необходимость открытия новой базы для подводных лодок, которая будет стоить тоже миллиарды; и смена названия и флага, из которого исчезнет синий цвет, лежат на поверхности.

В Брюсселе к независимости Шотландии относятся отрицательно и не особенно скрывают это. Евросоюз уже предупредил Эдинбург, что, если Шотландия выйдет из Великобритании, то об автоматическом вступлении в ЕС и тем более вступлении в еврозону ей придется забыть. Все процедурные вопросы она будет решать в общем порядке так же, как, например, те же Турция или Сербия.

Секейский край (Румыния)

Секеи - румынские венгры, проживающие в Трансильвании, вошедшей в состав Румынии после Первой мировой войны. Они не требуют создания независимого государства, а стремятся к правовому оформлению статуса автономии, который в настоящее время отсутствует. Более того, три уезда, в которых они проживают, не образуют даже подобия единой административной единицы. В своих требованиях секеи ориентируются на ситуацию, которая сложилась в 1952 году, когда правящая коммунистическая партия предоставила им автономию, просуществовавшую около 16 лет (до 1968 г.) и упраздненную в ходе административной реформы Н. Чаушеску.

С 2003 года секеи пытаются организовать референдум о создании автономии под условным названием Секейский край. Особенно активно они начали действовать в 2013 году, в преддверии новой территориальной реформы. Как оказалось, Бухарест все же решил выделить секейские жудецы в отдельную административную единицу, однако ни о каком самоуправлении и финансовой самостоятельности речи по-прежнему не идет. Кроме того, в соответствии с проектом реформы в состав венгероязычного региона войдет и один румыноязычный уезд (район), что существенно усложнит картину состава местного населения, а перспективы дальнейшего оформления автономизации будут заблокированы.

Южный Тироль

Итальянская провинция Южный Тироль (официальное название - Автономная провинция Больцано-Боцен - Южный Тироль) до 1919 года входила в состав Австро-Венгрии. Большинство жителей Южного Тироля говорят на диалектах немецкого языка.

В 1972 году территория получила статус автономии с правом решать многие вопросы на местном уровне. Данный шаг на не-которое время снял накал сепаратистских устремлений. Однако, с усугублением кризиса в итальянской экономике, лозунги о не-зависимости от Рима в Южном Тироле стали всё более громкими. Тироль больше не получает тех налоговых поступлений, которые ему полагаются. Об отделении от Италии в Южном Тироле всерьез заговорили только в 2000-х по инициативе националистической партии «Свобода Южного Тироля» (STF), однако готовой программы преобразований она не предложила и организовала серию опросов и консультативных референдумов, по итогам которых выяснилось: несмотря на то, что большинство тирольцев хотят размежевания, их конечные цели разнятся.

В вопросе обретения суверенитета, мнения тирольцев расходятся между несколькими сценариями: 1 - оставаться в Италии на правах ещё более широкой автономии; 2 - становиться независимым государством; 3 - вновь вернуться к Австрии; или же 4 - попытать счастье, став новым кантонов Швейцарии. Пока ни один из вариантов не может заручиться поддержкой абсолютного большинства, местную политику определяют умеренные силы, вы-ступающие за сохранение статус-кво под руководством Народной партии Южного Тироля, которые никаких шагов к отделению не предпринимают. Однако, учитывая итоги парламентских выборов в Италии (2014 г.) сторонники размежевания постепенно набирают вес в Тироле, и нынешним властям придется пойти на компромисс и поддержать сепаратистскую повестку .

Тирольцы гордятся одним из самых высоких уровней жизни в Старом Свете. Южный Тироль ежегодно посещают свыше 5 млн туристов, тирольские электростанции дают энергию почти всему северу Италии. Сейчас тирольцы не без оснований опасаются потери привилегий и субсидий, положенных им по соглашению об автономии 1972 года. Они явно не хотят жить так же, как остальные итальянцы. Особенно на юге полуострова.

Страсти по свободе умело разжигают националистические партии, имеющие в провинциальном парламенте больше 20% мест. Антиитальянские настроения в Южном Тироле разгорелись с новой силой после того, как правительство Марио Монти начало проводить программу жесткой экономии и сокращения расходов. Рим потребовал, чтобы Южный Тироль сократил расходы почти на 1 млрд евро, несмотря на то, что это требование противоречит соглашению, в котором говорится, что 90% собранных в провинции налогов должны возвращаться в виде субсидий. Трудные переговоры о разделении доходов сейчас идут с правительством Энрико Летты, который в вопросе отношений с регионами повторяет политику предшественника.

Фландрия и Валлония

Разделение голандскоязычных и франкоязычных регионов давно дебатируется в Бельгии и если надежды националистов, хотя бы с одной стороны будут исполнены, с карты Европы исчезнет целое государство.

В основном речь идет о фламандских националистах, желающих избавиться от необходимости обеспечивать экономически менее развитую Валлонию. Ситуация усугубляется крайне резким разграничением внутри Бельгии по языковому признаку, которое накладывает отпечаток практически на все сферы жизни. Обостряет ситуацию то, что представители севера и юга страны не способны договориться о формировании парламента, в котором обязательно должны быть представлены обе языковые общины. Из-за этой несговорчивости по итогам выборов 2010 года страна провела без постоянного правительства рекордно долгий срок - 541 день. Гарантом пусть и непрочного, но все же, единства Бельгии в последние годы был король Альберт II, недавно отрекшийся от престола в пользу сына Филиппа. Чтобы удержать страну от распада, он не раз и не два прибегал к челночной дипломатии, склоняя к сотрудничеству то фламандцев, то валлонцев.

Если Фландрия объявит о своей независимости, Бельгии не просто придет конец - на ее месте, скорее всего, начнется хаос. Валлония может распасться на части, которые распределятся между Францией, Германией и Люксембургом. К немцам же, скорее всего, отойдет и немецкоговорящая община, расположенная на востоке Валлонии. Кроме того, неясными остаются перспективы Брюсселя, который практически поровну поделен между голландско- и франкоязычными общинами.

Наблюдаемые в целом по Европе тенденции таковы, что говорить о скором появлении там новых государств, вряд ли приходится. Ближе всего к независимости находятся Шотландия и Фландрия, однако по разным причинам даже их шансы получить суверенитет не очень высоки. Что же до остальных стран Европы, то угроза их единству, скорее всего, еще меньше.

Сепаратисты европейского Севера

Мечты о независимости получают все большее распространение и в Гренландии, часть жителей которой стремится к будущему без Дании, рассчитывая на доходы от полезных ископаемых. Гренландия обладает широкой автономией и имеет свой парламент и правительство, а также сама распоряжается своими богатейшими природными ресурсами. Особый интерес представляют крупные месторождения редкоземельных металлов. По оценкам геологов, крупнейший на планете остров может иметь 9,16% их мировых запасов. Кроме них, в Гренландии есть большие запасы углеводородов, алмазов, золота, металлических руд и т. д.

Дания провозгласила Гренландию своей колонией в 1776 году. И хотя через два столетия, в 1979 г., Нуук получил внутреннюю автономию, главой острова остается датская королева Маргрет II. В ноябре 2008 года 76% гренландцев проголосовали за самоуправление. 22 мая закон о полном самоуправлении Гренландии был утвержден датским парламентом. Сейчас под юрисдикцией гренландцев находятся суды, полиция и береговая охрана. Копенгаген сохранил контроль над обороной, внешней политикой и валютными операциями. Только теперь датчанам необходимо советоваться с гренландцами при принятии решений, которые будут затрагивать и их остров.

По новому соглашению между Копенгагеном и Нууком, первые 75 млн крон, заработанные гренландцами, должны идти в бюджет острова, а все, что превышает эту сумму, будет делиться с Данией пополам. Но экономисты считают, без субсидий Копенгагена, которые составляют сейчас 3,6 млрд датских крон (655 млн долларов), т. е. почти две трети бюджета автономной области Датского королевства, Нуук выжить не сможет. Подняться на ноги и стать по-настоящему независимыми гренландцы смогут не раньше, чем лет через 25, и то при условии, что сумеют открыть 24 крупных шахты или карьера для добычи полезных ископаемых, каждая из которых стоит 5 млрд крон. Очень большой проблемой будет нехватка рабочей силы, так как население Гренландии составляет всего 57 тыс. человек.

Конечно, к подобным исследованиям следует относиться с известной долей скептицизма или хотя бы доверять их полностью независимым экспертам. Очевидно, этой точки зрения придерживается и гренландский премьер-министр Алека Хаммонд, которая в ответ на просьбу журналистов прокомментировать результаты исследования, заявила, что по-прежнему мечтает, чтобы Гренландия обрела независимость еще при ее жизни.

Результаты каталонского референдума вдохновляют сторон-ников независимости во всех испанских регионах, шотландских, фламандских, североитальянских, баварских автономистов и сепаратистов в странах Евросоюза. «Призрак сепаратизма бродит по Европе», писал американский журнал Th e National Interest. Автор статьи Gordon N. Bardos подчеркивал, что «если Европейский союз не выберется из нынешнего кризиса, угрожающего его существованию, то, как показывает история, эти движения могут еще больше усилиться и добиться новых успехов, преобразив Европу, известную нам на протяжении последних двадцати лет». Вопреки распространенным оценкам, европейские сепаратисты хотят не только денег, но и независимости.

Но стабильности европейских границ угрожают не только сепаратисты, но и вызовы, связанные с национализмом государственного формата. В настоящее время в Европе официально существует десять вялотекущих территориальных споров, в которых претензии каждой из сторон подкрепляются симпатиями населения. Это позволяет прибегать не только к правовым или историческим аргументам, но и к манипулированию национальными чувствами граждан европейских стран.

Сейчас, когда Евросоюз сталкивается с экономическими трудностями, территориальные споры на европейском пространстве грозят проявиться с новой силой. Такими точками латентного национализма, который может актуализироваться по подсказке из высоких кабинетов, являются: Боденское озеро (Швейцария, Австрия и Германия), Монблан (Италия и Франция), Гибралтар (Испания и Великобритания), залив Пиран (Словения и Хорватия), Эгейский спор (Греция и Турция), остров Шаренград (Хорватия и Сербия), Оливенса (Португалия и Испания), залив Лох-Фойл (Ирландия и Великобритания), Долларт Бей (Нидерланды и Германия), Северное Косово (Сербия и Республика Косово).

Масштабный эксперимент наднационального объединения в Европе стал очевидным вызовом представлениям о том, что национальное государство является главным действующим лицом современной мировой политики. Возрождение национализма стало важной составляющей трудностей, испытываемых сегодня Европейским Союзом. Попытки решения долговых проблем еврозоны очень сильно осложняются национальными стереотипами, когда северные европейцы считают южан лентяями, а южане осуждают надменность северян. Усиление национальных настроений в Европе проявляется на всех уровнях и в самых разных формах, вплоть до спортивных турниров и конкурса Евровидение.

В целом передача ряда государственных полномочий из национальных столиц в Брюссель лишь на очень короткое время смягчила националистические настроения европейских сепаратистов и одновременно создала и некую легальность для действий народов, активно добивающихся права на самоопределение. Каким бы успешным ни был европейский эксперимент в плане экономики и предотвращения региональных войн, он еще далек от создания общеевропейской идентичности, способной вытеснить представления о национальной принадлежности, основанной на общем языке, культуре и исторических традициях. Как показывает опыт Латинской Америки, даже очень глубокая культурно-языковая близость народов различных стран не может компенсировать чувство принадлежности к государству-нации.

В целом, национальные движения стали сегодня не только постоянным игроком на поле мировой политики, но и формируют специфический круг проблем, в решение которых вовлечены все другие акторы - прежде всего государства и многосторонние институты.

Страны Западной Европы всегда играли заметную роль в мировой политике и экономике. В первую очередь это относится к Англии, Германии, Франции, России. В 1900 г. соотношение сил в мировом промышленном производстве было следующим - на долю Англии приходилось 18,5%, Франции - 6,8, Германии - 13,2, США - 23,6%. На Европу в целом приходилось 62,0% всего промышленного производства мира.

После распада Австро-Венгрии чехи и словаки объединились и создали независимое государство - Чехословакию . Когда в Праге стало известно, что Австро-Венгрия запросила мира, 28 октября 1918 года Пражский национальный комитет взял на себя власть в чешских и словацких землях и создал Временное национальное собрание из представителей различных партий. Собрание избрало первого президента Чехословакии - Томаша Масарика. Границы новой республики были определены на Парижской мирной конференции. В ее состав вошли чешские земли Австрии, Словакия и Закарпатская Украина, входившие ранее в состав Венгрии, а позже часть Силезии, входящей в состав Германии. В результате около трети населения страны составили немцы, венгры и украинцы. В Чехословакии были проведены крупные реформы. Дворянство было лишено всех привилегий. Был установлен 8-часовой рабочий день и введено социальное страхование. Земельная реформа ликвидировала немецкое и венгерское крупное землевладение. Конституция 1920 года закрепила сложившийся в Чехословакии демократический строй. Будучи одной из самых развитых промышленных стран Европы, Чехословакия отличалась сравнительно высоким уровнем жизни и политической стабильностью.

31 октября 1918 года император Австро-Венгрии и одновременно король Венгрии Карл IV поручил венгерскому графу М.Каройи сформировать правительство из демократических партий. Это правительство ориентировалось на Антанту и пыталось сохранить Венгрию в довоенных границах. 16 ноября 1918 года Венгрия была провозглашена республикой. Но укрепиться демократии в Венгрии не удалось. Венгерские коммунисты призвали к революции и начали создавать по всей стране Советы по российскому образцу. Прийти к власти им «помогла» Антанта, в ультимативной форме потребовавшая освободить территории, которые должны были быть переданы теперь соседям Венгрии. Ультиматум был воспринят в стране как национальная катастрофа. Правительство и сам Каройи ушли в отставку. Казалось, что выход из этого кризиса один - попытаться опереться на помощь Советской России. Это нельзя было осуществить без коммунистов. 21 марта 1919 года они и социал-демократы объединились и бескровно провозгласили Венгерскую Советскую республику. Были национализированы банки, промышленность, транспорт, крупные земельные владения. Лидер коммунистов Бела Кун стал наркомом иностранных дел и предложил «вооруженный союз» с Россией. Этот призыв был поддержан в Москве. Две Красные Армии пытались пробиться друг к другу, венгерская, при этом оттеснила чехословацкие войска и вошла в Закарпатскую Украину. Но их соединение так и не произошло. 24 июля началось наступление чехословацкой и румынской армий. 1 августа Советское правительство ушло в отставку, а вскоре в Будапешт вошли румынские войска. Власть в Венгрии перешла к антикоммунистическим группировкам, выступившим, кроме того, за восстановление в Венгрии монархии. В этих условиях в 1920 году были проведены выборы в парламент. Советская республика пала, к власти пришел Миклош Хорти. Он запретил коммунистическую партию. Летом 1920 года новое правительство подписало Трианонский мирный договор. По нему Венгрия теряла 2/3 территории, 1/3 населения и выход к морю. 3 миллиона венгров оказались в соседних государствах, а сама Венгрия приняла 400 тысяч беженцев. Внешняя политика хортистской Венгрии была однозначно направлена на восстановление Венгрии в ее прежних границах. Ее отношения с соседями были постоянно натянутыми.

В тяжелом положении оказалась и Австрия . В Австрии 30 октября 1918 года власть на себя взяли Временное национальное собрание и Государственный совет, коалиционное правительство во главе с социал-демократом Карлом Реннером. Временное национальное собрание упразднило монархию. Император Карл IV, сменивший в 1916 году умершего Франца Иосифа, стал последним Габсбургом на австрийском троне. Условия мирного договора, который была вынуждена подписать Австрия, были для нее необыкновенно тяжелыми. Столетиями складывающиеся экономические связи Австрии с Венгрией и славянскими землями были искусственно разорваны, страна потеряла выход к морю. Вена, воздававшаяся как столица громадной империи и соперничающая по величию с Лондоном и Парижем стала столицей небольшого государства. Став почти чисто австрийско-немецким государством, Австрия естественно стала тяготеть к Германии. Но и эти связи были ограничены. Это стало питательной средой для роста националистических и фашистских умонастроений.

Югославянские народы, входившие в Австро-Венгрию, объединились вокруг Сербии и создали 4 декабря 1918 года Королевство сербов, хорватов и словенцев . Однако сербы стремились занять в этом государстве ведущее положение. При этом они не хотели считаться с интересами других народов, весьма отличающихся друг от друга, несмотря на общее происхождение (хорваты и словенцы - католики, македонцы, черногорцы и сами сербы - православные, часть славян приняла мусульманство, албанцы же - неславяне, исповедующие в большинстве ислам). Это почти сразу сделало национальный вопрос главным источником нестабильности политической жизни. При этом основным оказалось противоречие между сербами и хорватами - двумя самыми крупными народами страны. Власти же пытались подавить всякое недовольство. Страна стала называться Королевство Югославия, что должно было символизировать «национальное единство» населения. В ответ хорватские националисты убили в 1934 году короля. Только в 1939 правящий режим решил пойти на уступки в национальном вопросе: объявило о создании автономной хорватской области.

Потерявшая независимость и разделенная в XVIII веке Польша более столетия боролась за восстановление своего государства. Первая мировая война создала условия для достижения этой цели. Восстановление независимого польского государства связано с именем Юзефа Пилсудского. Наблюдая за ростом противоречий между Россией и Австро-Венгрией, он пришел к идее использовать эти противоречия для достижения своей цели. Предложил австрийцам услуги революционного подполья для борьбы с Россией. С началом Первой мировой войны Пилсудский получил возможность сформировать польские национальные части, которые уже в 1914 году вступили в бой с русской армией. Отступление русской армии из Польши в 1915 году способствовало росту влияния Пилсудского, что вызвало тревогу у немцев и австрийцев, менее всего думавших о польской независимости. Они отводили Пилсудскому только роль орудия в антирусской борьбе. Февральская революция в России и признание новой властью права поляков на независимость изменили ситуацию. Пилсудский даже подумывал о переходе на сторону России, и для начала прекратил сотрудничество с австрийцами и немцами. Те не стали с ним церемониться: он оказался в немецкой тюрьме. Но этот эпизод еще более способствовал росту его авторитета в Польше и, что не менее важно, делал его приемлемой фигурой для Антанты в качестве лидера Польши, восстановление независимости которой стало неизбежным. Германская революция позволила провозгласить независимость Польши, она же освободила Пилсудского.

Прибыв в Варшаву, став главой возрождающегося польского государства, всю свою энергию он сосредоточил на создании из разрозненных частей и отрядов боеспособной польской армии, которая, по его мнению, должна была сыграть решающую роль в определении границ польского государства. Западные границы Польши были определены на Парижской мирной конференции. Восточные же Пилсудский пытался воссоздать в том виде, в каком они были в 1772 году, когда в нее помимо собственно польских земель входила вся Белоруссия, Литва, часть Латвии и Правобережная Украина. Такие планы не могли не встретить противодействия со стороны народов, населяющих эти территории. Они противоречили и принципу самоопределения народов, положенному в основу послевоенного переустройства.

В декабре 1919 года Высший совет Антанты установил в качестве временной границы Польши на востоке «линию Керзона», которая проходила по приблизительной границе проживания поляков, с одной стороны, украинцев и литовцев, с другой. Однако, опираясь на поддержку Франции, видевшей в сильной Польше надежный противовес Германии на востоке, Пилсудский мог игнорировать это решение. Этому способствовала и слабость государств, только что провозгласивших свою независимость (Литва, Украина, Белоруссия) после распада Российской империи.

Польские войска последовательно установили контроль над Галицией (эта часть Украины была до Первой мировой войны в составе Австро-Венгрии), Виленским краем Литвы, а в мае 1920 года заняли Киев. После подписания мирного договора, в марте 1921 года советско-польская граница прошла восточнее «линии Керзона», в составе Польши оказалась западная часть Украины и Белоруссии. Вскоре поляки опять захватили у Литвы Виленский край. Так сложились границы Польши, в которой треть населения составили неполяки .

В 1921 году была принята конституция, провозгласившая Польшу парламентской республикой. Во внешней политике Польша, находясь с 1921 года в союзе с Францией, проводила антигерманскую и антисоветскую политику.

31 декабря 1917 года была предоставлена независимость Финляндии . Уже в январе 1918 года левые социал-демократы и финская Красная Гвардия попытались установить Советскую власть. Они захватили столицу Финляндии Хельсинки, промышленные центры на юге страны, создали революционное правительство, которое заключило договор о дружбе с Советской Россией. К тому же после провозглашения независимости на территории Финляндии оставались части русской армии, поддержавшие революцию. Финское правительство переехало в город Васе на берегу Ботнического залива и приступило к формированию национальной армии, поручив это бывшему российскому генералу К.Г.Э. Маннергейму. Присутствие российских войск дало Финляндии повод просить помощи у Германии. В начале апреля 1918 года около 10 тысяч немецких солдат высадились в Финляндии. Революционеры были разгромлены. Но страна оказалась в зависимости от Германии, обсуждались планы провозглашения Финляндии королевством и приглашения на престол германского принца. После поражения Германии в Первой мировой войне в Финляндии была провозглашена республика, немецкие войска покинули страну. До формирования выборных органов власти новое государство возглавил Маннергейм. Советско-финские отношения долго оставались напряженными .

Территория будущей независимой Литвы уже в 1915 году была оккупирована германскими войсками. Под покровительством Германии там была создана Литовская Тариба (Ассамблея) во главе с А. Сметоной. 11 декабря 1917 года она провозгласила воссоздание Литовского государства. Независимость Литвы признала Германия, заставив Советскую Россию признать ее по Брестскому миру. Однако после Компьенского перемирия в Литву вторглась Красная Армия, там была провозглашена Советская власть, Литва и Белоруссия были объединены в одну советскую республику. Начались переговоры о ее федеративном союзе с Советской Россией. Планы эти не осуществились. Виленский край был захвачен польскими войсками, а с остальной части Литвы Красная Армия была вытеснена при помощи добровольческих отрядов, состоящих из остатков германской армии. В апреле 1919 года Литовская Тариба приняла временную конституцию и избрала президентом А.Сметону. Были отменены все декреты Советов. Однако власть Сметоны на первых порах была чисто номинальной. Часть территории страны была оккупирована польской армией, север Литвы контролировали немецкие отряды, отношения с Советской Россией оставались неурегулированными. Страны Антанты с подозрением относились к новой власти, видя в ней германских ставленников. Только что сформированную литовскую армию решено было бросить на очистку территории от немецких отрядов, затем на почве антипольских интересов удалось урегулировать отношения с Советской Россией. С ней был подписан договор, по которому Виленский край признавался литовским.

В советско-польской войне Литва придерживалась нейтралитета, но Советская Россия передала ей Виленский край, из которого были выбиты польские войска. Однако после отступления Красной Армии поляки вновь захватили Виленский край, между польской и литовской армиями шли непрерывные столкновения. Лишь в ноябре 1920 года при посредничестве стран Антанты было заключено перемирие. В 1923 году Лига Наций признала факт присоединения Виленского края к Польше. Столицей Литвы стал Каунас. В виде компенсации Лига Наций согласилась с захватом Литвой Мемеля (Клайпеды) на побережье Балтийского моря - германской территории, перешедшей после мировой войны под управление Франции. В 1922 году Учредительный сейм принял конституцию Литвы. Она стала парламентской республикой. Была проведена аграрная реформа, в ходе которой было ликвидировано крупное землевладение, польское по преимуществу. Около 70 тысяч крестьян получили в результате этой реформы землю.

Территория будущих независимых республик Латвии и Эстонии к моменту Октябрьской революции была лишь частично занята германскими войсками. На оставшейся части Латвии и в Эстонии была провозглашена Советская власть, но в феврале 1918 года германская армия захватила и эту территорию. По Брестскому миру Советская Россия признала отделение Латвии и Эстонии. Германия планировала создать здесь Балтийское герцогство во главе с одним из представителей прусской династии Гогенгдоллернов. Но после Компьенского перемирия Германия передала власть в Латвии в руки правительства К. Ульманиса, а в Эстонии - правительства К. Пятса, провозгласивших независимость своих государств. И то, и другое правительство состояло из представителей демократических партий. Почти одновременно была предпринята попытка восстановить здесь Советскую власть. В Эстонию вошли части Красной Армии. Была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна, РСФСР признала ее независимость. По инициативе правительства РСФСР Эстонии была передана часть территории Петроградской губернии с преимущественно русским населением.

В Латвии было создано Временное советское правительство из латышских большевиков, которое обратилось за помощью к РСФСР. Красная Армия установила контроль над большей частью Латвии. Затем было провозглашено создание Социалистической Советской Республики Латвии. В борьбе против советских войск правительства Ульманиса и Пятса были вынуждены опираться на помощь германской армии, а после ее эвакуации, на добровольческие отряды, состоящие из прибалтийских немцев и солдат германской армии. С декабря 1918 года помощь этим правительствам стала поступать от англичан; их эскадра пришла в Таллинн. В 1919 году советские войска были вытеснены. Переориентировавшись на Антанту и создав национальные армии, правительства Ульманиса и Пятса изгнали немецкие отряды.

В 1920 году РСФСР признала новые республики. В них были проведены выборы в Учредительные собрания и приняты конституции. Важную роль в стабилизации внутренней жизни этих государств сыграли, как и в Литве, аграрные реформы. Крупные земельные владения, принадлежавшие по преимуществу немецким баронам, были ликвидированы. Десятки тысяч крестьян получили на льготных условиях землю. Во внешней политике эти государства ориентировались на Англию и Францию.

error: