Виды стресса научная статья. Что такое стресс – понятие стресса и виды стресса. Стресс и братья наши меньшие

Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь.

Что это - усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос - и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье (1907-1982 г.). Бывший студент Пражского университета в 1936 г. опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических (не свойственных организму в норме) изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

Стресс (англ. s tress - напряжение, сжатие, давление) - это

    состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные;

    это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему;

    неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.

Чтобы понять это определение, нужно объяснить, что подразумевается под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например бег, вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиение становится чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц. Фактор, вызвающий стресс называется «стрессор».

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сиг­налом, указывающим на недостаточность функциональ­ных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожи­дания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоци­онального стресса.

Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конк­ретное содержание, обозначается как страх. В целом тре­вога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активи­зирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд также считали, что в пре­вращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмо­циональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрес­совых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат.

На уровне биологических изменений в организме эмо­циональный стресс первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические функцио­нальные нарушения развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения. В реализации эмоциональных возбуждений ведущую роль играют гормональные механизмы.

Физиологический стресс проявляется следующим об­разом: на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушаются информационные связи между различными функциональными системами организма человека, и они начинают работать изолированно, напряженно, пытаясь самостоятельно поддерживать регулируемые ими пока­затели на оптимальном уровне. При продолжающемся стрессорном воздействии механизм саморегуляции ка­кой-либо наиболее ослабленной функциональной систе­мы человека нарушается, и тогда ее функция устойчиво изменяется: например, стойко повышается артериальное давление, снижается иммунитет и т.д. Регуляция соответ­ствующего физиологического показателя при этом до определенного времени осуществляется местными клеточ­ными механизмами, устойчивый дисбаланс которых при­водит к возникновению болезни.

Было бы ошибкой полагать, что стресс - это некая враждебная сила, которую всегда следует избегать. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (например, праздник, переезд в новую квартиру и т.п.). Эти состояния обозначают как «эустресс». Нам всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное - добиваться цели. Эустресс - это тот заряд бодрости, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной.

Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого человека). Но и в этой ситуации стресс нельзя назвать вредным. Ведь именно стрессовая реакция дает человеку силы, которые он может использовать для преодоления трудной ситуации (аврал на работе, возможность убежать от грабителя). Поэтому нельзя говорить, что стресс на хорошие события полезен, а на плохие - вреден. Граница между полезным и вредным стрессом порой бывает очень зыбкой. По принципу «лучшее - враг хорошего» избыток положительных эмоций тоже может закончиться срывом, если оставить их без контроля.

Наиболее существенным недостатком в теории Г. Селье является отрицание ведущей роли центральной нервной системы в происхождении стресса.

Г. Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность.

Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.

Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая проводит разделение системного (физиологического) и психического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, при котором физиологические и психологические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрес­сом объясняются непосредственным воздействием небла­гоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональ­ном стрессе прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть.

При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нор­мальные приспособительные реакции, является предви­дение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким обра­зом, необходимым условием возникновения развития пси­хологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с ког­нитивными процессами, особенностями личности чело­века (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и си­туаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Современные взгляды на стресс отличаются условнос­тью полного разделения физиологического стресса и стресса эмоционального. В физиологическом стрессе все­гда есть психические элементы и наоборот. Каков бы ни был стресс: эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого - эмоциональный стресс неизменно влечёт за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмо­циональное состояние. Образуется порочный круг, что только усложняет решение проблемы, особенно при дли­тельном или хроническом стрессе.

Таким образом, стресс -

    чрезвычайно сложное явление, затрагивающее все уровни функционирования организма. От работы организма на каждом из этих уровней зависит успешность преодоления человеком стресса;

    не всегда бывает вреден, своё пагубное влияние оказывает в ситуациях, когда он слишком силён или действует слишком долго;

    связан с индивидуальными и психологическими особенностями личности ⟹ факторов и ситуаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Постоянная спешка, нервы, эмоции и стиль жизни современного человека неизбежно приводят к такому явлению как стресс. Это слово сегодня как никогда находится на пике популярности. Одни исследования показывают, что он вызывает болезни сердечнососудистой системы и даже к образованию раковых клеток, другими из них давно доказано, что такая встряска для психики может привести к невралгии и депрессии. Так или иначе, психология призывает к борьбе со стрессом. С чего начать и что конкретно нужно сделать, попробуем разобрать более детально.

Понятие стресса в психологии

Психология стресса такова, что он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. Его истоки находятся не в психике, а в мозге человека. Таким образом, когда человек попадает в ситуацию, которая может плохо для него закончиться, либо в ту, которая ему не знакома, мозг автоматически начинает выстраивать защиту. В какой-то мере это даже полезно, т.к. стресс способствует адаптации человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.

Канадский физиолог Ганс Селье выделил три основных стадии развития стресса:

  1. Стадия тревоги. Человек находится в состоянии настороженности и напряжения. В организме мобилизируются адаптационные ресурсы и возникает этакая «предстартовая готовность». Хотя физически и морально человек хорошо себя чувствует и находится в хорошем настроении, в этот период могут возникнуть так называемые психосоматические расстройства: мигрень, аллергия, язва желудка или гастрит.
  2. Стадия резистентности. Возникает если стресс по прежнему остается сильным. Все ресурсы, поднятые организмом на адаптацию начинают активно расходоваться. Человек уже не чувствует подъема сил, но уже «вошел в рабочую форму» и готов к более менее длительному преодолению трудностей, несмотря на еле ощутимую усталость.
  3. Стадия истощения. Наступает при длительном воздействии стресса на организм. Энергия, затраченная на борьбу с обстоятельствами уже исчерпана, а моральные и физические силы на исходе. У человека больше нет возможности защищаться. В этом случае помощь может быть оказана уже со стороны в виде поддержки или устранения причины, вызывающей стресс.

Травматический и посттравматический стресс

Особой формой реакции на негативное внешнее воздействие является травматический стресс. Когда физиологические, психологические и адаптационные ресурсы человека уже исчерпаны, он становится уязвимым и в нем поселяется тревога. Психология рассматривает две причины возникновения травматического стресса:

  • человек осознает что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики;
  • пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым ранее жил человек.

Важно помнить, что человек, переживший травматический стресс со стороны может казаться сумасшедшим или странным, но на самом деле он не является таковым. Это нормальная реакция психики на не нормальные обстоятельства.

Однако более худшим вариантом реакции на них является посттравматический стресс, поскольку его психология имеет более сложную структуру. Это тип психического расстройства который развивается после того, как человеку пришлось пережить душевную травму. Чаще всего это явление можно наблюдать у жертв насилия, нападения, стихийного бедствия или свидетелей несчастного случая.

Посттравматического расстройства имеют несколько характерных признаков:

  • постоянные отчетливые воспоминания о происшедшем;
  • проблемы с концентрацией внимания и сном;
  • избегание подобных ситуаций и похожих мест, при которых произошло событие, выбившее человека из колеи;
  • неспособность вспомнить или обсудить конкретные детали того, что произошло;
  • намеренная изоляция, нежелание поддерживать контакты и эмоциональное оцепенение.

Профилактика стресса: психология избавления от душевных травм

Основная проблема стресса в психологии заключается в невозможности своевременной диагностики. Чаще всего случается так, что симптомы сильного психического потрясения проявляются лишь спустя месяц или три месяца после произошедшего события. Причем сами жертвы не всегда обращаются за квалифицированной помощью и поставить диагноз на первых порах почти не представляется возможным. Согласно статистике ежедневно стрессу подвергается каждый третий житель большого города. В более маленьких городах, где жизнь течет размеренно, эта цифра в десятки раз меньше. Посттравматическим синдромом страдает примерно 8% населения мира, а 15% имеют некоторые признаки этого расстройства.

Как бороться со стрессом? Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

А если вы хотите более серъезно подойти к вопросу борьбы со стрессом, можно изучить психологическую литературу. Например, на многие вопросы поможет ответить книга Ю.В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции». В ней вы найдете толкование понятия стресса, теоретические разделы, вопросы на самопроверку, психологические тесты, упражнения и практические задания.

НАУЧНАЯ ДЕФИНИЦИЯ «СТРЕСС»: ПОДХОДЫ К ТОЛКОВАНИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ

Павлова Анфиса Валерьевна

студент 4 курса, факультет экономики и управления НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Е- mail : Anfsa 4 ka @ mail . ru

Патрахина Татьяна Николаевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Господство динамичного образа жизни, постоянно меняющееся окружение ведет к увеличению количества стрессовых ситуаций. Стресс влияет на все виды человеческой деятельности, особенно это касается трудовой активности. Основным направлением в изучении стресса служит поиск причин его возникновения и способов его преодоления, либо полной ликвидации, а также предотвращение появления стресса в будущем.

Изначально слово «стресс» использовалось в физике в XVIII-XIX веках и обозначало собой :

а. силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой;

б. деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.

Французский физиолог, К. Бернард, во второй половине XIX века заложил основы изучения внутренней среды живого организма и взаимосвязи ее с внешней средой. Он заметил, что «постоянство внутренней среды есть условие свободной, независимой жизни. Это достигается посредством процесса, который поддерживает во внутренней среде все условия, необходимые для жизни элементов» .

В начале XX века американский физиолог, У.Б. Кеннон, на основе экспериментального исследования, в отличии от К. Бернарда, чьи выводы основывались на биологических обобщениях, выявил значимость постоянства внутренней среды организма и предложил название для «координированных физиологических процессов, которое поддерживают большинство устойчивых состояний организма» . Он ввел термин «гомеостазис» (от древнегреческого homoios - одинаковый и stasis - состояние), обозначающий способность сохранять постоянство.

Доктор медицины и философии XX века, Г. Селье, перенес слово «стресс» в медицину и заложил теоретические основы учения о стрессе. Началом изучения стресса, послужило его письмо «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованное в 1936 году в журнале “Nature”. В нем ученый описал стресс как стандартные реакции организма на действие различных болезнетворных раздражителей. Дальнейшее изучение показало, что организм при помощи вырабатываемых им гормонов адаптируется к любому фактору, который вызывает стресс.

Многие исследователи в своих монографиях отмечают, что у стресса нет четкого и единого определения, как отмечает В.А. Бодров, «в этой области не существует установившейся терминологии, даже определения стресса часто очень существенно различаются» .

Само понятие стресс в таких областях знаний как психология, биология, медицина и других чаще всего используется в двух значениях :

а. физический, химический или эмоциональный фактор, вызывающий физиологическое или психологическое напряжение, и который может быть источником болезни;

б. сама болезнь, которая возникает в результате действия этих факторов.

Отсюда следует, что с одной стороны, стресс - это некий фактор, который воздействует на организм, а с другой - результат влияния этого фактора.

При этом исследования стресса, которые проводились в последние десятилетия, расширили характеристику этого термина. К примеру, С. Вожнер, проводя исследования в 70-е гг. ХХ в., предложил идентифицировать понятие «стресс» с понятиями «фрустрация» и «угроза» .

Американский психолог Дж. МакГрат дает следующее определение слову стресс «это воспринимаемый существенный дисбаланс между требованием и возможностью прогнозирования реализации этого требования в условиях, когда выполнить его невозможно» .

Его соотечественник, Р. Лазарус, один из первых, кто выявил «опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и…процессов оценки стрессового стимула» . Он отмечает, что «стресс возникает тогда, когда индивидуумы чувствуют, что они не в состоянии справиться с предъявляемыми им требованиями или угрозой для их благополучия» .

Коллега Р. Лазаруса, С. Фолкман, сделала акцент на взаимодействии индивидуума и внешней среды и описала стресс как «уровень взаимодействия между личностью и окружающей средой, который оценивается личностью как превышающий ее (личности) ресурсы и создающий угрозу благополучию» .

По мнению английского ученого Т. Кокса, стресс является угрозой нормальному течению жизни человека, его физическому и психическому здоровью, и выражает собой индивидуальный феномен, который является результатом взаимодействия человека и ситуации, в которой он находится .

Несмотря на то, что понятие стресс было предложено зарубежными учеными, в России этой проблеме уделялось большое внимание.

Так, В.Л. Марищук описывал стресс, как состояние, характеризующееся большим выбросом стероидных гормонов. При этом он отмечал, что стресс является физиологическим, т. е. сопровождается различными физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, т. е. сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями .

По словам Ю.Г. Чиркова, стресс противоречив, неуловим, туманен, его сила заключается в масштабности охвата жизненных проявлений, а слабость - в неопределенности и расплывчатости его границ .

Российский исследователь, В.А. Бордов, в своей монографии «Информационный стресс» пишет, что стресс объединяет большой круг вопросов, которые связанны с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. .

Научная дефиниция «стресс» описывается и в различных отечественных справочных изданиях. Так Толковый словарь С.И. Ожегова определяет стресс как состояние повышенного нервного напряжения или перенапряжения, вызванное сильным воздействием . Толковый словарь под редакцией Т.Ф. Ефремовой расширяет определение, добавляя, что стресс представляет собой «попытку организма самостоятельно справиться с агрессией внешней среды» .

Психологическая энциклопедия в свою очередь, сужает определение и характеризует стресс как психическое напряжение, которое возникает у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в трудных условиях .

Специфическое толкование с позиции социума дает социологический словарь, в котором стресс представлен как различные виды социального напряжения, давления, нагрузок, которые требуют многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения и взаимодействия .

Любое сильное влияние на организм может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. В случае если сильное воздействие приводит к перенапряжению, то отсюда следует, что стресс может принимать две формы: разрушающую и созидающую. На этом фоне исследователи выделяют эустресс и дистресс.

Эустресс или положительный стресс (приставка «эу» с греч. - хороший) повышает приспособленческие возможности организма, улучшая реакции и психическую деятельность и проявляется в результате положительных событий в жизни. В состоянии эустресса у человека появляется невероятный подъем сил и творческой энергии. При этом ученые утверждают, что кратковременное состояние эустресса полезно для здоровья человека.

Противоположностью этому виду стресса выступает дистресс или разрушающий стресс (приставка «dys» с греч. - расстройство), который вызывается отрицательными раздражителями. Дистресс пагубно влияет как на психическое, так и физическое здоровье человека, в связи, с чем снижается способность организма бороться с внешними раздражителями. Время протекания такого стресса различно, но обычно он длится долго. Человек теряет желание бороться с дистрессом из-за психологического истощения, наступает апатия и депрессия. Поэтому дистресс необходимо предотвращать или, если человек оказался в таком состоянии - лечить.

Существуют множество походов к классификации стресса. Их появление «определяется современными взглядами ученых на сущность и механизмы стрессовой реакции» . Как считают исследователи, возникновение того или иного вида стресса определяется влиянием на человека различных факторов, которые связаны с содержанием, условиями и организацией деятельности человека.

Г. Селье одним из первых предложил выделить физиологический стресс (заболевание организма) и психологический стресс (стимулируется отношениями между людьми, социальным положением в обществе и т. д.)

В соответствии с современными подходами к пониманию видов стресса российские ученые (В.В. Бодров, Д.Н. Исаев, К.В. Судаков) выделяют эмоциональный и информационный стрессы.

Эмоциональный стресс, по мнению К.В. Судакова, представляет собой состояние сильно выраженного психоэмоционального переживания индивидом конфликтных жизненных ситуаций, остро или длительно ограничивающие удовлетворение его социальных или биологических потребностей .

Как считает В.А. Бодров, причины возникновения информационного стресса связаны с «экстремальными воздействиями факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности» . Причинами также могут являться ситуации, когда человек не справляется с поставленной задачей за определенное время при высокой ответственности, и внешние сообщения о возможной угрозе.

Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова с позиции сфер деятельности человека, а именно трудовой, выделяют следующие виды стрессов :

а. рабочий стресс - возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;

б. профессиональный стресс - связанный с профессией, родом или видом деятельности;

в. организационный стресс - появляется по причине негативного влияния на работника особенностей организации.

Современные ученые наиболее часто прибегают к понятию профессионального стресса.

Н.С. Фонталова определяет профессиональный стресс как «многоплановый феномен, совокупность физических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию» .

Российский исследователь Л.В. Лялина, в рамках профессионального стресса рассматривает такой вид стресса как коммуникативный, который непосредственно связан с проблемами делового общения, когда у человека повышается раздражительность, снижается способность противостоять коммуникативной агрессии со стороны и неспособность выявлять манипуляцию и противостоять ей .

Избавиться от стресса достаточно сложно, поэтому важно научиться управлять стрессом, более эффективно справляться со стрессовыми ситуациями и снимать накопившееся напряжение.

Для этого у современных управленцев имеется эффективный инструмент - стресс-менеджмент - процесс управления стрессом. С точки зрения современных исследователей, стресс-менеджмент включает в себя «три главных направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий» .

Таким образом, можно сделать вывод, что стресс является неотъемлемой частью жизни человека и представляет собой ответную реакцию организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное равновесие.

Список литературы:

  1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: Военно-медицинская академия, 1999. - 86 с.
  2. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000. - 138 с.
  3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - 352 с.
  4. Бреслав Г.М. Эксперименты Р. Лазаруса // Библиотека Psychology OnLine.Net. 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://psychology-online.net/articles/doc-1469.html (дата обращения 08.11.2014).
  5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
  6. Кокс Т. Стресс: Пер. с англ. М.: Медицина, 1981. - 216 с.
  7. Ли Т.С. Стресс и его последствия для человека. Часть 1 // Статьи по психологии на b17.ru. 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.b17.ru/article/stress_1_nezavitina/ (дата обращения 08.11.2014).
  8. Лялина Л.В. Психология и педагогика // Информационно-аналитический отдел БФ ЧГУ. 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.chuvsu.ru/~batyrevo/e-book/psychology&pedagogy_lalina_lv/about.htm (дата обращения 07.11.2014).
  9. Психологическая энциклопедия // Энциклопедии и словари. – [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://enc-dic.com/enc_psy/Stress-23516.html (дата обращения 07.11.2014).
  10. Радюк О. Два значения слова «стресс» // Управляемы стресс: все о стрессе и стресс-менеджменте. 2001. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://stress.by/news/2001/10 (Дата обращения 08.11.2014).
  11. Рохлов В., Тофимов С. История развития учения о гомеостазе // Журнал Биология. - 2005. - № 22 (777). [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200502201 (дата обращения 07.11.2014).
  12. Селье Г. Стресс без дистресса // Библиотека Максима Мошкова. - 1979. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt_with-big-pictures.html# (дата обращения 06.11.2014).
  13. Серебрякова Т.А. Психология стресса: учебное пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. - 143 с.
  14. Социологический словарь // Энциклопедии и словари. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://enc-dic.com/sociology/Stress-7670.html (дата обращения 07.11.2014).
  15. Судаков К.В. Индивидуальность эмоционального стресса // Журнал неврологии и психологии. - 2005. - Т. 105, - № 2. - С. 4-12.
  16. Толковый словарь Ефремовой // Энциклопедии и словари. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://enc-dic.com/efremova/Stress-105572.html (дата обращения 07.11.2014).
  17. Толковый словарь Ожегова. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ozhegov-dictionary.info Словарь_Ожегова/34368/Стресс (дата обращения 07.11.2014).
  18. Фонталова Н.С. Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия. // Журнал Известия ИГЭА. - 2011. - № 3. - С. 179-182.
  19. Черемисина Н.А. Стресс и стресс-менеджмент в деятельности руководителя// Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - № 04. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/89/2154/ (дата обращения 09.11.2014).
  20. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. М.: ФиС, 1988. - 176 с.
Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Психологический стресс

02.06.2015

Мария Барникова

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

Виды стресса

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Группа Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции ;
  • Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная ;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • – отстранение от собственного «Я»;
  • – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессомтворческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

error: