Почему темная ночь души бесконечная. Темная ночь души… Нервные заболевания при духовном росте. Искусство и миф – введение в мир депрессий

Тень смерти, страданий и мук ада чувствуется особенно остро, и это приходит из ощущения, что ты покинут Богом… и в душе возникает ужасное предчувствие, что так будет всегда…
Душа видит себя в самом центре разнообразнейших форм зла, среди жалкого несовершенства, опустошенной, жаждущей понимания и брошенной во тьму.

Сан-Хуан де ля Крус, «Темная ночь души»

На следующих страницах будут описаны некоторые наиболее общие критические и вызывающие затруднения типы переживаний, которые выходят на поверхность из сложного и запутанного внутреннего мира личности во время процесса трансформации и которые нам знакомы как по собственному опыту, так и по сообщениям других людей. Мы надеемся, что не обескуражим читателя тем, что начнем сейчас разбираться в этих тяжелых переживаниях. Темная ночь души — это только один аспект духовного путешествия, и есть много других, гораздо более приятных.

Цель нашего исследования этой темы состоит, во-первых, в том, чтобы выразить необычную последовательность состояний во время процесса трансформации. Хотя существует много исключений, но большинству людей, переживающих духовный кризис, все-таки приходится погружаться в темные области и проходить через них, прежде чем они достигнут состояния свободы, света и умиротворения. Для тех, кто предпринимает такой путь, положительные ощущения часто представляются потом более значимыми и интенсивными по контрасту с теми тяжелыми переживаниями, с которыми приходилось сталкиваться ранее. Подобно тому, как восход солнца воспринимается особенно ярким и вселяющим надежду после длинной зимней ночи, так и радость кажется особенно сильной после боли.

Помня об этом, можно задать следующий вопрос: чем являются те темные области, через которые человеку, может быть, придется проходить? На что они похожи? И какого рода конфликты могут возникнуть там?
Для некоторых людей, находящихся в духовном кризисе — как в его драматических, так и в более мягких формах, — задача прожить еще один день, задача сохранить возможность действовать обычным образом может стать серьезным вызовом. Нормальная, кажущаяся простой деятельность, которая является частью повседневной жизни, может внезапно стать затруднительной или вызывающей депрессию. Часто индивиды, находящиеся в кризисе, наполнены внутренними переживаниями, которые настолько насыщены эмоциями, мощью и энергетической силой, что бывает трудно отделить живые и яркие образы внутреннего мира от событий внешней реальности. В таких ситуациях часто бывает сложно поддерживать концентрацию внимания, и это может вызывать большие затруднения у людей, переживающих кризис. Причиной паники могут стать и быстрые, частые перемены состояний сознания. Неспособные функционировать своим обычным образом, люди в такой ситуации чувствуют свое бессилие, неэффективность и вину.

Одна женщина так описывала свои проблемы:

«Я могла видеть и понимать, что есть дела, которые нужно сделать по дому, но у меня было такое чувство, что существует некая стена между мной и этими делами, которые раньше я выполняла без всяких усилий. Я помнила, что мне нужно выйти, чтобы сделать кое-какую работу в саду, и знала, что эта деятельность может быть полезной. Однако у меня возникало такое чувство, что если я уйду так далеко, то могу взорваться. На всех тех артистических и творческих проектах, которые меня так радовали раньше, сейчас было слишком трудно сфокусироваться. И даже игра с моими детьми казалась мне слишком сложной задачей. Единственное, что я могла делать в это время, это кое-как заботиться о себе».

Среди наиболее тяжелых и беспокоящих состояний, с которыми обычно приходится сталкиваться человеку, переживающему духовный кризис, можно назвать чувство страха, ощущение собственного безумия и озабоченность смертью. Хотя эти состояния часто являются неизбежными, необходимыми и центральными частями целительного процесса, они могут становиться пугающими и преобладающими, в особенности когда отсутствует поддержка со стороны других людей.

Из раскрывающихся врат бессознательного на поверхность вырывается большое разнообразие подавленных эмоций и воспоминаний. Когда человек сталкивается со специфическими воспоминаниями или переживаниями из личностных либо надличностных, трансперсональных, областей, у него могут появляться переживания, связанные со страхом, одиночеством, безумием и смертью. У человека могут оживать воспоминания о пережитых тяжелых болезнях, угрожающих жизни случаях или о других беспокоящих событиях из младенчества и детства. Также может быть заново пережито биологическое рождение со всеми его сложными, хаотическими и динамическими проявлениями.

Многие воспоминания содержат в себе элемент страха. Люди, родители которых испытывали алкогольную зависимость, могут пережить тот ужас, который испытывала их пьяная мать при насилии над ней. В других может ожить тот страх, который человек пережил когда-то при падении с дерева или же когда он в детстве болел коклюшем.

Индивид может внезапно почувствовать чисто детское ощущение одиночества, которое никак не связано с его нынешней ситуацией. Эти иррациональные чувства могут быть связаны с такими случаями из детства, как брошенность родителями либо недостаток связи с матерью во время рождения. Подобные чувства могут быть вызваны изолированностью от ровесников в школе или с болезненными переживаниями при разводе. Часто, когда возникает воспоминание об угрожавших жизни событиях, некоторые индивиды могут переживать ощущения безумия. Они могут внезапно вспоминать последовательность событий из своей личной истории, такие, как близкая к фатальному исходу автомобильная катастрофа или инцидент во время плавания, когда была угроза утонуть, либо случаи какого-то экстремального физического или сексуального оскорбления. Когда у людей оживает память о таких инцидентах, их чувства бывают настолько сильными, что они начинают полагать, что связь с реальностью утрачивается.

Такие ситуации могут приводить человека и к переживанию смерти. Кроме того, переживания, относящиеся к смерти, могут быть связаны с обстоятельствами рождения. Человек всегда переживает некоторые формы сущностного контакта со смертью, когда в нем оживают воспоминания, относящиеся к его рождению с сопутствующим ему ощущением удушья и угрозы для жизни. Если во время предродового существования индивид подвергался угрозе аборта или выкидыша, то он или она могут пережить весьма убедительный кризис выживания зародыша, который снова живо вспоминается спустя много времени.

Человек может также столкнуться с переживаниями страха, Одиночества, безумия или смерти во время трансперсональных состояний, возникающих из коллективного бессознательного или даже из областей вселенского масштаба.

Трансперсональные области содержат в себе как светлые, так и темные элементы; страх могут вызывать и те и другие, «позитивные» и «негативные». Кто-то может бороться с чудовищным мифологическим демоном или пережить заново битву, бывшую в другой эпохе, — чувство тревоги и страха в таких ситуациях неизбежны. Тот факт, что чувство страха иногда возникает и тогда, когда индивид движется в области света и красоты, может озадачить. В следующей главе мы обсудим тот вызов, который содержится в «позитивных» реальностях.

Индивид может переживать чувство одиночества во время реалистического отождествления с солдатом, разлученным с возлюбленной во время войны, или с матерью из Африки, которая переживает утрату своего ребенка, умершего от голода. Одна женщина во время наших семинаров пережила настоящее безумие, когда на протяжении сеанса глубокой эмпирической работы она почувствовала себя сумасшедшей в средневековом приюте для душевнобольных. Через час, когда ее переживания завершились, она вернулась к своему обычному рациональному состоянию.

Столкновение со смертью на трансперсональном уровне может принимать различные формы. В переживаниях, напоминающих воспоминания прошлых жизней, могут ярко оживать ощущения убитого солдата, раба, мученика или матери, переживающей утрату детей во время войны. Человек может переживать столкновению со смертью в мифологических мирах иногда через свое отождествление с фигурой распятого на кресте Христа либо с расчленяемым на части Осирисом.

Индивид может отождествляться с общечеловеческим опытом умирания, становясь каждой женщиной, которая умирает во время родов, и всеми мужчинами, которые на протяжении истории человечества были убиты в сражениях. Кто-то может пережить свое отождествление с самой архетипической фигурой Смерти, ощущая всю чудовищность этой вселенской силы. Следующий яркий пример взят из воспоминаний женщины, чей духовный кризис включал в себя многие реалистические переживания смерти:

«Я видела, как все вокруг меня кружилось в вихре смерти: могильные плиты, кресты, смеющиеся черепа и перекрещенные кости. Я видела множество кровавых битв, концлагерей, больничных палат — везде были сцены смерти. Мне казалось, что я в одно и то же время и наблюдаю и принимаю участие во всех смертях одновременно. Потом мои переживания внезапно изменились, и я почувствовала, как будто я, кем бы я ни была, ответственна за все это; я стала самой Смертью в ее традиционном мрачном образе с косой, пожинающей человеческие жизни; апокалиптическим всадником на коне бледном — и все это была я сама, зовущая всех людей покинуть жизнь».

Легко можно совершить ошибку и ассоциировать эмоции и ощущения, вызванные внезапным проявлением вытесненных воспоминаний, с жизненной ситуацией, существующей у человека в настоящий момент. Например, у того, кто заново пережил угрозу гибели, нависшую над ним во время его рождения, может развиться глубокая озабоченность проблемой смерти или необычайно резкая реакция на фильмы или телевизионные передачи, показывающие сцены смерти. Он может чувствовать постоянную угрозу от потенциальной опасности в окружающем его мире и может часто беспокоиться о физической безопасности. Не осознавая этого, он может впадать в панику в замкнутых помещениях, пугаться в лифте или при давке в метро.

У некоторых может развиться танатофобия — чрезмерный страх смерти, на фоне которого человек оказывается одержимым убеждением, что ему угрожает сердечный приступ. Когда опыт рождения полностью осознан со всем его широким спектром эмоций и физических ощущений, к человеку приходит постижение, что это и есть источник его страхов, и эти страхи рассеиваются.

——————————

ВСТРЕЧА ЛИЦОМ К ЛИЦУ СО СТРАХОМ

Страх является естественной частью многообразной мозаики изменяющихся состояний сознания.

Некоторые формы страха обычно сопровождают духовный кризис — как в мягкой форме, связанные с предстоящим участием в повседневных событиях, так и в форме огромного, затопляющего все ужаса, который, казалось бы, не связан ни с какими реальными аспектами жизни этого человека. Иногда тревога и беспокойство могут быть связаны и с ситуацией, в которой находится человек: когда не только многие из его убеждений разрушаются, но и сам человек в такой ситуации становится чрезвычайно эмоциональным. В теле ощущается общая разбитость, появляются новые физические стрессы и беспокоящие боли. Большинство из страхов кажутся совершенно необъяснимыми и беспричинными, хотя, конечно, в сущности, эти страхи не могут причинить никакого реального вреда человеку, который их испытывает. Иногда индивид, вовлеченный в кризис, справляется со страхами относительно легко, но бывают случаи, когда чувство страха кажется расширившимся настолько, что переходит в полностью неконтролируемую панику.

В жизни большинства людей встречается много форм страха — от наиболее грубых и очевидных, таких, как ужас перед физическими травмами или смертью, до более тонких проявлений, как, например, беспокойство, испытываемое, когда нужно что-то спросить у незнакомого человека. Несмотря на страхи, большинство людей способны достаточно хорошо функционировать в повседневной жизни без того, чтобы эти страхи полностью овладевали ими. Во время многих духовных кризисов повседневные страхи усиливаются и обостряются, часто становясь неуправляемыми. Они могут принимать форму само собой возникающего общего беспокойства или же кристаллизоваться в отдельные более обычные виды страха.

СТРАХ НЕВЕДОМОГО.

В известной степени он является обычным для многих людей. Когда жизнь начинает увлекать нас в незнакомом направлении, мы часто отвечаем на это тем, что становимся озабоченными и начинаем сопротивляться.

Некоторые люди бросаются в неведомое относительно бесстрашно, проявляя при этом завидное мужество. Но многие другие, когда им приходится двигаться в сторону неисследованных областей, делают это против своей воли или же, в лучшем случае, очень осторожно.

Для тех же, кто находится в духовном кризисе, страх неизвестного может увеличиваться до огромных размеров. Их внутренние состояния часто сменяют друг друга столь быстро, что они становятся исполненными страха от незнания того, какое состояние будет следующим. Такие люди постоянно погружены в неизмеримые внутренние пространства, в новые формы осознавания, в неоткрытые возможности. Так, у женщины, настроенной совершенно материалистически, могут возникнуть спонтанные состояния выхода из тела, и она может вообразить, что является чем-то большим, чем просто физическое тело, с которым обычно отождествляет себя. Или же человек может внезапно пережить последовательность эмоциональных и физических состояний, которые будут казаться пришедшими из некоего иного места и иного времени. Этот опыт может навести человека на мысль о перевоплощениях — идее, бывшей раньше совершенно чуждой для него.

Внезапные события такого типа могут быть весьма пугающими для тех людей, которые не готовы к ним. У них может появиться чувство неуверенности в отношении того, куда они идут и как им реагировать на все происходящее; столь быстрые и сильные изменения могут вызывать опасения того, что они утрачивают контроль над своей жизнью. Эти изменения могут быть слишком длительными для старого, знакомого и безопасного способа бытия, того более спокойного и предъявляющего меньше требований существования, пусть даже не вполне счастливого, которое у них было прежде.

СТРАХ УТРАТЫ КОНТРОЛЯ.

Человек, который провел много лет, Напряженно работая для благополучия успешной семейной жизни, может представлять себе свое будущее как нечто вполне четкое и чувствовать значимость в тех повседневных нагрузках, которыми заполнено его существование. Когда у его жены внезапно возникает смертельное заболевание, его жизнь вдруг принимает совершенно другое направление, чем то, которое он планировал. Его мечты разбиты вдребезги, и эмоциональный стресс, вызванный этим событием, может стать началом трансформационного процесса. С трудом, болезненно этот человек осознает, что он не властен над силами жизни и смерти и что на него воздействует нечто, находящееся вне его контроля.

Многие люди проводят годы с ощущением, что их привычный мир Хорошо организован и что они имеют полную власть над своей жизнью. Когда они открывают, что отнюдь не полностью контролируют траекторию своего бытия, то могут переживать чувство чрезвычайной свободы. Но бывает, что люди пугаются этого, особенно если они полностью отождествляют себя со своим исполненным постоянных нагрузок образом жизни. Они будут спрашивать самих себя: «Если не я контролирую свою жизнь, то тогда кто же? И является ли он, она или оно — то, что управляет моей жизнью, — вполне заслуживающим доверия? Могу ли я отдать себя некой неведомой силе и знать, что эта сила позаботится обо мне?»

Сталкиваясь со страхом утраты контроля, ум и «эго» становятся очень изощренными в своих усилиях зацепиться за что-либо; люди, находящиеся в таких ситуациях, могут создавать сложные системы опровержения, убеждая самих себя, что тот образ жизни, который они ведут, совершенно замечателен и что нет никакой необходимости в каких-либо изменениях, либо что те изменения, которые они ощущают, просто иллюзорны. Эти люди могут пытаться интеллектуально интерпретировать те состояния ума, которые они переживают, создавая утонченные теории для того, чтобы объяснить их. Или же они могут пытаться просто избегать этих состояний вообще. Иногда само чувство беспокойства становится защитой: когда человек цепляется за свое чувство страха, это может вполне успешно предохранять его от слишком быстрого роста.

Существует другая форма утраты контроля, далеко не столь постепенная и более драматичная. Находясь в духовном кризисе, человек может почувствовать себя переполненным мощными эпизодами переживаний, во время которых он полностью утрачивает контроль над своим поведением. В таких ситуациях индивид может взорваться от гнева, заливаться слезами, сильно дрожать или пронзительно кричать — так, как никогда раньше этого не делал. Такое беспрепятственное освобождение эмоций может быть чрезвычайно освобождающим, но, прежде чем оно произойдет, человек может пережить чрезвычайно сильный страх перед силой своих чувств и сопротивление этой силе. После такого взрыва индивид чувствует себя испуганным и стыдится того, что позволил проявиться своей экспрессии с такой силой.

ИНЫЕ ВИДЫ СТРАХА.

В некоторых формах духовных кризисов Физические ощущения или реакции иногда интерпретируются как страх. Люди могут чувствовать в себе странные вспышки энергии, иногда чрезвычайной силы. Они ощущают в себе пульсирующие электрические заряды, неконтролируемую дрожь в теле или присутствие некой неведомой силы, текущей через их нервную систему. Их пульс учащается, а температура тела поднимается.

Что происходит при этом? Такие проявления часто становятся естественным физиологическим сопровождением резких изменений, происходящих в сознании; эти ощущения могут быть также и специфическими характеристиками некоторых форм духовного кризиса — таких, как пробуждение Кундалини.

Люди, не готовые к таким феноменами или не знакомые с ними, могут быть очень напуганы, когда такие проявления становятся частью их повседневной жизни. Поскольку у них есть определенные критерии нормальности телесных ощущений, то они обычно испытывают тревогу во время приступов таких странных новых ощущений и легко могут ошибочно принять эти ощущения за проявления самого страха. Одна женщина, погруженная в интенсивную практику медитации, так вспоминала свои переживания:

«Я отправилась к своему духовному учителю и рассказала ему о странном чувстве тревоги, которое стало теперь частью моей жизни. В особенности я ощущала это ночью или же когда пыталась медитировать: мое сердце начинало учащенно биться, тело дрожать, и я чувствовала, что покрываюсь потом от страха. Когда мой учитель услышал об этом, он засмеялся и сказал, что это просто проявления Кундалини Шакти. Он сказал: «Помни, что когда ты испытываешь подобные вещи. То это не страх нападает на тебя, это Бог движется через тебя». Потом я много раз думала о его словах, и это наконец дало мне большую поддержку».

Человек может также столкнуться со страхом безумия, страхом смерти и страхом вселенского уничтожения.

В дальнейшем мы рассмотрим это подробнее.

Станислав Гроф

________________________________

На страницах сайта я недавно освещала , когда в жизни происходит череда неприятных событий, выбивающая почву из под ног и дающая очень непростые эмоциональные состояния. Статья была ответом на конкретный вопрос, потому что каждая ситуация сугубо индивидуальная, и в статье я пыталась найти общие составляющие и дать практические советы для помощи тем, кто попал в подобную ситуацию.

После мы еще какое-то время работали с написавшей читательницей с ее ситуацией. Ключевым ее моментом были разрушенные личные отношения.

И вот в комментариях к статье « » одна читательница написала следующее:

как Бог дает нам испытаний по силам? люди от них сходят с ума,совершают самоубийства! когда говорят действуй, а жизнь твердит что в данный момент бороться бесполезно, что ни делай- все из рук вон плохо (столкнулась с таким положением в жизни течение половины года)-тогда как? когда помогал людям в жизни, а жизнь тебе за это “твоим же салом по….” и помощи ждать неоткуда,белое превратилось в черное

И я бы хотела ответить отдельной статьей, чтобы прояснить некоторые нюансы.

Во-первых, Бог действительно дает испытания по силам и как бы вам несправедливо это ни казалось – с нами происходит именно то, что должно происходить, то, что запланировано нашей душой ради решения определенных задач.

« в то время, как вы ищете смысл своей жизни, вы уже живете им»

То, что не все справляются – это уже слабость человеческой личности и неумение справиться с ситуацией, добровольный выбор души – прекратить свое пребывание на Земле и уйти отсюда. У нас есть свобода воли и если человек принимает решение- Вселенная молча подчиняется ему. У нас всегда есть право выбора- бороться или сдаваться, принимать или отвергать, идти или стоять.

Следующий момент о паузах в жизни. У меня есть статья про « » — бывают такие моменты в жизни, когда действительно нужно сделать паузу и ничего не делать, но это не значит, что нужно перестать пытаться трансформировать ситуацию. Или просто сидеть и ждать Манны с небес или протянутой руки помощи. Во-первых эту помощь все-таки нужно просить. Если нет физических лиц к кому можно обратиться за поддержкой, можно обращаться к Ангелам-хранителям, Высшим силам, Богу – ходить в церковь и молиться, ходить в парк и бесцельно бродить по улицам, кормить уточек в пруду и голубей в скверах. И мысленно просить дать Вам понять, что сейчас Вы должны делать.

Ждать когда придет решение, озарение, понимание. Медитировать и позволять себе много времени проводить в одиночестве, точнее, уединении – соцерзать природу и красоту, слушать музыку, обратить внимание на тело – поухаживать за ним, ванны, теплый плед и на диван, горячий чай с любимым тортом и смотреть любимый фильм, сделать что-то что вы любите, спорт и упражнения для тела, танцы – нужно разгонять застойную и негативную энергию.

В эти времена нужно работать с внутренними состояниями , а не внешними ситуациями.

Понятно, что в такие моменты человек сильно ушел в минус. Я специально в заголовке написала о беспроСВЕТной жизни, то есть жизни, откуда ушел СВЕТ. Человеку кажется что «Боги покинули его».

И здесь я рекомендую изучить материал о Темной ночи Души – сама статья написана довольно непростым языком, она ченнелинговая, поэтому читается сложно. Здесь я попробую объяснить это проще и приведу цитаты на которые нужно обратить внимание.

Данное явление касается эволюционного развития человека, в какие-то моменты человек может ощущать, что он остался один – его ангельская поддержка перестала действовать, Дух отдалился от него и эта пауза имеет свой смысл.

Темная Ночь представляется совершенно человеческим явлением, когда человек, дотоле считавший себя духовным, а значит, неподвластным абстракциям обыденной жизни,вынужден взглянуть на себя во второй или в третий раз.

Иногда душе (воплощенной виде личности) приходится даже возвращаться в направлении, обратном тому, в каком она, по ее мнению, двигалась, чтобы восстановить необходимые качества, которые она упустила или оставила позади. .. Необходимо распутать все. Это распутывание и составляет Темную Ночь, которая не исключена даже для самой правильной и совершенной жизни.

Похоже, что, когда разыгрывается эта неизбежная драма, духовно начитанные и образованные люди и те, кто одну или две жизни просидел у ног учителя, особо резко реагируют на этот естественный закон, набрасываясь на других или раня самих себя . Хотя этот путь труден и не внушает уверенности, Темная Ночь все же имеет свою ценность для души. Пока путь широк, можно подражать посвященному, но когда он в конечном счете сузится, то лишь истинно устремленные смогут вынести все до конца .

.. И качество Темной Ночи, и ее длительность определяются расстоянием между малым и Высшим «Я».

Теперь «вместилищу» души, или очищенному сердцу, надлежит видеть свой путь сквозь полумрак своего человеческого состояния, пока оно не сможет видеть во тьме и в конечном итоге - сквозь нее. Всякое ограничение малое «я» воспринимает в этом состоянии как окончательное и решающее, теряя способность к творческому и оригинальному выражению. Каким бы жестоким ни казался этот переход, в конце концов душа и личность сольются воедино и раз и навсегда ясно узнают, где десница Божья и что движет ею.

Старшие Учителя Духа как объективные идеи развитого сознания становятся центральными факторами помощи. Когда, повинуясь высоким законам Духа, они удаляются, то оставляют благоухающий след, который очень быстро сменяется стеной непроницаемого мрака. Разве может что-нибудь заменить такую близость и взаимную любовь Духа и к Духу? И очень быстро возникает мысль, что так легко отклонить можно только то, что не достойно любви. И начинается мучение .

Люди с тонким складом и люди с хорошей интуитивной организацией очень тяжело переносят эту духовную потерю; отсутствие приносит большую горечь , потому что присутствие было очень приятным . Удаление часто носит и личный, и безличный характер.

В описываемое здесь отчаяние впадает намного больше людей, чем можно представить, цепляясь с плачевными результатами за эго и силясь выжать из него обусловленные и вымученные слова. Когда духовная связь почти прекращается, малое «я» остается, чтобы как бы воскрешать себя из мертвых. В отчаянии оно возвращается к своей простоте и невинности, иногда даже рыдая, как дитя, в мольбе не оставлять его больше.

Малое «я» должно начать как бы заново, ибо даже те, кто думает, будто у них ничего нет, извечно обладают всем, и именно в этом им предстоит вновь убедиться . Боги и учителя, которые льстят малому «я» или душе, недостаточно божественны, поэтому за такими переживаниями лишения и скорби часто следует более правильное понимание божественности.

Те, кто считает себя самыми невинными и чистыми в своих мыслях и делах, переносят Ночь иначе. Эти добровольные изгнанники в нескончаемую муку вынуждены видеть постоянную череду не самых достойных людей, получающих вознаграждение за любую мелочь. Им, кто, по их собственному мнению, больше других заслуживает любви Божией и счастья, кажется, будто они стоят на последнем месте - забытые, обойденные и оставленные.

Лишившиеся дара речи от такого оборота дел и не в силах совладать с собой, они начинают плохо думать и говорить о щедрости по отношению к другим и об их благополучии. Подавленные собственным невезеньем, они почти каждый день видят дурные знаки и сталкиваются с неприятностями. Кажется, чем больше добрых дел они совершают, тем больше погружаются во тьму, из которой не видят выхода.

На этом этапе многие начинают верить, будто Бог и впрямь благоволит тьме и тем, кто думает и заботится в первую очередь о самих себе. Когда плохое положение сменяется еще худшим, перед ними встает выбор, жить ли им и получать от жизни, как все, или отстраниться от общества и жить в одиночестве в мире, который больше не принимает их.

Во время Темной Ночи душа очищает себя, сознавая собственные недостатки.

Вместе с личностью она пересматривает все свои реальные и мнимые грехи. Каждая частица и атом многократно увеличиваются, чтобы не упустить никакой детали. При таким увеличении малое «я» не может не видеть своей ничтожности и искусственности.

Как увеличивается расстояние между малым «я» и душой, так увеличивается и расстояние между Светом и Тьмой, Превращая блага жизни не более чем в абстракции и отвлекающие факторы, падающие тяжким бременем на плечи, которые стали вдруг хрупкими и ненадежными.

.. . Сознавая свою вечность, душа радуется Темной Ночи как возможности пересмотреть то, в чем она больше всего не уверена. Она старается продлить свое странствие и смотрит на Темную Ночь лишь как на предрассветный час. А личное «я», думая, будто у него есть лишь одна жизнь, боится колебаний и даже задержек.

Личность усматривает в Темной Ночи результат непройденного экзамена, - экзамена, в котором ее испытали и сочли недостойной. Она ждет лишь заслуженного наказания за свои грехи, но это всего-навсего представления человеческой натуры.

Темная Ночь длится ровно столько, сколько обнаруживаются грехи… нет ничего плохого в том, чтобы устроить себе один раз роскошное пиршество, а на следующий день довольствоваться более простой пищей. День сменяется ночью так же неминуемо, как ночь сменяется днем, и это как нельзя лучше относится и ко всему, что происходит с вами.

Смятение, замешательство и тревога преобладают, когда с наибольшей силой чувствуется разделение. Если вы отделены от дыхания, вы жадно ловите воздух на вдохе и тяжело выдыхаете.

Духовное равновесие восстановится, когда строгие убеждения сменятся признанием новых возможностей.

Темная Ночь души - это явление, связанное с духовным пробуждением, и этого явления не нужно бояться . Темная Ночь не обязательно следует за духовным пробуждением или предшествует ему, ибо и то, и другое суть лишь аспекты расширения души.

Будьте терпеливы, проходя через подобное, и окружайте себя единомышленниками.

Двигайтесь осторожно и неспешно, поскольку ваш путь в течение этого цикла может оставаться неясным.

Пожалейте себя немного, если не можете без этого, но не увязайте в жалости к себе.

Приучите себя видеть в тусклом свете, чтобы иметь возможность помочь другим добиться того же, если вас попросят об этом.

Если происходящее с вами сегодня возвращает вас к подобным моментам, которые как будто выползают прямо из вашего прошлого, признавайте их как таковые. Смотрите на них прямо и честно. Солнце (сын) возвращается в урочный час, и свет достаточно скоро отбросит свою тень. Увязая в трясине, не делайте резких движений. Покоритесь своей судьбе, пока у вас не появится достаточная плавучесть, чтобы добраться до берега. Вы можете перепачкаться, зато не будете побеждены.

Ваш единственный грех - в забвении законов, согласно которым в третьем измерении господствует природа. Эти законы распространяются и на человеческую природу. Средство же заключается в воспоминании и прощении, где необходимо. Свет никогда не отсутствует, но часто определяется по тени.

Помните, что, когда вы разрабатываете новый путь, иногда он оказывается медленным.Новый, более медленный путь бывает лучше исхоженного старого, где нет новых видов и горизонтов.

То есть, в такие моменты у нас есть шанс приблизиться к Богу, но и существует опасность отдаления от него – нам нужно всегда идти к Свету. Зная, что период ночи обязательно сменится утром и терпеливо ждать рассвета.

И последнее, это личные астрологические влияния – у читательницы задавшей первый вопрос было второе Возвращение Сатурна, а у читательницы оставившей комментарий скорее всего были свои транзитные и планетарные влияния, которые имеет смысл изучать и обсуждать во время таких пауз с астрологом для прояснения происходящего.

Темная ночь души

Темная Ночь Души также описана в работах знаменитого психолога и психиатра Станислава Грофа – читайте по ссылкам ниже два хороших материала по теме

Если вы находитесь в подобной ситуации, когда все в вашей жизни рушится и вам нужна профессиональная поддержка и опора — у нас на сайте есть возможность обратиться к специалисту — Психологу и Психотерапевту с многолетним опытом работы. Для заказа консультации и получения детальной информации пожалуйста пройдите по ссылке ниже:

Сделайте это через страницу

Категории: , / / от 22.10.2015

Отрывок из ченнелинга Адамуса Сен-Жермена, переданного через Джеффри Хоппе. .

… Ученик лежал в своей кровати, возможно, после худшего периода в своей жизни. Он прошел через 21 день непрекращающейся болезни, ментального хаоса, безнадежности и полного непонимания того, что делать, и где он находился. В течение этих дней он был совсем один, наедине с самим собой, и большую часть времени даже не мог сам поесть – в таком состоянии хаоса он находился.

Все началось с того, что его физическое тело заболело. Возможно, гриппом или простудой, но ни один из симптомов не подходил. Была полная путаница. Он не хотел идти к врачу, потому что знал по своему опыту, что очень немногие врачи действительно понимали, что происходит с тем, кто проходит через свое просветление.

Так он лежал в течение 21-го дня в своей кровати, не понимая, сон это или явь, что реально, а что нет.

Это был кошмарный опыт – оказаться лицом к лицу с самим собой в самых темных и худших вариантах, какие только можно себе представить, в то время как его тело находилось в состоянии ужасной боли. Часто – в поту, часто – в таком холоде, что никакое одеяло или огонь не могли облегчить его глубокой внутренней агонии.

Это был самый наихудший из периодов. И были моменты, когда ему хотелось избавиться, освободиться от физического тела. Моменты, когда он ругал и проклинал тот факт, что он вообще когда-то подумал о пробуждении. Потому что теперь, в течение этих 21-го дня ужасной физической и ментальной агонии, никакие слова, услышанные им от учителей или прочтенные в книгах, не имели смысла и не могли хоть как-нибудь исправить то положение, в котором он оказался.

Патрик был одинок и несчастен.

См. также

По завершении 21 дня он начал выходить из этой ужасной тьмы, в которой он находился, по-прежнему не уверенный, кем он был, и что произошло. Он был полон сомнений. Его переполняла неопределенность и все еще большой конфликт. Но он чувствовал, что произошел какой-то сдвиг за эти три недели. Что-то изменилось.

Вдруг перед ним появился Мастер. Патрик, ученик, раздраженно подумал: «Мне это не нравится, Мастер просто неожиданно появляется. Я не слышал шагов. Он не постучал в дверь и не сообщил о своем приходе, и в этом состоянии или положении я даже не понимаю, присутствует ли он здесь физически или нет».

Но другая его часть была рада, что Мастер пришел. Происходило своего рода возвращение к тому, что можно назвать нормальным состоянием, к тому, что он мог распознать. И тот факт, что Мастер был здесь, мог означать либо, что он прошел через этот очень сложный период, либо что он был мертв.

Он спросил громко: «Дорогой Мастер, мне кажется, я умер. Это так?». Мастер сделал глубокий вдох, взглянул на кровать, где лежал Патрик, и на мгновение почувствовал небольшую грусть. Потому что вспомнил свои собственные очень тяжелые и трудные времена – точно также он был разорван на части во всех смыслах, был потерян и чувствовал, что побывал в своем аду.

Мастер посмотрел на Патрика и сказал: «Нет, друг мой, ты не умер. Ты вполне жив. Можно сказать, что до этого опыта, прежде, ты был действительно мертв. Ты жил в ограничениях. Ты жил в состоянии страха. Ты жил, не осознавая истинное «Я Есмь» – и это, по мне, большая смерть, чем просто отпустить физическое тело. Но нет, мой дорогой друг Патрик, ты прошел через это. И ты очень, очень живой».

Патрик сделал глубокий вдох и почувствовал огромное облегчение, узнав, что он был все еще жив. Он выдержал этот очень трудный 21 день.

Патрик сказал Мастеру: «Мастер, будет ли это последний раз, когда я испытал этот непрекращающийся суровый хаос в своем теле и разуме?»

Мастер сделал глубокий вдох и ответил: «Нет, Патрик, это не последний раз. Даже Мастера, даже Вознесенные Мастера будут проходить через периоды, подобные этому. Это очищение. Это освобождение.

Потому что до тех пор, пока ты связан с Землей, связан с человеческим телом и с другими людьми, ты всегда будешь накапливать этот жир, эту смолу, эту грязь и дисбалансы колебательного состояния…

… Так что ты будешь проходить через это. Но хорошая новость в том, что в будущем ты будешь делать это уже как наблюдатель. Ты не будешь так глубоко вовлечен и не будешь задавать себе вопрос, пройдешь ли ты через это. Ты уже будешь знать, что пройдешь.

Да, тело может заболеть, и да, может быть время, когда разум запутается. Но, как наблюдатель, как Мастер, ты поймешь, что ты уже проходил через это. Не будет вопроса – сработает это или нет. Да, это уже однажды сработало. И дело лишь в том, чтобы позволить пройти этому очень естественному процессу – этому очищению и обновлению».

Патрик сказал Мастеру: «Но разве я не могу сделать это в другой реальности или в другом измерении? Почему это должно происходить здесь, в этом измерении, и, следовательно, должно быть таким трудным?».

И Мастер ответил Патрику: «Потому что ты накапливаешь это здесь. Ты походишь через опыт здесь. Поэтому ты не можешь забрать это в другое измерение, чтобы очистить себя. Ты должен делать это изнутри.

Но повторяю, помни, дорогой Патрик, что когда ты снова будешь проходить через подобные опыты в будущем, ты будешь наблюдателем. Понимаешь, здесь, в этот 21 день, через который ты прошел, ты не был наблюдателем. Ты был, можно сказать, жертвой. Ты был так глубоко погружен туда, что не мог видеть, что уже прошел через это.

Ты находился так глубоко в опыте боли, сомнений и страха, что не мог видеть, что в действительности это было время обновления и очищения. Твои сомнения затуманили твои истинные мысли, твое истинное знание и твое «Я Есмь» до такой степени, что ты забыл о том, кем ты был, и о своем «Я Есмь», Патрик. И вот это больше не повторится».

Патрик сделал глубокий вдох, вдох облегчения – зная, что ему больше никогда не придется снова проходить через такой уровень сомнений и страданий.

См. также

Когда он глубоко вдохнул, он подумал о следующем вопросе к Мастеру. И он спросил: «Так кто я теперь? Чем я буду теперь, когда я прошел через глубочайшую, самую беспощадную и безжалостную трансформацию? Кем я теперь буду?»

И Мастер задумался на мгновение, вспоминая свое собственное время, когда он задал этот же самый вопрос – «Что будет дальше? Теперь, когда старая личность была полностью уничтожена? Теперь, когда любые связи со «старым Я» были полностью разорваны, что будет дальше?».

Мастер улыбнулся, вспоминая, как давным-давно он спрашивал то же самое у своего Мастера. Он глубоко вдохнул и сказал: «Патрик, ты так старался держаться за свою старую личность. Не смотря на то, что ты говорил, будто находишься на духовном пути, не смотря на то, что ты говорил, что выбираешь просветление – каждый раз, когда просветление приходило к тебе или пыталось прийти к тебе, каждый раз, когда истинное осознание стояло прямо перед тобой, ты продолжал держаться за старую личность.

Старая личность была ограниченной. Старая личность не была спящей или не пробужденной – она просто была сильно ограниченной. Ты так усердно старался сделать эту старую личность просветленной. Ты пытался сделать старого Патрика просветленным существом, вместо того, чтобы позволить ВСЕМУ тебе, всему Я Есмь быть просветленным.

Ты называл это стремлением к просветлению, а на самом деле ты просто пытался сделать жизнь Патрика немного легче и немного лучше. Ты жил в величайшей дуальности, в которой только может жить человек – в дуальности, где, с одной стороны, ты говорил, что хочешь свободы, просветления и осознания, в то время как, с другой стороны, делал все что мог, чтобы держаться за свои ограничения, свою старую личность, свою духовность, свое старое я.

Разве не удивительно, Патрик, разве не удивительно, что эти прошедшие несколько лет твоей жизни были мучительными во многих смыслах? Разве не удивительно, что ты чувствовал, будто был ненастоящим с Собой во многих смыслах? Разве не удивительно, что ты постоянно был рассинхронизирован с собой, так же как и с остальным миром, эти прошедшие пару лет?

Разве не удивительно, что твой уровень энергии был низким, потому что твоя энергия шла на усилия в попытках защитить старую личность – защитить ее от внешнего мира, защитить от себя, защитить ее даже от своего просветления. Твоя энергия уходила на все щиты и стены вокруг тебя, на игры и притворство. Поэтому ты был измучен и растерян.

Так много лет ты жил в состоянии огромного внутреннего конфликта, великого сражения с собой, пытаясь делать правильные вещи, пытаясь быть духовным, в то же самое время, осознавал ты это или нет, пытаясь просто приукрасить свою старую личность.

Вот почему ты и многие, кто пришел до тебя, оказались в подобной ситуации – двадцать один день, иногда даже дольше, интенсивного, непрекращающегося, беспощадного… сострадания.

С этого момента, больше нет Патрика, пока ты не захочешь, чтобы Патрик был. Но теперь ты больше не ограничен одним выражением или одной личностью. Ты ничто. Ты больше не существуешь. Ты был разрушен и вырван из существования. Ничего не осталось. С этого момента ты ничто.

Но ничто похоже на молчание. В молчании нет тишины. Ничто – это как ВСЕ, чем ты хочешь быть. Больше нет привязки к тому, чтобы быть лишь Патриком. Нет привязки к тому, чтобы просто создать себе лучшую жизнь, и определенно нет привязки к тому, что называется просветлением или духовностью. Это было в большой степени частью игры для Патрика, чтобы укрепить и приукрасить старую личность.

Красота и величие этого в том, что ты действительно получил просветление. В конечном итоге оно пришло к тебе. В конечном итоге, после всей беспощадности и всего разрушения старой индивидуальности, ты действительно его получил.

Ты становишься всем в этом ничто. Тебе больше не нужно фокусироваться на Патрике. Ты больше не единичен. Ты больше не просто жив или просто мертв. Ты становишься всем. Ты больше не мужчина или женщина.

Красота этого «ничто» в том, что это освобождает тебя. Освобождает для истинного действия сознания. Другими словами, дорогой «бывший» Патрик, отныне, что бы ты ни выбрал, какое бы сознание ни выбрал, эту роль можно сыграть. Понимаешь, прежде, в этом очень ограниченном состоянии Патрика, это не было ролью. Это была его реальность. Ты не видел себя играющим роль. Ты видел себя просто живущим.

Но когда, наконец, позволяешь свое осознание – это похоже на освобождение сознания. И в этот момент ты можешь действовать, можешь быть всем, чем захочешь. Ты можешь быть волшебником, магом. Ты можешь быть простофилей. Ты можешь быть ими вместе одновременно.

Ты можешь быть воплощенным Мастером и можешь быть тем, кто полностью не осознает, что есть что-то вне его поля зрения. И ты можешь быть и тем, и другим одновременно. Ты можешь быть изобильным и ограниченным одновременно.

Красота в том, что теперь ты освободил себя, чтобы действовать так, как тебе захочется, и осознавать это. Понимаешь, прежде в действительности ты не был сознательным. Ты не осознавал. Прежде ты был так единичен, что не осознавал ничего, кроме выживания Патрика.

Теперь, когда ты свободен от этого, ты можешь делать и быть всем, чем захочешь. Это действительно сознание в действии, осознанность, выражаемая, как тебе захочется. Это, мой дорогой Патрик – свобода.

Представь на мгновение, что ты не заперт в единственном определении себя. Представь на мгновение, что больше нет этого огромного конфликта с самим собой, а вместо него свобода действий и применения сознания к чему угодно.

Патрик глубоко вдохнул и сказал: «Так я теперь просветленный, дорогой Мастер? Я просветленный?».

Мастер глубоко вдохнул, улыбнулся и ответил: «Если ты это выбираешь».

… На этом заканчивается мой рассказ, еще один рассказ из моей будущей, всемирно известной, популярной книги «Мемуары Мастера». И это ваша история. Примете ли вы ее буквально или образно — это ваша история. История о прохождении через великую внутреннюю битву с самим собой, когда вы говорите, что сделаете все ради пробуждения. А на самом деле просто пытаетесь пробудить своего «Патрика», свою индивидуальность, свою старую личность.

Красота просветления в том, что оно естественно. Его нельзя контролировать, даже вашему «Патрику». Его невозможно контролировать – даже тому «Патрику», пытающемуся сделать жизнь немного лучше.

Ваше просветление здесь не потому, что вы просили о нем. Ваше просветление здесь не потому, что вы молили о нем, или потому, что вы искренне его желаете. Оно здесь потому, что это то, кто вы есть на самом деле.

Cм. также

Вы не можете манипулировать или управлять вашим просветлением. Но, мои дорогие друзья, оно безжалостно. Оно беспощадно в своем сострадании. Оно освободит вас из ваших ограничений. Оно дарует вам вашу свободу, и не важно, что для этого потребуется — сколько мучительных ночей, сколько болезней, сколько страданий, плохих отношений или чего-то еще. Оно здесь в сострадании.

… На самом деле это возвращение осознания своей истинной природы, своего истинного Я Есмь, которое вовсе не является «Патриком», которое выходит далеко за пределы «Патрика», произойдет в любом случае, рано или поздно, с каждым человеком на Земле…

Сделайте глубокий вдох и расслабьтесь в нем. Позвольте его. Вы осознаете, что даже темные дни и ночи, вы осознаете, что даже эта мучительная внутренняя дуальность находится здесь по своей причине. Не в качестве урока. Не для того, чтобы что-то доказать вашему «Патрику». Они здесь в величайшем сострадании просветления и реализации. Реализации, которая, можно сказать, уже здесь. Нет ничего нового. Все дело лишь в позволении.

… Вы можете пройти через свою собственную версию опыта Патрика. Ужасно. Ужасно. Чувствовать, будто вас разрывает на части, не знать, выживете ли вы. Ну, я скажу вам сейчас – вы выживете. Я скажу сейчас, что вы можете сделать глубокий вдох и быть наблюдателем. Перестаньте пытаться притвориться, что этого не происходит. Перестаньте пытаться замаскировать и скрыть это. Это здесь по своей причине.

Перестаньте думать, что вы делаете что-то неправильно. Нет. Нет, на самом деле нет. Вовсе нет. Это очищение, это освобождение, которое пришло к вам.

Оно помогает вам осознать, что не Патрик пробуждается. Это ВЫ.

… Давайте сделаем глубокий вдох и почувствуем, что если вы просто расслабитесь и позволите, вы осознаете, что все хорошо во всем Творении.

Спасибо, мои дорогие друзья. Я Адамус в таком скромном служении вам. Спасибо. Спасибо.

__________________________________________

Оригинальный англоязычный текст на официальном сайте Алого Круга
Русский перевод: SaLexx & SafIra

.

"Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние "Темная Ночь Души". Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности "темной ночи души"

Мистики прошлого века видели в ней путь к «чистому видению»: «Потому что путь страдания намного надежнее, чем путь радости». Они рассматривали горечь депрессии, как средство оставить мир позади себя и пробиться к сияющему равновесию и гармонии. Это потрясение подобно «вратам великого отчаяния, вратам, открывающим путь к новому бытию». Депрессия или «темная ночь» - это одновременно уничтожение и возрождение.

*Я убежден в том, что человек, не вкусивший горечи отчаяния, еще не познал значения жизни*.

Серен Кьеркегор

Парадоксально, что наряду с восторгом осознания нашей божественной связи, могут возникать сильные чувства депрессии, безумия, безнадежности и одиночества, которые могут длиться в течение нескольких месяцев или лет подряд. Все это происходит, когда мы проходим через это очищение и наше Эго начинает терять свое влияние на нас.

Темная ночь является частью духовного пути. Она переносит нас в скрытые доселе области нашей природы и может выплеснуть на поверхность многие наши недостатки. Тогда их присутствие может быть осознано и позволит очистить от них нашу личность. Все это может быть весьма болезненным и держать человека в состоянии эмоционального сбоя и беспомощности. Жизнь в повседневной реальности, как правило, может стать очень трудной и сложной задачей. Рушатся надежды и планы, и это еще больше погружает в депрессию, но в то же время человек обретает свободу - да, возможно ему не дано оказаться в том единственном спланированном им будущем.

Но если он найдет смелость посмотреть вокруг, то увидит, что у него гораздо больше возможностей. И вполне вероятно, что запланированный путь – не самый лучший путь для его Души. И хорошо бы это было время для раздумий и созерцаний, но чаще всего искаженное депрессивное мышление, постоянно гоняющее по кругу мысли о безысходности, о собственной никчемности, не позволяет реально оценить обстановку. Естественно, для того, чтобы начать что-то новое, необходимы силы, и для этого депрессия должна пройти. Приходится ждать. Иногда очень долго…

*Ибо когда я немощен, тогда я силен.* Апостол Павел

В эту Новую Эру, когда приходящие озарения и способность общаться с Духом превращаются едва ли не в будничное явление, Темная Ночь часто проявляется в исчезновении этих привычных явлений.

Когда, повинуясь высоким законам Духа, Великие Учителя - источники духовной помощи - удаляются, то оставляют благоухающий след, который очень быстро сменяется стеной непроницаемого мрака. Разве может что-нибудь заменить такую близость и взаимную любовь Духа и к Духу? И очень быстро возникает мысль, что так легко отклонить можно только то, что не достойно любви. И начинается мучение.

Похоже, что, когда разыгрывается эта неизбежная драма, духовно начитанные и образованные люди и те, кто одну или две жизни просидел у ног учителя, особо резко реагируют на этот естественный закон, набрасываясь на других или раня самих себя. Те, кто считает себя самыми невинными и чистыми в своих мыслях и делах, переносят Ночь иначе. Эти добровольные изгнанники в нескончаемую муку вынуждены видеть постоянную череду не самых достойных людей, получающих вознаграждение за любую мелочь. Им, кто, по их собственному мнению, больше других заслуживает любви Божией и счастья, кажется, будто они стоят на последнем месте — забытые, обойденные и оставленные.

Хотя этот путь труден и не внушает уверенности, Темная Ночь все же имеет свою ценность для души. Во время Темной Ночи душа очищает себя, сознавая собственные недостатки Пока путь широк, можно подражать посвященному, но когда он в конечном счете сузится, то лишь истинно устремленные смогут вынести все до конца.

* Прими сие страдание, ибо научишься от него.* Овидий.

Некоторые из мистиков полагали, что для души человека будет лучше, если он сам не будет вмешиваться в процесс выхода из депрессии: «Человек в темной ночи знает, что его болезнь может исцелить только Господь. И оттого ему не позволительно самому разгонять темноту искусственными огнями, он должен подождать, пока взойдет солнце Господней любви. Иначе бедствие «ночи» не имело бы смысла»

*Находясь на свету, нельзя ничего увидеть в темноте. Пребывая же в темноте, увидишь все, что находится на свету. * Гуань Инь-Цзы

И если сейчас вы в депрессии - ваши поступки, мысли, мироощущение не такие как обычно, не такие как у окружающих людей. И это еще больше подавляет, заставляя погружаться еще глубже. Но посмотрите вокруг, посмотрите на людей, которые вас окружают. Множество возможностей быть человеком многие из них заменяют на единственную возможность – быть нормальным, быть «как все». Часто это удается, и с каждым годом все тише звучит голос истинного я, все более подавляется неповторимость, это и есть совершенно нормальная депрессия, депрессия самоподавления, когда личность совершает над собой насилие с одной лишь целью – быть нормальным. Вспомните – Depression (от слова depress – подавлять). Везде, где мы подчиняемся воле обстоятельств, вместо того, чтобы самим строить свою собственную жизнь, где мы делаем что-либо по шаблону, ради зарабатывания денег, где в угоду чисто манипулятивному спросу мы перестаем воспринимать собственные потребности – мы живем в совершенно нормальной депрессии.

Если темная ночь вступила вашу жизнь, не сдавайтесь! Вся жизнь представляет собой лишь цепь событий и кризисов, требующих от нас принятия определенных решений. При правильном выходе из кризиса – мы переходим на новую ступень развития, при попытке просто отмахнуться от него – топчемся на месте или вовсе откатываемся назад. Депрессия – это, наверное, один из самых тяжелых кризисов, который человек переживает в течении жизни. И если вы, несмотря на все предосторожности, оказались в этом состоянии, постарайтесь использовать эту ситуацию себе во благо. Когда безумие заканчивается, когда оно, наконец, отпускает и подписывает акт о капитуляции, приходит принятие и доверие, что Бог является частью вас. Эго будет оказывать гораздо меньшее влияние на вашу жизнь, и свет будет освещать новые цели и приключения духовной жизни. Ваш путь будет озарен влиянием божественно синхронных событий, и ваша реальная миссии этой жизни будет разворачиваться перед вами, ставя все на свои места, как по мановению волшебной палочки.

*Не бойся страдания. Ты обладаешь сильной душой, а потому и страдаешь сильнее других и стараешься всячески избежать этого. Но страдание ведет к высотам и весь мир благодаря ему становится лучше. * Иван Ефремов

======================================================

В процессе ЛЮБОЙ духовной практики у практикующего время от времени (и не один раз на протяжении всего Пути) наступает состояние, известное под названием «темная ночь души».

Признаки этого состояния следующие:

* Исчезают (частично или полностью) наши чувства. Порой мы не чувствуем даже Божьего присутствия (обычные ощущения Благодати отсутствуют). Нам кажется, что Бог нас оставил. Нам не хочется ничего делать. Мы не получаем удовлетворения от духовной практики. Активизируется чувство страха (особенно страх смерти), на поверхность из подсознания вылезает масса негативных воспоминаний и подавленных чувств.

* Значительно притупляются наши эмоции. Мы не чувствуем радости, воодушевления. Нас не радуют отношения даже с близкими, любимыми людьми. У нас повышаются претензии к окружающим (нам кажется, что нас не понимают, предают, не любят). Мы остро чувствуем и переживаем свое ОДИНОЧЕСТВО.

* Во многом ограничен наш разум (понимание). Мы ищем и не можем найти причину этого нашего состояния. Мы вообще не видим особого смысла ни в чем. Нам кажется, что мы вообще идем «не туда», зря тратим время. Живем не так и не с теми.

* Нас с особым рвением захлестывают противоборствуюшие силы. Мы рискуем поддаться под управление нашими грехами.

Особенно активизируется в этот период ГОРДЫНЯ.

Темная ночь души – это когда наша душа как будто в темнице.

Очень важно помнить, что это состояние – от Бога. Бог временно накладывает ограничения на нашу душевную деятельность, активность нашей души. Это нужно для ПЕРЕХОДА на новый уровень развития, для установления более глубоких отношений с Богом.

Во время «темной ночи души» — самое правильное поведение – смириться и продолжать молиться. Бог ждет, чтобы мы ВОЗЗВАЛИ к Нему. Он сознательно очередной раз дает нам право выбора – продолжать ли ИДТИ.

Нужно во что бы то ни стало продолжать поддерживать свою связь с Богом. Это – Большое Испытание. ПРОВЕРКА. Это проверка на преданность духовному пути, на искренность намерений, на верность Богу. Эту проверку проходят все, без исключения. Это один из необходимых этапов на Духовном пути.

Темная ночь души – это не навсегда. Это состояние заканчивается, и вновь наша душа расцветает. Тот, кто проходит «темную ночь души» достойно – получает больше духовной силы, больше доверия Небес, больше возможностей, и больше ответственности пред Богом и людьми. Темная ночь души – это переход на следующий, новый уровень.

Темная Ночь представляется совершенно человеческим явлением, когда человек, дотоле считавший себя духовным, а значит, неподвластным абстракциям обыденной жизни, вынужден взглянуть на себя во второй или в третий раз.

Иногда душе (воплощенной виде личности) приходится даже возвращаться в направлении, обратном тому, в каком она, по ее мнению, двигалась, чтобы восстановить необходимые качества, которые она упустила или оставила позади... Необходимо распутать все. Это распутывание и составляет Темную Ночь, которая не исключена даже для самой правильной и совершенной жизни.

Похоже, что, когда разыгрывается эта неизбежная драма, духовно начитанные и образованные люди и те, кто одну или две жизни просидел у ног учителя, особо резко реагируют на этот естественный закон, набрасываясь на других или раня самих себя. Хотя этот путь труден и не внушает уверенности, Темная Ночь все же имеет свою ценность для души. Пока путь широк, можно подражать посвященному, но когда он в конечном счете сузится, то лишь истинно устремленные смогут вынести все до конца.

И качество Темной Ночи, и ее длительность определяются расстоянием между малым и Высшим «Я».

Теперь «вместилищу» души, или очищенному сердцу, надлежит видеть свой путь сквозь полумрак своего человеческого состояния, пока оно не сможет видеть во тьме и в конечном итоге — сквозь нее. Всякое ограничение малое «я» воспринимает в этом состоянии как окончательное и решающее, теряя способность к творческому и оригинальному выражению. Каким бы жестоким ни казался этот переход, в конце концов душа и личность сольются воедино и раз и навсегда ясно узнают, где десница Божья и что движет ею.

Старшие Учителя Духа как объективные идеи развитого сознания становятся центральными факторами помощи. Когда, повинуясь высоким законам Духа, они удаляются, то оставляют благоухающий след, который очень быстро сменяется стеной непроницаемого мрака. Разве может что-нибудь заменить такую близость и взаимную любовь Духа и к Духу? И очень быстро возникает мысль, что так легко отклонить можно только то, что не достойно любви. И начинается мучение.

Люди с тонким складом и люди с хорошей интуитивной организацией очень тяжело переносят эту духовную потерю; отсутствие приносит большую горечь, потому что присутствие было очень приятным. Удаление часто носит и личный, и безличный характер.

В описываемое здесь отчаяние впадает намного больше людей, чем можно представить, цепляясь с плачевными результатами за эго и силясь выжать из него обусловленные и вымученные слова. Когда духовная связь почти прекращается, малое «я» остается, чтобы как бы воскрешать себя из мертвых. В отчаянии оно возвращается к своей простоте и невинности, иногда даже рыдая, как дитя, в мольбе не оставлять его больше.

Малое «я» должно начать как бы заново, ибо даже те, кто думает, будто у них ничего нет, извечно обладают всем, и именно в этом им предстоит вновь убедиться. Боги и учителя, которые льстят малому «я» или душе, недостаточно божественны, поэтому за такими переживаниями лишения и скорби часто следует более правильное понимание божественности.

Те, кто считает себя самыми невинными и чистыми в своих мыслях и делах, переносят Ночь иначе. Эти добровольные изгнанники в нескончаемую муку вынуждены видеть постоянную череду не самых достойных людей, получающих вознаграждение за любую мелочь. Им, кто, по их собственному мнению, больше других заслуживает любви Божией и счастья, кажется, будто они стоят на последнем месте — забытые, обойденные и оставленные.

Лишившиеся дара речи от такого оборота дел и не в силах совладать с собой, они начинают плохо думать и говорить о щедрости по отношению к другим и об их благополучии. Подавленные собственным невезеньем, они почти каждый день видят дурные знаки и сталкиваются с неприятностями. Кажется, чем больше добрых дел они совершают, тем больше погружаются во тьму, из которой не видят выхода.

На этом этапе многие начинают верить, будто Бог и впрямь благоволит тьме и тем, кто думает и заботится в первую очередь о самих себе. Когда плохое положение сменяется еще худшим, перед ними встает выбор, жить ли им и получать от жизни, как все, или отстраниться от общества и жить в одиночестве в мире, который больше не принимает их.

Во время Темной Ночи душа очищает себя, сознавая собственные недостатки.

Вместе с личностью она пересматривает все свои реальные и мнимые грехи. Каждая частица и атом многократно увеличиваются, чтобы не упустить никакой детали. При таким увеличении малое «я» не может не видеть своей ничтожности и искусственности.

Как увеличивается расстояние между малым «я» и душой, так увеличивается и расстояние между Светом и Тьмой, Превращая блага жизни не более чем в абстракции и отвлекающие факторы, падающие тяжким бременем на плечи, которые стали вдруг хрупкими и ненадежными.

Сознавая свою вечность, душа радуется Темной Ночи как возможности пересмотреть то, в чем она больше всего не уверена. Она старается продлить свое странствие и смотрит на Темную Ночь лишь как на предрассветный час. А личное «я», думая, будто у него есть лишь одна жизнь, боится колебаний и даже задержек.

Личность усматривает в Темной Ночи результат непройденного экзамена, — экзамена, в котором ее испытали и сочли недостойной. Она ждет лишь заслуженного наказания за свои грехи, но это всего-навсего представления человеческой натуры.

Темная Ночь длится ровно столько, сколько обнаруживаются грехи… нет ничего плохого в том, чтобы устроить себе один раз роскошное пиршество, а на следующий день довольствоваться более простой пищей. День сменяется ночью так же неминуемо, как ночь сменяется днем, и это как нельзя лучше относится и ко всему, что происходит с вами.

Смятение, замешательство и тревога преобладают, когда с наибольшей силой чувствуется разделение. Если вы отделены от дыхания, вы жадно ловите воздух на вдохе и тяжело выдыхаете.

Духовное равновесие восстановится, когда строгие убеждения сменятся признанием новых возможностей.

Темная Ночь души — это явление, связанное с духовным пробуждением, и этого явления не нужно бояться. Темная Ночь не обязательно следует за духовным пробуждением или предшествует ему, ибо и то, и другое суть лишь аспекты расширения души.

Будьте терпеливы, проходя через подобное, и окружайте себя единомышленниками.

Двигайтесь осторожно и неспешно, поскольку ваш путь в течение этого цикла может оставаться неясным.

Пожалейте себя немного, если не можете без этого, но не увязайте в жалости к себе.

Приучите себя видеть в тусклом свете, чтобы иметь возможность помочь другим добиться того же, если вас попросят об этом.

Если происходящее с вами сегодня возвращает вас к подобным моментам, которые как будто выползают прямо из вашего прошлого, признавайте их как таковые. Смотрите на них прямо и честно. Солнце (сын) возвращается в урочный час, и свет достаточно скоро отбросит свою тень. Увязая в трясине, не делайте резких движений. Покоритесь своей судьбе, пока у вас не появится достаточная плавучесть, чтобы добраться до берега. Вы можете перепачкаться, зато не будете побеждены.

Ваш единственный грех — в забвении законов, согласно которым в третьем измерении господствует природа. Эти законы распространяются и на человеческую природу. Средство же заключается в воспоминании и прощении, где необходимо. Свет никогда не отсутствует, но часто определяется по тени.

Помните, что, когда вы разрабатываете новый путь, иногда он оказывается медленным.Новый, более медленный путь бывает лучше исхоженного старого, где нет новых видов и горизонтов.

=======================================================

Святой Хуан де ла Крус


ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ.


В ночи неизреченной,

сжигаема любовью и тоскою -

о жребий мой блаженный! -

я вышла стороною,

когда мой дом исполнился покоя.


В ночи благословенной

На пике духовного успеха часто случается нечто, чего мы меньше всего ждем. Обычно это бывает в возрасте от тридцати до пятидесяти лет. Последователи умножаются, люди получаю благословения, приходит признание. И вдруг случается нечто очень неприятное. Этот личный кризис многие называют темной ночью души. Уверенности, которая была у нас в прошлом, оказывается недостаточно. Мы ставим под вопрос все, чему когда-либо верили, все, что когда-либо делали. Мы ощущаем себя неудачниками. Нам кажется, что мы ничего не можем сделать как надо. Мы надломлены. Наш мир рушится. Вера, которая успешно поддерживала нас до сих пор, куда-то испаряется. Все наши ответы превращаются в вопросы. Бог либо скрывается из виду, либо вырывается из той удобной упаковки, в которой мы Его годами держали. Мы опускаемся на дно отчаяния, нам кажется, что все кончилось. Мы натыкаемся на глухую стену. Кажется, что идти дальше некуда. Духовный путь завел в тупик. Мы спасали других, но не можем спасти себя. Мы ощущаем полное одиночество и богооставленность.

В Библии много примеров этого феномена. Классический пример – это Иов, который ничем не заслужил того, что с ним случилась ужасная трагедия, и одновременно разразился внутренний кризис, породивший депрессию на грани самоубийства (Иов 3:1-26). Я вспоминаю Иону, чья пророческая карьера шла неплохо, пока его по повелению Божьему не поглотила большая рыба. Я вспоминаю об Илии, который после величайшего триумфа на горе Кармил внезапно погрузился в глубочайшее отчаяние (3 Цар. 19:3-4). Я думаю об Иисусе, которому только открылась Его славная миссия, но Он оказался на сорок дней в пустыне, искушаемый сатаной.

Кажется, что темная ночь души – это конец всех духовных чаяний и устремлений. Но это не так. На самом деле это приглашение к более глубоким отношениям с Богом. Она показывает, что все наши свершения, все добрые дела были в достаточной степени продиктованы нашими амбициями, эгоизмом или стремлением угодить окружающим. Мы обнаруживаем, что наше ясное видение цели было чужим видением, позаимствованным скорее у других людей и/или у церкви, чем данным Богом. Мы понимаем, что хотя Бог, которого мы знали раньше, был реальным, но теперь нам нужно снова познакомиться с Ним, как если бы мы никогда Его не знали.

Темная ночь души может быть вызвана разными причинами. Она может просто совпасть с периодом в жизни, который многие называют «кризисом среднего возраста». Он обычно случается с людьми между тридцатью и пятьюдесятью. Она может быть вызвана внешним событием, таким как непослушный ребенок, потеря работы, смерть близкого человека. Иногда она начинается с внутренней проблемы, такой как болезнь, или вскрытие старой эмоциональной раны, которая до этого момента казалась оставшейся в прошлом. Темная ночь души может просто наступить вследствие чувства, что Бог ушел из нашей жизни. Мы ищем Его и не можем найти.



Молодой психиатр однажды спросил меня: «А какая разница между темной ночью души и клинической депрессией?» Я согласился, что есть такое состояние, как клиническая депрессия, весьма мрачное состояние, вызванное нарушением химического баланса в организме или другими расстройствами. Но темная ночь души – это такая депрессия, которая приходит, как призыв от Бога углубить свои отношения с Ним. Она может сопровождаться клиническими симптомами депрессии, но также включает в себя такую важную составляющую, как духовный кризис.

Большинство духовных людей беспокоит это состояние. Они верили, что Божье присутствие должно успокаивать душу, укрощать страхи и приносить радость на жизненном пути. Темная ночь души кажется им поворотом не в ту сторону, признаком того, что они где-то сбились с духовного пути. У них есть искушение «побороть это», вернуться назад к предыдущему состоянию. Их «я» восстает и противится этому опыту. Они могут испытывать вину и стыд, ощущать, что они заслужили это переживание. Они могут заняться самобичеванием и в некотором смысле смаковать свое горе.

Духовные лидеры полагают, что темная ночь души – удел других, к ним это не имеет никакого отношения. От них ждут силы и уверенности в Боге. Им кажется, что они должны скрывать эти мрачные переживания от других и даже от самих себя. Они могут ощущать себя невероятно одинокими, как будто никто другой не переживал этого опыта раньше. Но, как бы себя ни чувствовал человек, это мрачное состояние является в действительности призывом Божьим. Это добрый знак. Это знак того, что Бог глубоко участвует в нашей жизни. Хотя сомнения могут быть отрицательным фактором для духовности, но темная ночь души – это сомнение, ведущее к более глубокой вере.



Невозможно скоротать темную ночь души, работая по 60 часов в неделю или пытаясь игнорировать ее. Эти болезненные чувства приходят в нашу жизнь с определенной целью. Бог использует эту горькую чашу, чтобы люди полностью испили ее и извлекли из нее необходимый урок. Самое лучшее лекарство от темной ночи души – это частое уединение, дающее возможность слышать голос Божий, понять, что Он говорит, думать и размышлять. Наставник высокого уровня может также оказать ценную помощь в этот период. Это должен быть человек, который пережил темную ночь души и пошел дальше, усвоив те уроки, что Бог желал преподать ему посредством нее.

Есть две опасности, о которых следует помнить возможным наставникам тех людей, кто переживает темную ночь души. Во-первых, у них есть искушение избежать этого опыта и вернуться назад на третью стадию. Там был успех, там все шло прекрасно. Там, казалось, Бог был близок. Есть искушение отвергнуть темную ночь души и вернуться туда, где вы были успешны. И это даже может хорошо получиться. Вы возвращаетесь к той деятельности, которой успешно занимались раньше. Вы делаете то же, что и раньше. И большинство людей, возможно, даже не заметят разницы в вашем служении. Проблема в том, что вы, глубоко внутри, будете знать, что Бог призывал вас, но вы сказали «нет». Человек становится таким, какого я называю «бесплодным деревом». Он плывет по волнам лидерства и успеха, но чего-то в нем не хватает. Он попался в ловушку успеха, а суть духовной жизни исчезла. Исходя из своего опыта обучения тысяч пасторов на протяжении многих лет я могу предположить, что 50-60% пасторов прошли такой путь и это, возможно, является одной из причин, по которой многие церкви мертвы духовно.

Приблизительно 25% духовных лидеров пошли в другом направлении. Они рассматривают темную ночь души, как переживание, ставящее под вопрос весь их духовный путь, которым они шли до этого. Они полагают, что эта темная ночь не есть призыв от Бога, но ее причина в том, что религиозное направление, к которому они присоединились на второй стадии, является ошибочным. Темная ночь души потрясает основания уверенности, свойственной второй и третьей стадиям. Все иллюзии могут рассеяться, и от уверенности не остается и следа. Обыкновенно, разрушение иллюзий – здоровый процесс. Но темная ночь души заканчивается отступлением, если человек оставляет все, во что верит и отвергает весь свой предыдущий духовный путь, ошибочно полагая, что другое религиозное течение лишено подобных духовных недостатков. Я не хочу сказать, что переход из одного религиозного течения в другое не может быть продуктивным. Просто такой переход должен быть продиктован верными причинами. Исходя из моего опыта, примерно четверть пасторов оставляют церковь, переживая темную ночь души. Не найдя подходящего наставника, они истолковывают этот призыв Божий как призыв сменить одну деноминацию на другую или вообще оставить всякую веру.

Примерно десять или пятнадцать процентов из идущих духовным путем остаются в церкви, усвоив уроки Божии, которые Он хотел им преподать, и переходят на четвертую

стадию. С помощью наставников высокого уровня (находящихся на стадии четыре и выше) они начинают все больше понимать, что все их служение было сосредоточено вокруг их самих. Они осознают, что все их духовные усилия до сего дня были продиктованы в большей степени их эгоизмом или ожиданиями других людей и церкви. В период темной ночи они учатся слышать призыв Божий отказаться от своего «я» и вступить с Богом в такие близкие отношения, о каких они раньше и не помышляли. Они учатся смотреть на себя так, как смотрит Бог и принимать тот факт, что они всего лишь люди и их возможности ограничены. Они начинают учиться прощать себя и других. Их любовь к себе становится глубже (так как они обнаруживают, насколько сильно их любит Бог) и вместе с этим растет их любовь к ближним. Раньше они все это знали на уровне разума, но теперь глубоко впитывают эти истины сердцем и вбирают их в себя, становясь все более цельными людьми.

Как можно послужить кому-либо, кто проходит через период темной ночи души? Это нужно делать очень терпеливо. Наставники высокого уровня очень ценны в этот период. Страдающие люди выплеснут на вас свою боль, разочарование, гнев и одиночество. Не предлагайте им ответов, как делали друзья Иова. Просто будьте рядом. Избегайте шоковой терапии, просто слушайте и сопереживайте их борьбе с болезненными воспоминаниями и горем. Поделитесь с ними опытом вашей темной ночи души (если вы не прошли через нее, возможно, вы не сможете им особо помочь). Убедите их, что то, через что они проходят – это нормальное явление в жизни с Богом. Поразмышляйте с ними над историями Илии, Иова, Петра и Иисуса. Пусть от вас исходит принятие, становясь знаком того, что Бог принимает их. Простите их, где необходимо, и побудите испытать прощение Божье. В большинстве случаев наступает день, когда ночная тьма рассеивается, и они могут идти вперед. Возможно, некоторым людям приходится переживать темную ночь души не однажды, чтобы достичь необходимого результата, но если они не сходят с пути, то смогут пойти дальше.

error: