Тема : Учимся шить . РАБОТА НИТКАМИ.
ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦЫ
Тип урока : ознакомление с новым материалом.
Педагогические задачи: познакомить с различными видами пуговиц с отверстиями, способами пришивания таких пуговиц, формировать умение работать с иголкой и нитками, познакомить с инструментами и приспособлениями, используемыми для пришивания пуговиц, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают различные виды пуговиц, инструменты и приспособления, необходимые для пришивания пуговиц, правила работы с ножницами, иголкой, напёрстком, умеют пришивать пуговицы с отверстиями, работать с иголкой и нитками.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу урока, планируют собственную деятельность: составляют план работы и определяют последовательность действий; контролируют и корректируют собственную деятельность путём внесения необходимых изменений в способ действия в случае расхождения с образцом; способны к проявлению волевых усилий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, выделяют необходимую информацию из материала учебника, учебного фильма, иллюстраций, продемонстрированных образцов, а также опираясь на свой жизненный опыт; анализируют, выделяя существенные признаки, делают выводы, самостоятельно создают алгоритм деятельности.
Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера по речевому высказыванию, умеют вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, умеют эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, оказывают поддержку друг другу.
Личностные УУД: овладевают навыками адаптации в обществе, осознают ценность приобретаемых знаний и умений; у учащихся формируется установка на бережное отношение к материальным ценностям, в том числе собственным вещам, развивается самостоятельность и личная ответственность.
Методы и формы обучения : частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.
http://www.fizkult-ura.ru/node/113
http://www.numama.ru/blogs/0/23/post612.html
http://www.artem.chulpanov.ru/pugoviza.html
Материалы и оборудование : пуговицы, нитки; компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».
Основные понятия и термины: ткань, нитки, иголка, ножницы, шаблон, изнаночная сторона, лицевая сторона, вытянуть, пришить, проколоть, затянуть, закрепить.
о рганизационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока .
Учитель читает стихотворение З. Александровой.
Я в тоске. С моей рубахи
Пуговицы мчатся в страхе.
Лишь пришью, они опять
Оторвутся – и бежать.
Разрешенья не спросив,
Отправляются в отрыв.
Не пойму, какого страха
Нагнала на них рубаха?
– Как вы думаете, почему у этого героя пуговицы всё время отрывались с рубашки?
– Что можно сказать о человеке, у которого на одежде оторваны пуговицы?
– А вы всегда ходите опрятными и аккуратными?
– Что вы будете делать, если у вас оторвётся пуговица на одежде? Хотелось бы вам самим научиться пришивать пуговицы?
– Сегодня на уроке мы будем учиться этому важному умению – пришиванию пуговиц. Вы, конечно, знаете, что пуговицы бывают разными. Какими?
Учитель может пригласить к доске детей, у которых на одежде пуговицы разного вида, и продемонстрировать образцы пуговиц.
– А знаете ли вы, что пуговицы появились относительно недавно, примерно 600 лет назад?
Вот о том, как люди обходились без пуговиц и какими были первые пуговицы, вам расскажет фильм.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I от слов «А вы знаете, как люди изобрели пуговицу?..» до слов «В наше время...».
– Что хотите сказать? Какие открытия сделали? Что удивило? поразило?
– Мы уже говорили о том, какие пуговицы существуют в настоящее время. Давайте посмотрим, может быть, мы назвали не все виды.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I до слов «Их используют для скрепления и украшения одежды…».
– Что нового узнали? Для чего нужны пуговицы?
Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I до конца.
– Какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке? (Высказывания обучающихся.)
II. Открытие новых знаний.
Работа с учебником (с. 78–79).
– Рассмотрите рисунки. Всё ли вам понятно? Чтобы все неясные моменты стали понятны, посмотрим фильм.
Демонстрация мультимедийного фильма «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. II от слов «Завяжем узелок на нитке…» до конца.
– Теперь вам стала понятна технология пришивания пуговицы, которая имеет два отверстия?
– Чтобы работа шла успешнее, … (составим план).
III. Первичное закрепление знаний.
Составление плана .
План работы :
1. Завяжем узелок на нитке.
2. Проденем иголку с ниткой сквозь канву (ткань).
3. Наденем пуговицу.
4. Проденем иголку с ниткой во вторую дырочку.
5. Повторим операцию ещё два раза.
6. Завяжем с изнаночной стороны узелок.
7. Отрежем лишнюю нитку.
8. Оценим работу.
Учащиеся сравнивают составленный ими план с планом, данным в учебнике (с. 78) и в фильме «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. III.
– Сейчас, когда вы увидели, как правильно пришить пуговицу, и составили план, можете попробовать самостоятельно пришить пуговицу. Но будьте очень аккуратны, не уколитесь иголкой сами и постарайтесь не уколоть пуговичку, потому что и пуговички могут бояться.
Учитель читает стихотворение Е. Менжинской.
Испугались пуговки, растерялись,
Раскатились по углам, разбежались.
Спрашиваю громко: «Почему сбежали?».
Шепчут: «У иголки носик словно жало!
Тонкая, колючая, испугались очень мы».
Собираю пуговки я в ладошку.
Говорю испуганным: «Ах, вы, крошки!
Успокойтесь, я тихонечко вас пришью!
Ни одну я пуговку не уколю!».
Самостоятельная работа .
– Трудно ли было пришить пуговицу? Что показалось особенно трудным?
В понедельник
В понедельник я купался, Изображают плавание.
А во вторник – рисовал. Изображают рисование.
В среду долго умывался, Изображают, что умываются.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыжки на месте.
Очень долго танцевал. Повороты на месте.
А в субботу, воскресенье Хлопки в ладоши.
Целый день я отдыхал. Садятся на корточки, руки
под щеку – «засыпают».
Работа с учебником (с. 80).
– Вы пришивали пуговицы с двумя отверстиями. Хотите научиться пришивать пуговицы, которые имеют четыре отверстия?
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Что хотите сказать?
– Верно, существуют разные способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. Расскажите, пользуясь рисунками учебника, о каждом из них.
Наблюдение за выполнением работы .
Учитель демонстрирует каждый из способов пришивания пуговиц, ученики наблюдают.
Самостоятельная работа .
Примечание . Учитель может показать сразу все способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями, а затем ученики самостоятельно пришивают пуговицы всеми показанными способами, но, учитывая возраст детей, целесообразнее сначала показать один способ, с тем чтобы обучающиеся его повторили, затем второй и т. д.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу. Чему он вас научил? Какие новые знания и умения приобрели? Пригодятся ли они вам в дальнейшей жизни.
Выставка работ.
– Как вы сегодня работали? Всё ли получилось? Что было особенно трудным? Что показалось лёгким?
– Хотели бы вы кому-нибудь рассказать о том, что узнали и чему научились сегодня на уроке?
– Хотели бы кого-то научить тому, чему научились сегодня сами?
Дополнительный материал к уроку
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ПУГОВИЦЫ *
Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...
Где и когда появились пуговицы.
Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. При раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.
В Европе первые пуговицы появились в IV веке до н. э., у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Кожаные ремни на «униформе» воинов застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке. Среди найденных предметов древнегреческого искусства, датируемых с IV века до н. э. по I век н. э., попадаются пуговицы из золота.
В период Средневековья рыцари привозили пуговицы в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение они получили лишь в XVIII веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.
Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.
До русских модников пуговица, которую тогда называли «пугвицей», «докатилась» в конце XV – начале XVI века. Ещё в XIII–XIV веках пуговиц на Руси не было, а одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы – вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами.
Пик увлечения пуговицами в России – XVI век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться как украшение: они пришивались на рукава, от локтя до манжеты, и на грудь – от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью пуговицы должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Такие пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то – цельные, с узором, выполненным чернью, с гравировкой. Размеры их были различны – от горошины до яйца. Пуговицы передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин.
С появлением новых видов мужской одежды – фрака, сюртука, пиджаков, жакетов – пуговицы начинают делать небольшими, более строгими, сдержанными по цвету. В конце XIX века в женскую моду вошли блузки, жакеты, пальто, и женщинам обойтись без пуговиц стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!
Пуговица как опознавательный знак.
В царской России ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т. п. Они – очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа.
Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих флота и т. д.
Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что должны были быть золотыми или серебряными (смотря по положению владельца), но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.
В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.
С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными. В начале ХХ века, с развитием химической промышленности, золото, стекло, фарфор были постепенно заменены пластмассами. Если же говорить о металле, то если в 20–30-е годы ХХ века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов их стали делать только из алюминия. А сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают делать пуговицы для военных из тяжелого металла. И все же большинство армий перешли на алюминий или пластмассу.
Технологическая карта урока
Предмет: «Технология»
Учитель технологии: Смирнова Т.П.
Базовый учебник «Технология обслуживающий труд» под редакцией В.Д.Симоненко
Тема урока: «Конструирование фартука»
Цель: в процессе изучения трудовой операции «конструирование фартука» достичь следующих образовательных результатов
(учебная цель 1)
- осознать установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда на примере выполнения операции построения чертежа (3 уровень усвоения знаний - осмысление)
(учебная цель 2)
-
уметь диагностировать результаты выполнения операции построения чертежа по принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение)
Предметный результат
:
(учебные цели 3-7)
- усвоить понятие процесса конструирования (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);
Представлять виды инструментов для построения чертежа, приемы построения чертежа (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения знаний - представления);
- уметь выполнять технологическую операцию «конструирование» с соблюдением алгоритма построения чертежа фартука (Трудовая сфера - 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);
Уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции построения чертежа (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления)
Развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами (Физиолого-психологическая сфера – 2 уровень овладения действием - первоначальное умение).
Задачи:
познавательные:
Выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;
На основе мыслительных операций сравнения и обобщения выявить общие и существенные признаки понятия «конструирование»;
Создать ориентировочную основу действий при выполнении приемов построения чертежа фартука;
На основе анализа выявить и осознать показатели качества выполнения операции конструирование фартука
Выполнить практическую работу по построению чертежа фартука регулятивные:
Выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы), контролю выполнения приемов построения чертежа;
Выполнить рефлексию
коммуникативные:
- осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы;
Осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе
личностные:
- выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.
Тип урока комбинированный
Образовательные технологии: информационные технологии, критического мышления, проблемного обучения, развивающего обучения
Методы обучения : объяснительно-репродуктивный, побуждающе-поисковый, инструкционно-исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; с компьютерным сопровождением урока, практическая работа)
Объект труда : выкройка фартука
Межпредметные связи : математика (углы; параллельные и перпендикулярные прямые, построение фигур)
Необходимое оборудование :учебник, рабочая тетрадь, демонстрационные материалы и оборудование: электронное сопровождение урока: компьютер, проектор, технологическая карта на изготовление изделия «Выкройка фартука»,инструкционная карта по выполнению приемов конструирования.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Учебные задачи и содержание обучения | Деятельность обучающихся (УУД) | Деятельность учителя (методы, средства обучения, образовательные технологии) | Уровень достижения планируемых результатов обучения |
|||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
||||||
1. Орг. часть | Подготовиться к работе на уроке по теме «Конструирование фартука» | Наблюдают, слушают информацию учителя и дежурного | Общаются в процессе подготовки к уроку, сотрудничают с дежурным | Организуют и проверяют свою подготовку к уроку | Выслушивает дежурного; Проверяет готовность обучающихся к уроку | |||
2. Повторение пройденного материала, актуализация знаний | Повторить и актуализировать знания по прошлой теме «Измерение фигуры человека и запись мерок» | осмысливают суть вопроса учителя; Воспроизводят (словесно) учебный материал; Слушают, осмысливают, анализируют ответы товарищей; Высказывают и аргументируют свою точку зрения по рассматриваемым вопросам | Выстраивают свою внешнюю речь в соответствии с сутью вопроса Осуществляют коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками | Оценивают и корректируют свои ответы и ответы товарищей | беседует с обучающимися по предыдущей теме урока Мотивирует обучающихся на работу. | 2 уровень (алгоритмический) |
||
3. Целеполагание | Определить и принять учебную цель (задачи) на урок. | Осмысливают познавательную цель и основные задачи на урок; Формулируют тему и цель урока, | Высказывают свои мнения по формулировке темы и цели урока Определяют общие способы взаимодействия на уроке | в соответствии с целью планируют задачи (работу) на урок | С помощью наводящих вопросов подводит обучающихся к определению темы, цели и плана урока | 3 уровень (эвристический) |
||
4. Изучение нового материала | Выявить общие и существенные признаки понятия «конструирование», «моделирование», «модель»; Познакомиться с инструментами и приспособлениями для конструирования фартука | Воспринимают информацию (слушают, наблюдают, осмысливают); Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале Уточняют информацию по учебнику и компьютерной презентации Работают с рабочими тетрадями | Выслушивают объяснение учителя и ответы товарищей; Выстраивают свою внешнюю речь в соответствии с сутью вопроса; Обмениваются мнениями; Учатся формулировать, аргументировать собственную позицию | Оценивают степень восприятия учебного материала (самооценивание) Выстраивают свои суждения, мыслительные действия; Планируют свою работу с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью | Объясняет, беседует, задает проблемные вопросы Демонстрирует изучаемые инструменты, слайды презентации, готовые выкройки, Организует работу обучающихся с учебником, компьютерной презентацией, рабочей тетрадью | 2 уровень (алгоритмический) 3 уровень (эвристический) |
||
5. Вводный инструктаж | Создать ориентировочную основу действий при выполнении операции конструирование фартука (установки, нормы и правила научной организации умственного и физического труда при конструировании фартука); Определить показатели и критерии качества выполнения операции конструирования | Слушают, наблюдают и осмысливают способы действий при выполнении операции конструирование; Анализируют конструкцию объекта труда, технологию его изготовления, приемы работы с чертежными инструментами; устанавливают причинно-следственные связи; выдвигают гипотезы; Запоминают и воспроизводят учебный материал | Формулируют и высказывают свое мнение, строят суждения; Осуществляют внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы чертежными инструментами и правил безопасной работы | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Осуществляют самоконтроль | Стимулирует познавательную деятельность обучающихся по осмыслению конструкции и технологии изготовления изделия; Объясняет и показывает алгоритмы способов действий, приемы работы; типичные ошибки, способы их предупреждения; организацию рабочего места; правила безопасной работы; Выясняет, как обучающиеся усвоили учебный материал | (алгоритмический) |
||
6. Самостоятельная работа, текущий инструктаж | Выполнить практическую работу по построению чертежа выкройки фартука Выполнить действия по обслуживанию рабочего места и контролю при выполнении приемов построения чертежа фартука | Выполняют трудовые приемы, операции по конструированию; Выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых приемов и операций при конструировании; Выполняют действия по выбору инструментов, обслуживанию рабочего места и контролю в процессе выполнения операции конструирование | Строят рабочие взаимоотношения с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в парах | Готовят рабочее место для конструирования; - планируют этапы выполнения задания, Отслеживают продвижения в выполнении задания, Выполняют самоконтроль с позиции соответствия полученных результатов в учебной задаче. | Проверяет готовность обучающихся к работе Организует практическую работу по изготовлению изделия; Выполняет целевые обходы рабочих мест обучающихся. | 2 уровень (алгоритмический) |
||
7. Заключительный инструктаж | Выполнить оценку и самооценку результатов работы в соответствии с установленными критериями и показателями качества (выполнить расчеты ширины фартука и длины пояса, построение чертежа фартука по своим меркам) Выполнить рефлексию; Взять домашнее задание | Выявляют, осмысливают допущенные ошибки, устанавливают их причины | Высказывают сами и выслушивают оценочные суждения учителя (товарищей) о своей работе. | Оценивают и анализируют результаты выполненной работы (рефлексия –Какие моменты урока были самые трудные? Почему? Какие моменты урока оказались самыми интересными?) | Организует деятельность обучающихся по анализу ошибок, их причин; Совместно с обучающимися оценивает результаты их работы на уроке, выставляет отметки; Задает домашнее задание | 2 уровень (алгоритмический) |
||
8. Уборка рабочих мест | Выполнить действия по обслуживанию рабочего места после работы | Выполняют трудовые действия по уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами поведения в мастерских | Строят взаимоотношения, распределяют функции по организации уборки рабочих мест и мастерских | Планируют работу по уборке рабочих мест; Оценивают качество уборки | Организует и контролирует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными | 2 уровень (алгоритмический) |
приложение
Инструкционная карта
Построение чертежа фартука с нагрудником.
Названия отрезков | Построение |
||
1. Определение линии талии | Вточке Т построить прямой угол. |
||
2. Определение линии низа | От точки Т вниз отложить величину мерки Ди и поставить точку Н. |
||
3. Определение ширины фартука | Сб:2 + 6 = = 26 см | От точек Т и Н отложить влево полученную величину. Поставить точки Ti и Hi. Соединить точки Tj и Hi прямой линией. Построить прямоугольник. |
|
4. Определение месторасположения кармана | Постоянная величина | 1. От точки Т вниз отложить 6 см и поставить точку К. 2. Из точки К провести горизонтальную линию. 3. От точки К влево отложить 7 см и поставить точку Ki . 4. Из точки Ki вниз и влево отложить по 15 см и поставить точки К 2 и Кз-5. 5. Соединить точки К и К 2 прямой линией. 6. Из точки К 2 влево и из точки Кз вниз отложить по 15 см и поставить точку К Построить квадрат. |
|
5. Определение длины нагрудника | Постоянная величина | Через точку Т вверх продлить прямую линию и отложить на ней 14 см. Поставить точку В. |
|
6. Определение ширины нагрудника | 1. Из точки В провести горизонтальную линию и отложить на ней 7 см. Поставить точку Вi. 2. Из точки Т отложить влево 8 см и поставить точку Т2. 3. Соединить точки Вi и Т2 прямой линией. |
||
7. Определение ширины пояса | От точки П отложить ширину пояса 9 см. Поставить точку П. |
||
8. Определение длины пояса | Ст х 2 + 20 = 30 х 2 + 20 = 80 см | От точки П отложить длину пояса 80 см. Построить прямоугольник |
|
9. Ширина бретели | От точки Б отложить ширину бретели 7 см. По ставить точку Б. |
||
10. Длина бретели | От точки Б отложить длину бретели 50 см. По строить прямоугольник. |
||
Технологическая карта урока технологии
Предмет: технология
Класс: 2
Учитель: Айларова А.П.
Дата проведения: 18.10.2015г.
УМК: «Гармония» (учебник Н.М.Конышевой)
Тема: Изготовление поздравительной открытки.
Подготовительный этап: подбор материала и инструменов, изготовление шаблонов и образца.
Образовательные технологии: личностно-ориентированные.
Форма проведения урока : изучение нового материала.
Цель: научить технологии изготовления поздравительной открытки.
Задачи:
Образовательные: создать условия для развития навыков сгибания, разметки по шаблону, вырезания бумаги. Упражнять детей в анализе образа, планировании, самоконтроле.
Воспитательные : умение работать в коллективе.
Развивающие: развитие творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания, речи.
Основные понятия: картон, цветная бумага, шаблон.
Межпредметные связи: ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности при работе с ножницами и с клеем). Развитие речи (обогащение словарного запаса учащихся). ИЗО (основы цветоведения).
Ресурсы: 1. Презентация к уроку. 2. Музыкальное сопровождение.
Планируемые результаты:
Личностные: положительное отношение к учению; уважительное отношение к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка темы урока, создание алгоритма деятельности с помощью учителя.
Регулятивные: планирование учебной деятельности, осуществление контроля, коррекции, регуляции своей деятельности при выполнении учебной задачи, оценка качества выполненной работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
Предметные: умение строить план работы, выполнять работу по составленному плану.
Форма организации деятельности детей: индивидуальная.
Материалы: картон, цветная бумага.
Инструменты и приспособления: клей, шаблоны деталей.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо, все легонечко вздохнём. И урок труда начнем. | Слушание. | Личностные: формирование учебного мотива. Регулятивные : саморегуляция- как способность к мобилизации сил. | |||
Проверка готовности рабочих мест. | А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? | Проверяют готовность рабочих мест. | Регулятивные УУД: Умение работать самостоятельно | ||
Мотивация учебной деятельности учащихся. Целеполагание. | Вступительная беседа. В России в последнее воскресенье ноября отмечается праздник – День Матери. В этот день хочется порадовать мам и бабушек, сделать приятный и милый сюрприз. А как можно порадовать самую родную и любимую маму на свете? Сделать подарок своими руками! Тема нашего урока изготовление поздравительной открытки для мамы. А помогать нам будут ладошки. Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Изготовить открытку из цветной бумаги; Чтение стихотворения про ладошки. Две ладошки
целый день | Коммуникативные УУД: Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними. Регулятивные УУД: Умение составлять план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные: отвечают на поставленные вопросы; Правильное восприятие поставленной задачи. | ||
Знакомство с материалом для работы. | Какие материалы понадобятся тебе к уроку? Что будем делать с бумагой? А с картоном? Какие инструменты нужны для работы? Вспомним правила работы с ножницами и клеем. Используйте это знание в своей работе. | Цветная бумага. Бумагу можно резать, склеивать, рвать и сминать. Карандаш и ножницы, клей. | Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вступать в диалог; Строить монологическое высказывание. Регулятивные УУД: Контроль и оценка выполненных действий. Познавательные УУД: Апализировать объекты с выделением существенных признаков; делать выводы,обобщение. | ||
Составление плана работы. | Учитель демонстрирует слайды с последовательным планом работы. | положить перед собой лист цветной бумаги; 2)возьмите простой карандаш; 4) приложите ладошку к листу бумаги; 5) обведите ладошку простым карандашом очень аккуратно; 6) а теперь при помощи ножниц вырежьте полученную ладошку. 7)трафарет бантика приложите к листу цветной бумаги и обведите; 8) обведите шаблон юбочки; 9) Вырежьте детали; 10)Сложите лист картона пополам; 11)Приклейте «ладошку» и остальные детали. 12) украсьте открытку по своему вкусу. | |||
Физминутка. | Две ладошки. Презентация-физминутка. | ||||
Творческое применение знаний. | Учитель осуществляет помощь и координирует деятельность учащихся. | Выполнение изделия из цветной бумаги. | Познавательные УУД: Умение самостоятельно работать по предложенному плану; Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и вступать в диалог при обсуждении проблемы. Регулятивные УУД: Умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
Рефлексия (подведение итогов) | Посмотрим, какое изделие вы изготовили. | Самооценка. | Регулятивные УУД: Контроль и оценка выполненных действий путем сравнения полученного результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений. |
Технологическая карта урока
Учитель: Касаткина Ирина СергеевнаТема урока : « Влажно-тепловые работы » - 5 класс
Тип: изучения и первичного закрепления новых знаний
ТДЦ: Создать условия для формирования знаний по влажно-тепловым работам через изменение видов учебной деятельности
Обучающий аспект :
Сформировать общие сведения о влажно-тепловых работах и правилах работы с утюгом на уровне конструктивного применения;
Обеспечить формирование понятий « приутюжить, заутюжить, разутюжить, декатировать, отутюжить, ВТО » ;
Обеспечить усвоение правил техники безопасности на рабочем месте.
Развивающий аспект :
Повышение самомотивации учебной деятель-ности;
Выполнение умственных операций:
анализ,
сравнение,
аргументация;
Развитие логического мышления через участие в целеполагании.
Воспитывающий аспект: в оспитание
Конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями (коммуникати-вность, уважение точек других людей);
Рациональной организация рабочего места, соблюдение культуры и безопасности труда .
Планируемые результаты
Предметные
Знать понятия; приутюжить, заутюжить, разутюжить, декатировать, отутюжить;
Метапредметные (УУД)
Определять цели, планировать и оценивать их достижение (Регулятивные - Р );
Анализировать , делать аргументированные выводы (Познавательные/ Логические - П/Л );
Отражать результаты своей деятельности в устных и письменных высказываниях (Познавательные-общеучебные П/О-У )
Личностные
Конструктивное взаимодействия со сверст-никами и учителями (Коммуникативнные- К );
Осознание смысла изучаемой темы; использование правил при ВТО ;
Рациональная организация рабочего места, соблюдение культуры и безопасности труда .
Межпредметные связи: химия, ОБЖ, информатика
Ресурсы урока
Для учителя:
- Учебник «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс, под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Граф;
Презентация.
Для учащихся:
- Учебник «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс, под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Граф;
Дидактичес-кая задача этапаДеятельность учителя
Деятельность ученика
Формы и методы обучения
Средства обучения
Планируемые результаты
УУД
Организация начала урока
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствие.
Готовность учащихся к уроку.
Фронтальная
Репродуктивный
Полная готовность класса и оборудования. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Проверка домашнего задания (актуализация)
Установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания. Выявление пробелов и их корректировка. Актуализация опорных знаний и умений
Организует беседу по вопросам изученного материала.(Виды машинных швов)
Выдаются задания: соотнести графическое изображение с условным изображением швов и указать название шва.
Отвечают на вопросы.
Работают над заданием в парах.
Фронтальная
Парная
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Актуализация опорных знаний и умений
П/О-У
Подготовка к основному этапу (мотивация)
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности,
Предлагает учащимся вопросы -Связь времён поколений – как это проследить?
А задумывались ли вы когда-нибудь откуда появился утюг?
Кто изобрёл утюг?
Для чего он нам необходим?
Презентация: из истории развития утюга.
Формулировка темы урока и цели для себя. Корректирует цели, поставленные учащимися и записывает на доске.
Отвечают на вопросы.
Смотрят презентацию.
Формулируют тему урока. Определяют для себя цели урока
Фронтальная
Объяснительно – иллюстративный
Прием познава-тельной мотивации: показ недоста-точности знаний
Мультимедийная презентация
Тема урока «Влажно-тепловые работы» .
Цель урока: формирование знаний по ВТО.
Задачи: изучить материал эволюции утюга;
Обеспечить формирование терминов ВТО;
Обобщить опыт по организации рабочего места;
Усилить мотивацию учащихся к предмету технология.
Готовность учащихся к достижению целей, к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
П/Л
Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объектах изучения.
Зачитывается стихотворение про электрический утюг.
Что такое утюг?
Из каких элементов состоит утюг?
Виды подошв утюга.
При работе ВТО необходимо следовать правилам техники безопасности. (работа с учебником)
Знакомит с терминами темы.(Слайд)
Требования предъявляемые к ВТО.(Слайд. Демонстрация приёмов работы)
Организует физкультминутку
Осмысливают понятия, записывают их в тетрадь.
Читают в учебнике правила техники безопасности.(стр42-43)
Термины записывают в тетрадь.
Фрон-тальная
Инди-видуальная
Объяснительно – иллюстративный.
Презентация
Учебник.
Активные действия учащихся с объектом изучения.
П/О-У
П/Л
Первичная проверка понимания
Правильноое и осознанное ус-воения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция
Предлагает заполнить таблицу. (Термин. Содержание работы. Область применения).
После того как заполнили таблицу сопоставить её аналогичной информацией учебнике (Учебник Технология.Обслуживающий труд.5 класс. Под редакцией В.Д.Симоненко,М.:В-Граф. 2010 г. Стр. 44-45)
Заполняют таблицу: « Терминалогия ВТО » , комментируют свои записи.
Осуществляют коррекцию знаний
Фрон-тальная
Индивидуальная
Частич-но- пои-сковый
Учебник
Оформление таблицы формата А-4.
П/О-У
П/Л
Закрепление новых знаний
Предлагается учащимся карточки с заданием.(На карточках два столбика. В первом рисунки, а во втором необходимо написать термин, который соответствует рисунку).
Получают карточки с заданием. Выполняют задание, аргументируют своё мнение.
Делают выводы
Индивидуальная.
Фронтальная.
Подведение итогов.
Рефлексия
Раздать анкеты для учащихся.
Вопросы:
Узнал ли ты что-нибудь новое?
(Да, нет, частично)
Пригодится ли тебе это когда-нибудь в жизни?
Отвечают на вопросы.
Сдают анкеты.
Фронтальная
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Педагогическое обоснование урока:
На данном уроке учащиеся начинают новый творческий проект, который предполагает выполнения самостоятельных последовательных действий учащихся в осуществлении определенного замысла. Поскольку любая творческая работа – это определенная последовательность действий в осуществлении определенного замысла, то для этого необходима правильная последовательность действий. Научить учащихся овладеть этими методами исследования – одна из важнейших задач всей образовательной области, в том числе данного урока.
Время урока: 90 минут
Цели урока :
обучающая :
- научить учащихся самостоятельно планировать деятельность на основе полученных знаний и выработанных умений,
- раскрыть сущность процесса изготовления табуретки с точки зрения технологического процесса;
- реализация полученных знаний по изготовлению технологической карты по при решении новой задачи;
развивающая :
- развить трудовые навыки и умения учащихся составлять технологическую карты
- развивать воображение, творческий подход к выполнению работы
- развивать умение разбивать задачу на подзадачи;
воспитывающая :
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданиям;
- воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам
Инструменты и оборудование:
- верстак,
- линейка,
- циркуль,
- альбомный лист,
- карандаш
Наглядные пособия :
- технологическая карта,
- готовые изделия (табуретки разных конструкций),
- заготовки деталей.
Форма обучения :
- индивидуальная,
- групповая
Краткий план урока
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
III. Объяснение новой темы.
IV. Практическая часть урока.
V. Анализ работы учащихся, подведение итогов
VI. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка списочного состава учащихся, сообщение о теме, целях и содержании урока
Проверка готовности учащихся к уроку (состояние рабочих мест, наличие тетради, ручки)
Определяет тему урока, мотивирует на конечный результат
II. Актуализация знаний
- Что такое технологический процесс? (Технологический процесс – это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделия. Технологический процесс осуществляется при помощи различного технологического оборудования: станков, приспособлений, инструментов ).
- Что такое технологическая карта? (Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций )
III. Объяснение нового материала
С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изготовлению табуретки.
Демонстрация готовых изделий (табуреток)
А какую из табуреток Вы хотите изготовить?
Когда замысел определен, учащиеся переходят к следующему, самому ответственному этапу в творческой деятельности – воплощению замысла в эскизах.
IV. Практическая часть урока
Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению табуретки
Последовательность операций |
Графическое изображение |
Инструменты, приспособления |
|
Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку |
линейка, карандаш, ножовка |
||
Обработать заготовки и на станке |
фуговальный станок ФСШ-2 |
||
Прострогать и распилить по размеру. По диагонали найти центр для точения на токарном станке |
верстак, линейка, карандаш, ножовка, молоток, вороток |
||
Разметка и установка заготовки на токарном станке |
станок СТД-120М, штангенциркуль, резцы, линейка, карандаш |
||
Вытачивание заготовки по размеру и форме |
станок СТД-120М, шаблон, рейер, майзель |
||
Шлифовка ножек табуретки |
шлифовальная шкурка |
||
Разметка и изготовление шиповых гнезд |
Сверлильно-долбежный станок |
||
Разметка, распиление, строгание вставок |
Карандаш, линейка, рубанок, ножовка, угольник |
||
Изготовление шипового соединения |
Верстак, линейка, угольник, ножовка, стамеска, нож |
||
Сборка остова табуретки (соединение ножек к вставкам) |
Клей столярный, киянка |
||
Изготовление столешница: разметка, распиление, шлифовка |
Верстак, линейка, карандаш, ножовка, напильник дрочевой, шлифовальная шкурка |
||
Сборка изделия |
Верстак, клей столярный, нагель, киянка |
V. Анализ работы учащихся, подведение итогов
Оценивая работу учащихся, учитель учитывает последовательность и правильность выполнения работы.
VI. Домашнее задание
Составить технологические карты на разные виды табуреток, указать их назначение (детские, кухонные, для работы, хозяйственных нужд и др.).