Возможна ли в России частная космонавтика? Космические агентства мира (34 фото)

Бизнесмен Рубен Варданян опубликовал открытое письмо в ответ на расследование о сети офшорных компаний, созданной инвестиционным банком «Тройка диалог» и функционировавшей с 2006 по 2013 г. Открытое письмо Варданяна размещено на сайте фонда IDeA, соучредителем которого он является. Ранее проект по расследованию организованной преступности и коррупции – Organised Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) – сообщил, что через созданную под руководством Варданяна сеть выводились деньги из России, в том числе с использованием «криминальных схем».

«В опубликованных материалах смешалось все: вырванная из контекста информация, интерпретации и вымысел – круглое и зеленое», – заявил он. Варданян добавил, что несмотря на отсутствие обвинений в его адрес, он, как бывший старший партнер «Тройки», чувствует ответственность за происходящее. По словам Варданяна, сейчас юристы изучают возможные правовые действия для защиты репутации.

Бизнесмен подчеркнул, что «Тройка» создавалась в начале 1990-х гг., когда «инвестиционно-банковской индустрии не существовало, да и вся страна находилась в ситуации стартапа». «Тогда мы отказались жить по «законам джунглей» и делали все возможное, чтобы создать в России цивилизованную среду с четкими правилами игры», – отметил он и призвал не оценивать деятельность «Тройки» вне исторического, экономического и делового контекста того времени. Варданян также рассказал о поддержке и благодарности со стороны партнеров, коллег, друзей, соратников и незнакомых людей со всего мира за проекты, которыми занимается он и его семья.

По OCCRP, созданная «Тройкой» сеть из примерно 70 офшорных компаний действовала с 2006 по начало 2013 г., и за это время в нее было переведено $4,6 млрд, выведено – $4,8 млрд. Выводы журналистов основаны на данных о банковских переводах компаний, которые имели счета в литовском банке Ukio (лишился лицензии в 2013 г.). В этом банке обслуживались счета около 30 компаний, связанных с «Тройкой диалог», говорилось в расследовании. Проанализировав банковские документы, OCCRP пришел к выводу, что деньги с неясными источниками происхождения в ходе множества операций смешивались с легальными денежными потоками и в обеленном виде поступали конечным получателям. Получатели могли не знать о происхождении денег, подчеркивали авторы расследования. К лючевым элементом схемы был Литовский банк Ukio, закрытый в 2013 г.

Бизнесмен, комментируя это расследование ранее, подчеркивал, что среди клиентов компании не было людей, к которым у правоохранительных органов были вопросы. В разговоре с OCCRP он не отрицал, что «Тройка» использовала для ведения бизнеса иностранные компании, у которых были счета, в частности в Ukio. При этом, по его словам, инвестбанк действовал «по правилам, в то время существовавшим на мировом финансовом рынке».

12:28 05/04/2018

👁 362

Корреспондент Тайги.инфо посетила InSpaceForum 2018, где представители обеих сторон обсуждали возможности взаимодействия частной космонавтики с государственной.

Чего не хватает частной космонавтике

Четыре года назад Павел Пушкин основал компанию туристических полетов в космос «Космокурс». «Мы пошли на новый рынок - космического туризма, где нет многих технологий, и нам самим нужно все делать, - объясняет Пушкин. - И у нашей компании есть проблемы по взаимодействию с государством. Нам нужны регламенты работы, нормальная сертификация, доступ к нормативной документации. Сейчас все просто: если есть госзаказ, значит, есть и регламент. А у нас нет госзаказа, нет и регламента. Ни у Роскосмоса, ни у Ростехнадзора, с которым мы решаем вопросы промышленной безопасности, ни у ФСБ, от которых нам нужна лицензия на экспорт ракетных технологий. Вот и оказываемся в тупике».

Основательнице частной космической компании Galaktika. Space Алие Прокофьевой тоже многого не хватает. Например, финансовой поддержки, хотя ее, наверное, хотели бы получить все космические «частники». «Мы живем в стране, где очень считают деньги, - говорит Прокофьева. - Здесь люди хотят начать зарабатывать или возвращать инвестиции сразу, а не через пару лет». Но если говорить о долгосрочных проектах, например, о добыче полезных ископаемых на орбите, то нужно рассматривать возможности применения на и просчитывать варианты заработка на самой .

Зачем мы летаем в космос

Каким должно быть государственно-частное партнерство

Взаимодействие частного космоса и государства - естественный подход в большинстве экономик мира, утверждает директор исследовательско-аналитического центра Роскосмоса Дмитрий Пайсон.

«У многих стран одинаковая схема: государство заказывает у коммерческих компаний технические решения для своих задач, но в России Роскосмос объединяет в себе функции и производителя, и государственного органа, который регламентирует космическую деятельность, - объясняет Пайсон. - С появлением коммерческих компаний это понемногу начало меняться. Раньше государство играло главную роль в целеполагании - формулировало рамки, составляло техзадание, а потом приглашало исполнителей. А сейчас частники выступают инициирующей стороной, придумывая проекты, у которых могут быть продажи как государству, так и коммерческому сектору. Частные предприятия берут на себя больше активности и обязанности; становится немного другой номенклатура проектов».

Глава московского представительства SingularityUniversity Евгений Кузнецов уверен, что для нормального государственно-частного партнерства необходимо выполнить три пункта. Во-первых, научиться договариваться о целях. Во-вторых, и государственным, и частным компаниям нужно развивать у своих сотрудников компетенции переговорщиков, которые умеют понимать другую стороны и могут адаптировать свои внутренние процессы в компании для правильного взаимодействия. В-третьих, сформировать структуру внешних инвесторов, чтобы они могли приходить и с государственной, и с коммерческой стороны, понимая, как это все работает.

«Пока инвесторов мало, и мы не понимаем, какой объем денег они готовы предоставлять, - говорит Кузнецов. - Но большой плюс для инвесторов - за последние три года стало хотя бы понятно, с кем разговаривать и к кому идти, если хочешь вложить денег в космическую отрасль».

S7 в космосе

Компания S7 в 2016 году купила плавучий космодром . Можно сказать, что сейчас это самая крупная и успешная сделка в России между коммерческой компанией и государственным предприятием. Теперь у частной компании «S7 Космические транспортные системы» есть корабль и морская платформа с установленным на них оборудованием для запуска . S7 заключила контракт на производство двенадцати с украинским предприятием «Южмаш». Компания планирует начать запуски с 2019 года. Заказанных ракет хватит до 2023 года - 3–4 стартов в год достаточно для выхода проекта на самоокупаемость.

На форуме генеральный директор S7 Space Сергей Сопов сказал, что компания готова взять российский сегмент при концессионном соглашении. «Эта идея появилась из того, что, с одной стороны, шли разговоры о затоплении МКС после завершения срока ее эксплуатации, а с другой стороны, думали, как бы ее коммерчески использовать, - отмечает Сопов. - Специалисты нашей компании решили, что можно сделать орбитальный космодром. У нас есть транспортные космические системы, у нас есть , поэтому это достаточно прозаичная задача. С орбитального космодрома можно будет отправлять грузовые корабли к и к с помощью специального буксира».

На каждом мероприятии, где присутствуют представители частной и государственной космонавтики, говорят о государственно-частном партнерстве. Это действительно важно в освоении космоса, потому что государство не может решить все задачи - нужно дать возможность бизнесу приходить в отрасль.

Текст: Ольга Астафьева | 2015-04-24 | Фото: SU.S. Army Kwajalein Atoll, Steve Paluch, WPPilot, D. Miller (все wikipedia.org) virgingalactic.com, Nasa, SpaceX | 4523

С начала космической гонки и до конца девяностых космос был полностью государственной «территорией». Для привлечения частного капитала были слишком высоки риски при полной неопределённости будущих доходов, да и средства необходимо было вкладывать по тем временам по-настоящему «космические». Это в США. В СССР частного капитала просто не существовало. Именно государственные компании сделали первые шаги в освоении космоса: благодаря их исследованиям, стали определяться перспективы для коммерческих проектов. Однако у частных компаний есть преимущество перед государственными. Основная задача «частников» – извлечение прибыли: доходы – к максимуму, издержки – к минимуму. Частной компании недостаточно просто решить задачу – необходимо найти эффективное решение с точки зрения прибыли.

Одноклассники

Неофициальной датой рождения американской частной космонавтики можно считать 1996 год – год создания фонда X-Prize бизнесменом Питером Диамандисом. Чуть позже им был объявлен конкурс на постройку многоразового космического корабля, который смог бы поднять космических туристов на высоту в 100 км. (условная граница атмосферы) и вернуть их обратно на Землю в целости и сохранности.

Более конкретно условия конкурса звучали так: проекты участников не должны финансово зависеть от правительства и государственных организаций, корабль не только должен достигнуть 100 км., но и целым (без серьёзных повреждений) вернуться на Землю, на его борту должны находиться как минимум 3 человека, а сам полёт должен повториться в течение двух недель.

К концу 2003 года за главный приз в 10 млн долларов боролись 26 частных компаний из 7 стран мира (в том числе и из России). В итоге 21 июня 2004 года с аэродрома Мохаве (штат Калифорния) стартовал аппарат SpaceShipOne, достиг границ атмосферы и вернулся на Землю. А его пилот Майкл Мелвилл стал первым астронавтом, получившим это звание в обход госкорпораций. Сконструировала SpaceShip команда легендарного аэроинженера США Scaled Composites Бёрта Рутана для компании Virgin Galactic – подразделения всемирно известной корпарации Virgin.


SpaceShipOne – первый частный летательный аппарат для полётов выше 100 км.

Этот аппарат Бёрта Рутана представляет собой комбинированную систему, состоящую из двух аппаратов: высотного самолёта и ракетоплана. Восьмиметровый ракетоплан SpaceShipOne с дельтовидным крылом и кабиной на трёх человек крепится под брюхом самолёта-носителя White Knight. В основе строительства аппарата SpaceShipOne – гибридный двигатель, который работает на полибутабиене и оксиде азота. Кабина представляет из себя герметичную камеру с необходимым давлением. Специально для будущих «космических туристов» было сделано большое количество иллюминаторов из двухслойного стекла, каждый из которых по отдельности выдерживает перепады давления в космосе и при посадке. А воздух внутри кабины создаётся за счёт специальной тройной системы. Всё это даёт возможность обходиться внутри без скафандров.

Носитель поднимается до 14 километров, и на этой высоте ракетоплан отделяется от него. Примерно через 10 секунд после отделения космического аппарата включается его единственный ракетный двигатель, и SpaceShipOne стартует почти вертикально – под углом в 84 градуса. Двигатель остаётся включённым около минуты, этого времени достаточно, чтобы аппарат поднялся на высоту 50 километров. Остальные 50 километров он проходит уже по инерции. В космосе SpaceShipOne находился порядка трёх минут, передвигаясь по параболической траектории. Не достигая наивысшей точки, он убирает крылья и хвост для вхождения в земную атмосферу, и экипаж получает возможность испытать состояние невесомости.

Самое сложное в этой схеме – обратный спуск, на который отводится порядка 20 минут. Никаких парашютов или дополнительных двигателей конструкцией SpaceShipOne не предусмотрено – аппарат должен просто спланировать вниз, используя свои крылья.

Именно так всё и произошло 21 июля – с той лишь разницей, что в кабине не было туристов. Поэтому для того, чтобы его создатели получили приз в 10 миллионов долларов, ракетоплану SpaceShipOne пришлось слетать в космос ещё пару раз.

Вот таким образом человечество ещё на шаг приблизилось к частному освоению космоса. Ричард Брэнсон, эксцентричный миллиардер, владелец Virgin (и, соответственно, VirginGalactic) получил лицензию на использование SpaceShipOne для частных полётов.

Позже, в 2010 году, прошёл свои первые лётные испытания обновлённый корабль для космических туристов SpaceShipTwo, тоже детище сэра Бренсона и конструктора Рутана. SpaceShipTwo взмыл в небо с того же космодрома в Мохаве. Представители компании сообщили, что первый полёт, который длился 2 часа 54 минуты, прошёл успешно.


Испытательный полёт корабля для космических туристов SpaceShipTwo, детища бизнесмена Ричарда Бренсона и конструктора Бёрта Рутана.

SpaceShipTwo, так же как и его предшественника SpaceShipOne, сконструировал Бёрт Рутан, владелец компании Scaled Composites. По задумке Рутана, космолёт закрепляется между фюзеляжами WhiteKnightTwo. Самолёт-носитель поднимает SpaceShipTwo на высоту 16 км., после чего аппарат отстыковывается и самостоятельно взлетает на высоту 100-110 км. в суборбитальное пространство. Приземляется космолёт как самый обычный самолёт. То есть, используя тот же принцип действия как и у предыдущих аппаратов Рутана и Бренсона в 2004 году. Но максимальная высота полёта возросла до 160 километров, время пребывания «туристов» в невесомости увеличилось ровно в два раза – до 6 минут свободного полёта, а количество человек на борту возросло до 8 (2 пилота и 6 пассажиров).


Бёрта Рутана часто отмечают за оригинальность в проектировании лёгких, мощных, необычно выглядящих, энергетически высокоэффективных летательных аппаратов и называют «вторым подлинным новатором» в области технологий аэрокосмических материалов после немецкого инженера Хуго Юнкерса, пионера в разработке цельнометаллических самолётов. Наиболее известные детища Рутана: «покоритель рекордов» Voyager, ставший первым самолётом, облетевшим весь мир без посадки и дозаправки; суборбитальный космоплан SpaceShipOne; маленький самодельный самолётик Rutan VariEze (1975 г.) – первый самолёт, на котором были использованы винглеты (законцовки крыльев). Усовершенствованные в 1990 году Луи Гратцером они позволили сократить расход топлива на 7%. Столь масштабная экономия за счёт модернизации оказалась беспрецедентной в истории авиации, если не считать переделки всего самолёта или ремоторизации.

23 октября 2010 года компания открыла первый в мире частный космопорт «Америка». Далее тестовые полёты проходили регулярно и довольно-таки успешно (если не считать аварийную посадку WhiteKnightTwo из-за повреждённого шасси осенью 2010 года). В мае 2011 года SpaceShipTwo в очередной раз продемонстрировал свою манёвренность и устойчивость, выполняя плавные подъёмы и снижения на высоте от 10 до 15 километров. В сентябре того же года была успешно испытана система приземления в аварийных условиях. 30 апреля 2013 года был испытан ракетный двигатель суборбитального корабля, за 16 секунд он преодолел сверхзвуковой барьер, после чего успешно приземлился в аэропорту вылета.

Ричард Бренсон сообщил после этого полёта: «Впервые мы смогли проверить ключевые компоненты системы в полёте. Нынешний сверхзвуковой успех открывает дорогу к вполне реалистичной цели – полноценному космическому полёту». Однако в конце октября 2014 года во время очередного испытательного полёта SpaceShipTwo потерпел крушение. Один пилот погиб, второй был серьёзно ранен. Самолет WhiteKnight, поднимавший в воздух SpaceShipTwo, благополучно вернулся на Землю. Пока непонятно, как происшествие отразится на космическом туризме, но, по словам самого Брэнсона, несмотря на аварию своего корабля он не намерен отказываться от идеи туристических космических полётов. К этому моменту Virgin Galactic уже успела продать более 700 билетов стоимостью 250 тысяч долларов каждый.


Cамолёт-разгонщик (носитель) WhiteKnightTwo.


WhiteKnightTwo, состыкованный с суборбитальным космическим кораблём SpaceShipTwo.

Помимо Бренсона и Рутана, которые взяли на себя обязанности космических туроператоров, очень многие «частники» на западе занимаются освоением космоса. Этот бизнес оказался настолько заманчив, что новые и порой даже трудноосуществимые проекты начали появляться один за другим. Вот некоторые из них.

Golden Spike. Эта компания объявила о коммерциализации Луны, а к концу нынешнего десятилетия Golden Spike рассчитывает организовать отправку и возврат экипажа из двух человек на спутник Земли. Такие полёты могут заинтересовать не только любителей экстремального туризма, но и государства, которые ещё не успели там «отметиться» (то есть всех, кроме США). Шансы на такой проект, конечно, есть, если найти сразу несколько потенциальных заказчиков туров и соответственно обеспечить стабильное финансирование таких полётов.

Planetary Resourses. Гораздо более амбициозный, чем предыдущий, проект. Planetary Resourses намерена добывать полезные ископаемые из недр астероидов. Компания предполагает, что огромные запасы таких редкоземельных элементов как платина, родий и иридий на этих космических объектах позволят с лихвой окупить затраты на отправку, добычу и доставку ископаемых на Землю. В ближайшее время Planetary Resourses планирует запуск нескольких телескопов для поиска подходящих астероидов. Предварительно это намечено на 30-ые годы. Однако и у этого проекта возникла масса проблем. Помимо дорогостоящей технической базы и длительного проектирования, существуют ещё и вопросы безопасности доставки и правовые тонкости. Дело в том, что существует Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Он запрещает отдельной стране владеть небесным телом, но не оговаривает, может ли это сделать частная компания. Пока не ясно, имеет ли Planetary Resources право в частном порядке разрабатывать астероиды и кому должна (и должна ли вообще) будет платить налоги. Но у компании в запасе достаточно времени, чтобы разобраться в этих вопросах.

Телескоп Sentinel. Летом 2012 года частный фонд В612 начал поиск инвесторов для своего проекта Sentinel по запуску в космос телескопа. Главной его задачей должен стать поиск астероидов и метеоритов, представляющих потенциальную опасность для Земли. Предполагается, что инфракрасный телескоп, вращаясь вокруг Солнца, будет отслеживать 90% космических объектов, которые могут приблизиться к Земле. Данные, собранные аппаратом, должны будут позволить идентифицировать опасные объекты за 50-100 лет до условного столкновения. Также полученные данные можно будет использовать при планировании исследовательских миссий. Запуск Sentinel намечен на 2017–2018 годы. Телескоп рассчитан как минимум на пять с половиной лет работы, а собранные данные планируется сделать общедоступными. Очевидно, что основная проблема, как и в большей части частных космических проектов – это финансирование.

Mars One. Пока такие государственные компании как NASA отправляют роботов на исследование Марса и изучают возможность полёта на него, нидерландская компания Mars One собирается начать строительство колонии на Красной планете уже в 2023 году. Суть проекта заключается в следующем. Раз в два года на Марс будет отправляться команда из четырёх человек на постоянное место жительства, без возможности когда-либо вернуться на Землю. Для поддержания их жизнедеятельности Mars One предлагает использовать солнечную энергию и местные ресурсы, например, добывать воду посредством растапливания льда, а кислород получать в результате электролиза. Своё желание оказаться на Марсе в рамках программы Mars One высказали около 200 тысяч человек, впоследствии из них было отобрано 663 претендента.

SpaceX. Компания, основанная Илоном Маском, занимается производством космических ракет Falcon и грузовых кораблей Dragon. 28 сентября 2008 года четвёртый запуск ракеты Falcon 1 впервые завершился успехом. На эллиптическую орбиту высотой 500-700 километров был доставлен массовый эквивалент полезного груза. 8 декабря 2010 года был успешно осуществлён запуск ракеты Falcon 9 и грузового корабля Dragon. Корабль вышел на орбиту, передал телеметрическую информацию, сошёл с орбиты и успешно приводнился в океан. SpaceX стала первой в мире неправительственной организацией, которая запустила орбитальный грузовой корабль и успешно возвратила его. 16 августа 2011 года NASA даёт согласие на запуск корабля Dragon 30 ноября и его стыковку с МКС, что 25 мая 2012 года и было впервые осуществлено. Контракт, заключённый между NASA и SpaceX по доставке грузов на МКС, предусматривает 12 полётов Dragon к станции. Общая стоимость соглашения составляет 1,6 млрд долларов. 30 мая 2014 года Илон Маск представил пассажирскую версию космического корабля Dragon, называемую Dragon V2.


Пятый запуск ракеты Falcon 1. Остров Омелек.


Стыковка Dragon с МКС.

Одной из целей проекта является создание многоразовых ракет-носителей, что позволит существенно снизить стоимость полётов. 18 апреля 2014 года первая ступень ракеты-носителя Falcon-9 успешно совершила мягкую посадку в воды Атлантического океана после запуска грузовика Dragon к МКС и разрушилась под ударами волн. Две попытки посадить ступень на океанскую платформу закончились неудачей, но прогресс был налицо - во второй раз для успеха не хватило самой малости. Повторное использование первой ступени – самой дорогостоящей части ракеты – сможет уменьшить стоимость космических запусков на 70%.


Ракета вертикального взлёта и вертикальной посадки Grasshopper (кузнечик), построенная с целью разработки и тестирования технологий, необходимых SpaceX для создания многоразовых ракетных систем. В конце 2013 года Grasshopper поднялся на 744 метра, после чего плавно, с точностью вертолёта, опустился на стартовый стол.

В 2013 году SpaceX получила разрешение на строительство частного стартового комплекса для ракет-носителей в штате Техас. Компанией планируется осуществлять 24 запуска в год, выпуская по 2 ракеты в месяц.

Google Lunar X-Prize. В 2007 году стартовал конкурс Google Lunar X-Prize: участникам предложено отправить на Луну беспилотный аппарат. Робот должен совершить успешную посадку и преодолеть по лунной поверхности несколько сотен метров, передавая на Землю видео, панорамные снимки высокого качества и сопутствующую информацию. Победитель состязания получит 20 млн долларов. Изначально датой окончания конкурса назывался 2012 год, однако при подготовке стало ясно, что в эти сроки ни одна команда не укладывается. В результате финал был перенесен на конец 2015-го.

В настоящий момент основной доход негосударственным компаниям (за исключением SpaceX) приносят непилотируемые космические полёты: спутники навигации и средств связи, космические исследовательские станции. Пилотируемая космонавтика намного более затратна и на это есть ряд причин.

Во-первых, это сама «физика» полёта. Спутник весит намного меньше пилотируемого судна, соответственно, на его запуск уходит меньше топлива. И дальнейшее существование спутника тоже не такое сложное, как у пилотируемого корабля. «Отработав» своё, спутник продолжает уже в нерабочем виде оставаться на орбите. С пилотируемым объектом такого сделать нельзя. Его или, по крайне мере, его экипаж надо вернуть обратно на Землю, желательно в целости и сохранности, и на это тоже нужно затратить топливо.

Во-вторых, беспилотный объект не нуждается в «деликатном» запуске, так как на его борту нет людей, которые более чувствительны к перегрузкам, чем приборы. Кроме того, пилотируемый космический аппарат нуждается в большей манёвренности. Перегрузки должны быть сведены к минимуму для безопасности космических туристов. Они хоть и проходят подготовку как профессионалы, но всё равно являются дилетантами. И за их жизнь и здоровье полностью несёт ответственность компания, отправившая их в полёт. Ситуация та же, что и с наземными туристами.

Наконец, надо учитывать фактор риска – как технического, так и коммерческого. Прежде чем перейти на коммерческое использование судна, требуется провести не менее 30 успешных испытательных полётов. А это и огромные затраты, и имидж самой компании. В случае нескольких неудач отношение к частной организации изменится отнюдь не в лучшую сторону.

Однако основной причиной задержки туристических полётов в космос следует считать не только финансовые и технические, но и «организационно-бюрократические» проблемы. Конгресс США несколько лет назад решил подтолкнуть начало коммерческих космических полётов. Для этого были приняты законы, подразумевающие минимальный государственный надзор за безопасностью полётов в зарождающейся отрасли. Согласно действующему законодательству, пассажиры получат минимальную подготовку к чрезвычайным ситуациям и должны подписать документы о признании рисков. Операторы надеются, что будут частично защищены от юридической ответственности, давая пассажирам основную информацию о безопасности своих транспортных средств.

Тем не менее частные компании, ориентированные на перевозку пассажиров, и Федеральная авиационная администрация США (FAA) должны разработать соответствующие нормативные документы. Специалистам очень сложно работать – у них нет прецедентов, которыми они могли бы руководствоваться. Поэтому ни одна из участвующих в процессе сторон не знает, как много времени займут «бюрократические процедуры». Остаётся только надеяться, что все эти трудности удастся рано или поздно преодолеть, и космос примет новых гостей.

Ещё совсем недавно космос был доступен и интересен лишь правительствам ведущих стран, поскольку космические запуски стоили очень дорого, а успехи использовались в основном на политической арене. В современном обществе наступило пресыщение космическими достижениями: полёты на МКС стали обыденностью, телефонная связь и даже телевидение передаются по сети интернет, снимки земной поверхности лежат в свободном доступе. Отлетал своё челнок Спейс шаттл. Пожалуй, единственная космическая услуга, интересующая население планеты, – глобальное позиционирование. Назревает вопрос: что вообще делать человеку в космосе ?

Как оказалось, не перевелись ещё энтузиасты ракетостроения. Виной всему как обычно деньги. Нашлись желающие потратить свои немалые сбережения на мечту детства о полёте в космос.

За неимоверно короткое время частные проекты предложили свои варианты на почти все виды космических услуг. Наиболее лакомым куском представляется сфера развлечений: от катания туристов в стратосферу, до поселения на Марсе (основное покрытие расходов предполагается путем продажи прямой трансляции мероприятия). Также под прицелом услуги по дистанционному зондированию Земли и различным видам связи. Продолжающаяся миниатюризация электроники уже позволяет создать космический аппарат буквально на столе. А поскольку стоимость вывода в космос пропорциональна весу – желание иметь собственный спутник перестало казаться несбыточным.

Ну и конечно живая легенда современной космонавтики генеральный директор компании СпейсИкс (SpaceX) Илон Маск (Elon Musk), заявивший, что основал компанию с основной целью помочь стать человечеству мультипланетарным . Правда, есть другая тема:

Что же мы (человечество) ожидаем увидеть в ближайшем будущем.

Отечественный частный космос
Представлен компаниями Спутникс (ООО Спутниковые инновационные космические системы) и Даурия Аэроспейс . Обе компании производят микроспутники для Роскосмоса и других заинтересованных лиц. Спутникс предлагает выводить малые спутники на орбиту с использованием универсальных транспортно-пусковых механизмов, интегрируя их на отечественные ракеты носители, и предоставляет наземную инфраструктуру для управления и приема данных с них. В портфеле заказов Даурии два геостационарных телекоммуникационных спутника для Индии и два аппарата ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) для Роскосмоса, которые будут введены в эксплуатацию в 2015 г. 8 июля 2014 года с помощью ракеты-носителя Союз-2.1б компания запустила уже третий аппарат: экспериментальную платформу DX-1. Ранее в июне ракета «Днепр» успешно вывела на орбиту два микроспутника Perseus-M. Эти аппараты созданы на основе микроспутниковой платформы собственной разработки компании и несут на борту приборы для мониторинга морских судов.

На этапе стратосферных испытаний спутник-звезда сообщества «Твой сектор космоса» :

Космонавтика – это компании единомышленников и интересная работа, а не коллектив бездельников и отсутствие интересных проектов; это наука и творчество, а не слепое копирование наследия отцов и дедов, это наше сияющее завтра, а не угасающее вчера.

Совсем недавно компания «Лин Индастриал» засветилась привлечением средств виртуальных танкостроителей. Пока сложно сказать получится ли у них что-либо летающее в железе, уж слишком амбициозны планы.
Неотечественный космос
Lynx компании Xcor Aerospace – двухместный суборбитальный космический самолет, способный взлетать и садиться на обычной взлетно-посадочной полосе. Кроме развлечения коммерческих пассажиров, предусматривается проведение научных экспериментов. XCOR уже подписал контракт с Юго-Западным Научно-исследовательским институтом на полёты его ученых и проведение экспериментов в суборбитальном пространстве. Компания планирует продавать билеты по $ 95 000.

Exos Aerospace, созданная в мае 2014 года из Armadillo Aerospace, разрабатывает космический корабль для суборбитальных полетов вертикального старта. Аппарат будет вмещать двух пассажиров. Космический туроператор Space Adventures бронирует места на корабле за $110 000. Мужчина из Аризоны недавно выиграл бесплатный полет в конкурсе, устроенном Space Adventures и Seattle"s Space Needle, хотя дата его полёта пока не установлена.

Bigelow Aerospace проектирует и строит большие, расширяемые модули, которые должны стать основным звеном создаваемых на орбите частных космических станций. Компания уже провела в 2006 и в 2007 году два испытания прототипов на орбите. Шестиместный модуль BA 330 обеспечивает около 330 кубометров полезного объема. Бигелоу предусматривает соединение по меньшей мере двух 330-х вместе. Компания заключила контракты с Boeing и SpaceX на доставку пассажиров в огромные космические отели. Потенциальные клиенты включают космические агентства, правительственные департаменты и исследовательские группы.

Соучредитель Microsoft Пол Аллен недавно объединился с пионером аэрокосмоса инженером Бертом Рутаном для создания предприятия под названием Stratolaunch Systems . Компания планирует запускать ракеты в космос с самолета-носителя, который станет самым большим самолетом в истории, с размахом крыльев 117 метров. Вначале Stratolaunch будет отправлять в космос грузы и спутники, но в дальнейшем надеется запускать и космонавтов. Первый испытательный полет назначен на 2015 год, коммерческие запуски возможны с 2016 года.

Liberty Launch Vehicle , производившая твердотопливные ракетные ускорители для спейс-шаттла, объединившись с Lockheed Martin и европейской Astrium, разрабатывает свою собственную систему запуска астронавтов на низкую околоземную орбиту. Модернизированная 91-метровая ракета Liberty будет доставлять на орбиту капсулу с семью пассажирами. Испытательные полеты системы начнутся в 2014 году, запуск первого астронавта ожидается в конце 2015 года. В случае успеха коммерческие полёты возможны с 2016 года.

Blue Origin , созданная основателем Amazon.com Джеффом Безосом (Jeff Bezos), надеется выиграть контракт NASA по доставке астронавтов на Международную космическую станцию. Создаваемый космический аппарат предназначен для перевозки семи пассажиров или сочетание груза и экипажа. Компания разрабатывает многоразовую первую ступень ракеты-носителя, чтобы максимально удешевить запуск. Представители компании утверждают, что коммерческие полёты космического аппарата начнутся к 2018 году. Blue Origin также разрабатывает суборбитальный космический корабль под названием New Shepard, который будет оснащён многоразовым двигательным модулем.

Dream Chaser компании Сьерра-Невада (Sierra Nevada) небольшой космический самолёт рассчитанный на перевозку семи астронавтов на низкую околоземную орбиту. Участник последнего раунда (Commercial Crew Transportation Capability) соревнования, устроенного НАСА, на право доставлять американских астронавтов на МКС. Аппарат будет выводиться в космос с помощью ракеты-носителя Атлас-5, а приземляться самостоятельно по-самолётному. Представители компании говорят, что космический самолет должен быть готов к 2016 году. Первый пилотируемый полёт состоится в 2017 году.

Второй участник соревнования – аэрокосмический гигант Боинг (Boeing) – разрабатывает многоразовый (до 10 полётов) космический аппарат для доставки грузов и до семи астронавтов на МКС под названием CST-100 . В аппарате использованы проверенные технологии от Аполлона и космического челнока НАСА. Ожидается, что CST-100 будет выполнять роль спасательной шлюпки на МКС в чрезвычайных ситуациях. Ввод в эксплуатацию CST-100 планируется в 2016 году.

Cygnus – автоматический грузовой космический корабль снабжения. Разработан Orbital Sciences Corporation в рамках программы «Коммерческая орбитальная транспортировка» . Предназначен для доставки грузов к Международной космической станции после завершения программы «Спейс шаттл». Запуск осуществляется с помощью ракеты-носителя собственной разработки Orbital - Антарес (Antares), ранее именовавшейся Taurus II. NASA заключила с Orbital Science контракт общей стоимостью в 1,9 миллиарда долларов на 8 полетов «Сигнус» к МКС до 2016 года.

Калифорнийская SpaceX разрабатывает многоразовый космический аппарат Dragon V2 для перевозки грузов и экипажа на низкую околоземную орбиту и за ее пределы. Третий участник соревнования НАСА. Пилотируемая версия будет перевозить до семи астронавтов на МКС или в дальний космос, например на Марс. Компания уже запустила несколько беспилотных Драконов к МКС. Полеты явились демонстрацией SpaceX готовности с помощью собственной ракеты-носителя Falcon 9 выполнить контракт с НАСА на 12 доставок грузов на станцию. Falcon 9 также в будущем станет многоразовой с вертикальной посадкой на выдвигаемые опоры.

Mars One это частная организация, задачей которой является основание колонии на Марсе. Сам проект не является аэрокосмической компанией и не производит оборудования. Всё снаряжение будет разработано в основном компанией SpaceX. Уникальность проекта в принципиальной невозможности возврата колонистов на Землю и финансировании посредством ТВ трансляций в режиме реального времени. Пополнение колонии ожидается каждые два года по шесть человек начиная с 2025. Уверенности в успех мероприятия добавляют слухи, что основатель Mars One – голландский предприниматель Бас Лансдорп (Bas Lansdorp) – сам собирается переселиться на Марс. Добавить метки

  • Космонавтика
  • Материал готовился для публикации в "Новой газете" . Текст приводится в авторской редакции.

    Еще совсем недавно от частной космонавтики ждали новых прорывов: возобновления дальних пилотируемых полетов, удешевления спутников и ракет и упрощения доступа к результатам космических исследований. На сегодняшний день пришло понимание: ренессанс в безвоздушном пространстве откладывается, если не отменяется.

    22 мая 2012 года с космодрома Канаверал успешно стартовала ракета Falcon 9 с грузовым космическим кораблем Dragon на борту для снабжения Международной космической станции. Так открылась новая страница истории мировой космонавтики — приход частников в «большой космос». Через три месяца американская частная компания Planetary Resources, провозгласившая целью добычу полезных ископаемых на астероидах, получила несколько миллионов долларов инвестиций от венчурного фонда с российским участием I2bf. Тогда же совершал успешные пробные полеты частный ракетоплан Space Ship Two, который должен был стать основой программы туристических полетов в ближний космос. В целом казалось, что наконец-то наступил космический ренессанс и вот-вот к астероидам отправятся частные харвестеры, на Луну пойдут рейсовые шаттлы, расцветут транспланетные корпорации и на один из тяжелых рудовозов заступит на службу лейтенант Элен Рипли…

    На Западе, где частники работали на NASA чуть ли не с момента появления агентства, для компаний новой волны придумали свой термин — New Space. В России, где космос был традиционно государственный, его успешно заменяет «частная космонавтика».

    Из России за развитием New Space следят тщательно. Бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин встречался с основателем компании SpaceX Илоном Маском, выискивал российских бизнесменов, готовых стать русским аналогом американца. Тогда же в учрежденном фонде «Сколково» открыли космический кластер в надежде на то, что «русские Маски» хлынут туда из своих гаражей, где они мастерили ракеты.

    С тех пор прошло более трех лет. За это время в космос отправились четыре российских частных спутника, но появления компании, хотя бы близко сравнимой со SpaceX, так и не состоялось.

    К началу XXI века ситуация в российской и американской космонавтике, несмотря на существенную разницу в бюджетах, была по некоторым признакам схожей. Оба агентства находились в кризисе самоопределения, пытаясь найти свой путь в условиях исчезнувшей космической гонки. Сходно формировалась и отрасль — в каждой стране была своя пара конкурирующих гигантов: Boeing и Lockheed Martin в США, и ГНПЦ им. М. В. Хруничева и РКК «Энергия» в России. NASA продвигало амбициозную и сверхдорогую программу Constellation — с полетом на Марс и строительством базы на Луне. В России руководители госпредприятий обещали базу на Луне к 2015 году, надеясь на увеличение бюджетных вливаний.

    По истечении первого десятилетия нового века пути космических агентств начали расходиться. В США Boeing и Lockheed Martin создали ракетного монополиста United Launch Alliance (ULA), при этом государственные средства, выделяемые на космос, неуклонно сокращались начиная с 1989 года. Программу Constellation закрыли, похоронив уже почти готовую ракету Ares и оставив только проект нового космического корабля Orion. В 2011 году от дорогого и опасного, хоть и эффективного, Space Shuttle тоже пришлось отказаться. Международную космическую станцию достроили, а гонять шаттлом на орбиту экипажи — это как карьерный самосвал использовать в качестве маршрутного такси.

    В такой ситуации руководство NASA решило взрастить новое поколение космических корпораций, предложить космос за более низкие цены. Было объявлено о старте программ Commercial Orbital Transportation Services (COTS) и Commercial Crew Development (CCDev). Первая должна была культивировать компании-«грузчики» — для снабжения МКС, а вторая — компании-«таксисты» — для доставки экипажей туда же.

    Финалисты начали просматриваться к 2010 году. За грузовое снабжение взялись Orbital Sciences и SpaceX. Первая компания была не новичком, имея за спиной почти тридцатилетнюю историю, десятки запущенных в космос легких ракет, производство космических аппаратов. SpaceX же, созданная в 2002 году, запустила успешно лишь одну легкую ракету, но, судя по всему, в NASA уже обратили внимание на амбициозного создателя компании Илона Маска.

    Во второй тур конкурса на доставку экипажей на МКС вышли три компании: Boeing, SpaceX и Sierra Nevada. Каждая из них предложила свое решение. Слишком экзотичный шаттл от Sierra Nevada «зарубили» на третьем этапе, и сейчас «космическое такси» готовят всего две компании.

    Если SpaceX сделала ставку на разработку собственной линейки ракетных двигателей, ракет и космических кораблей, то в Orbital отдали все на аутсорс. Их ракету Antares строили на украинском «Южмаше», двигатели НК‑33 еще советского производства закупали в Самаре и модернизировали в США, а грузовой космический корабль Cygnus делала европейская корпорация Thales. Подобная тактика дала сбой, когда пятый Antares взорвался осенью 2014 года на стартовом столе. Этот же взрыв уничтожил первый экспериментальный спутник «космических шахтеров» Planetary Resources. А всего через неделю разрушился в воздухе на испытаниях коммерческий ракетоплан Virgin Galactic, который так и не смог поднять ни одного туриста.

    Лишь SpaceX продолжала выводить грузовые космические корабли Dragon, запускать коммерческие и государственные спутники. Илон Маск активно лоббировал скорейшую сертификацию своей ракеты для военных запусков с целью подорвать здесь монополию ULA и добраться до щедрых военных бюджетов. Развитию компании мешали только неудачи в авантюрных попытках Маска создать многоразовую ракету. Первые ступени Falcon 9 пытались сесть на плавучую платформу в Атлантическом океане, но дважды разрушались при касании. Однажды шторм помешал платформе выйти из порта, и ступень просто ушла в воду, хотя ее создатели сообщили, что сделала она это в точно запланированном месте.

    Летом 2015 года и Falcon 9 ждала еще одна неудача — ракета взорвалась на первой минуте полета. И вдруг пришло осознание, что частники — это не панацея, а космос по-прежнему сложен и дорог.

    Похожая история с увлечением частными наноспутниками. NASA с университетами продолжают развивать это направление, но с коммерческим применением все никак не сложится. В американский стартап Planet Labs вложили более $150 млн долларов, и они запустили более сотни наноспутников для съемки земной поверхности. Спутники присылают красивые снимки, которыми можно любоваться на сайте компании, но коммерческую состоятельность они так и не показали.

    Российская компания «Даурия Аэроспейс» тоже надеялась побороться на рынке микроспутников. Но в 2014 году стало ясно, что на инвестиции, сравнимые с Planet Labs, рассчитывать не приходится, потому пришлось переключиться на изготовление космической техники на заказ. К тому же пришел и стартап «Спутникс», и ряд других сколковских резидентов. От собственных проектов пришлось отказаться.

    В России, как и в США, главный заказчик — это государство. И вот тут российский частный космос столкнулся с тем, что Роскосмос — это не NASA. После падения «Протонов» в 2011‑м и 2012‑м российское космическое агентство занялось реорганизацией и реформированием, в котором частный космос не рассматривался как партнер вообще. NASA делает ставку на принцип «не хранить яйца в одной корзине» и вкладывает миллиарды на развитие конкурентной среды. Федеральное космическое агентство движется в противоположном направлении — становится само себе частником и монополистом. Ликвидируются даже исторически сложившиеся конкурирующие центры: готовится создание двигателестроительного, спутникостроительного, ракетостроительного холдингов.

    В такой среде для российских космических частников остается не так много направлений для развития. Самый очевидный — всеми правдами и неправдами добиваться госзаказа. Причем не обязательно уповать на Роскосмос — есть в России и другие ведомства.

    Например, Минсвязи несколько лет назад заказывало спутник у французов. А в апреле 2015 года Роскосмос признался, что в текущем объеме финансирования в ближайшие 10 лет он не справится с требованиями МЧС. Военным тоже наверняка найдется, чем заняться на околоземной орбите.

    Западный же рынок для россиян практически закрыт — там и своих стартаперов хватает. Поэтому остается только Восток со странами БРИКС, но там рынки еще только присматриваются к возможностям космического бизнеса. Хотя первая ласточка уже есть: "Китайский инвестиционный фонд «Киберноут» сегодня

    error: