Древние фараоны Египта. Первый фараон Египта. История, фараоны

Аха, фараон Египта древнего 1-й династии, правивший в XXX в. до Р. Х.

Позднейшие источники знают Аху под именем Мина и связывают с его царствованием объединение страны - завоевание Верхним Египтом Нижнего. Но объединение это, несомненно, произошло несколькими поколениями раньше. Зато справедливо другое деяние, традиционно приписываемое Ахе - основание первой общеегипетской столицы города Мемфиса. (Предшественники Ахи имели свою резиденцию в Тине). По свидетельству Геродота, этот царь с помощью дамбы изменил течение Нила, старое русло он осушил и на этой земле построил новый город. Это событие и стало восприниматься потомками как начало правления 1-й династии.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001.

Мина, Менес - согласно Менефону*, первый фараон Египта, считается родоначальником I династии египетских фараонов. Происходил из города Тинис и сначала управлял Верхним Египтом.

Около 3000 г. до н.э. Мина задался целью объединить страну по берегам Нила под своей властью и начал войну с правителем Нижнего Египта. Неизвестно, сколько лет длилась эта война и с какими трудностями в ходе ее пришлось столкнуться Мине, но несомненно то, что он оказался более талантливым и энергичным полководцем, чем его противник. Ему удалось завоевать Дельту и объединить два египетских царства.

Став правителем единого Египта, Мина принял тронное имя Гор-Аха ("Гор Боец"). Он решил перенести свою резиденцию из Тиниса ближе к Дельте. Вскоре им было выбрано и подходящее место для строительства нового города. Фараон распорядился перегородить русло Нила гигантской плотиной.

Нильские воды были отведены в другое русло, старое же - засыпано землей. На освобожденном от воды месте начались строительные работы. Сначала возвели храм бога Птаха, который первое время служил крепостью. Впоследствии около этого храма появились другие святилища, дворец фараона и жилые кварталы. Так была заложена столица Египта, которая вошла в историю под названием Мемфис, но при Мине и его ближайших преемниках город назывался Меннофер ("Хорошее место"). Еще его называли "Белой стеной". Город имел удобное расположение - он находился на границе Верхнего и Нижнего Египта, и поэтому отсюда было весьма удобно управлять страной.
Менефон указывает, что Мина правил в течение 62 лет. Кроме войны за объединение Египта он воевал с Нубией, границы которой в те времена доходили до первого нильского порога. В конце своего правления он совершил успешный поход в Ливию.
Предание приписывает Мине введение законодательства в объединенном Египте. Однако введенные им законы изменили жизнь египтян к худшему. Ярким подтверждением этому является иероглифическая надпись на стеле, написанная неким Тнефахтом, который проклинал Мину за изменение простых нравов древних египтян.

По одной из легенд, Мина погиб от зубов крокодила, когда кормил его мясом. Он был погребен в Нижнем Египте, недалеко от его родного города Тинис в большой кирпичной гробнице.

Примечания:

* Менефон (IV-III вв. до н.э.) - египетский жрец, написавший на греческом языке "Историю Египта".

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Раннее царство, или Архаическая эпоха - самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.


Цари первых двух династий были родом, по-видимому, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидос, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства - Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей, как и в составе имени царя Хор-Аха, упоминался бог в виде сокола - Хор, покровитель большинства царей Раннего царства. В конце раннего царства, приблизительно в 2850 году до н. э., фараоном был Сенеферка.
В руках государства находились работы по орошению долины Нила; ежегодно измерялся и записывался уровень воды. Уже в Архаическую эпоху Древний Египет обладал войском, находившемся, однако, в зачаточном состоянии.
Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.
Гробницы первых царей Египта
Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб; эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены


Первая династия
Хор-Нармер-первыйфараон Египта

Палетка Нармера

Звуковая печать из могилы Нармера
Нармер (Хор-Нармер, вероятно, означает «Хор - Свирепый Сом») - фараон Древнего Египта (0 династия), правивший в конце XXXII века до н. э.; один из фараонов, объединивших Верхний и Нижний Египет.

Имя Нармера отсутствует в царских списках, что позволяет выдвигать разнообразные предположения по поводу тождественности Нармера и других исторических личностей Древнего Египта. Некоторые исследователи историки отождествляют его с Менесом, считая его основателем Первой династии в Египте, опираясь на найденную в Иераконполе в 1898 году знаменитую «Палетку Нармера». Но всё же, найденные в Иераконполе палетка и булава, прославляющие Нармера как победителя Нижнего Египта, позволяют считать его предшественником Менеса (Хор-Аха).

могила Нармера
Высота палетки - 64 см, ширина - 42 см. Она является экспонатом Каирского музея. На лицевой стороне палетки Нармер изображён в белой короне Верхнего Египта, поражающий булавой жителя северо-западной части Дельты («Области Гарпуна»), и сообщает о захвате 6 тысяч пленных. На оборотной стороне он предстаёт в красной короне Нижнего Египта, торжественно шествующим, в окружении свиты, к обезглавленным трупам врагов. Изображения Нармера в белой и красной коронах призваны символизировать объединение Египта.

Булава Нармера
На булаве изображено празднество, вероятно по поводу царского юбилея (хеб-сед). Царь сидит на высоком троне в короне Нижнего Египта под балдахином в одеянии и с атрибутами Осириса; над ним витает коршун - богиня Нехебт; за ним министр, сандаленосец и царедворец; перед ним наследник на носилках. Тут же сообщается о захвате 120 тысяч пленных и огромных стад (числа, видимо, резко преувеличены, если только тут не идёт речь о переселении целых областей).

Нармер совершал также походы в Ливию, на что указывает цилиндр из слоновой кости с именем Нармера и с изображением руки, которая бьёт ливийских пленников палкой. Гипотезы

Поскольку традиционно основателем Древнего Египта считается Менес, то были выдвинуты пять основных теорий, объясняющие происхождение палетки и личность Нармера:
Менес - наследник Нармера (идентичный Хор-Ахе), получивший от Нармера уже объединенную страну.
.
Объединение Египта - длительный процесс, начатый при Нармере и завершенный при Менесе.
Объединение Египта было завершено лишь при фараоне Хасехемуи. Сам Нармер только подавил нижнеегипетское восстание, а подлинным объединителем Египта являлся Царь Скорпион

Менес
Менес (имя «Менес» («Мен») употребляется древнеегипетским историком Манефоном, другими формами его имени являются Мина (по Геродоту) и Менни; в переводе с древнеегипетского Мена значит «Прочный», «Крепкий», «Вечностоящий») - согласно античным авторам, обращавшимся к древнеегипетской традиции, первый земной правитель Древнего Египта, основоположник I династии, живший приблизительно в XXXII, XXXI или XXX веках до н. э. (более распространена датировка ок. 3050 до н. э).

Миф о Менесе вошёл в греческую, позже римскую историческую традицию, сообщения о нём есть у Геродота, Диодора, Манефона, Плиния Старшего, Плутарха и Элиана. Ему приписываются основание египетской государственности путём объединения враждующих царств Верхнего и Нижнего Египта, и в частности основание Мемфиса, учреждение культов, изобретение письма (Плиний). Легенды о Менесе
Согласно позднеегипетской и античной традиции, Менес был опытным военачальником и энергичным политиком. Видимо, он подчинил Нижний Египет (хотя у нас и нет данных о его войне с ним) и слил воедино оба царства, завершив, таким образом, длительный процесс централизации Египта. В качестве наглядного результата его мудрой политики по умиротворению Нижнего Египта можно рассматривать запись о строительстве храма в Саисе, посвящённого богине Нейт, которая была божеством, покровительствующим Северу.

Его родным городом был Тин (греч. Тинис), в Верхнем Египте (рядом с Абидосом), но он лежал не достаточно близко от Дельты, чтобы служить ему резиденцией. Поэтому в данном случае мы можем верить Геродоту, утверждающему, что Менес провёл большую насыпь, отклонил течение Нила, и на добытой площади построил крепость Инебу-хедж (букв. «Белые стены», позднейший Мемфис), ставшую царской резиденцией. К югу от стены было сооружено святилище местному богу Птаху («Птаха-к-югу-от-стены-его»), который оставался богом-покровителем этого города на протяжении всей его древней и долгой истории. В день его открытия Менес впервые совершил символические обряды соединения папируса (символ севера) и лотоса (символ юга). Он увенчал себя белой и красной коронами, ввёл титул «царь Верхнего и Нижнего Египта» и в торжественной процессии обошёл Белую стену. До конца египетской цивилизации фараоны, включая носивших соответствующий титул Птолемеев, повторяли этот ритуал при своей коронации.

Одно предание, начертанное на каменной стеле в храме Амона в Фивах по приказанию Тефнахта, отца Бокхориса (XXIV династия), проклинало Менеса за то, что он изменил жизнь египтян в худшую сторону, окружил себя роскошью и блеском. По другому преданию Менес установил порядок богопочитания и храмовых обрядов. С его именем связывалось также представление о первом законодателе, установителе культов (особенно Аписа и крокодилов).
Историческая традиция, повествующая о первом египетском фараоне, пересказана Диодором, но его повествование носит сказочный характер, а потому имеет весьма сомнительную ценность. Согласно этому античному автору, царь, охотясь в Файюме (известном древним грекам как Крокодилополь), был внезапно атакован собственными же собаками и спасся только потому, что бросился в озеро, где оказался нильский крокодил, который и вынес его на противоположный берег.
Дабы отметить это сверхъестественное спасение, он построил в том месте город, а озеро посвятил крокодилу. Диодор сообщает также, что царь построил себе пирамиду (на самом деле, пирамидальную архитектурную форму изобрёл визирь Имхотеп четыре столетия спустя) в его окрестностях и что египтяне впервые узнали от этого царя, как поклоняться богам и жить на культурный лад; последнее, возможно, является своеобразным отзвуком его деятельности по умиротворению страны после долгого периода анархии и кровопролития во время борьбы за объединение.

Согласно Манефону, процитированному Африканом, великий царь умер на 63-й год своего правления от ран, нанесенных ему бегемотом во время охоты. Вот эта история уже не кажется столь же невероятной, как предыдущая, ибо мы знаем, что охота на гиппопотамов была популярным развлечением, которое позволяли себе древнеегипетские цари. Не исключено, однако, что этот рассказ и история Диодора являются всего лишь двумя вариантами одного и того же легендарного сюжета. Современные интерпретации На современных ему памятниках Мина под своим личным именем не упоминается, впервые это имя засвидетельствовано лишь в эпоху XVIII династии. В связи с открытием палетки Нармера в XIX веке, был выдвинут ряд теорий, объясняющих объединение Египта. Долгое время считалось, что Менес идентичен историческому Нармеру.

В настоящее время Менеса чаще всего отождествляют с первым царём I династии, чьё тронное («хорово») имя передаётся как Хор Аха (буквально «Хор-Боец» или «Сражающийся Хор»; прибл. 3007-2975 до н. э.).
Принадлежность обоих имён (Менес и Хор-Аха) одному и тому же лицу было установлено благодаря небольшому ярлычку из слоновой кости, обнаруженному в гробнице царицы Нейтхотеп в Накаде, поскольку на одной и той же его стороне бок о бок располагаются, как «хорово» имя, читаемое «Хор-Аха», так и имя по «Обеим Владычицам», или по «небти», читаемое как «Мен» (хотя это предположение оспаривается рядом исследователей). Имя по «небти» символизировало, что его носитель был той силой, которая объединяет две страны - Верхний и Нижний Египет.
В
то же время, ряд египтологов отказывает Менесу в историчности. Отмечается близость его образа в античной историографии с образами других легендарных правителей (например, Ромула). Некоторые исследователи считают, что приписывать Менесу/Хор-Аха объединение Верхнего и Нижнего Египта не совсем правомерно, поскольку на самом деле этот процесс завершился лишь в правление фараона II династии Хасехемуи.
Деятельность Хор-Аха
Как полагают на основании археологических данных, на правление Хора-Аха приходится начало древнеегипетского летописания, поскольку начался счёт лет по годам (каждый год получал особое название по примечательным событиям), что нашло своё отражение в летописи Палермского камня.
Хор-Аха вёл войны в Нубии, наименование одного из его годов царствования звучит как «поражение и взятие сетиу (Нубии)». Остальные наименования годов свидетельствуют о мирном правлении Хор-Аха и сводятся к празденствам, выходам, изготовлению идолов богов, посещению храмов. Возможно, что этот фараон воевал, также с ливийцами, на что может указывать табличка из слоновой кости с изображением пленных ливийцев. Однако, чтение помещенных тут иероглифов как имя «Мина» остаётся спорным.
Если согласиться с тем, что Хор-Аха был сыном Нармера и Нейтхотеп, то его претензии на власть как над Верхним, так и над Нижним Египтом покоились на прочном основании права победителя и наследника, и хотя создается впечатление, что не все жители Севера были согласны смириться с его властью, большая часть страны была всё же подчинена ему, и как египтяне, так и ливийцы почитали его и платили дань. Сооружения Хор-Аха
В Нагаде сохранилась гробница, которая, вероятно, была построена Хор-Аха для своей матери Нейтхотеп (Нейт-хатпи, букв. «Нейт довольна»), в пользу чего говорит тот факт, что в этой гробнице наряду с именем фараона обнаружено также и её имя. Помимо вероятной гробницы Нейтхотеп, сохранились ещё два крупных сооружения этого царя (в Абидосе и Саккаре). Возможно, они строились как его северная и южная гробницы и дали начало традиции фараонов Раннего и особенно Древнего царства строить двойные гробницы, символизировавшие равноправие Верхнего и Нижнего Египта.


фрагмент абидосского списка
Абидосская гробница, самая большая в северо-западной группе гробниц, была приписана Хор-Аха исходя из предметов, найденных во время раскопок. Как и все архаические гробницы в Абидосе, здесь надземная часть также почти полностью развалилась, а сохранилось лишь большое помещение, вырытое в грунте и обложенное рядами кирпича. В полу этого подземного помещения прослеживаются отверстия для деревянных столбов, которые, по-видимому, поддерживали крышу гробницы. Общие размеры монумента, включая толстые подпорные стенки, составляют 11,7 × 9,4 м. В маленькой гробнице, прилегающей к этой гробнице была найдена небольшая золотая пластинка. На ней выгравировано имя Хор-Аха, но её назначение так и остаётся непонятным.




Северная гробница в Саккаре представляет собой гораздо более обширное и претенциозное сооружение; хотя по величине она и уступает гробнице царицы Нейтхотеп, но сходна с ней по общему оформлению. Она более изощренна и выказывает признаки дальнейшего развития в основном благодаря подземной усыпальнице, которая состоит из большой прямоугольной ямы, высеченной в слежавшемся гравии и в скале, и разделена перекрестными стенами на пять обособленных помещений. Эти подземные помещения были сверху перекрыты деревянной крышей, а выше, уже на уровне почвы, было возведено большое прямоугольное надземное помещение из кирпича, полое изнутри и разделенное на двадцать семь кладовых или хранилищ для дополнительных погребальных принадлежностей.


Наружные стены строения были украшены панелями с углублениями. Все сооружение было окружено двумя стенами, а его размеры достигали 48,2 × 22 м. На северной стороне гробницы находился целый ряд моделей зданий и большая могила для ладьи, отделанная посредством кирпичной кладки. Могила для ладьи изначально содержала в себе деревянную «солнечную ладью», в которой дух великого царя мог путешествовать вместе с небесными богами, пересекая небеса днём, а ночью плывя по подземному царству.


Как в Абидосе, так и в Саккаре были обнаружены предметы с именем Хор-Аха. В основном это деревянные ярлыки и глиняные печати на сосудах. Что же касается гробницы в Саккаре, то там были найдены сотни горшочков, на каждом из которых стояло царское имя и указывалось содержание.
http://pero-maat.ru/pris7.jpg" middle" border="0">
Из Накады и Абидоса до нас дошли мелкие предметы из слоновой кости и ярлыки с именем Бенер-Иб, которое, возможно, переводится «Сладкий сердцем». Гробница этого частного лица была обнаружена в северо-западной группе усыпальниц некрополя в Абидосе поблизости от сооружения, приписываемого Хор-Аха, а потому не исключено, что Бенер-Иб на самом деле была женщиной, и даже, возможно, женой этого царя. Хор Аха

Джер

Погребальная стела Джера, изображающая его «хорово имя» - самая ранняя из найденных подобных стел. Каирский египетский музей

Имя Джера в иероглифах
Джер (Хор-Джер) - фараон Древнего Египта, из I династии. Хор-Джер (или Сехти) переводится, вероятно, как Хор-Хват, хотя русское слово «хват» вряд ли точно передает соответствующее египетское джр (Джер) или схтй (Сехти). Долгое царствование Джера богато нововведениями. Двойное изображение Джера на глиняной печати, сидящим на престоле, то в верхнеегипетской, то в нижнеегипетской коронах, свидетельствует, что он осуществлял свою власть над всем Египтом.
Сохранившиеся памятники правления Джера
Абидосский список называет вторым фараоном следующим за Мени - Тети (I); согласно Туринскому царскому списку этого фараона звали Итети; по Манефону же это был Атотис.


Палермский камень Дата фото - ноябрь 2007 года.
Жрец Манефон, написавший в III веке до н. э. историю Египта, сохранившуюся до наших дней лишь в выдержках позднейших античных авторов, отводит правлению Атотиса 57 лет. Однако исследование хроники Древнего царства, так называемого Палермского камня, также разбитого на куски, большая часть из которых утеряна, наводит на мысль, что правление Джера продолжалось 41 год и несколько месяцев. Справедливости ради нужно отметить, что имя царя Джера в этой хронике не сохранилось и эти года ему приписываются на основании общих выводов.

Сосуд из гробницы Джера
Годы с 1-го по 10-й описаны во втором ряду основной части этой хроники, хранящейся в музее города Палермо (отсюда название), в то время как ещё 9 лет касающиеся середины его правления сохранились на обломке, хранящемся в Каирском музее (Каирский фрагмент). Хроника рассказывает о праздниках в честь различных богов Египта, посвятительных дарах древнеегипетским богам, приводит высоту поднятия Нила во время половодья и тому подобные факты, особо не обогащающие знаниями по истории того периода.
На Каирском фрагменте Палермского камня наряду с «хоровым именем» Джер находится ещё одно имя, которое представляло, возможно, раннюю форму более позднего «золотого имени»: Ни-небу (то есть «Золотой»). Однако это имя Джера принимается весьма условно, так как необходимо учесть, что «золотое имя» официально вошло в титулатуру египетского фараона только при Джосере (III династия).
Тот же Каирский фрагмент называет также возможное «личное имя» властителя, которое читается как Итети и заключено в картуш. Тут мы также сталкиваемся с анахронизмом, так как написание имени фараона заключённого в картуш вводилось только начиная с фараона Хуни (конец III династии).
Из документов, относящихся ко времени правления царя Джера, наиболее важными являются два ярлыка: один, изготовленный из слоновой кости и происходящий из Абидоса, и другой, изготовленный из дерева, и происходящий из Саккары. Такие ярлыки, очевидно, прикреплялись к каким-то предметам и датировались каким-либо годом царского правления, примечательным теми или иными событиями, считавшимися важнейшими для данного периода
. К сожалению, современное знание архаических иероглифов столь ограничено, что достоверный перевод этих бесценных текстов в настоящее время не по силам. Возможно только разобраться в отдельных словах и группах слов, а это даёт лишь весьма сомнительные интерпретации. Из двух упомянутых ярлыков тот, что из Абидоса, кажется, фиксирует посещение царём Буто и Саиса - священных городов Нижнего Египта. Ярлык из Саккары, очевидно, напоминает о каком-то важном событии, скорее всего - о религиозном празднестве, во время которого совершались человеческие жертвоприношения.
Матерью Джера возможно следует считать даму по имени Кенет-хапи (Chenet-Hapi). Однако, это её имя до сих пор засвидетельствовано только на знаменитом Каирском камне и не подтверждено другими источниками. Военные походы
Вероятно, Джер был удачливым завоевателем. Он продолжал войны в Нубии, начатые его предшественниками, и его войска проникали на юг уже дальше, до второго нильского порога. Поблизости от Вади-Хальфы в Гебель Шейх Сулейман, на западном берегу Нила, сохранилась скальная надпись (сегодня в национальном музее Хартума), которая демонстрирует «хорово» имя (серех) царя Джера, а перед именем стоит человеческая фигура в позе пленного, и хотя руки у этой фигуры по идее должны были быть связаны сзади, она продолжает сжимать в них лук, - а именно этот знак и символизирует Нубию.

Браслеты из могилы
Другой пленник изображен привязанным за шею к египетской ладье, на которой, скорее всего, прибыло войско фараона. Ниже ладьи валяются тела убитых вражеских воинов. Изображает ли этот примитивный памятник всего лишь карательную экспедицию царя Джера или же обобщенный процесс завоевания этих территорий, сказать невозможно. Во всяком случае, предметы, изготовленные руками египетских ремесленников и относящиеся именно к этому периоду, действительно были найдены в Нижней Нубии.
Весьма возможно, что царь Джер вёл военные действия на своей западной границе, поскольку алебастровая палетка с грубо начертанной надписью из его гробницы в Саккаре демонстрирует царя в привычной позе фараона-победителя, убивающего ливийского пленника.
Не осталась без внимания и восточная граница. Один из годов царствования Джера помечен в Каирском фрагменте Палермского камня как «год поражения северо-востока)». Под этим термином в позднейших источниках называлась вся прилегающая к Египту Азия и сейчас трудно восстановить, куда именно была снаряжена экспедиция во время правления Джера.
Да и в гробнице самого фараона Джера были найдены фрагменты керамики сиро-палестинского происхождения, что ещё раз доказывает возможность таких далёких торговых связей в то время. Возможно, именно туда и была направлена экспедиция фараона Хора Джера. Некоторые же египтологи сомневаются, что на ранних стадиях Египет мог организовать столь дальние экспедиции, и склоняются к тому, что в то время под страной Счт подразумевался Синайский полуостров.
Драгоценности из бирюзы, традиционно добываемой на Синае, были найдены как в гробнице Джера, так и в гробнице его дочери Мернейт. Медные орудия и сосуды, в огромном количестве обнаруженные в гробнице одного из современников Джера, также свидетельствуют о походе этого царя на богатый медью Синайский полуостров.

Кремневый нож, с «хоровым» именем фараона Джера на его золотой ручке. Королевский музей Онтарио. Торонто. Канада
Укрепление Египта как объединенного государства продолжалось на всём протяжении правления Джера, и нет никаких записей о внутренних раздорах. Напротив, по-видимому, был сделан значительный шаг к укреплению Египта в хозяйственном отношении и к росту его процветания. В правление фараона Джера искусство Древнего Египта получает дальнейшее развитие. Некоторые египтологи даже говорят о крупнейшем переломе в развитии искусства во время правления Джера
. На это указывает увеличение производства предметов искусства и ремесел, выдающиеся образцы которых можно найти среди ювелирных изделий из южной царской усыпальницы в Абидосе, в большой коллекции медных сосудов, инструментов и оружия из северной гробницы того же царя в Саккаре; к бесспорным шедеврам следует отнести и великолепный нож, хотя и кремневый, но с золотой рукояткой. Медные орудия и сосуды, обнаруженные в гробнице царя, являются наглядным примером развития кузнечного ремесла при нём.
Кроме того, правлением фараона Джера датируется первая известная на сегодняшний день трёхмерная царская статуя: безголовая статуя из храма богини Сатис в Элефантине. Изображает она фигуру, восседающую на троне. Скорее всего, эта статуэтка изображает Хора-Джера.

Оттиск печати фараона Джера из Абидоса. Британский музей
Как и его предшественник Хор-Аха Джер велел соорудить себе две гробницы - одну на юге, другую на севере, которые должны были олицетворять всю полноту власти фараона как над Верхним, так и над Нижним Египтом.

Южная усыпальница царя Джера в Абидосе (некрополь Умм эль-Кааб)
намного больше, чем гробница Хор-Аха, находящаяся поблизости. Она состоит из большой прямоугольной ямы, выложенной кирпичом, с трех сторон которой находятся хранилища неправильной формы. Сама же усыпальница, или склеп, по-видимому, была построена из дерева, а вся гробница первоначально была покрыта сверху деревянными балками и досками. Элементы роскошного буазери сохранились до сих пор.


От надземной постройки не сохранилось ничего. Размеры памятника с учетом реставрируемой надземной постройки составляют 21,5 × 20 м. Гробницу царя окружали вторичные захоронения, числом 338, в которых покоились останки слуг, принесенных в жертву по завершении погребения самого царя. Большинство из принесённых в жертву составляли женщины. Египтологи полагают, что здесь с царём был погребён его гарем. В некоторых погребениях присутствуют небольшие отрывочные надписи на грубых каменных стелах. Однако, они трудно поддаются дешифровке. Преимущественно, это имена свиты фараона. Внешние изображения
Фрагменты большой царской стелы тоже обнаружены в усыпальнице, но самой удивительной находкой явились ювелирные украшения: четыре драгоценных браслета из золота, бирюзы, аметиста и лазурита на костях человеческой руки, которая, по совершенно непонятным причинам, была оставлена грабителями. Ныне украшения находятся в музее Каира, в то время как остатки мумии остались, без исследования и тем временем пропали.
Гробница фараона Джера примечательно ещё и тем, что в позднейшие времена её почитали как гробницу Осириса. Сюда, вплоть до греческих времён, совершались паломничества со всей страны.


Северная гробница, условно приписываемая Джеру в Саккаре, гораздо крупнее, чем абидосский монумент того же царя, и почти совпадает по размерам с северной гробницей Хора-Аха. Тем не менее, она гораздо тщательнее выполнена и выказывает черты дальнейшего развития архитектуры; особенно это касается усыпальницы и хранилищ, число которых достигает семи, причём высечены они уже на значительной глубине от земной поверхности. Вокруг гробницы не обнаружено ни вторичных захоронений, ни каменных заборов (обводных стен), но не исключено, что они были разрушены при строительстве более поздних гробниц. Общие размеры гробницы составляют 41,30 × 15,15 м.

Недавние раскопки в Саккаре привели к открытию большой гробницы, принадлежащей царице Хер-нейт, которую, судя по свидетельству письменного материала, найденного в гробнице, можно с высокой долей вероятности считать супругой Джера. Ещё одна гробница, сходная по оформлению и по пропорциям, была открыта в Саккаре, и если судить по печатям на сосудах, найденных внутри неё, можно предположить, что она тоже относится к периоду правления царя Джера. Атотис у Манефона
Ден (Хор Ден (Хор Простиратель)


«(сокол) простерший (крылья или когти)» - хорово имя, его перевод и другой вариант перевода имени по Перепелкину Ю. Я., Деуен, Удиму – варианты чтения слова простиратель по-египетски; Царь Верхнего и Нижнего Египта Хасти (Владыка обеих нагорий, или пустынь) – тронное имя, Семти, Серти, Земти – варианты чтения тронного имени по-египетски; Усефаис – греческое произношение имени), (2888 – 2828 гг. до нашей эры). Сын фараона Джета и царицы Мернейт. Она управляла страной во время младенчества Дена (почти 20 лет). Её гробница найдена в Саккара (мастаба № 3503, размером 16 на 42 метра), а кенотаф в Абидосе. Кенотаф своей структурой напоминает мастабу, но с подземным расположением камер, и имеет размер 16 на 16 метров. По периметру он был обнесен стеной. На этой огороженной территории и была найдена надгробная плита с именем царицы.

Ден – самый выдающийся фараон 1 династии. Он ввел в обиход двойную корону объединенного Египта. В титуле стали, тоже впервые, писать «царь и государь», дословно - «тот, кто от сытовника (и) пчелы», или «повелитель Верхнего и Нижнего Египта». При нем, на табличках годов появляется обозначение самого года (ощипанная пальмовая ветвь).


Вероятно, что вначале Ден, в добавление к хоровому имени, принял имя «Хранимый Сетом, владыка нагорья», которое позже превратилось в ставшую традиционной форму «Царь Верхнего и Нижнего Египта Хасти (Владыка обеих нагорий)». На основе этого, можно констатировать, что в это время Хор (Владыка нильской долины) и Сэт (Хозяин пустынь) мирно уживались в сознании египтян.
За время правления Дена Египет добился ощутимого прогресса во всех сферах жизнедеятельности. И имя его было хорошо известно потомкам. Оно, в частности, упоминается в «папирусе Эберса». По преданию, при Дене был найден «Врачебный Берлинский папирус», и сам он считался хорошим врачем. Поэтому о нем вспоминали, когда нужно было произнести заклинания или заговор при лечении.


Ден проводил агрессивную политику по всему периметру египетских границ, но особенно на Синае, минеральные богатства которого очень интересовали Египет.

Его подземная гробница (кенотаф) в Абидосе площадью 648 м. кв., имеет несколько комнат, кроме того, пол её главной комнаты выложен красным гранитом, и впервые из усыпальницы ведет лестница на восток. А в 1954 году в Саккара найдена гробница-мастаба площадью более 1500 м. кв., которую приписывают также ему. Ее размеры 65 на 27 метро – надземная часть, 14 на 9 метров – подземная. Она, как и мастаба Джета, имеет приступку с головами быков. Вокруг расположены 10-ть захоронений придворных.
Правил фараон около 50 (?) лет, и праздновал свой хеб-сед (в х + 3-м году, по 3-й строчке Палермского камня).
Хор Аджиб (Хор Целостный Сердцем)
– хорово имя и его перевод, Анеджиб – другой вариант чтения хорового имени; Царь Верхнего и Нижнего Египта Мерпебиа – тронное имя, Мербапен, Мербайпен – варианты чтения тронного имени по-египетски; Миебис – греческое произношение тронного имени), (2828 – 2814 гг. до нашей эры). Титул «царь Верхнего и Нижнего Египта» применяется уже регулярно. Кроме того, перед тронным именем пишут два изображения штандартов с восседающими на них соколами. Это, по-видимому, означало «Хранимый Рэ и Хором», или «Хранимый Обеими Хорами». Но в дальнейшем этот титул преобразовался в имя-небти.

оттиск печати Аджиба
Аджиб был младшим братом фараона Дена. Вступил на престол в преклонном возрасте. Его жена – царица Тарсет (Бентрест), была матерью приемника Аджиба Семерхета. В стране усилилась борьба номовой знати за независимость, что не могло не сказаться на состоянии государства. Поэтому у Аджиба в Абидосе самая убогая гробница (кенотаф) из царей 1 династии. Она состоит лишь из двух камер. Из большей камеры, пол которой покрыт кедровыми досками на глубине около 2-х метров, лестница выводит на восток. Вокруг гробницы расположены 64 захоронения приближенных. В Саккара его гробницей считается мастаба №3038, имеющая надземную часть размером 37 на 13.85 метра, и подземную, состоящею из 9-ти помещений. А одна из мастаб в Саккара, принадлежащая, по-видимому, визирю фараона, была сооружена со ступенчатыми стенами, что послужило прообразом ступенчатых пирамид 3-й династии.
Правил Аджиб около 14 лет (по другим данным не более 10). Праздновал хеб –сед (или даже 2). Умер в возрасте 74 лет.
Семерхет (Хор Семерхет (Хор Дружественный Утробой)
- хорово имя и его перевод; Царь Верхнего и Нижнего Египта, Хранимый Обеими Владычицами Айринетер – тронное имя и имя-небти, Семсем – вариант чтения тронного имени по-египетски; Семемпсес – греческое произношение тронного имени), (2814 – 2796 гг. до нашей эры). Закрепляется в титулатуре имя-небти, хотя оно пока тождественно тронному имени.


Ярлык Семерхета Британский музей,
Сын фараона Аджиба и царицы Бентрест.
Правил Семерхет около 8,5 лет. Дожил до преклонного возраста (72 лет?). Праздновал свой хеб-сед. Предание говорит о несчастьях, обрушившихся на страну. Его гробница (кенотаф) в Абидосе имеет выход с лестницей на восток. К толстой стене погребальной камеры фараона пристроены усыпальницы его приближенных. Там же найдена погребальная стела фараона.
Каа (Хор Каа (Высокий Рукою) mg src="http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7a/Qaa.jpg" middle" border="0"> написание имени – хорово имя и его перевод; Царь Верхнего и Нижнего Египта, Хранимый Обеими Владычицами Каа - тронное имя и имя-небти, Кебеху, Кебех – варианты чтения имени по-египетски; Биенехес – греческое произношение имени), (2796 – 2770 гг. до нашей эры). Фараон использовал одно имя для всех трех титулов.
Каа сын, или, возможно, зять фараона Семерхета.

Стела Каа
Во время его правления произошли изменения в царской идеологии, которые привели к появлению «золотого имени», что возможно связано с победами в военных компаниях. Фараон дожил до преклонного возраста (63 лет). Праздновал 2 хеб-седа. По-видимому, на его правление приходится год 2782 до нашей еры, год «апокатастасиса», или введения гражданского календаря (хотя я назвал бы его скорее священным).
Гробница фараона находится в Саккара, а кенотаф - в Абидосе. Мастаба № 3500 в Саккара имеет размер надземной части 65 на 37 метров, а подземной – 10 на 8.5 метра, не считая кладовых. Размеры наземной части абидоского кенотафа, которая не сохранилась, составляли 30 на 23 метра, а погребальная камера, в сохранившейся подземной части, имеет размер – 17 на 13 метров. Она имеет лестницу - выход на север, и окружена пристроенными вплотную захоронениями придворных. Сохранились остатки деревянного пола и росписей стен. Возле кенотафа найдена погребальная стела.
После смерти Каа власть перешла ко 2 династии.
Можно считать, что 1-я династия правила около 230 лет.

Менес — Хор — Аха, 3000-2945гг. (3007-2975) гг. до н.э., царь Первой династии фараонов древнего Египта .

Фараон Менес – Хор — Аха по одним сведениям являлся сыном фараона Хор — Нармера, по другим он един в двух лицах: Менес и Хор — Аха.

Ошибки здесь нет, так как все приставки «Хор» и «Сокол» к фамилиям додинастического периода доказывают родственные связи фараонов Египта нулевой династии, от Сокола I до Менеса – Хора — Аха.

Гробница фараона Менеса — Хора — Аха

Если посмотреть на месторасположение захоронения Менеса – Хора — Аха (гробницы В10, В15, В16) в некрополе Умм-Эль-Кааб возле Абидоса, то впереди можно увидеть захоронение Хор — Нармера (В17 — В18), а справа его слуг: три ряда по двенадцать могил (В-16).

Захоронений близко к гробницы Нармера нет, значит, это общие слуги отца и сына, как не парадоксально – прислуга зачастую жила дольше господ и захоронения были построены позже.

Но иногда цари хоронили слуг рядом, для их службы в загробном мире.

Все они выполнены в одном направлении, с поворотом на северо — запад примерно на 45 градусов.
С чем это связано — необъяснимо. Возможно, за 5 тысяч лет северный полюс сдвинулся с первоначального положения почти на 45 градусов, или захоронения выполнялись по направлению к утренней звезде Сириус.

А титул Мен (Крепкий, Вечный) стал принадлежать фараону Хор — Нармеру как фараону, объединившему Египет , Верхний и Нижний, в 3000 году до н.э., но здоровье «вечного» царя, отданное на централизацию власти, пошатнулось. У власти он оставил сына, которому и передал титул Мен, как и было положено по законам древнего Египта.

Созданная ещё столица объединённого Египта, названная Меннефером, служила крепостью для царя и семьи со слугами. Сын достраивал город Меннефер (что в переводе означало «Постоянная красота»). Название возникло от приставки «мн», что означало «некто», а потом греки переименовали его в Мемфис. Фараон объединивший Египе т, царь Менес, в гробницах не указан, вероятно его и не было вообще.

Корона царя Нармера уже имела два обличия, соединенные в единое: белую и красную корону фараона Египта.
Менес – Хор — Аха за время длительного правления Египтом, и при существенном опыте, переданном отцом Хор — Нармером, совершал длительные походы в и Нубию, с уже крепкой армией, за сбором налогов. Военные походы отмечались иероглифами записями на стенах храмов и захоронений как подвиги царя.

Есть сведения о том, что Аха для удобства исчисления времени придумал календарь, три сезона «Половодье», «Прорастание» и «Жатва» по 4 месяца по 30 дней. Пять дней прибавлялись в конце года.
Счёт шёл от разлива до разлива Нила.

Фараон Египта Менес – Хор — Аха в 52 (60) лет погиб от гиппопотама во время охоты. Есть свидетельство на камне: рисунок царя, просящего жизнь у гиппопотама.

После его смерти к власти в 2945 году пришёл фараон Джер-Солду, хотя это спорно, возможно, что следующим фараоном Древнего Египта был царь Сети I.

error: