Наши войска у константинополя не забудут. Задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век. А10. Кто из указанных лиц был историком

B5


Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название войны, проходившей в XIX веке, о которой идет речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…».

B6


Прочтите строки из воспоминаний В.В. Шульгина и напишите фамилию человека, о котором идет речь.

«Царской семье он обернул свое лицо «старца», глядя в которое, царице кажется, что дух Божий почивает на святом человеке. А России он повернул развратную рожу, пьяную … рожу лешего-сатира из Тобольской тайги».

Ответ: _________________________ .

B7


Установите соответствие между названиями произведений и фамилиями их авторов. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) «Окаянные дни» А) В.И. Ленин
2) «Апрельские тезисы» Б) Л.Д. Троцкий
3) «Несвоевременные мысли» В) И.В. Сталин
4) «Головокружение от успехов» Г) А.М. Горький
Д) И.А. Бунин

B8


Прочтите отрывок из произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и напишите, какое явление советской внутренней политики здесь описано.

«Первый опыт был весьма осторожен: в 1937 году сколько-то десятков тысяч подозрительных этих корейцев – какое доверие … перед Халхин-Голом, перед лицом японского империализма? – были тихо и быстро, … с долею нищенского скарба переброшены с Дальнего Востока в Казахстан. И так тихо, что никто, кроме смежных казахов о том переселении не узнал…».

Ответ: _________________________ .

B9


Установите соответствие между событиями и периодами, когда эти события происходили. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.
СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ
1) образование ОВД А) конец 1940-х гг.
2) ликвидация СЭВ и ОВД Б) 1950-е гг.
3) ввод войск ОВД в Чехословакию В) начало 1990-х гг.
4) образование «социалистического лагеря», создание СЭВ Г) конец 1960-х гг.
Д) конец 1990-х гг.

B10


Прочтите отрывок из записки Ю.В. Андропова в ЦК КПСС и укажите, как назывались представители оппозиции, о которых идет речь.

«На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.

Примерно в конце 1968 – начале 1969 гг. из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро…, которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции…, имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих …, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности…»

Ответ: _________________________ .

Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между словами и буквами).

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 – С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

C1


К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?

C2


Что по тексту и на основе знаний по истории Вы можете сказать об особенностях этого сражения? Какое отношение к нему имел маршал Жуков?

C3


Какое значение имело это сражение? Какие события за ним последовали?

C4


Укажите основные итоги правления князя Ивана III. Назовите территории, присоединенные к Московскому княжеству в XV – начале XVI вв.

C5


Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в. Назовите общие черты и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

    ………………………………………………………………….………………………………………………………………….

Различия

    ……………………………
    ……………………………
    ……………………………
    ……………………………
    ……………………………
    ……………………………

C6


После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий рассматривали ситуацию как фактическую победу революции.Какие события, явления свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Почему события развивались таким образом?

C7


Некоторые политики, историки оценивают выдвижение М. Горбачевым концепции «нового политического мышления» в период перестройки в СССР как шаг, предпринятый под давлением Запада, направленный на отказ от собственных национальных позиций, государственных интересов СССР. Какие другие оценки политического курса М.С. Горбачева Вам известны? Какую из оценок Вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную Вами точку зрения.

6. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX в. войны, о которой идёт речь. «Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевскога отряда. Со дня на день ждали приказа - двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову... На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города...». 7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования. «Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы». 8.Что было одной из причин экономического подъема в России в 1880-1890 гг.? 1)правительственные заказы, субсидии промышленникам 2)проведение П.А. Столыпиным аграрной реформы 3)запрет на иностранные инвестиции в российскую промышленность 4)введение труда приписных, посессионных крестьян 9. Введение института присяжных заседателей стало возможным в результате проведения 1)Судебной реформы 2)Земской реформы 3)Крестьянской реформы 4)Военной реформы. 10. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте 1)основой денежной системы стал золотой рубль 2)основой денежной системы стал серебряный рубль 3)из обращения были изъяты бумажные деньги 4)было восстановлено обращение бумажных денег

Составила А ., учитель истории и обществознания, МБОУ Гимназия, г. Урай, ХМАО-Югра

Задания для подготовки к ЕГЭ по истории России XIX век

1. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь.

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского опол­чения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля... После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк...

Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, - кончим и мы как следует.

Постараемся...

Смотрите же... Идти стройно... Турки почти уже разбиты... Благословясь, с Богом!

Солдаты сняли шапки, перекрестились. Оркестр заиграл марш, и под звуки его стройно двинулась атака... Шли смело, блестяще, отсталых не было...».

1)русско-турецкая война гг. 2)русско-турецкая война гг

3)Крымская война гг. 4)русско-турецкая война гг.

2. Прочтите отрывок из воспоминаний и ука­жите, как назывались художники, о которых говорится в от­рывке. «Приехал из Москвы... с предложением петер­бургским художникам примкнуть к... Товариществу.

Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других - Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества.

В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Бого­любов и др.».

3)«мирискусники» 4)передвижники

3.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Министром финансов стал... железнодорожный деятель... При нем была проведена денежная реформа , введена винная монопо­лия, велось грандиозное железнодорожное строительство. Он с успе­хом продолжал модернизацию промышленности, начатую его пред­шественниками. На посту министра он пробыл 11 лет до 1903 г.»

4.Прочтите отрывок из документа XIX в. и укажите, что вменялось в вину подсудимым, о которых идет речь в отрывке.

«По указу его императорского величества, правительствующий сенат, в особом присутствии для суждения дел о государственных преступлениях, выслушав дело и прения сторон, постановил подсу­димых: крестьянина таврической губернии, Феодоссийского уезда, Петровской волости, деревни Николаевки, Андрея Иванова Желя­бова, 30-ти лет; дворянку Софью Львовну Перовскую, 27-ми лет; сына священника Николая Иванова Рысакова, 19-ти лет; ...и крес­тьянина Смоленской губернии, Сычевского уезда, Ивановской во­лости, деревни Гаврилково, Тимофея Михайлова, 21-го года, на основании ст. улож. о нак. 9, 13, 18, 139, 152, 241, 242, 243, 279 и 1459-й, лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни чрез повешение».

1)покушение на императора Павла I 2)выступление на Сенатской площади

3)убийство императора Александра II 4)покушение на императора Александра III

5.Прочтите отрывок из книги и укажите, как в первой половине XIX в. назывались крестьяне, о которых идет речь.

«В России есть два способа извлекать доход из поместья: <крестьян> либо заставляют работать на земле, либо взимают с них оп­ределенную подать, называемую оброком... Более половины... кре­стьян платит в России свою подать <помещику> деньгами; лишь меньшая часть обязана вносить подати <помещику> натурой или работать на барщине ».

1)экономическими 2) государственными

3)приписными 4) крепостными

6.Прочтите отрывок из книги и укажите, как в XIX веке назывались представители сословия, о которых идет речь. «<Они> платят подушную подать, от которой освобождены дво­ряне и купцы; следовательно, они, как и крестьяне, подлежат рек­рутскому набору. Они обязаны постоянно проживать в городах, где могут заниматься ремеслами и вести мелкую розничную торговлю ». 1)мещане 2)священники 3)бояре 4)казаки

7. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и ука­жите даты реформ, о которых идет речь.

«Прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами во­сторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. .. .Ра­довался я и гласному суду <присяжных заседателей>, и земским учреждениям, нарочно ездил даже за 35 верст в Пошехонье на пер­вое земское собрание послушать и поглядеть на мужичков гласных, заседавших за одним столом рядом с купцами и дворянами. Под влиянием увлечения новыми порядками охотно переменил я долж­ность волостного писаря на таковую же письмоводителя земской управы и в здании ее смотрел первое заседание уголовного отделе­ния окружного суда».

1) гг. 2) гг. 3) гг. 4)

8.Прочтите отрывок из доклада, составленного в XIX в., и укажите фамилию министра, составившего доклад.

«...Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных душах радуж­ное уважение к отечественному..., оценить... все противополож­ные элементы нашего гражданского образования..., искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности - такова была цель, к которой Министерство народно­го просвещения приближалось десять лет...».

9.Прочтите отрывок из сочинения и ука­жите имя императора, о мероприятиях которого идет речь.

«Для того, чтобы существующий порядок действовал правиль­но, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддержи­вать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сво­дом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу прежде всего и взялся разрешить <император>. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной кан­целярии (II отделение) и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе... ».

1)Павел I 2)Николай I 3)Александр II 4)АлександрIII

10.Установите соответствие между событиями и фамилиями полководцев

11.Установите соответствие между событиями и фами­лиями исторических личностей .

12. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их творчества.

13. Что было одной из причин экономического подъема в России в гг.?

1)правительственные заказы, субсидии промышленникам

2)проведение аграрной реформы

2)основой денежной системы стал серебряный рубль

4)было восстановлено обращение бумажных денег

17. Установите соответствие между фамилиями истори­ческих личностей и их принадлежностью к течениям обще­ственной мысли.


18.В 1861 г. в результате проведения Крестьянской рефор­мы помещичьи крестьяне получили

1)право свободного выхода из общины с наделами земли

2)полное освобождение от барщины и оброка

3)землю бесплатно

4)свободу от крепостной зависимости

19. Что из названного было одной из причин зависимости крес­тьян от помещиков после проведения реформ 1860-х - 1870-х гг. ?

2)малоземелье крестьян

3)разрушение крестьянской общины

4)сохранение права помещика переводить крестьян на месячину

20. В результате проведения военной реформы в 1874 г. в России

1)введен рекрутский набор в армию

2)создана регулярная армия вместо дворянского ополчения

3)увеличено число наемных войск

4)введена всесословная воинская повинность

21. Развитию капитализма в России во второй половине XIX в. способствовало

1)освобождение крестьян от крепостной зависимости 2)введение отработок

3)сохранение барщины, оброка 4)существование крестьянской общины

22. Проведение реформ гг . в России

1)способствовало переходу от традиционного общества к инду­стриальному

2)устранило все препятствия для перехода к индустриальному обществу

3)замедлило переход от традиционного общества к индустри­альному

4)не изменило основы традиционного общества

23. Что было одной из непосредственных причин осуществ­ления Николаем I жесткого внутриполитического курса в на­чале его царствования?

1)дворцовый переворот, убийство Павла I 2)убийство народовольцами Александра II

3)выступление декабристов 4)поражение России в Крымской войне

24.Что было одной из причин поражения России в Крымс­кой войне гг.?

1)превосходство армий европейских держав в вооружении

2)отсутствие у России парусного флота

3)рост антивоенных выступлений в России

4)отсутствие у России крепостей на побережье Черного моря

25.В результате проведения реформы 1861 г. в России было(а)

1)отменено крепостное право 2)отменено временнообязанное положение крестьян

3)ликвидировано помещичье землевладение 4)разрушена крестьянская община

26. Расположите следующие события первой четверти XIX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, ко­торыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А)создание Южного общества декабристов

Б) Отечественная война

В)выступление декабристов на Сенатской площади

Г)Заграничный поход русской армии

27. Прочтите отрывок из сочинения современника и напи­шите фамилию деятеля культуры, о котором идёт речь.

«Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи... Она обогатилась в отчёт­ном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художни­кам, и привлекла допосетителей. Кроме того, в ней устро­ился в том же году новый отдел - рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретённых в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию её владельца , посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства... который завещается им <Москве>».

Ответ:_______________________

28. Какие три из перечисленных органов государствен­ной власти существовали в России в самом начале XX в. (до 1905 г.)? Обведите соответствующие - цифры и запишите их в таблицу.

1)Сенат 2)Государственный совет 3)Верховный тайный совет

4)Синод 5)Непременный совет 6)Государственная дума

29. Какие три из перечисленных событий относятся к исто­рии тайных обществ декабристов? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1)написание ёвым «Конституции»

2)образование Северного общества

3)составление проекта -Меликова

4)убийство Александра II

5)написание романа «Что делать?»

6)создание Союза Благоденствия

30 . Установите соответствие между именами российских им­ператоров и событиями начала их царствования


31 . Прочтите отрывок из письма современницы и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идёт речь.

«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, го­лубчик, ты представить себе не можешь, что Москва сделалась, уз­нать ее нельзя и без слёз видеть невозможно этих руин. От камен­ных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел... а слободы как не было - вся выгорела...».

32. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.?

1)открытие первого профессионального театра в Ярославле

2)основание Московского Художественного общедоступно­го театра (МХТ)

3)основание Московского университета

4)учреждение Товарищества передвижных художественных выставок

5)открытие Высших женских курсов

6)основание Царскосельского лицея

33 . Установите соответствие между именами российских им­ператоров XIX-XX вв. и событиями внешней политики.

34. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идёт речь.

«Составляющей... единения <представителей обществен­ной мысли> была... теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие Представители этого направлениях Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уро­ки у университетских профессоров, курс «студентства» в раз­ные годы прошли К. Аксаков, А. Кошелев, Ю. Самарин, Д. Валуев...».

35. Какие три из перечисленных явлений сохранились в России в 1890-е гг 1)самодержавие 2)месячина 3)военные поселения

4)барщина 5)помещичье землевладение 6)крестьянская поземельная община

36. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX в. войны, о которой идёт речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевскога отряда. Со дня на день ждали приказа - дви­нуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову... На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказоч­ного города...».

37. Расположите следующие события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности. Запишите бук­вы, которыми обозначены события, в правильной последова­тельности в таблицу.

А)Бородинское сражение

Б) преследование войск Наполеона

В)оставление Москвы русской армией

Г) Тарутинский марш-манёвр

38. Какие три из перечисленных положений связаны с ме­роприятиями внутренней политики Александра I, получившей название «аракчеевщина»? 1)военные поселения

2)временщик

3)учреждение первых министерств

4)«вольные хлебопашцы»

5)ужесточение дисциплины в армии

6)учреждение Ш отделения Собственной Его Императорс­кого Величества канцелярии

39. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены ука­занные преобразования.

«Министр народного просвещения настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому по­добных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных де­тях», он стал позорной страницей в истории российской школы».

40. Какие три из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранении пережитков традиционного общества в России в 1870-1880-у гг.? 1) самодержавная власть

2) разорение мелкопоместных дворян

3) увеличение числа наёмных работников

4) связь рабочих с деревней

5) неполноправие сословий

6) возникновение «рабочего вопроса»

41. Прочтите отрывок из сочинения -Щед­рина и напишите, как в XIX в. называлась повинность крепост­ ных крестьян, о которой идёт речь.

«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и да­ёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на палях помещика, мальчи­ки и девочки работают дома лёгкую работу: сушат сено, вяжут сно­пы... Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи - вот всё, что остается крестьянину для отдыха».

42.Установите соответствие между реформами, преобразованиями в России XIX в. и датами начала их проведения.

43. Расположите следующие явления XIX - начала XX в. хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности в таблицу.

А)начало промышленного переворота

Б) отмена выкупных платежей

В)учреждение военных поселений

Г) возникновение первых монополистических объединений

44. Установите соответствие между теориями и их отдельны­ми положениями.

45. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, с правлением которого связано проведение указан­ных мероприятий.

«За это время Сперанский, по поручению <императора> со­ставил план общей политической реформы, которая охватила весь строй политических и гражданских отношений. Законода­тельство, суд, администрация (от волости до высших учрежде­ний), крепостное состояние - ничего не было забыто в этом плане. Император одобрил план и решил постепенно приводить его в исполнение. Реформа Государственного совета, реформа министерств, реформа Сената...».

46.Какие три из перечисленных изменений, преобра­зований были проведены в ходе Великих реформ 1860- 1870-х гг.?

1) отмена рекрутского набора в армию

2) ограничение барщины тремя днями в неделю

3) создание губернских и уездных земских учреждений

5) учреждение суда присяжных заседателей

6) освобождение дворян от военной службы

47. Прочтите свидетельство и назовите императора, проводившего описанное совещание.

«Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальшь "проекта Лорис-Меликова", я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подума­ешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит ещё не погребенным труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали всё это время и в царствование Александра II? Мы говорили, говорили... и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы - в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили - и только...

Абаза и Лорис-Меликов - едва сдерживали свою ярость на меня. Абаза ответил очень резко: "Из того, де, что сказал обер-про­курор Синода, следует, что всё, что сделано в минувшее царствова­ние, никуда не годится - и освобождение крестьян, и прочее"».

Ответы:

10. А-2, Б-4,В-1, Г-3

11. А-4, Б-3, В-2, Г-1

12. А-4,Б-2,В-5,Г-3

17. А-5, Б-1,В-2, Г-3

26. Б, Г,А, В

27. Третьяков

30. А-5,Б-3,В-4,Г-2

31.Отечественная

33. А-2,Б-1,В-4,Г-5

34.славянофилы

36.Русско-турецкая гг.

37. А, В,Г, Б

39.Александр III

41.барщина

42.А-4, Б-5,В-2,Г-3

43.В, А,Б, Г

44.А-4,Б-3,В-1,Г-2

45.Александр I

1) 1839 г 2) 1864 г 3) 1870 г 4) 1874 г

2.Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке. «Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы... с предложением петербургским художникам примкнуть к... Товариществу.Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей - Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других - Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества.В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и др.».

1)импрессионисты2)авангардисты 3)«мирискусники»4)передвижники

3.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию гос. Деятеля, о котором идет речь.

«Министром финансов стал... железнодорожный деятель... При нем была проведена денежная реформа, введена винная монополия, велось грандиозное железнодорожное строительство. Он с успехом продолжал модернизацию промышленности, начатую его предшественниками. На посту министра он пробыл 11 лет до 1903 г.»

1)А.Х. Бенкендорф2)А.Ф. Керенский3)М.М. Сперанский4)С.Ю. Витте

4. В результате проведения реформы 1861 г. в России было(а)

1)отменено крепостное право2)отменено временнообязанное положение крестьян

3)ликвидировано помещичье землевладение 4)разрушена крестьянская община

5. Александр III царствовал в

1)1825-1855 гг. 2) 1848-1883 гг. 3)1853-1874 гг. 4) 1881-1894 гг.

6. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX в. войны, о которой идёт речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевскога отряда. Со дня на день ждали приказа - двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову... На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города...».___________________________________________________

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы». ___________________

8.Что было одной из причин экономического подъема в России в 1880-1890 гг.?

1)правительственные заказы, субсидии промышленникам2)проведение П.А. Столыпиным аграрной реформы

3)запрет на иностранные инвестиции в российскую промышленность4)введение труда приписных, посессионных крестьян

9. Введение института присяжных заседателей стало возможным в результате проведения

1)Судебной реформы 2)Земской реформы 3)Крестьянской реформы 4)Военной реформы.

10. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте .

1)основой денежной системы стал золотой рубль2)основой денежной системы стал серебряный рубль

3)из обращения были изъяты бумажные деньги4)было восстановлено обращение бумажных денег

11. Установите соответствие между событиями и фамилиями полководцев

12. Какие три из перечисленных изменений, преобразований были проведены в ходе Великих реформ 1860- 1870-х гг.?

1) отмена рекрутского набора в армию2) ограничение барщины тремя днями в неделю

3) создание губернских и уездных земских учреждений 4) запрещение продавать крестьян без земли

5) учреждение суда присяжных заседателей 6) освобождение дворян от военной службы

13. Расположите следующие явления XIX в. хронологической последовательности.

А)судебная реформаБ) денежная реформа ВиттеВ)Бородинская битва Г) крестьянская реформа

14. В каком году в России отменили крепостное право? 1) 1859 г. 2) 1861 г. 3) 1874 г. 4) 1881 г.

15. Какое из названных преобразований XIX в. было проведено позже всех других?

1) финансовая реформа С.Ю. Витте 2) кодификация законов Российской империи М.М. Сперанским

3) учреждение министерств 4) Судебная реформа Александра II

16. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер возглавляли

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев 4) Южное общество декабристов

17. Какие страны входили в Тройственный союз» 1) Россия 2) Германия 3) Франция 4) Австро-Венгрия 5) Италия 6) Англия

Тест № 4 по истории на тему « Россия во второй половине 19 века ». Вариант 2 Ученика(цы) 7-___ класса _________________________ _______________________

В4. Прочтите отрывок из именного указа от 18 января 1721 года и напишите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.

«…Позволяется сим нашим указом для размножения… заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

В5. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) издание А.Н.Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву»

Б) основание А.И.Герценом Вольной русской типографии за границей

В) выступление декабристов на Сенатской площади в Петербурге

Г) создание организации «Народная воля»

В6. Какие три из перечисленных явлений сохранились в России в 1890-е годы?

3) военные поселения

5) помещичье землевладение

6) крестьянская поземельная община

В7. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей, высокопоставленных чиновников и именами российских императоров, в годы царствования которых они достигли наибольшего могущества.

ФАМИЛИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ

В8. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX веке войны, о которой идет речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…».

В9. Какие три из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

1) денежная реформа С.Ю.Витте

2) создание Синода

3) «Кровавое воскресенье»

4) перевод крестьян на обязательный выкуп

5) аграрная реформа П.А.Столыпина

6) принятие плана ГОЭЛРО

В10. Установите соответствие между советскими законодательными актами и годами их принятия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию.

В11. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название партии, о которой идет речь.

«Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. «центрального террора», осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождем и теоретиком партии был В.М.Чернов».

В12. Какие три из названных событий произошли во второй половине 1940-х гг.?

1) принятие проекта нового Союзного договора 9 республик СССР в Ново-Огарево

2) проведение денежной реформы и отмена карточной системы распределения товаров

3) разгром генетиков, победа направления биологии, возглавляемого Т.Д.Лысенко

4) начало реабилитации незаконно репрессированных людей

5) кампания борьбы с «космополитизмом»

6) подавление выступления рабочих в г.Новочеркасске

В13. Установите соответствие между событиями и годами, в которые они происходили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В14. Прочтите отрывок из резолюции I съезда шахтеров СССР и напишите название периода, когда эта резолюция была принята.

«Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях и в учреждениях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий и учреждений.

Льготный стаж, который идет освобожденным партийным и комсомольским работникам, должен быть отменен. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решен вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий».

В15. Расположите понятия и термины в хронологической последовательности их появления. Запишите буквы, которыми обозначены понятия и термины, в правильной последовательности.

В) «нечаевщина»
Г) «троцкизм»

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работы историка Б.А.Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти… то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза <этого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать… а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

С1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трех положений.

С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трех характерных черт этого периода.

С3. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трех аргументов.

С4. Назовите не менее трех основных направлений проведения реформ в период перестройки в СССР в 1985 – 1990 гг. Приведите не менее двух примеров экономических преобразований этого периода.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. В этом вопросе царь был принципиален и тверд. Однако в 1807 году Александр I был вынужден подписать с Наполеоном мирный договор в Тильзите.

Каково было отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? Как изменилось их отношение к Александру I? (Укажите не менее двух положений).

Чем объяснялось такое отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? (Укажите не менее двух причин).

С7. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907 – 1914 гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Ночью по узким улицам Стамбула, низко опустив свои капюшоны, ходили патрули, потому что само оттоманское правительство хотело удержать народ от могущих быть при вступлении русских или ввиду его беспорядков. Даже нашим врагам казалась дикою мысль остановиться у ворот столицы и не занять ее, хотя на время. На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудного, сказочного города, сверкавшего впереди под полным тишины и неги безоблачным небом. У самых ног наших, с поэтическим шумом, разбивались голубые волны Мраморного моря. Белый маяк гордо высился из его пенистой массы. Дальше, в лазуревом просторе, сияли полные невиданной до того роскоши острова Принцевы, далеко-далеко за Мармарой чуть мерещился азиатский берег своими снеговыми вершинами. Можно было бы. подумать, что это серебряные облака, если бы они не были так неподвижны. А прямо на север раскидывалась Византия с ее бесчисленными мечетями и дворцами. Та Византия, о которой так мучительно, словно задыхаясь на своем безграничном просторе, столько веков мечтала отыскивающая выхода к южному морю Россия, та Византия, к которой, правы или не правы, но постоянно стремились лучшие люди славянского мира. Мы различали и беломраморные стены ее киосков, и тонкие минареты ее бесчисленных джамий, и величавые купола Софии, Изеддина, Омара, Мурада, Баязида, вокруг которых легкими кружевами нависла резная из камня паутина. Десятки тысяч кровель и башен всползали на ее холмы и терялись в темных пятнах кипарисовых рощ, в зеленых облаках садов. Дивным сном каким-то казался этот Рим европейского востока, этот Рим славянства, за который пролилось так много слез и крови, так много, что, казалось, слейся вместе — они бы затопили его до самых верхушек мусульманских храмов, до самой башни Сераксериата и Галаты. По ночам туда же обращались восторженные взгляды, мириады огней зажигались на этом берегу, точно какое-то легендарное чудовище лежало там у тихих, ласкающих волн Босфора, сторожа его своими бесчисленными пламенными очами. Мы постоянно ездили в Константинополь. Военные надевали, разумеется, штатские платья, представляя что-то до такой степени нелепое, что при одном виде друг друга принимались неудержимо хохотать. Я уже жил в Grande Hoyel de Luxemburg . Раз утром я еще был в постели, как кто-то постучал ко мне.

Читайте также: Не отдают долг по расписке что делать

Как это ни странно, могу засвидетельствовать, что я в св. Георгии (около Византии) видел, как Скобелев разрыдался, говоря о Константинополе, о том, что мы бесплодно теряем время и результаты целой войны, не занимая его.
— Теперь уже нельзя занять, после мира.
— Какой это мир. Разве такого мы вправе были ждать.

Действительно, когда даже турки вокруг Константинополя возвели массы новых укреплений, Скобелев несколько раз делал примерные атаки и маневры, занимал эти укрепления, показывая полную возможность овладеть ими без больших потерь. Раз таким образом он ворвался и занял ключ неприятельских позиций, с которых смотрели на него аскеры, ничего не предпринимавшие. Порою Скобелев тогда живее других чувствовал всю нелепость нашего великодушия или трусости, называйте как хотите, живее потому, что лучше всех понимал, что действительную силу на всякого рода конгрессах нам может дать только обладание Константинополем.

— Я бы созвал сюда конгресс и сам бы председательствовал на нем. А вокруг триста тысяч штыков на всякий случай. Тогда бы и разговаривать можно!
— А если бы Европа пошла против нас?
— Бывают в истории моменты, когда нельзя, даже преступно быть благоразумным, т. е. слишком осторожным. Наша честь не позволяет нам отступиться. Нужно еще несколько столетий ждать, чтобы обстоятельства сложились так же выгодно, как теперь. Вы думаете, бульдоги полезут воевать с нами. Никогда. Они разве что сорвут куртаж в виде клочка Сирии. Да, наконец, теперь и рассуждать некогда. Мы здесь — это наше. И защищать это свое мы должны до последней капли крови.

— Вы же не думаете, чтобы теперь же Константинополь сделался русским городом.

— Я не дипломат. Я не знаю, почему бы ему не быть вольным городом с русским гарнизоном. А относительно коалиции — не так легко ее составить, как вы думаете. Во-первых, некому пока и невыгодно воевать с нами. Разумеется, если мы станем малодушничать, так до коалиции доплетемся. А пока я не вижу ее необходимости. Представьте, что бы сказала Европа, если бы ввиду ее требований, оскорбительных для нашей народной чести, государь обратился бы к своему народу.

— А так. Созвал бы своих людей, да и сказал: довел я русское дело до конца, теперь вся Европа на нас ополчается. Отдаю дело в ваши руки. Какой бы взрыв патриотизма последовал, какие бы невиданные силы явились. И не отступились ли бы сентиментальные девы европейской дипломатии от нашей народной воли, от нашей всенародной защиты своего противу всяких покушений.

Говоря, что он не дипломат, Скобелев был очень скромен. В Константинополе он так сумел сойтись с Лейярдом, что неведомо какими путями, но знал всю подноготную английских расчетов, надежд и происков. Лейярд — этот враг наш по преимуществу, души не чаял в Скобелеве, английская колония Константинополя носила его чуть не на руках. Он был кумиром даже женщин, принадлежащих к этой колонии. Они все были за него.

— Я должна сказать откровенно, что ненавижу русских!
— встретила его одна из них, когда Скобелева знакомили с нею.

— А я в красавице вижу только красавицу. И преклоняясь перед нею, не думаю, к какой нации она принадлежит.
— ответил ей Скобелев.

На завтраках у Скайлера, на обедах у Лейярда Скобелев знакомился с англичанами и вывел одно:

— Они сами боятся, они сами не готовы к войне вовсе. Они, как азартные игроки, будут решительны, но только до решительного момента. Когда он настанет, они на все не пойдут.

В этот день, когда он посетил меня в Константинополе, он был особенно взволнован.

— Нам остается одно, — говорил он.
— Или перейти в разряд второстепенных держав и потерять все свое значение, или же пойти на все. Иногда поражение не бывает так пагубно, так ужасно, как сознание своего унижения, своего бессилия. Вы знаете, если мы теперь отступимся, если постыдно сыграем роль вассала перед Европой, то эта победоносная в сущности война гораздо более сильный удар нанесет нам, чем Севастополь. Севастополь разбудил нас. 1878 год заставит заснуть. А раз заснув, когда мы проснемся, знает один аллах, да и тот никому не скажет.

Скверно, скверно. Под Плевной лучше себя чувствовал я, чем теперь. Душно, выйдемте на улицу. Пойдем завтракать к Мак-Гахану.

Я оделся, мы вышли.

Не успели мы сделать несколько шагов по Grande rue de Pera . как навстречу нам — что-то совсем необычное по платью. Красная феска на голове, разорванный офицерский сюртук русский, сверху офицерское турецкое пальто. Скобелев даже забыл, что он представляет собою в данный момент мирного штатского.

— Это что, кто вы такой.

— Не стыдно ли вам так одеваться. Не стыдно ли. Уж если выходите, то не надевали бы на себя неприятельского мундира. Срам. И это русские. обернулся он ко мне, когда мы подходили к Hotel d’Angletter . где стоял Мак-Гахан.

А знаете, — немного спустя обернулся он ко мне, — может быть, ему, бедному, просто нечего надеть было. Я ужасно каюсь в своей вспышке. Как залезешь в душу к пленному. Настрадался он здесь, поди. За что я его оборвал?

Мне ужасно стыдно!
— заговорил он опять, уже у Мак-Гахана. Сделайте, ради меня, о чем я вас попрошу, — обратился он ко мне.

— Сколько у нас у всех есть денег. У меня двадцать золотых, этого мало. Впрочем, я займу у Мак-Гахана.

Взял у того столько же или больше, не помню.

— Съездите в Сераскериат, где наши пленные, там их трое или четверо офицеров и несколько солдат, и передайте им это.
— И он вручил мне сорок или пятьдесят полуимпериалов.
— Главное, выразите им от меня сожаление. Скажите, что я извиняюсь. Вы это сумеете. Я бы сделал это, но мне в Сераскериате показываться нельзя.

Я сел верхом на первую попавшуюся лошадь, которые на улицах Константинополя заменяют извозчиков, и поехал в турецкую часть города Стамбул. До Сераскериата едва добрался. Массы войск собрались туда зачем-то. В Сераскериате обратился к чиновникам. Те сначала и ухом не повели, но узнав, что я русский, моментально изменили свое обращение.

— Нужно разрешение от Реуф-паши, чтобы видеть пленных.

9 Отеле «Люксембург». (Ред.)

— Кто это? — спрашиваю.

— Жирарде! — отвечали мне.

И он пережил его. Он, больной старик — этого полного жизни и силы молодого человека.

Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день додали приказа — двинуться и занять Царьград. Турки уже очищали там свои казармы для войск. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли головы, на азиатском берету Босфора отделывали дворец для султана.

Ночью по узким улицам Стамбула, низко опустив свои капюшоны, ходили патрули, потому что само оттоманское правительство хотело удержать народ от могущих быть при вступлении русских или ввиду его беспорядков. Даже нашим врагам казалась дикою мысль остановиться у ворот столицы и не занять ее, хотя на время. На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудного, сказочного города, сверкавшего впереди под полным тишины и неги безоблачным небом. У самых ног наших, с поэтическим шумом, разбивались голубые волны Мраморного моря. Белый маяк гордо высился из его пенистой массы. Дальше, в лазуревом просторе, сияли полные невиданной до того роскоши острова Принцевы, далеко-далеко за Мармарой чуть мерещился азиатский берег своими снеговыми вершинами. Можно было бы. подумать, что это серебряные облака, если бы они не были так неподвижны. А прямо на север раскидывалась Византия с ее бесчисленными мечетями и дворцами. Та Византия, о которой так мучительно, словно задыхаясь на своем безграничном просторе, столько веков мечтала отыскивающая выхода к южному морю Россия, та Византия, к которой, правы или не правы, но постоянно стремились лучшие люди славянского мира. Мы различали и беломраморные стены ее киосков, и тонкие минареты ее бесчисленных джамий, и величавые купола Софии, Изеддина, Омара, Мурада, Баязида, вокруг которых легкими кружевами нависла резная из камня паутина. Десятки тысяч кровель и башен всползали на ее холмы и терялись в темных пятнах кипарисовых рощ, в зеленых облаках садов. Дивным сном каким-то казался этот Рим европейского востока, этот Рим славянства, за который пролилось так много слез и крови, так много, что, казалось, слейся вместе — они бы затопили его до самых верхушек мусульманских храмов, до самой башни Сераксериата и Галаты. По ночам туда же обращались восторженные взгляды, мириады огней зажигались на этом берегу, точно какое-то легендарное чудовище лежало там у тихих, ласкающих волн Босфора, сторожа его своими бесчисленными пламенными очами. Мы постоянно ездили в Константинополь. Военные надевали, разумеется, штатские платья, представляя что-то до такой степени нелепое, что при одном виде друг друга принимались неудержимо хохотать. Я уже жил в Grande Hoyel de Luxemburg

Читайте также: Служба судебных приставов кбр официальный сайт

Раз утром я еще был в постели, как кто-то постучал ко мне.

Смотрю, Скобелев в штатском платье.

— Вот каким образом русские генералы должны появляться в завоеванном городе. Я, знаете, все-таки не верю. Мне кажется, что даже наша дипломатия, наконец, опомнится. Я со дня на день жду приказания вступить в Константинополь.

— Говорят, наши войска не готовы.

— Не знаю, чьи это наши. У меня под ружьем сорок тысяч. Я через три часа могу быть здесь. Позор, стыд.

Как это ни странно, могу засвидетельствовать, что я в св. Георгии (около Византии) видел, как Скобелев разрыдался, говоря о Константинополе, о том, что мы бесплодно теряем время и результаты целой войны, не занимая его. — Теперь уже нельзя занять, после мира. — Какой это мир. Разве такого мы вправе были ждать.

Вы увидите, что ценою нашей крови мы дадим все врагам России и ничего не получим сами. Наконец, чего они стесняются? Я прямо предложил Великому князю: самовольно со своим отрядом занять Константинополь, а на другой день пусть меня предадут суду и расстреляют, лишь бы не отдавали его. Я хотел это сделать, не предупреждая, но почем знать, какие виды и предположения есть. Может быть, это и так сбудется.

1) 1839 г 2) 1864 г 3) 1870 г 4) 1874 г

2.Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались художники, о которых говорится в отрывке. «Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы. с предложением петербургским художникам примкнуть к. Товариществу.Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей — Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других — Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вел он в Петербурге все дела Товарищества.В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и др.».

3.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию гос. Деятеля, о котором идет речь.

«Министром финансов стал. железнодорожный деятель. При нем была проведена денежная реформа, введена винная монополия, велось грандиозное железнодорожное строительство. Он с успехом продолжал модернизацию промышленности, начатую его предшественниками. На посту министра он пробыл 11 лет до 1903 г.»

1)А.Х. Бенкендорф2)А.Ф. Керенский3)М.М. Сперанский4)С.Ю. Витте

4. В результате проведения реформы 1861 г. в России было(а)

1)отменено крепостное право2)отменено временнообязанное положение крестьян

3)ликвидировано помещичье землевладение 4)разрушена крестьянская община

5. Александр III царствовал в

1)1825-1855 гг. 2) 1848-1883 гг. 3)1853-1874 гг. 4) 1881-1894 гг.

6. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX в. войны, о которой идёт речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевскога отряда. Со дня на день ждали приказа - двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову. На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города. ».___________________________________________________

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы». ___________________

8.Что было одной из причин экономического подъема в России в 1880-1890 гг.?

1)правительственные заказы, субсидии промышленникам2)проведение П.А. Столыпиным аграрной реформы

3)запрет на иностранные инвестиции в российскую промышленность4)введение труда приписных, посессионных крестьян

9. Введение института присяжных заседателей стало возможным в результате проведения

1)Судебной реформы 2)Земской реформы 3)Крестьянской реформы 4)Военной реформы.

10. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте .

1)основой денежной системы стал золотой рубль2)основой денежной системы стал серебряный рубль

3)из обращения были изъяты бумажные деньги4)было восстановлено обращение бумажных денег

11. Установите соответствие между событиями и фамилиями полководцев

12. Какие три из перечисленных изменений, преобразований были проведены в ходе Великих реформ 1860- 1870-х гг.?

1) отмена рекрутского набора в армию2) ограничение барщины тремя днями в неделю

3) создание губернских и уездных земских учреждений 4) запрещение продавать крестьян без земли

5) учреждение суда присяжных заседателей 6) освобождение дворян от военной службы

13. Расположите следующие явления XIX в. хронологической последовательности.

А)судебная реформаБ) денежная реформа ВиттеВ)Бородинская битва Г) крестьянская реформа

14. В каком году в России отменили крепостное право? 1) 1859 г. 2) 1861 г. 3) 1874 г. 4) 1881 г.

15. Какое из названных преобразований XIX в. было проведено позже всех других?

1) финансовая реформа С.Ю. Витте 2) кодификация законов Российской империи М.М. Сперанским

3) учреждение министерств 4) Судебная реформа Александра II

16. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер возглавляли

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев 4) Южное общество декабристов

17. Какие страны входили в Тройственный союз» 1) Россия 2) Германия 3) Франция 4) Австро-Венгрия 5) Италия 6) Англия

Тест № 4 по истории на тему « Россия во второй половине 19 века ». Вариант 2 Ученика(цы) 7-___ класса _________________________ _______________________

Моя книга — не биография Скобелева, а ряд воспоминаний и отрывков, написанных под живым впечатлением тяжёлой утраты этого замечательного человека. Между ними встречаются наброски, которые может быть, найдут слишком мелкими. Мне казалось, что в таком сложном характере, как Скобелев — всякая подробность должна быть на счету, Когда я привел взгляды покойного на разные вопросы нашей государственной жизни. С его убеждениями можно не соглашаться, Но молчать о них нельзя. Сожалею, что условия, среди, которых приходится работать русскому писателю, не позволяют очертить убеждения Скобелева во всей их полноте: они во многом изменили бы установившееся о нем мнение. При этом, мне пришлось воспользоваться прежним моим ‘дневником’ и повторить из него несколько страниц. Этого нельзя было избегнуть вовсе. Автор.

НАСТРОЙКИ.

В. И. Немирович-Данченко

Я уже говорил в первом издании этой книги, что она — не биография Скобелева, а ряд воспоминаний и отрывков, написанных под живым впечатлением тяжелой утраты этого в высшей степени замечательного человека. Между ними встречаются наброски, которые, может быть, найдут слишком мелкими. Мне казалось, что в таком сложном характере, как Скобелев, — всякая подробность должна быть на счету. Кое- где я привел взгляды покойного на разные вопросы нашей государственной жизни. С его убеждениями можно не соглашаться, но молчать о них нельзя. Сожалею еще раз о том, что условия, среди которых приходится работать русскому писателю, не позволяют очертить убеждения Скобелева во всей их полноте.

Он не был славянофилом в узком смысле — это несомненно. Он выходил далеко из рамок этого направления, ему они казались слишком тесны. Ему было дорого наше народное и славянское дело. Сердце его лежало к родным племенам. Он чувствовал живую связь с ними — но на этом и оканчивалось его сходство с нынешними славянофилами. Взгляды на государственное устройство, на права отдельных племен, на многие внутренние вопросы у него была совершенно иные. Если уж необходима кличка, то он скорее был народником. В письме, полученном мной от его начальника штаба генерала Духонина, после смерти Скобелева, между прочим сообщается, что в одно из последних свиданий с ним Михаил Дмитриевич несколько раз повторял: ‘Надо нам, славянофилам, сговориться, войти в соглашение с ‘Голосом’. ‘Голос’ во многом прав. Отрицать этого нельзя. От взаимных раздражений и пререканий наших — один только вред России’. То же самое не раз он повторял и нам, говоря, что в такую тяжелую пору, какую переживает теперь наше отечество, всем людям мысли и сердца нужно сплотиться, создать себе общий лозунг и сообща бороться с темными силами невежества. Славянофильство понимал покойный не как возвращение к старым идеалам допетровской Руси, а лишь как служение исключительно своему народу. Россия для русских, славянство для славян. Вот что он повторял повсюду. Взять у Запада все, что может дать Запад, воспользоваться уроками его истории, его наукою но затем вытеснить у себя всякое главенство чуждых элементов, развязаться с холопством перед Европой, с несколько смешным благоговением перед ее дипломатами и деятелями. ‘Ученик не лакей, — повторял он. — Учиться — я понимаю, но зачем же ручку целовать при этом. Они не наши, во многих случаях они являлись нашими врагами. А враги — лучшие профессора. Петр заимствовал у шведов их военную науку, но он не пошел к ним в вассальную зависимость. Я терпеть не могу немцев, но и у них я научился многому. А заимствуя у них сведения, все-таки благоговеть перед ними не стаду и на буксире у них не пойду. Разумеется, я не говорю о презрении к иностранцам. Это было бы глупо. Презирать врага — самая опасная тактика. Но считаться с ними необходимо. Между чужими есть и друзья нам, но не следует сентиментальничать по поводу этой дружбы. Она до тех пор, пока у нас с ними враги общие. Изменись положение дел, и дружбы не будет. Повторяю: учиться и заимствовать у них все, что можно, но у себя дома устраиваться как нам лучше и удобнее’. Никто более Скобелева не удивлялся взаимной нетерпимости разных литературных направлений у нас. Он никак не мог освоиться с той мыслью, что при отсутствии политической жизни и свободы в стране борьба идей переходит в отдельную борьбу личностей. Ему казалось возможным сплотиться всем, составить общую программу, направить общие усилия к одной цели. С несколько комическою даже серьезностью он советовал: да вы сначала вкупе и влюбе поработайте, чтобы право на свое существование отстоять, завоевать себе свободу, а потом уже делитесь на партии, на кружки. Будущим идеалом государственного устройства славянских народов был для него союз автономий, с громадною и сильною Россией в центре. Все они у себя внутри делай что хочешь и живи как хочешь, но военные силы, таможня, монета должны быть общими. Все за одного и один за всех. Я еще раз должен выразить глубокое сожаление, что об идеях и планах этого государственного человека гораздо свободнее пишут и говорят за границей, чем у нас. Жалкое положение отечественного писателя в этом отношении вне всяких сравнений, и поэтому мы поневоле ограничиваемся сказанным здесь.

error: