Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие. Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции Факторы влияющие на самооценку личности

Мировоззрение

Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции»

08.04.2015

Снежана Иванова

Человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей...

В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство , которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство , проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Группы по критерию (аспекту или функции) Основные идеи Представители теорий
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

Функции самооценки

Функции Характеристика
регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА САМООЦЕНКУ

Личная самооценка имеется у каждого, причем болезненная. Она отражает связь с миром и постоянно меняется в зависимости от обстоятельств от “я хороший” до “я плохой”. В качестве факторов, влияющих на самооценку, выступают различные наши чувства: самолюбие и честолюбие, застенчивость и заносчивость, зависть и совесть, гордость и стыд, мораль и любовь.

А какая ваша самооценка?

Особенно остро этот вопрос стоит во времена юности. С высокой самооценкой легче найти свое место в жизни, утвердиться среди людей, добиться ответного чувства, иметь семью и детей. Правда, в современное время среди молодых чаще встретишь человека с завышенной самооценкой, живущих по принципу “я в норковой шубе и мне никто не указ” или “я на мерсе и рулю, куда хочу”. Но иметь такой взгляд на себя любимого и соответствовать требованиям - разные вещи.

С другой стороны, нередко молодых людей поражает комплекс неполноценности. Одним они завидуют из-за роста, другим из-за бюста, ведь всегда найдется кто-то краше. В этом случае надо понимать, что человек смотрит на себя глазами недоброжелателя.

Создайте воображаемого слушателя

Попробуйте представить человека, которому вы нравитесь. Такие люди в жизни каждого встречались, например, мать или бабушка. Они не оценивали вас по рыночным статьям, вот и вообразите такого же любящего, но чужого человека. Наладьте с ним внутренний диалог. Тогда шанс встретить живого друга, поклонника значительно увеличится.

Снижению самооценки способствуют скованность, страх вплоть до паники от незнакомой аудитории или обстановки. В литературе советуют применять прием создания воображаемого слушателя, который вас любит и обожает. Именно для него и надо выступать.

Как мы выглядим в глазах других людей?

Самооценка зависит, в первую очередь, от мнения тех людей, которые по каким-то критериям важны. Например, вам важно мнение любимой или любимого, начальства, коллег по работе, товарищей. Но к восхищенным взглядам окружающих вы тоже вряд ли будете безразличны. Разумеется, как и к похвале, высказанной вслух.

Но наиболее важной оценкой для человека является оценка его “идеалом”, т.е. человеком, которому хочется быть подобным. Этот процесс может протекать бессознательно, проявляясь через чувства зависти, ревности, неприятия. Доходит до смешного: человек может отрицать предмет, к которому стремится. Например, утверждается, что не признает медицину, а сам любит давать советы от простуды и до онкологии.

Существует и биологическая самооценка!

Интересным фактом в вопросе самооценки является ее зависимость от времени суток, от самочувствия, от только что прозвучавшей похвалы. В последнем случае человек расслабляется и готов выполнить вашу просьбу. Зная эти свои особенности, легче выстроить нужную модель поведения, например, принимать решения не в состоянии эйфории от собственной значимости.

При стрессе, в том числе при депрессии, личная самооценка обычно падает. Человек может назначить себя ответственным за все грехи мира. Также самооценка разная у сытого и голодного. Это все свидетельствует о влиянии биологической составляющей на самооценку.

Самооценка? Твердая пятерка.

Социальная составляющая, о которой говорилось выше, обычно выступает с позиций “отметочной” психологии. Самооценка согласно нее зависит от успешности человека в жизни: от наличия прибыльного бизнеса, от должности, от спортивных достижений, даже от удовлетворения принятым стандартам внешности, например, худощавости. Одни получают пятерки и могут говорить о своей высокой самооценке, другие - двойки и соответственно - о низкой. В результате человек фактически приравнивается к вещи. Например, богатые молодые люди бояться жениться на бедных девицах, дабы избежать восприятия себя как “кошелька”.

Для повышения своей самооценки разрабатываются множество тайных стратегий и тактик. Но следует иметь в виду, что для здоровья необходима неустойчивость самооценки лишь при самоанализе, а во время любого общения для достижения успеха самооценка должна быть строго положительна. Это придаст вам уверенности и будет способствовать уважению других.

Известно, что плохое самочувствие снижает уверенность в себе, поэтому приведенное упражнение повысит ваш тонус, а значит, улучшит самочувствие.

Гармонизация энергии и мышц:

Ноги вместе, руки по бокам. Прыжок - хлопок руками над головой, ноги в стороны.
Продолжительность - 1 минута.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пояснительная записка

1. Самооценка детей дошкольного возраста

1.1 Уровни самооценки

1.2 Влияние окружающей среды на самооценку детей дошкольного возраста

2. Изучение особенностей формирования самооценки дошкольников

2.1 Изучение факторов влияющих на самооценку детей дошкольного возраста

2.2 Продуктивные методы на формирование адекватной самооценки

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения в обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемого в государственных воспитательных учреждениях, семьи и общественности. Основа этого единства - полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового поколения, заключающихся в формировании всесторонне и гармонично развитых, полезных обществу, преданных Родине граждан. Родители должны понять мысль А.С. Макаренко о том, что «воспитание детей - самая важная область нашей жизни… Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребёнка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом. Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления.

Ребёнок начинает отдавать себе всё более ясный отчёт в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольников развивается самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Предпосылка развития самосознания - отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребёнок осознаёт только сам факт того, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть как взрослый, ребёнок в раннем возрасте не учитывает своих возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трёх лет.

Нет ещё достаточно обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чём они заключаются. На пороге школы у ребёнка возникает новый уровень самосознания. Он характеризуется оформлением у ребёнка его «внутренней позиции» - довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребёнка становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности, волевых качеств личности, у которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность, целеустремлённость.

Способность к самосознанию у ребёнка старшего дошкольного возраста, в отличие от детей более раннего возраста, выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребёнок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случится в будущем. Об этом свидетельствуют детские вопросы, такие как: «Каким я был, когда я был маленьким?», «Каким я буду, когда вырасту?». Размышляя о будущем, дети дошкольного возраста стремятся стать людьми, наделёнными определёнными ценными качествами: сильный, добрый, смелый, умный и т.п.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребёнок не ждёт такой оценки, а активно сам добивается её, стремится получить похвалу, очень старается её заслужить. Также, в дошкольном возрасте дети дают собственным качествам положительную или отрицательную самооценку.

Самооценка имеет две стороны - содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других или же с идеалом. В результате выносится суждение о том, что у субъекта лучше или хуже, чем у других или у идеала. Таким образом, самооценка - это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация своих особенностей, достигнутых результатов или имеющихся возможностей. Поэтому самооценка несводима к самопознанию. Последнее - необходимая предпосылка самооценки, но не более. В самооценке проявляется отношение к себе как к личности, уважение себя или недовольство собой, т.е. мнение о себе как о личности. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие.

Самооценка выполняет ряд функций:

1. Сравнительное познание себя (чего я стою, в том числе для общества);

2. Прогностическую (что я могу);

3. Регулятивную (что я должен делать, как себя вести, чтобы не потерять к себе самоуважение, иметь душевный комфорт).

Следовательно, самооценка объединяет как представления об уже достигнутом, так и «проект будущего» (чего я смогу достичь при моих способностях, личностных качествах).

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Вообще самооценка играет большую роль в жизни каждого человека, особенно это важно, когда характер только - только воспитывается, то есть - у детей, потому что они интенсивно развиваются каждый день и приобретают новые личностные качества.

Влияние самооценки происходит не только на отношение человека к жизни, но и на его сферу интересов и будущие перспективы, а также на отношение к нему окружающих. Проявляясь в манере поведения, разговоре, самооценка часто затмевает реальные достоинства и недостатки человека.

Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Человек, чья самооценка высока, создаёт вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нём существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Ощущения самоценности может сформироваться только в атмосфере такой семьи (страны, общества, рабочего коллектива, школы), где принимаются любые индивидуальные различия, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого это неотъемлемая часть взаимоотношений.

Воспитание самооценки в ребёнке одна из самых важных задач для успешного развития его будущей жизни.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, то его представления о чём-либо, в том числе и о себе, окажутся искаженными.

Психологи проследили развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Цель: изучение фактов влияния на самооценку детей дошкольного возраста.

Объект: уровень развития самооценки.

Предмет: факты, влияющие на формирование адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

Гипотеза: если создать ребёнку благоприятную атмосферу в саду и дома, тщательно подобрать методы воспитания и использовать предложенные мною тренинги, упражнения и игры на поднятие уровня самооценки детей, то мы придём к формированию у детей нормального уровня самооценки.

самооценка дошкольник методика

1. Самооценка детей дошкольного возраста

1.1 Уровни самооценки.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди, друзья и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокого уровня» и.2выше среднего уровня» (человек заслужено ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

В случае неоптимальной самооценки может быть она может быть чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идёт на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстаёт как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что всё это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжёлое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел, то есть увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей и ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, нарушают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из - за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и ещё более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчёркивать недостатки других. И, хотя это делается из лучших побуждений, всё же это становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить её, т.е. вплотную заняться самоуправлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, её способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности - это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

1.2 Влияние окружающей среды на самооценку детей дошкольного возраста

Откуда вообще берётся самооценка? Первоначально - это присвоение ребёнком оценки родителей, которая проявляется уже с обнаружения беременности. Ребёнок воспринимает её однозначно, как белое и чёрное, да или нет - без переходных тонов. Если родителями демонстрируется безусловное принятие младенца таким, какой он появился на свет, то и ребёнок будет относиться к себе хорошо, чувствуя, что он любим и желанен. Если же родители отвергают дитя (нежеланная беременность, ребёнок не того пола, которого хотелось, или ребёнок нездоров), то ребёнок чувствует свою неуместность, отрицательное отношение к себе и принимает это как должное, начиная относиться к себе как к обузе.

Позже, примерно с двух лет, самооценка начинает дифференцироваться: «Когда я голодный - я злой, а сытый - добрый!» или «Да, я медленно бегаю, зато здорово рисую и умею мыть посуду!» Здесь силу набирает стиль воспитания, принятый в семье. Поощрения в виде подарков или слов ободрения, поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование позитивной оценки себя, а наказания и игнорирование - на попытку найти поощряемый вариант и негативную оценку себя в настоящем. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения (ребёнок получает только похвалы или только наказания, что бы ни сделал), то эта неадекватность переходит в неадекватную самооценку.

Помимо действий важны и слова. То, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды на ребёнка, также сохраняется в детской памяти. Слова взрослых могут стать «путеводителем по жизни» в одном случае или «вредными советами», где всё нужно делать строго наоборот, в другом: «Ты такой славный, такой же неудачник как и я»; «Ты обязательно станешь зубным врачом, воплотишь мою мечту, ведь самому мне не удалось»; «Главное, рассчитывать только на себя и никогда не расслабляться, тогда добьёшься всего, чего захочешь!»… На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Но не все педагогические ухищрения заканчиваются ожидаемо. И у родителей, и у детей есть природой данные характеристики, которые нельзя изменить. У некоторых людей изначально несколько занижена самооценка, и это их естественное состояние (П. Волков описывает людей, как «всегда живущих в норках», хотя изредка они выбираются во дворец). У других обладателей сильной нервной системы и избыточной активности самооценка, наоборот, завышена, а критика не оказывает на них никакого действия.

Часто бывает, что эти черты «передаются по наследству», тогда, сколько родители не бьются, вырастает кто-то удивительно на них похожий. А бывает, что у сильных, энергичных родителей рождается нежный, чувствительный ребёнок, который совсем не похож на них: ждут, что он будет кричать, драться, непрерывно что-то делать, а ребёнок читает себе в углу книжку и читает. Или, наоборот, у астеничных, хрупких родителей дитя оказывается крупным, громким и активным, подавляет их каждым своим шагом. Важно учитывать и сходства, и различия «отцов и детей», что-то станет понятнее, с чем-то придётся смириться, но многие конфликты удастся предотвратить.

Часто родители придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребёнка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребёнке ему присущие черты.

Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение. Нельзя всё то, что делает ребёнок, безоговорочно хвалить, но и ругать за всё подряд - тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребёнок начнёт избегать общения с родителями. И, критикуя ребёнка (если есть в этом необходимость), нужно найти за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребёнок понял критику и быстро всё исправит.

Особенно аккуратно нужно вести себя с детьми, если их двое и больше. Есть родители, которые откровенно сравнивают детей, ставят одного другим в пример. Конечно, это отражается на самооценке детей, вызывает у них чувство зависти, сомнение в родительской любви и откровенную неприязнь к тому, кого постоянно превозносят.

Фактически, самооценка - это разница между собой реальным и собой идеальным, а дети, особенно подростки, любят создавать себе идеалы. Порой они хотят быть похожими на героев книг или нашумевших фильмов, но проблемы в том, что это недостижимо. В результате разрыв между идеалом и подростком настолько велик, что самооценка падает чуть ли не до нуля.

Самое обидное, что это касается, в большей степени, самых умных, интеллигентных, знающих и любознательных подростков. Именно они больше всего и чаще всего недовольны собой и имеют низкую самооценку. У легкомысленных подростков, которые живут сегодняшним днём, не думают о будущем и не забивают себе головы идеалами, как раз с самооценкой всё в порядке.

Принято считать, что высокая самооценка - это всегда хорошо, а низкая - плохо. Но говорят также, что наши недостатки - продолжение наших достоинств. Оптимизм, уверенность, активность и инициативность человека с высокой самооценкой могут обернуться низкой самокритичностью, агрессивностью, высокомерием. А пессимизм и неуверенность в своих силах низко оценивающего себя человека нередко способствуют большей реалистичности в постановке задач, вниманию к ошибкам, чуткости в отношении других людей. Сложно с неуверенностью утверждать, что какой-то из видов самоощущения лучше. Нужно всегда уточнять, в какой ситуации и, исходя из каких ценностей?

Самооценку с раннего детства формирует воспитание. Низкая самооценка не даёт способностям ребёнка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным, т.е. ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт расставлять всё на свои места.

Конечно, нужно приветствовать стремление ребёнка к идеалу, иначе он вырастет самодовольной и не слишком образованной личностью. Но, в первую очередь, нужно суметь объяснить ему, что к идеальному приблизиться можно только постепенно, путём кропотливого труда. Объяснить ребёнку, что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя реального, то нужно уметь менять представления о себе - идеальном. И, самое главное, нужно полюбить себя таким, какой ты есть на самом деле.

Воспитание самооценки в ребёнке одна из самых важных задач для его будущей жизни. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Существуют три стиля семейного воспитания:

Попустительский.

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребёнка. Стиль «согласия».

При попустическом стиле ребёнок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, его представление о себе кажутся искажёнными.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нём. Редко дарятся подарки за поступки. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа, послушание и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?” , “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Третий вариант - “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

2. Изучение особенностей формирования самооценки дошкольников

2.1 Изучение факторов, влияющих на самооценку детей дошкольного возраста

В начале эксперимента я провела диагностику самооценки детей в детском саду №22 «Балбобек».

Для того, чтобы получше узнать детей, я провела с ними методику «Дом - Дерево - Человек». Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тестирование на основе рисунка предназначено как для взрослых, так и для детей. Возможно групповое обследование и тестирование.

Суть методики теста по рисунку заключается в следующем:

Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека.

Проводится опрос по разработанному плану.

Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. (Приложение А)

После проведения этой методики и наблюдения за детьми, я узнала их психологические особенности. Затем я провела диагностику под названием «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. (Приложение Б).

Также для подтверждения результатов я провела ещё одну диагностику - «Смешные человечки». Цель этой методики - выяснить уровень самооценки ребёнка. По итогам двух методик получились следующие результаты:

20% - завышенная самооценка

30% - средняя самооценка

50% - низкая самооценка

Проведя и проанализировав все методики и наблюдения, я пришла к такому выводу, что особо важную, главную роль в формировании адекватной самооценки детей, занимают родители. Также, для того чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

* Принимать активное участие в жизни семьи;

* Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

* Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

* Не оказывать на ребёнка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

* Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

* Уважать право ребёнка на его собственное мнение;

* Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

* С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Помимо семейных отношений на самооценку ребёнка влияет и детский сад. Отношение воспитателя к ребёнку, которое, конечно, и формирует отношение детей в группе к этому ребёнку, так как воспитатель является примером и имеет авторитет.

Ещё в детских садах, школах и других образовательных учреждениях Казахстана вот уже несколько лет успешно реализуется образовательная программа «Самопознание». Проводятся занятия, на которых дети лучше узнают себя, других людей и окружающий мир через постижение общественных ценностей. И эти занятия для детей не проходят даром. Занятия по «Самопознанию» очень благотворно сказывается на формировании адекватной самооценки детей.

2.2 Продуктивные методы, влияющие на формирование адекватной самооценки

Для того, чтобы повлиять на самооценку детей, я решила начать с родителей и провела с ними беседу на тему «Адекватная самооценка ребёнка».

Цель этой беседы заключалась в том, чтобы объяснить родителям, что такое адекватная самооценка и научить их созданию благоприятных условий дома для успешного развития этой самооценки у ребёнка.

После беседы я раздала всем родителям памятки «10 важных правил для родителей», в которых написаны полезные советы по теме нашей беседы. (Приложение В)

После проведённой беседы с родителями я начала работать с детьми. Мною были разработаны коррекционные работы для детей с низким уровнем самооценки и отдельно коррекционные работы для детей с завышенным уровнем самооценки. С детьми, у которых низкая и средняя самооценка мы начали играть в игры.

Игра «Сделай комплимент соседу». Цель этой игры повысить уровень самооценки ребёнка. Это будет происходить за счёт того, что ребёнок, слыша приятные о себе вещи, которые ему говорят, и сам будет верить в это, постепенно забывая про свои недостатки.

Игра «Похвали себя». Цель этой игры заключается в том, что ребёнок хвалит себя и понимает какой он хороший, какие у него достоинства, самостоятельно поднимая себе самооценку.

Игра «Как поступить?». Цель игры - поднять самооценку ребёнка, научить его не падать духом, не расстраиваться по пустякам, верить в лучшее и радоваться хорошим моментам. (Приложение Г). Играя с детьми с заниженной самооценкой в подвижные и речевые игры, я старалась их задействовать, давая им главные роли в том или ином сюжете игры.

Следующим этапом работы по становлению у детей положительной самооценки было проведение тренинга под названием «Я молодец!».

Это были индивидуальные работы, в ходе которых ребёнку давались посильные задания. После их выполнения ребёнок получал карточку со словами «Ты молодец!», «Ты умница!», «Отлично справился!» и т.д., от своего любимого героя из сказки или из мультика.

С детьми с завышенной самооценкой я так же проводила занятия в виде игр и индивидуальных тренингов, но уже отличные от тех, что были приготовлены для детей с заниженной самооценкой.

Начали мы с игры под названием «Зеркало». Цель этой игры - научить детей разглядеть особенности других людей, их индивидуальность и неповторимость.

Игра «Сделай комплимент соседу». В этом случае главной целью игры является найти настоящие положительные качества своего соседа.

Игра «Как поступить?». Цель этой игры научить ребёнка солидарности, сопереживанию товарища, друга, который нуждается в помощи или поддержке.

После всей проделанной работы, я повторно провела диагностики «Лесенка» и «Смешные человечки», чтобы проверить окончательные результаты. В итоге, как и ожидалось, результаты стали намного лучше, дети с заниженной самооценкой стали увереннее в себе, а дети с завышенной самооценкой стали видеть хорошие качества не только в себе, но и в окружающих:

50% - средняя самооценка

50% - высокая самооценка.

Заключение

За время исследования наша цель была изучить факты влияния на самооценку детей дошкольного возраста. И она была выполнена.

Нам удалось провести наблюдение за уровнем развития самооценки и понять, каким образом она меняется, в зависимости от поставленных условий.

Все факторы, влияющие на самооценку детей, были подробно нами изучены.

Выдвинутая гипотеза была успешно подтверждена. Создав благоприятные условия в саду и дома, мы в сотрудничестве с родителями смогли поднять и привести в норму уровень самооценки у детей, которые оценивали себя менее положительно. Всё получилось, благодаря беседе с родителями, проведению игр, тренинга и индивидуальным работам с детьми.

Если бы мы работали с детьми над формированием адекватной самооценки только в садике, не привлекая к этому родителей, то у нас явно не получилось бы создать все благоприятные условия для детей, не получилось бы полноценное формирование самооценки. Родители играют главную роль в становлении самооценки у своих детей, они должны уделять им время тогда, когда ребёнок их об этом просит. Поскольку ребёнок нуждается в моральной поддержке, в первую очередь, со стороны родителей, совершенно бесполезным было бы проведение работы без их присутствия и участия как такового.

Также и воспитатель в саду играет немаловажную роль. Потому что большую часть дня ребёнок проводит в детском саду. И поэтому именно воспитатель должен контролировать адекватность самооценки детей. Он должен следить, чтобы все условия были в норме, ведь улучшить самооценку ребёнка очень просто, воспитателю достаточно всего лишь уделить немного времени каждому ребёнку.

Благодаря проделанной мною работе, родители и дети стали ближе друг к другу, стали больше общаться, интересоваться жизнью друг друга.

Дети же стали любить себя, уважать других детей и прислушиваться к их мнению, а также дети стали добрее и справедливее по отношению друг к другу.

Приложение А

Диагностические методики.

Тест «Дом - Дерево - Человек»

Методика состоит из двух этапов: на первом - ребенок создает рисунки, на втором - проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им. Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

Сколько этажей у этого дома?

Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

Это твой дом? (Если нет, то чей он?)

Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?

Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?

Если бы этот дом был твоим: какую комнату ты бы себе выбрал? С кем бы ты хотел жить в этом доме?

Этот дом находится где-то далеко или близко?

О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?

О чем он тебе напоминает?

Этот дом приветливый, дружелюбный?

Он похож на другие дома или отличается чем-то?

Какая погода на этом рисунке?

Чего не хватает в этом доме?

Куда ведет дорожка от дома?

Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Дерево.

Что это за дерево?

Где в действительности находится это дерево?

Каков приблизительный возраст этого дерева?

Это дерево живое?

Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

Отчего погибло дерево (если мертвое)?

Это дерево одинокое или рядом есть другие?

Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?

Есть ли на рисунке ветер?

Покажи, в какую сторону дует ветер?

О чем заставляет тебя думать это дерево?

О чем оно тебе напоминает?

Это дерево здоровое?

Это дерево сильное?

Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?

Кого тебе напоминает это дерево? Почему?

В чем больше всего нуждается это дерево?

Человек.

Это мальчик или девочка?

Сколько ему (ей) лет?

Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что он делает? Где находится?

О чем он думает?

Что он чувствует?

Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?

Кого тебе напоминает этот человек?

Этот человек здоров?

Почему ты так думаешь?

Этот человек счастлив?

Почему тебе так кажется?

Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

Какая погода на рисунке?

Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Интерпретация.

Каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности:

Перспектива

Главные факторы, обычно определяющие самооценку человека - это его статус и его компетентность, как гарантия успешности. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное - всегда возможен личный выбор человека.

Итак, разнообразие факторов, влияющих на самооценку:

  • Статус: его место в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений.
  • Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял.
  • Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион - скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес.
  • Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все.
  • Рисунок тела. Вялые движения и сутулость - самооценка вниз, громкий уверенный голос и корсет уверенности - самооценка поднимается.
  • Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем веселый и бодрый.
  • Отношение человека к самому себе. Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее.
  • Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы - замечательное подспорье высокой самооценке. И просто - жизненному успеху! См.>
  • Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны, если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем. Если человек с головой и волей решил изменить свою самооценку, он вполне, хотя и не сразу, может это сделать. См.>

Самооценка и уровень личностного развития

Способ жизни самооценки и ее качество во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем более она "само"-оценка, более разумна, стабильна и произвольна. См.>

Как воспитать высокую самооценку у ребенка

Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь - хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй - больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатовю Третий - учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское - по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода. См.>

Фото: Александр Савченко/Rusmediabank.ru

Самооценка личности - это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

5 привычек, связанных с низкой самооценкой

Самооценка личности занимает в жизни человека важную роль, так как в зависимости ее уровня человек будет чувствовать себе комфортно и уверенно, либо наоборот, неуверенно и скованно. Но не все привычки, которые возникают в процессе самооценки, могут принести пользу. Некоторые из них могут занизить самооценку человека, в то время как сам человек этого даже не подозревает.

Одной из таких привычек является привычка сравнивать себя с другими, смотреть на людей свысока. Эта привычка – признак зависимости, так как, сравнивая себя с другими, человек отрицает свою уникальность. Когда человек оценивает через себя других людей, то он может никогда не познать себя настоящего. Часто у людей имеется привычка соперничать друг с другом. Пытаясь быть лучше кого-то, человек создает ощущение того, что он хуже других. Пока эта привычка не будет устранена, человек всегда будет жить наперегонки, а самое главное, что всегда найдутся люди, которые в чем-то лучше, или у них чего-то больше.

Еще одна привычка, занижающая самооценку – привычка надеяться. Живя в ожидании чуда, человек теряет веру в себя. Это обычно приводит к тому, что у человека появляется желание найти человека, который будет за него все решать, а он только будет плыть по течению. Такие люди лишают себя возможности понять, что же такое смысл жизни.

Привычка искать одобрения тоже приводит к понижению самооценки. Когда человек не знает в себе цену, он ищет её со стороны. В поисках одобрения других людей человек совершает не то, что ему хочется, а то, что нужно для поднятия репутации. Чем больше человек получит признания, тем больше в дальнейшем он больше в нем будет нуждаться. Чтобы остановиться, человеку нужно понять, что его ценность идёт изнутри, а не оценке людей со стороны.

И последняя привычка, занижающая самооценку, - привычка манипулировать. Когда человек не верит в свои силы, то для достижения своих целей он начинает использовать других людей. Ему приходится придумывать различные уловки, чтобы призвать людей к помощи, например, давить на жалость, идти на обман, играть на чувстве вины и так далее. Когда старые уловки перестают работать, приходится искать новые. Человек теряет свою самооценку.

Какие факторы влияют на самооценку?

В течение жизни самооценка человека может меняться. Это зависит от некоторых факторов. Например, на самооценку человека влияют текущие внушения. У человека, рожденного в семье высшего общества, самооценка будет намного выше, чем у человека из обычной семьи. Также на самооценку человека влияет его успешность. Женщина, справляющаяся со своей работой, имеющая семью и достаток, будет оценивать себя достаточно высоко. Большое влияние на самооценку человека оказывают привычки и стереотипы. Если человек не верит в себя, то он будет считать себя неудачником во всех сферах, и даже не будет пытаться измениться. Физическое состояние и настроение также влияют на самооценку. Если человек болен, то его трудно убедить, что он выглядит хорошо. Влияние на самооценку оказывает отношение человека к самому себе, например, если человек на себя обижен, то его самооценка будет падать. Также на самооценку влияет его вера в свою самодостаточность. Если человек верит в свои силы, то его самооценка будет высока.

Как поднять самооценку личности?

Чтобы поднять самооценку, можно использовать некоторые психологические приемы. Для начала, человеку нужно немного изменить свою жизнь - например, открыться новым знакомствам, стараться каждый день узнавать что-то новое. Не надо бояться сделать ошибку, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Для повышения самооценки человеку нужно ухаживать за собой. Красивый и здоровый человек выглядит эффектно, у него повышается самооценка. Для поддержания самооценки можно вести дневник успеха . Такой дневник поможет вспомнить человеку свои успехи и переживания, которые их сопровождали. После некоторого промежутка времени эти переживания могут казаться смешными и несерьезными. Для повышения самооценки необходимо пересмотреть свой взгляд на мир – начать замечать в людях только хорошие поступки, думать о чем-то возвышенном и позитивном, перестать замечать негативные эмоции и переживания. Необходимо начать совершать добрые поступки, которые непременно вернуться к человеку. Добро повышает самооценку независимо от того, сделал ли человек его сам, или добро сделано для него. Также считается, что самооценку могут повышать домашние животные . Имея домашнего друга, человек может делиться с ними своими успехами и переживаниями, и не чувствовать себя одиноким.

Методы определения самооценки

Обычно психологи определяют уровень самооценки личности человека с помощью специальных психологических тестов или опросников. Человеку заранее разъясняются цели данного теста и задаются вопросы, связанные с самооценкой личности. В зависимости от ответов за каждый вопрос суммируются баллы. По итогам набранной суммы делаются выводы: низкая или высокая самооценка у человека. Такие тесты составляются опытными психологами, все вопросы и баллы за ответы взаимосвязаны между собой. Уделять внимание самооценке просто необходимо, адекватно оценивающий себя человек будет уверенным в себе, будет стремиться к росту и саморазвитию. У человека с заниженной самооценкой могут возникнуть проблемы, депрессия и замкнутость в себе.

error: