Упражнение для избавления от страха. Тренинг преодоления и борьбы со страхами. Прогрессивная мышечная релаксация

Страхи постоянно сопровождают нашу жизнь. Они идут рядом с такими позитивными моментами как радость, удовольствие, успех. И необязательно они как – то причастны к таким жизненным событиям, но могут напрямую уравновешивать чашу весов. Например – радоваться любимой работе и бояться ее потерять, от близости достижения задуманной цели и испытывать страх в ее недостижимости, добиться долгожданного успеха и дрожать от возможности свести «на нет» все труды.

Фобии могут быть разными – быть ограбленным, избитым, униженным. А есть страхи экстравагантные и неординарные. Если не бороться со своими страхами они постепенно перерастают в паранойю и тогда индивидуальный тренинг борьбы со страхами, возможно, будет не в силах вам помочь.

Необходимость посещений тренингов борьбы со страхами в Москве

Человек, как правило, не способен самостоятельно побороть такое неприятное чувство. В силу своих особенностей и постоянных стрессов, мы не готовы морально преодолеть психологический барьер, препятствующий нейтрализации неприятного ощущения. Здесь на помощь должен прийти опытный психолог, который сталкивался с такой проблемой не единожды. Вот почему мы призываем к посещению семинаров по избавлению ненужных страхов.

Наши авторские тренинги занятий по борьбе со страхами помогут людям преодолеть ту преграду, мешающую навсегда избавиться от страхов и плодотворной жизни. Курсы рассчитаны на людей любого возраста, из занятий в Москве вы узнаете:

  • — как преодолеть страх публичных дискуссий;
  • — как избавиться от страха принятия важных решений;
  • — нейтрализовать страх пораженья или отказа;
  • — как избавиться от страха контактов с чужими людьми;
  • — убрать ощущение опасности быть непризнанным, не оправдать возложенные надежды;
  • — как не бояться болезней, одиночества, неизвестности, перемен, ошибок, смерти, опасности.

Прежде всего, вы должны выявить в себе все мешающие вам фобии. Сформулировать их мотивацию и откуда они приходят. Наши опытные психологи помогут вам сосредоточиться и постепенно брать вверх над собственными страхами.

Какие эффективные методы применяются на тренинге для борьбы со страхами

По новейшей программе упражнений вы научитесь выходить на контакт со своим страхом, прежде чем он покинет ваше сознание, а освободившееся пространство тут же заполнится позитивными чертами характера – смелостью, настойчивостью, силой воли.

Основными целями работы являются:

  • — нахождение причин и снижение интенсивности страха;
  • — отработка новейших, эффективных техник избавления от страха;
  • — учиться снимать стресс и моральное напряжение самостоятельно, дабы страхи не вернулись;

Методы проведения группового тренинга преодоления и избавления от страхов будут: практические занятия, упражнения, интерактивная теория, новейшие техники — «работа с погружением», «программирование на изгнание страхов».

Если занятия формируются в группы, каждый участник проходит индивидуальную беседу с тренером для выявления самих страхов и его причины с применением различных тактик. На занятиях рассматриваются различные варианты жизненных ситуаций, когда страх незаметно, но быстро вселяется в ваше сознание и овладевает психикой. В таком случае важно ваше правильное поведение и оценка ситуации. Учиться держать себя в руках.

Эти немногие проблемы и сопутствующие решения обязательно будут рассмотрены и решены всеми вместе. Заканчивая борьба со страхами, ведущий семинара, даст каждому участнику индивидуальные рекомендации.

Смотреть на видео лучший тренинг борьбы со страхом

Наверное, нет такого человека, который в своей жизни ничего бы не боялся. Страх - эмоция, которая стоит на страже нашей безопасности. Он позволяет увидеть потенциально опасную ситуацию и либо избежать ее, либо подготовиться к ней.

И, вместе с этим, страх может выйти за рамки своей охранительной функции и начать приносить человеку неприятности. Это происходит тогда, когда сила страха не адекватна реальной опасности и, скорее, мешает, чем помогает человеку справиться с ситуацией: замирание, когда нужно действовать, отключение мышления, парализация тела, тахикардия, задержка дыхания, дрожь, напряжение и т.д.

Профессор Ю. В. Щербатых выделяет три основных вида страхов:

1. Биологические. Связаны с опасностью для жизни и здоровья человека (страх высоты, родов, травмы, пожара, явлений природы).

2. Социальные. Опасение за изменение социального статуса (страх публичных выступлений, неудачи, ответственности, близости, отвержения, неадекватности).

3. Экзистенциальные. Связанные с самой сущностью человека и имеющиеся в той или иной мере у каждого (страх смерти, одиночества, неизвестности).

Есть и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны - болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой - социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.).

Запрос на избавление от страха и тревожных состояний - весьма частый в практике психолога. В этой работе есть, как минимум, два уровня:

    Мы можем работать с неприятным состоянием, которое возникает в конкретных ситуациях.

    А можем посмотреть глубже - на те причины, которые вызвали страх. Например, за страхом публичных выступлений может стоять зависимость от мнения окружающих, требование к себе быть лучшим везде и во всем, неадекватная самооценка, травма, полученная ранее при столкновении с чье-то негативной оценкой и т.д.

В своей работе психолог ориентируется на запрос клиента и его готовность исследовать глубинные причины проблемы.

Первое , что важно знать в работе со страхом - вы имеете право чувствовать то, что вы чувствуете. У каждого из нас есть причины для того, чтобы бояться тех или иных вещей. И меньше всего в борьбе со страхом помогает осуждение и критика себя. Только на основе самоподдержки и принятия возможно выстроить эффективную работу с этой эмоцией.

Второе , что нам важно выяснить - насколько страх соответствует реальной опасности? В ситуации угрозы здоровью и дальнейшему функционированию личности страх - верный помощник. Важно учесть его здоровую часть, научиться опираться на нее, чтобы не попасть в неприятности из-за излишней беспечности. В других случаях, мы можем говорить о, так называемом, невротическом страхе, который формируется из полученных травм прошлого. Если воздействие травмирующих событий или поведения других людей было велико, сильный страх может возникать в ситуациях, которые лишь отдаленно напоминают случившееся и, тем самым, мешать человеку действовать адекватно и разумно. Например, если у женщины был негативный опыт отношений с конкретным мужчиной, она может начать бояться всех мужчин и отношений с ними в принципе.

Общая стратегия работы со страхом:

    Распознать спонтанную реакцию страха;

    Посмотреть страху в глаза;

    Найти его причину;

    Оценить адекватность страха и вероятность его осуществления;

    Найти ресурсы для преодоления и спланировать действия.

Приведу некоторые методики работы со страхом, которые вы можете использовать самостоятельно.

Упражнение "Страх в теле"

Попробуйте представить, где именно в вашем теле располагается страх. Как он выглядит, есть ли у него форма, цвет, консистенция. Движется ли он или находится в покое.

После того, как вам удалось визуализировать эту эмоцию, спросите себя: "Что я могу сделать, чтобы страх вышел из моего тела?" У вас есть неограниченные возможности - что приходит вам в голову?

Возможно, вы сможете его выдохнуть, выплюнуть или вытащить руками. Попробуйте это сделать прямо сейчас. Через некоторое время вспомните про этот страх и проверьте - осталось ли что-то от него в теле или он ушел целиком.

Метафора отделения очень хорошо работает на глубоком бессознательном уровне, что делает эту технику особенно результативной.

Упражнение "Худший вариант"

Если вы тревожитесь о будущем, имеет смысл заглянуть этому страху в глаза. Подумайте: каким может быть самый худший вариант развития событий? Запишите самое страшное, что может случиться. После этого подготовьтесь - если этот вариант вдруг станет реальностью - какими будут ваши дальнейшие действия? Напишите несколько выходов из этой ситуации. А после этого оцените, какова вероятность именно этого варианта развития событий. Если мы знаем, что у нас есть план действий даже в самом худшем случае, это значительно снижает беспокойство от неизвестности.

Упражнение "Все наоборот"

Страх диктует нам определенные действия. И, если мы следуем его предписаниям, наша реакция записывается на рефлекторном уровне. Мы начинаем действовать автоматически. Это упражнение помогает сломать автоматизм и выработать новые реакции.

Начертите на листе бумаги три столбца. В первом столбе напишите страхи, которые вас беспокоят. Во втором то, какие действия диктует вам этот страх.

Например: Мне страшно, когда начальник отчитывает меня. Страх диктует - стоять с глазами в пол и молчать.

В третьем столбце напишите новое действие, которое будет противоположно тому, что вы делаете под влиянием страха. В нашем примере это может быть - смотреть прямо в глаза начальнику. Если вы цепенеете - попробуйте сознательно расслабить мышцы, если задерживаете дыхание - начните дышать глубже. Можно заменить страх на другое эмоциональное проявление - ярость, смех, удивление.

После этого, протестируйте ваши новые способы реагирования на практике, чтобы закрепить их.

Упражнение "Опора на тело"

В избавлении от страха может помочь работа со своим телом. Найдите для себя опору в прямом смысле этого слова. Если чувствуете усиливающуюся тревогу - выберите максимально удобную позу, поставьте обе ступни на пол, если вы сидите или расставьте ноги чуть шире, если стоите. Обопритесь на спинку стула или стену. Увеличьте дистанцию между вами и собеседником, начните медленней и глубже дышать. Можно встряхнуться всем телом (как бы стряхивая оцепенение) или энергично провести несколько раз рукой по лицу.

При ощущении социального страха, одним из действенных методов может оказаться сообщение о том, что именно вызывает у вас страх. Можно сказать: "Я пугаюсь, когда ты так разговариваешь со мной". Или в начале выступления: "Пока я ждал своей очереди выступать - очень волновался. Да и сейчас еще волнуюсь."

Если вы оказались в ситуации эмоционального или физического давления в которой не удалось ничего сделать, чтобы вернуть себе равновесие, по окончании ее - позаботьтесь о себе. Расскажите кому-нибудь, что вам пришлось пережить, получите поддержку близкого человека. Если нужно - выразите то, что вы чувствуете через крик или топанье ногами. Это позволит выпустить скопившиеся эмоции и не тратить силы на их подавление внутри.

Есть такое выражение, что смелый человек - это не тот, кто не боится, а тот, кто действует не смотря на страх. Преодолению многих страхов помогает узнавание и последующее принятие себя в поддерживающей и принимающей атмосфере. Зачастую наши страхи продиктованы непроверенными чужими мнениями и стереотипами на фоне критикующего окружения. Разбираясь в себе, человек постепенно приобретает опору и уверенность для того, чтобы противостоять своим тревогам.

Если вы хотите получить помощь специалиста в преодолении страхов - буду рада видеть вас на консультации. Вместе мы обязательно справимся!

Страхи (а, по научному, фобии) лечатся у психотерапевта. Но это не значит, что Вы не можете победить их самостоятельно. Можете, это довольно-таки просто. В пользу того, что это действительно просто, говорят два факта:


Факт первый. Любой, но только хороший, психотерапевт излечивает многие случаи фобий за один сеанс. Это значит, что где-то у Вас разболталась маленькая гаечка, которую и надо одним ловким движением подкрутить. Вот и всё.

Факт второй.
У большинства людей, мучившие их годами фобии проходят сами собой. Значит, организм запускает процесс самоисцеления, не ставя нас об этом в известность.

Но нас второй случай, как правило, не устраивает. Что это такое?! Ждать неизвестно сколько и ещё неизвестно столько же страдать? Вести непонятный окружающим образ жизни, находясь в рабстве у неуправляемого страха?

Страх издевается над людьми, как кукловод над марионетками. От страха люди заикаются (заикание — это невроз!), фобия вызывает урчание в животе, икоту, ощущение «ватных ног», головокружение и массу других «псевдоприступов псевдоболезней». Страхом обусловлены ложные, невротические фригидность и импотенция.

Если фобия разыгрывается не на шутку, человек всё-таки идёт к психотерапевту. Как правило потому, что такая сильная фобия начинает мешать ходить в школу или на работу. Просто выходить на улицу... Но и в таких случаях, психотерапевт — не последнее спасение. Иногда, загнанный фобией в угол, человек сам начинает лихорадочно соображать и анализировать: что же происходит? Каков механизм этого повторяющегося кошмара? И, как правило, человек перебарывает свой страх, находит “свой”, неожиданный выход.

Не бежать от страха. А идти прямо навстречу ему. Когда мы отворачиваемся от страшного и поворачиваемся к нему спиной, то нам становится ещё страшнее. А когда мы смотрим прямо ему в глаза, рассматривая каждую его деталь и чёрточку, то нам уже не так страшно, не так ли?

Практически же, это означает следующее. Как работает укоренившийся дурной сценарий в человеке? Представьте себе длинную-длинную прямую линию. На одном её конце — желанное состояние. На противоположном конце - дикий ужас — то, чего мы боимся. Мы со всех ног бежим туда, где светит огонёк желанного нам состояния. И убегаем прочь от ужаса. Но почему-то получается наоборот. Чем сильнее мы ускоряемся ОТ страха, тем быстрее приближаемся именно К нему.

А Вы ещё не поняли, что многие процессы в нашем мире протекают в координатах и по законам Зазеркалья?

Процессы, происходящие в психике — они из мира зазеркалья. Поэтому совет здесь может быть только один: если ты хочешь убежать от страха к желанной цели, то беги со всех ног, на всех парах... навстречу к своему страху, желай его, представляй это.

Или же так: борись во всю мочь с тем, чего тебе на самом деле надо. Запрещай себе то, чего тебе хочется и чего тебе нужно. ДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ!
Вот клинический случай описывающий то, как «уходит» тяжелая форма заикания.

Мальчика, который заикается, психотерапевт просит прочитать стихотворение...очень сильно при этом заикаясь. Обычно от мальчика ждут чего-то совсем противоположного, не так ли? Он удивляется и начинает читать, заикаясь, как привык - только на некоторых звуках. Но психотерапевт недоволен - он просит заикаться гораздо сильнее! У мальчика...не получается. Через какое-то время такой брьбы у мальчика, от которого ТРЕБУЮТ художественное заикание, не получается заикаться вообще. И он громким и чистым голосом, без запинки ругается с психотерапевтом, что-то ему доказывая...

Точно по этой модели побеждается страх бессонницы. Изо всех сил желайте НЕ СПАТЬ. Бойтесь заснуть! Так и говорите себе: “Только бы не заснуть, только бы не заснуть”. Представьте себе, что Вы - маленький ребёнок, который боится пропустить что-то важное, боится что заснёт. Ведь именно так мы вели себя в детстве. Помогает.

Если Вы боитесь проходить мимо рассматривающей Вас с головы до ног толпы недружелюбно настроенных подростков, готовых что-нибудь сказать вслед, то начните за 30 метров до “роковой встречи” представлять следующее. “Вот сейчас я как забоюсь, как задрожат у меня коленки, как споткнусь я на ровном месте, как скорчу глупейшее лицо, как втяну голову в плечи, как начну дёргать конечностями, так меня сразу в театр возьмут - играть роль Квазимодо. И я сразу заработаю миллион долларов и прославлюсь на всю страну. И ещё поеду сразу в мировое турне. Такого Квазимодо мир ещё не видел”.

Как Вы думаете, с каким видом Вы пройдёте теперь мимо толпы? Я думаю, что они разбегутся, как куры от мотоциклиста, едущего со свадьбы.

Борясь с фобией, нужно, конечно, играть, фантазировать, как говорят психолги и педагоги, “драматизирвать ситуацию”. Драматизировать (от слова “драма”)- означает разыгрывать сцену, как в театре.

Этот приём работает с большинством страхов. Особенно с теми страхами, которые мы называем “животными”,когда боимся мы исключительно за себя и физиологичски реагируем на тревожную ситуацию.

Итак, всем сердцем “захотеть” именно того, чего Вы не хотите. Помните, как работают “силы равновесия”в интерпретации Вадима Зеланда и что такое “идеализация”? Когда Вы чего-то слишком сильно хотите, это удаляется от Вас со скоростью света. “Захотите” свой страх - и он исчезнет так скоро, что Вы не успеете даже помахать ему на прощание рукой.

Елена Назаренко

Подростковые страхи могут развиваться из-за неправильного поведения взрослых (опекунов, педагогов), детских невылеченных фобий и социальных конфликтов, возникших со сверстниками. До момента поступления в учебное заведение – школу или гимназию, ребенок воспринимает мир наглядно-действенным методом, позже наглядно-образным. С поступлением в школу дети начинают осваивать теоретический метод восприятия мира. Существует такой тип восприятия в двух формах: образной и понятийной.

Страхи у подростков: как помочь справиться

Возрастная модификация фобий

Страхи и фобии ребенка могут возникать на ровном месте, потому как он живет в своем вымышленном мире, в котором существуют сказочные персонажи, все остальное он пытается освоить при помощи осязания, обоняния, зрения и слуха. Позже, при поступлении в школу, на первое место выходят социальные страхи подростков:

  • опоздание на занятия;
  • страх самовыражения;
  • боязнь потерять родителей;
  • боязнь войны;
  • собственной смерти;
  • природных катаклизмов.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее социальный страх.

Часто виной этому школьный учитель, занижающий оценки и унижающий ребенка при всем классе, указывая на его недостатки. Кстати, неправильный педагогический подход к порицанию часто становится причиной буллинга среди подростков. Детский буллинг – это унижение одного человека группой других людей.

Ребенок боится отвечать у доски

Социальный страх может выражаться в различных формах. Некоторые начинают проявлять свой протест, а кто-то полностью замыкается. В рудиментарной форме страхи у подростков начинают проявлять себя после 12–14 лет. Уже в юношеском возрасте можно наблюдать все симптомы постстрессового синдрома, которые мало чем отличаются от таковых у взрослых.

Влияние на становление личности

Во многом появление неврозов в детском возрасте спровоцировано тяжелыми родами и нервозностью матери в период вынашивания. Состояние женщины при беременности оказывает самое большое влияние на формирование нервной системы у ребенка. Но все это лишь определяет возможность появления невроза у ребенка. В дальнейшем влияние на формирование личности оказывает общество, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, то есть класс и друзья.

Отношения в семейном кругу влияют на становление личности, но далеко не редкость случаи, когда в совершенно нормальной семье ребенок убивает себя или же становится наркоманом. Дети более боязливы, если главную роль в семье играет мать. В старшем возрасте большинство школьников из семей, в которых постоянно происходят конфликты, проявляют агрессию по отношению к другим, ведут себя вызывающе, пытаясь доказать свое превосходство и добиться внимания к своей персоне.

Появлению страхов может послужить физическое и эмоциональное перенапряжение.

Избыток информации, отсутствие навыков правильно распределять свою деятельность – все это способствует рассеиванию внимания и формирует стойкое депрессивное состояние, хроническую усталость, характерную для взрослого человека.

Симптомы расстройства

При постоянном давлении со стороны окружающих стрессоров у подростков начинают проявляться симптомы нервного расстройства:

  • нарушения сна;
  • отсутствие аппетита;
  • ухудшение состояния физического здоровья;
  • слабость;
  • повышение температуры до 37–37,4 без наличия инфекции;
  • апатичность;
  • страх отвечать у доски, проявлять себя;
  • боязнь быть высмеянным;
  • нарушения речи.

Методы борьбы с боязнями

Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.

  1. Арт-терапию.
  2. Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
  3. Обучение релаксации.
  4. Прием седативных препаратов по необходимости.
  5. Витаминотерапия.
  6. Работа с педагогами и родителями.

Арт-терапия для детей и подростков

Диагностика

Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.

  1. При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
  2. Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
  3. Красный означает агрессию.
  4. Черный – депрессия.
  5. Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.

При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов. Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека. Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки. Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный - об упадническом настрое, негативных эмоциях.

Принципы работы в группе

К. Савицкая разработала специальные групповые занятия по психокоррекции поведения у подростков, которые включают такие цели:

  • принятие себя, как личности и осознание положения в обществе;
  • формирование желания расти над собой;
  • обучение навыкам общения;
  • обучение навыкам модификации собственного поведения в стрессовой ситуации.

Эффективные методики

Первым упражнением начального этапа является игра «Кому первому удастся дотянуться до предмета». Группа участников делится на 2 команды. На определенном расстоянии лежит предмет. Цепочка команды строится от двери, закрепляется на ручке. Расстояние до предмета превышает длину человеческой цепочки, поэтому участникам нужно найти способы взаимодействия между собой, чтобы дотянуться до него. Необходимо использовать скрепление цепочки посредством обеспечения поддержки за вытянутую руку, ногу или волосы. Упражнение развивает коммуникативные и организаторские способности у детей, помогает избавиться от страха общения, застенчивости, боязни показаться смешным.

На 5–6 занятии группе предлагается игра «Разговор в кругу». Упражнение разработано специально для детей с агрессивной линией поведения. Основано на рассказе каждого участника о себе неких подробностей, которые вызывают у него раздражение. Специалист ведет записи и следит за тем, чтобы дети не порицали друг друга, а выслушивали и понимали, что существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать сильный гнев. Важно, чтобы участники научились правильно выражать свои эмоции не через драку или ругань, а посредством размышления и нахождения компромиссного решения.

10–11 занятие можно назвать практикумом по проработке ситуаций из банка стрессовых событий, которые были оговорены в «Кругу». Группа вновь делится на 2 команды. Каждой из них дается задание показать сценку на тему: «инцидент в магазине или общественном транспорте». В сценке должна присутствовать фраза: «Я разумный человек и не буду опускаться до вашего уровня», «Мое терпение может лопнуть».

Игра «Разговор в кругу»

Заключительный этап занятий

Работа со страхами заканчивается игрой «Пункт проката решений». Участники образуют круг и разбирают по очереди ситуации друг друга. Останутся дети, которые не смогут решить одну ситуацию без агрессии. Он моделирует эту ситуацию, а остальные участники помогают найти решение проблемы мирным путем.

Главным критерием успешного прохождения курса является установление теплых, доверительных отношений среди участников. Кроме того, такое поведение участников должно сохраняться не только в группе, но и дома, в школе и общественных местах. Работа в группе не сводится к тому, что ребенок может проявить себя только в командной работе, надеясь на помощь остальных, он должен проявить свои качества по максимуму, не бояться открыть себя и свои способности перед другими. Работа в команде только помогает нормально, адекватно воспринимать критику при принятии неверного решения и обучению навыкам общения, взаимодействия, коммуникации.

Завершающий этап предполагает максимальное перенесение полученных навыков в реальную жизнь.

Работа с наркозависимыми подростками

Упражнения в группе для коррекции страхов наркотически зависимых подростков в школьных практиках встречаются довольно редко. Однако, необходимость этой работы в центрах несоизмерима. В таких группах в основном используется обсуждение поведения, ощущений, причин и стремлений участников. Одной из составных частей является обсуждение восстановления нормального общения с близкими людьми и социумом. Человек должен понять, как подать себя, когда он вернется в класс и научиться отказываться от предложенной дозы.

При установлении доверительной атмосферы, можно переходить к игре, олицетворяющей давление со стороны «Плохая компания». Это упражнение помогает понять, почему человек не может отказать «другу» и почувствовать себя более уверенным в себе.

Далее проводится обсуждение свойств и специфики воздействия на организм самого вещества с приведением наглядного материала, видео и прочего. Главное - мотивировать членов группы развиваться. Нужна комплексная работа всех окружающих, включая родственников.

В таких группах проигрываются ситуации отношения с родителями, когда одни участники играют самих себя, а другие занимают позицию их родителей. Подростки пытаются найти компромиссное решение о прогулках и времени возвращения домой. После обыгрывания сюжета, детям предлагается найти ответ на вопрос: «Почему родители так себя ведут, что их мотивирует не отпускать детей поздно на улицу, обыскивать сумки, карманы и прочее».

Релаксационные методики и аутотренинг

Релаксационные методики актуальны для лечения страхов у подростков с любыми расстройствами. Аутотренинговые занятия также проводятся в группах. В одном из них всех участников рассаживают на стулья и просят расслабиться, закрыв глаза, представить место, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Тренер по релаксации может выполнять упражнение вместе с группой, растворяясь в ней. Прохаживаясь между рядами, он спрашивает участников о месте, где они находятся и об их ощущениях. На основе этих наблюдений можно составить картину душевного состояния подростка и эффективности практик.

Дыхательные упражнения помогают научиться быстро восстанавливать свое эмоциональное состояние в момент стресса. Когда подростки сидят на стульях и спокойно дышат, специалист предлагает им сосредоточиться только на дыхании, мысленно нарисовать амплитуду своего дыхания в спокойном состоянии. Каждый раз, попадая в патовую ситуацию, дети смогут воспользоваться полученными знаниями и привести себя в чувства.

Чтобы избавиться от чувства раздражительности и агрессии, участникам предлагается упражнение «Крик». Каждый ребенок должен постараться закричать, что есть сил, но так, чтобы никто не слышал. При попытках кричать, не нужно напрягать голосовые связки, мнимый звук должен идти из легких. Продолжать упражнение нужно до тех пор, пока не придет ощущение опустошенности.

Выводы

Страх в подростковом возрасте может носить различный характер. Его появление провоцирует множество самых различных причин. Главное, не упустить момент, когда детский организм просит о помощи. Диагностика и коррекция детских страхов на сегодняшний день является острой проблемой.

error: