Роль учителя в развитии способностей учащихся. Роль учителя в развитии творческих способностей подростка. Взаимосвязь психологии с другими науками

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Е.И. Долян, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов высшей кв. категории,

МБОУ «СОШ № 26», г. Абакан

Заслуженный учитель РХ

Аннотация.

Автор статьи «Роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся» проанализировала мнения ученых по данному вопросу, раскрыла проблему творческого развития младших школьников, предложила конкретные рекомендации своим коллегам, привела примеры собственного педагогического опыта по описываемой проблеме на примере учебно-исследователской и проектной деятельности с младшими школьниками.

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих учёных, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах.

К сожалению, чаще всего развивается в детях только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, особенно теперь, когда требуется все больше могучих творческих умов.

В разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, вложили много труда такие выдающиеся исследователи как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, П.Эдвардс. В настоящее время исследованием этих проблем занимаются также Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Н.А.Терентьева. Творить, по определению К.Станиславского, означает “страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче…”

Что мы понимаем под творчеством? Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если рассмотреть поведение человека, его деятельность, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его сущность заключается в том. Что человек воспроизводит или повторяют уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего “нечто новое” и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретичная природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда “отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны”. Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли . Главное в творчестве – осознание ребенком себя как “нового открытия”, как активного преобразующего начала, строителя мира. Как правило, замечает В.В. Давыдов “нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности, и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться“. Каждый способен творить, но часто мы не видим их потенциальных возможностей, и “художник” умирает. Помочь “не умереть” – задача педагога.

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Работа педагога специфична в виду и индивидуальности ее реализации и импровизированности. Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать.

Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо по словам И.Г. Песталоцци “Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать”. Тем самым объект познания актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая, по терминологии А. Леонтьева, общественный опыт или объективно существующее “значение” в “знание для меня” или “личностный смысл”. Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя увлеченность школьника.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко…

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых. Задачи педагога состоят в том, чтобы используя разнообразные методы обучения и воспитания:

Систематически и целенаправленно развивать подвижность т гибкость мышления;

Стимулировать процессы переключения поисковой активности;

Учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;

Находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Увидеть что-то по-новому не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческого задатка и способностей учащихся. Задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников должно соответствовать условиям.

Первое важное условие успешного развития творческих способностей – раннее начало.

Второе условие эффективного развития способностей – окружение детей творческой атмосферой с самого детства.

Третье требует максимального напряжения сил.

Четвертое – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу! .

Советы по развитию творческих способностей и стимулирования творческой активности:

    Уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития.

    Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

    Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни были они неудачны.

    Использовать личный пример творческого подхода.

    Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов.

    Поддерживать их инициативу, самостоятельному воплощению художественных замыслов.

    Предоставлять детям, активно задавать вопросы.

    Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности.

    Использовать творческие задания.

    Активная родительская поддержка.

    Обеспечивать благоприятную атмосферу.

Рассмотрим как исследовательская и проектная работа способствует развитию у учащихся опыта творческой деятельности, способности к сотрудничеству и взаимодействию, мотивирует на последующее самообразование. Наше желание заниматься исследовательской деятельностью возникло не случайно - осознание того, что необходимо изменить отношение учащихся к предмету подтолкнуло на поиск новых форм и методов преподавания. Не только учителя, но и школьники, зажатые в рамках традиционного урока, не могут реализовать свой творческий потенциал. Такую возможность даёт проектно-исследовательская работа.

Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А.И. Савенкова, организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как особое направление, прежде всего, внеклассной работы . Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований - развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально - только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем школьников использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Так, на одном из интегрированных уроков окружающего мира и художественного труда ученикам было предложено систематизировать учебную информацию по теме «Лесное сообщество», используются приемы работы с дидактическим материалом, заданиями проблемного характера, предполагающими анализ сложного состава лесного сообщества (деревья, травы, насекомые, птицы и звери), сложных взаимоотношений между отдельными компонентами лесного сообщества. При правильном ведении учителем беседы, постановке проблемных вопросов, проблемном изложении учебной информации (следует ли взять домой птенцов из гнезда? следует ли порвать паутинку, сплетенную паучком, чтобы спасти бабочку?) у школьников могут быть успешно сформированы представления о гармоничности и устойчивости естественных связей в живой природе, а также о том, что нарушает эти связи, главным образом, человек. Именно он, а значит и каждый из них, в ответе за то, что происходит в окружающем природном мире; только человек может, как разрушить, так и спасти природу. После такой работы на уроке ученики более осознанно оценивают рассказанную учителем сказку о сгоревшем лесе и целенаправленно включаются в работу по созданию на месте «сгоревшей полянки» нового леса, новой поляны, «засаженной» вырезанными детьми из бумаги деревьями.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегрированные уроки, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских и проектных заданий, дали вполне конкретные результаты, а именно: 1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; 2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию, а не как то, что требует запомнить учитель; 3) использовании учениками в процессе выполнения исследовательских заданий произведений музыки, изобразительного искусства, художественной литературы способствовало эмоционально-нравственному развитию младших школьников; 4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 5) школьники стали активно участвовать в творческой проектной деятельности, результатом которой стали их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира.

Например, в 2011-2012 учебном году учениками нашего класса было представлено 11 проектов на Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио», в финале Всероссийского конкурса «Я – исследователь», конкурсе исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Весь класс принял участие (более 70 работ) во Всероссийском конкурсе «Леса России», 15 проектов прошли в финал, а две работы стали победителями (1 и 2 места). В городских и республиканских научно-практических конференциях ребята всегда показывают хорошие результаты, количество победителей и призеров ежегодно увеличивается.

Проведенный устный опрос учащихся позволил выявить их выраженное позитивное отношение к организации исследовательской работы в целом и к работе над творческими проектами по итогам проведенных исследований. Отмечая свою заинтересованность (100%) такой организацией обучения, школьники, в частности, указали, что работа над исследованием «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всем» (72%), «учит дружить и помогать друг другу» (81,3%), позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59,4%), «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,1%), «проверить свои силы» (34,4%), а также «подружиться с ребятами из других классов, городов, стран» (28,1%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном методическом обеспечении этого компонента учебной работы школьников можно способствовать их личностному росту, развитию их интеллектуально-творческого потенциала. Мы считаем, что творчество школьника – это создание им оригинального продукта, произведения и т.д., в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи. «Кем бы вы не стали в этой жизни, вам всегда будут нужны знания, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять, обобщать».

Самым важным результатом, осуществления творческой деятельности является дальнейшая успешность учеников: большинство школьников поверило в свои силы, занимаясь самообразованием, и продолжили учебно - исследовательскую и проектную деятельность.

Список литературы

1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М.: Просвещение, 1986. – 154 с.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 240 с.

3. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 2009.-167 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. –М.: Педагогика, 2004. -160 с.

6. Педагогический поиск / сост. Баженова И.Н. – М.: Педагогика, 1989.- 560 с.

7. Психологическое исследование творческой деятельности //под ред. Тихомирова А.И. – М.: Наука, 2005. -45 с.

9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. – 143 с.

10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -240 с.

11. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Пособие для учителя. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -320 с.

12. Школа сотрудничества / Адамский А.И. – М.: Первое сентября, 2000.-272 с.

13. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007. – 256 с.

14. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: «Пеленг», 1993.-56 с.

15. Вохмянина Л.А. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, (Система Д.Б. Эльконина –В.В.Давыдова) – М.: Вита- Пресс, 2001.- 263 с.

Картавцева Елена Николаевна,воспитатель учебного курса ФГКОУ Владивостокское президентское кадетское училище,г. Владивосток[email protected]

Роль педагогавоспитателяв развитии креативностии творчества у учащихсяв условиях реализации ФГОС

Аннотация.В статье рассматривается роль педагогавоспитателяв развитии креативности и творчества у детей. Автор стремится переосмыслить и проанализировать деятельность педагогавоспитателя в развитии креативности,творчества у ребёнка. Предлагает факторы, которыми должен учитывать и руководствоваться педагогвоспитатель для развития творческого мышленияи креативности.Представлен креативный урок.Ключевые слова: развитие креативности, творческое мышление, творческий потенциал, становление креативной личности, становление творческой личности, педагогическая поддержка.

В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы педагогивоспитателив новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к решению задач и творческого мышления как такового.Так,например, проблема творчества и креативности в отечественной педагогике не ставилась в принципе, несмотря на всю богатую историю и результативность отечественной педагогике, творческая деятельность ребёнка отводилась на второй план. Так отмечает данную проблему М. М. Зиновкина: ©В отечественной педагогике почти нет исследований по формированию и развития опыта профессиональнотворческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессиональнотворческого потенциала. Традиционно профессиональный опыт определяют как интеграцию знаний, умений и навыков. При этом подразумевается,что формирование опыта происходит само собой в процессе овладения деятельностью. Вопрос обучения опыту творческой деятельностью не ставиться вообщеª . Таким образом, в педагогике возникает потребность в рассмотрении данной проблемы, установление важной роли творческой и креативной деятельности и определении и переосмысление роли педагога в развитии творчества и креативности у ребёнка.

Мышление является высшей формой восприятия реальности и объективности восприятия процессов,происходящих вокруг человекаи воспринимаемых им. Реализующаяся в целенаправленности и обобщенности в познавательном процессе, установлении связей между явлениями и протекающими процессами.Творческое мышление являетсянаиболее активной формой мышления, заключающейся в реализации человеческого потенциала и направленной деятельности на решение задач и создания новых решений с учётом и базисной основой других исторически верных и неверных вариантов решения задач. Креативность в свою очередь является тем переработанным историческим знанием и опытом, который впоследствии переработанный будет использован для создания нового.Креативность в данном случае становиться важным связующим звеном, которое будет использовано педагогомвоспитателеми ребёнком для указания направления, обозначения вектора по которому будет двигаться ребёнок для реализации своих способностей и решения задач.Особенностьюразвития у ребёнка вкреативной педагогикеключевым является понимание и рассмотрениетворчества, которое можно подразделять на следующие формы проявления:~ 2~

1.форма всеобщего развития;2.форма трудовой деятельности;3.форма создания нового;4.форма реализации внутренних потребностей и мотивов;5.форма мировоззрения и миропонимания (философская форма). Некоторые зарубежные педагогиисследователи, напримерДжон Гауэн, предполагают, что в развитии креативности необходимо создавать условия руководства в творческом процессе и организовывать деятельность ребёнка . Так, он утверждал, что необходимокомплексно понимать творческий процесс и само творчество ребёнка.Исходя из его позиции, следует, что для поддержания творческих способностей ребёнка и стремлений к творчеству необходимо быть соучастным к их деятельности, а также необходимо уделять должноевнимание к ©победам и поражениямª ребёнка.Не оказывать не одобрения и не оценивать творческую деятельность ребёнка негативно, не оказывать давления на ребёнка и позволятьему выбирать и решать направление своей творческой деятельности, потому что большойнадзор способен навредить и затруднить творческое развитие.Содействовать и оказывать помощь в творческом поиске ребёнка, оказывать поддержку в ситуациях, когда ребёнок нуждается в ней, например,помочь преодолеть сомнения и препятствия, оказав поддержку,педагогвоспитательдаёт определённую мотивацию для дальнейших творческих поисков ребёнка, который нуждается в поощрении, чтобы преодолеть переживания и получить признание окружения.Педагогвоспитательдолжен показать творческий потенциал ребёнка, который находится в поиске и помочь ему оценить самому свои творческие способности и потенциал, опять же посредством поддержки, ограничив или исключив критику первых ©пораженийª и неудачного опыта, потому что педагогвоспитательдолжен понимать, что ребёнок занимается творчеством не только для себя, но и для ближайшего окружения и общественного одобрения и поощрения.Педагогвоспитательдолжен создать условия для ребёнка,стремящегося к творчеству, обеспечив ©плацдармª для дальнейшей творческой деятельности, чтобы раскрыть творческий потенциал,присутствующий у ребёнка. Стремление ккреативности находится под влиянием большого спектра внешних факторов:1.наличие или отсутствие критики;2.стрессовые ситуации;3.присутствие негативных или позитивных оценок окружения, и т.д.В программах обучения для школьников необходимо наличие условий для реализации и развития творческого потенциала. Педагогамвоспитателямнеобходимо развивать творческие способности не просто с подросткового возраста или со школьной скамьи, но и с раннего детства, потому что творческий потенциал могут подавить с шестилетнего возраста.

Для развития творческой личности необходимо использовать определённую модель формирования этой личности. Так,например от системного, многоэкранного мышления, инерции мышления, творческих способностей и воображения и т.д., производится постепенный переход к следующему этапу, где выше упомянутая совокупность элементов сочетается в блоке ©творческого мышленияª, который в свою очередь связан с непосредственно конкретным знанием, опытом и навыками. Данная взаимосвязь даёт толчок к творческим устремлениям и стремлению в удовлетворении творческого потенциала и потребности. Это побуждает ребёнка к действию, а точнее к мотивации овладения определённым знанием и навыком для творческой деятельности, и овладением определённым инструментарием. Следующий этап ознаменуется как коллективной творческой деятельностью, так и ~ 3~

пониманием и принятием участия в творческой деятельность ближайшего окружения и соучастия их. Далее вырабатываются квалифицированные знания и профессиональные умения с параллельно оформившимся внутренним миром, нравственными принципами, физическим здоровьем ‬совокупность двух этих равноценных блоков означают полноценно сформированную творческую личность.

Важное значение в становлении и развитии творческого потенциала у ребёнка заключается в методе преподавания ТРИЗ, которое позволяет раскрыть и развить этот потенциал.Одно из ведущих элементов раскрытия творческого потенциала итворческого мышлениязаключается в организации педагогомвоспитателемблагоприятной обстановке, создания определённой атмосферы и установление у ребёнка ощущения психологической защищенности, благоприятствующей его творческому развитию.Для развития мотивации у ребёнка педагогувоспитателюнеобходимо поощрять стремление ребёнка решать сложные задачи. Таким образом,создание у ребёнка ощущения не защищенности и открытого порицания становиться ведущим средством для подавления творческого потенциала и способностей ребенка, критика также способна снизить уровень мотивации, что также вредоносно для творческого потенциала.Поощрение педагогомвоспитателемнаоборот может привести к большей мотивации в творческом процессе.Анализируемые работы Л.С. Выготского позволяют говорить о том, что нужным и необходимым является расширение возможностей познавательного итворческого опытау ребенка .Собственно сделанный анализ психологической и педагогической литературы, позволяет заключить, что при развитиикреативностии творческого мышленияспособно осуществить лишь при поощрении инициатив и творческих стремлений ребёнка, причём эта инициатива должна полностью принадлежать ребёнку.Именно педагогивоспитателив своей педагогической деятельности должны исходить из того, что ребёнок должен сам выбирать пути решения поставленной перед ним задачи, а педагогвоспитательдолжен воздействовать на ученика косвенными средствами, обеспечивая тем самым свободу выбора, оставляя творческое развитие в свободной взаимосвязи.Руководствои шествие педагогавоспитателяв творческой деятельностизаключается в самообогащении ребёнкаот творческого процесса, но также должно соответствовать возрастным возможностями способностям ребёнка.

Также необходимым является создание ©плацдармаª, при которомбудут созданы широкие и прочные условия и раскрыт базовый потенциал для креативного и творческого решения задач. Чем больше информации и знаний получает ребёнок, чем большевозможностей у него есть для того, чтобы оперировать этими знаниями и информацией,чем больше ребёнок узнал и усвоил, тем большее количество информации, знаний и опытаребёнокспособен преобразовать и проецировать на значительные проблемы и искать путь решения новых задач, различными способами, что становиться более продуктивным и болеезначительным для самого ребёнка при решении задачи.Поддержка и создание условий педагогом воспитателем можно определить следующим образом: ©первичных условий, в том числе эмоционального фона, для того чтобы учащийся в той или иной жизненной ситуации смогсознательно и самостоятельно осуществить адекватный выбор поведения и/или источников информации, не противоречащий ни его личностно значимым ценностям, ни культурным традициям; вторичных условий, чтобы школьник мог самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора даже если в чемто затрудняется.В каждом конкретном случае педагог вынужден мгновенно оценить ситуацию и ~ 4~

разобраться, какая поддержка нужна ученику ©здесь и сейчасª. Педагогическая поддержка оказывается,как по просьбе обучающихся, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах. Осуществляя педагогическую поддержку, педагог должен ориентироваться на: создание условий для позитивнорефлексивного опыта общения и жизнедеятельности; поддержания комплекса отношений обучающегося с окружающим миром; непрерывность и преемственность, которые обеспечиваются согласованностью программ и проектов социальной деятельности для обучающихся различных возрастных групп с учётом их индивидуальных особенностей; учёт специфики изменчивости социальных характеристик обучающегося в процессе его развития и взросленияª.Педагогическая поддержка предполагает ©систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе ‬нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельностиª .

При этом ребёнок способен развивать концепцию собственного решения задач, а также использовать и развивать в новых условия, при чём равную или нет по сложности ‬значение не имеет, так как ребёнок,основываясь на прошлом творческоми креативномопыте способен выработать свой собственный подход к задаче. Это решение, продуцируемое им самим посредством собственного творческого мышления, впоследствии образует различные креативные подходы.Ребёнок способен развивать креативные подходы в неограниченных количествах и намного больше, чем взрослый человек,поскольку для взрослого уже есть выработанные в ограниченном количестве, основанные на опыте и регулярно им применяемые решения задач и проблем возникающие перед ним. Ребёнок в свою очередь не ограничен узкими рамками, но он более склонен доверять результатам своей творческой деятельности и креативности при этом малоспособен к контролю результатов своей творческой и креативной деятельности. Апотомуроль педагогавоспитателяв данном случае заключается: 1. разъяснениеважной функции контроля и подконтрольности результатов; 2. выработке у ребёнка осознания и способности контролировать результаты и творческие процессы; 3. прививаниеребёнку осознания ответственности за свою творческую деятельность и результаты; 4. выработке у ребёнка осознания важности и полезности его творческой деятельности; 5. установление понимания у ребёнка общественной важности его достижений; 6. нацеливание деятельности ребёнка на социальную важность его творческих достижений и деятельности.

В данном случае выделены главенствующие в деятельности педагога факторы,которые должны присутствовать в развитии у ребёнка креативности и творческого мышление и как следствие результатов его деятельности.Однако это должно быть ведущим в роли педагогавоспитателяв развитии креативности и творческого мышления у ребёнка,важен ещёи фактор понимания педагогомвоспитателемнамерений и стремлений самого ребёнка, который ищет решения поставленных задач, понимать те комбинации и варианты,которые предлагает ребёнок для решения этих задач.

Этодолжно способствовать становлению креативной и творческой личности; Становление креативной личности ‬это ©формирование и развитие совокупности устойчивых креативных качеств человека, характеризующих егоиндивидуальность при обучении творчеству и творческой самоактуализацииª. В свою очередь ~ 5~

становление творческой личности ‬это ©формирование и развитие творческой личности на основе обучения еётворчеству и передаче ей опыта объективной профессиональнотворческой деятельностиª . Все это является неотъемлемой частью развивающейся личностии роли педагогавоспитателяв этом процессе.Таким образом,определяется и переосмысляется роль педагогавоспитателяи направление его деятельности в развитии креативности и творчества. Необходимо уделять первостепенное внимание роли педагогавоспитателяи его связям с ребёнком и сложившимися окружающими условиями,в которых развивается творческая и креативная личность, важным является заблаговременно уделять внимание тем факторам, которые способны подавить творческий потенциал и роль педагогавоспитателяв данном случае заключается в устранении этих факторов.Следуетвыделить и то, что необходимо уделять внимание ещёи связями взаимосвязям ребёнка и окружающего пространства, близкого окружения, чтобы благоприятные условия способствовали и дальнейшему развитию творческого мышления и креативности. Создание благоприятной обстановки способствует психологической уравновешенности и дальнейшего успешного развития.Креативный урокпо теме ©Весёлый интеллектуалª (интеллектуальный турнир в 6мклассе во внеурочной деятельности) по структуре педагогической системы НФТМТРИЗ М.М. Зиновкиной.Блок 1. Мотивация.На интерактивной доске написаны слова, выражения: понимание, познание, разум, способность мыслить, проницательность, сравнения, знания, восприятие, анализ, функции, суждения. Расставь в логической последовательности слова и поясни, что же такое интеллект. Предполагаемый ответ: интеллектразум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образование понятий, суждения, заключения), которые превращают восприятия в знания или критически перестраивают и анализируют уже имеющиеся знания. Подумайте кто такой интеллектуал. Учащиеся высказывают свои соображения. А есть в нашем классе такие? А сколько у нас таких умников? Давайте узнаем. Для того, чтобы вы смогли оценить, кто из вас самый умный начинаем наш турнир ©Весёлый интеллектуалª. Желаю вам удачи и победы. Блок 2. Содержательная часть 1.Позвольте представить наше жюри (интеллектуальная группа учащихся из 8). Правила турнира: он проходит в 7туров: в каждом туре ведущий в быстром темпе задаётпо одному вопросу, каждому ученику по очереди время на обдумывание отводится 2030 секунд. В каждом туре ученик,набравший наименьшее количество баллов,выбывает.Победителю присуждается титул ©Интеллектуал классаª и вручаются подарки. Первый тур. Пятибалльные вопросы. 1. Какое самое большое озеро в мире? (Каспийское море). 2. Закончи пословицу: ©Из огня, да…ª (в полымя). 3. Кто совершал первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан). 4. Как называется прибор для измерения сторон горизонта? (Компас). 5. Какой самый крупный город на Дону? (Ростов). 6. Как можно назвать объём, широту интересов, знаний? (Кругозор). 7. Как именовалась древнее осадное орудие? (Таран). 8. Как называется популярный греческий танец? (Сиртаки). 9. Как фамилия немецкого изобретателя книгопечатания? (И. Гутенберг). 10. Как называется путь, по которому движется любая планета? (Орбита). 11. Как называется созвездие на небосклоне имеющее форму ©инструмента для питьяª? (Большая медведица). Второй тур.Десятибалльные вопросы. 1. Сколько меридианов можно провести через одну точку? (Множество). 2. Какой самый большой остров в Мире? (Гренландия). 3. Назовите цветные моря мира. (Красное, Жёлтое, Чёрное). 4. Назовите самый маленький материк. (Антарктида). 5. Сколько вы знаете материков? (Шесть). 6. Какая самая полноводная река Африки? (Конго). 7. Как называется народ женщинвоительниц в греческой мифологии? (Амазонки). 8 Как называется зимнее ~ 6~

логовище медведя? (Берлога). 9. Как называется высшее, абсолютно воинское звание? (Генералиссимус). 10. Как именуется медицинское учреждение в воинских частях? (Лазарет). 11. Как называется подвесная сетка для отдыха человека? (Гамак).Третий тур.Пятнадцати балльные вопросы. 1. Какой великий русский учёный был поэтом и художником, химиком и географом, геологом и сталеваром? (Л.В.Ломоносов). 2. Как именовался военачальник у славянских народов? (Воевода). 3. Как называется вид местности, открывающейся обычно высоты? (Панорама). 4. Кто был первым русским учёным, удостоенным Нобелевской премии?(Павлов). 5. Назовите бога сновидений в греческой мифологии. (Морфей). 6. Назовите имя мифологического древнегреческого певца и музыканта. (Орфей). 7. Как именовалась третья буква в славянском алфавите? (Веди). Четвёртый тур.Двадцати балльные вопросы. 1. Где прятал ключи Синьор Помидор? (в чулке). 2. Какие акции продавал Незнайка на луне? (На семена гигантских растений). 3. Как назывались политические партии у лилипутов? (Остроконечники, Тупоконечники). 4. Как назывался летающий остров? (Лапуту). 5. Что послужило причиной конфликта Чиполлино с Синьором Помидором? (Домик Тыквы). 6. Титулы Апельсина, Лимона, Мандарина и Вишни? (Барин, принц, герцог, графиня). 7. Какое слово Кай выкладывал из льдинок? (Вечность) .Блок 3.Психологическая разгрузка.Танцыимпровизации. Подмузыку один ученик показывает движения, все остальные повторяют эти движения, дополняя их положительными эмоциями и мимикой.Блок 4.Головоломка.Математический ребус. Сумма двух чисел равна трёхзначному числу. Первое слагаемоеоканчивается на 0. Если этот 0 отбросить, то получиться второе слагаемое. Восстановите все числа в этом зашифрованном арифметическом равенстве. Ответ: 570+57=627.Блок 5. Интеллектуальная разминка.Игра ©пять определенийª. Участник задаёт слово (существительное) и первое к нему определение, следующий участник даёт второе определение, следующий третье и т.д. Участник,давший пятое определение, задаёт новое слово ‬задание. Игра ©сравни по формеª. Назвать форму объектов и их частей на картинки и найти даннуюформу в предметах окружающего мира. Составление открытых загадок. На интерактивной доске картинки. 1. Ёж круглый, как… 2. Лепесток ромашки овальный, как… 3. Ствол прямой, как… 4. Травинка острая, как… 5. Листья резные, как…Блок 6. Содержательная часть 2.Пятый тур.Двадцати пяти балльные вопросы.1. Сколько детей было в семье малыша? (Трое, ещёбрат и сестра). 2. Что за дорога вела в Изумрудный город? (Жёлтая кирпичная дорога). 3. Имя сапожника в сказке ©Приключения Чиполлиноª? (Мастер Виноградинка). 4. Что сделал Хоттабыч, чтобы аннулировать результаты футбольного матча? (Все футболисты заболели корью). 5. Как называлось собрание лунных капиталистов? (Большой Бедлам). Шестой тур.Тридцати балльные вопросы.1. Как назывались лунные деньги? (Фартинги и сантики). 2. Когда борода старика Хоттабыча не работала? (Когда намокала). 3. Как Нильсу Хольгерсену снова удалось стать большим? (Сделав доброе дело). Седьмой тур (завершающий).Сорока балльные вопросы. 1. В каком случае Бродяга мог ходить по луне спокойно? (Если на нём была шляпа и ботинки). 2. Судьба брата Хоттабыча? (Кружиться спутником вокруг земли). 3. Какой цветок рос на астероиде В612? (Роза). По окончанию турнира пока жюри определяет победителя, можно послушать музыку. Подводятся итоги турнира, награждается победитель символической медалью ©Самый Умныйª. Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка.Составить на компьютере в программе MicrosoftWordстраницу энциклопедии об интеллектуальном ученике. ~ 7~

Блок 8. Резюме.Оценить мнения учащихся о проведенном турнире, позволив им выказать своёмнение относительно турнира и его проведения. С помощью специальных карточек учащиеся ©понравилось ‬не понравилосьª, выявляют мнение о турнире. В ходе креативного урока установлена эмоциональная связь педагогавоспитателя и учеников, выявлена качественная оценка учеников о турнире.

Ссылки на источники1.ЗиновкинаМ.М. НФТМТРИЗ: Креативное образование века (Теория и практика). ‬М: МГИУ, 2007. ‬306 с.2.Креативная педагогика. Методология, теория, практика. / под ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. 3е изд. ‬М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. ‬310 с.3.Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. ‬М.: Прогресс, 1991. ‬348 с.4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.Психологический очерк. 3е изд. ‬М.: Просвещение, 1991.‬96 с.5.Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии. ‬М.: Педагогика,1982.‬488 с.6.Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьяков, А.В. Иванов, С.Н. Чистяков и др.; 2е изд.‬М.: Просвещение, 2014. ‬96 с. 7.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования// Классный руководитель. ‬2000. ‬№3. ‬С. 63‬81.8.Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 57 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. ‬РостовнаДону: Феникс, 2008. ‬317 с.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников. Выявление уровня развития способностей детей. Разработка комплекта творческих заданий по рисованию; формирование предпосылок учебной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Развитие творческих способностей у детей. Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку и нетрадиционные формы урока на начальном этапе. Развитие творчества детей в процессе обучения английского языка. Роль игры, урок-праздник "Christmas".

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Игра как средство развития творческих способностей дошкольников. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры.

    дипломная работа , добавлен 03.04.2007

    Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Компоненты творческих способностей. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. Развитие творческого мышления и воображения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Структура и компоненты творческого потенциала человека. Особенности развития личности младшего школьника. Модель развития креативности личности ребенка. Способы стимулирования его творческих способностей. Организация уроков творчества в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Принципы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Цель музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательной школе. Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки. Исследование их творческого потенциала.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2015

    Педагогические условия развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства. Задачи обучения декоративно–прикладному искусству. Разработка комплекса дидактических заданий, нацеленных на развитие художественно-творческих способностей.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2015

    Понятия творчества и творческих способностей, проблема творчества в коррекционной педагогике. Развитие творчества в разных возрастах у детей с нарушением слуха. Методы изучения творческих способностей. Опытная работа по развитию творческих способностей.

    дипломная работа , добавлен 01.11.2017

«Жизнь – прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить, можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…» (Д.С. Лихачёв)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(выступление на школьном методическом объединении)

Учитель: Игольченко С.Н.

Новомосковск, 2009

«Жизнь – прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить, можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…» (Д.С. Лихачёв)

В современной европейской культуре престиж творчества весьма велик. Само слово «творчество» входит в десятку наиболее употребляемых слов в психологии, философии, социологии, даже политологии. Но, скажем, в восточной культуре, картина другая, и в такой, казалось бы, процветающей стране, как Япония, вовсе нет культа творчества, как в США. Главное для японского школьника, а потом для японского инженера – усвоить, научиться выполнять что-либо наилучшим образом. И вся система образования в Японии направлена на серьёзное образование детей. По данным ЮНЕСКО, Япония даёт своим детям образование, едва ли не лучшее в мире. А вот открытий в Японии появляется не так много. Одна из первых по технологии стран, она по количеству Нобелевских лауреатов в области науки находится на одном уровне с Венгрией.

Первое место по числу научных открытий мирового уровня занимает США. И не только за счёт «ввоза мозгов», но и благодаря необыкновенному престижу творчества. Уже много лет вся система образования в США организуется, прежде всего, по этому критерию.

Наша страна в вопросах отношения к творчеству переживала и взлёты, и падения.

Как научить ребёнка мыслить творчески? Как привить любовь к умственному усилию, преодолению трудностей, проблем? Как сохранить любознательность и дать ей возможность прорасти в высокую чувствительность к проблемам, умение видеть и творчески решать их? Вновь и вновь эти вопросы волнуют учителей, родителей, психологов.

Трудно представить себе такой процесс обучения, при котором учителю не пришлось бы обращаться с вопросами к ученику, а ученикам к учителю. Не случайно поэтому именно педагогам принадлежат наиболее яркие и точные оценки самой способности человека к постоянным вопросам. Так, немецкий педагог Р. Пенциг отмечал, что, научившись спрашивать, ребёнок делает почти такой же шаг вперёд в своём умственном развитии, какой он делает, научившись ходить.

Вопросы детей – яркий показатель их познавательной потребности и любознательности, который позволяет нам судить о представлении ребёнка об окружающем мире, глубже понять словесное мышление ребёнка. Дело в том, что каждом вопросе наряду с неизвестным, незнанием содержится и определённое знание, исходная предпосылка.

Да, диалог на уроке – это хорошо, это необходимо. Но этого ещё недостаточно. Если ученику постоянно отводится роль «ответчика» в диалоге, то ни к какой творческой активности это не приведёт, и вопросы у детей будут возникать всё реже и реже. Если мы организуем диалог, в котором и ребёнок и взрослый могут быть его инициаторами, обращаться друг к другу с вопросами, но оставляем за собой право отрицательно оценивать ребёнка по его вопросам (пусть даже без отметки в журнале, как, например: «Сразу видно, что не читал, такой глупый вопрос задаёшь»), то и в этом случае успеха не будет. Проявления познавательной активности ребёнка не должны оцениваться отрицательно.

Особенно всё выше сказанное относится к детям в подростковом возрасте. Подростки очень чувствительны к отрицательным оценкам, и именно в этом возрасте формируются мотивационно-личностные барьеры, которые приводят к тому, что школьники избегают задавать вопросы, задать «глупый» или «детский» вопрос.

Сохранение и развитие творческой активности в этом возрасте возможны при обращении к подлинно диалоговым формам обучения. Организация дискуссий, проблемного диалога, затрагивающего познавательные интересы подростков, позволяет в значительной мере избежать снижения интереса к учению. Конечно, это требует не только мастерства педагога, но и определённого пересмотра учебных программ. Тем не менее, обращение учителя «лицом» к познавательным запросам обучающихся, знание их потребностей и стремлений, позволит существенно улучшить условия обучения, открыть дорогу для преобразования исследовательской активности в творческую.

Одной из острых проблем современной школы является формирование познавательной активности школьников. Зачастую приходится наблюдать, как обучающиеся, переходя из класса в класс, утрачивают первоначальный интерес к обучению, у них возникает неуверенность в своих способностях и возможностях, теряется вера в свои силы и успех. Причины этого явления могут быть разными. Они кроются в слабости сложившейся методики, в несовершенстве применяемых методов и средств обучения, в системе оценивания результатов школьников и т.п. Причиной может явиться характер межличностных отношений, которые складываются между учителем и классом в целом, учителем и обучающимися, самими обучающимися.

Учитель в жизни школьника занимает особое место. Важное значение ребёнок придаёт не только отметкам, которые выставляет учитель. Существенное значение имеют также характеристики учителя, интонации, которыми сопровождаются похвала или порицание. В высказываниях учителя ребёнок улавливает его позицию и оценку, и в соответствии с этим оценивает события, взаимоотношения людей, своих одноклассников, самого себя. Оценка со стороны учителя формирует такие качества, как самоуважение, уверенность в себе или, наоборот, неверие в свои силы и возможности.

Эксперименты показывают, что негативное воздействие на ребёнка оказывает отсутствие какой бы то ни было оценки со стороны учителя. Эта ситуация воспринимается ребёнком, как проявление к нему избирательного отрицательного отношения, пренебрежения, игнорирования. Даже отрицательная по форме оценка даёт положительные результаты, если она носит мотивированный, индивидуально направленный характер.

В процессе обучения в школе учителя нередко прибегают к сравнению одного ребёнка с другим. При этом достижения и неудачи становятся известны всем остальным. Подкрепляемое оценками учителя, происходит сравнение детей между собой. Постоянное подчёркивание недостатков одних и достоинств других порождает чувство превосходства у одной группы детей над другими, снижение активности у части детей, зависть, недоброжелательство.

Педагогическая практика свидетельствует, что наиболее благоприятная атмосфера создаётся в том классе, в котором сравниваются дети, обладающие приблизительно одинаковыми способностями. Сравнение здесь не принижает ребёнка, а, наоборот, обнаруживает перед ним его возможности. («Если захочешь, то выполнишь работу очень хорошо, ты безусловно в состоянии это сделать»). В таком классе, где никого особенно не захваливают и никого не принижают, дети не испытывают неуверенности, разочарования, отношения между учениками наиболее дружелюбны.

Одним из путей формирования творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учеником, является создание атмосферы сотрудничества, когда интересы и усилия обучающихся и учителя в решении познавательных задач объединяются, между ними устанавливаются деловые межличностные отношения.

Учителя используют разные приёмы установления таких отношений. Один из них – обращение за советом и помощью к ученикам. Существует мнение, что учитель не должен обращаться за помощью к обучающимся, говорить, что он чего-то «не знает». При этом ссылаются на подрыв авторитета учителя. Однако опыт многих педагогов показывает, что такие опасения не обоснованы.

Пример: учитель записывает на доске довольно сложную для ребят задачу. Диалог с классом строится следующим образом (здесь очень важно умение педагога убедить ребят, что ему без их помощи трудно обойтись): «Мне очень хочется, чтобы вы помогли мне решить эту задачу. Дело в том, что я где-то допускаю ошибку или что-то не учитываю. Я пытаюсь решить её, но не получается. Помогите мне разобраться, а потом мы продолжим урок». Учитель внимательно выслушивает советы ребят, задаёт им вопросы, опровергает некоторые предложения: «Я так пробовала решить, но не получилось». В ходе диалога с классом сам учитель размышляет над этим вслух и подводит обучающихся к пониманию его «ошибки» в подходе, в неточности своих рассуждений. В результате учитель уже вместе с ребятами «находит» решение задачи, показывает им своё понимание «ошибки» и выражает благодарность за помощь.

Итак, дискуссии на уроке очень важны и нужны. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой – обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически, самостоятельно мыслить, овладевать умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями друг друга.

Теперь немного подробнее о том, как можно развивать логическое мышление на уроках физики.

1. Физика, изучая наиболее общие законы природы, является главной наукой о природе. Но физика – это и наука нашей повседневности. И поэтому практически каждую тему в любом классе можно начинать с вопроса: «А где мы встречаемся с этим явлением в жизни? Нужно нам то, о чём мы собираемся говорить сегодня или это только теория?»

Конечно, если ребёнок будет знать, что сегодня на уроке он получит ответ на вопрос, который его давно интересует, он будет слушать более внимательно и вдумчиво. А на следующий день он уже сам посмотрит, какая будет изучаться тема, и подготовит свои вопросы.

2. Не секрет, что сейчас дети стали меньше читать, и их словарный запас не такой большой, как хотелось бы. Поэтому на уроках физики я стараюсь приводить примеры из литературных произведений, так или иначе связанных с законами физики. Особенно интересно бывает разбираться с физическими ошибками, которые частенько встречаются в таких произведениях. Ребятам нравятся такие экскурсии в литературу, и временами уже и от них можно услышать вопрос: «А вот я читал… Почему?» То, что читал, уже само по себе ценно, а если сможет объяснить прочитанное с физической точки зрения – просто отлично.

3. Конечно, важнейшим элементом процесса обучения физике является эксперимент. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание обучающихся, способствует развитию творческих способностей. Не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А Ломоносов писал: «Опыт важнее тысячи мнений, рождённых воображением».

Под экспериментом понимаются и демонстрации, проводимые учителем, и фронтальные опыты, и лабораторные работы. Конечно, ребята больше всего любят лабораторные работы и именно потому, что здесь есть возможности для творчества. Очень часто ребята, сделав необходимые измерения и всё оформив, продолжают возиться с приборами, например, измеряют массу своих ручек, меняют угол наклонной плоскости и измеряют время скатывания шарика, ставят вместо одной собирающей линзы две и пытаются понять, какое изображение при этом получается и т.д. Такое творчество можно только приветствовать.

Фронтальные опыты – тоже довольно интересный вид работы. Под ними понимается вид эксперимента, при котором все обучающиеся одновременно в процессе изучения материала на уроке под руководством учителя проводят кратковременные наблюдения, опыты, часто сопровождаемые измерениями, и на основании полученных данных делают выводы. Например, они «выводят» условие равновесия на рычаге, закон Архимеда, закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников и т.д.

4. И, конечно, развитию творческих способностей обучающихся весьма способствует разнообразие учебного процесса.

Приведу виды и примеры уроков, которые я проводила.

а) урок, построенный на инициативе обучающихся:

11 класс – «Изобретение радио», «История открытия рентгеновских лучей».

б) урок-диспут:

7 класс – «Трение – вредное или полезное явление?»

«Инерция – друг или враг?»

9 класс – «Нужно ли развивать атомную энергетику?»

11 класс – «Свет – волна или поток частиц?»

в) урок-игра:

провожу, в основном, в 7, 8 классах

г) урок-конференция:

«Физика в твоей будущей профессии»
«Физика и жизнь на Земле»

И вновь возвращаюсь к тому, что проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором находится ребёнок в школе. Творчески активны учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с учителем и, как результат, они зачастую психологически отвергаются учителями и сверстниками.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребёнка может быть подавлено.

Поддержка и развитие творческой активности обучающихся могут осуществляться разными путями. Одни приёмы и методы будут пригодны для одних детей, другие – для других. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития творческой активности своих учеников.

Учитель поддерживает и улучшает самооценку каждого ученика в проявлении творчества. Показывает обучающимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ребёнка рассматривает, скорее, как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх обучающихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче.

Поощрение творческой активности может осуществляться путём отступления от жёсткого плана урока, когда большинство обучающихся проявили интерес к какой-то проблеме или вопросу.

Учитель сам может ставить вопросы, стимулирующие творческое мышление, используя так называемые «открытые» вопросы, на которые можно найти несколько ответов. Вопросы с одним правильным ответом необходимы для выявления знания фактов, но они не стимулируют творческую активность.

Атмосфера в классе должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие обучающихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают, что их участие приветствуется и ценится.

Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет обучающимся развивать свою творческую активность в условиях позитивного познавательного конфликта.


Профессиональная готовность педагога к работе с одаренными детьми и успешность его взаимодействия с ними во многом зависит от определенного уровня его креативности, способности к активному и творческому вхождению в социально-педагогическую среду.

Креативность является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности учителя. В отечественной психологии креативность рассматривается как «творческость», творческие возможности человека как устойчивая особенность человека, проявляющаяся в его социально значимой творческой активности (Н.М. Гнатко). По мнению Э. Фромма, «Творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта».

Характеристики креативности учителя таковы:

  • - продуцирование большого числа решений в процессе взаимодействия с одаренными детьми (вариативность педагогической деятельности);
  • - независимость суждений (открытость в выражении собственного мнения);
  • - развитость фантазии, воображения (интеллектуальная легкость в обращении с идеями);
  • - способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления;
  • - готовность и стремление к риску, апробации нового;
  • - чувствительность к проблемам в педагогической деятельности;
  • - критичность мышления, способность к оценочным суждениям;
  • - способность к самоанализу, рефлексии;
  • - высокая работоспособность в творческой деятельности;
  • - убежденность в социальной значимости творческой деятельности.

Необходимость максимального стимулирования творческих способностей каждого учителя, работающего с одаренными детьми, очевидна. Вместе с тем традиционные методы обучения в школе, институте игнорируют эту задачу (перегруженность интеллектуальным анализом, неоправданное увеличение теоретических курсов, рост математизации и алгоритмизации материала, преподнесение учащимся не столько фактов, сколько догм, устоявшихся мнений, теорий, неудовлетворение жажды деятельности молодежи) и, следовательно, не способствуют формированию готовности учителя к работе с одаренными детьми.

В соответствии с этим значимым становится вопрос о развитии таких характеристик в поведении учителя, благодаря которым обеспечивался бы эффект в развитии креативности и одаренности учащихся. Позитивно влияют на развитие креативности детей признание ценности творческого мышления, поощрение чувствительности детей к стимулам окружения, умение конструктивно информировать о творческом процессе, внушение самоуважения и уверенности в себе.

Негативное воздействие на креативность учащихся и их одаренность оказывают следующие характеристики в поведении педагога: авторитарные установки и властное поведение, вынуждение к конформизму, ригидность мышления, жесткость и категоричность оценок, враждебность и агрессивность по отношению к личностям с нестандартным мышлением и независимостью суждений.

Процесс формирования креативности учителя как важного фактора конструктивного взаимодействия с одаренными детьми состоит из ряда этапов и сопровождается овладением инновационной деятельностью путем «подражания образцам» творческого поведения (последовательное убывание удельного веса подражательного компонента и, следовательно, возрастание удельного веса творческого компонента в педагогической деятельности).

В психолого-педагогической литературе (А.К. Маркова и др.) есть указания на так называемые барьеры творчества:

  • - склонность к конформизму, которая выражается в стремлении быть похожим на других людей, не слишком сильно отличаться от них в своих суждениях и поступках, соответствовать ожиданиям педагогического сообщества;
  • - боязнь оказаться «белой вороной» среди других коллег, непринятым или/и отвергнутым другими, не найти поддержки своим творческим суждениям и поведению у разных участников образовательного процесса, приспособление к культуре педагогического сообщества;
  • - опасение вызвать у человека, чье поведение или деятельность критикуется, агрессивную ответную реакцию;
  • - личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие и заниженная самооценка собственной личности;
  • - ригидность мышления как затрудненность использовать те или иные знания в иных ситуациях во всем их разнообразии, воспринимать новые идеи и изменяться в соответствии с изменяющейся средой.

Если педагог не находит в себе силы осознать и избавиться от названных психологических барьеров и комплексов, то происходит постепенная стандартизация поведения и даже внутреннего мира педагога, накопление все большего количества безличных готовых образцов педагогической деятельности, значительное снижение уровня креативности.

Создание творческой обстановки в педагогической деятельности и в ходе образовательного процесса с целью развития творческой познавательной и профессиональной активности и успешности учителя возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

  • - содействовать устранению внутренних препятствий творческим проявлениям (помочь обрести уверенность во взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, избавиться от боязни сделать ошибку, натолкнуться на критику окружающих и т.д.);
  • - воздерживаться от категоричности и оценок, не препятствуя тем самым свободному размышлению над какой-либо проблемой;
  • - поддерживать живость воображения и в то же время «дисциплинировать» его, обсуждая новые предложения;
  • - повышать возможности новых ассоциаций и связей в творческом процессе (использование неочевидных сравнений и сопоставлений, поддержка спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении и др.);
  • - создание условий для умственной разминки (совместный групповой поиск решений, выполнение упражнений по освоению новой непривычной ситуации);
  • - помогать видеть смысл, общую направленность собственной и совместной с кем-либо творческой деятельности, принимать творческую деятельность (решение творческих задач) как развитие собственных способностей, потенциальных внутренних резервов (открытости, восприимчивости, чувствительности, широты и насыщенности восприятия всего окружающего и т.д.).

На технологическом уровне это можно обеспечить с помощью:

  • - заданий практикума, которые обладали бы креативной ценностью (например, постановка проблемы, предполагающей множественность решений; решение неожиданно, оригинально и не имеет аналогов; решение предполагает продолжение какой-либо концепции или педагогического подхода и др.);
  • - создания ситуаций сотрудничества на разных этапах обучения;
  • - вовлечения педагогов в исследовательскую работу на экспериментальной площадке и апробацию своей авторской программы, оценку ее целесообразности и эффективности.

Особая роль в развитии креативности принадлежит рефлексивно-инновационным технологиям (В.А. Сластенин), к числу которых следует отнести: организационно-деятельностные игры, рефлексивно-инновационный практикум, изучение авторских концепций, разработку авторских программ, практическую работу в инновационных типах учебных заведений, участие в различных формах повышения квалификации, которые личностно ориентированы на активные технологии обучения; педагогические мастерские, тренинги.

Назовем различные приемы, с помощью которых на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности, преодолению барьеров психологической защиты, раскрепощению интеллектуальных возможностей и поддерживать творческую направленность.

«Мозговая атака» как способ продуцирования новых идей без давления критики и самокритики позволяет освободиться от психологической защиты, особенно успешно тогда, когда группа разнородна по составу и широк круг профессиональных интересов участников. В рамках метода мозговой атаки следует для активизации мышления использовать такие приемы, как список контрольных вопросов (наводящие вопросы, заставляющие рассматривать задачу с самых разных сторон, менять ракурс взгляда на задачу), расчленение (переконструирование материала с целью разрушения старых связей, обсуждение возможности изменения каждого компонента в функционирующей системе), изложение задачи неспециалисту.

Метод «синектики» предполагает расположенность к импровизации, освобождение задачи от контекста, использование аналогий, что позволяет извлекать информацию из разных источников. Например, прямые аналогии находят часто искомые элементы в биологических системах. Субъективные аналогии особое внимание обращают на двигательные ощущения. Фантастические аналогии требуют представить вещи такими, какими их хотелось бы видеть, игнорируя любые законы. Аналогии являются средством смещения процесса поиска с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.

Деловые игры - еще один достаточно известный пример группового развития творческих способностей.

Принятие на себя какой-либо роли (лучше, если непривычной) и дух соревнования способствуют нахождению оригинальных решений. При этом происходит формирование иной точки зрения на ситуацию, переосмысление происходящего, некоторое эмоциональное отчуждение от единственной, обычно принимаемой на себя роли. Важный момент в деловых играх - возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них и позволяет, отстранившись от своего привычного взгляда, смотреть на проблему беспристрастно.

Создание рефлексивной среды, которая характеризуется прежде всего наличием условий для изменения учителем представлений о себе и переосмысления личностных стереотипов, позволяет моделировать особые, уникальные по отношению к учителю проблемные ситуации, когда его личностный профессиональный и интеллектуальный опыт не только актуализируется, востребуется, но и осознается как недостаточный в достижении какой-либо конкретной педагогической цели. Возникающее противоречие между ресурсами своего «Я» и уникальностью ситуации разрешается в поиске иных, нестереотипных, инновационных способов действия. Творческий потенциал учителя развивается как способность к созданию новшеств в педагогической деятельности, а также как своеобразная способность творчески относиться к себе, своему труду, к взаимодействию с одаренными школьниками, к решению проблемных ситуаций. С помощью рефлексивно-инновационных технологий достигается достаточно высокий уровень адаптации педагога к быстро меняющимся условиям. Кроме того, применение рефлексивно-инновационных технологий способствует созданию творческой образовательной среды. Основные позиции:

  • 1. Побуждение учащихся к творчеству в познавательной деятельности начинается с формирования эмоционально-ценностного отношения к предлагаемому содержанию или действиям.
  • 2. Выстраивание отношений диалога, субъект-субъектного взаимодействия.
  • 3. Обеспечение в образовательном процессе контекста поиска и открытия, а не «риторики утверждений».
  • 4. Основные линии поведения учителя: постановка проблем, создание условий для совместного построения знаний, поддержка учащихся в самостоятельных действиях.
  • 5. Предложение учащимся преимущественно таких видов действий, как: сравните, докажите, сделайте выбор, аргументируйте, предъявите и обоснуйте свой вариант.
  • 6. Основные формы организации занятий: проведение исследований, экспериментов; решение проблемных задач и ситуаций, защита проектов.

Итак, для развития креативных способностей учителя необходимо осуществлять системное формирующее воздействие через определенный комплекс условий образовательной микросреды. В образовательной практике и в профессиональной деятельности самого учителя желательно осуществить перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, добиться реализации открытости педагога культуре диалогизма, полифонии педагогической деятельности.

error: