Методы обучения их место и роль в дидактическом процессе. Характеристика методов обучения в современной дидактике. Выбор методов обучения Условия выбора учителем методов обучения

Контрольная работа

по предмету: «Теория обучения»

на тему: «Методы обучения и их выбор »


Введение

1. Понятие о методах обучения

2. Классификация методов обучения

3. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

4. Методы закрепления изучаемого материала

5. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала

6. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике

7. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся

8. Выбор методов обучения

Заключение

Список использованных источников


Введение

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов.

В настоящее время в педагогической литературе выделено довольно большое число методов обучения и воспитания (более 50 по подсчетам В.И. Андреева) . Кроме традиционных М.И. Махмутов дает по бинарной классификации 5 методов преподавания и 5 методов учения. Выделяется целая группа методов организации дидактических, деловых и других игр. Интенсивно разрабатываются эвристические методы (мозгового штурма, эмпатии, инверсии, эвристических вопросов и др.).

Но, несмотря на это, проблема методов обучения, как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике, остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии.

Категория методов обучения выводит на ответ на традиционный дидактический вопрос – как учить. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей .


1. Понятие о методах обучения

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – сказано в философском словаре Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить ма териал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познава тельная деятельность учащихся.

Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

2. Классификация методов обучения

Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Дидактические исследования показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.

Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов:

а) словесные;

б) наглядные;

И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

а) методы приобретения новых знаний,

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,

в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Кроме того, выделяют инновационные методы :

а) игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.);

б) методы тренинга;

в) методы программированного обучения;

г) методы компьютеризированного обучения;

д) методы гипнопедии (обучение в гипнотическом сне);

е) ситуационный метод;

ж) методы обучающего контроля и т. д.

Как видим, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных нами классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора в процессе реализации конкретных моделей подготовки и переподготовки специалистов.


3. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis – устный, словесный). Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения знаний учителем?

Рассказ – образное, красочное, яркое монологическое изложение учебного материала учителем, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний .

Объяснение – это четкое, краткое, логическое и последовательное изложение сложного учебного материала учителем, сопровождающееся активным участием учеников в наблюдениях, демонстрациях, иллюстрациях. Объяснение сопровождается инструктированием учителем к правильному выполнению операций, действий, заданий: как учить. Как сделать, как организовать рабочее место .

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит:

от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

от особенностей содержания и методов данной нау ки и изучаемого предмета, темы;

от особенностей методики преподавания конкрет ной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

От времени, отведенного на изучение того или иного материала;

От возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;

От уровня подготовленности учащихся (образо ванности, воспитанности и развития);

От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методи ческого мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т.п. В первом случае может понадобится подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала: В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т.п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям "метод обучения", "методический прием".

Покажите, что методы обучения не тождественны прин ципам обучения.

Раскройте исходные позиции классификации методов об учения. Изложите своему коллеге по изучению курса систему ме тодов обучения, с которой вы познакомились, ответив в ходе по следовательного изложения на вопросы:

а) каковы исходные положения системы;

б) какой принцип положен в основу деления методов обучения;

в) каковы функции и смысл каждого из методов;

г) как реализуются методы обучения в реальном процессе обучения.

Проверьте, ясно, логично, убедительно ли вы изложили прочитанное. Попробуйте также наложить материал студенту, который не был на лекции по этой теме и не читал этой главы.*

4. Постройте пример заданий на три уровня усвоения како го-либо существенного понятия по вашему предмету.*

* Задания - вопросы, отмеченные звездочкой, заимствованы из "Дидактики средней школы", М., Просвещение, 1982.

На материале конкретного урока покажите пути активизации учащихся в процессе использования различных методов обучения.

Покажите, как в одном учебном предмете можно исполь зовать в комплексе разнообразные методы обучения.

Какие условия определяют выбор методов обучения? Пе речислите их, приведите примеры.

Докажите, почему ни один метод обучения не может ис пользоваться как универсальный?

Какие методы обучения используют в своей работе педа гоги-новаторы? Что, по Вашему мнению, в их опыте заслуживает изучения и распространения? Что является достоянием индиви дуальности педагога, а что представляется неубедительным?

Литература для самостоятельной работы

Выбор методов обучения в средней школе/Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.

Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаттна. 2-е изд. М., 1982.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988.

Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.

Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980.

Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. М., 1990.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.

Методы обучения в школе отвечают образовательный и воспитательной целью, содержанию образования. Они настраивают учителя на воспитание всесторонне развитых людей, которые имели широкую образование и сознательно использовали св вой знания и способности на пользу государства, общества. Особого внимания заслуживают методы, требующие от учащихся сознательного подхода, активности, самостоятельности и творчества в учебно-познавательной ди тельности целом методы обучения зависят от общих целей образования и воспитанияння.

Процесс обучения в школе определяется системой дидактических принципов, вытекающих из его закономерностей Дидактические принципы следует учитывать и при выборе методов обучения, с помощью которых учи итель должен постепенно, систематически обучать учащихся, оказывать им учебный материал доступно, наглядно, научно, заботиться, чтобы учащиеся проявляли самостоятельность и активность и сознательно усваивали його.

Выбор метода в значительной мере зависит от учебной дисциплины. Отдельные методы успешно используются в процессе изучения всех учебных дисциплин (объяснение, беседа, работа с книгой), другие - лишь определенной й группы предметов (лабораторные занятия проводят преимущественно по физике, химии, биологии). В каждом конкретном случае учитель решает, какой метод наиболее эффективен на уроке. Выбирая его, учитель прежде м должен учитывать тему, цель урока. Если на уроке химии планируется раскрытие содержания новой темы, можно использовать методы рассказа, беседы, демонстрации опыта, на уроке закрепления приобретенных знания ь и применение их на практике целесообразно метод упражнений. Это свидетельствует, что цель урока, задачи, которые будут решаться на нем, играют решающую роль в выборе методов обучениячання.

Каждый урок имеет определенную структуру, которая определяет последовательность его этапов. На каждом этапе решают конкретные задачи, что также сказывается на выборе методов обучения. Так, проверку домашнего задания я можно осуществить, прибегнув к индивидуальному, уплотненного или фронтального опроса, а для изучения нового материала требуются совсем другие методди.

Выбор метода зависит и от возрастных особенностей детей. Например, школьную лекцию нельзя читать в младших и средних классах, самостоятельную работу с книгой практикуют лишь тогда, когда у учеников сформировано в навыки такой работы значительной степени выбор метода обучения обусловлен учебно-материальной базой школы. Хорошо оборудованные учебные кабинеты, наглядные пособия позволяют не только использовать методы иллюстрирования, демонстрации, проведения лабораторных, практических и исследовательских работ, но и сочетать эти наглядные и практические методы со словеснымими.

На выбор метода обучения влияет и географическое расположение школы. Так, городские школы имеют лучшие возможности для использования в учебном процессе промышленных объектов, музеев, театров, а в сельских ш школах легче организовать наблюдения за природой, сельскохозяйственным производством, исследовательскую роботу.

Выбирая метод обучения, учитель должен учитывать необходимость смены видов деятельности учащихся на уроке, чтобы поддерживать их внимание, заинтересованность. Ведь однообразие надоедает, ученикам неинтересно, они и начинают скучать, что снижает эффективность процесса обученияя.

Методы обучения зависят и от времени, отведенного на проведение урока. Следует подбирать методы, позволяющие достичь учебной цели можно меньшими затратами времени

На выбор метода обучения влияет и личность педагога. Одни из них хорошо рассказывают, другие удачно организуют дискуссию, превращают урок на игру. Однако это не означает, что учитель должен использоваться ать только те методы, которые ему лучше всего удаются. Педагогическое мастерство заключается в совершенном владении всей их совокупностистю.

Важным условием повышения эффективности методов обучения является их диалогичность, т.е. включение в любого метода диалога между педагогом и учащимися. Она активизирует и способствует развитию всех личностных фу. УНКЦ, обеспечивает процесс усвоения знаний и ин.

Длительная педагогическая практика дает учителю возможность, опираясь на свои теоретические знания в области дидактики, использовать в зависимости от обстоятельств методы. Только правильный выбор и применение методов обучения могут обеспечить высокий уровень знаний учащихся и сформировать у них потребность в систематической, сознательной, творческой учебной рабоі.

Определенную специфику имеет использование методов обучения в зарубежной школе. Американские учителя используют как традиционные (лекции, рассказ учителя), так и активные методы (работа с первичными документам мы источниками, групповая работа, дискуссия, ролевая игра) . Обязательными на уроках есть компьютеры, мультимедийные средства, видеотехника. Ученики являются активными участниками подготовки и выполнения групповых и индивидуал ьних проектетів.

В классах американской школы много разнообразной техники: компьютеры, видеотехника, мультимедийные проекторы и т.д.. Есть там и холодильники, микроволновые печи, которыми пользуются на перемене учителя и ученики и. Нередко экспонируются фотографии учителя в кругу семьи, во время отпуска, свидетельствующие об определенных качествах его личноститі.

Американские школьники не носят учебников в школу, поскольку в каждом классе есть их комплект. Учебники оформлены фотографиями, рисунками, картами, схемами и графиками. Каждая их часть начинается с окр реслення учебных целей, завершается выводами, блоком вопросов и заданий разного уровня сложности. В пособии для учителя в полном объеме воспроизведен ученический учебник, размещены рекомендации по изучению учебного материала, использование материала учебника. В нем есть рубрика"Развитие критического мышления", ссылки на печатные, аудио-и. Интернет ресурсы. Учитель имеет в своем распорных ядженни и другие пособия - сборники тестовых заданий и вариантов проверочных работ, первичные документы и т.д.. В распоряжении учителя есть комплекты настенных карт, учебные тематические видеофильмы и CD-ди ски с Power Point презентаций к тем курса, копировальная техникіювальна техніка.

. Вопросы. Задача

1. Чем обусловлена??необходимость использования в современной школе разнообразных методов обучения?

2. Какая из известных вам классификаций методов обучения оптимальная?

3. От чего зависит выбор конкретного метода обучения?

4. В чем преимущества и недостатки словесных методов обучения?

5. В чем ценность и особенности использования наглядных методов обучения?

6. В котором взаимосвязи находятся практические методы обучения со словесными и наглядными?

7. Какие методы обучения эффективны в стимулировании учебно-познавательной деятельности учащихся?

8. Охарактеризуйте специфику методов контроля и самоконтроля в обучении

9. С какой целью на уроках используют технические средства обучения ?

10. Охарактеризуйте методику использования учебника в процессе обучения

Народная педагогика о методах обучения:

Кто думает, то и ум имеет

Красное слово - золотой ключ

Лошади управляют уздамы, а человека - словами

Что с глаз, то и с мысли. Как глаз, так и мнения. Более дела - меньше слов

Не научишься плавать, пока в уши воды не наберешь

. Литература

Алексюк. А. М. Общие методы обучения в школе -. К, 1973

Близнюк. С. П. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся -. К, 1983

Ващенко. Г. Общие методы обучения -. К (1997

Вильяме. Р,. Маклин. К. Компьютеры в школе -. М, 1988

Выбор методов обучения в средней школе /. Под ред. Ю. К. Ба-Банско -. М, 1981

Дидактика современной школы /. Под ред. В. А. Он и щука -. К, 1987

Ильина. Т. И. Педагогика -. М, 1984

Коротяев. Б. И. Методы учебно-познавательно?

Кухарев. Н. В. В пуги к профессиональному совершенству -. М, 1990

Сухомлинский. В. О. Сто советов учителю. Выбрать произведения:. В 5-ти т -. К1976-Т2

Сухорский. С. Ф. Система учета успеваемости в школе -. К, 1968. Тематический учет знаний учащихся: методическое письмо -. К, 1988

Ушинский. К. Д. Человек как предмет воспитания. Выбрать пед произведения:. В 2-Х т -. К, 1983 -. Т 1

Шевцова. С. Что такое - метод проектов / /. Образование - 2004

1. Практический метод основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

2. Наглядный метод . Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий.

3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

Ученики должны не только воспринимать и усваивать информацию, они могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, дискутировать, обсуждать те или иные мнения, относительно изучаемого вопроса;

1) работа с книгой отражает метод самостоятельной работы учеников, включающей чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.

2) видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и электронного учителя, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученика высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

Другой вид классификации основан на разделении методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала.

В этой классификации выделены следующие методы.

1. Объяснительно-иллюстративный . Один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней;

2. Репродуктивный метод предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.

3. Метод проблемного изложения заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать основные принципы и этапы решения проблем.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить учащихся грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем, а так же оказывать помощь при возникновении у учащихся затруднений разного рода.

5. Исследовательский метод является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Учитель вместе с учащимися формирует проблему и производит управление самостоятельной исследовательской деятельностью учеников. Методы исследования ученики выбирают сами, знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих исследовательской деятельности задач. Знания, полученные подобным способом, глубоко и прочно оседают в памяти человека. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу.

Другая классификация методов обучения, три основные группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Методы, входящие в группу организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, многочисленны и довольно разнообразны. В них используются все виды источников информации: учебники, лекции, наглядные пособия, практическая деятельность. Предпочтение отдается разумному сочетанию теории и практики, знания приобретаются как посредством восприятия и осмысления предлагаемого материала, так и в процессе исследовательской деятельности и анализа ее результатов. Немаловажную роль имеют самостоятельные работы, контролируемые со стороны учителя.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Занятия, разработанные с использованием этих методов обычно разнообразны и эмоциональны. Ученикам предлагаются задания в виде ситуативных форм, приближенных к реальной жизни, для решения которых необходима определенная теоретическая база, тем самым создается представление о применимости получаемых знаний в повседневной или профессиональной жизнедеятельности. Учащиеся убеждаются в пользе получения таких знаний и умений, что пробуждает интерес и создает стимулы к обучению. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности направлены на формирование сознательности ученика и основаны на оценке конечного результата обучения. Процесс обучения включает различные виды контроля и самоконтроля, в соответствии с которым делается вывод об эффективности проведенных занятий для каждого конкретного ученика и для всей учебной группы в целом. Значительную роль в этих методах играет оценка, как стимул получения знаний. Зачастую ученикам предлагается самим оценить выполненную ими работу, а затем сравнить эту оценку с оценкой учителя, в этом случае ученикам прививается способность наиболее объективно оценивать свой уровень знаний и умений.

Существующие классификации методов обучения не лишены недостатков. В любом учебном процессе в действительности используется сочетание элементов сразу нескольких методов, и, говоря о применении какого-то конкретного метода в том или ином случае, имеется в виду его доминирующее положение по отношению к остальным. В настоящее время в современной педагогической науке выделяются несколько относительно самостоятельных методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный и практический методы, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод.

Выбор методов обучения не может быть произвольным .

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит :

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

24. Индивидуальный и дифференцированный подходы в учебном процессе, их сущность и содержание

«Индивидуализация обучения – организация учебного про­цесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать опти­мальные условия для реализации потенциальных воз­можностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуще­ствляется в условиях коллектив­ной работы в рамках общих задач и содержания обучения».

В психологии индивидуализация обучения рассматривается как один из принципов гуманизации педагогического взаимодейст­вия. Этот принцип означает «выявление и культивирование в каж­дом ребенке индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности, построение та­кого содержания и мето­дов обучения и воспитания, которые были бы адек­ватны возрас­тным (по уровню развития) и индивидуальным (личностным) осо­бенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся, соответствовали сензитивным периодам их возрастного и индивидуального развития».

Индивидуальный подход является конкретизацией диффе­ренциро­ванного подхода.

«Дифференциация в обучении и образовании –

1) Организация учебной деятельности школьников, при ко­торой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объ­емов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком;

2) Ориентация системы образования на удовлетворение раз­личных образовательных потребностей. Дифференциация в обуче­нии и образовании бывает внешняя (организация спецшкол, откры­тие классов с углубленным обучением или коррекционных, фа­культативов, курсов по выбору и т.д.); внутренняя , когда в рамках обычного класса для каждого учащегося, учиты­вая его индивиду­альные особенности, определяется наиболее рациональный харак­тер работы на уроке, и элективная (представление учащимся права вы­бирать ряд предметов для изучения в дополнение к обязатель­ным учебным дисциплинам)».

Индивидуальная форма учебной работы на уроке характери­зуется вы­соким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преиму­щества состоят в том, что обучение в максимальной степени соот­ветствует уровню развития, способностям и познавательным воз­можностям каждого ученика. Учитель организует индивидуальную деятельность учащихся при выполнении раз­личных упражнений, решении задач, для формирования отдельных умений и навыков, а также с целью углубления знаний и восполнения имеющихся про­белов в изучении материала. Самостоятельное выполнение заданий позво­ляет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные уче­ники, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе.

«Индивидуальная форма работы школьников на уроке по­зволяет ре­гулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. … для слабоуспе­вающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи».

Более сильным ученикам предлагаются несколько услож­ненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подго­товки и стимулирующие развитие способностей этих детей.

И.Ф. Харламов раскрывает сущность индивидуальной ра­боты с уча­щимися на уроке в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается в том, что слабоуспевающие школьники должны подвергаться более частой проверке усвоения изучаемого мате­риала, таким образом, ученики будут вы­нуждены прибегать к регу­лярным занятиям. «Некоторая дифференциация требуется также в самом характере проверки знаний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному ма­териалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы по­проще, а учитель чаще прибегает к наводящим и уточняющим во­просам. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок».

Многие учителя в оценочной деятельности используют ин­дивидуаль­ные нормы оценки учащихся. Достижения учеников они рассматривают в сопоставлении с их же предшествующими дости­жениями. Такие педагоги исходят из актуального уровня школьных успехов ученика и выбирают зада­ния соответствующей сложности, оказывая ребенку помощь в случае необ­ходимости. «Педагоги, оценивающие достижения учеников подобным обра­зом, готовы рассматривать их достижения в более широких интервалах вре­мени, охотно допуская возможность изменений в дальнейшем раз­витии уче­ника. Обнаруживается, что подобное взаимодействие уменьшает боязнь не­успеха и страх перед опросом, у более слабых учеников появляется вера в собственный успех».

Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы Н.А.Сорокин видит в том, что дети практически не обща­ются друг с другом. Поэтому индивидуальную работу школьников на уроке он рекомендует соче­тать с коллективными формами.

Наряду с фронтальной организацией работы учеников на уроке при­меняется и такая коллективная форма, как групповая ра­бота учащихся, при которой класс делится на группы, вы­полняю­щие одинаковые или разные за­дания. В зависимости от этого раз­личают единую и дифференцированную групповую ра­боту, причем и в этом и в другом случае она тесно и нераз­рывно связана с фрон­тальной и индивидуальной работой учащихся. Для успешной совместной работы необходимо ком­плектовать группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успевае­мость и одинаковый темп работы. Состав этих групп (5 – 7 человек) непостоянный и, как правило, раз­личный по разным пред­метам, определяется самими учениками, учитель только корректи­рует его, учитывая взаимоотношения между учащимися.

При индивидуальном обучении, в группах организуется само­стоятельная работа учащихся, но вы­полнение дифференцирован­ных групповых заданий приучает школьников к коллективным ме­тодам работы, а общение, как утверждают психологи, явля­ется не­пременным условием формирования правильных понятий. Обще­ние и положительный характер отношений между детьми в группах стимулируют познавательную деятельность учащихся, повышают ее результативность.

Выбор адекватных педагогических приемов для коррекции недостат­ков психического развития «требует знания индивидуальных особенностей ребенка, выявления специфических показателей уровня его развития».

По мнению ученых – педагогов и психологов, проблемы обучения де­тей с задержкой психического развития « … следует решать посредством ор­ганизации индивидуального подхода к учащимся и дифференцированного обучения при максимальном учете различий в уровне общего развития и учебных способностей детей».

«Современные исследования показывают, что нет необучае­мых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, исполь­зуя специфические методы, приемы и средства обучения, глубокую дифференциацию и индиви­дуализацию обучения».

В коррекционной педагогике принцип дифференцированного подхода реализуется в двух направлениях:

1) Дифференцированный подход к содержанию образования в зави­симости от социально-экономических, географических, исто­рических, этни­ческих и других условий региона. Это позволяет, с одной стороны, лучше использовать индивидуальные особенности учащихся, а с другой стороны, наиболее адекватно использовать их профессионально-трудовую подготовку в промышленности или сельском хозяйстве.

2) Разделение класса на группы по способностям и степени обучаемо­сти. В одном классе могут обучаться дети с различной степенью выраженно­сти нарушения. Педагог обычно делит класс на три группы (сильную, сред­нюю и слабую) исходя из наличия в классе однородных по своим характери­стикам микрогрупп. Состав таких групп не должен быть постоянным: по мере продвижения вперед дети могут переходить в микрогруппу более высо­кого уровня.

«Признано более целесообразным отразить в учебных про­граммах несколько уровней содержания учебного материала и в рамках одного класса осуществлять дифференцированный подход. При этом необходимо учиты­вать, что дифференциация обучения решается не только через дифференци­рованное содержание обуче­ния. Не менее важную роль на всех этапах учеб­ного процесса иг­рает дифференциация методов, приемов обучения».

Так, например, индивиду­альный подход к учащимся в специальной педагогике учитывает не только индивидуальные особенности каж­дого ученика (особенности высшей нерв­ной деятельности, харак­тера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), но и спе­цифические особенности ребенка, свойственные конкрет­ной категории на­рушения развития. Благодаря индивидуальному подходу появляется возмож­ность уделить внимание отдельным вы­раженным недостаткам ученика путем избирательного использова­ния необходимых в данном случае методов, приемов и средств.

«Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из обра­зовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекци­онного воздействия оказываются неэффектив­ными. Благодаря индивидуаль­ному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множест­венными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических прие­мов и спо­собов коррекционно-педагогической работы».

25.Средства обучения, их классификация и методика применения. (методику самостоятельно)

Неотъемлемым компонентом педагогической системы любого обучения являются средства обучения. В широком смысле под ними понимаются объекты, компоненты деятельности и условий, обладающие дидактическими свойствами. Это слова, предметы, действия, факторы, воздействующие на органы чувств (зрение, слух, осязание) обучающихся и обеспечивающие усвоение ими учебного материала. В руках преподавателя это «инструменты», с помощью которых он решает стоящие перед ним задачи. К основным средствам обучения относят :

1) учебное оборудование помещений образовательных учреждений:

– учебное оборудование – экран, учебная доска, парты, учебные столы, место педагога, объекты на стендах и шкафах;

– технические средства обучения – средства визуальной информации, звуковой информации, автоматизированные установки, компьютерная техника, учебные тренажеры;

– оборудование специальных учебных кабинетов, лабораторий, цехов, интернет-классов и компьютерных классов;

2) оборудование специальных учебных помещений и территорий – читальных залов, учебных и научных библиотек, помещений для самостоятельной работы, консультационных комнат, спортивных площадок, полигонов, учебных полос препятствий, стрелковых тиров, учебно-тренировочных комплексов, учебных баз;

3) учебно-наглядные и учебные пособия:

– рисунки, схемы, графики, карты, таблицы;

– фотоматериалы, картины, портреты, изображения и тесты, экранно-звуковые средства – диапозитивы-слайды, диафильмы, видеоматериалы, кинофильмы, материалы радиопередач, телепередач, Интернет;

– моделирующие средства – муляжи, макеты, средства имитации, поведение имитаторов;

– программы, учебники, учебные пособия, сборники задач, хрестоматии, художественная литература, документальные материалы, инструкции, памятки, наставления, задания для самостоятельной работы, методические разработки и т. д.;

4) все средства, находящиеся на территории и в помещениях любой социальной структуры (семейной, трудовой, служебной, административной, культурно-досуговой и т. д.), которые можно использовать при обучении, это могут быть и обычные помещения с их оборудованием, проходная, помещение дежурного, лестница, пожарный стенд, столовая, детская площадка, магазин и т. д.;

5) средства самого педагога (родителя, старшего, социального работника, руководителя и т. д.), обладающего дидактическими свойствами:

– речевые – слова, фразы, интонации, громкость, темп, произношение, логика, риторика, стиль;

– невербальные (неречевые) – мимика, жесты;

– поведенческие – позы, походка, одежда, действия, сознательно используемые в качестве обучающих;

6) территориальные средства – находящиеся за пределами образовательного заведения, в городе, районе доступные библиотеки, читальные залы, книжные магазины, информационные центры, электронная почта, Интернет и т. д. Сюда относятся и домашние средства, имеющиеся в квартире обучающегося: рабочий стол, шкаф, библиотека, канцелярские принадлежности, компьютер, учебные комплекты, диски, дискеты и т. д.

Методы обучения в школе соответствуют образовательной и воспитательной цели, смысловые образования. Они настраивают учителя на воспитание всесторонне развитых людей, которые бы имели широкое образование и сознательно использовали свои знания и способности на пользу государства, общества. Особого внимания заслуживают методы, требующие от учащихся сознательного подхода, активности, самостоятельности и творчества в учебно-познавательной деятельности. В целом методы обучения зависят от общих целей образования и воспитания.

Процесс обучения в школе определяется системой дидактических принципов, вытекающих из его закономерностей. Дидактические принципы следует учитывать и при выборе методов обучения, посредством которых учитель должен постепенно, систематически обучать учащихся, подавать им учебный материал доступно, наглядно, научно, заботиться, чтобы учащиеся проявляли самостоятельность и активность и сознательно усваивали его.

Выбор метода в значительной мере зависит от учебной дисциплины. Отдельные методы успешно используются в процессе изучения всех учебных дисциплин (объяснение, беседа, работа с книгой), другие - только определенной группы предметов (лабораторные занятия проводят преимущественно по физике, химии, биологии). В каждом конкретном случае учитель решает, какой метод наиболее эффективен на уроке. Выбирая его, учитель прежде всего должен учитывать тему, цель урока. Если на уроке химии планируется раскрытие содержания новой темы, можно использовать методы рассказа, беседы, демонстрации опыта; на уроке закрепления приобретенных знаний и применение их на практике целесообразным является метод упражнений. Это свидетельствует, что цель урока, задачи, которые будут решаться на нем, играют решающую роль в выборе метода обучения.

Каждый урок имеет определенную структуру, которая определяет последовательность его этапов. На каждом этапе решают конкретные задачи, что также сказывается на выборе методов обучения. Так, проверку домашнего задания можно осуществить, прибегнув к индивидуальной, уплотненного или фронтального опроса, а для изучения нового материала нужны совсем другие методы.

Выбор метода зависит и от возрастных особенностей детей. Например, школьную лекцию нельзя читать в младших и средних классах, самостоятельную работу с книгой практикуют только тогда, когда у учащихся сформированы навыки такой работы. В значительной степени выбор метода обучения обусловлен учебно-материальной базой школы. Хорошо оборудованные учебные кабинеты, наглядные пособия позволяют не только использовать методы иллюстрирования, демонстрации, проведение лабораторных, практических и исследовательских работ, но и сочетать эти наглядные и практические методы со словесными.

На выбор метода обучения влияет и географическое расположение школы. Так, городские школы имеют лучшие возможности для использования в учебном процессе промышленных объектов, музеев, театров, а в сельских школах легче организовать наблюдение за природой, сельскохозяйственным производством, исследовательскую работу.

Выбирая метод обучения, учитель должен учитывать необходимость смены видов деятельности учащихся на уроке, чтобы поддерживать их внимание, заинтересованность. Ведь однообразие надоедает, ученикам становится неинтересно, они начинают скучать, что снижает эффективность процесса обучения.

Методы обучения зависят и от времени, отведенного на проведение урока. Следует подбирать методы, которые позволяют достичь учебной цели как можно меньшими затратами времени.

На выбор метода обучения влияет и личность педагога. Одни из них хорошо рассказывают, другие удачно организуют дискуссию, превращают урок в игру. Однако это не означает, что учитель должен использовать только те методы, которые ему лучше всего удаются. Педагогическое мастерство заключается в совершенном владении всей их совокупности.

Важным условием повышения эффективности методов обучения является их диалогичность, то есть включение в любого метода диалога между педагогом и учениками. Она активизирует и способствует развитию всех личностных функций, обеспечивает процесс усвоения знаний и др.

Длительная педагогическая практика дает учителю возможность, опираясь на свои теоретические знания в области дидактики, использовать в зависимости от обстоятельств эффективные методы. Только правильный выбор и применение методов обучения могут обеспечить высокий уровень знаний учащихся и сформировать у них потребность в систематической, сознательной, творческой учебной работы.

Определенную специфику имеет использование методов обучения в зарубежной школе. Американские учителя используют как традиционные (лекции, рассказ учителя), так и активные методы (работа с первичными документами, источниками, групповая работа, дискуссия, ролевая игра). Обязательными на уроках есть компьютеры, мультимедийные средства, видеотехника. Ученики являются активными участниками подготовки и выполнения групповых и индивидуальных проектов.

В классах американской школы много разнообразной техники: компьютеры, видеотехника, мультимедийные проекторы и тому подобное. Есть там и холодильники, микроволновые печи, которыми пользуются на перемене учителя и ученики. Нередко экспонируются фотографии учителя в кругу семьи, во время отпуска, которые свидетельствуют об определенных качествах его личности.

Американские школьники не носят учебники в школу, поскольку в каждом классе есть их комплект. Учебники оформлены фотографиями, рисунками, картами, схемами и графиками. Каждая часть начинается с определения учебных целей, завершается выводами, блоком вопросов и заданий разного уровня сложности. В пособии для учителя в полном объеме воспроизведен ученический учебник, размещены рекомендации по изучению учебного материала, использование материала учебника. В нем есть рубрика "Развитие критического мышления", ссылки на печатные, аудио и Интернет ресурсы. Учитель имеет в своем распоряжении и другие пособия - сборники тестовых заданий и вариантов проверочных работ, первичные документы и прочее. В распоряжении учителя есть комплекты настенных карт, учебные тематические видеофильмы и CD-диски с Power Point презентациями к темам курса, копировальная техника.

Вопрос. Задачи

1. Чем обусловлена необходимость использования в современной школе разнообразных методов обучения?

2. Какая из известных вам классификаций методов обучения самая оптимальная? Обоснуйте свой ответ.

3. От чего зависит выбор конкретного метода обучения?

4. В чем заключаются преимущества и недостатки словесных методов обучения? Какое место они занимают в современной школе?

5. В чем ценность и особенности использования наглядных методов обучения?

6. В котором взаимосвязи находятся практические методы обучения со словесными и наглядными?

7. Какие методы обучения эффективны в стимулировании учебно-познавательной деятельности учащихся?

8. Охарактеризуйте специфику методов контроля и самоконтроля в обучении.

9. С какой целью на уроках используют технические средства обучения? Какая методика Тх?

10. Охарактеризуйте методику использования учебника в процессе обучения.

Народная педагогика о методах обучения:

Кто думает, то и разум имеет.

Красное слово - золотой ключ.

Лошади управляют уздами, а человека - словами.

Что из глаз, то и с мысли. Как с глаз, так и из мысли. . Больше дела - меньше слов.

Не научишься плавать, пока в уши воды не наберешь.

Литература

Алексюк А. М. Общие методы обучения в школе. - К., 1973.

Близнец С П. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся. - К., 1983.

Ващенко Г. Общие методы обучения. - К.(1997.

Вильяме Г., Маклин К. Компьютеры в школе. - М., 1988.

Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Ба-банского. - М., 1981.

Дидактика современной школы / Под ред. В. А. Вон и щука. - К., 1987.

Ильина Т. Ы. Педагогика. - М., 1984.

Коротяєв Бы. И. Методы учебно-познавательно? деятельности учащихся. - К., 1973.

Кухарев Н. В. На пуги к профессиональному совершенству. - М., 1990.

Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Выбр. произведения: В 5-ти т. - К..1976.-Т.2.

Сухорский С. Ф. Система учета успеваемости в школе. - К., 1968. Тематический учет знаний учащихся: Методическое письмо. - К., 1988.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Выбр. мэд. произведения: В 2-Х т. - К., 1983. - Т. 1.

Шевцова С. Что такое - метод проектов // Образование. - 2004.

error: