Тех карта по технологии. Технологическая карта урока технологии (фгос). III. Объяснение нового материала

Урок 25
Тема : Учимся шить . РАБОТА НИТКАМИ.
ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦЫ

Тип урока : ознакомление с новым материалом.

Педагогические задачи: познакомить с различными видами пуговиц с отверстиями, способами пришивания таких пуговиц, формировать умение работать с иголкой и нитками, познакомить с инструментами и приспособлениями, используемыми для пришивания пуговиц, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают различные виды пуговиц, инструменты и приспособления, необходимые для пришивания пуговиц, правила работы с ножницами, иголкой, напёрстком, умеют пришивать пуговицы с отверстиями, работать с иголкой и нитками.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу урока, планируют собственную деятельность: составляют план работы и определяют последовательность действий; контролируют и корректируют собственную деятельность путём внесения необходимых изменений в способ действия в случае расхождения с образцом; способны к проявлению волевых усилий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, выделяют необходимую информацию из материала учебника, учебного фильма, иллюстраций, продемонстрированных образцов, а также опираясь на свой жизненный опыт; анализируют, выделяя существенные признаки, делают выводы, самостоятельно создают алгоритм деятельности.

Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера по речевому высказыванию, умеют вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, умеют эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, оказывают поддержку друг другу.

Личностные УУД: овладевают навыками адаптации в обществе, осознают ценность приобретаемых знаний и умений; у учащихся формируется установка на бережное отношение к материальным ценностям, в том числе собственным вещам, развивается самостоятельность и личная ответственность.

Методы и формы обучения : частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы :

http://www.fizkult-ura.ru/node/113

http://www.numama.ru/blogs/0/23/post612.html

http://www.artem.chulpanov.ru/pugoviza.html

Материалы и оборудование : пуговицы, нитки; компьютер, проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».

Основные понятия и термины: ткань, нитки, иголка, ножницы, шаблон, изнаночная сторона, лицевая сторона, вытянуть, пришить, проколоть, затянуть, закрепить.

о рганизационная структура (сценарий) урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы и целей урока .

Учитель читает стихотворение З. Александровой.

Я в тоске. С моей рубахи

Пуговицы мчатся в страхе.

Лишь пришью, они опять

Оторвутся – и бежать.

Разрешенья не спросив,

Отправляются в отрыв.

Не пойму, какого страха

Нагнала на них рубаха?

Как вы думаете, почему у этого героя пуговицы всё время отрывались с рубашки?

Что можно сказать о человеке, у которого на одежде оторваны пуговицы?

А вы всегда ходите опрятными и аккуратными?

Что вы будете делать, если у вас оторвётся пуговица на одежде? Хотелось бы вам самим научиться пришивать пуговицы?

Сегодня на уроке мы будем учиться этому важному умению – пришиванию пуговиц. Вы, конечно, знаете, что пуговицы бывают разными. Какими?

Учитель может пригласить к доске детей, у которых на одежде пуговицы разного вида, и продемонстрировать образцы пуговиц.

А знаете ли вы, что пуговицы появились относительно недавно, примерно 600 лет назад?

Вот о том, как люди обходились без пуговиц и какими были первые пуговицы, вам расскажет фильм.

Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I от слов «А вы знаете, как люди изобрели пуговицу?..» до слов «В наше время...».

Что хотите сказать? Какие открытия сделали? Что удивило? поразило?

Мы уже говорили о том, какие пуговицы существуют в настоящее время. Давайте посмотрим, может быть, мы назвали не все виды.

Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I до слов «Их используют для скрепления и украшения одежды…».

Что нового узнали? Для чего нужны пуговицы?

Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I до конца.

Какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке? (Высказывания обучающихся.)

II. Открытие новых знаний.

Работа с учебником (с. 78–79).

Рассмотрите рисунки. Всё ли вам понятно? Чтобы все неясные моменты стали понятны, посмотрим фильм.

Демонстрация мультимедийного фильма «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. II от слов «Завяжем узелок на нитке…» до конца.

Теперь вам стала понятна технология пришивания пуговицы, которая имеет два отверстия?

Чтобы работа шла успешнее, … (составим план).

III. Первичное закрепление знаний.

Составление плана .

План работы :

1. Завяжем узелок на нитке.

2. Проденем иголку с ниткой сквозь канву (ткань).

3. Наденем пуговицу.

4. Проденем иголку с ниткой во вторую дырочку.

5. Повторим операцию ещё два раза.

6. Завяжем с изнаночной стороны узелок.

7. Отрежем лишнюю нитку.

8. Оценим работу.

Учащиеся сравнивают составленный ими план с планом, данным в учебнике (с. 78) и в фильме «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. III.

Сейчас, когда вы увидели, как правильно пришить пуговицу, и составили план, можете попробовать самостоятельно пришить пуговицу. Но будьте очень аккуратны, не уколитесь иголкой сами и постарайтесь не уколоть пуговичку, потому что и пуговички могут бояться.

Учитель читает стихотворение Е. Менжинской.

Испугались пуговки, растерялись,

Раскатились по углам, разбежались.

Спрашиваю громко: «Почему сбежали?».

Шепчут: «У иголки носик словно жало!

Тонкая, колючая, испугались очень мы».

Собираю пуговки я в ладошку.

Говорю испуганным: «Ах, вы, крошки!

Успокойтесь, я тихонечко вас пришью!

Ни одну я пуговку не уколю!».

Самостоятельная работа .

Трудно ли было пришить пуговицу? Что показалось особенно трудным?

В понедельник

В понедельник я купался, Изображают плавание.

А во вторник – рисовал. Изображают рисование.

В среду долго умывался, Изображают, что умываются.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыжки на месте.

Очень долго танцевал. Повороты на месте.

А в субботу, воскресенье Хлопки в ладоши.

Целый день я отдыхал. Садятся на корточки, руки

под щеку – «засыпают».

Работа с учебником (с. 80).

Вы пришивали пуговицы с двумя отверстиями. Хотите научиться пришивать пуговицы, которые имеют четыре отверстия?

Рассмотрите рисунки в учебнике. Что хотите сказать?

Верно, существуют разные способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. Расскажите, пользуясь рисунками учебника, о каждом из них.

Наблюдение за выполнением работы .

Учитель демонстрирует каждый из способов пришивания пуговиц, ученики наблюдают.

Самостоятельная работа .

Примечание . Учитель может показать сразу все способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями, а затем ученики самостоятельно пришивают пуговицы всеми показанными способами, но, учитывая возраст детей, целесообразнее сначала показать один способ, с тем чтобы обучающиеся его повторили, затем второй и т. д.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Чему он вас научил? Какие новые знания и умения приобрели? Пригодятся ли они вам в дальнейшей жизни.

Выставка работ.

Как вы сегодня работали? Всё ли получилось? Что было особенно трудным? Что показалось лёгким?

Хотели бы вы кому-нибудь рассказать о том, что узнали и чему научились сегодня на уроке?

Хотели бы кого-то научить тому, чему научились сегодня сами?

Дополнительный материал к уроку

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ПУГОВИЦЫ *

Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Где и когда появились пуговицы.

Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. При раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.

В Европе первые пуговицы появились в IV веке до н. э., у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Кожаные ремни на «униформе» воинов застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке. Среди найденных предметов древнегреческого искусства, датируемых с IV века до н. э. по I век н. э., попадаются пуговицы из золота.

В период Средневековья рыцари привозили пуговицы в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение они получили лишь в XVIII веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.

Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.

До русских модников пуговица, которую тогда называли «пугвицей», «докатилась» в конце XV – начале XVI века. Ещё в XIII–XIV веках пуговиц на Руси не было, а одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы – вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами.

Пик увлечения пуговицами в России – XVI век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться как украшение: они пришивались на рукава, от локтя до манжеты, и на грудь – от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью пуговицы должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Такие пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то – цельные, с узором, выполненным чернью, с гравировкой. Размеры их были различны – от горошины до яйца. Пуговицы передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин.

С появлением новых видов мужской одежды – фрака, сюртука, пиджаков, жакетов – пуговицы начинают делать небольшими, более строгими, сдержанными по цвету. В конце XIX века в женскую моду вошли блузки, жакеты, пальто, и женщинам обойтись без пуговиц стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!

Пуговица как опознавательный знак.

В царской России ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т. п. Они – очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа.

Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих флота и т. д.

Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что должны были быть золотыми или серебряными (смотря по положению владельца), но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.

В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.

С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными. В начале ХХ века, с развитием химической промышленности, золото, стекло, фарфор были постепенно заменены пластмассами. Если же говорить о металле, то если в 20–30-е годы ХХ века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов их стали делать только из алюминия. А сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают делать пуговицы для военных из тяжелого металла. И все же большинство армий перешли на алюминий или пластмассу.

Технологическая карта урока

Предмет: «Технология»

Учитель технологии: Смирнова Т.П.

Базовый учебник «Технология обслуживающий труд» под редакцией В.Д.Симоненко

Тема урока: «Конструирование фартука»

Цель: в процессе изучения трудовой операции «конструирование фартука» достичь следующих образовательных результатов

Личностный результат :

(учебная цель 1)

- осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции построения чертежа (3 уровень усвоения знаний - осмысление)

Метапредметный результат :

(учебная цель 2)

- уметь диагностировать результаты выполнения операции построения чертежа по принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение)
Предметный результат :

(учебные цели 3-7)

- усвоить понятие процесса конструирования (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);

Представлять виды инструментов для построения чертежа, приемы построения чертежа (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения знаний - представления);

- уметь выполнять технологическую операцию «конструирование» с соблюдением алгоритма построения чертежа фартука (Трудовая сфера - 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);

Уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции построения чертежа (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления)

Развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами (Физиолого-психологическая сфера – 2 уровень овладения действием - первоначальное умение).
Задачи:

познавательные:

Выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;

На основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «конструирование»;

Создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов построения чертежа фартука;

На основе анализа выявить и осознать показатели качества выполнения операции конструирование фартука

Выполнить практическую работу по построению чертежа фартука регулятивные:

Выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов построения чертежа;

Выполнить рефлексию

коммуникативные:

- осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы;

Осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе

личностные:

- выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.

Тип урока комбинированный

Образовательные технологии: информационные технологии, критического мышления, проблемного обучения, развивающего обучения

Методы обучения : объяснительно-репродуктивный, побуждающе-поисковый, инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; с компьютерным сопровождением урока, практическая работа)

Объект труда : выкройка фартука

Межпредметные связи : математика (углы; параллельные и перпендикулярные прямые, построение фигур)

Необходимое оборудование :учебник, рабочая тетрадь, демонстрационные материалы и оборудование: электронное сопровождение урока: компьютер, проектор, технологическая карта на изготовление изделия «Выкройка фартука»,инструкционная карта по выполнению приемов конструирования.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Учебные задачи и содержание обучения

Деятельность

обучающихся (УУД)

Деятельность

учителя (методы, средства обучения, образовательные технологии)

Уровень достижения планируемых результатов

обучения

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1. Орг. часть

Подготовиться к работе на уроке по теме «Конструирование фартука»

Наблюдают, слушают информацию учителя и дежурного

Общаются в процессе подготовки к уроку, сотрудничают с дежурным

Организуют и проверяют свою подготовку к уроку

Выслушивает дежурного;

Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Повторение пройденного материала, актуализация знаний

Повторить и актуализировать знания по прошлой теме «Измерение фигуры человека и запись мерок»

осмысливают суть вопроса учителя;

Воспроизводят (словесно) учебный мате­риал;

Слушают, осмысливают, анализируют

ответы товарищей;

Высказывают и аргументируют свою точку зрения по рассматриваемым вопросам

Выстраивают свою внешнюю речь в соответствии с сутью вопроса

Осуществляют коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками

Оценивают и корректируют свои ответы и ответы товарищей

беседует с обучающимися по предыдущей теме урока

Мотивирует обучающихся на работу.

2 уровень (алгоритмический)

3. Целеполагание

Определить и принять учебную цель (задачи) на урок.

Осмысливают познавательную цель и основные задачи на урок;

Формулируют тему и цель урока,

Высказывают свои мнения по формулировке темы и цели урока

Определяют общие способы взаимодействия на уроке

в соответствии с целью планируют задачи (работу) на урок

С помощью наводящих вопросов подводит обучающихся к определению темы, цели и плана урока

3 уровень (эвристический)

4. Изучение нового материала

Выявить общие и существенные признаки понятия «конструирование», «моделирование», «модель»;

Познакомиться с инструментами и приспособлениями для конструирования фартука

Воспринимают информацию (слушают, наблюдают, осмысливают);

Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале

Уточняют информацию по учебнику и компьютерной презентации

Работают с рабочими тетрадями

Выслушивают объяснение учителя и ответы товарищей;

Выстраивают свою внешнюю речь в соответствии с сутью вопроса;

Обмениваются мнениями;

Учатся формулировать, аргументировать собственную позицию

Оценивают степень восприятия учебного материала (самооценивание)

Выстраивают свои суждения, мыслительные действия;

Планируют свою работу с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью

Объясняет, беседует, задает проблемные вопросы

Демонстрирует изучаемые инструменты, слайды презентации, готовые выкройки,

Организует работу обучающихся с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью

2 уровень

(алгоритмический)

3 уровень

(эвристический)

5. Вводный инструктаж

Создать ориентировочную основу действий при выполнении операции конструирование фартука (установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда при конструировании фартука);

Определить показатели и критерии качества выполнения операции конструирования

Слушают, наблюдают и осмысливают способы действий при выполнении операции конструирование;

Анализируют конструкцию объекта труда, технологию его изготовления, приемы работы с чертежными инструментами; устанавливают причинно-следственные связи; выдвигают гипотезы;

Запоминают и воспроизводят учебный материал

Формулируют и высказывают свое мнение, строят суждения;

Осуществляют внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы

Планируют свои действия в соответ­ствии с поставленной задачей и условия­ми ее реализации;

Осуществляют самоконтроль

Стимулирует познавательную деятельность обучающихся по осмыслению конструкции и технологии изготовления изделия;

Объясняет и показывает алгоритмы способов действий, приемы работы; типичные ошибки, способы их предупреждения; организацию рабочего места; правила безопасной работы;

Выясняет, как обучающиеся усвоили учебный материал

(алгоритмический)

6. Самостоятельная работа, текущий инструктаж

Выполнить практическую работу по построению чертежа выкройки фартука

Выполнить действия по обслуживанию рабочего места и контролю при выполнении приемов построения чертежа фартука

Выполняют трудовые приемы, операции по конструированию;

Выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых приемов и операций при конструировании;

Выполняют действия по выбору инструментов, обслуживанию рабочего места и контролю в процессе выполнения операции конструирование

Строят рабочие взаимоотношения с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в парах

Готовят рабочее место для конструирования;

- планируют этапы выполнения задания,

Отслеживают продвижения в выполнении задания,

Выполняют самоконтроль с позиции соответствия полученных результатов в учебной задаче.

Проверяет готовность обучающихся к работе

Организует практическую работу по изготовлению изделия;

Выполняет целевые обходы рабочих мест обучающихся.

2 уровень (алгоритмический)

7. Заключительный инструктаж

Выполнить оценку и самооценку результатов работы в соответствии с установленными критериями и показателями качества (выполнить расчеты ширины фартука и длины пояса, построение чертежа фартука по своим меркам)

Выполнить рефлексию;

Взять домашнее задание

Выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины

Высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе.

Оценивают и анализируют результаты выполненной работы (рефлексия –Какие моменты урока были самые трудные? Почему? Какие моменты урока оказались самыми интересными?)

Организует деятельность обучающихся по анализу ошибок, их причин;

Совместно с обучающимися оценивает результаты их работы на уроке, выставляет отметки;

Задает домашнее задание

2 уровень (алгоритмический)

8. Уборка рабочих мест

Выполнить действия по обслуживанию рабочего места после работы

Выполняют трудовые действия по уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами поведения в мастерских

Строят взаимоотношения, распределяют функции по организации уборки рабочих мест и мастерских

Планируют работу по уборке рабочих мест;

Оценивают качество уборки

Организует и контролирует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными

2 уровень (алгоритмический)

приложение

Инструкционная карта

Построение чертежа фартука с нагрудником.

Названия отрезков

Построение

1. Определение линии талии

Вточке Т построить прямой угол.

2. Определение линии низа

От точки Т вниз отложить величину мерки Ди и поставить точку Н.

3. Определение ширины фартука

Сб:2 + 6 = = 26 см

От точек Т и Н отложить влево полученную величину. Поставить точки Ti и Hi. Соединить точки Tj и Hi прямой линией. Построить прямоугольник.

4. Определение месторасположения кармана

Постоянная величина

1. От точки Т вниз отложить 6 см и поставить точку К.

2. Из точки К провести горизонтальную линию.

3. От точки К влево отложить 7 см и поставить точку Ki .

4. Из точки Ki вниз и вле­во отложить по 15 см и по­ставить точки К 2 и Кз-5.

5. Соединить точки К и К 2 прямой линией.

6. Из точки К 2 влево и из точки Кз вниз отложить по 15 см и поставить точку К Построить квадрат.

5. Определение длины нагрудника

Постоянная величина

Через точку Т вверх продлить прямую линию и отложить на ней 14 см. Поставить точку В.

6. Определение ширины нагрудника

1. Из точки В провести горизонтальную линию и отложить на ней 7 см. Поставить точку Вi. 2. Из точки Т отложить влево 8 см и поставить точку Т2. 3. Соединить точки Вi и Т2 прямой линией.

7. Определение ширины пояса

От точки П отложить ширину пояса 9 см. Поставить точку П.

8. Определение длины пояса

Ст х 2 + 20 =

30 х 2 + 20 = 80 см

От точки П отложить длину пояса 80 см. Построить прямоугольник

9. Ширина бретели

От точки Б отложить ширину бретели 7 см. По ставить точку Б.

10. Длина бретели

От точки Б отложить длину бретели 50 см. По строить прямоугольник.

Технологическая карта урока технологии

Предмет: технология

Класс: 2

Учитель: Айларова А.П.

Дата проведения: 18.10.2015г.

УМК: «Гармония» (учебник Н.М.Конышевой)

Тема: Изготовление поздравительной открытки.

Подготовительный этап: подбор материала и инструменов, изготовление шаблонов и образца.

Образовательные технологии: личностно-ориентированные.

Форма проведения урока : изучение нового материала.

Цель: научить технологии изготовления поздравительной открытки.

Задачи:

Образовательные: создать условия для развития навыков сгибания, разметки по шаблону, вырезания бумаги. Упражнять детей в анализе образа, планировании, самоконтроле.

Воспитательные : умение работать в коллективе.

Развивающие: развитие творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания, речи.

Основные понятия: картон, цветная бумага, шаблон.

Межпредметные связи: ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности при работе с ножницами и с клеем). Развитие речи (обогащение словарного запаса учащихся). ИЗО (основы цветоведения).

Ресурсы: 1. Презентация к уроку. 2. Музыкальное сопровождение.

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение к учению; уважительное отношение к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка темы урока, создание алгоритма деятельности с помощью учителя.

Регулятивные: планирование учебной деятельности, осуществление контроля, коррекции, регуляции своей деятельности при выполнении учебной задачи, оценка качества выполненной работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: умение строить план работы, выполнять работу по составленному плану.

Форма организации деятельности детей: индивидуальная.

Материалы: картон, цветная бумага.

Инструменты и приспособления: клей, шаблоны деталей.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо, все легонечко вздохнём.

И урок труда начнем.

Слушание.

Личностные: формирование учебного мотива.

Регулятивные : саморегуляция- как способность к мобилизации сил.

Проверка готовности рабочих мест.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверяют готовность рабочих мест.

Регулятивные УУД:

Умение работать самостоятельно

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Целеполагание.

Вступительная беседа.

В России в последнее воскресенье ноября отмечается праздник – День Матери. В этот день хочется порадовать мам и бабушек, сделать приятный и милый сюрприз. А как можно порадовать самую родную и любимую маму на свете? Сделать подарок своими руками!

Тема нашего урока изготовление поздравительной открытки для мамы. А помогать нам будут ладошки.

Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока.

Изготовить открытку из цветной бумаги;

Чтение стихотворения про ладошки.

Две ладошки целый день
Прогоняют скуку-лень.
И рисуют, и играют,
В кухне маме помогают. И сегодня на уроке ладошки нам тоже будут хорошими помощниками!

Коммуникативные УУД:

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними.

Регулятивные УУД:

Умение составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Познавательные:

отвечают на поставленные вопросы;

Правильное восприятие поставленной задачи.

Знакомство с материалом для работы.

Какие материалы понадобятся тебе к уроку?

Что будем делать с бумагой?

А с картоном?

Какие инструменты нужны для работы?

Вспомним правила работы с ножницами и клеем.

Используйте это знание в своей работе.

Цветная бумага.

Бумагу можно резать, склеивать, рвать и сминать.

Карандаш и ножницы, клей.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника и вступать в диалог;

Строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД:

Контроль и оценка выполненных действий.

Познавательные УУД:

Апализировать объекты с выделением существенных признаков; делать выводы,обобщение.

Составление плана работы.

Учитель демонстрирует слайды с последовательным планом работы.

    положить перед собой лист цветной бумаги;

2)возьмите простой карандаш;

4) приложите ладошку к листу бумаги;

5) обведите ладошку простым карандашом очень аккуратно;

6) а теперь при помощи ножниц вырежьте полученную ладошку.

7)трафарет бантика приложите к листу цветной бумаги и обведите;

8) обведите шаблон юбочки;

9) Вырежьте детали;

10)Сложите лист картона пополам;

11)Приклейте «ладошку» и остальные детали.

12) украсьте открытку по своему вкусу.

Физминутка.

Две ладошки. Презентация-физминутка.

Творческое применение знаний.

Учитель осуществляет помощь и координирует деятельность учащихся.

Выполнение изделия из цветной бумаги.
Учащиеся работают индивидуально, с опорой на поэтапную таблицу.

Познавательные УУД:

Умение самостоятельно работать по предложенному плану;

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы.

Регулятивные УУД:

Умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Рефлексия (подведение итогов)

Посмотрим, какое изделие вы изготовили.

Самооценка.

Регулятивные УУД:

Контроль и оценка выполненных действий путем сравнения полученного результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений.

Технологическая карта урока

Учитель: Касаткина Ирина Сергеевна

Тема урока : « Влажно-тепловые работы » - 5 класс

Тип: изучения и первичного закрепления новых знаний

ТДЦ: Создать условия для формирования знаний по влажно-тепловым работам через изменение видов учебной деятельности

Обучающий аспект :

Сформировать общие сведения о влажно-тепловых работах и правилах работы с утюгом на уровне конструктивного применения;

Обеспечить формирование понятий « приутюжить, заутюжить, разутюжить, декатировать, отутюжить, ВТО » ;

Обеспечить усвоение правил техники безопасности на рабочем месте.

Развивающий аспект :

Повышение самомотивации учебной деятель-ности;

Выполнение умственных операций:

анализ,

сравнение,

аргументация;

Развитие логического мышления через участие в целеполагании.

Воспитывающий аспект: в оспитание

Конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями (коммуникати-вность, уважение точек других людей);

Рациональной организация рабочего места, соблюдение культуры и безопасности труда .

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия; приутюжить, заутюжить, разутюжить, декатировать, отутюжить;

Метапредметные (УУД)

Определять цели, планировать и оценивать их достижение (Регулятивные - Р );

Анализировать , делать аргументированные выводы (Познавательные/ Логические - П/Л );

Отражать результаты своей деятельности в устных и письменных высказываниях (Познавательные-общеучебные П/О-У )

Личностные

Конструктивное взаимодействия со сверст-никами и учителями (Коммуникативнные- К );

Осознание смысла изучаемой темы; использование правил при ВТО ;

Рациональная организация рабочего места, соблюдение культуры и безопасности труда .

Межпредметные связи: химия, ОБЖ, информатика

Ресурсы урока

Для учителя:

Рабочая программа

- Учебник «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс, под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Граф;

Презентация.

Для учащихся:

- Учебник «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс, под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Граф;

Дидактичес-кая задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы и методы обучения

Средства обучения

Планируемые результаты

УУД

    Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие.

Готовность учащихся к уроку.

Фронтальная

Репродуктивный

Полная готовность класса и оборудования. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

    Проверка домашнего задания (актуализация)

Установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания. Выявление пробелов и их корректировка. Актуализация опорных знаний и умений

Организует беседу по вопросам изученного материала.(Виды машинных швов)

Выдаются задания: соотнести графическое изображение с условным изображением швов и указать название шва.

Отвечают на вопросы.

Работают над заданием в парах.

Фронтальная

Парная

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Актуализация опорных знаний и умений

П/О-У

    Подготовка к основному этапу (мотивация)

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности,

Предлагает учащимся вопросы -Связь времён поколений – как это проследить?

А задумывались ли вы когда-нибудь откуда появился утюг?

Кто изобрёл утюг?

Для чего он нам необходим?

Презентация: из истории развития утюга.

Формулировка темы урока и цели для себя. Корректирует цели, поставленные учащимися и записывает на доске.

Отвечают на вопросы.

Смотрят презентацию.

Формулируют тему урока. Определяют для себя цели урока

Фронтальная

Объяснительно – иллюстративный

Прием познава-тельной мотивации: показ недоста-точности знаний

Мультимедийная презентация

Тема урока «Влажно-тепловые работы» .

Цель урока: формирование знаний по ВТО.

Задачи: изучить материал эволюции утюга;

Обеспечить формирование терминов ВТО;

Обобщить опыт по организации рабочего места;

Усилить мотивацию учащихся к предмету технология.

Готовность учащихся к достижению целей, к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

П/Л

    Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объектах изучения.

Зачитывается стихотворение про электрический утюг.

Что такое утюг?

Из каких элементов состоит утюг?

Виды подошв утюга.

При работе ВТО необходимо следовать правилам техники безопасности. (работа с учебником)

Знакомит с терминами темы.(Слайд)

Требования предъявляемые к ВТО.(Слайд. Демонстрация приёмов работы)

Организует физкультминутку

Осмысливают понятия, записывают их в тетрадь.

Читают в учебнике правила техники безопасности.(стр42-43)

Термины записывают в тетрадь.

Фрон-тальная

Инди-видуальная

Объяснительно – иллюстративный.

Презентация

Учебник.

Активные действия учащихся с объектом изучения.

П/О-У

П/Л

    Первичная проверка понимания

Правильноое и осознанное ус-воения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

Предлагает заполнить таблицу. (Термин. Содержание работы. Область применения).

После того как заполнили таблицу сопоставить её аналогичной информацией учебнике (Учебник Технология.Обслуживающий труд.5 класс. Под редакцией В.Д.Симоненко,М.:В-Граф. 2010 г. Стр. 44-45)

Заполняют таблицу: « Терминалогия ВТО » , комментируют свои записи.

Осуществляют коррекцию знаний

Фрон-тальная

Индивидуальная

Частич-но- пои-сковый

Учебник

Оформление таблицы формата А-4.

П/О-У

П/Л

    Закрепление новых знаний

Предлагается учащимся карточки с заданием.(На карточках два столбика. В первом рисунки, а во втором необходимо написать термин, который соответствует рисунку).

Получают карточки с заданием. Выполняют задание, аргументируют своё мнение.

Делают выводы

Индивидуальная.

Фронтальная.

    Подведение итогов.

    Рефлексия

Раздать анкеты для учащихся.

Вопросы:

Узнал ли ты что-нибудь новое?

(Да, нет, частично)

Пригодится ли тебе это когда-нибудь в жизни?

Отвечают на вопросы.

Сдают анкеты.

Фронтальная

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Педагогическое обоснование урока:

На данном уроке учащиеся начинают новый творческий проект, который предполагает выполнения самостоятельных последовательных действий учащихся в осуществлении определенного замысла. Поскольку любая творческая работа – это определенная последовательность действий в осуществлении определенного замысла, то для этого необходима правильная последовательность действий. Научить учащихся овладеть этими методами исследования – одна из важнейших задач всей образовательной области, в том числе данного урока.

Время урока: 90 минут

Цели урока :

обучающая :

  • научить учащихся самостоятельно планировать деятельность на основе полученных знаний и выработанных умений,
  • раскрыть сущность процесса изготовления табуретки с точки зрения технологического процесса;
  • реализация полученных знаний по изготовлению технологической карты по при решении новой задачи;

развивающая :

  • развить трудовые навыки и умения учащихся составлять технологическую карты
  • развивать воображение, творческий подход к выполнению работы
  • развивать умение разбивать задачу на подзадачи;

воспитывающая :

  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданиям;
  • воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам

Инструменты и оборудование:

  • верстак,
  • линейка,
  • циркуль,
  • альбомный лист,
  • карандаш

Наглядные пособия :

  • технологическая карта,
  • готовые изделия (табуретки разных конструкций),
  • заготовки деталей.

Форма обучения :

  • индивидуальная,
  • групповая

Краткий план урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

III. Объяснение новой темы.

IV. Практическая часть урока.

V. Анализ работы учащихся, подведение итогов

VI. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка списочного состава учащихся, сообщение о теме, целях и содержании урока

Проверка готовности учащихся к уроку (состояние рабочих мест, наличие тетради, ручки)

Определяет тему урока, мотивирует на конечный результат

II. Актуализация знаний

  1. Что такое технологический процесс? (Технологический процесс – это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделия. Технологический процесс осуществляется при помощи различного технологического оборудования: станков, приспособлений, инструментов ).
  2. Что такое технологическая карта? (Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций )

III. Объяснение нового материала

С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изготовлению табуретки.

Демонстрация готовых изделий (табуреток)

А какую из табуреток Вы хотите изготовить?

Когда замысел определен, учащиеся переходят к следующему, самому ответственному этапу в творческой деятельности – воплощению замысла в эскизах.

IV. Практическая часть урока

Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению табуретки

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку

линейка, карандаш, ножовка

Обработать заготовки и на станке

фуговальный станок ФСШ-2

Прострогать и распилить по размеру. По диагонали найти центр для точения на токарном станке

верстак, линейка, карандаш, ножовка, молоток, вороток

Разметка и установка заготовки на токарном станке

станок СТД-120М, штангенциркуль, резцы, линейка, карандаш

Вытачивание заготовки по размеру и форме

станок СТД-120М, шаблон, рейер, майзель

Шлифовка ножек табуретки

шлифовальная шкурка

Разметка и изготовление шиповых гнезд

Сверлильно-долбежный станок

Разметка, распиление, строгание вставок

Карандаш, линейка, рубанок, ножовка, угольник

Изготовление шипового соединения

Верстак, линейка, угольник, ножовка, стамеска, нож

Сборка остова табуретки (соединение ножек к вставкам)

Клей столярный, киянка

Изготовление столешница: разметка, распиление, шлифовка

Верстак, линейка, карандаш, ножовка, напильник дрочевой, шлифовальная шкурка

Сборка изделия

Верстак, клей столярный, нагель, киянка

V. Анализ работы учащихся, подведение итогов

Оценивая работу учащихся, учитель учитывает последовательность и правильность выполнения работы.

VI. Домашнее задание

Составить технологические карты на разные виды табуреток, указать их назначение (детские, кухонные, для работы, хозяйственных нужд и др.).

error: