Конспект урока на тему «Разделительный мягкий знак. Конспект занятия «Мягкий знак Занятие на тему мягкий знак

Цель: формировать умение соотносить произношение и написание разделительного мягкого знака .

Оборудование: индивидуальный дидактический материал, плакат с правилами написания разделительного мягкого знака, сигнальные карточки – красного, синего, зеленого цвета (для каждого ученика).

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Логопед. Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце слова конь, день ? (Мягко). Назовите мягкие согласные в словах банька, зорька . Что обозначает мягкость согласных? (Мягкий знак.)

Логопед сообщает ученикам цель занятия, вывешивает на доску плакат с правилами написания разделительного мягкого знака , напоминает правило: разделительный мягкий знак пишется после согласной перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, разделяя их; слова с разделительным мягким знаком переносятся так:вью-га, пла-тье.

Логопед. Отгадайте загадку:

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(Зерно, семя).

Записывается на доске слово СЕМЯ.

Логопед. Послушайте еще раз загадку.

Логопед повторно читает загадку.

Какое слово по произношению сходно со словом СЕМЯ?

Доскажите словечко:

Папа, мама, братик, я –

У нас дружная … (семья) .

Ученики. Слова СЕМЯ и СЕМЬЯ сходны по произношению.

Логопед. Чем различаются эти слова по произношению? Как показать на письме, что согласный не сливается с гласным?

Ученики. Следует написать мягкий знак.

Логопед. Напишите слово СЕМЬЯ. Какая разница между словами СЕМЬЯ и СЕМЯ по смыслу? (Учащиеся отвечают.)

Сравните на слух предложения:

В каком слове нужно написать разделительный мягкий знак? Почему?

Ученики. В слове ПОЛЬЮ после мягкого согласного звука [л, ] слышится [й, у], а не [у], как в слове ПОЛЮ.

Логопед. Запишите предложения:

Я полю грядку. Я полью грядку.

Какая разница по смыслу между словами ПОЛЬЮ и ПОЛЮ? (Учащиеся отвечают.)

Логопед раздает ученикам индивидуальный дидактический материал, они по очереди читают и выполняют задания.

Задание 1. Напиши слова в следующем порядке:

— с мягким знаком в середине (смягчение);

— с мягким знаком в середине (разделение);

— с мягким знаком на конце

Слова: жил..ё, пис..мо, начал..ство, ненаст..е, насчаст..е, здоров..е, мыш.., ноч.., казн.., тюл..пан, печ.., рыс.., гвозд.., гус.., сем..я.

Задание 2. Придумай и запиши предложения по картинкам.

Задание 3. Угадай и подпиши, чья мордочка изображена на картинках.

3. Итог занятия

ОБОБЩЕНИЕ – вывод по вопросам:

Логопед. Что показывает разделительный мягкий знак? После каких букв и перед какими пишется разделительный мягкий знак?

Ученики повторяют правило, опираясь на плакат.

ЗАДАНИЕ на развитие звукового анализа и синтеза «Покажите звук сигналом».

Логопед раздает ученикам сигнальные карточки красного, синего и зеленого цвета.

Логопед. Покажите сигнальной карточкой, какой звук слышится в слове.

Логопед произносит слово, а ученики, в зависимости от того, какой звук – гласный или согласный – присутствует в начале слова, поднимают сигнальную карточку (или не поднимают).

При выделении гласных звуков в начале слова поднимают красные карточки, при выделении твердых и мягких согласных – синие и зеленые.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и поднимал карточку только в нужной ситуации.

Тема занятия: Мягкий знак на конце слова

Цели занятия:

  • систематизировать знания и умения по теме;
  • развивать фонематический слух;
  • формировать грамматический строй речи;
  • обучать умению отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать общеучебные умения и навыки, развитие памяти, мышления.

Оборудование: карточки, мяч, компьютер

Ход занятия

Этапы занятия

Примечание

Мобилизация внимания учащихся. Развитие логического мышления
Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать
Как согласную читать. (Мягкий знак)
- Сегодня на занятии мы будем говорить для чего нам нужен Ь.
- Что вы знаете о мягком знаке?
Мягкий знак - хитрый знак
Не назвать его никак
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Что обозначает мягкий знак? (мягкость согласного)

запись числа в тетради

Развитие звукового синтеза
- Измените слово так, чтобы получился на конце мягкий согласный.
Ел-ель шест-
Мел- хор-
Угол- жар-
- Ь - очень гостеприимный и любит встречать гостей. А гости у него будут не совсем обычные. Первым к нему прилетел гусь . И просит правильно написать слова.

Гусь, лось, карась, день, зверь, олень.
- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ь вместе с согласной буквой.
Пришел новый гость - хорек и просит вас превратить его и другие слова так, чтобы на конце был Ь.
Хорек - … хорь
Зверек - …зверь
Мотылек - … мотыль
Денек - … день
Пенек - … пень
Огонек - … огонь
Окунек - … окунь

запись под диктовку

запись на доске

Развитие логического мышления
Прилетел снегирь.
Назови лишний предмет.
Портфель, карамель, кровать книга. (Книга, т.к. в слове нет мягкого знака)

Физминутка
.Пришел медведь. Просит нас отдохнуть.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто,
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь,
С погремушкою ходил.
- Проговорите про себя слова физкультминутки и назовите, в каких слова пишется Ь в конце слова (дзинь)



Развитие временных представлений
Пришел олень и принес вот такое задание.
- Прочитайте названия месяцев и напишите их по временам года. Вставьте, где надо, мягкий знак.
Июн…, апрел…, май, август, январ…, июл…, март, ноябр…, феврал…, октябр…, декабр…, сентябр…

карточки

Развитие лексического строя речи
И пришел последний гость - тюлень . Он тоже принес нам задание.
- Добавьте одну согласную букву в начале слова. У вас должно получиться много разных слов. Напишите эти слова.

Выпишите неиспользованные согласные буквы. Подчеркните в словах букву Ь.
- Сегодня на нашем занятии было много разных гостей. Вспомните их и запиши в клеточках названия животных.


Литература: 1

  1. Ефименкова Л.Н “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991 г.
  2. Садовникова И.Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма».- АРКТИ. 2005 г.

Тема урока: «Разделительный мягкий знак»

Предметные цели:

    познакомить с правописанием разделительного мягкого знака;

    учить различать разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных;

    формировать у учащихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком;

    учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Формирование УДД

Познавательные:

    воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

    классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные:

    осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

    работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;

    участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Регулятивные:

    уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

    находить и исправлять собственные ошибки.

Личностные:

    формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

    применять правила делового сотрудничества.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Планируемые результаты:

Базовый уровень:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Повышенный уровень:

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак- показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.

Организационный этап

Видеоприветствие.

Ребята, вы готовы найти ответы на вопросы: что? как? почему?

Что за буква?

Кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

(Картинка Ь)

Что вы знаете про эту букву? (Не обозначает звука, слова не начинаются на эту букву, поэтому нет заглавной буквы.)

Чистописание

Прочитайте буквосочетания: бь вь

Запишите в тетрадь и красиво, соблюдая все правила каллиграфии, повторите ещё два раза.

Какую функцию выполняет здесь мягкий знак? (Обозначает мягкость согласного звука.)

Придумайте слова, которые будут оканчиваться на эти буквы. (Прорубь, голубь, бровь и т.д.). Запишите их столбиком в тетрадь.

Прочитайте следующие буквосочетания: бьи вьи

Запишите в тетрадь, повторяя три раза.

Какая функция у Ь здесь? (Он разделяет согласную и гласную букву, чтобы не получился слог-слияние.)

Может кто-то из вас знает, как называется такой Ь? (Разделительный мягкий знак.)

Молодцы! Вы сейчас назвали тему нашего урока:

«Разделительный мягкий знак».

Работа над новым материалом

Вот здесь прячется гость. (На доске картинка, она закрыта.)

На доске:

Вы рады дорогому гостю?

Что вы можете рассказать об этом предложении? (Предложение содержит вопрос. Значит, оно вопросительное, и мы в конце ставим вопросительный знак.)

Запишите предложение в тетрадь.

Джунгли дом её родной,

Там свобода и покой.

Там любимые бананы,

А кругом растут лианы.

Кто же это? (Обезьяна.)

А если она маленькая? (Обезьянка.)

Образуйте однокоренное слово, отвечающее на вопрос чей? (Обезьяний)

Удалось ли нам проверить безударные гласные в корне? (Нет.)

Что это значит? (Это значит, что безударные гласные непроверяемые. Написание этого слова надо запомнить.)

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемые гласные.)

На доске:

Приглашайте к нам дорогую гостью!

Почему мы поставили восклицательный знак? (Это предложение содержит призыв и произнести его надо эмоционально.)

Запишите предложение. В выделенных словах выделите корень.

Выпишите выделенные слова.

ГОСТЮ ГОСТЬЮ

[ГОСТ ҆У] [ГОСТ ҆Й ҆У ]

Чем отличаются эти слова? (В одном из них есть разделительный мягкий знак.)

Ребята, про кого так говорят?

На доске: Наши меньшие братья. (О животных.)

воробей - … (воробьи)

соловей - … (соловьи)

Запишите слова во множественном числе.

Физкультминутка (видео)

В названии каких насекомых есть разделительный мягкий знак?

муравей - … (муравьи).

На столах у вас лежат карточки. Работать будете в парах. Нужно прочитать слова и вставить пропущенную букву. Записать еще 3-5 слов с разделительным мягким знаком.

Ворон…ё, в…юга, руч…и, прут…я, хлоп…я, жил…ё.

Понаблюдайте после каких букв пишется разделительный мягкий знак?

(После согласных.)

Перед какими буквами? (Перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю)

СОГЛАСНЫЕ Ь и

Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике стр. 32. (Правило читает ученик.)

Упр.57 (самостоятельно)

Ребята, как вы считаете, легко ли писать слова с разделительным мягким знаком? Дома вы ещё потренируйтесь в написании слов с разделительным мягким знаком и выполните упр. 59.

Любит озорничать разделительный мягкий знак в ваших тетрадях. Сейчас он вам о себе расскажет, но у него есть одно условие: ту букву, которой он на схеме коснётся, вы произносите хором.

Инсценировка стихотворения

Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место никак.

В журчащем прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед Е.

Заметил, летит вороньё,

И ловко влетел перед Ё.

К несчастью свалился в репьи,

Попав прямиком перед И.

Оттуда залез к муравью,

Усевшись, как раз перед Ю.

А шла, когда мимо свинья.

Забрался он к ней перед Я.

И громко запел:

«Перед Е, Ё, И, Ю

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный знайте, друзья.

Меня вы найдёте в словах перед Я.»

У нас осталось три слова. Прочитайте их.

БЕЗДЕЛ…Е, ВЕСЕЛ…Е, ДРУЗ…Я.

Какая орфограмма объединяет эти слова? (Разделительный мягкий знак.)

Давайте закончим наш урок стихами, которые мы с вами прямо сейчас сочиним. Я начинаю, а вы продолжайте!

Нет в нашем классе места безделью .

Урок подарил нам сегодня веселье .

Спасибо, друзья , вам за внимание.

Окончен урок, всем до свидания!

ольга комиссаренко
Конспект занятия «Мягкий знак»

Грамматическая тема : Мягкий знак .

Лексическая тема : Антонимы.

Цель : Научить обозначению мягкости согласных при помощи Ь. Задачи : 1. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные .

2. Упражнять в подборе к словам антонимов.

3. Развивать фонематическое восприятие.

4. Упражнять в составлении предложений.

5. Развивать зрительное восприятие.

Ход : 1. Оргмомент.

На какую букву похожи эти предметы? (на Ь)

2. Посмотрите, у меня на доске написаны слова. Прочитайте их.

А теперь прочитайте слова на другой стороне доски. Одинаковые это слова?

Чем они отличаются?

Слова : угол, брат, ел, мел, хор, топ; уголь, брать, ель, мель, хорь, топь.

3. Отгадывание кроссворда.

Придумать слова.

4. Подбор картинок к схемам.

о о о ь – мышь

о о о о о ь – голубь и т. д.

5. Звуко-буквенный анализ слов голубь, метель.

6. Физминутка.

«Зарядка»

7. Составление предложений со словами. Запись. Выделить главные члены.

8. Работа на карточках. Прочитай слова, запиши их в единственном числе. Подчеркни в каждом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки . Отметь, какая буква служит для обозначения мягкости согласных звуков .

голуби –

9. Посмотрите, сколько Ь спряталось?

ЬЬЪЯЪЬЯЬБЬЬЪББЬБЬЬ

10. Я буду говорить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите слово в конце которого вы написали бы ь.

Слова : копать, пошел, мел, мель, сон, сок, соль,варить, дом, солить, мак, писать, рисовал.

11. И «Наоборот»

большой – горячий -

длинный – грязный -

широкий – острый -

высокий - умный –

светлый - глубокий –

Публикации по теме:

Я хочу предложить вам самодельный способ создания мягкого конструктора. Для его изготовления понадобятся обычные разноцветные губки для.

Цель игры:Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно.

В нашем детском саду среди педагогов проводился конкурс на лучшую дидактическую игру по правилам пожарной безопасности. Я принимала в этом.

Конспект занятия с использованием интерактивной игры «Назови дорожный знак» Интерактивная дидактическая игра «Назови дорожный знак» Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках. Воспитатель загадывает детям.

Конспект занятия «Нагрудный знак «Голубь Победы» ко Дню Победы» Мастер-класс «Нагрудный знак «Голубь Победы» ко Дню Победы» Цель: Воспитание патриотизма и гражданской позиции у подрастающего поколения.

Мастер класс по квиллингу на тему: " Знак вечности и бесконечности!" Скоро 8 Марта - Международный женский день! Я думаю, что люди не зря.

Праздник по правилам дорожного движения «Незнайка и дорожный знак» (младшая и средняя группы) «Незнайка и дорожный знак» (младшая и средняя группы) Задачи: 1. Углублять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях.

Урок обучения грамоте «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч» Технологическая карта урока обучения грамоте

error: