Последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства. Социально-экономические последствия инфляции и основные направления антиинфляционной политики 43 последствия инфляции антиинфляционная политика государства

Сегодня существует множество точек зрения на функции инфляции в рыночной экономике и на последствия данного явления.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3−4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна стимулировать производство. Рост денежной массы создаёт своеобразный стимул для увеличения объёма выпускаемой продукции. Расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства.

Но, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, инфляция оказывает на экономическое развитие негативное влияние:

− сокращаются реальные доходы граждан, что приводит к сокращению совокупного спроса;

− сокращаются сбережения, что вызывает сокращение объёма инвестиций в экономику;

− усиливается социальная дифференциация населения;

− возникают инфляционные ожидания у предприятий и населения. Ожидая повышения цен, покупатели увеличивают спрос, а предприятия заранее повышают цену на свою продукцию. Но возможна и обратная ситуация − дефляционные ожидания, т. е. ожидания снижения цен. Такой эффект проявляется при высоком доверии правительству, которое предполагает снижение цен. В результате спрос на товары начинает падать, что ведёт к снижению цен. Такая ситуация получила название эффекта Пигу;

− ускоряется процесс материализации денежных средств в товары – бегство от дешевеющих денег;

− при высокой инфляции реальные налоговые поступления в бюджет уменьшаются, так как они обесцениваются за период с момента начисления до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи – Оливеры;

− снижается реальная ставка процента при росте номинальной; кредит дорожает;

− цены перестают выполнять информационную функцию; наблюдается нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;



− ухудшаются условия жизни пенсионеров, служащих, студентов, т. е. представителей социальных групп с твёрдыми доходами;

− неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой, а иногда и за пределы национальной экономики.

Наряду с отрицательными последствиями инфляции выделяют и ряд положительных:

− От инфляции выигрывают заёмщики, так как они возвращают в счёт уплаты долга уже обесценившиеся деньги.

− В условиях инфляции выигрывают валютные спекулянты, сфера торговли, а также те, кто вложил свои деньги в недвижимость, ювелирные изделия, драгоценные металлы, произведения искусства.

− В короткие промежутки времени наблюдается обратная зависимость между темпом инфляции и уровнем безработицы. Такая закономерность иллюстрируется с помощью кривой Филлипса.


Рис. 21 . Кривая Филипса

Но в долгие промежутки времени эта закономерность нарушается. В современной рыночной экономике происходит одновременный рост и инфляции, и безработицы.

Однако отрицательные последствия инфляции перевешивают положительные. Неконтролируемая высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты: домохозяйства, бизнес, государственный бюджет. Высокая инфляция не даёт деньгам выполнять их функции, разрушает банковскую систему.

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государство проводить определённую антиинфляционную политику, т. е. комплекс мер по устранению причин этого негативного процесса.

Важнейшей целью антиинфляционной политики является управление инфляционным процессом таким образом, чтобы сделать инфляцию предсказуемой, а её уровень – умеренным.

Методы борьбы с инфляцией зависят от её характера, т. е. от причин её возникновения и темпов роста цен.

К основным инструментам антиинфляционной политики относятся:

− преодоление бюджетного дефицита;

− регулирование государственного долга;

− денежная и кредитная политика;

− политика доходов;

− планы стабилизации;

− внешнеэкономическая политика.

a. Для борьбы с инфляционным ростом цен Центральный банк реализует политику «дорогих» денег, которая приводит к сокращению массы денег в обращении и снижению общего уровня цен в экономике. Снижению инфляции способствует жёсткая фискальная политика, направленная на сокращение государственных расходов. В большинстве стран мира законодательно запрещено использовать эмиссию наличных денег для финансирования дефицита государственного бюджета.

b. Важным направлением антиинфляционной политики является регулирование государственного долга, который растёт почти во всех странах, создавая угрозу для стабильности цен.

При отсутствии реальных источников своевременного погашения заимствований в мировой практике принято не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием занятых в долг ресурсов.

c. С 60-х г. г. ХХ в. в ряде развитых стран для сдерживания инфляции стала использоваться «политика доходов». Сущность «политики доходов» заключается в ежегодном установлении государством верхнего предела повышения номинальной заработной платы и цен, а также в использовании экономических стимулов и санкций (например, налогов) для воздействия на соотношение прибыли и заработной платы. На практике «политика доходов» свелась к ограничению роста заработной платы.

d. В 60-е г. г. ХХ в. в развитых странах впервые стали использоваться планы стабилизации. Их отличительная черта – координация основных методов регулирования экономики и инфляции. Регулирование инфляции на основе комплексных планов стабилизации считается более эффективным, чем разрозненные меры.

e. Важным аспектом антиинфляционной политики является воздействие на внешние факторы инфляции. Основными направлениями воздействия на внешние факторы инфляции являются стабилизация валютного курса и нейтрализация влияния валютных поступлений на расширение денежной массы в стране. Особое значение эти факторы приобретают в условиях интеграции экономики страны в мировое хозяйство и либерализации внешнеэкономической деятельности.

f. Если инфляция приобретает характер инфляции издержек, важным инструментом антиинфляционной политики государства становится антимонопольная политика, особенно регулирование цен монополий в сырьевых и энергетических отраслях.

Таким образом, основной принцип борьбы с инфляцией – уничтожение её источников. Наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а поддержание её темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.

Последствия инфляции многообразны, противоречивы и зависят от вида инфляционного процесса. Анализ последствий инфляции начнём с полностью предсказуемой инфляции.

Инфляция, даже являясь полностью ожидаемой, представляет собой несанкционированный налог государства, уплачиваемый частным сектором. Он уплачивается автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Более бедные люди несут большую тяжесть инфляционного налога, чем более богатые. Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сенъоражем . Он определяется количеством реальных ресурсов, которые может получить государство взамен напечатанных денег. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков. Кроме инфляционного налога, государство может получать дополнительные доходы от частного сектора из-за влияния инфляции на налогообложение. При прогрессивной системе налогообложения номинальных доходов инфляция способствует повышенному изъятию средств у домохозяйств. Рост цен обычно приводит к росту номинального дохода индивидов. Они попадают и в группу с более высокой налоговой ставкой. В результате при неизменном или уменьшающемся реальном доходе налоговые платежи возрастают. Располагаемый доход домохозяйств уменьшается из-за взаимодействия инфляции и налоговой системы.

Прогнозируемая инфляция ухудшает экономическое состояние индивидов. Хранение наличных денег приводит к упущенной выгоде в виде процента, который может быть начислен в банке. Ожидание высоких темпов роста цен приводит к повышению номинальной процентной ставки и альтернативных издержек держания денег. В результате падает спрос на деньги – население чаще посещает банки и стремится быстрее потратить наличные деньги на товары и услуги, вложить их в необесцениваемые активы.

Непредвиденная инфляция перераспределяет не только банковский капитал, но и все другие финансовые активы и доходы. Активы, доходы от которых рассчитываются в номинальных ценах (акции, облигации, в том числе и государственные, с фиксированной денежной стоимостью и доходом) будут обесцениваться в результате роста цен. Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов.

Неожиданные высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличиваются неопределенность и риск ведения бизнеса.



Инфляция оказывает влияние на конкурентоспособность отечественных товаров. С одной стороны, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей. С другой стороны, рост цен вызывает снижение обменного курса национальной валюты. При фиксированных ценах на некоторые товары внутри страны их становится выгоднее экспортировать за рубеж, что ведет к дефициту данной продукции.

Как уже отмечалось, зависимость между инфляцией и безработицей вывел А.Филлипс, обосновавший принцип: чем выше уровень безработицы, тем ниже темпы роста заработной платы и инфляции. До 70-х гг. кривая Филлипса показывала обратную зависимость между ежегодным темпом изменения уровня номинальной заработной платы и уровнем безработицы. Это набор альтернативных вариантов проведения в жизнь экономической политики: если правительство считало нужным снизить уровень безработицы, то оно будет стимулировать совокупный спрос, увеличит государственные расходы и т.д. В результате возрастёт производство, число рабочих мест увеличится, безработица снизится, а инфляция возрастёт (рис.27).

Рис. 27. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса и кривая совокупного спроса выражают одну и ту же зависимость. Изменение ожидаемого уровня инфляции и шоки предложения служат причиной сдвига кривой Филлипса. Если в 60-х гг. рассматриваемая кривая не подвергалась сомнению, то в 70-х гг. она утрачивает своё значение, так как в эти годы высокий темп инфляции сопровождался высоким уровнем безработицы (стагфляцией). Традиционная кривая Филлипса справедлива только для краткосрочного периода, она - вертикальна и соответствует естественному уровню безработицы. Чем выше ожидаемый темп инфляции, тем дальше кривая удаляется от начала координат. Естественный уровень безработицы достигается, если циклическая безработица равна нулю.

Современная кривая Филипса (рис.28) определяется тремя показателями:

¨ ожидаемым темпом инфляции;

¨ отклонением фактического уровня безработицы от естественного уровня;

¨ шоками изменения предложения, обусловленного ростом цен на сырьё. Если эти факты свести в уравнение, то получим

π = π е – β * (u - u x) + ε,

где π - уровень инфляции; β - параметр больше нуля; u - фактический уровень безработицы; u x - естественный уровень безработицы; (u - u x) - циклическая безработица (знак «-» перед показателем циклической безработицы показывает, что при высокой безработице темп инфляции снижается); ε - коэффициент, характеризующий инфляцию издержек.


Рис.28. Модифицированная кривая Филлипса

Монетаристы утверждают, что движение вдоль кривой отражает только инфляцию спроса и игнорирует инфляцию издержек. Согласно идее естественного уровня безработицы, когда фактическая безработица находится на естественном уровне u - u x , рынок труда приходит к равновесию, считая фактический темп роста цен равным ожидаемому: π = π е.

Мы видим, что инфляция зависит от уровня занятости и от инфляции в предыдущий период. Такой характер кривой подходит для описания экономик большинства западных стран в последние двадцать пять лет. Уровень занятости теперь воздействует не на сам уровень инфляции, а на изменения в её уровне. При высоком уровне занятости инфляция увеличивается, а при низком - падает. Она создаёт зазор между ожидаемой и реально предлагаемой заработной платой. Если за длительный период высокой инфляции работники привыкают к крупным ежегодным повышениям заработной платы, то они вполне могут счесть недостаточной новую заработную плату, предложенную работодателями, после того как темп инфляции начнёт уменьшаться и безработица возрастёт.

Инфляция порождает не только экономические, но и социально-политические проблемы. Во времена высоких темпов роста цен, особенно в период галопирующей инфляции и гиперинфляции, подрывается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряжённость. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества.

Поскольку современная инфляция - многофакторный про­цесс, то многофакторной должна быть и антиинфляционная поли­тика , которую проводит государство. Она основана на двух прин­ципах: адаптации и активного сдерживания.

Комплекс адаптационных государственных мер включает ин­дексирование доходов, контроль над ростом цен и заработной пла­той и др. Адаптационная политика имеет свои издержки, посколь­ку средства на компенсационные меры изымаются из госбюдже­та, т. е. в конечном счете, через налоги из доходов населения и про­изводителей.

Стратегия сдерживания инфляции предусматривает всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны увеличить количество и качество товаров, снизить себестоимость продукции. Благодаря ним возможно проведение долгосрочной денежной политики, введе­ние жестких лимитов на прирост денежной массы; сокращение бюджетного дефицита посредством увеличения доходов и уменьшения расходов государства; уменьшение числа занятых, увеличе­ние безработицы; разработка и внедрение государственной поли­тики доходов и др.

Различают прямые и косвенные методы государственного урегулирования инфляции.

Прямые методы регулирования получили название политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и цен и прямой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой -

гасить инфляционный им­пульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблю­дать их добровольно. В качестве ориентиров применяются макси­мальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано к темпам роста средней про­изводительности труда во всей экономике. Цены же возрастают на­столько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работ­ников по найму регулируются непосредственно, а прибыль - кос­венно, через цены.

Контроль обычно осуществлялся путем принятия законов об одновременном "замораживании" цен и заработной платы на оп­ределенный срок. По отношению к наемным работникам политика доходов носит дискриминационный характер, поскольку го­сударственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение средней произ­водительности труда в экономике автоматически ведет к относи­тельному и абсолютному сокращению доли рабочих в националь­ном доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный кон­тракт . Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между рос­том цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.

Политика доходов использовалась во многих странах - в Вели­кобритании, США и др. Эффективность реально проводимой поли­тики доходов без применения косвенных методов воздействия ока­залась не очень высокой. В результате в середине 70-х годов практи­чески все развитые страны отказались от ее применения. В 80-е годы ее использовали в некоторых странах с высокой инфляцией: Ар­гентине, Бразилии, Перу, Израиле, Мексике. Только в двух после­дних государствах ее использование было эффективным. В СССР политика доходов активно применялась в 30-е годы, затем она ста­ла проводиться менее жестко. Политика доходов была составной частью государственного регулирования в условиях административ­но-командной системы. Ее эффективность снижалась по мере нара­стания диспропорций в экономике, усиления подавленной инфля­ции и превращения дефицита в деструктурный.

К косвенным методам воздействия на цены относятся "дефля­ционные" мероприятия монетарной и фискальной политики. Перво­начально они применялись в рамках антициклической политики - метод точной настройки конъюнктуры. Впериод спада государство проводило экспансионистскую монетарную и/или фискальную по­литику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению "перегрева" экономики помогал "дефляционный топор". Поскольку изменение направления моне­тарной политики возможно без временного лага, то основная ра­бота падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфля­ции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обя­зательных резервов, продать государственные ценные бумаги на открытом рынке.

Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде разви­тых стран использовалась политика "тагетирования". Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов - М0, Ml. Эти ориентиры достаточно часто превыша­лись. Слабый контроль за предложением денег маскировался уста­новлением новых ориентиров, для более широких показателей де­нежной базы - М2, МЗ. С одной стороны, уменьшение предложе­ния денег приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста денег может компенсиро­ваться ростом скорости их обращения.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство может уменьшить объем совокупного спроса фискальными метода­ми: снизить государственные расходы, повысить ставки прямых и косвенных налогов, отменить налоговые льготы, ужесточить пра­вила, регулирующие порядок и нормы амортизационных отчисле­ний. Применение многих инструментов фискальной политики тре­бует одобрения законодательных органов власти. Поэтому их весь­ма сложно использовать для краткосрочной настройки конъюнктуры (в том числе инфляции). Финансовая стабилизация и снижение консолидированного дефицита государственного бюджета рассмат­риваются в качестве общей предпосылки уничтожения инфляции.

Для замедления роста цен могут применяться и инструменты ва­лютной политики : ограничение притока денег из-за грани­цы, повышение курса национальной валюты. Рост и фиксация курса национальной валюты понижают общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные импортируемые това­ры, внутренние экспортируемые товары, инфляционных ожиданий.

Это будет эффективным при наличии следующих условий. Во-первых, курс близок к паритету покупательной способности. Во-вторых, цены практически на все товары связаны с обменным кур­сом. В-третьих, ограничен инерционный рост номинальной зара­ботной платы. В-четвертых, существуют положительное сальдо платежного баланса, солидные золотовалютные резервы или воз­можность получения внешних стабилизационных займов под низ­кий процент.

Во временном аспекте у правительства существует две аль­тернативы проведения антиинфляционной политики. Она может осу­ществляться постепенно в течение длительного периода - полити­ка градуирования или резко - шоковая терапия . В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров страны, темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхож­дения в мировой рынок, поддержки преобразований международ­ными финансовыми организациями, социально политической об­становки в стране и т.п.

В настоящее время основными инструментами в борьбе с инфляцией являются стабилизация доходов и расходов бюджета, снижение его дефицита, контроль за денежным обращением и валютным курсом.

Для снижения уровня инфляции возможно проведение дефля­ции. Дефляция - это изъятие из обращения части избыточ­ной массы бумажных денег, выпущенной в период инфляции.Она осуществляется путем увеличения налогов, повышения учет­ной ставки и обязательных резервов коммерческих банков в Цен­тральном банке, продажи государственных ценных бумаг на "открытом рынке", сокращения бюджетных расходов государства и т.д.

Сегодня существует множество точек зрения на функции инфляции в рыночной экономике и на последствия данного явления.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3–4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена Фишера некоторый рост денежной массы создаёт своеобразный стимул для увеличения объёма выпускаемой продукции. Расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства.

Инфляция, вышедшая из‑под контроля или относительно низкая, оказывает на экономическое развитие негативное влияние:

– подрывает стимулы к трудовой деятельности, так как уменьшает возможность реализации трудовых заработков;

– усиливает социальную дифференциацию населения, сужает возможности накопления;

– ослабляет позиции властных структур, вызывает рост недовольства, усиление нажима на правительство с требованиями увеличения заработной платы, получения дополнительных льгот и субсидий. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке нередко принимает довольно острые формы;

– возникают инфляционные ожидания у предприятий и населения. Ожидая повышения цен, покупатели увеличивают спрос, а предприятия заранее повышают цену на свою продукцию. Но возможна и обратная ситуация – дефляционные ожидания, т. е. ожидания снижения цен. Такой эффект проявляется при высоком доверии правительству, которое предполагает снижение цен. В результате спрос на товары начинает падать, что ведёт к снижению цен. Такая ситуация получила название эффекта Пигу;

– снижаются реальные доходы населения при росте номинальных, что приводит к снижению совокупного спроса;

– ускоряется процесс материализации денежных средств в товары – бегство от дешевеющих денег;

– происходит скрытая конфискация денег у населения государством через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

– при высокой инфляции реальные налоговые поступления в бюджет уменьшаются, так как они обесцениваются за период с момента начисления до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи – Оливеры;

– обесцениваются сбережения населения;

– снижается реальная ставка процента при росте номинальной; кредит дорожает;

– уменьшается заинтересованность производителя в создании качественных товаров, сокращается производство относительно дешёвых товаров;

– цены перестают выполнять информационную функцию; наблюдается нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;


– ухудшаются условия жизни пенсионеров, служащих, студентов, т. е. представителей социальных групп населения с твёрдыми доходами;

– неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой, а иногда и за пределы национальной экономики.

Имеется и ряд положительных последствий инфляции:

– от инфляции выигрывают заёмщики, так как они возвращают в счёт уплаты долга уже обесценившиеся деньги;

– в условиях инфляции выигрывают валютные спекулянты, сфера торговли, а также те, кто вложил свои деньги в недвижимость, ювелирные изделия, драгоценные металлы, произведения искусства;

– в короткие промежутки времени наблюдается обратная зависимость между темпом инфляции и уровнем безработицы.

Впервые такая закономерность была обнаружена профессором Лондонской школы экономики Олбаном Филлипсом. Исследовав статистические данные Великобритании с 1861 по 1957 г., он пришёл к выводу, что темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться при росте безработицы, и наоборот. Графическая иллюстрация этой взаимосвязи получила название кривой Филлипса. Позднее на вертикальной оси стали откладывать темп инфляции, а не изменение величины заработной платы.

Кривая Филлипса исходит из предположения, что цели достижения низкого уровня инфляции и низкого уровня безработицы являются несовместимыми, а также существует обратная зависимость между этими величинами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, причины и виды инфляции, ее социально-экономические последствия. Основные черты антиинфляционной государственной политики государства, причины инфляции в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2010

    Определение инфляции и ее сущностные характеристики. Условия и причины возникновения инфляции, ее социально-экономические последствия. Монетарные и немонетарные концепции современной инфляции. Антиинфляционная политика РФ на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Сущность, виды и причины инфляции. Способы измерения инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика. Особенности Российской инфляции на современном этапе, ее причины. Антиинфляционная политика в России.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2008

    Сущность, причины и типы инфляции. Измерение и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Сущность и инструменты антиинфляционной политики. Программа борьбы с инфляцией в Украине.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2002

    Инфляция как социально-экономическое явление. Понятие инфляции, ее виды и измерение. Причины и формы проявления инфляции. Социальные и экономические последствия инфляции в Российской Федерации. Антиинфляционная политика в РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2008

    Роль государства в поддержании макроэкономического равновесия. Социально-экономические последствия инфляции. Определение индексов инфляции. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики. Кредитно-денежная политика Центрального банка РФ.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2009

    Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности. "Уравнение обмена" Фишера, основные идеи кейнсианской теории. Современные теоретические модели инфляции, ее причины, виды и последствия. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2011

Тема: Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства

Тип: Контрольная работа | Размер: 139.55K | Скачано: 114 | Добавлен 09.11.13 в 11:29 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

План работы

1. Контрольный теоретический вопрос. 3

1.1. Социально-экономические последствия инфляции. 3

1.2. Антиинфляционная политика государства и её основные направления. 7

2. Эссе на тему: «Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе. Методы борьбы с инфляцией в России». 10

3. Контрольные тестовые задания. 17

Список литературы.. 18

1. Контрольный теоретический вопрос

1.1. Социально-экономические последствия инфляции

Инфляция — кризисное состояние денежной системы. Она относится к разряду тяжёлых и трудноизлечимых заболеваний экономики. От неё не застрахована ни одна страна. Обычно под инфляцией подразумевают долгосрочное повышение общего уровня цен при снижении покупательной способности денег. Инфляционный процесс гораздо сложнее и не сводится лишь к простому изменению соотношения между товарами и деньгами.

Инфляция представляет собой денежное явление. Более конкретно — обесценивание денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно. Выражается инфляция в длительном общем неравновесии рынков в сторону спроса. Таким образом, инфляция — это такое обесценивание денег, которое сопровождается нарушением законов денежного обращения и утратой деньгами всех или части своих основных функций. В крайнем своём проявлении инфляция приводит к утрате доверия к денежным знакам и возрождению натурального обмена .

Для измерения инфляции используются индексы цен, среди которых основными является индекс потребительских цен и дефлятор ВВП. Показатель темпа инфляции отражает темпы прироста уровня потребительских цен за исследуемый период. Для измерения темпа инфляции используют следующий показатель:

где — темп прироста среднего уровня потребительских цен;
и — индексы потребительских цен исследуемого и базового года. Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости потребительской корзины в исследуемом году со стоимостью той же корзины в базовом году:

где — индекс потребительских цен; — стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году; — стоимость корзины потребительских благ в базовом году. Индекс потребительских цен выступает как индекс стоимости жизни и позволяет оценить изменения реальных доходов населения. Для измерения уровня цен в экономике в целом используется показатель - темпы роста дефлятора ВВП или норма инфляции:

где — норма инфляции; и — дефлятор ВВП в исследуемом и в базовом году.

Итак, темпы инфляции измеряются в национальной экономике в целом с помощью дефлятора ВВП, а на уровне потребления населения — с помощью темпов прироста уровня потребительских цен.

Инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс негативных явлений:

1. Рост цен ведёт к обесцениванию неиспользованного капитала.

2. От инфляции проигрывают люди, предоставившие в кредит свои сбережения.

3. Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, потому что подрывает возможности нормальной реализации заработков.

4. Высокие темпы инфляции приводят к «бегству» капиталов за границу.

5. Сокращается экспорт и увеличивается импорт, растёт дефицит платёжного баланса, нарушаются пропорции, усиливается дезорганизация экономики, разрушается общественное богатство.

6. Падает уровень жизни населения, обесцениваются личные сбережения, снижается текущее потребление.

7. Происходит быстрое социальное расслоение населения, углубление имущественного неравенства.

8. Возрастает неопределённость и неуверенность в будущем, повышается риск предпринимательской деятельности. Инвестиции перераспределяются с долгосрочных объектов на краткосрочные, приобретают спекулятивную направленность. Значительная часть капиталов покидает сферу производства и устремляется в сферу обращения и финансовый сектор экономики.

9. Инфляция препятствует выходу экономики из кризиса, растёт безработица и обостряются социальные проблемы.

10. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями народного хозяйства.

11. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке и в производстве принимает острые формы.

12. Неопределённость и непредсказуемость будущего развития экономики приводят к изменению экономических интересов населения, социальным конфликтам, личным и семейным трагедиям, росту преступности и падению нравственных устоев общества.

Таким образом, список отрицательных последствий инфляции очень длинный. И всё же главная беда заключается в том, что инфляция делает плохо управляемым народное хозяйство.

Одним из сложных вопросов экономической политики является управление инфляцией. Весь арсенал средств борьбы с инфляцией подразделяется на:

Антиинфляционную стратегию, предусматривающую долгосрочные цели и методы;

Антиинфляционную тактику, дающую результаты в пределах небольшого периода времени.

Антиинфляционная стратегия состоит в гашении инфляционных ожиданий, чтобы переломить психологию покупателей, избавить их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, обусловленное неуклонным подорожанием товаров и услуг.

Инфляционные ожидания предотвратить можно при:

− всемерном укреплении механизма рыночной экономики (либерализация цен, пресечение фактов монополизма, стимулирование производства
и продаж, поощрение малого бизнеса, ослабление таможенных
ограничений и т.д.);

− существование правительства, придерживающегося курса на постоянное искоренение неуправляемой инфляции и пользующегося доверием большинства населения;

− введении жёстких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется строго контролировать;

− сокращении бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Для её решения можно идти двумя путями — увеличивать налоги или уменьшать государственные расходы. Предпочтительнее второй путь;

− сведении к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных импульсов, особенно перемещение спекулятивных краткосрочных кредитов (капиталов);

− использовании повышения курса валюты. Оно вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, следовательно, подталкивает вниз общий уровень цен.

Когда инфляционная ситуация становится нетерпимой, одними долгосрочными мерами не обойтись. Необходимо реализовать тактический потенциал антиинфляционного регулирования. Тактические методы не устраняют причины инфляции, а только на некоторое время снижают инфляционное напряжение. Сюда можно отнести приватизацию государственных предприятий, льготное налогообложение в целях расширения производства, повышение нормы сбережений и т.п.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью организационных мер почти невозможно. Необходима структурная реформа, направленная на преодоление диспропорций в экономике .

1.2. Антиинфляционная политика государства и её основные направления

Нарушение пропорции в народ-ном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структур-ной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационали-зацией производственных капиталовложений, переходом с бюджет-ного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают де-нежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.

Эволюция рыночного мировоззрения сформировала три направ-ления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское.

Кейнсианство. Кейн считал, что поднять уровень предло-жения можно, создав эффективный спрос, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предостав-ляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В ре-зультате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, без-работица снижается. Предложение, подстёгнутое заказами и деше-вым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианских рецептов — углуб-ление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу яв-ляется дополнительным государственным расходом. При этом дефи-цит государственного бюджета ни в коем случае не должен покры-ваться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кейнс предлагал иной путь — прибегнуть к государствен-ным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, по-сле обуздания инфляции. Недостаток этого пути - рост внешнего долга. Предлагаемые кейнсианством методы действительно могут быть эффективными лишь в условиях сильных конкурентных сил.

Монетаризм. Монетаристы во главе с М. Фридменом обратили внимание и на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить
свою очищающую функцию — освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономи-ческое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохра-няла старые диспропорции, далее — на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса.

Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.), и нести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и сред-ний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, воз-можна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем проведения конфискационной денежной реформы и/или замораживания сбере-жений, чтобы снизить давление спроса на потребительском рынке. Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и пу-тем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего за счет осво-бождения от чрезмерных социальных программ, поддержания дота-циями и субсидиями неэффективного производства. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят наиболее сильные производители, которые поощряются более низкой ставкой налогов.

Монетарные программы осуществляются в три этапа. На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем — рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

Структурализм. Ключевой элемент этой концепции — утвержде-ние о наличии «инерционной инфляции», не связанной с расшире-нием денежной массы. Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции; в частности возникновением у экономических субъектов высоких инфляционных ожидании. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы, что само вызывает усиление инфляции, тяжелых побочных послед-ствий, таких как резкий спад производства.

В рамках данной концепции произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издер-жек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кро-ме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на «открытые» экономики развивающихся стран («импорт инфляции»). Это привело структуралистов к мысли о необхо-димости прямого административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий (например, «гетеродоксный шок» — одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п.). Кроме того, по мне-нию структуралистов, требования по ограничению бюджетного де-фицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Однако в случаях, когда происходит резкое ослабление контроля за приростом денежной массы, инфляция становится галопиру-ющей .

2. Эссе на тему: «Особенности антиинфляционной политики в России на совре-менном этапе. Методы борьбы с инфляцией в России».

Антиинфляционная политика государства представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.) В связи с этим очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Среди основных причин инфляции можно выделить следующие:

  • Эмиссия денег для покрытия расходов госбюджета. Политика Центрального Банка, повлекшая увеличение денежной массы в стране: выдача кредитов правительству для покрытия госрасходов; выдача кредитов коммерческим банкам, которые идут на выдачу займов своим клиентам —юридическим и физическим лицам.
  • Излишние расходы на милитаризацию в условиях структурных перекосов в экономике.
  • Чрезмерные ставки налогообложения, что замедляет инвестиционные процессы в экономике.
  • Появление в экономике «социальной инфляции», которую связывают с монополией профсоюзов, добивающихся роста заработной платы.
  • «Импортируемая инфляция», обусловленная притоком в страну иностранной валюты, низким курсом национальной валюты, что приводит к росту цен на импортные товары. Метод ревальвации (повышение курса национальной валюты) может сделать импорт более дешевым. Однако ревальвация делает более дорогим экспорт отечественных товаров, снижая их конкурентоспособность на мировом рынке.

Расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы для привлечения и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий, а не в связи с ростом производительности труда. Финансирование военных заказов и расширение военно-промышленного комплекса (ВПК), также приводит к росту цен. ВПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров и услуг.
А его продукция не является объектом потребительского и производственного спроса. Поэтому деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную товарной массой.
Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х гг. в период экономической трансформации от централизовано планируемой к рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы в России после развала Советского Союза начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции (пик инфляции пришелся на 1992г., когда цены за год выросли в среднем на 2500%).

Рис. 1. Индексы потребительских цен в 2008-2013гг.

Благодаря продуманной антиинфляционной политике Российской Федерации, к нынешнему моменту удалось достигнуть определённых положительных результатов. Центробанк ожидает, что инфляция замедлится во втором полугодии 2013 года и впишется в целевой диапазон в 5-6%. Если это случится, то рост потребительских цен в нынешнем году может стать рекордно низким за последние двадцать лет. На рис. 1 изображен график индексов потребительских цен на все товары и услуги в 2008-2013гг (на конец периода, в % к декабрю предыдущего периода). На нём заметно положительное влияние антиинфляционной политики на экономику за последние годы.

Текущие показатели инфляции притормозят не только в 2013 году, но и в начале следующего года. Об этом рассказала журналистам председатель Банка России Эльвира Набиуллина. «По мере поступления нового урожая и сохранения понижательной динамики цен на зерновом рынке и в случае отсутствия негативных внешних и внутренних шоков ЦБ ожидает замедления инфляции во втором полугодии 2013 года и в начале 2014 года», — отметила глава Центробанка.

Риски, впрочем, все равно остаются. Правда, по словам Набиуллиной, их влияние на рост потребительских цен в стране продолжает снижаться. Это касается и спроса, и продовольственных цен, и импортируемой инфляции.

Сохранение этих устойчивых тенденций может сослужить хорошую службу и в будущем году. По словам заместителя председателя Банка России Сергея Швецова, у ведомства «очень амбициозные цели по инфляции на следующий год». Так что при хорошем урожае, а также благоприятной обстановке на внутреннем и внешних рынках в течение следующих полутора лет, у России остаются неплохие шансы на благоприятные показатели инфляции в ближайшую двухлетку.

Однако первое полугодие 2013 года относительно роста потребительских цен выдалось не самым удачным. «В июне и начале июля годовой темп прироста потребительских цен снизился, но оставался выше целевого диапазона и, по оценке, на 8 июля 2013 года составил 6,6%. Базовая инфляция в июне составила 5,8%», — говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей Банка России.

Накануне обнародовал свои инфляционные расчеты Росстат. Согласно последним цифрам ведомства, инфляция в России с начала года добралась до отметки в 4%. Но пока что цены в стране растут такими же темпами, как и в прошлом году .

Основной причиной инфляционных процессов в России выступает не избыток денежной массы, а отсутствие реальных способов трансформации средств, поступающих в экономику, в реальный сектор — в виде инвестиций. Более того, борьба с инфляцией путем сдерживания роста денежной массы ведет к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг в отношении денежной массы, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей и бюджета .

Для снижения инфляции принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков: снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров; меры постимулированию конкуренции; ограничения на рост цен на ряд социально значимых товаров и др.
На снижение инфляции в среднесрочной перспективе нацелена комплексная программа, реализуемая Правительством РФ, включающая в себя две группы мер:

1) меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, созданию новых рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях дерегулирования;

2) меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции и стимулирование сбережений населения, а тем самым и ограничение избыточного спроса населения .

Инструменты, задействуемые в антиинфляционной политике РФ:

1. Кредитование банков. В условиях сжавшейся ликвидности первым задействованным инструментом становится выборочное вливание денег в экономику (предоставление ряду крупнейших банков (в первую очередь государственным — Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку и ряду других) оборотных средств на погашение долгов по краткосрочным обязательствам перед другими финансовыми институтами; предоставление финансовой помощи крупным промышленным, строительным, добывающим компаниям; предоставление кредитов крупным игрокам продовольственной розницы).

Необходимость такого шага объяснилась сложившимся в экономике высоким уровнем перекредитования банков, тесным сотрудничеством производства и финансового сектора, а также условиями работы сетевой розницы с поставщиками (в первую очередь продовольственной). Даже краткосрочное отсутствие ликвидности в этих сегментах экономики могло привести к волне дефолтов и банкротств, сбою денежного обращения в экономике и полному нарушению цепочки обеспечения населения товарами первой необходимости. В качестве положительных факторов данного инструмента (в краткосрочном периоде) можно отметить ослабление дефицита ликвидности в экономике, сохранение текущей работоспособности важных участников рынка — в сфере производства, обращения и торговли.
2. Резервная ставка. Повышение ЦБ РФ резервной ставки, по официальным заявлениям, делается ради роста рублевых ставок относительно валютных. Эта мера должна противодействовать оттоку капитала. Несмотря на то, что повышение резервной ставки подразумевает укрепление надежности банковской сферы, из свободного обращения изымается часть ликвидности, что в условиях нехватки денег в стране кажется абсурдным шагом. Оценка влияния фактора: негативный в краткосрочном, позитивный в долгосрочном периоде.

3. Политика таргетирования инфляции. В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке .
Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства (например, социальной или научно-технической). Разработанный и проверенный на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования рыночной экономики в развитых странах заслуживает внимательного изучения и требует умелого использования в России.

3. Контрольные тестовые задания

3.1. Сторонники концепции «экономики предложения» считают, что:

а) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна;

б) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, эффективна;

в) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, неэффективна;

г) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, эффективна.

Обоснование ответа: суть концепции — перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Основная идея авторов концепции — стимулировать предложение капиталов и рабочей силы .

3.2. Согласно кривой Филипса антиинфляционная политика правительства в краткосрочном периоде приводит:

а) к росту безработицы и снижению выпуска;

б) к снижению безработицы и выпуска;

в) к росту безработицы и выпуска;

г) к снижению безработицы и росту выпуска.

Обоснование ответа: в краткосрочном периоде существует выбор между инфляцией и безработицей, правительство может снизить инфляцию за счет увеличения уровня безработицы или увеличить занятость, мирясь с более высоким темпом инфляции
.

Список литературы

  1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учеб. пособие. — М.: Юрайт, 2012. - 332 с.
  2. Веселова Н.В. Макроэкономика (продвинутый уровень). Электронное учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. — 135 с.
  3. Маневич В. Монетарная динамическая модель Тобина и анализ российской экономики // Вопросы экономики. — 2009. — № 3. — 108 с.
  4. Прогнозы инфляции // CBR.RU: ежедн. интернет-изд. 2013. 10 сент. URL: http://www.cbr.ru/pw.aspx=4633 (дата обращения: 18.10.2013).
  5. Стратегия развития государства на период до 2015 г. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И. Ишаева: офиц. текст. // Российский экономический журнал. — 2011. — №1. — 37 с.
  6. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — Мн.: Академия управления, 2012.— 280 с.
  7. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: Учебное пособие. В 2 ч. / под общ. ред. Б.И. Герасимова и Н.С. Косова. —Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2011. — Ч. 2. — 204 с.
  8. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. проф. д.т.н. Г.П. Журавлевой — 5-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 864 с.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

error: