Предмет психологии как науки. Предмет и задачи психологии 1 предмет психологической науки

Психология как самостоятельная наука возникла относительно недавно - в XIX веке. Зародилась же она ещё более 2 тыс. лет назад. Термин «психология» был введён немецким философом Х. Вольфом в 1732 г.

Переводится он как «psyche» - душа, «logos» - учение, слово, наука. Исходя из этого, становится понятным, что изучает психология - душу людей и животных. А если точнее, то изначально учёные действительно искали но, так и не найдя (вернее, не сумев доказать, где она находится, измерить её или как-то выделить), они занялись изучением психики, так как это оказалось более возможным.

Что такое психика

Человек не просто существует в мире, а постоянно взаимодействует с ним. А для этого необходим инструмент. Психика - это способность мозга анализировать и синтезировать информацию, которая поступает из окружающей среды посредством органов чувств, и соответствующим образом реагировать на неё. Пример её действия - получение ощущений, эмоциональная реакция на происходящие события. То есть она является инструментом взаимодействия. Темперамент, характер и способности также зависят от индивидуальных особенностей психической работы. Это тоже относится к тому, что изучает психология.

Отрасли психологии

Для того чтобы разобраться в особенностях поведенческих реакций того или иного индивида или даже группы людей (возрастных, социальных), мало одной отрасли. Поэтому изучающая человека, разделяется на несколько направлений. Например:

  • общая психология, которая обобщает теоретические и экспериментальные исследования о психологии личности и познаваемых ею процессов;
  • (синтез социологии и психологии), занимающаяся социальными исследованиями. Изучает массы, толпу, нации, группы, межличностные взаимоотношения, лидерство;
  • психодиагностика - связана с изучением методов распознавания психики человека, её особенностей.

Кроме общих существуют также прикладные и специальные отрасли. Так, выделяют возрастную, педагогическую, военную, медицинскую, и много других. Возможно, именно поэтому многие задают вопрос: "Что изучает психология?"

Практическое применение

Сегодня предметом изучения данной науки являются сотни различных направлений. Конечно, базой для всех является общая психология. Но за последнее время в ней появились не столько самостоятельные направления, сколько синтез или слияние с другими науками (медициной, инженерией, педагогикой, социологией и др.). Понимание вопроса "что изучает даёт возможность её широкого применения. При внедрении новых методов и технологий (например, при обучении в школе) психология учитывает особенности возраста детей, правильное распределение нагрузок, чтобы не переутомлять нежную психику. Психологи помогают разрешать конфликты на предприятиях, иногда способствуют внедрению тренингов для лучшей подготовки персонала. Есть и семейные психологи, которые занимаются спасением отношений или помогают пережить расставание, развод. Управленческая психология

занимается лидерством, изучая, какие выделяют человека из толпы.

Важно

Главное, что изучает психология, - свойства, особенности темперамента, склонности и способности личности. Таким образом, она помогает человеку понять себя. Эта наука также оказывает помощь в выборе профессии, позволяет более эффективно взаимодействовать с людьми. Со знанием психологии легче понимать других, мотивы их поведения, желания. А помогая другим людям в достижении цели, трудно не стать успешным человеком, не так ли?

Теоретические истоки психологии (от греч. psyche - душа, logos - слово, понятие, учение) как отдельной области знания мы находим в древнегреческой философии более чем двухтысячелетней давности. В трактате "О душе" Аристотель впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он выделяет разумную и неразумную часть души. Неразумная часть делится на растительную (вегетативную) и животную. В разумной части души есть свои уровни: ощущения, память, воля, понятия, разум. В 1590 г. Рудольф Гоклениус впервые употребил термин "психология" для обозначения науки о душе в названии своего труда "Психология, т.е. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее". Но общепризнанным термин "психология" становится лишь в XVIII в. после появления работ Христиана Вольфа "Эмпирическая психология" и "Рациональная психология", которые стали первыми учебниками по психологии. Экспериментальные, строго научные исследования человеческой психики начались 150 лет назад, когда немецкий ученый Вильгельм Byндт создал первую экспериментальную психологическую лабораторию. С этого времени принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной экспериментальной науки.

Выделим основные этапы развития психологии, имея в виду, что понимание объекта, предмета и целей психологии изменялось в ходе ее исторического развития.

I этап: психология как наука о душе. В течение многих веков, начиная с Древней Греции и включая Средневековье и эпоху Возрождения, душа выступает предметом рассуждения философов и богословов, поэтому на данном этапе развития понимание души являлось предметом психологического знания.

II этап (с XVII в.): психология как наука о сознании. Понятие "душа" стало превращаться в понятие "сознание". Пути формирования сознания человека, процессы познания мира и себя - основная научная проблема психологии на данном этапе.

III этап (XX в.): психология как наука о поведении. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за поведением, реакциями человека, используя объективные методы регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека.

IV этап (современный): психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика человека и животного.

Основной объект психологии - человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным миром, выступающий как субъект деятельности, познания, общения. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, психологию сегодня можно определить как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, а также как практическое применение получаемых знаний.

Задачи психологии в основном сводятся к следующему:

  • o научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • o научиться управлять ими;
  • o использовать полученные знания для повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности.

Место психологии в системе наук. Отрасли психологии

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре "треугольника наук". Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол - общественные науки, нижний правый - философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития (рис. I).

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных

Естественные науки (физика, биология, химия, математика и т.д.)

Рис. 1.

дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественнонаучное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.

Сфера психологической науки представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах с науками о природе, обществе и человеке. Причины такого развития могут быть разными. С одной стороны, запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, таких как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. Это практические (эмпирические) причины развития науки. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания. В частности, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики. В свою очередь, применение методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию; внедрение математических методов обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Это познавательные (гносеологические) причины разветвления психологических наук. Сегодня, по разным данным, насчитывается не менее ста отраслей психологии.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека выступает предметом следующих отраслей психологии:

  • o генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;
  • o дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;
  • o возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека; психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология);
  • o детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;
  • o педагогическая психология исследует закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;
  • o социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

  • o психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;
  • o инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;
  • o авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;
  • o медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
  • o клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения. В рамки клинической психологии как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;
  • o юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;
  • o военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.

Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных "паранормальных" способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную ее разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками и т.д.).

В практической психологии различают такую важную область, как психологическое консультирование по самым разным проблемам (неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.). Еще одна область практической психологии - психологическая коррекция и психотерапия, направленная на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.

Канадский ученый Ж. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант.

Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

Предмет психологии

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам: Во-первых , предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако - в отличие от многих иных дисциплин - так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи - поведение, четвертые - деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно). Во-вторых , психологическая наука - одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, - писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934), - нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем - это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры. В-третьих , психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Задачи психологии

Основными задачами психологии как науки являются следующие:

1. изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей;

2. изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

3. изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;

4. внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные .

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Прикладные отрасли включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии - психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Психологическая феноменология

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов». Феномен - философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» - категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, несводима к ним, познается иным - опосредствованным - образом и требует рациональных способов ее осмысления.

1. Психические явления - явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции. Интроспекция - это особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями, происходящее в процессе их осуществления.

2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные психические процессы. О них субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни. Проявления бессознательного психического очень многообразны. З.Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего случайного, т. е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия (обмолвки, описки т.п.) являются результатом значимых для субъекта желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только специальное толкование указанных ошибочных действий может открыть их истинный смысл.

3. В начале XX в. некоторые американские психологи предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на раздражители из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти... И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.

4. В свое время ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (политических, нравственных, религиозных и т.п.).

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредованы различными предметами материальной и духовной культуры. Они также заслуживают внимания психологов. Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания (Пример: архитектура).

6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления (внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет - значит, человек испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если краснеет - значит, человек, вполне пригоден для командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица (сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса.

Связь психологии с другими науками. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы, тесно переплетаются с философией. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология». Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология». Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология». Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда». История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и влияние психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Проблема соотношения научной и житейской психологии

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.

1) Житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2) Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3) Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Передача житейского опыта. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена.

4) Разные методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

» Психология и ее предмет

Что такое психология как наука?
Предмет изучения психологии

Слово «психология» буквально означает науку о психике (от др. греч. ψῡχικός «душа, духовность, дыхание жизненность», в мифах богиня Психея персонифицировалась как нежная возлюбленная Эроса). Сами психологи, однако, недовольны такой дефиницией, поскольку психика - это чрезвычайно общее понятие. Фактически психическое охватывает огромную сферу бытия: от электрохимической материальности до нематериальных семантических образцов духовного мира. Поэтому существует большое количество различных определений психологии и ее предмета, в зависимости от научной школы и сложившихся обстоятельств.

В разные исторические периоды психология понималась как наука о душе, о сознании, о поведении.

Понимание психологии как науки о душе охватывает самый длительный период, восходящий еще к архаическим обществам и античным философам. Так, Аристотель около 2350 лет назад определял душу как «первую энтелехию тела, созданного природой и наделенного органами».

В Новое время, в эпоху развития механицизма, рационализма и атеизма, получает распространение понятие психологии как науке о сознании (благодаря философским трудам Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Локка, Д. Гоббса и др).

Поведенческое понимание психологии сложилось на рубеже XIX-XX веков под влиянием трудов И. Сеченова, И. Павлова и В. Бехтерева. Они стали пионерами современной науки, предметом которой является психически регулируемое поведение.

Можно сказать, что сегодня психология - это наука о поведении и переживании, а также об опыте, который следует из них.

Карл Бюлер в работе «Кризис в психологии» (1927) определяет предмет изучения психологии данными тремя аспектами: «Переживания, поведение и то, еще не распознано, третье, которое мы ранее обозначили буквой G». Названия этого «третьего» часто менялись, в отличие от содержания.

Макс Дессуар в своей «Истории психологии» (1911) прослеживает эти три аспекта, начиная от античности: «Под влиянием религиозных представлений, созерцания природы и отраженного в искусстве жизненного опыта возникли три предмета и способа рассмотрения, которые до сих пор различаются в нашей внешне единой психологии... Реальное положение вещей почти постоянно был следствием борьбы трех направлений».

В наше время эти три направления изучаются преимущественно:

  • переживания - в феноменологии и клинической психологии;
  • поведение - в бихевиоризме;
  • познание (у Бюлера обозначенное буквой «G» как «образ объективного духа», а в античности обозначалось как «мыслящая душа») - в когнитивной психологии.

Беспристрастное рассмотрение психического во всех трех воплощениях многим ученым кажется чрезвычайно тяжелым. Поэтому обычно выбирают один аспект вместо того, чтобы рассматривать их все. И предмет «Психология» в университетах соответственно причисляют к гуманитарным, естественным или общественным наукам.

Большинство современных психологов определяют психологию как науку о поведении (отношениях) живого существа. Под поведением подразумевают все виды активности и процессов, которые могут быть объективно установлены (в частности, изолированные реакции мышц, желез и других частей организма), а также реакции, характеризующие поведение в целом.

Так, знаменитый американский ученый-психолог Филипп Зимбардо определяет психологию как прикладную социальную науку и ставит перед собой задачу построить новую концепцию системы психологии. Зимбардо называет предмет своего внимания «всеобъемлющей дисциплиной в области поведенческой науки (behavioral science)».

Такое понимание содержания и назначения психологии в американской науке рассматривается как достаточно давняя традиция изложения психологического. Оно имеет прежде всего практическое применение. Как чрезвычайно близкое к реальной жизни, психологическое знание, имея прикладное значение, должно проявиться в «свежей и динамической аргументации», чему, собственно, и посвящена работа Зимбардо «Essentials of Psychology and Life». В ней автор определяет психологию наукой о поведении и поведенческих отношениях между людьми.

В понятие «поведение» психологи включают также внутренние процессы, такие как мышление, память, эмоциональные реакции и т.д., благодаря которым личность опосредованно может быть наблюдаема и которые из наблюдений внешнего поведения могут быть выведены.

Различные психологические школы сосредоточены на различных аспектах поведения (обучение, восприятие, личность и т.д.) и раскрывают именно то, что психология получала в результате исследований и как она могла это сделать. В целом следует констатировать, что эти школы в исходных позициях и особенно в своих результатах не имеют идейной согласованности. На сегодня не существует действительно всеобщей, всеобъемлющей «теории психологии» которая признавалась бы таковой всеми и предопределяла дальнейшее движение психологического знания независимо от научно-идеологических направлений его представителей.

Перед тем как продолжить рассуждения о возможности создания и существования «всеобщей теории как таковой» в науке, целесообразно обратиться к одному документальному факту, на первый взгляд, удаленному от предмета разговора. Его приводит Ф. Зимбардо в своей книге. Как-то было сделано открытие, что вода в Эль-Пасо (Техас, США) обладает успокаивающими транквилизирующими) свойствами, что существенно сказывается на характере жителей этих мест. Они имеют меньше психологических проблем и более здоровое отношение к жизни чем, например, жители Далласа. Химическое вещество Lithium, которое в психотерапевтической области часто применяется для лечения тяжелых депрессий, содержится в воде Эль-Пасо в большом количестве, и эта вода выкачивается из очень глубоких колодцев. В Далласе, напротив, воду берут из очень поверхностных скважин, и содержание Lithium-а в ней очень незначительно.

В 1971 году один биохимик доложил на конгрессе американских врачей о «математически доказательной» зависимости между вместимостью литиума и количеством больных в неврологических клиниках в Техасе (Associated Press, 2 September 1971). В 1970 году 2796 житель Далласа был доставлен в эти учреждения, с Эль-Пасо же - только 238. Данные вроде бы убедительны, но возникает вопрос о наличии причинной зависимости. Чистая вода была специально загрязнена: для жителей Эль-Пасо ближайшая психиатрическая больница была удалена на 570 км, в то время как от Далласа - на 75 км. Далее, между двумя городами существовала значительная разница в плане социоэкологических факторов и густоты населения.

Известно, что Lithium успокаивает маниакально-депрессивных больных, однако нельзя это влияние переносить на нормальных людей. Как теперь оценивать каузальные зависимости между представлениями и социальным восприятием этих представлений, когда истинное положение вещей остается далеким от случайных и поверхностных утверждений?

Связь психологии с другими науками

Поведение определяется рядом факторов, которые имеют частично биологическое, частично социологическое, частично психологическое происхождение. Отсюда следует, что психология тесно связана с биологическими и социальными науками.

Речь идет о физиологии, неврологии, эмбриологии, генетике, антропологии, социологии. Последняя, в частности, больше интересуется закономерностями функционирования группы, чем отдельных ее членов. Однако социология помогает понять не только отношение в группе, но также природу социального воздействия на поведение индивида.

Психологи, антропологи, социологи давно поняли, что они - при всей напряженной конкуренции - существенно поддерживают и дополняют друг друга. От этого взаимодействия возникают новые дисциплины, в частности поведенческие науки (behavioral science), главная задача которых заключается в раскрытии общих закономерностей поведения.

Социальное значение психологической науки

Науку иногда рассматривают как элегантную игру по тщательно придуманным правилам. Игра дает ее участникам определенную «интеллектуальное напряжение», а зрителям - захват, поскольку почти мистическими путями открываются новые и новые вещи. С этой точки зрения психология является безусловным источником наслаждения для тех, кто стремится познать источники человеческого поведения.

С другой стороны, это наслаждение находится под влиянием очень серьезного материала, который способен существенно влиять на человеческую жизнь. Неслучайно психологическое знание сегодня воспринимается как серьезный аргумент в построении стратегий и средств социального влияния. Оно плодотворно используется руководящими кругами различных государств мира. Речь идет о психологической помощи в решении расовых проблем, проблем образования, культуры, военных аспектов и тому подобное.

Психологический контроль за поведением человека может иметь гуманистически ориентированную цель, а может быть направлен на подавление и угнетение человека. Если считать, что конечной целью психологии является контроль за поведением человека, который всегда приводит к вмешательству и определенным изменениям, то он может и определенным образом разоблачать представление о природе человека. А именно этого и следует избегать психологической науке.

Источники:

  1. Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003
  2. Бенеш Г. Психология: справочник. - Киев, Знання-Пресс, 2007

Психология — это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности.

Задачи психологии:
  • качественное изучение психических явлений;
  • анализ формирования и развития психических явлений;
  • изучение физиологических механизмов психики;
  • содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Предмет и объект психологии

Предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии — это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. С точки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта:

  • нормы и патологию в психике человека;
  • виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных;
  • отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории . ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика , вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии . Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

  • психические процессы — это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • — бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности — ее общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так, например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Краткий исторический очерк о развитии психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, из которых решались либо в плане идеализма, либо в плане . Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Платон

Родоначальником идеализма явился (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествам разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Аристотель

Продолжателем дела Платона был . Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма (направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Труды Аристотеля, Платона и других философов легли в основу работ философов средних веков 17 в. — это отправная точка от материализма философии.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Рене де Карт — биолог, врач, философ. Открыл систему координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но объяснить поведение организма до конца не смог и поэтому остался на позиции дуализма. Разделить внутренний мир человека от его внутренних органов было очень тяжело. Создались предпосылки идеализма.

Был в истории психологии еще один подход к пониманию психики, разрабатывающийся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период. Суть данного понимания психики можно свети к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В. И. Ленину (1870-1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.

Общее представление о предмете психологии

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

Этапы развития психологии

I этап — психология как наука о душе . Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении . Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики .

Методы психологии

Для решения комплекса задач в науке существует разработанная система средств, направлений, путей, приемов.

Метод — это путь научного познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика — это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономерностям, методологическим правилам.

Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.

Предмет, принципы и задачи психологии

Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны десятки таких трагических случаев. В чем же трагизм этих происшествий, ведь найденные дети были живы и физически вполне здоровы? Ike эти дети, проведшие раннее детство среди зверей, не имели ни одного человеческого качества. Даже физически они напоминали животных: передвигались на четвереньках, ели так же, как животные, разрывая куски мяса зубами и придерживая их двумя передними конечностями, рыча и кусая всех, кто близко подходил к ним. Их обоняние и слух были очень развиты, они улавливали малейшие изменения в лесной обстановке. Издавая нечленораздельные звуки, они спешили скрыться от людей.

Ученые обследовали этих детей и пытались обучить их человеческому поведению, научить их разговаривать и понимать человеческую речь. Но. как правило, такие попытки были малоуспешными: время интенсивного формирования базовых человеческих качеств было уже безвозвратно упущено. Человеческое существо формируется как человек только в человеческом обществе . И многие человеческие качества формируются только в раннем детстве.

По своей биологической организации человек — результат эволюционного процесса. Анатомо-физиологичсское строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ. Его жизнедеятельность, потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью .

Человек — существо социальное .

Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Человеческий мир — поле социально выработанных смыслов, значений, символов. Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его так называемую вторую природу, определяет его сущность. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью — человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. «Человек есть мера всех вещей», — глубоко подметил древнег реческий философ Прота гор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром — он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его психическим, социально сформированным миром, в котором осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать — отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть — способность контролировать свое повеление с помощью общесоциальных мерок, оценивать собственное Я глазами других людей. Социализированный индивид — существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранить неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.

Человек — существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. При этом изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и управленческих структурах, системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.

Задачи психологии

Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его существенных связей с окружающим миром.

При таком понимании сущности психического становится очевидным, что из всех наук о человеке самой практичной является психология . Ведь изучая ее. можно многое обнаружить и в окружающем мире и в себе самом, и в других людях.

Растущий интерес к внутреннему духовному миру людей связан и с тем, что современная эпоха все яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию к интеграции всех сторон жизни современного общества: экономической, политической и духовной. Эта интегративная тенденция, линия на усиление целостности общественного развития проявляется и в том, что сегодня на смену традиционному, весьма узкому, технократическому пониманию задач экономической деятельности приходят модернизированные концепции, выдвигающие на первый план в хозяйственной деятельности не задачи технологические, а проблемы гуманитарно-психологические .

Работники, занятые в сфере современного производства, все в большей степени осознают свою деятельность не только как использование высоких технологий, но и как область, участие в которой требует от занятых в ней работников управления собой, другими людьми, их сообществами .

Эта установка ныне стала азбучной истиной для специалистов, предпринимателей, менеджеров развитых стран, как на Западе, так и на Востоке.

Руководитель одной из крупнейших американских автомобильных компаний Ли Я кокка считает, что «все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди».

Акио Морита — руководитель известной японской электротехнической компании — утверждает, что «успешным предприятие могут сделать только люди» .

Таким образом, для того чтобы быть успешным, современный работник, бизнесмен, менеджер, любой специалист должен обеспечивать своей деятельностью решение двуединой задачи:

  • достижение хозяйственного результата;
  • воздействие на людей, создающих этот результат.

Поэтому в современных условиях для отечественного предпринимателя, менеджера, высококвалифицированного специалиста любого профиля, а также для каждого человека самой актуальной задачей становится психологическое оздоровление трудовых групп, производственных коллективов, а вместе с ними и всего общества . Современный руководитель, специалист, да и любой мыслящий человек должен знать и учитывать психологические факторы деятельности людей и на этой основе обеспечивать рост трудовой и социальной активности.

error: