Тест возникновение. Возникновение и развитие метода тестирования. Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и

В начале 20 века в системе спецшкол для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью - понадобилась система диагностики для отделения нормальных детей.

Симон и Бине - проделали серию экспериментов по исследования мышления, памяти, восприятия у детей с 3 лет.

В 1905 году создал систему интеллектуальных тестов , затем задания улучшались, и в 1908 году вышла вторая редакция тестов Бине-Симона, в 1911 году вышла последняя редакция.

Самые существенные изменения произошли в 1908 году. Был расширен диапазон испытуемых по возрасту (от 3 до 13 лет), увеличено число заданий, введено понятие "умственный возраст". Интеллектуальное развитие оценивалось с его помощью.

Эти тесты - индивидуальные тесты интеллекта (только с одним ребенком).

Для каждой возрастной категории - свои задания.

Из всех разработанных заданий в систему тестов включались те, которые выполняли 80-90% детей этого возраста.

Дети до 6 лет - 4 задания, старше - по 6 заданий.

3 года - показать свой нос, ухо, выполнить простое поручение (подать ключ), умение повторить слово.

6 лет - различение право, лево; задание из нескольких звеньев, повторить фразу.

8 лет - повторить все месяцы года, пересказ простого текста.

13 лет - умение оперировать абстрактными понятиями (разница между счастьем и удовольствием).

Диагностика по тестам Бине-Симона.

Предъявление всех заданий, соответствует хронологическому возрасту. Если выполнил свои, то давали задания более старшего возраста.

Определяли максимальный возраст - базовый умственный возраст (когда решались все задания)

Умственные месяцы начислялись за те, которые решались для следующего возраста.

Если умственный возраст ниже хронологического, то считалось, что ребенок с задержкой психического развития или умственно отсталый. Или наоборот, тогда считалось, что ребенок, в какой то мере одаренный.

Бине видел недостаток в том, что его задачи не решали дети, которые развивались в неблагоприятной среде. Они не мог знать названия некоторых предметов.

Необходима внимательность психолога: заменить незнакомое слово, использовать метод наблюдения.

В целом данная методика очень действенна, принесла пользу в отделении детей, неспособных обучаться в обычной школе.

Завоевала популярность во всем мире. Перевод и адаптация этой методики в Стенфордском университете.

Тест Стенфорд-Бине (американская методика)

1. Впервые в качестве показателя стали использовать IQ - коэффициент интеллектуальности.

2. Введено понятие "статистической нормы".

Вместо умственного возраста американцы стали использовать понятие IQ, так как умственный возраст обладал существенным недостатком (в 1912 году Штерн указал): одна и та же разница между умственным возрастом двух людей на разных возрастных ступенях имела неодинаковое значение. Например, в 3 и 4 года, в 13 и 14 лет.

Относительный показатель: умственный возраст делить на хронологический и умножить на 100:

IQ= (умственный возраст: хронологический возраст) х 100

1916 года - первая редакция Стенфорд-Бине.

Статистическая норма - это критерий, применяемый в психодиагностических методиках, для сравнения индивидуальных показателей, их оценки.

В 1937 году - вторая редакция Стенфорд-Бине.

Возраст от 2 до 18 лет, составляет шкала из 17 тестов. По одному тесту от 2 до 14 лет и еще 4 теста - для среднего взрослого возраста (16-18 лет).

Методика очень качественная, используется и до сих пор и считается образцом интеллектуального теста .

По тесту Стенфорд-Бине проводится валидизация всех новых тестов.

Тест Бине-Симона и Стенфорд-Бине являются индивидуальными.

Затем стали появляться групповые интеллектуальные тесты . Это связано с ограниченностью применения индивидуальных тестов.

В период первой мировой войны потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям.

Артур Отис - разработал первую систему групповых интеллектуальных тестов - армейские . Впервые опубликованы в 1917-1919 годах.

Две формы: форма Альфа - для знающих английский язык (задания, слова); форма Бета - для неграмотных и иностранцев (графические изображения).

Армейские тесты существуют и сейчас в целях профотбора, обновленные.

Групповые тесты - инструменты массового тестирования (резкое сокращение времени). Упростили инструкцию, процедуру проведения и обработку результатов.

К тестированию привлекали не психологов, а специально обученных людей.

Они применяются в системе образования, промышленности и армии.

Ограниченность интеллектуального тестирования - нельзя предсказать успешность выполнения узких видов деятельности.

Нельзя отобрать узкую направленность, надо давать оценку и другим психологическим особенностям.

Появилось направление диагностики специальных способностей . Толчком послужило мощное развитие профессиональной консультации.

Тесты специальных способностей - музыкальные, артистические.

Теоретической основой был факторный анализ - выделение общего, что требовалось в узконаправленных видах деятельности.

Особенно развивалась психотехника - использование данных психологии в промышленности и экономике.

Толчком к ее развитию послужила система интенсификации труда (Тейлор).

Нужны точные знания о психологических особенностях работников.

Мюнстенберг предложил 2 метода тестов специальных способностей:

    аналитическое направление - методы диагностики каждой психической функции с помощью отдельных методик.

    синтетическое моделирование - наиболее ответственные моменты профессионального труда, самое существенное моделировалось.

Отдельные тесты специальных способностей объединялись и создавались батареи тестов специальных способностей для ограниченного числа профессиональной деятельности.

Батареи используются для отбора людей на соответствующую профессиональную деятельность.

Вычерчивается индивидуальный профиль кандидата, который соотносится с нормативным профилем.

Тесты достижений (успешности обучения). Особая группа. Вместо учительских оценок, оценивается, насколько успешно усвоена программа.

Замена устных экзаменов - письменными в 1845 году.

В настоящее время они используются для оценки успешности учащихся, вместо обычных экзаменов.

Стенфордский тест достижений (с 1923 года) - объединенный тест, используется в школах для оценки уровня обучаемости по разным предметам (понимание устной речи, письменного текста).


1. Ученый, получивший в 1862 году премию за эксперимент доказывающий невозможность
Вариант 1
самозарождения жизни
А) Л.Пастер
В) В.И.Вернадский
С) А.И.Опарин
Д) С.Миллер
Е) Ф.Реди
2. Способствовали синтезу первых органических веществ на Земле из неорганических
А) низкая температура
В) высокая вулканическая активность
С) затухание вулканической активности
Д) люди
Е) растения
3. В целях экспериментальной проверки гипотезы Опарина С.Миллер смоделировал в своей колбе:
А) первичный океан
В) модель Земли
С) модельДНК
Д) аквариум
Е) настоящий океан
4 . Органические вещества в первичном «Бульоне» могли существовать бесконечно долго на
Земле из­за:
А) присутствия растений
В) присутствия грибов
С) присутствия кислорода
Д) отсутствия воды
Е) отсутствия бактерий и грибов
5. В первичном океане Земли начали образовываться сгустки, называемые:
А) прокариоты
В) катализаторы
С) витамины
Д) коацерваты
Е) эукариоты
В) Обмена веществ.
С) Дыхания.
D) Фотосинтеза.
6. К образованию атмосферы привел процесс:
А) Размножения.
Е) Оплодотворения.
7. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться:
А) Азот.
В) Водород.
С) Углерод.
D) Кислород.
Е) Углекислый газ.
8. В 1953 году синтезировал простейшие жирные кислоты и несколько аминокислот из аммиака,
метана и водорода:
А) Л. Пастер.
В) Ф. Реди.

С) А. И. Опарин.
D) С. Миллер.
Е) В. И. Вернадский.
9. Автор гипотезы абиогенного происхождения жизни на Земле:
А) Ф. Реди.
В) А. И. Опарин.
С) С. Миллер.
D) Л. Пастер.
Е) В. И. Вернадский.
10. Синтезировал простейшие жирные кислоты и несколько аминокислот из аммиака, метана и
водорода:
А) С.Миллер
В) Л. Пастер
С) А.И. Опарин
Д) В.И. Вернадский
Е) Ф. Реди.
11. Флорентийский врач опытным путем показавший, что самозарождение мух в гнилом мясе
невозможно:
А) Ф,Реди.
В) Л.Пастер.
С) А.И.Опарин.
Д) С.Миллер.
Е) В.И.Вернадский.
12. Начало многоклеточным организмам дали
А) Мхи.
В) Зеленые водоросли.
С) Грибы.
Д) Древние одноклеточные существа.
Е) Лишайники.
13. В первичном океане Земли начали образовываться сгустки, называемые:
А) Прокариоты.
В) Катализаторы.
С) Витамины.
Д) Коацерваты.
Е) Эукариоты.
14. В целях экспериментальной проверки гипотезы Опарина С.Миллер смоделировал в своей
колбе:
А) Первичный океан.
В) Модель Земли.
С) Модель ДНК.
Д) Аквариум.
Е) Настоящий океан.
15. Органические вещества в первичном «бульоне» могли
существовать бесконечно долго на Земле из – за:
А) Присутствия растений.
В) Присутствия грибов.
С) Присутствия кислорода.
Д) Отсутствия воды.
Е) Отсутствия бактерий и грибов.

Тематический тест «Возникновение жизни на Земле».
Вариант 2
1. Способствовали синтезу первых органических веществ на Земле из неорганических в
процессе фотосинтеза:
А) Низкая температура.
В) Высокая вулканическая деятельность.
С) Люди.
Д) Затухание вулканической деятельности.
Е) Растения.
2. Невозможность самопроизвольного зарождения микроорганизмов доказал:
А) Л.Пастер.
В) С.Фокс.
С) А.И.Опарин.
Д) С.Миллер.
Е) Ф.Энгельс.
3. Первые настоящие живые организмы:
А) Грибы.
В) Прокариоты.
С) Животные.
Д) Водоросли.
Е) Растения.
4. Биогенез – это теория
A) происхождения живого только от живого.
B) исторического развития органического мира.
C) индивидуального развития.
D) развития живого и не живого.
E) развития организма от момента оплодотворения до момента смерти.
5. Невозможность самопроизвольного зарождения микроорганизмов доказал
А) Ф. Энгельс
В) Л. Пастер
С) А.И. Опарин
D) С.Миллер
Е) С. Фокс
6. В первичном океане Земли начали образовываться сгустки, называемые:
А) прокариоты
В) коацерваты
С) витамины
D) эукариоты
Е) катализаторы
7. В рамках теории происхождения жизни на Земле наиболее существенны 2 гипотезы
А) Овогенеза, биогенеза
В) Филогенеза, абиогенеза
С) Абиогенеза, биогенеза
Д) Онтогенеза, метаморфоза
Е) Эмбриогенеза, филогенеза

ВАРИАНТ №1

А1. Кто из ученых впервые высказал предположение о составе первичной атмосферы Земли:

1- А.И. Опарин 3- Л. Пастер

2- С. Миллер 4- Ф. Реди

А2. Какими по способу питания были первые организмы:

1-автотрофы 3- гетеротрофы

2-миксотрофы 4- хемотрофы

А3. В процессе возникновения жизни на Земле выделяют несколько этапов. Назовите первый из них:

1- концентрирование веществ 3- возникновение самовоспроизводящихся молекул

2-абиогенный синтез органических веществ 4- возникновение фотосинтеза

А4. Общей реакцией обмена для всех первых организмов была:

1-анаэробный гликолиз 3-окислительное фосфорилирование

2-синтез глюкозы в хлоропластах 4- фотолиз воды

А5. В 1953 году С.Миллер и Г. Юри синтезировали органические вещества, пропуская электрические разряды через смесь газов. Укажите газ, который в эксперименте отсутствовал:

1-метан 3-кислород

2- аммиак 4-водород

1-концентрирование веществ 2-абиогенный синтез органических веществ

3- Земля – газо-пылевое облако 4- раскаленная планета

5- охлаждение планеты 6- ливневые дожди

А- Ф. Реди 1- креационизма

Б- Д. Холдейн 2 –биохимической эволюции

В- А.И. Опарин 3-самозарождения

Г- Ван Гельмонт

Д- Ашер

В3.В состав первичной атмосферы входили:

1-сероводород 4-аммиак

2-метан 5-неон

3-кислород 6-водород

В4. Выберите свойства, которыми обладала коацерватная капля:

1- рост 4-наследственность

2- клеточное строение 5-раздражимость

3-обмен веществ 6- размножение

В5. Современная теория возникновения планет основана на работах:

1- И. Канта 4- Д. Джинса

2- Ж. Бюффона 5-О.Ю. Шмидта

3- П. Лапласа 6- Л. Пастера

С1. Почему первые организмы на Земле были гетеротрофами?

С2. Какие свойства нуклеотидов сыграли значительную роль в возникновении жизни?

Тест «Возникновение жизни на Земле»

ВАРИАНТ №2

А1. Что служило источником энергии для самых первых примитивных форм жизни на Земле:

1-энергия солнца 3-электрические разряды

2-химическая энергия 4-тепловая энергия

А2. Назовите ученого, который первым высказал гипотезу абиогенного происхождения органических соединений:

1- А.И. Опарин 3- Л. Пастер

2- С. Миллер 4- Ф. Реди

А3. В 1953 году С. Миллер и Г. Юри синтезировали органические вещества, пропуская электрические разряды через смесь газов. Укажите вещество, которое они не получили:

1-глицин 3- мочевина

2- АТФ 4- глутамин

А4.Одним из важнейших этапов возникновения жизни можно считать:

1- появление аминокислот 3- появление нуклеиновых кислот

2- появление углеводов 4- появление липидов

А5. Наиболее важным с точки зрения «возникновения жизни» свойством органических молекул оказалась их:

1- способность к разнообразным химическим реакциям

2- способность к самоорганизации и воспроизведению 3-сложность строения

4-непрочность внутренних химических связей

В1. Расположите в правильном порядке этапы возникновения жизни по теории А.И. Опарина:

1- анаэробные прокариотические гетеротрофы 2- преобразование планеты

3- абиогенный синтез органических веществ 4- эукариотические гетеротрофы 5- образование коацерватов 6- появление самовоспроизводящихся структур

В2. Соотнесите ученых и теории возникновения жизни:

А- Д. Бернал 1- панспермии

Б- С. Миллер 2 –биохимической эволюции

В- Аристотель 3-самозарождения

Г- Луи Пастер

Д- Рихтер

В3. Выберите характеристики первых организмов:

1-автотрофы 4-многоклеточные

2-гетеротрофы 5-одноклеточные

3-прокариоты 6-эукариоты

В4. Каковы первые источники энергии на Земле:

1-вулканизм 4-гидроэнергия

2- грозовые разряды 5-радиоактивная энергия

3-энергия ветра 6 –энергия распада неорганических веществ

В5. В чем заслуги А.И. Опарина:

1- первым высказал гипотезу абиогенного синтеза органических веществ

2- сформулировал естественно-научную теорию происхождения жизни

3- доказал невозможность самозарождения живых организмов

4- синтезировал органические вещества за счет электрических разрядов

5 – разработал коацерватную теорию

6- доказал невозможность самозарождения микроорганизмов

С1. Чем было вызвано появление автотрофных организмов?

С2. Какое значение имело появление мембраны у протобионтов для биологической эволюции?


Общая характеристика психологического тестирования

Психологическое тестирование - это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: пси­хические процессы, состояния, свойства, отношения и т.п. Основой психологического тестирования является психоло­гический тест - стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и коли­чественные индивидуально-психологические различия.

Изначально тестирование рассматривалось как разновид­ность эксперимента. Однако к настоящему времени специ­фика и самостоятельное значение тестирования в психологии позволяют отграничить его от собственно эксперимента.

Теория и практика тестирования обобщены в самостоятель­ных научных дисциплинах - психологической диагностике и тестологии. Психологическая диагностика - это наука о спо­собах выявления и измерения индивидуально-психологиче­ских и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Таким образом, психодиагностика является экспе­риментально-психологическим разделом дифференциальной психологии. Тестология - это наука о разработке, конструи­ровании тестов.

Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:

1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестиро­вания;

2) собственно тестирование, т.е. сбор данных в соответ­ствии с инструкцией;

3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.

В связи с наличием двух способов вынесения оценки по тесту различают два типа психологического диагноза. Пер­вый тип заключается в констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные данные об индивидуальных особенностях психики тестируемого соот­носятся с некоторым заданным критерием. Второй тип диаг­ноза позволяет сравнивать нескольких тестируемых между собой и находить место каждого из них на определенной «оси» в зависимости от степени выраженности тех или иных ка­честв. Для этого проводится ранжирование всех обследуемых по степени представленности исследуемого показателя, вво­дятся высокий, средний, низкий и т.д. уровни изучаемых осо­бенностей в данной выборке.

Строго говоря, психологический диагноз есть не только результат сравнения эмпирических данных с тестовой шка­лой или между собой, но и итог квалифицированной интер­претации с учетом многих привходящих факторов (психи­ческого состояния тестируемого, его готовности к восприятию заданий и отчету о своих показателях, ситуации тестирова­ния и пр.).

Психологические тесты особенно ярко демонстрируют связь способа исследования с методологическими воззрения­ми психолога. Например, в зависимости от предпочитаемой теории личности исследователь выбирает тип личностного опросника.

Использование тестов - неотъемлемая черта современной психодиагностики. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагности­ки: сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая практика и, наконец, область экс­пертизы - медицинской, судебной и т.п.

Возникновение и развитие метода тестирования

Возникновение метода тестирования, как уже указывалось выше, произошло в конце XIX в. на основе развития экспе­риментальных методов для изучения психических явлений. Возможность количественной оценки психических явлений и сопоставления на этой основе результатов разных испытуе­мых между собой обусловила бурное развитие метода тести­рования. Вместе с этим накапливались знания об индиви­дуально-психологических особенностях людей.

Дифференциально-психологическое изучение человека формировалось не только как следствие развития эксперимен­тальной психологии. Дифференциальная психология «вырос­ла» из задач, стоявших перед медицинской и педагогической практикой, где велика была потребность в дифференциации душевнобольных и умственно отсталых людей.

Разработка психологических тестов велась во многих стра­нах Европы и в США. Первоначально в качестве тестов ис­пользовались обычные лабораторные эксперименты, однако смысл их применения был иным. В этих экспериментах изу­чались не различия в реакциях испытуемого на разные сти­мулы, а индивидуальные различия в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента.

В 1905 г. появился первый интеллектуальный тест, соот­ветствующий современному пониманию тестов. По заказу министерства образования Франции французский психолог А. Бине разработал тест интеллекта для выявления умствен­но неполноценных детей, не способных обучаться в обыч­ных школах. В 1907 г. этот тест был усовершенствован со­отечественником А. Бине Т. Симоном и получил название шкалы умственного развития Бине - Симона. Разработан­ная шкала содержала 30 заданий, расположенных по степе-пи возрастания трудности. Например, для ребенка трех лет требовалось: 1) показать свои глаза, нос, рот; 2) повторить предложение длиной до шести слов; 3) повторить по памяти два числа; 4) назвать нарисованные предметы; 5) назвать свою фамилию. Если ребенок решал все задания, ему пред­лагались задания более старшей возрастной ступени. Зада­ния считались соответствующими определенной возрастной ступени, если их правильно выполняло большинство (80-90%) детей данного возраста.

Шкала Бине - Симона в последующих редакциях (1908 и 1911 гг.) была переведена на английский и немецкий язы­ки. В этих редакциях был расширен возрастной диапазон - ло 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умствен­ного возраста. Умственный возраст определялся по успеш­ности выполнения тестовых заданий следующим образом: сначала ребенку предлагались задания, соответствующие его хронологическому возрасту. Если он справлялся со всеми за­даниями, ему предлагали задания следующей старшей воз­растной группы. Если же он не выполнял задания своей воз­растной группы, ему предлагались задания предшествующей младшей возрастной группы. Базовым умственным возрастом считался тот, все задания которого были выполнены ребен­ком. Если ребенок выполнял, кроме них, некоторые задания из последующего старшего возраста, то к его базовому умственному возрасту добавлялось несколько «умственных ме­сяцев».

В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было введено понятие коэффициента интеллекта (10), определяемого как отношение умственного возраста к хронологическому воз­расту, выраженное в процентах.

Усовершенствование шкалы А. Бине было продолжено в Стэнфордском университете (США) под руководством аме­риканского психолога Л.М. Термена. В 1916 г. был предло­жен новый, стандартизированный вариант этой шкалы, ко­торую стали называть шкалой Стэнфорд - Бине. Она имела два существенных отличия от предыдущих редакций. Во-пер­вых, в ней использовался коэффициент интеллекта, а во-вто­рых, вводилось понятие статистической нормы. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполне­ния теста равнялся 100, а статистическая мера разброса - стандартное отклонение - 16. Таким образом, все индиви­дуальные результаты в пределах от 84 до 116 считались нор-м&чьными. Если тестовый показатель был выше 116, ребенок считался одаренным, если ниже 84 - умственно отсталым. Шкала Стэнфорд - Бине имела впоследствии еще несколь­ко редакций (1937, 1960, 1972, 1986 гг.). Вновь создаваемые интеллектуальные тесты до сих пор проверяются на валид-ность путем сопоставления с результатами этой шкалы.

В начале XX в. развитие тестирования определялось также запросами промышленности и армии. Создавались тесты для отбора в различных отраслях производства и сферы об­служивания (тесты Мюнстерберга для профотбора телефо­нисток, тесты Фридриха для отбора слесарей, тесты Гута для наборщиков и др.), а также для распределения новобранцев по родам войск (тесты «Армия Альфа» и «Армия Бета»). Это привело к появлению группового тестирования. Впоследствии армейские тесты были использованы в гражданских целях.

В первой половине XX в. появился целый ряд методик, направленных на дифференциальную диагностику раз­личных типов патологии. Немецкий психиатр Э. Крепелин продолжил работу Ф. Гальтона над методикой свободных ас­социаций. Впоследствии ассоциативный эксперимент пре­образовался в «метод незаконченных предложений», широко используемый до настоящего времени. В 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом был создан «тест чернильных пятен», являющийся одной из самых популярных проектив­ных методик.

В 1935 г. американскими психологами X. Морган и Г. Мюр-реем был разработан тест тематической апперцепции (ТАТ), который в настоящее время имеет множество модификаций. Параллельно развивались теоретические основы конструиро­вания тестов, совершенствовались методы математико-ста-тистической обработки. Появились корреляционный и фак­торный анализ (Ч. Спирмен, Т.Л. Кили, Л Л. Терстон и др.). Это позволяло разрабатывать принципы стандартизации тестов, что давало возможность создавать согласованные тестовые бата­реи. В итоге были предложены методики, построенные по фак­торному принципу (опросник Р. Кеттелла 16PF и др.), и новые тесты интеллекта (1936 г. - тест Дж. Равена, 1949 г. - тест Д. Векслера, 1953 г. - тест Амтхауэра). В это же время совер­шенствовались тесты профотбора (батарея GATB для армии США в 1957 г.) и клинические тесты (опросник MMPI в 1940-е гг.).

В 1950-1960 гг. произошли важные изменения в идеоло­гии тестирования. Если раньше тесты были направлены на отсев, отбор, типизацию людей по различным категориям, то в 1950-1960-е гг. психодиагностика обратилась к нуждам и проблемам отдельной личности. Появилось огромное ко­личество личностных опросников, цель которых - углублен­ное познание личности, выявление ее особенностей (опрос­ники Г. Айзенка и др.).

Значительное количество тестов специальных способно­стей и достижений было создано по запросу со стороны про­мышленности и образования. В середине XX столетия появи­лись критериально-ориентированные тесты.

В настоящее время в арсенале психологов насчитывается более десяти тысяч тестовых методик.


Похожая информация.


Наименование параметра Значение
Тема статьи: Метод тестов
Рубрика (тематическая категория) Психология

Сегодня широкое применение получил метод тестирования , который когда-то в отечественной науке и практике недооценивался. Теперь на вооружении психологов имеется несколько тысяч тестов.

Тест (англ. test – проба, проверка) - ϶ᴛᴏ система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования. От других методов они отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных и своеобразную их последующую интерпретацию

Популярность данного метода обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью составить результаты исследования, что в первую очередь крайне важно для решения практических задач.

Одна из самых первых попыток разработать тесты была сделана Ф. Гальтоном (1822-1911). Тесты и статические методы, предложенные Ф. Гальтоном, в дальнейшем получили применение для решения практических вопросов жизни и послужили началом создания прикладной психологии, получившей название ʼʼпсихотехникаʼʼ. Этот термин вошел в лексикон ученых после публикации статьи Д. Кеттелла (1860-1944). ʼʼПсихология, – пишет в этой статье Кеттелл, – не сможет стать прочной и точной, как физические науки, в случае если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в данном направлении должна быть сделан путем применения серии умственных тестов к большому числу людей. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и измерений в различных обстоятельствахʼʼ.

В 1905 ᴦ. французский психолог А. Бинœе создал один из первых психологических тестов – тест для оценки интеллекта.

Впоследствии различными учеными создаются целые серии тестов. Их направленность на оперативное решение практических задач обусловила быстрое и широкое распространение психологических тестов. К примеру, Г. Мюнстерберг (1863-1916) предложил тесты для профессионального отбора, которые создавались следующим образом: первоначально они проверялись на группе рабочих, достигших лучших результатов, а затем им подвергались вновь принимаемые на работу.

В период Первой мировой войны использование психологических тестов приобрело массовый характер.
Размещено на реф.рф
Так, в США военные власти обратились к крупнейшим психологам страны Э. Торндайку (1874-1949), Р. Йерксу (1876-1956) и Г. Уипплу (1878-1976) с предложением возглавить решение проблемы применения психологии в военном делœе. Американская психологическая ассоциация и университеты быстро развернули работу в данном направлении.

Разработка тестов как психологического метода осуществлялась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874-1917), Г. И. Россолимо (1860-1928), В. М. Бехтерева (1857-1927), а также П. Ф. Лесгафта (1837-1909).

Особенно заметный вклад в разработку тестовых методов был внесен Г. И. Россолимо. Для диагностики индивидуальных психических свойств он разработал методику их количественной оценки, дающую целостное представление о личности. Методика позволяла оценить 11 психических процессов, которые, в свою очередь, разбивались на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы (воображение и мышление).

Сегодня тесты - ϶ᴛᴏ наиболее широко используемый метод психологического исследования. Многие методики проведения тестирования носят имена их авторов, к примеру тест Айзенка, тест Роршара, тест Розен-цвейга, тест Равена, кубики Косса и др.
Размещено на реф.рф
Это еще раз подчеркивает основную особенность тестов, когда в их содержании и методике использования отражена авторская психологическая теория, авторское мировоззрение. Все это позволяет с помощью тестов выделять необходимые параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопросы и успешно их решать. Также крайне важно отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловливает многообразие тестовых методик.

Существуют различные варианты тестов: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определœенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определœенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определœенного психологического качества. Большинство тестов по определœению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые собственные качества (особенно недостатки). Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых, а предполагает свободную интерпретацию исследователœем выполняемых испытуемым заданий. К примеру, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому показывают картинки с изображением неопределœенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке, и на базе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста͵ принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это их положительная сторона. Недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по своему желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по полученным результатам будут его оценивать. Вместе с тем, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не должна быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, к примеру, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий вид тестов – проективные. Следует указать, что тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в данном состоит основное практическое ограничение их применимости. Вместе с тем, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

При использовании тестов существуют различные формы представления тестового материала: бланковые, аппаратурные, процессуальные.

Бланковыми называются такие формы, при использовании которых испытуемый получает тестовый материал в виде различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.

В аппаратурных формах используются разные технические средства, различного рода аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования, к примеру аудио- и видеотехника, электронно-вычислительные машины.

С помощью процессуальной формы исследуется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика, к примеру процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.

При этом, несмотря на свою большую популярность в применении, значение тестов нельзя абсолютизировать и подменять ими другие виды изучения психики человека. Ограничения в применении тестов обусловлены следующим.

1. Тест применяется для оценки того или иного психического качества человека, как правило, вне связи с реальной деятельностью. При этом психических качеств в ʼʼчистомʼʼ виде не существует. Эти качества связаны всœегда с целями и условиями деятельности человека, с другими психическими качествами, с особенностями личности в целом. Эта связь в тестовых испытаниях учитывается очень слабо.

2. С помощью тестов пытаются обычно определить (к примеру, при профессиональном отборе) уровень развития у конкретного человека тех или иных психических качеств. При этом для этих целœей нужно не столько знать достигнутый к моменту испытаний уровень качеств, сколько прогнозировать возможности их изменения в процессе обучения и трудовой деятельности. Иными словами, для целœей профессиональной подготовки более важно знать не наличный, а потенциальный уровень возможностей и способностей человека. Ответа на данный вопрос тестовые испытания практически не дают.

По этой причине к проведению тестовых испытаний следует подходить с большой осторожностью, ими ни в коем случае нельзя подменять другие виды психологического исследования человека. При этом в сочетании с другими методами данные тестовых испытаний могут дать весьма ценный материал для изучения психологических качеств человека.

Метод тестов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Метод тестов" 2017, 2018.

error: