Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Конспект урока "Усиление королевской власти" в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" (7-й класс) Краткое содержание усиление королевской власти

Успехи процесса централизации

К началу XIV века во Франции подходил к концу процесс централизации. В её основе лежит формирование в государстве сословного представительства при сохранении монархической формы правления. Форма монархии могла быть сословной или феодальной.

К этому времени происходит увеличение территориальных владений королевского домена.

Определение 1

Королевский домен – наследственное владение французского короля. Основа королевского домена – личные владения Гуго Капета в Иль-де-Франсе и Орлеане. В XIV в королевский домен входят земли присягнувших королю мелких рыцарей. При образовании централизованного государства доменом считается вся территория страны.

Многолетняя борьба за территории английского и французского королей закончилась победой последнего. Французский двор расширил своё право:

  1. в 1308-1309 годах на Лангедок (графство Тулузское), большую часть Аквитании, районы вдоль рек Дордони и Гаронны;
  2. в 1285 году на Наварру.

За англичанами осталось лишь побережье Бискайского моря.

В 1284 году к Франции отошло графство Шампань. Причина: жениться короля Филиппа IV на единственной дочери и наследнице Шампанского графа графине Жанне I. В 1307 году королевским доменом стал богатый торговый и ремесленный город Лион, расположенный в центре страны. Таким образом, к началу XIV века под властью французского короля находилось уже три четверти земель королевства.

Стремления короля

Владения большинством территорий в государстве, король стремиться превратить в своих подданных население всей страны. Он желает стать верховным сувереном в королевстве. Филипп IV начинает укрепление своих позиций с уничтожения сложившейся иерархии феодальных отношений. Феодальная лестница препятствовала усилению королевской власти. Поэтому король устанавливает связи с арьер-вассалами напрямую, миную промежуточные ступени.

Следующее направление по пути к цели: усиление королевского суда и введение единого налога на весь французский народ. Таким образом, в сфере политической деятельности королевского двора оказывается крестьянство, находящееся в земельной или личной зависимости от светских и церковных феодалов.

Итоги преобразований Филиппа IV

Замечание 1

Филипп IV заложил основы сильной королевской власти во Франции. При нём происходит изменение роли королевского суда и парижского парламента. Суд короля становится высшей судебной инстанцией. Судебные полномочия светских и церковных феодалов были сокращены. Такая же участь постигла городские суды.

К середине XIV века парламент превращается в постоянно-действующий орган. Число леном парижского парламента строго фиксировано – 100 человек. Это советники, прокуроры и адвокаты. Главная цель его деятельности заключалась в сглаживание местных обычаев, их подчинение выработанному общегосударственному праву.

Налоговая система подвергается изменениям для получения больших поступлений в королевскую казну. Филипп IV ввёл косвенный налог, который народ назвал дурным. Им облагались все товары, продаваемые в стране. Король мог применить и прямые грабежи. Например, он сократил долю драгоценного металла в монетах. За это получил прозвище фальшивомонетчика. Король несколько раз обрушил гнев на евреев-ростовщиков. Он изгонял их из государства, а имущество конфисковал в пользу казны. Затем король разрешал им вернуться во Францию после уплаты значительного взноса. Филипп IV требовал у вольных городов займы на государственные нужды. Но долги не возвращал. Так он разорял городскую казну и подчинял управление города собственному чиновнику. Лишая города коммунальных вольностей, король усиливал свою власть.

Усиление королевской власти.

Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти .

Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI – XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителœем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в данном отношении также возродились на новой базе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилось судебное верховенство короля – не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определœение вообще всœех судей в королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями. Особенно значительным стало административно-полицейское верховенство короны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населœения, запрещала или ограничивала передвижение населœения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало их временно или навсœегда от ответственности, представители короля стали принимать обязательное участие в расследовании преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполномоченного) . Появились финансовые права короны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополнительные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложилось доминирование над церковью (на место прежнего патроната англосаксонских времен): короли утверждали церковные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было нести военную службу и иные повинности.

При первых нормандских королях возродились феодальные собрания (сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали всœе землевладельцы Англии – до 60 тыс. чел.), значениеих для власти было невелико. Несравненно большую роль стал играть королевский двор (curia regis). Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране, при том что его институализация была еще слаба. Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придворные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителœей страны); с XII в. непериодически действует Общий совет короля в составе 20 – 36 его ближайших слуг и управителœей. Двор к серединœе XII в. стал и административным центральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было только казначейство из двух отделœений: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой зале Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянный казначей, в распоряжении которого были профессиональные чиновники. При дворе действовали особые судебные комиссии, где вершилось королевское правосудие. Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления – одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, или юстициарию всœей Англии. Делами двора ведали сенешал и майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер.
Размещено на реф.рф
Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии. Дипломатическими и особыми административными делами руководил канцлер – обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (к примеру, Палата ʼʼшахматной доскиʼʼ в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреждения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинœено и местное управление. Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранᴦ. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, или шерифу; он был и военным управляющим короля, и председателœем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.

Усиление королевской власти. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Усиление королевской власти." 2017, 2018.

  • - Успехи процесса централизации. Усиление королевской власти в начале XIV в.

    Социальная жизнь в городе в XIV в. Социальная жизнь в городе в XIV в.Неспособность цеховых уравнительных постановлений сдержать процесс имущественного и социального расслоения стала очевидной уже в XIII в. Этот процесс становится еще заметнее в XIV в., вызвав существенные... [читать подробнее] .


  • - Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

    1. Завершение объединения Франции. Вой­на причинила огромный вред хозяйству страны. Были сожжены сотни деревень, опустели мно­гие города, погибло множество людей. Но посте­пенно жизнь восстановилась. Вновь были распа­ханы земли, заброшенные во время войны; в урожайные... .


  • Абсолютизм - форма правления, заключающаяся в неограниченной власти монарха. Характерные черты абсолютизма: наличие регулярной армии, профессиональной бюрократии, единых законов, административного устройства, государственной церкви, единой налоговой системы и ничем не ограниченной монархической власти

    Абсолютизм «Рожденный подданным должен повиноваться» . «Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рожденный подданным повиновался без рассуждений» - эти фразы выражают смысл абсолютизма.

    Один король – одна страна У старой непокорной и своенравной знати отбирались земли, разрушались замки, распускались отряды феодалов. Ограничивались свободы городов. Под власть короля во Франции после Столетней войны перешли Нормандия, Бургундия и др. провинции. . В Англии король подчинил своей власти отдаленные северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера и Совет Уэльса).

    Один король – одна страна В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавиться от их влияния. С этой целью феодалы постепенно лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю)

    Ограничение роли органов сословного представительства При абсолютизме монарх не нуждался в поддержке парламента, К примеру, за 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался только 21 раз, а за 45 лет правления его дочери Елизаветы – 13 раз. Короли значительно ограничили их влияние, тем самым укрепив свою абсолютную власть.

    Ограничение роли органов сословного представительства «Хотелось бы, чтобы это мое назидание заменило более суровые меры, чтобы вы поняли, как опасно испытывать монарха; и пусть мое утешение поднимет ваш упавший дух и поможет вам получить надежду на то, что ваше последующее поведение загладит ваши прошлые поступки и вы вернете себе милость вашей государыни…» Из речи королевы Англии Елизаветы Первой перед парламентом

    Ограничение роли органов сословного представительства «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение» « В моем лице Бог ниспослал вам благословление. Я муж, а весь остров- моя законная жена. Я пастырь, а остров -мое стадо» Из речи Иакова I, короля Англии, Шотландии и Ирландии.

    Ограничение роли органов сословного представительства Во Франции Генеральные штаты созывались еще реже, нежели. Во Франции Франциск I (1515 -1547) в годы своего правления не созывал Генеральные штаты. А с 1614 г. по 1789 г. Генеральные штаты не созывались вовсе. «Чего требует король - требует закон. » При издании законов Франциск руководствовался исключительно своим усмотрением, пользуясь формулой: «car tel est notre plaisir» (ибо нам так угодно). Король Франции Франциск I (1515 -1547 гг) Галерея Франциска I во дворце Фонтенбло

    Единая система государственного управления. В Англии центральным административным и исполнительным органом еще при Тюдорах стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет совместно с королем определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.

    Единая система государственного управления. Во Франции, как и в Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов и единолично решал все вопросы. Членами правительства были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически в стране существовало личное правление короля. Монарх - помазанник Божий. Генеральные штаты.

    Абсолютизм, судебная власть и бюрократия Для суда по государственным преступлениям существовала Звездная палата, а на местах работали коронные суды, действовали выборные мировые суды, наличие которых также поднимало значение центральной королевской власти за счет феодальной аристократии. Звездная палата

    Абсолютизм, судебная власть и бюрократия Во Франции действовало 17 парламентов, высших судебных инстанций. Наиболее влиятельный из них был Парижский - его компетенция распространялась на 1/3 территории Франции. Он имел право назначать регента в случае недееспособности монарха, утверждал договоры, указы короля. Эти значительные полномочия были ограничены в период правления Людовика XIV.

    Абсолютизм, судебная власть и бюрократия Англия Звездная палата (судьи, мировые судьи) Ведение судебных процессов Разоблачение заговоров Сбор налогов Преследование бродяг Подавление мятежей Франциия Франция Парламенты Назначение регентов Обжалование судебных и правительственных решения Рассмотрение договоров и указов

    Абсолютизм, судебная власть и бюрократия Королевское могущество реализовывалось посредством бюрократии. В Англии она насчитывала 100 -1500 человек, во Франции - 8000 в XVI в. , и 46 000 в XVII в. Во Франции должности передавались по наследству и продавались. Столь велик был престиж королевских слуг.

    Абсолютизм и финансы Экономическая идеология государств эпохи абсолютизма – мерантилизм. Меркантилизм - экономическая концепция, основанная на представлении, что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых ресурсов (драгоценных металлов). Государство делало все для развития национальной промышленности, для ограничения импорта и для расширения экспорта.

    Абсолютизм и финансы Ж. Б. Кольбер, глава правительства Людовика XIV , министр финансов, сторонник меркантелизма способствовал развитию национального флота, торговли и промышленности. Заложил экономические предпосылки для формирования Французской колониальной империи, создавал мануфактуры, выпускавшие новые виды изделий и внедрявшие новые технологии. Для поддержания французской промышленности ввел таможенный тариф Ж. Б. Кольбер

    Армия на службе короля. Налоговая система Англия Франция Отсутствие регулярной армии Народное ополчение Отряды добровольцев Постоянная регулярная армия Налоговая система Талья на землю и имущество Подушная подать Налог на соль и другие налоги

    Монарх - помазанник Божий. Власть короля -божественна по происхождению. Монарх - наместник Иисуса Христа на земле. В Англии при королеве Елизавете ее имя упоминалась в молитвах. Печатались сборники баллад и проповедей, в которых утверждалось, что королева вывела народ из тьмы.

    Монарх - помазанник Божий. Своего наиболее полного расцвета абсолютизм достиг во второй половине XVII в. во Франции при Людовике XIV, получившем имя Короля-Солнце. Культ Короля. Солнца насаждался литературными произведениями, живописью, графикой, разного рода зрелищами. Использовались малейшие поводы для демонстрации всенародного обожания и поклонения.

    Монарх - помазанник Божий. В руках Людовика XIV находилась вся политическая власть. Только он определял религию государства, вершил справедливый суд, объявлял войну, вступал в военные союзы и заключал перемирия; издавал законы и указы; собирал налоги; жаловал дворянство и т. д. «Король Франции обязан лишь Богу и шпаге» . А. ван дер Мейлен. Людовик XIV с супругой Марией Австрийской на променаде в 1669 году

    Монарх - помазанник Божий. «Вы думали, господа, что государство- это вы? Государство – это я» Людовик XIV, Король-Солнце 1638 - 1715 Версальский дворец

    Сравнительная характеристика абсолютизма в Англии и Франции Англия Бюрократический аппарат Франция Сравнительно незначительный Один из наиболее многочисленных в Европе Участие государства Ограниченное в экономической жизни страны Значительное Армия Малочисленная Религия Протестантизм Одна из самых больших в Европе Католицизм

    Итог урока Абсолютизм по-разному реализовывался в странах Европы, и эти варианты чрезвычайно отличались друг от друга: они имели различную природу и приводили к разным следствиям. Король- Солнце

    Основу централизованного государства в Англии положило Нор-мандское завоевание. Вильгельм Завоеватель конфисковал земли у значительной части англо-саксонской знати и передал её в каче-стве феодов своим сподвижникам. Но их земли не представляли компактных владений, а были разбросаны по стране. Кроме того, все феодалы, как крупные, так и мелкие, были объявлены прямы-ми вассалами короля и должны были принести ему оммаж. Король сохранил за собой огромные домениальные владения, которые со-ставили около седьмой части всех обрабатываемых земель в стра-не. Вся территория государства контролировалась королём через шерифов , королевских чиновников, имевших главным образом ад-министративные и фискальные полномочия (полномочия по сбо-ру налогов).

    Дальнейшее усиление королевской власти в Англии было связано с реформами короля Генриха II. Вследствие военной реформы обя-зательная служба вассалов короля за свой феод заменялась «щитовы-ми деньгами», что дало возможность королю содержать наёмные от-ряды, повинующиеся ему беспрекословно. Судебная реформа рас-ширила полномочия королевского суда: разъездные судьи короля могли вести дела по уголовным преступлениям, а дела, связанные с землевладением, за определённую плату могли быть рассмотрены в королевском суде с участием присяжных заседателей. Согласно лесной реформе все леса в Англии были объявлены собственностью короля.

    Таким образом, уже к концу XII в. в Англии были сформиро-ваны основные черты централизованного государства.

    Королевская власть при династии Капетингов

    Во Франции королевская власть в X в. была крайне слабой. По-сле гибели в 987 г. последнего представителя династии Каролингов Людовика V Ленивого французская знать избрала новым королём Франции графа Парижского Гуго Капета, ставшего основателем но-вой французской королевской династии — Капетингов . Однако фактически ему подчинялся лишь королевский домен, расположен-ный между Парижем и Орлеаном (Иль-де-Франс). Но даже на тер-ритории домена существовали владения мелких вассалов короля, которые вели себя очень независимо и часто выказывали королю своё неповиновение.

    Однако по сравнению со своими вассалами, даже самыми могу-щественными, король имел ряд существенных преимуществ. Он был сюзереном, в силу чего имел право конфисковать феод при не-выполнении держателем своих вассальных обязательств, преиму-щественное право купить феодальное владение, а также право при-соединить к своему домену феоды, оставшиеся без наследников. Для расширения своих домениальных земель Капетинги активно использовали и брачную политику: они стремились женить своих сыновей на наследницах крупных феодальных владений. Король, пройдя обряд коронации, становился сувереном, то есть правите-лем, возвышавшимся над всей феодальной системой, поскольку его власть была освящена Божественной волей.

    Обряд коронации

    Капетинги, начиная со второго представителя этой династии Роберта II Благочестивого (996-1081 гг.), разработали сложный, до деталей продуманный обряд коронации, направленный на под-чёркивание священного характера их власти. Они короновались только в Реймсе, городе, где принял крещение Хлодвиг, а священ-ное масло — миро — для коронации бралось из особой склянки, при-несённой, по легенде, с небес голубкой во время крещения Хлодви-га. Поэтому обряд помазания на царство давал коро-лю в глазах народа особые качества, отличающие его от простых смертных. Так, по легенде, король нало-жением своих рук мог исцелять опасные болезни, на-пример золотуху.

    Усиление королевской власти в XII-XV веках

    Умело используя все свои преимущества, француз-ские короли, начиная с Людовика VI Толстого (1108-1137 гг.), неуклонно усиливали свою власть и к началу XIV в. вывели её на совершенно новый уро-вень.

    При Филиппе II (1180-1223 гг.) была введена должность судьи (бальи), обладавшего следственными полномочиями на территории королевского домена.

    При Людовике IX Святом (1226-1270 гг.) террито-рия домена, резко расширившаяся в предыдущие го-ды за счёт конфискации ряда английских владений и земель Тулузского графства, была разделена на административные округа — бальяжи. С этого времени бальи осуществляли от имени ко-роля судопроизводство, собирали налоги и следили за исполнением королевских указов. Людовик IX Святой ввёл на территории домена единую денежную систему. Материал с сайта

    К моменту правления Филиппа IV Кра-сивого (1285-1314 гг.) территория домена составляла три четвёртых королевства. В это время советники короля выдвинули идею, что ко-роль является императором в своём королевстве, то есть его власть не ограничена какими-либо обычаями , а его воля имеет силу закона.

    Победа в Столетней войне ещё более укрепила власть короля во Франции: все отнятые у английского короля земли вошли в коро-левский домен, а национальное самосознание , зародившееся во Франции именно в годы векового противоборства с Англией, сдела-ло короля символом национального единства.

    При Людовике XI (1461-1483 гг.) и Карле VIII (1483-1498 гг.) объединение Франции завершилось.

    Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти .

    Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI – XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в этом отношении также возродились на новой основе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилось судебное верховенство короля – не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определение вообще всех судей в королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями. Особенно значительным стало административно-полицейское верховенство короны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населения, запрещала или ограничивала передвижение населения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало их временно или навсегда от ответственности, представители короля стали принимать обязательное участие в расследовании преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполномоченного) . Появились финансовые права короны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополнительные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложилось доминирование над церковью (на место прежнего патроната англосаксонских времен): короли утверждали церковные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было нести военную службу и иные повинности.

    При первых нормандских королях возродились феодальные собрания (сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали все землевладельцы Англии – до 60 тыс. чел.), значениеих для власти было невелико. Несравненно большую роль стал играть королевский двор (curia regis). Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране, при том что его институализация была еще слаба. Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придворные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителей страны); с XII в. непериодически действует Общий совет короля в составе 20 – 36 его ближайших слуг и управителей. Двор к середине XII в. стал и административным центральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было только казначейство из двух отделений: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой зале Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянный казначей, в распоряжении которого были профессиональные чиновники. При дворе действовали особые судебные комиссии, где вершилось королевское правосудие. Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления – одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, или юстициарию всей Англии. Делами двора ведали сенешал и майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер. Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии. Дипломатическими и особыми административными делами руководил канцлер – обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (например, Палата «шахматной доски» в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреждения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинено и местное управление. Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранг. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, или шерифу; он был и военным управляющим короля, и председателем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.

    Реформы Генриха II.

    Росту значения королевской власти, и одновременно централизованного государственного суда и управления, способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154 – 1189) . Целая серия реформ придала ленной монархии особый облик, отличный от аналогичных институтов континентальной Европы.

    В начале своего царствования Генрих II, опираясь на поддержку городов, мелких рыцарей и свободных держателей, подавил многочисленные междуусобицы магнатов; были распущены многие отряды крупных землевладельцев, срыты их замки. Король сместил большинство шерифов, принадлежавших местной знати, назначив собственных выдвиженцев. Обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало основным мотивом военной реформы, завершившейся изданием особого закона (ассизы) «О вооружении» (1181). Основой военной организации становилось ополчение всех свободных людей (а не только ленников-феодалов), обладавших соответствующими земельными владениями. Призывать в ополчение несвободных, а значит и иметь им оружие, категорически запрещалось. Все горожане и свободные держатели земель обязывались иметь специальное, хоть и простое вооружение; обладавшие земельным наделом рыцари или имевшие соответствующий доход и имущество должны были обзавестись вооружением всадника или тяжелым защитным вооружением. Это военное снаряжение запрещалось продавать, оно становилось как бы неотчуждаемым наследственным имуществом. На крупных феодалов возлагалась обязанность выставлять вооруженных воинов соответственно количеству «рыцарских феодов» в его владениях. Нежелавшие лично служить могли откупаться особым налогом – «щитовыми деньгами». Король тем самым получал существенный финансовый источник для формирования постоянного наемного войска. Феодалы превращались в рядовых собственников земель без специфических ленных прав и обязанностей, а количественно главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели, уступавшие рыцарству в военной подготовке, но более связанные с королем.

    В ходе церковной реформы, закрепленной в «Кларендонских конституциях» (1164 г.), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля. Конституции в немалой степени противоречили догматам церкви. Против них выступил глава английской церкви Томас Беккет, архиепископ Кентерберийский. И хотя по указанию Генриха того убили, оппозиция церкви и поддержка папы римского существенно сократили государственные итоги реформы.

    Проведенная Генрихом II судебная реформа сформировала институт королевских судей (см. § 35), область особой королевской юрисдикции и закрепила право обжалования в королевский суд решений местных общинных судов. Это также способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.

    Во второй половине XII в., в том числе начиная испытывать нужду в свободных земельных владениях, Английское королевство начало медленное, растянувшееся на столетия, завоевание соседней Ирландии. У покоренных кланов отбирались земли, которые затем перераспределялись в частные рыцарские пожалования. Начало захвата Ирландии существенно расширило территорию тогдашнего Английского государства, в которое традиционно входили герцогства северной Франции.

    error: