Притчи о людях которые меняют жизнь. Мудрейшие притчи о жизни. Притчи о жизни и мудрости: с чего начать знакомство

Притча о неблагодарных детях

Один человек состарился и почти ничего не видел, руки его ослабели, а слух притупился. Он почти не мог держать ложку и постоянно ронял еду на пол. Его семья ежедневно с отвращением отворачивалась от несчастного, не имеющего возможность нормально насытиться пищей. Сын с невесткой решили поставить ему стол подальше от глаз. Старика усадили в сенях, но и там он пачкал пол, потому что не был способен удержать тарелку. Женщина рассердилась, и ее муж приготовил для отца кормушку, как для коровы. Но однажды маленький внучек подошел к папе и сказал ему:

– Пожалуйста, сделай мне одну вещь. Я принес тебе небольшой кусок высохшего ствола, валяющегося у нас во дворе.

– Конечно, сынок, что тебе хотелось бы иметь? – ласково ответил тот.

– Сделай мне кормушку, как у дедушки. А то ты скоро состаришься, и я тогда не буду знать, как тебе каждый день подавать еду.

Сын и невестка покраснели и сразу же пересадили старика за общий стол. Теперь его кормили самым лучшим образом.


Притча о сущности брака

Один молодой человек не умел найти себе подходящую невесту. Ему просто никак не удавалось отыскать самую достойную девушку. Одни из них были недостаточно хороши собой, другие не слишком работящи, а третьи очень плохо образованы. Юноша не был способен остановиться на ком-нибудь. Тогда он пошел к старейшине своей деревни и попросил у него доброго совета. Пожилой человек тщательно обдумал его слова и после сказал:

– Да, непросто тебе приходится. Ответь мне, любишь ли ты свою матушку?

Юноша не поверил своим ушам.

– А почему ты спрашиваешь? Разве она – виновница того, что я не могу найти невесту? Но раз ты любопытствуешь, скажу: иногда я злюсь на нее из-за ее постоянной сварливости. Она очень часто болтает разный вздор, каждый день жалуется на какие-то несусветные глупости и ворчит по малейшему поводу.

Старейшина укоризненно покачал головой и промолвил:

– Теперь я понимаю, в чем твоя беда. Любовь и радость в браке зависят от отношения к своим родителям. Способность испытывать сильные чувства уже заключена в душе человека. Он с ранних лет отдает свое сердце первым людям в своей жизни – отцу и матери. Именно от них передается сила испытывать доброту и жалость. Если ты обожаешь свою матушку, то и все остальные женщины покажутся тебе замечательными. Из благодарности к ней ты станешь хорошо относиться и ко всем прочим. Иди домой и научись любить и почитать свою маму. Тогда твое отношение к девушкам быстро изменится. Ты поймешь, в чем заключается их ценность.

– А для того, чтобы тебе снова не ошибиться, выбирай себе невесту, которая по-настоящему любит и чтит своих родителей. Если она с истинным уважением относится к своему батюшке, то также будет любить и своего мужа. Если же ты начнешь уважать мать, то тоже сможешь стать хорошим супругом. Люди, которые не ценят своих ближайших родственников, никогда не сумеют создать полноценную семью.


Притча о прочном браке

Старик и старуха были женаты уже более полувека. Люди восхищались крепостью их семьи. Один молодой человек, который вскоре собирался жениться, решил узнать их секрет. Он подошел к пожилому человеку и спросил его:

– Я думаю, что вся суть вашего счастья состоит в том, что вы с женой старались никогда не ссориться.

– Да нет, еще как ссорились, – улыбнулись супруги.

– Я понял, вы были очень хорошо обеспечены, поэтому недовольство редко посещало ваши души.

– Вовсе нет, знали и крайнюю нужду, и повседневную бедность.

– И что, вам ни разу не захотелось расстаться друг с другом?

– Случались и у нас тяжелые времена, – ответила со вздохом пожилая женщина.

– Но я тогда не понимаю, а как же вам удалось после всего сохранить семью?

– Сынок, мы просто родились в те старые годы, когда еще не было принято выбросить что-то и обзавестись новым. Вещи чинили до бесконечности, а не относили сразу же на помойку.


Притчи о взаимоотношениях между людьми

Притча об излишней открытости

Одна молодая девушка не умела поладить с окружающими людьми. Она долго плакала, а затем обратилась к старухе из своей деревни.

– Как мне быть, бабушка, – спросила она ее. – Я так стараюсь обращаться с односельчанами по доброму, никому не отказываю в их просьбах. И в ответ получаю одно зло. Они постоянно смеются надо мной и даже не стараются делать мне что-то хорошее. А некоторые люди ведут себя просто неприязненно. Как мне поступать по отношению к ним дальше?

Старая женщина только улыбнулась девушке. Она посоветовала ей:

– А ты сними платье и выйди раздетой на улицу.

– Что ты, бабушка! Почему ты предлагаешь мне подобное? – обиделась на нее девушка. – Люди будут смеяться надо мной, а мужчины станут презирать.

Старушка подошла к комоду и вынула оттуда небольшое зеркало. Она молча поставила его перед удивленной девушкой.

– Посмотри сюда, – сказала она ей, – ты не хочешь появиться на улице голой. А с открытой душой ты ходить не боишься. Ты не скрываешь ее от людей, а потом удивляешься, что каждый способен плюнуть в нее. Она у каждого человека, как зеркало. Окружающие смотрят в него, но видят только себя. Плохой – свое отражение, хороший – свое. И злому не хочется думать, что он видит истину, ему проще предполагать, что плох другой.

– Как же мне теперь поступить? – огорченно спросила ее девушка.

– Или за мной, доченька, посмотри на мой любимый сад. Я всю свою жизнь тщательно ухаживаю за ним, но ни один цветок не раскрылся в моем присутствии. Я вижу уже распустившееся растение и наслаждаюсь его прекрасным видом. Нам стоит учиться этому. Не нужно бросаться навстречу человеку. Открывай ему свою душу очень медленно, незаметно для него. Если ты поймешь, что он способен осквернить ее, замыкайся в себе. Не следует также помогать тем, кто не будет благодарен за твою доброту и отплатит за нее лишь злом. Поворачивайся к этим людям спиной. Открывай свое сердце лишь тому человеку, который будет по-настоящему ценить его и беречь.


Притча о хамстве

Один пьяница проходил мимо мудреца и от злости ударил его ногой. Но тот даже не пошевелился. Хулигану очень хотелось большого скандала, и он нагло спросил старца:

–А если я тебе еще раз поддам? Почему ты не отвечаешь мне тем же?

Пожилой человек очень долго молчал, но, видя, что бездельник не уходит, устало промолвил:

– Случается так, что какого-нибудь человека неожиданно лягнет отвязавшаяся лошадь. Он же не кричит на нее в таком случае и не требует от нее извинений. Он просто отворачивается, уходит и впредь старается избегать приближения к ней.


Притча о милосердии

Один слепец сидел на обочине дороги и просил у людей подаяния. Но они бросали ему очень мало денег и к концу дня всего лишь несколько монет лежали у него в шапке. Рядом проходила молодая девушка, которая подняла картонку с просьбой о милостыне, лежащую у его ног и что-то дописала на ней.

Нищий покачал головой, но не произнес ни слова. Через некоторое время он уловил запах ее духов и понял, что женщина возвращается. Но его шапка уже была полна деньгами. Люди бросали в нее не только монеты, но и крупные купюры.

– Дочка, что ты написала на картонке? – с признательностью спросил ее слепой.

– Все на ней осталось, как и раньше, я только немного улучшила ее содержание. Я написала внизу: «Человек никогда в жизни не будет способен полюбоваться той красотой, которая его окружает».


Притчи о человеческих качествах

Притча о необходимости тщательного обдумывания

В подполе проживала старая мышь со своим многочисленным потомством. Дом был богатый и животные не знали ни бед, ни голода. После заката солнца они являлись на кухню и сгрызали припасы.

Хозяину их нашествие надоело, и он взял к себе в хозяйство молодого кота. Тот быстро принялся за дело и мыши уже не знали, где от него скрыться. Он каждый день ловил кого-нибудь, и их поголовье стало стремительно уменьшаться.

Зверьки решили найти выход из сложившегося тяжелого положения. Они созвали общее собрание, а затем стали судить и рядить, как им быть дальше. Все предлагали что-то свое. Одна мышь кричала, что кошку следует накормить ядом, другая советовала убить ее большим камнем, третья придумывала способ сбросить ее с лестницы и так до бесконечности.

Наконец, вышел один самый старый представитель племени и сказал:

А давайте раздобудем где-нибудь бубенчики и привесим их коту на шею? Тогда он шагу не сможет больше сделать, чтобы мы не знали, где он находится. И мы всегда успеем спастись вовремя.

Мыши охотно согласились с удивительным предложением и сочли его самым лучшим из выдвинутых. Но неожиданно слова попросил крошечный зверек, который раньше всегда помалкивал. Он сказал:

Вы предложили очень мудрые решения. Последовать им было бы просто прекрасно. Мысль о колокольчике просто восхитила меня. Но кого именно отрядят для исполнения поручения?

Все замолчали. Было ясно, что даже самая лучшая задумка теряет свой смысл, если она недостаточно хорошо осмыслена и не имеет путей для решения.


Притча о любви и красоте

Пожилой человек очень много знал о жизни людей. Поэтому он говорил всем, что в сердечных делах рассудок мало чем способен помочь, а мудрым является только сердце. Когда окружающие спрашивали его, что значат подобные слова, он рассказывал им один случай.

«Юноша каждый день переправлялся по бурной реке для свидания со своей милой. Он преодолевал бурные волны и не обращал внимания на крутые пороги. Но, однажды, встретившись с любимой, он обнаружил, что у девушки выскочил прыщик. Возвращаясь, он подумал: «Нет. Она вовсе не идеальна». И в тот же момент силы оставили его, и он утонул. Все это время держаться на плаву ему позволяла только сила, которую ему давало его чувство к ней».


Притча о недостойном способе исполнения планов

Одна курица обратилась к волу. Она сказала:

Мне бы хотелось взлететь на вершину огромного кипариса, но я знаю, что никогда не смогу этого.

Я советую тебе приняться за навозную кучу. Нигде больше не содержится такого большого количества поистине полезных, придающих сил веществ.

Курица подошла к ней и стала клевать. Она наелась и осилила нижнюю ветку кипариса. Назавтра она снова принялась за свое и сумела взлететь на следующую ветвь. Так, день за днем ей постепенно удалось взобраться на макушку дерева. Она горделиво обозревала окружающих и не заметила приближающегося к ней охотника. Он неожиданно вскинул ружье, и через минуту курица уже лежала у его ног.

Поэтому не стоит прибегать к неподобающим средствам достижения цели, чтобы взлететь на слишком высокий пост. Удержаться на нем все равно не удастся.


Притча о праведности

Однажды один мужчина пришел к священнику и попросил его:

– Помоги мне советом. Я хотел бы встать на стезю добродетели, но не знаю, с чего мне нужно начать.

Тот обдумал его слова и сказал:

– Ничего особенного делать не требуется. Возвращайся к себе домой и продолжай свой обычный земной путь, как и раньше. Открой Библию: там сказано, любой грешник творит зло, но Господь не отворачивается от него. Праведник делает людям добро – и Бог всегда пребывает с ним. Отшельник молча живет в глухой тиши своей кельи, но и в подобном случае Вседержитель остается рядом. Ничего не меняй в своем повседневном существовании. Единственное, что необходимо сделать – избегать нечистоты души и мыслей.


Притча об уверенности в себе

Один юноша спросил Учителя:

– Ты много раз говорил нам, что для мудрости важным условием является познание самого себя. Но я не представляю, как его добиться.

Учитель одобрительно посмотрел на молодого человека и ответил:

– А ты не позволяй окружающим судить тебя.

– А как я смогу не разрешить им, Учитель? – спросил юноша.

– Представь, к тебе подходит один человек и говорит, что ты недостаточно хорош. Ты слушаешь его и падаешь духом. Другой, наоборот, считает, что лучше тебя никого нет. Ты чувствуешь себя счастливым. Все люди имеют о тебе какое-то мнение, высокое или низкое. Они не могут сказать тебе, какой ты в действительности. Не позволяй им высказывать вслух свои суждения. И я тоже не должен так делать. Единственный человек, который способен сказать, каков ты есть – ты сам.

Порой люди, как казалось бы, простые вещи воспринимают легче и примеряют на себя, когда они в виде сказки, приукрашены или завуалированы. Так, например, с древних лет они передают из поколения в поколение короткие притчи о жизни с моралью. В них есть смысл и нравоучение. Существует много жизненных притч, которые помогают задуматься о том, как правильно поступить в той или иной ситуации, об отношении к себе и окружающим.

Притча - это небольшой рассказ с использованием аллегории (художественное представление идеи) с целью поведать читателю задуманную мысль. Этот жанр, сходный с басней, ведь в ней тоже есть мораль.

Притча о страхе Правды

Когда-то Правда была обнаженной, и так ходила она по улицам и просилась в дома к людям. Но жителям это не нравилось, и они не хотели ее пускать к себе. Так она стала грустной и совсем поникла. Однажды встречает печальная Правда Притчу. Та же, совсем наоборот, была роскошной, в красивых нарядах, и люди, видя ее, с удовольствием открывали свои двери. Притча спрашивает Правду:

— Почему ты такая печальная и такая обнаженная ходишь по улицам?

Правда с полными грустью и тоской глазами ответила:

— Родная моя, мне все хуже и хуже. Моя ноша становится непосильна и горька. Люди не принимают меня, потому что я старая и приношу несчастье.

Странно, что тебя не принимают из-за старости. Ведь и я немолода, скажу даже больше, что с возрастом становлюсь все интересней. Знаешь, а люди не желают знать открытых и простых вещей. Они любят, чтобы вещи были приукрашены, недосказаны. У меня найдутся для тебя красивые платья, украшения. Я тебе их подарю, сестра моя, и ты в них понравишься людям, вот увидишь, они полюбят тебя.

Как только Правда оделась в наряды от Притчи, сразу все изменилось. Люди перестали ее избегать, они с удовольствием стали ее принимать. С тех пор обе сестры стали неразлучны.

Притча о трех ситах правды

Однажды к Сократу обратился человек:

Хочу рассказать тебе, что тот, кого ты считаешь своим другом, говорит о тебе за твоей спиной.

Не торопись, — сказал Сократ, — прежде чем рассказывать, мысленно просей все задуманные тобой слова для меня через три сита.

Как это, просеять слова через три сита?

Если ты решил передать мне чужие слова, то помни, что их нужно уметь просеивать трижды. Сначала возьми одно сито, которое называется правдой. Ты точно знаешь, что это правда?

Нет, я точно не знаю, я только это слышал от него.

Получается, что ты и сам не знаешь, правду или ложь собираешься мне говорить. Теперь берем второе сито - доброта. Ты будешь говорить что-то хорошее о моем друге?

Нет, наоборот.

Значит, ты не знаешь про то, что ты хочешь рассказать, правда это или нет, и вдобавок ко всему это что-то плохое. Третье сито - пользы. Мне действительно нужно знать то, о чем ты хочешь мне поведать?

Нет, нужды в этом знании нет.

Итак, ты пришел мне рассказать о том, в чем нет ни правды, ни пользы, ни доброты. Стоит ли тогда говорить?

Мораль этой притчи о правде такова: лучше несколько раз подумать, прежде чем говорить.

Священник

Вот еще одна о правде.

Как-то священник, закончив службу, сказал своим слушателям:

Через неделю, в воскресенье, я хотел бы с вами поговорить о лжи. Вы можете дома подготовиться к нашей беседе, для этого нужно прочитать семнадцатую главу Евангелия от Марка.

Когда прошла неделя, настало воскресенье, священник обратился перед проповедью к прихожанам:

Поднимите руку вверх те, кто прочитал семнадцатую главу.

Многие из слушателей подняли руки. Тогда священник сказал:

С теми, кто выполнил задание, я хочу поговорить о лжи.

Прихожане недоуменно посмотрели на священника, а он продолжил:

Семнадцатой главы в Евангелии от Марка нет.

Страх

Один монах странствовал по миру. И вот однажды он увидел, как чума направляется в город. Монах спросил ее:

Куда ты идешь?

Я иду туда, где ты родился, чтобы забрать одну тысячу жизней.

Прошло время. Встречает монах снова чуму и спрашивает:

Зачем ты меня обманула в прошлый раз? Ты же забрала вместо одной тысячи все пять тысяч жизней.

Я тебя не обманула, — отвечает чума. - Я и вправду забрала только тысячу жизней. Другие попрощались с ней от страха.

Вот еще самые популярные короткие притчи о жизни с моралью.

Рай и Ад

Одному человеку удалось пообщаться с Богом. Пользуясь случаем, он обратился с просьбой:

Боже, покажи мне Рай и Ад.

Бог подвел человека к вратам. Отворил врата, а там за ними был огромный стол с большой чашей. В этой чаше была ароматная и вкусная пища, которая манила к себе и невольно пробуждала аппетит.

Люди, которые сидели вокруг этого стола, выглядели безжизненно, болезненно. Было очевидно, что у них нет сил и они умирают от голода. К рукам этих людей были прикреплены ложки с очень длинными ручками. Достать пищу они могли легко, но дотянуться ложкой ко рту не получалось физически. Было видно, что они несчастны.

Господь сказал, что это был Ад.

Затем он подвел к другим вратам. Открыв их, человек увидел такой же большой стол с чашей, и в ней тоже было много вкусной еды. Люди вокруг стола были с такими же ложками. Только они выглядели счастливыми, сытыми и всем довольными.

Почему так? - спросил человек Господа.

Все просто, — отвечал Господь. - Те люди думают только о себе, а эти могут кормить друг друга.

Мораль: Господь показал нам, что Рай и Ад — одинаковые. Разницу задаем мы себе сами, она внутри нас.

Притча «Упал — вставай»

Однажды ученик обратился к своему учителю с вопросом:

Учитель, если бы я упал, то что бы ты мне сказал?

Вставай! - ответил учитель.

А если бы мое падение повторилось? - продолжал ученик.

Вставай!

Сколько можно продолжать так падать и вставать?

Столько, сколько живешь! Только мертвый упал и не смог подняться.

В каждой притче о правде или о жизни можно найти ответы и на совершенно другие волнующие вопросы.

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Поучительные аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому притчи о жизни с моралью – короткие и иносказательные – во все времена были очень популярным инструментом воспитания, затрагивая самые разные проблемы человеческого бытия.

Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее .

Два волка

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Познай и не делай

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!

Чёрная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:
– Что вы видите?
Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:
– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Притчи о счастье

Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому?
Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.

Кусочек глины

Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины.
– Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:
– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Мастер ответил, что они верны полностью.
– Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель — но не сон; еду — но не аппетит; лекарства — но не здоровье; слуг — но не друзей; женщин — но не любовь; жилище — но не домашний очаг; развлечения — но не радость; учителей — но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Ходжа Насреддин и путник

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.
– Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.
Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:
– О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!
– Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.
А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал:
- О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!
«Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.

Мудрые притчи о морали

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.
Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.
Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:
– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.
– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.
Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.
Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.
Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Всё в твоих руках

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его.
Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал:
– Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках!
Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос:
– Бабочка, – ответил мудрец.
– А живая или мёртвая?
Старик, улыбнувшись в бороду, сказал:
– Всё в твоих руках, человек.

Летучая Мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.
Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:
– Нет! Я останусь посредине.
– Хорошо! – сказали обе стороны.
Битва началась и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.
Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:
– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении?
– Вставай!
– А на следующий раз?
– Снова вставай!
– И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься?
– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Православные притчи о жизни

Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле.
Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.

Смирение – это подвиг

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:
– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него:
– Можно я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:
– Выбирай.
Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
– Господи, можно мне взять этот?
– Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.

О любви с моралью

Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов. Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?
Затрагиваются притчами и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.

Всё или ничего

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».
Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.
Тогда мудрец ответил: «Всё».
Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»
Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»

Разум и сердце

Один человек утверждал, что разум на улице любви - слеп, и что главное в любви - сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течение, чтобы увидеться со своей возлюбленной.
Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Чинить, а не выбрасывать

Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:
– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?
– Ругались, – ответили муж и жена.
– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?
– Да нет, всё как у всех.
– Но вы никогда не хотели разойтись?
– Бывали и такие мысли.
– Как же вам удалось так долго прожить вместе?
– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

Не требуй

Учитель узнал, что один из его учеников настойчиво добивался чьей-то любви.
– Не требуй любви, так ты её не получишь, – сказал учитель.
– Но почему?
– Скажи, что ты делаешь, когда в твою дверь ломятся непрошеные гости, когда они стучат, кричат, требуя отворить, и рвут на себе волосы от того, что им не открывают?
– Я сильнее запираю её.
– Не ломись в двери чужих сердец, так они ещё сильнее закроются пред тобой. Стань желанным гостем и перед тобой откроется любое сердце. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчёлами, а даря им нектар, привлекает их к себе.

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль.
Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду:
– Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать?
– Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ:
– Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
– Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:
– Неужели тебя не задевают наши слова?!
– Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:
– Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

О смысле жизни

Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса.
Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Кратковременность бытия каждого отдельного человека рассматривается философски. Пожалуй, наиболее аллегоричная и прозрачная притча этой категории была придумана американскими индейцами.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную.
Камень говорил:
– Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.
Бамбук отвечал:
– Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.
Камень возражал:
– Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.
Бамбук настаивал:
– Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.
На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.

ИЛЛЮЗИЯ

Человек, желавший стать учеником, сказал мудрецу:
- Вот уже много дней я слушаю, как вы порицаете идеи, представления и манеру поведения, которые мне не свойственны и никогда не будут свойственны. В чем цель всего этого?
Мудрец отвечал:
- Цель этого - сделать так, чтобы ты прекратил наконец воображать, что все, что я порицаю, тебе никогда не было свойственно, и понял, что страдаешь заблуждением, будто оно не свойственно тебе сейчас.

МИР

Ученик спросил дервиша:
- Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель.
"Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: "Кто ты?" - и услышишь в ответ с разных сторон: "Кто ты? Кто ты? Кто ты?".
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посредине - целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы; и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай.
Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак.
В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями".
- Теперь ты видишь, - закончил дервиш, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир - это большое зеркало.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Предположения посещают людей чаще, чем те полагают. Обычно люди действуют, полагаясь на свои догадки. Такая привычка может быть полезна, ведь тогда не нужно думать и общаться. Если тебе встретился человек в форме, ты можешь догадаться, что он - страж порядка.
Но не пользуйся предположениями все время и не позволяй им управлять твоей жизнью!
Помни о печальной участи оформителя вывесок - он лишился выручки, ибо предположил неверно. Богатая женщина попросила его написать предупреждение о собаке в доме, чтобы повесить его на входной двери. Он написал: "Осторожно, злая собака!" - и потерял заказ. - Глупец, - воскликнула женщина, - я хотела уведомить входящих: "Стучите тише! Не разбудите собаку!"

КОШКА И КРОЛИК

Кошка сказала:
- Кролики недостойны того, чтобы их учить! Я предлагаю дешевые уроки ловли мышей - и хоть бы один кролик заинтересовался!

ЗНАНИЕ

Правитель города приказал схватить одного суфия и бросить в тюрьму. Ученики пришли навестить своего учителя в заточении. Они были поражены, увидев, что их учитель ничуть не переменился и радостно приветствует их, словно они в гостях у него дома.
- Учитель, что служит вам утешением здесь, в доме печали? - воскликнули ученики.
- Четыре изречения, - ответил суфий. - Вот первое:
"Зла никому не избежать, ибо все предопределено судьбой".
Вот второе:
"Что остается делать человеку в несчастье, как не терпеливо переносить свое страдание? Ведь во всей вселенной не только ты испытываешь не что подобное".
Вот третье:
"Будь благодарен судьбе за то, что не случилось худшего, - оно всегда возможно".
И, наконец, я говорю себе: "Избавление может быть близко, хотя ты и не знаешь об этом".
В этот момент стражники пришли с вестью, что суфий свободен, ибо схватили его по ошибке.

НЕДОВОЛЬНЫЙ

Мирянин жаловался суфию на засилье нечестивых людей.
- Всю жизнь я страдаю от людской злобы и нечестия, - сетовал он. - Тот-то упрекнул меня и несправедливо осудил, тот-то подвел меня в деле, тот-то обманул меня, тот-то не поделился со мной прибылью...
Жалобы лились нескончаемым потоком. Суфий молчал, не прерывая его. Наконец тот замолк, спросив напоследок: Что же мне делать?
- Не уподобляться глупцам, замечающим только ошибки, промахи и зло в людях, с которыми они живут и общаются, - ответил суфий. - Эти неразумные не обращают внимания на достоинства людей. Они похожи на мух, липнущих к язвам тела.

СОВЕТ

Один ученик спросил своего наставника-суфия: - Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
- Вставай!
- А на следующий раз?
- Снова вставай!
- И сколько это может продолжаться - все падать и подниматься?
- Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

ТРИ ЭПОХИ

Разговор в пятом веке
- Говорят, шелк не растет на деревьях - его прядут гусеницы.
- А алмазы появляются из яиц? Не обращай внимания. Это очевидная ложь.
- Но ведь в дальних землях, несомненно, существует много чудес…
- Вот из такой жажды сверхъестественного и возникают всякие фантастические измышления, пользующиеся спросом у легковерных.
- А вообще-то, если вдуматься, подобные бредни, столь широко распространенные на Востоке, никогда не приживутся в нашем, логически мыслящем, цивилизованном обществе.
В шестом веке
- Приехал один человек с Востока и привез с собой каких-то червяков.
- Несомненно, шарлатан. Я полагаю, он утверждает, что они лечат зубную боль?
- Нет, забавнее. Он говорит, они могут "прясть шелк". Он говорит, что раздобыл их с риском для жизни и теперь демонстрирует при дворах в разных странах.
- Да он просто эксплуатирует поверье, устаревшее уже во времена моего прапрадеда!
- Что же мы с ним будем делать, господин?
- Брось его дьявольских червяков в огонь, а его бей, покуда он публично не отречется от своей ереси. Такие как он на редкость обнаглели. Нужно продемонстрировать им, что мы здесь, на Западе - не какая-нибудь темная деревенщина, готовая поверить любому проходимцу с Востока.
В двадцатом веке
- Так ты говоришь, что знаешь нечто, известное на Востоке, чего здесь, на Западе, мы еще не открыли? Ну, это говорили еще много тысяч лет назад. Но в нынешнем веке ум человеческий поистине открыт всему новому. Так что, пожалуй, попробуем. Ну, давай, продемонстрируй что хочешь - у меня до следующей встречи пятнадцать минут. Или, если тебе угодно, можешь представить свои соображения в письменном виде. Вот тебе лист бумаги.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ.

Один человек верил, что последний день человечества придётся на некое определенное число, и что его следует встретить особым образом.
Он собрал всех, кто прислушивался к его словам, и когда означенный день настал, повёл их на высокую гору. Но как только все они достигли вершины, хрупкая земляная корка под их общим весом обвалилась, и они рухнули в жерло вулкана. И это был поистине их последний день.

МЫСЛЬ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ.

Была на свете одна виноградная лоза, которая осознала, что люди ежегодно снимают с нее виноград и уносят его.
И никто никогда не говорит ей "спасибо".
В один прекрасный день мимо проходил мудрый человек и присел отдохнуть неподалеку.
"Вот он, мой шанс прояснить тайну", - подумала лоза и промолвила:
- Мудрый человек! Ты видишь: я - виноградная лоза. Когда мои плоды созревают, приходят люди и забирают их. Ни от одного из них я не вижу даже намека на благодарность. Можешь ли ты объяснить мне причину такого поведения?
Мудрый человек подумал и сказал:
- По всей вероятности, причина его в том, что у всех этих людей создалось впечатление, что ты не можешь не производить виноград.

ЛИЧИНА

Жила-была пчела, которая обнаружила, что осы не знают, как делается мед. Она подумала, что могла бы рассказать им об этом. Правда, одна мудрая пчела предостерегла ее:
- Осы не любят пчел. Если бы ты очутилась среди них, они не стали бы слушать тебя, потому что у них существует древнее поверье, что пчелы - антиподы ос.
После долгого размышления над этой проблемой пчела решила, что если она выпачкает себя в желтой пыльце, то станет совершенно неотличимой от ос, и те примут ее за свою.
Так она и сделала. Выдав себя за осу, сделавшую великое открытие, пчела начала учить ос делать мед. Те были в полном восторге и трудились под ее руководством не покладая рук. Но вот настало время отдыха. И тут осы заметили, что в пылу работы с пчелы осыпалась ее маскировка. И они узнали ее.
Все как одна они набросились на нее и закусали до смерти, как незваного гостя и древнего врага. И разумеется, весь наполовину уже готовый мед был с негодованием выброшен - ибо что хорошего может быть в предложенном чужеземцем?

ЕДА И УДИВЛЕНИЕ

Один молодой человек, желавший достичь просветления, разыскал суфия, жившего в уединении, и попросился к нему в ученики. Не сказав ни да, ни нет, суфий разрешил ему поселиться неподалеку.
Прошло много времени, в течение которого юноша не получал никаких наставлений и имел весьма мало впечатлений, о которых мог бы размышлять.
Как-то раз он сказал:
- Я никогда не вижу, чтобы вы ели. Как это вы можете жить без еды?
- С тех пор, как ты присоединился ко мне, я прекратил есть в присутствии посторонних, - промолвил суфий. - Теперь я ем втайне.
Вконец заинтригованный, молодой человек спросил:
- Но почему? Если вы желали обмануть меня, тогда почему теперь признаетесь в этом?
- Я прекратил есть, - ответил мудрец, - чтобы ты мог удивляться мне. Я надеялся, что настанет день, когда ты, наконец, перестанешь удивляться тому, что к делу не относится, и действительно станешь учеником.
- Но разве вы не могли просто сказать мне, чтобы я не удивлялся тому, что лежит на поверхности?!
- Это уже говорилось тысячи и тысячи раз, ясно и отчетливо, всем в мире, включая и тебя самого, - ответил суфий. - И ты полагаешь, что лишняя пригоршня слов возымела бы действие?

ИСТОРИЯ КУВШИНА

Слыхали вы о трагедии несчастного кувшина?
Лежа в углу комнаты на постели, тяжелобольной молил о глотке воды.
Кувшин настолько проникся состраданием к этому человеку, что умудрился величайшим усилием воли сдвинуть себя, вращаясь, по направлению к нему на расстояние вытянутой руки
Открыв глаза, человек увидел около себя кувшин и испытал прилив подлинного изумления и радости. Он с трудом дотянулся до кувшина, поднес его к губам и… обнаружил, что тот пуст.
Собрав все остававшиеся у него силы, больной со всего размаху швырнул кувшин об стену, и тот разлетелся на множество бесполезных кусков глины.

НЕКТАР

Отсутствие печалей порождает пресыщенность. Иллюстрацией этого служит история о пчеле.
Вылетев из улья в первый раз после долгой зимней спячки, пчела обнаружила клумбу.
Тремя днями позже она воскликнула:
- Ума не приложу, что случилось с нектаром: он стал таким кислым.

НЕСУРАЗНОСТИ

Один суфий посылал всех, кто хотел стать его учеником, слушать и записывать разглагольствования его клеветников - большей частью это были догматически настроенные ученые.
Кто-то спросил его:
- Почему вы это делаете?
Он ответил:
- Одно из первых упражнений суфия - увидеть, способен ли он распознавать несуразности, пристрастия и искажения у тех, кто воображает себя мудрым. Если он действительно способен увидеть, что у них внутри, и распознать их самовлюбленную и ядовитую природу - тогда он может начинать учиться Реальности.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДАРЫ

Посетителей Джан Фишан Хана иногда встречал человек, который приветствовал их, произнося льстивые слова. Затем им подносили халву. И, наконец, прямо перед тем, как их впускали в помещение, где находился Мастер, они получали в дар великолепный золотой слиток.
Когда они оказывались перед Учителем, тот говорил:
- Обратите внимание на дары, полученные вами. В нашем кругу они означают: "Если вы желаете причинить кому-то вред, одаривайте его лестью, пищей и деньгами". Вы можете этим даже уничтожить человека, в то время как он будет от всей души благодарен вам за то, что вы это делаете.

ОСЕЛ

Я знаю: когда погода улучшится, появится клевер, - сказал осел. - Но я хочу его сейчас. А все предлагают только сено. Как же разрешить эту проблему? - Не знаю. Я слишком занят: я думаю о клевере...

СТАТИСТИКА

Бедняк сказал богачу:
- Все свои деньги я трачу на еду.
- В том-то и состоит твоя беда, - отвечал богач. - Лично я трачу на еду только пять процентов своих денег.

ДУРАК

Жил да был человек, который в одном случае поступил правильно, а в другом неправильно - именно в такой последовательности
Первый поступок заключался в том, что он сказал дураку, что тот дурак.
Второй - он не обратил внимания на то, что стоит у края глубокого колодца.

ТИГР

Олень, уносясь от тигра, вышедшего на охоту, заметил безмятежно сидевшую около своей норки мышь и, на минуту приостановив бег, крикнул ей:
- Повелитель джунглей приближается! Тигр одержим жаждой убийства! Спасайся!
Мышь, как ни в чем не бывало, ущипнула травинку и промолвила:
- Если бы ты сказал, что вышла мародерствовать кошка - это бы заинтересовало меня!

ПОЖАЛУЙСТА, СДЕЛАЙТЕ ЭТО

Одного суфия спросили:
- Как можете вы учить людей двигаться в определенном направлении, если они не знают вашего "языка"?
Он отвечал:
- Вот история, иллюстрирующая это. Как-то раз суфий попал в страну, где люди знали на его языке одну-единственную фразу: "Пожалуйста, сделайте это!"
У него не было времени научить их лучшему пониманию его языка. Поэтому, когда ему бывало нужно, чтобы что-нибудь было сделано, он демонстрировал это и говорил: "Пожалуйста, сделайте это!"
И, таким образом, все было сделано.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Диалог между суфием и спрашивающим:
- Какое из утверждений надо выбрать, если два суфийских изречения противоречат друг другу?
- Они противоречат друг другу, лишь когда их рассматривают по отдельности. Если вы хлопнете в ладоши и обратите внимание лишь на движение рук, это будет выглядеть так, словно они противодействуют друг другу. Но в этом случае вы не увидите, что в действительности произошло.
- Целью "противодействия" рук было, разумеется, произвести хлопок.

СУФИЙ-РАБ

Рассказывают, что один из великих суфиев - Айяз, которого приблизил к себе султан Махмуд из Газны, был рабом.
История гласит, что некий придворный как-то раз сказал ему:
- Ты был дервишем, затем попал в плен. И вот уже много лет ты служишь Махмуду. Святость твоя столь велика, что, попроси ты о свободе, султан незамедлительно дал бы тебе ее. Почему ты остаешься в таком незавидном положении?
Айяз тяжело вздохнул и произнес:
- Если я перестану быть рабом, где на всей земле возьмется человек, на которого люди могли бы ссылаться как на пример раба, являющегося учителем? И потом, если я покину царя, кто другой сможет увещевать придворных? Ведь они слушают меня только по той причине, что ко мне прислушивается Махмуд. Друг мой, сей крохотный мирок создали для себя люди, подобные вам. И тем не менее, вы же спрашиваете меня, почему я остаюсь рабом в этой, сотворенной людьми, клетке.

НЕПРАВДОПОДОБНАЯ ЛЕГЕНДА

Косметическая хирургия, - сказал орел, - не только полезна в свете сегодняшнего уровня общественного развития: она практически необходима.
Когда он подрезал когти и укоротил клюв, результат столь понравился всем окружающим, что они сделали то же самое.
Почти все. Усовершенствованием внешнего облика не озаботились вороны. Они отрастили когти и стали ждать дня, когда - случись такое, что социальные табу под давлением обстоятельств вновь допустят отращивание когтей, - другие хищники, практикующие педикюр и развивающие цивилизованность, уже просто не будут знать, для чего вообще нужны когти.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Один суфий пригласил глубоко почитавшего его человека поселиться в его доме. Однако всего спустя четыре дня он уехал в дальние края, и его не было три года.
Лишенный присутствия Мастера, гость пал духом и чувствовал себя чрезвычайно неловко. А ведь он еще и был вынужден справляться с обязанностями по дому...
Спустя много лет в город, где это происходило, возвратился один человек, которому он поверял свои невзгоды, и обнаружил, что друг его преуспел в том, чтобы стать суфием, и что чувства его теперь весьма отличаются от прежних.
Он объяснил своему другу:
- То, что казалось мне ясным в то время, когда я впервые попал в дом моего Мастера, как я теперь понимаю, в действительности было от меня сокрыто. Если бы он остался, я бы не перенес интенсивности его присутствия. Я полагал, что хочу находиться рядом с ним, в то время как в действительности мне было нужно дышать окружавшей его атмосферой.

ИНТЕРЕС К СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНЕ

Когда Анвара, сына Хайата, спросили, почему он не критикует людей, он ответил:
- Меня удерживает интерес к собственной персоне. Если ты демонстрируешь недостатки соседа, это может пойти на пользу окружающему обществу, но далеко не всегда полезно тебе самому. Упражнения в язвительности развивают высокомерие.
Я слишком забочусь о себе и не желаю, чтобы высокомерие разъело мне душу.

Одного суфия спросили:
- Почему вы путешествовали в поисках нового опыта, только когда были молодым?
Он ответил:
- Потому что, сделай я это, будучи уже знаменитым, люди относились бы ко мне по-другому, и я не приобрел бы того опыта, который был мне столь нужен.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

Дервиша раз спросили:
- Как можете вы исцелять больных, если ваш мастер этого не может?
Он ответил:
- Одного человека спросили: "Почему вы ходите в бакалейную лавку, если ваш мастер этого не делает?" Этот человек ответил: "Я хожу в лавку, потому что мой мастер печет хлеб. Если бы он не делал этого, не было бы нужды в муке".

В Бхагаватгите есть такая история.

Великий мастер стрельбы из лука по имени Дрона обучал своих учеников. Он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
Один сказал:
- Я вижу дерево и мишень на нем. Другой сказал:
- Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе... Все остальные отвечали примерно также.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
- А ты что видишь? Тот ответил:
- Я не могу видеть ничего, кроме мишени. И Дрона сказал:
- Только такой человек может стать попадающим в цель.

ВЕРА И НЕДОВЕРИЕ

Кришна сидел в своем доме за столом. Его царица Ракмини подавала ему пищу. Вдруг Кришна отодвинул от себя блюдо, вскочил и побежал через сад на улицу. Ракмини заволновалась и выбежала за ним. На полпути она увидела Кришну, который возвращался в дом.
Войдя в дом, он сел за стол и как ни в чем не бывало, продолжил трапезу Ракмини взволнованно спросила его:
- Что случилось? Почему ты так неожиданно прервал обед и выбежал на улицу?
Кришна ответил:
- Я почувствовал, что один из моих учеников нуждается в помощи, все его существо притягивало меня. Жители деревни остановили его, бросали в него камни и оскорбляли. Он же стоял беззащитный и молился.
Ракмини удивленно спросила:
- Почему же ты вернулся с полдороги и не пришел ему на помощь?
Кришна ответил:
- Сначала, когда он стоял беззащитным перед людьми, которые ему угрожали, все Бытие встало на его защиту, но когда он не выдержал и поднял камень в свою защиту, я понял, что он решил полагаться на свои силы.

ЦВЕТЫ

Субхути медитировал под деревом и смог постичь всеобъемлемость пустоты, понимание того, что ничто не существует иначе, как во взаимосвязи субъективного и объективного. Вдруг он почувствовал, что на него с дерева посыпались цветы,
- Мы благодарим тебя за беседу о пустоте, - шепнули ему боги.
- Но ведь я же ничего не говорил о пустоте, - сказал Субхути.
- Ты не говорил о пустоте, мы не слышали пустоты, - ответили боги. - Это и есть истинная пустота.
И снова цветы дождем посыпались на него.

ПРИТЧА В ДЕЙСТВИИ

Многие люди полагают, что их интерес к предмету является достаточной подготовкой. Более того, они не могут поверить, что другие, возможно, имеют способность восприятия, в то время как они сами должны ждать.
Джунайд однажды проиллюстрировал это на очевидном уровне, когда некоторые из его двадцати учеников ревниво отнеслись к его привязанности к одному из них. Притча-в-действии, которую он изобрел, стоит того, чтобы над ней поразмышлять.
Он созвал всех своих учеников и велел им принести двадцать кур. Каждому было сказано отнести одну птицу туда, где его никто не увидит, и убить ее.
Когда они вернулись, птицы были мертвы: все, за исключением той, что взял обсуждаемый ученик.
Джунайд в присутствии остальных учеников спросил его, почему он не убил свою птицу.
"Вы велели мне пойти туда, где я не могу быть увиденным, но такого места нет: Бог видит все", - ответил человек.

ПРИТЧА О МОНАХАХ

Возвращались как-то старый и молодой монах в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей сильно разлилась.
На берегу стояла женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам.
Молодой монах, заметив женщину, демонстративно отвернулся, а старый подошел к ней, взял на руки и перенес ее через речку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: "Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!" На что старый спокойно ответил: " Странно, я перенес ее и оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь."

КОЛЬЦО ЦАРЯ СОЛОМОНА

Жил был мудрый царь Соломон. Но не смотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!" На что Мудрец ответил: "Я знаю как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "ЭТО ПРОЙДЕТ!" Когда тебе постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!".
Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ..."

КРЕСТ

Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: "Спаситель, мой крест слишком тяжел и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?" И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу: "Позволь мне взять этот". И Бог сказал: "Так ведь это есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные".

ЧТО СЛАЩЕ

Передают, что Абу Саид провёл семь лет в пустыне, претерпевая изнурительные тяготы аскезы. Пищей ему служили стебли и коренья колючих кустарников, а питьём - собранные капли росы. Когда же он достиг просветления, то оставил подобные практики.
Однажды в городе Мешхеде он отдыхал, откинувшись на подушки . Ученик отрезал ломтики дыни, макал их в сахарную пудру и подавал ему. Некто, наслышанный о суровой аскезе мастера и не веривший в это, спросил его: "О наставник, что же предпочтительнее: сахарная дыня или коренья, которыми Вы питались в пустыне?"
"Всему своё время, - ответил наш мастер. - Если, питаясь кореньями, ты находишься в присутствии Бога, то коренья становятся слаще, чем дыня. Если же пребываешь вне Бога, то и дыня в сахаре окажется горше корешков!"

ПРИТЧА О ЯГОДЕ

Как-то идя по полю, человек наткнулся на тигра и в ужасе бросился прочь, тигр - за ним. Добежав до края пропасти, человек ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр стал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз: там, облизываясь, его поджидал другой тигр.
Только лоза пока еще удерживала его.
Но вот две мышки, одна белая, другая черная, начали понемногу подгрызать лозу.
И вдруг рядом с собой человек увидел спелую, сочную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как же она была вкусна!

АТЕИСТ

Однажды атеист, прогуливаясь вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Во время падения ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу чернели замшелые валуны, а способа подняться вверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.
"Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я должно быть, ошибался. Что я теряю?" Поэтому он позвал: "Боже! Если Ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя!" Ответа не было.
Он позвал снова: "Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в Тебя, но если Ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя."
Вдруг Великий Глас раздался с облаков: "О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!"
Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. "Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!" - "О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!"
Человек умолял и убеждал.
Наконец Бог сказал: "Ну хорошо. Я спасу тебя… Отпусти ветку." - "Отпустить ветку?! - воскликнул человек. - Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?"

МЫСЛИ - ОБРАЗ ЖИЗНИ

Одна беременная львица, отправляясь за добычей, увидела стадо овец. Она бросилась на них, и это усилие стоило ей жизни. Родившийся при этом львенок остался без матери. Овцы взяли его на свое попечение и выкормили. Он вырос среди них, питаясь травой, как они, и блея, как они, и хотя сделался взрослым львом, но по своим стремлениям и потребностям, а так же по уму был совершенной овцой. Прошло некоторое время, и другой лев подошел к стаду. Каково же было его удивление, когда он увидел собрата-льва, убегавшего, подобно овцам, при приближении опасности. Он хотел подойти поближе, но как только немного приблизился, овцы убежали, а с ними и лев-овца. Второй лев стал следить за ним и однажды, увидев его спящим, прыгнул на него и сказал: "Проснись, ведь ты - лев!" - "Нет, - заблеял тот в страхе, - я овца!" Тогда пришедший лев потащил его к озеру и сказал: "Смотри! Вот наши отражения - мое и твое." Лев-овца взглянул на льва, потом на свое отражение в воде, и в тот же момент он понял, что он сам - лев. Он перестал блеять и зарычал.

СЧАСТЬЕ

Большой пес, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил:
- Что ты так гоняешься за хвостом?
- Я изучил философию, - ответил щенок, - я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки - это счастье, и что мое счастье - в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.
- Сынок, - сказал пес, - я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье мое - в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы я не делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.

ЛЮБОПЫТСТВО И СОМНЕНИЕ

Однажды некий бхакта (идущий путем Божественной Любви) хотел перейти море. У Вибхишаны, к которому он обратился за помощью, был пальмовый лист, на котором было написано имя Бога. Бхакта не знал об этом, Вибхишана сказал ему: "Возьми это с собой и привяжи к краю одежду. Это даст тебе возможность в полной безопасности перейти через океан. Но смотри, не разворачивай листа, потому что, если посмотришь внутрь, то утонешь."
Бхакта поверил словам своего друга и в полной безопасности пошел по океану. Но, к несчастью, его постоянным врагом было любопытство. Он захотел посмотреть, что за драгоценную вещь, которая имеет такую силу, что он может идти по волнам океана, как по твердой земле, дал ему Вибхишана. Открыв, он увидел, что это пальмовый лист, на котором написано имя Бога. Он подумал: "Неужели это все? Такая пустяковая вещь дает возможность ходить по волнам?" Как только эта мысль возникла у него в голове, он погрузился в воду и утонул.

ХВОСТ И ГОЛОВА

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой.
Голова говорит хвосту: "Меня нужно считать старшей!" Хвост отвечает: "Я тоже достоин быть старшим." Голова говорит: "У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди всего остального тела - вот почему меня нужно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, поэтому тебя нельзя считать старшим." А хвост в ответ: "Если я тебе позволю двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?" Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Он сказала хвосту: "Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя старшим."
Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: "Раз ты старший, то посмотрим, как ты пойдешь первым." Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне

САМОВНУШЕНИЕ

Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змееныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу.
Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств. Но все оказалось тщетным, и человек, теперь серьезно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, услышав о состоянии больного, еще раз позвал его в свой дом. Усадив человека на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней - лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он увидел в ней змееныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змееныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

ЖАЖДА И МУДРОСТЬ

Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил: "Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?" Мудрец ничего не ответил. Повторив несколько раз свой вопрос и так не получив ответа, юноша наконец ушел, чтобы вернуться на следующий день и все с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя: "Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?" Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошел в воду и кивком пригласил юношу следовать за собой. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Когда же тот освободился и его дыхание выровнялось, мудрец спросил его: "Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?" Юноша ответил без колебаний: "Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!" - "А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах?" - допытывался мудрец. "Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе", - последовал немедленный ответ. "Тогда, - сказал мудрец, - чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за нее вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым".

СКУПОСТЬ

Мокусен Хики жил в храме в провинции Амба. Один из его приверженцев пожаловался на скупость своей жены.
Мокусен навестил жену своего приверженца и показал ей сжатую в кулак руку.
- Что ты этим хочешь сказать?- спросила удивленная женщина.
- Предположим, что моя рука все время сжата в кулак. Как ты назовешь это? - спросил Мокусен.
- Увечье, - ответила женщина.
Тогда он раскрыл руку и снова спросил:
- Теперь предположим, что моя рука всегда в таком положении. Что это тогда?
- Другая форма увечья, - сказала женщина.
- Если ты хорошо это понимаешь, - закончил Мокусен, - ты хорошая жена.
- И он уехал.
- После его визита жена стала помогать мужу как в накоплениях, так и в тратах.

Мудрые притчи заставляют задуматься и осознанно относиться к различным жизненным ситуациям.

***

История 1

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: “Мышеловка - это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!”
Чуть позже в мышеловку попалась змея - и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.
И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!


Мораль:

Если Вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит Вас по голове

***

История 2

Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал.
Маленький кролик увидел орла и спросил:
— “А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?”
— “Конечно, почему нет”, - ответил тот.
Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.


Мораль:

Чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко.

***

История 3

На ферме заболел конь.

Ветеринар:
— Если утром он не встанет, я его усыплю.
Утром конь не встал. Рядом лежал баран:
— Ну давай вставай или ты умрёшь!
Конь встал.
Фермер:
— Это чудо! Это надо отпраздновать! По такому случаю мы зарежем барана!


Мораль:

Никогда не лезьте не в своё дело, но не забывайте об истории с мышеловкой.

***

История 4

Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?

Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.


Мораль:

Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

***

История 5

Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику.
Таксист:
— Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил.
— Ну так что вы хотите: у него папа - миллионер, а я - сирота.


Мораль:

Только тот, кто сам заработал свои деньги, по настоящему знает им цену.

***

История 6

Маленькая птичка летела в теплые края, но зима настигла ее. Бедное существо замерзло и упало посреди поля. Проходившая мимо корова случайно навалила сверху птицы целую кучу навоза. Находясь под этой кучей, птичка неожиданно обнаружила, что она отогрелась, ей стало тепло и хорошо. От удовольствия она даже распелась. Проходивший мимо кот услышал щебетание и решил выяснить, откуда оно раздается. Обнаружив «щебечущую» коровью лепешку, котяра разрыл ее, выдернул оттуда птицу и съел.

Мораль:

Не каждый, кто наложил на вас кучу — враг.
Не каждый, кто достал вас из навоза – друг.
Если вы оказались в дерьме, сидите там и держите рот закрытым…

***

История 7

Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».

error: