История возникновения тарелки для детей. Проект "Откуда к нам пришла тарелка" проект по окружающему миру (старшая группа). Дидактическая игра «Какие взять тарелки»

История тарелок начинается с III-IV тысячелетия до Рождества Христова и попадает на начало Бронзового Века. Родиной тарелки является Азия (Китай, Индонезия). В XIII-XIV веках, в процессе торговли с империей Оттомана, тарелка попала в нынешнюю Турцию и за сотни лет претерпела там эволюционные изменения, которые сделали из неё то, что мы сейчас называем «турецкими» или «западными» тарелками. С музыкой янычар (янычары — элитное подразделение турецкой армии, организованное в XIV веке и упразднённое в 1826 году после попытки свергнуть Султана) тарелки прибыли в Центральную Европу в XVI веке, где нашли применение в европейской военной музыке. А в XVIII-XIX веках также стали применяться и в симфонических оркестрах.

Само слово сymbal происходит от латинского cymbalum, в свою очередь заимствованного из греческого (kumbalom — небольшая чаша).

Эволюция тарелок

Со временем тарелки в Турции видоизменились и стали выделяться в особый вид — западные (турецкие). Нынешняя современная «западная» форма тарелки утвердилась в начале XIX века, с тех пор ее форма радикально не менялась.

Тарелки китайского типа имеют типичную конусообразную форму колокола с кольцевым изгибом по внешнему радиусу, который уменьшает вибрации и придаёт ей характерный звук. Изначально их торчащий колокол выполнял функцию ручки, так что музыкант мог держать тарелки руками и бить их друг о друга, как сейчас играют оркестровыми тарелками.

Согласно истории музыки, тарелки сначала применялись в маршевой музыке, затем в симфонических оркестрах, затем в небольших оркестрах — на танцах, а после в джазе и биг-бэндах.

В самом начале, в маршах и оркестровой музыке, тарелки использовались парами. Позднее, в процессе модернизации их функций появились так называемые «подвешенные» тарелки: тарелку, висящую на струне, «разгоняли» к акцентам мягкими маллетами. Обычно такие тарелки были большими и тонкими.

Позднее, в танцевальной музыке появились два типа тарелок: крэши (использовались для акцентов) и райды (использовались для аккомпанемента).

История Paiste начинается на стыке веков




Россия (1901-1916)

Михаил Томас Пайст (Michail Toomas Paiste), композитор и музыкант, чей отец приехал в Россию из Эстонии на службу в Царскую Гвардию, открывает издательское дело и музыкальный магазин в Санкт-Петербурге. Дело, в которое также входило скромное производство и ремонт музыкальных инструментов, процветало в течении многих лет, пока перемены, сопровождающие Великую Революцию, не вынудили всё закрыть.

Эстония (1917-1939)
Михаил Томас возвращается на родину своих предков и возобновляет своё дело в Таллине. Именно здесь он начинает разрабатывать и производить тарелки для концертных и маршевых бэндов вместе со своим сыном Михалом, который быстро становится идеологом и берёт бизнес в свои руки. Стараясь удовлетворить быстро растущие запросы «современной» музыки и становление ударной установки, сын начинает разрабатывать собственную концепцию тарелок турецкого типа, которые тогда он предпочёл китайским. Тогда же он разрабатывает первые гонги. Получившиеся в результате инструменты завоёвывают награды и мировое признание в процессе распространения в Европе, Штатах и других странах.

Польша (1940-1944)
Тяготы Второй Мировой Войны вынудили Михаила Пайста уехать из Эстонии в Польшу, где он снова открывает семейный бизнес. Из-за военных ограничений компания испытывает трудности с поставками сырья и поддержанием международных отношений, но ей удаётся остаться на плаву.

Германия (1945-)
К концу войны Михаил Пайст со своей семьёй бежит из Польши в Северную Германию, где, уже в третий раз, открывает дело по производству тарелок и гонгов. Безупречная репутация инструментов помогла восстановить деловые связи и обеспечить устойчивое развитие экспорта в пятидесятых годах.

Швейцария (1957-)
Михаил Пайст основывает производство в Швейцарии и подключает к делу уже третье поколение Пайст, своих сыновей Роберта и Томаса, что способствует дальнейшему развитию компании. Следующим этапом становится перенос головного офиса в швейцарское отделение. С 2003 года компанию возглавляет сын Томаса Эрик.

США (1981-)
С открытием отделения Пайст Америка, компания получает твёрдую точку опоры на крупнейшем в мире рынке музыкальных инструментов.

Эстония и Испания (1995-2005)
В 1995 Paiste буквально возвращается на родину, вновь открывая представительство компании в Эстонии после почти пятидесяти лет отсутствия. В том же году открывается представительство в Испании.

Философия Paiste

Основной принцип семейного бизнеса Paiste в том, чтобы постоянно искать новое звучание тарелок, гонгов и другой перкуссии из бронзы в соответствии с творческими потребностями современных барабанщиков и перкуссионистов. Основой для этого является сочетание воображения музыканта и новаторского духа производителя музыкальных инструментов. А той искоркой, что поддерживает этот принцип, является сама музыка во всей своей красоте, сложности и бесконечности новых путей самовыражения.

Секреты звучания Paiste — это результат векового опыта, глубоких знаний о самом звуке и музыкальных сплавах, кропотливого мастерства и постоянных экспериментов. Cлучайных результатов не бывает. Тщательность разработки гарантирует постоянное качество и характер звука каждой тарелки, перкуссии или гонга. Благодаря этим преимуществам достигается полный спектр уникальных и характерных звуков, которые отвечают персональным запросам музыкантов для успешной реализации музыкальных идей.

Разработка инструментов

В разработке инструментов задействованы члены семьи Пайст, ключевой производственный персонал и опытные работающие барабанщики. Такая команда, из людей с различным опытом за спиной, собирает воедино свои знания для создания нового инструмента. Изучают отзывы и пожелания барабанщиков со всего мира, собирают их в единую концепцию и формулируют общую задачу. Согласно сформированной идее звучания создаются первые прототипы, которые вновь и вновь пересматриваются, пока не достигается соответствие изначальной идее звука. Затем полученные прототипы попадают в руки лучших артистов Paiste, которые оценивают их пригодность и степень актуальности в рамках поставленной задачи. После чего могут быть внесены очередные изменения, пока не появится конечный прототип, который и станет мастер-тарелкой (их в итоге будет сделано несколько для производственных нужд).

Также подразделение по разработке инструментов занимается и полностью инновационными продуктами, в основе которых лежит исключительно их фантазия. В своих креативных изысках и регулярных экспериментах они изобретают новые сплавы, формы и методы производства.

Неполный список достижений Paiste

1930-ые — Первая компания, определившая и спланировавшая конкретные модели в производстве

1947 — Первая компания, производящая более одного класса качества

1949 — Первая тарелка чайна для ударной установки

1963 — Впервые использован сплав 8% бронзы (CuSn8). Первый овальный колокол на чайне

1967/68 — Изобретение хай-хета с волнистой нижней тарелкой (Sound Edge). Изобретение флэт райда

1980 — Изобретение необточенных кованых тарелок (Rude)

1983 — Изобретение вывернутой наизнанку чайны (Novo China)

1984 — Первые крашеные тарелки

1989 — Изобретение бронзового сплава Signature

1996 — Первые в разработке и воссоздании исторических звуков тарелок (Traditionals)

2001 — Запатентованный радикально новый способ обточки, улучшающий звук тарелки (Sonic Texture Formula)

2005 — Благодаря новым цифровым технологиям, Paiste совершает прорыв в передаче знаний формы, структуры и звука швейцарского подразделения на немецкий завод «Paiste Sound Technology»

2007 — Подлинная турецкая бронза и швейцарское качество объединяются вместе для создания новой традиционной серии тарелок (Twenty)

Самым привычным видом столовой посуды является тарелка, так как именно она наиболее часто используется во время еды. Тарелка появилась позже ножа и вилки.

Первые тарелки были в эпоху неолита, их делали из жгутов глины.

В Европе в Королевских дворах вырезали в столах углубления, в которые складывали еду. Потом для еды использовали специальные дощечки с углублением. Эти дощечки быстро пропитывались маслом, и от этого еда имела горьковатый вкус. Уже в XIII веке еду стали класть на кусок хлеба, и только через век во Франции начали применяться тарелки, которые изготовляли из дерева и олова. Те тарелки совершенно не были похожи на современные и по форме напоминали четырехугольные. Слово «тарелка» немецкого происхождения, оно появилось после слова «миска». А в XVI веке говорили не «тарелка», а «тарель».

В эпоху Возрождения популярными стали тарелки из олова, а также столовая посуда из золота и серебра.

В русском языке слово «посуда» появилось в XVI веке. Ранее вместо этого слова употребляли слово «судно». Также в Древней Руси использовалось слово «блюдо». На такое блюдо подавали пищу для нескольких человек сразу.

Постепенно в обиход вводится посуда для индивидуального пользования. На Руси индивидуальная посуда появилась во время царевича Лжедмитрия. В завещании московского князя в 1509 году встречается слово «тарель», примерно в это время появилось слово «тарелочка».

Наши современные тарелки можно разделить на мелкие и глубокие. Мелкие тарелки в свою очередь делятся на:
Столовые - их диаметр достигает 240мм;
закусочные - 200мм;
пирожковые - 175мм;

Во время завтрака ставится закусочная тарелка, потому-то на завтрак подают немного блюд. Для обеда и ужина используется большее количество тарелок. Обычно ставят одну большую и 2-3 маленькие тарелки. Индивидуальные тарелки для хлеба в России почти не используются. Их чаще используют в европейских странах. На такие тарелки кладут индивидуальный нож для масла. Иногда тарелки используют с целью создания на них разнообразных картин. Гурманы утверждают, что вкус пищи зависит от тарелки, от её цвета и рисунка на ней.

Все это доказано психологами, которые проследили связь между цветом посуды и столовых приборов на настроение и аппетит человека.

Если вы хотите похудеть, то есть с белой и светлой посуды вам противопоказано. Еда в белой тарелке выглядит более аппетитной, да и вообще, все светлые тарелки придают блюду аппетитный вид. А вот посуда желтого цвета наоборот оказывает хорошее влияние на чувство насыщения. Поев из такой тарелки, большинство людей отмечают быстрое насыщение. Это очень хороший цвет для тех, кто хочет похудеть потому, что вы можете съесть вполовину меньше еды, чем обычно

Выбирая чайный сервиз, отдайте предпочтение нежно-розовому цвету, а вот голубой цвет стоит обойти стороной. Психологи уверены, что этот цвет может стать инициатором ссоры во время чаепития. Но для салатников голубой цвет подойдет, как нельзя лучше.

Черный цвет посуды отвращает от пищи. Этот цвет делает любое блюдо непривлекательным и неаппетитным. Самая непривлекательная и «невкусная», зеленая посуда. Пища, положенная в тарелки такого цвета, будет восприниматься негативно.

Но помимо цвета, форма посуды тоже оказывает влияние на психологическое состояние человека .Если ваш малыш плохо кушает, то попробуйте положить ему еду в цветную тарелку необычной формы, тогда аппетит вашего малыша проснется, и он не заметить, как скушает все без остатка. Посуда белого цвета, но с зеленым рисунком отлично подойдет для завтрака. Она вернет вам жизненные силы, прибавит энергии, избавит от остатков сна.

Незатейливая круглая тарелка оградит вашу еду от негативной энергии, а квадратная форма тарелки придает смелости. Но следует отметить, что для людей взрывного и вспыльчивого характера употреблять пищу с квадратных тарелок не рекомендуется, а вот на романтическом ужине квадратная посуда придаст остроту ощущений двум влюбленным.

Конечно, человек сам должен выбирать, посуда какой формы и какого цвета ему больше нравится. И слишком много внимание уделять этому все же не стоит, но и полностью не принимать это во внимание тоже не правильно. Просто при выборе посуды доверьтесь своим вкусам, предпочтениям и интуиции, и тогда посуда, какой бы формы и цвета она не была, будет вашим помощником в любых условиях.

Организация: МАДОУ д/с №8 « Родничок» г.Грязи

Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность детей.

  1. Закрепить знания детей о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик);
  2. Учить детей приемам рисования специальными красками по керамике;
  3. Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук;
  4. Знакомить с правилами безопасного поведения в быту;
  5. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с красками.

Ход занятия:

Учитель-логопед: Ребята, меня с детства интересовали разные тарелочки. Когда я была маленькой, у меня была тарелочка расписная, красивая, не такая как у всех, её мне подарила бабушка на день рождения. А когда я подросла, мама купила мне тарелочку с голубыми горошинами и с голубой каёмкой, она тоже была очень красивая, и я берегла её, аккуратно кушала и мыла под краном свою тарелочку. Когда я стала взрослой, то попробовала собрать небольшую коллекцию тарелок. А как вы понимаете, что такое коллекция? (Ответы детей). Мне хотелось бы сегодня показать вам мою коллекцию.

Рассматривание и сравнение коллекции тарелок, среди них лежит лист растения (лилии), плоский камень.

Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило? (Ответы детей). Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.

«Тарелка из листка»

Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Убил он на охоте кабана, поджарил на костре мясо. (Показ картинки). И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? Испачкается мясо. Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой был листок. Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент. Вот у меня листочек, подойди …(Миша), насыпь на него крупу и попробуй сделать вид, что хочешь поесть с листочка? Что происходит? Все рассыпается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается? Листок плоский и маленький.

«Тарелка из камня»

Вот и древнему человеку было неудобно есть из такой тарелки. Нужно придумать что-то другое. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами. (вызывает одного ребенка). Получилось ли у тебя сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?

Тяжело пришлось древнему человеку. Но когда готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка. Но через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Возьмите камень в руки. Какой он по весу? Тяжелый. Руки устают держать такую тарелку, ведь столов тогда еще не было.

«Тарелка из дерева»

Тогда решил человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он деревянную чурку выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка. Всем она хороша, да только боятся деревянные тарелки огня. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит. (продемонстрировать со спичкой). Прошло немало времени. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, чтобы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. Вот тогда-то и пришло человеку в голову украсить тарелку узорами. Вот какие красивые расписные тарелки. (Показ).

«Тарелка из глины»

Чем больше проходило времени, тем больше умел человек. Человек стал использовать для изготовления тарелок глину. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить. Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.

«Тарелка из стекла»

Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелках? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, изящные, праздничные. Но у них есть серьезный недостаток. Как вы думаете, какой? Они хрупкие, легко бьются.

«Тарелка из пластика»

Со временем человек овладел производством пластика. Из пластика были сделаны многие предметы. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? Они легкие, небьющиеся. Но от горячего такие тарелки могут плавиться. Поэтому из пластиковой посуды нельзя есть горячую пищу.

Вопросы детям:

Описательные вопросы:

  1. Как глядя на тарелку мы можем сказать, для чего она предназначена?

Каузальные вопросы:

  1. Зачем нам нужны тарелки?
  2. Почему для супа и второго блюда тарелки разные?

Субъективные вопросы:

  1. Что вы знаете об истории тарелок?
  2. Что вы чувствуете, глядя на коллекцию тарелок?

Воображаемые вопросы:

  1. Что было бы, если бы тарелок не существовало?
  2. Если бы у вас была подарочная тарелка, кому бы вы её подарили?

Оценочные вопросы:

  1. Что лучше, когда каждый ест из своей тарелки или все едят из общей?

Просмотр фрагмента мультфильма «Федорино горе», беседа по содержанию. Почему так случилось, что вся посуда от Федоры убежала?

А сейчас давайте придумаем сказку: «Жила – была тарелка». Закончить предложением: «И девочка Маша была очень рада иметь такую красивую тарелочку».

А вам хотелось бы получить в подарок красивую тарелочку? Тогда попробуем приготовить в подарок друг другу самые необычные тарелки. Королева кисточка приготовила для нас необыкновенные краски, которые рисуют по керамике. Вы украсите эти тарелочки, как вам нравится, и подарите друг другу.

(Дети самостоятельно раскрашивают тарелочки).

Методическая литература:

И. А. Лыкова - «Изобразительная деятельность в детском саду»;

И. А. Лыкова - «Изобразительноетворчество в детском саду»;

журналы «Старший воспитатель», 2009-2010г.

История тарелки, как емкости, в которую накладывают пищу, началась еще в эпоху неолита. В то время для ее изготовления использовались глиняные жгуты. Постепенно навыки изготовления глиняной посуды совершенствовались, и в античном мире создание керамической посуды стало искусством.

Именно тогда появились парадные тарелки, используемые во время торжеств, и декоративные. Эти разновидности делались не только из глины, но также из золота и серебра.

На Востоке, в частности в Китае, керамические тарелки появились в VII веке нашей эры. Однако в Европу они попали лишь в XIV веке в качестве подарка французскому королю от китайского императора.

В Средние века в Европе пищу клали на большие куски очень твердого хлеба, которые к окончанию трапезы пропитывались маслом. Потом их либо съедали, либо отдавали собакам. Позднее стали использовать дощечки с выдолбленным посередине углублением, однако на них еда имела горький привкус из-за впитавшегося и прогорклого масла. Жидкие блюда тогда ели из одной большой миски или нескольких плошек поменьше, но всегда по нескольку человек из одной. В XIV-XV веках тарелки из олова, а также из золота и серебра, впервые начинают использовать во Франции. Они мало напоминали современные, так как имели четырехугольную форму.

На Руси история появления тарелок в обиходе начинается с XV века. До этого времени использовались глубокие миски из дерева или глины, размеры которых порой были весьма значительными. Из одной мисы могла есть сразу вся семья. Считается, что само слово тарелка произошло от немецкого «талер», которое сначала трансформировалось в «тарель», а позднее в «тарелка» или «тарелочка».

? Что такое пирожковая тарелка? И вообще, какая специальная посуда бывает?

Елена Михайловна З., Красноармейский район.

На вопрос отвечает Елена Крылова, продавец-консультант специализированного магазина.

Как ни странно, тарелки появились после вилок и ложек. Пирожковая тарелка не такая уж редкость, не исключаю, что в каждом доме она найдется, - говорит эксперт. - Наверняка, вы ими пользуетесь, просто не знаете, как они называются. Это плоские тарелки диаметром 16-18 см для кулинарных изделий (пирожки, булочки, фаршированные блины и др.) и хлеба. Однако строгая классика предписывает им конкретный размер - 17,5 см, и ни шагу в сторону. Диаметр позволит не спутать пирожковую тарелку с порционной, он у последних до 15 см. Пирожковые тарелки практически всегда являются составной частью посудных сервизов, могут быть различной формы и из различных материалов: стекла, фарфора, фаянса, пластика, керамики и др. Самый роскошный вариант - фарфоровый, но тонкая белая с красивой росписью посуда будет и самой дорогой.

Качество тарелочки можно определить, стукнув по краю деревянной палочкой, должен быть мелодичный, похожий на колокольный, звон. Это верный показатель того, что нет трещин, уплотнений и других дефектов.

Демократичный аналог фарфора - фаянс. Он толще фарфора, не просвечивается даже на самых тонких участках, но тоже выглядит нарядно и удобен в повседневном использовании.

У глиняной посуды есть свой плюс - экологична, на такой тарелке перед подачей на стол можно разогреть вчерашний пирожок или кусок пирога прямо в духовке, что, согласитесь, удобно.

Пластиковые изделия пригодятся на детском празднике. Покупать поштучно пирожковые тарелки не практично, лучше сразу приобрести штук шесть. Главные критерии - цена, практичность, качество. Цвет любой тарелки, и пирожковой в том числе, тоже имеет значение. Считается, что зеленый и синий - приглушают аппетит, а вот теплые цвета, например, желтый, увеличивает тягу к еде.

Что касается специальной посуды, то она редкий гость на нашем столе. Во-первых, мы привыкли к универсализму, солонку можем с легкостью использовать для соуса или хрена, в то время как есть и соусник, и хренница. Редкая посуда часто связана с редкими «гостями» в нашем привычном рационе. Скажем, как часто мы едим икру? Поэтому неудивительно, что изящная икорница, подчеркивающая изысканность продукта, нам дома особо не нужна. Тарелка или мисочка для мытья рук на столе, скорее, вызовет удивление. А между тем она должна присутствовать, если подаются раки, спаржа или фрукты. Редкую кухонную утварь, как правило, требуют импортные блюда. Например, из французской кухни перекочевали пашотница (подставка для яиц-пашот), кокильница (раковина на подставке для подачи на стол рыбы и морепродуктов), террин (керамическая прямоугольная емкость с крышкой для запекания). Специальной посудой является и кокотница, но в русских семьях у нее уже немало почитателей.

Наталья Хайрулина

error: