История Карелии – самая краткая версия. Население Древней Карелии

Территория Карелии начала заселяться в послеледниковое время — в 7-6 тыс. до н. э. Основными занятиями древнейших жителей являлись охота и рыболовство. В 1 тыс. до н.э. было освоено производство железа, появились зачатки земледелия и животноводства. Этнический состав населения известен с конца 1 тыс. н.э. К этому времени на территории края проживали племена финно-угорской группы: на Карельском перешейке и в Северном Приладожье — карелы, между Ладожским и Онежским озером — вепсы, и далее на север — саами (лопь). В начале 2 тыс. н.э. часть карелов продвинулась к берегам Ботнического залива и Белого моря. Одновременно в северное и восточное Обонежье и на побережье Белого моря проникло славянское население, содействовавшее развитию земледелия, солеварения и морских промыслов.

С возникновением в 9 в. Древнерусского государства — Киевской Руси территория Карелии вошла в сферу его влияния. В 12 в. Карелия стала частью Новгородской феодальной республики, причем до 70-х гг. 13 в. сохраняла автономию. Племенным, а затем (с 12-13 в.) административным центром Карелии был г. Корела (ныне г. Приозерск Ленинградской обл.). В 1227 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович крестил карел в православную веру. Православие приняли также вепсы.
Вместе с новгородцами жители Карелии активно участвовали в борьбе против крестоносной агрессии немецких и шведских феодалов на берегах Балтики. В конце 13 в. шведы захватили часть западно-карельских земель, где основали крепость Выборг (1293 г.). Однако их дальнейшее продвижение было остановлено решительным сопротивлением русских и карел. По Ореховецкому договору 1323 г. основная часть Карелии, вместе с г. Корелой, где в 1310 г. новгородцы построили крепость, сохранилась за Новгородской республикой.
В новгородский период (12-15 вв.) в крае произошел переход от племенных отношений к феодальным, а также в основном завершился процесс формирования карельской народности, в состав которой вошла и часть вепсов, жившая на Олонецком перешейке.
В 1478 г. Карелия вместе с другими землями Великого Новгорода была присоединена к Русскому государству. Существовавшие здесь земельные владения новгородских бояр подверглись конфискации в пользу казны, в результате чего почти все крестьяне края стали черносошными (с 18 в. — государственными). Небольшая часть крестьян оказалась в крепостной зависимости от монастырей.

В конце 16 — начале 17 вв. вновь усиливается на восток. В 1610-1611 гг. русские и карелы героически обороняли г. Корелу от шведских войск, которым удалось овладеть городом лишь после 6-месячной осады. По Столбовскому договору 1617 г. Россия была вынуждена оставить за Швецией Карельский перешеек, что привело к массовому переселению карел на территорию Русского государства. Переселенцы селились как в пограничных, так и в центральных районах России. Наибольшее их число (25-30 тыс.) осело на территории Тверского края, в результате чего сформировалась этническая группа тверских карел.
С потерей Карельского перешейка административным и торговым центром Карелии стал построенный в 1649 г. город-крепость Олонец. В 17 в. в крае значительное развитие получили крестьянские железоделательные промыслы, продукция которых вывозилась на Тихвинскую ярмарку. Возросло значение Шунгской ярмарки в Заонежье, через которую осуществлялась связь между Карельским Поморьем и Южной Карелией.
При Петре 1 на территории Карелии была построена группа Олонецких горных заводов (Петровский, Повенецкий, Алексеевский, Кончезерский), сыгравшая во время Северной войны 1700-1721 гг. важную роль в обеспечении русской армии и флота пушками, ружьями и другим снаряжением. Петровский завод (1703) дал жизнь одноименной слободе, выросшей в дальнейшем в г. Петрозаводск. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. Карельский перешеек возвратился в состав России.

В административном отношении значительная часть Карелии в 18 в. входила в Петербургскую, затем в Новгородскую губернии, а с 1784 г. — во вновь образованную Олонецкую губернию с центром в г. Петрозаводске. Остальная территория находилась в составе Выборгской и Архангельской губерний.
Со второй половины 18 в. в крае развиваются капиталистические отношения. Возникают частные вододействующие лесопильни, получает распространение отходничество, расширяется внутрикраевая и внекраевая торговля. После отмены крепостного права (1861) усилились лесозаготовки, появились лесопильные заводы с паровыми двигателями. Возросло количество промышленных и сезонных рабочих. Край становится важным поставщиком древесного сырья и пиломатериалов на россиийские рынки (особенно в Петербург) и на экспорт. В 60-70-х гг. 19 в на Онежском озере и Белом море началось пароходное сообщение. Но в целом к началу ХХ в. хозяйство Карелии в значительной мере сохраняло традиционный аграрно-промысловый облик. На 215 тыс. населения (по переписи 1897) индустриальных рабочих насчитывалось всего около 3 тыс. человек. В 1914-1916 гг. через территорию Карелии прошла Мурманская железная дорога, способствовавшая укреплению экономических и культурных связей края с Петроградом и другими городами страны.
Советская власть в Карелии установилась в ноябре 1917 — апреле 1918 гг. С весны 1918 г. территория края стала ареной боевых действий между частями Красной Армии и войсками белогвардейцев и интервентов. К лету 1919 г. белогвардейцы и интервенты стран Антаны заняли Карельское Поморье и северное побережье Онежского озера. а белофинские отряды — западные приграничные районы Карелии. Однако в результате боев под Петрозаводском, Видлицей и Лижмой летом-осенью 1919 г. красноармейские части перехватили инициативу и в ходе наступления в феврале-марте 1920 г. нанесли окончательное поражение противнику.

8 июня 1920 г. ВЦИК принял декрет об образовании из населенных карелами местностей Архангельской и Олонецкой губерний автономной области — Карельской трудовой коммуны (КТК). В феврале 1921 г. состоялся 1-й Всекарельский съезд Советов. 26 апреля СНК РСФСР принял постановление об основных направлениях хозяйственного развития КТК и об оказании ей помощи. Карелии предоставлялась широкая финансово-экономическая самостоятельность. Однако начавшийся переход к хозяйственному строительству был прерван в октябре 1921 г. крестьянским восстанием в северо-западных волостях края, вспыхнувшим на почве нехватки хлеба и недовольства массовыми трудмобилизациями. Совместно с повстанцами действовали вторгшиеся из-за границы финские вооруженные отряды. В феврале 1922 г. выступление ликвидировано силами Красной Армии.
25 июля 1923 г. Карельская Трудовая Коммуна постановлением ВЦИК была преобразована в Карельскую АССР. Процесс восстановления хозяйства края в основном завершился к 1925 г. В ходе индустриализации, развернувшейся в конце 1920-х — 1930-е гг. в Карелии выросли лесозаготовки, реконструировались лесопильные заводы. Появились новые отрасли промышленности: целлюлозно-бумажная, мебельная, горнодобывающая, энергетическая. В Кондопоге (1929) и Сегеже (1938) были сооружены целлюлозно-бумажные комбинаты. Коренную реконструкцию претерпел Онежский (бывш. Александровский) завод, который стал специализироваться на выпуске машин для лесной промышленности. К концу 1930-х гг. Карелия, составляя 0,2% населения СССР давала 5% лесопродукции (15% лесоэкспорта), 5% бумаги 25% лыж, 80% добычи шпата и кварца, 30% гранита. Однако успехи в развитии промышленности были достигнуты в основном на пути экстенсивного вовлечения в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов и остаточного финансирования социальной инфраструктуры. Значительную роль играл "лагерный сектор экономики". В крае возникли одни из первых в стране лагерей — СЛОН, Белбалтлаг, Сороклаг. Руками заключенных были построены Беломорско-Балтийский канал, Сегежский ЦБК, Пиндушская судоверфь и др. объекты. К 1940 г. Белбалтлаг давал более 50% заготовляемого в КАССР леса. Крутым переломом в жизни крестьянства края стала насильственная коллективизация, осуществленная в 1929-1933 гг. и приведшая к спаду сельскохозяйственного производства.

Невосполнимый урон республике нанесли массовые репрессии 1930-х, от которых безвинно пострадали тысячи людей, в том числе высококвалифицированые специалисты народного хозяйства, деятели культуры, руководящие партийные и хозяйственные работники (Председатель СНК Э.А.Гюллинг, первый секретарь ОК ВКП(б) Г.С.Ровио и др.)
После советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Карельская АССР была преобразована 31 марта 1940 г. в Карело-Финскую ССР. Статус союзной республики сохранялся до 1956 г., когда Карелия вновь стала автономной республикой в составе РСФСР.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 большая часть территории Карелии была оккупирована финскими и немецко-фашистскими войсками. Свыше 100 тыс. жителей Карелии сражалось в рядах Советской Армии и партизанских отрядах. 21 июня 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление и 28 июня освободили Петрозаводск. В конце июля советские войска вышли к государственной границе СССР с Финляндией. За героизм на фронте и самоотверженный труд в тылу тысячи уроженцев Карелии удостоены правительственных наград, 26 чел. присвоено звание Героя Советского Союза. Война нанесла большой ущерб народному хозяйству и культуре Карелии. Было разрушено около 200 предприятий, школы, клубы. К 1950 г. народное хозяйство края было восстановлено, достигнув по основным показателям довоенного уровня. Поставки древесины из Карелии сыграли важную роль в восстановлении разрушенных городов и сел Европейской части страны. Дальнейшее наращивание объемов лесозаготовок в крае продолжалось до середины 1960-х гг., когда был взят курс на постепенное их сокращение и преимущественноее развитие других отраслей, имевших общесоюзное значение — целлюлозно-бумажной, горнодобывающей, машиностроения и металлобработки. Были введены в строй завод "Петрозаводскбуммаш" Петрозаводский радиозавод, Костомукшский ГОК сооруженный в сотрудничестве с фирмами Финляндии.

В 1970-80-х гг. для Карелии, как и страны в целом, было характерно постепенное снижение темпов социально-экономического роста, и усиления кризисных явлений, вызванных исчерпанием экстенсивных источников развития и возможностей административно-командной системы управления.
9 августа 1990 г., в условиях нараставшего системного кризиса в СССР, Верховный Совет Карелии принял декларацию о государственном суверенитете Карельской АССР, 13 ноября 1991 г. Карельская АССР была переименована в Республику Карелия. После распада СССР, 31 марта 1992 г. Республика Карелия подписала Федеративный договор, в качестве полноправного субъекта независимой Российской Федерации, вставшей на путь развития рыночной экономики и демократических реформ. В ноябре 1992 г. состоялся первый национальный конгресс карелов, финнов и вепсов республики, выдвинувший актуальные вопросы национально-культурного развития финно-угорских народов Карелии. В 1991 и 1994 гг. в действующую с 1978 г. Конституцию Республики Карелия были внесены значительные изменения,соответствующие новым условиям общественного развития.
Карелия издавна славится высоким уровнем народной художественной культуры. Всемирным признанием пользуются самобытные иконы древних мастеров края и уникальные памятники деревянного зодчества — Кижский ансамбль (1714-1874), Кондопожская Успенская церковь (1774), Кемский Успенский собор (1711-1717) и др. В 1830-х финским фольклористои.Леннротоом в Северной Карелии были записаны карельские эпические руны, положенные им в снову знаменитого эпоса " ". В 1860-х гг. П.Н. Рыбников открыл в Прионежьье живое бытование русского былинного эпоса. В дальнейшем исследователями в крае были записаны сотни роизведений карельского и русского фольклора. Широкую известность приобрели такие выдающиеся мастера народной поэзии — рунопевцы и сказители как А.и М.Перттунены, В.Киевеляйнен. А.Лехтонен, М.И.Михеева, Т.Г. и И.Т.Рябиниины, И.А.Федосова, .П.Щеголенок. Ф.А. Конашков и др.

В ходе культурных преобразований советского времени в Карелии сформировалась национальная интеллигенция, озникли и получили развитие наука, профессиональные литература и искусство. Общероссийское и международное признание олучили произведения композиторов Г.-Р.Н.Синисало и К.Раутио, художника С.Х. Юнтунена, скульптора Л.Ф.Ланкинена, писателей А.Тимоннена, Я.Ругоева, О.Степанова, Д.Гусарова, Н.Лайне, Т.Сумманена, Т.Гуттари.

Статьи на тему:


  • Новые фотографии в разделе «Вокруг света» Альбом: Обои: Вокруг света. Кольский полуостров Смотерть фотографии в Галерее-Нечто...

  • Прямые наследники аркаимцев стали прародителями множества европейских народов: кельтов, германцев, балтов и венетов, считающихся предками славян. Именно последние, балты литовцы и славяне русские, со...

По словам В.О. Ключевского, "история России есть история страны, которая колонизируется". Карелия - регион, история которого позволяет привести яркие подтверждения этой цитате.

Особенностью истории края являлось его постоянное освоение и колонизация. В I тысячелетии нашей эры на территории края расселяются финно-угорские племена - весь, чудь, корела. Через край проходит знаменитый торговый путь «из варяг в греки», что приводит к многочисленным контактам финно-угорского населения со славянским и скандинавским миром. В X-XII веках территория Карелии становится сферой влияния Древнерусского государства, его северо-западным порубежьем.

Большая часть современной Карелии в средние века входила в состав Новгородской вечевой республики. Новгородцы, проникая в край, приносят с собой традиционные занятия, в числе которых прославившие Карелию деревянное зодчество и вышивка, былинный богатырский эпос и православную веру; первые монастыри в Карелии основаны выходцами из Новгородской земли. Однако вхождение в состав Великого Новгорода потребовало от местного населения исторического выбора: на господство в Северном Приладожье, Обонежье и Беломорье претендовала Швеция. Более половины тысячелетия - с XIII по начало XIX века - Швеция и Россия «скрещивают оружие» на Русском Севере; боевые действия ведутся либо в Карелии, либо в непосредственной близости от нее. Это становится причиной многочисленных миграций населения; наиболее известная и исторически значимая - миграция карел с земель, отошедших Швеции по условиям Столбовского мирного договора 1617 года, на территории современной Северной Карелии и Тверской области.

Кульминацией противостояния России и Швеции становится Северная война (1700-1721 гг.). Гений Петра Великого превращает Карелию в индустриальный край - создается ряд металлургических заводов, выпускающих пушки и
корабельные орудия для будущих побед армии и флота России. Слобода одного из этих заводов вырастает за полвека в столицу края, губернский город Петрозаводск. «Век золотой Екатерины» превратил земли, населенные карелами, русскими и вепсами, потомками летописной веси, в Олонецкую губернию; под этим названием большая часть территории Карелии прожила XIX и вступила в XX век. Губерния, несмотря на близость к столичному Санкт-Петербургу, получила известность в основном благодаря природным ресурсам края - отделочному камню, строевому лесу, рыбе карельских озер, а также устному народному творчеству русских и карел, обретенному собирателями «словесных жемчужин» во второй половине XIX столетия.

В первой половине XX века исторические процессы на территории края были обусловлены политическими факторами общегосударственного и мирового значения. 8 июня 1920 года в составе Советской России появляется новое политическое образование - Карельская трудовая коммуна (КТК); от этой даты берет отсчет государственное самоопределение карельского народа. В 1923 году КТК становится автономной республикой в составе СССР, а в 1940 году приобретает статус Карело-Финской советской социалистической республики. В 1940 - 1944 гг. Карелия вновь становится «землей скрещенных мечей», пространством противостояния, теперь уже между Советским Союзом и Финляндией, что становится причиной военных действий. Камнем преткновения в этом противоборстве стал вопрос о государственной принадлежности карел, чей исторический выбор, как и прежде, оказался на стороне России. События второй мировой войны обусловили новые колонизационные, переселенческие и миграционные процессы, в числе которых - советское освоение территорий Финляндии, присоединенных к Советскому Союзу.

Тенденции экономического развития края, заложенные в предшествующем столетии (развитие лесной, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспортных водных и железнодорожных путей, проекты канала между Белым морем и Балтикой и железной дороги на Мурман), получили мощное развитие в годы советской власти. В ходе индустриализации в Карелии были модернизированы горная и лесная отрасли промышленности, созданы новые отрасли: целлюлозно-бумажная, мебельная, энергетическая. Однако успехи в развитии промышленности нередко обеспечивались "лагерным сектором экономики", коллективизацией, которая способствовала оттоку населения из сельских районов в города, переселенческой политикой государства. Создание современной индустрии и развитие стратегических транспортных путей (Мурманская железная дорога, Беломорско-Балтийский канал), с которыми были связаны главные процессы индустриальной колонизации края, позволили создать экономическую базу для успешной хозяйственной жизни во второй половине XX века.

Историю Карелии невозможно представить без плеяды выдающихся людей, принимавших деятельное участие в создании государственных образований нашего края - от первого гражданского губернатора Олонецкого наместничества Гаврилы Романовича Державина и «советского финна», председателя Совнаркома Карельской республики Эдварда Гюллинга, до современных политических деятелей. Карелия славится своими рунопевцами и зодчими, воинами и учеными. Люди Карелии - ее коренные народы и те, кто проживает в республике сегодня - стремятся сделать все для того, чтобы эпоха противостояния навсегда ушла в прошлое, а Карелия стала пространством сотрудничества со странами Европы в различных областях экономики, науки и культуры.

Поселенцы застали на берегах Ладоги кочевавших Саамов (Лопарей). Они поселились среди них и установили с ними торговые связи. Поселенцы выменивали меха у саамов на изделия из железа и украшения, которые те не умели делать. Затем торговцы отправлялись с мехами в страны Балтии.
Эта волна поселенцев была немногочисленна. Их поселения редки. Практически нет их поселений в Северном Приладожье.


В 9 в. ситуация меняется. Северного Приладожья достигла большая волна новых поселенцев. Археологические находки позволяют говорить о том, что эти поселенцы были выходцами из финского племени, которое обитало южнее Ладожского и Онежского озер. Другие потомки этого племени дали начало таким народам как весь и ижора. Поселенцы застали на северных берегах Ладоги кочевые племена саамов и редкие поселения западно-финских поселенцев. В период 10-12 вв. они смешались с ними и заселили территорию по северному берегу Ладожского озера от района современного г. Сортавала до южного берега оз. Суванто, и по р. Вуоксе от берегов Ладожского озера до Финского залива в районе г. Выборга. В этот период на этой территории происходит формирование новой народности со своими этническими чертами и своим языком. В нее органически вошли, кроме новых поселенцев, жившие здесь саамы и потомки переселенцев с запада.

В русских летописях впервые употреблен этноним «корела». Первое упоминание о ней помещено в Новгородской первой летописи под 1143 г.: «В то же лето ходиша Корела на Емь, и отбежаша 2 лоиву бита». Речь идет о неудачном походе на финское племя емь и о потере двух судов (парусное судно лойва). С этого времени записи о тех или иных карельских делах общерусского масштаба встречаются с различными интервалами на протяжении XII-XV вв. О древних карелах рассказывают берестяные грамоты и «Слово о погибели Русской земли», западноевропейские источники. Такое частое упоминание объясняется тем, что корела, проживавшая на западных рубежах Новгородского государства, оказалась в зоне враждующих государств: Новгорода и немецких орденов, с одной стороны, Новгорода и Швеции, с другой.

Происхождение племени корела. Этот вопрос долгое время оставался дискуссионным. Существовало несколько точек зрения на происхождение племен, объединенных этнонимом «корела». Представителями гуманитарных наук проделана обстоятельная и кропотливая работа. Отклонены и представляют лишь библиографический интерес теории лингвистов и историков XIX в., согласно которым карелы первоначально обитали в районе Белого моря, в сказочной Биармии, где якобы составляли большую часть Биармийского государства, которое в X в. пережило кризис, ослабело и распалось. Значительная часть населения Биармии продвинулось к западу от Северной Двины и Белого моря, к Онежскому и Ладожскому озерам, к Финскому заливу (подробнее см.: Кочкуркина СИ., 1982, с. 7).
В начале XX в. в финляндской литературе получают распространение теории западнофинского происхождения карел, согласно которым карелы - прямые потомки западнофинского племени хяме (емь по русским источникам), обитавшего на Карельском перешейке в I тысячелетии н.э. Под сомнение брались этническая самостоятельность, язык народа, карельское происхождение эпоса «Калевала». Формированию таких точек зрения способствовали и объективные обстоятельства, прежде всего отсутствие археологических материалов I тысячелетии н.э.

В предвоенные и послевоенные годы крупнейшим финно-угроведом Д.В. Бубрихом разработана концепция происхождения и этнического развития народа в XII-XVII вв., базирующаяся на огромном лингвистическом материале, собранном на территории расселения карел. По мнению исследователя, до возникновения Древнерусского государства Карельский перешеек был слабо заселен, здесь кочевали редкие саамские родоплеменные группы. Но с образованием Древнерусского государства на этой территории в тесном взаимодействии с Русью начала формироваться корела. Откуда она пришла, Д.В. Бубрих не смог дать убедительного ответа. Он считал, что частично население пришло из земель еми, часть из мест, близких к Чудскому озеру и Новгороду . Допускается участие и древней веси (Бубрих Д.В., 1947, 1971).

Итак, по мнению Д.В. Бубриха, корела сформировалась на Карельском перешейке, но различные, пришедшие извне компоненты изменили ее - в IX в. она называлась «кирьяла» и, видимо, ее первоначальный состав был иным (см.: Кочкуркина СИ., 1982, с. 10, сноска 4).

В последние годы в отечественной и зарубежной литературе древних карел рассматривают как качественно новое формирование, возникшее на базе местного, западнофинского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения. Расхождения наблюдаются в том, какая из составляющих преобладала. Одни полагают, что на формирование корелы оказали воздействие в первую очередь западная Финляндия, Готланд и Новгород; другие признают тесную связь населения Карельского перешейка и юго-восточного Приладожья. Так, по мнению финляндского историка X. Киркинена, археологические, лингвистические и исторические данные, взятые в совокупности, не позволяют считать корелу емского происхождения. Политическая ориентация корелы и еми была настолько различной, что они не могли быть одного происхождения. В письменных источниках корела выступает против еми и шведов на стороне Новгорода. Если бы древние карелы, продолжает X. Киркинен, появились в результате экспансии еми, то при наличии родственных связей жители Хяме были бы естественными союзниками (этот довод не кажется убедительным: родственные чувства в те времена не были главными), а Новгород - противником. В действительности все происходило иначе. Он считает, что племя корела формировалось одновременно с новгородским государством в результате смешения чудских, западнофинских, вепсских, а может быть, и варяжских компонентов (KirkinenH., 1963, s. 31, 35).

Нетрудно заметить, что все гипотезы едины в том, что корела сформировалась из различных этнических компонентов только в XI-XII вв. Однако это не так.

Серьезные аргументы в пользу более раннего формирования общности корела выявляются при анализе исторических, археологических, фольклорных и лингвистических данных. Формирование общности - сложный процесс. Уже в XII в. корела выступает как самостоятельная этническая общность в истории Древней Руси. У нее оригинальная, ярко выраженная материальная культура, богатейшая фольклорно-эпическая традиция. Значительная часть рун, как это доказано исследователями, создана в период первобытнообщинного строя, поэтому можно предположить, что формирование племенного объединения корела проходило в первой половине I тысячелетии н.э. (Евсеев В.Я., 1957; Жербин А.С., Шаскольский И.П., 1976, с. 37; Шаскольский И.П., 1979, с. 44). Другим доказательством служит тот факт, что на рубеже I-II тысячелетий н.э. племя ижора отделилась от корелы (Лаанест А., 1966, с. 8-10; Laanest А., 1986, Ik. 158). Это могло произойти только в том случае, если корела уже была сформировавшимся объединением. Все эти обстоятельства свидетельствуют о большой древности этнической общности корела и позволяют утверждать: племя корела сформировалось на Карельском перешейке в I тысячелетии н.э. и основу его составило прибалтийско-финское население.

К настоящему времени накоплен значительный материал, который дает возможность ответить на вопросы: где и как жила корела, оценить материальный и духовный уровень развития, определить ее роль в общемировой культуре, экономике и политике.

Из гуманитарных наук в первую очередь следует назвать лингвистику, изучающую важнейшие языковые процессы. В прибалтийско-финском языкознании получила распространение гипотеза о членении прибалтийско-финской языковой общности натри праязыковые группы, сформировавшиеся к I тысячелетию н.э. на территории, прилегающей к Финскому заливу. Древнекарельский язык возник в результате контактов носителей северного и восточного прибалтийско-финских прадиалектов в северо-западном Приладожье в конце I тысячелетия н.э. (Itkonen Т., 1983). Установлено, что карелы, как и другие прибалтийские финны (эстонцы, ливы, водь, ижора, финны и вепсы), составляют западную ветвь финно-угорских народов. Лингвисты считают, что некогда существовал общий язык-основа, так называемый древнекарельский язык, от него произошли и ижорский язык, и восточнофинские диалекты финского языка. По их мнению, карельские наречия - собственно карельское, ливвиковское, людиковское - возникли в результате сложных этнических процессов у населения Карельского и Олонецкого перешейков в течение II тысячелетия н.э. Происхождение, формирование и развитие собственно карельского наречия тесно связано с летописным племенем корела, проживавшим в I—II тысячелетиях н.э. на северо-западных берегах Ладожского озера.

В результате ономастических (собственные имена) исследований удалось выявить на территории Финляндии устойчивый пласт карельских топонимов, свидетельствующих о пребывании здесь древних карел. Названия мест, образованных от этнонимов, чаще всего возникают в пограничной полосе, где проживают совместно представители различных племен и народностей. Так, в северо-западном Приладожье выделяются топонимы, в основе которых лежат этнические названия: vepsa (вепсы); karjala (корела) (кстати, наличие этнонима karjala на древнекарельской этнической территории - явление удивительное. Он мог возникнуть в том случае, если карелы проживали среди иноэтничного окружения, которое и назвало их соответствующим именем. Так, например, в районе Куолемаярви карелы оказались в соседстве с лаппи и виру, в Вуоксенранта - с лаппи, вепся, хяме и т.д.). Помимо vepsa и karjala, встречаются этнонимы lappi (лопь, саамы); tsuud, tsuhna (чудь, чухна); hame (емь, хяме); savo (саво); inkeri (ижора); viro, eesti (эстонцы). Наиболее древние из них возникли в те далекие времена, когда добыча пушнины влекла людей различной этнической принадлежности в отдаленные лесные районы. Топонимы с суомен и виро встречаются в основном в южной части северо-западного Приладожья, а топонимы с лапин редки на Карельском перешейке, но севернее они попадаются часто (Мамонтова Н.Н., Кочкуркина СИ., 1982). Концентрация топонимов с основой вепс- обнаружена в северной части Карельского перешейка в приграничье с Финляндией (Муллонен И.И., 1994, с. 134).

О пестроте этнического состава населения на Карельском перешейке (этот факт в свое время способствовал формированию различных точек зрения на этническую принадлежность археологических памятников Карельского перешейка и на происхождение древнекарельской общности) можно судить по сведениям из земельной книги Яаски (1543 г.), в которой упоминаются фамилии, связанные с именем племени, народа и местности: Яаскеляйнен, Хямеляйнен, Каръялайнен, Кюмяляйнен, Лапветеляйнен, Лаппалайнен, Саволайнен, Суомалайнен, Вепсяляйнен, Виронен, Виролайнен (Мамонтова Н.Н., Кочкуркина СИ., 1982).
Новое исследование И.И. Муллонен и Д.В. Кузьмина «Топонимический атлас Карелии» значительно расширило и уточнило наши представления о топонимической карте северо-западного Приладожья.

По антропологической характеристике карелы относятся к европеоидным народам с незначительной примесью монголоидности. Антропологи высказали предположение, что восточная Финляндия - Саво и Карьяла -заселена пришедшим с юго-востока через Карельский перешеек населением, а затем уже население из восточного Саво освоило северное побережье Ботнического залива (Кайянойя П., 1974). Одонтологическое исследование погребенных из нескольких десятков кладбищ XVIII-XIX вв. на территории Республики Карелия выявило, что по особенностям зубов карелы близки многим народам, населявшим Север европейской части России (Гравере Р.У, 1982). Исследование же черепов из этих кладбищ показало, что карельские занимают особое место в восточноевропейском ареале и отличаются от эстонских, финских, саамских, русских. Прямые аналогии имеются в могильнике каменного века Звейниёки (Латвия). Видимо, протокарелы, оттесненные на территорию Карелии и находясь в изоляции, сохранили в своем антропологическом типе наиболее древние черты (Хартанович В.И., 2001, с. 133). Краниологическая серия из пос. Куркиёки, представляющая население северо-западного Приладожья конца XVIII - начала XIX в., продемонстрировала антропологическую однородность и промежуточное положение по многим признакам между финскими и карельскими черепами, но ближе к последним. Такая однородность, считает В.И. Хартанович, говорит о законченности процессов метисации финского и карельского населения и о большей доли карельского субстрата в антропологическом типе населения (Хартанович В.И., 1986, с. 117-118; 1990, с. 224; 2005, с. 19).

Территория расселения. В «Слове о погибели Русской земли» - это произведение создавалось в период между 1238 и 1246 гг. - после описания красот земли Русской указываются ее границы: «Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга...». Из этой фразы можно сделать вывод, что территория карел в это время не входила в границы Русской земли (Памятники литературы, 1981, с. 130-131; Кочкуркина СИ., Спиридонов A.M., ДжаксонТ.Н., 1990).
У исследователей нет принципиальных разногласий относительно территории, на которой проживала корела. Историки, археологи, лингвисты и фольклористы считают, что в XII-XIV вв. Карельский перешеек с северозападными берегами Ладожского озера до северо-восточных берегов Финского залива с городом Корела являлся племенным центром. Этот вывод хорошо согласуется с топонимическими данными. Древнерусские летописи, берестяные грамоты довольно четко определяют территориальные границы корелы. Спорным о стается вопро с о включении Миккельских озер (территория восточной Финлядии) в древнекарельский ареал. Взгляды исследователей колеблются от признания культуры Миккельских озер карельской до полного отрицания этого мнения. Остановились на взвешенной, по моему мнению, компромиссной точке зрения, признающей не только древнекарельское влияние на культуру Саво, но и присутствие на этой территории самих древних карел (Nordman C.A., 1924; Tallgren A.M., 1931; Ayrapaa A., 1939; KivikoskiE., 1961, s. 270-271; Lehtosalo-Hilander P.-L., 1966, 1988, s. 215-223; 1994, s. 26-34; Taavitsainen J.-P, 1990, s. 105-107; Lehtinen L., 1994, s. 62-64; UinoP, 1997, s. 172-174; SaksaA.L, 1998, s. 167-172).

Исторические, лингвистические, антропологические и археологические материалы, без сомнения, свидетельствуют не только о схожести культур Саво и Приладожской Карелии, объясняемой культурными заимствованиями, но и о едином этническом регионе. Однако территориальная удаленность, другое окружение, политические акции (Ореховецкий договор) привели к изоляции населения Саво, попавшего под власть Швеции. Населению Саво и Приладожской Карелии свойственны общие черты материальной культуры.

Сказанное вовсе не означает, что район Миккельских озер был заселен только карелами. Безусловно, здесь проживали и хяме и в результате этнических взаимовлияний выработалась своя оригинальная и самобытная культура (Кочкуркина СИ., 1982, с. 57-75; 1986, с. 44-49; Kotskurkina S.I., 1992, s. 207-214).

Новые топонимические исследования ареалов топонимов Karjala-, Hameh- привели к следующим выводам. Распространение названий с основой Karjala- охватывает большую территорию, включая Финляндию (за исключением южной части), а также северо-западное Приладожье от Сортавала до Хийтолы и в меньшей степени Карельский перешеек.
Финляндский исследователь Ё. Вахтола полагает, что большинство названий этого типа возникли в емской среде, которое освоило эти территории до прихода карел (Vahtola J., 1980, s. 318). Встречаемость типонимов Karjala на родовой территории свидетельствует, по его мнению, об освоении восточных территорий емью после того, как на этих территориях сформировался карельский этнос. Указанные топонимы могли появиться и в результате промысловой деятельности еми (Муллонен И.И., Кузьмин Д.В. Топонимический атлас...). О приходе в Карелию населения с территории Финляндии, возможно, свидетельствуют географические объекты с основой Hameh(en)-, т.е." емь, емский". В топонимии Карелии зафиксировано несколько десятков названий этого типа, что свидетельствует об активных контактах корелы и еми в ходе освоения территорий.

Древние карелы выступают в сагах под их древним названием «кирьялы». Наиболее раннее упоминание о кирьялах и Кирьялаланде (земле кирьялов) содержатся в двух древнеисландских географических сочинениях и в «Саге об Одде-Стреле». Они могут приблизительно датироваться X-XI вв. Составители использовали западноевропейские географические сочинения о Прибалтике и Восточной Европе, а также собственные знания об этих странах, которые они получили в результате многих путешествий и сказания о которых сохранились в устном народном творчестве. В списке соседствующих с Русью народов и земель сразу же за ней названы кирьялы, за ними - ревалы, жители северной Эстонии, и таким образом территориальные границы кирьялов определены довольно точно.

Периодом до XII в. датируется латиноязычная хроника «История Норвегии». В географическом введении к ней среди других северных соседей Норвегии названы кирьялы.

«Сага о Хальвдане, сыне Эйстейна» относится к числу приключенческих и рассказывает о далеких от Исландии и Норвегии странах. Наряду с мифическими деталями она излагает вполне достоверные исторические события и некоторые историко-географические сведения, не встречающиеся в других памятниках древнескандинавской письменности: о водных путях между Ладогой и Беломорьем, о городе Алаборге (точно не установлено, о каком городе идет речь, некоторые полагают, что об Олонце) и о его связях с Кирьялаботнаром - «заливы кирьялов».

Ценна информация о существовании административно-политических связей между Ладогой и Кирьялаботнаром, поскольку в русских летописях до XII в. известий о нахождении древнекарельской территории в сфере влияния Ладоги нет, хотя наличие экономических и культурных контактов с Ладогой несомненно. Об этом свидетельствуют и археологические материалы.

В «Легендарной саге об Олаве Святом», норвежском конунге, рассказывается о грабительском походе ярла Свейна в 1015 г. в Кирьялаланд. Дословно изложены эти сведения и в своде саг «Красивая кожа».

В исландскую королевскую сагу Снорри Стурлусона «Круг земной» входит «Сага об Олаве Святом», которая описывает, как конунг Уппсалы Эрик в IX в. покорял восточные земли, в том числе и Кирьялаланд. В конце X - начале XI в. конунг «.. .теряет земли, обязанные данью, из-за отсутствия энергии и мужества» (Кочкуркина СИ., Спиридонов A.M., Джаксон Т.Н., 1990, с. 105).
Археологические материалы и русские источники подтверждают справедливость сообщений о походах норманнов в Прибалтику и в северозападное Приладожье. Прослеживается не только влияние североевропейской культуры в материальной культуре местного населения, существуют погребения скандинавов в этих местах.

Сведения о походах Торольва Квельдульвссона в Финнмарк, Квенланд и Кирьялаланд и о столкновении его с кирьялами есть в «Саге об Эгиле Скаллагримссоне». Согласно хронологии саги, походы происходили в 880-е гг. Однако по археологическим материалам излагаемые события могли происходить в X-XI вв.

Древнескандинавские источники XIII в. рассказывают о военных столкновениях норвежцев с корелой и о договорах с ними.
В исландских анналах, которые стали записываться в Исландии с конца XIII в. и основным источником для которых послужили сообщения королевских саг и саг об исландцах, имеются четыре сообщения:
1271 г. - карелы и квены нападают на северную Норвегию.
1279 г. - конфликт между карелами и норвежцами на севере Фенноскандии.
1296 г. -захват двух западнокарельских погостов и крещение населения.
1302 г. - нападение карелов на Норвегию.

Эти столкновения привели к новгородско-шведским переговорам, что отразилось в «Саге о Хаконе, сыне Хакона». К конунгу Хакону, находившемуся в Тронхейме, прибыли послы Александра Ярославича. Позднее норвежские представители вместе с новгородскими послами отправились в Новгород, где заключили в 1251/52 г. договор о ненападении, но, как говорит сага, продержался он недолго. Частью этого договора является так называемая «Разграничительная грамота». Новгород и Норвегия определили условия сбора дани в оговоренном размере со всей территории саамов. Конечно, отсутствие четко установленных границ не способствовало мирным отношениям, поэтому соглашение не продержалось долго. В 1326 г. был заключен русско-норвежский договор между двумя государствами. Договор разделил новгородские и норвежские земли, но обе стороны сохранили за собой право сбора дани с саамов (Кочкуркина СИ., Спиридонов A.M., ДжаксонТ.Н., 1990).

В ряде западноевропейских документов отразились территориальные претензии Ливонского ордена и Швеции на северо-западные земли Руси, как важные в стратегическом и экономическом отношениях, под видом крещения язычников с благословения папы римского. Так, в договоре 1241 г. между эзельским епископом и рыцарями Ливонского ордена говорится о том, что есть надежда на обращение в католичество населения Вотландии, Ингрии и Карелии, будто бы завоеванных немецкими рыцарями. В булле от 19 марта 1255 г. папа Александр IV рекомендовал рижскому архиепископу принять меры для обращения этих язычников в христианство, т.е. в католичество. В ответном письме архиепископ просил разрешения назначить епископа для жителей Вотландии, Ингрии и Карелии. «Епископом Карельским» был назначен гамбургский каноник, который несмотря на то, что так и не увидел своей епархии, до 1269 г. пользовался этим титулом. В папской булле от 11 марта 1256 г. содержался призыв к большому крестовому походу против язычников Восточной Европы. На призыв откликнулась только Швеция, но после неудач в 1240 и 1242 гг. (битва на Неве, Ледовое побоище) не рискнула на прямые удары. Как известно из сообщения летописи под 1256 г., шведы поначалу закрепились на р. Нарове, но эта затея кончилась провалом. Пришлось уйти, уклонившись от встречи с неприятелем. Александр принял решение собранное войско не отпускать и отправился с ним в землю еми, захваченную шведами семь лет назад. После похода Александра Невского появилась булла 1257 г., которая сообщает о нападениях карел и «язычников» и призывает к «крестовому походу» против нечестивцев (Шаскольский И.П., 1978, с. 219-220).

Ряд событий, связанных с Новгородом, Карелией, освещается в Хронике Эрика (1229-1319 гг.). О походе короля Магнуса в 1348 г. на новгородскую землю рассказывается в рифмованной хронике XV в., которая является продолжением Хроники Эрика. В них отражена точка зрения Швеции на происходящие события и, конечно, даны далеко не лестные оценки противной стороне. Так, сооружение Выборга в 1293 г. было, естественно, воспринято по-разному. Лаконичное сообщение русской летописи очень непохоже на сообщение шведской хроники, которая безмерно восторгается этим событием. Наконец-то шведы пришли в языческую землю и положили конец злу. Теперь, уверяет хроника, наступит мир, тишина и покой, а у русских будет меньше земли (Рыдзевская Е.А., 1978, с. 105-127).

Упомянуты «карилы», проживающие по соседству «с королевством нортманнов», и в средневековом латинском анонимном географическом трактате второй половины XIII в., введенном в научный оборот под названием «Описание земель». Он был открыт и опубликован в 1979 г. американским исследователем Марвином Л. Колкером. В России переведен на русский язык и опубликован в 1993 г. (Чекин Л.С, 1993, с. 206-225). Произведение, видимо, ирландского происхождения. Помимо сведений об островах на северо-западе и севере Норвегии, которые собственно и вызвали интерес Марвина Колкера, увидевшего в одном из них побережье Северной Америки, оригинальными являются сведения о Прибалтике, занимающие значительную часть трактата. Что же касается карел, то представления о них у анонимного автора весьма своеобразны: «Упомянутые карилы -лесные люди, очень грубые. Завидя приближающихся гостей-чужеземцев -например, купцов - тотчас же уходят со всей семьей в лес. Гости же могут свободно пользоваться всем, что найдут в домах, ничего, однако, с собой не унося. А вот если унесут с собой разные шкуры, которых там изобилие, а те, вернувшись домой, это приметят - тогда сразу же созывают толпу и нападают на тех гостей, как на врагов» (с. 220).

Городище Хямеенлахти-Линнавуори располагается в 3 км южнее пос. Куркиёки на южном берегу залива Хямеенлахти на границе с заливом Лайккаланлахти (на совр. картах зал. Куркийокский) Ладожского озера на возвышенности высотой 50 м над уровнем моря. Топографическая особенность линнавуори заключается в том, что она не является доминантой на местности, а представляет собой северную оконечность длинного покрытого лесом скалистого отрога, тянущегося по полуострову (местность Риеккала) от залива Хямеенлахти до залива Риеккаланлахти. Оконечность отрога завершается возвышенностью Риухту Суурмяки, на которой прослежены остатки мощных каменных стен. С запада Хямеенлахти-Линнавуори ограничена ложбиной (в конце XIX в. здесь располагались поля), по которой течет ручей, заканчивающейся мысом Хепониеми (hepo - лошадка, разг., niemi - мыс) . Небольшой заливчик с северной части линнавуори ранее назывался Хепониеменлахти. С востока возвышенность частично ограничена скалистым берегом и низиной.
Полевые работы проводились финляндским археологом Я. Аппельгреном в конце XIX в. и российскими исследователями А.И. Саксой - в 1986, 1987, 1996 гг., СИ. Кочкуркиной - в 2007-2008 гг.


Археологические вещи датируются ХII-ХIII вв.: предметы женского убранства из цветного металла (фибулы, подвески, копоушка, игольник, ножны, спиральки и стеклянные бусы), бытовой инвентарь (ножи, ключи, ледоходные шипы), боевое вооружение (наконечники стрел и копье), орудия рыболовства и т.д. (Вклейка, 22а). Упомянем индивидуальную находку, аналогии которой пока неизвестны, - плоская подвеска с петлей для подвешивания, изображающая четвероногое животное в движении (лось? лошадка?) (Вклейка, 22а:2). Собраны шесть серебряных монет (одна не определена): восточная монета второй половины X в., из четырех немецких монет одна первой половины XI в. и три -второй половины XI в. Но эти монеты не могут удревнить памятник, поскольку они использовались, вероятно, не в качестве платежного средства, а в качестве ценного сырья для переплавки.

Предпринятые раскопки позволили сделать вывод, что городище Хямеенлахти-Линнавуори по своим топографическим и конструктивным особенностям, а также вещевому инвентарю является типичным укрепленным поселением древних карел , занимающим стратегическое положение на берегу Ладожского залива. Появление неприятеля в первую очередь можно было ожидать в заливе Хямеенлахти, так как этот водный путь вел к густо заселенной местности в районе совр. по с. Куркиёки и где можно было рассчитывать на хорошую добычу. По долине длиной примерно около 2-2,5 км, вероятно, пролегал путь к другому заливу Риеккаланлахти, где можно было укрыться от неприятеля в случае опасности, а также использовать его в промысловых целях.

Связь между названием мыса Хепониеми и большим количеством найденных на городище лошадиных зубов, а также подков, вероятно, допустимо объяснить развитым коневодством в хозяйстве жителей городища. Население северо-западного Приладожья использовало лошадей в качестве тягловой силы и средства передвижения, экспортировало и разводило их (Кочкуркина СИ., 1982, с. 154). Может быть, конину употребляли в пищу.

Памятник назван по заливу Хямеенлахти (Хяме - этноним, лахти -залив). Хяме (hаmе, в русских источниках емь) - народ, издревле проживающий в центральной части Финляндии. Связи древних карел и хяме отчетливо прослеживаются как по письменным, так и археологическим источникам. Топонимы hame зарегистрированы на Карельском перешейке, на территории северного Приладожья от Куркиеки до Суйстамо .

В давние времена – около 17 тысячелетия до нашей эры – территория современной северной республики была надежно скрыта под толстым слоем льда. К 13 тысячелетию в ходе постепенного потепления климата, от ледяного плена освободилась юго-восточная часть республики, а значительно позже – спустя ещё 4 тысячелетия – и вся остальная.

Ледник, сходя, не только разрушал, но и создавал. Он формировал современный рельеф, создавал сеть рек и озер, обогащал почву. Его талые воды затапливали территорию, оставаясь в низинах, а на возвышенности принося мхи, лишайники и злаки. После того, как природа «занялась», стали появляться и деревья – сосны, березы и ели. Начали появляться болота.

Развитие растительности привлекло на территорию северного края животных – поначалу фауна состояла только из оленей, но постепенно она наполнилась всеми теми видами животных, что обитают в этой части России и сегодня.

Обилие животных и растений начало привлекать первых людей и уже к седьмому тысячелетию до нашей эры бродячие охотники и рыболовы стали не только приходить на эти территории, но и основывать здесь поселения.

Стада оленей привлекали людей с юго-востока, где сегодня раскинулось современное Приуралье. За животными шли охотники, представители монголоидной расы. От Волги, с южной и юго-западной частей также шли охотники, только принадлежали они уже к европеоидной расе.

Передвигались первые люди по берегам рек, основывая на них свои стоянки.

Согласно историческим сведениям, эти люди уже могли обращаться с огнем, были способны изготовить орудия для труда и охоты, имели примитивные навыки строительства.

Первые стоянки обнаружились исследователями на побережье Онеги – располагались они или на небольших островках, идущих вдоль берега, или же на полуостровах и узких мысах. Самые ранние из них были найдены на восточном побережье, вблизи реки Водла.

На территории каждой из стоянок имелось по несколько жилищ, которые напоминали землянки, поскольку оказались несколько углублены в землю. Каждое из жилищ имело или округлую, или прямоугольную форму, а занимало площадь до 30 квадратных метров. В центре каждого из жилищ был очаг или же кострище для него.

По мнению историков, в каждом поселении находилось до 30 человек, а одно жилище было предусмотрено только для одной семьи.

Территория современной Карелии для первых людей была крайне привлекательна, поскольку на ней имелись и леса, и водоемы, что позволяло заниматься сразу и охотой, и рыболовством. Леса, к тому же, позволяли заниматься еще и собирательством, поскольку, как и сегодня, были богаты на ягоды, грибы и коренья.

Основным материалом для создания орудий труда и охоты был камень, которого ледник за собой оставил очень много. Из твердых каменных пород первые поселенцы делали наконечники для стрел и копий.


В помощь камню шли еще и кости, и дерево. Сочетая материалы между собой, первые люди создавали мотыги, топоры, ножи, грузила для рыбалки и крючки.

Как показывают археологические раскопки, к тому времени первые поселенцы уже умели создавать и такие орудия как лодки, сани и лыжи.

Умели они изготавливать и такое приспособление для рыбалки, как сети – самая древняя из них, возраст которой был установлен учеными в более чем девять тысяч лет – была найдена на Оленеостровском могильнике и имела параметры по 30 и 1,5 метра в длину и высоту соответственно.

Оленеостровский могильник и вовсе считается среди археологов кладезью информации о древних временах в истории Карельской республики. Раскопав его недалеко от знаменитого острова Кижи, ученые получили исчерпывающее количество знаний о первых поселенцах.

Располагался Оленеостровский могильник на острове под названием Южный Олений, а его открытие произошло совершенно случайно – в 30-ых годах прошлого века на этих территориях велась добыча известняка. К слову, именно известняк позволил древним могилам сохраниться и дойти до наших времен, поскольку выступил в роли своеобразного консервирующего средства.

Так, могильник состоял из порядка пятисот захоронений, которые располагались практически на поверхности – максимальная их глубина составила 60 сантиметров. Останки, обнаруженные в могилах, позволили ученым воссоздать облик погребенных. Сведения о том, что это были высокие мужчины с широкими лицами, позволили сказать, что на месте захоронения на Южном Оленьем острове покоились северные европеоиды.

Как и все представители древних племен, первые поселенцы имели свои ритуалы захоронений – они осыпали усопших охрой, которая отличалась ярким красным цветом с оранжевым отливом. По мнению ученых, для первых людей эти цвета были символом огня и крови.

В могилу укладывали и вещи, которыми он пользовался – от игл для вязания сетей до каменных и костяных стрел.

Так же, как, к примеру, в Древнем Египте, соплеменники украшали тело покойного и наряжали в традиционные костюмы. Одежда изготавливалась из кожи животных, а её части сшивались между собой костяными иглами. Вместо ниток у первых людей были сухожилия животных или же туго сплетенные травы. Состоял костюм из обуви, штанов и куртки с капюшоном, которые тщательно оберегали своего хозяина от дождя и сильного ветра.

Одежду украшали медвежьими клыками, лосиными зубами и другими останками животных. Некоторые костюмы отделывались еще и каменными подвесками.

Развитие в ту эпоху дало очередное потепление климата, которое наступило к середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Благодаря ему в лесах помимо сосен, елей и берез стали появляться еще и клен, липа и дуб. В тому времени сеть озер и рек уже сформировалась и налилась водой. Леса стали наполняться животными, так же, как и реки.

Древние люди стали заселять западные части современной республики, чуть позже переходя на северные. На смену землянкам пришли полноценные наземные жилища, одни из них были построенные из бревен и имели прямоугольную форму, а другие внешне напоминали чум. К тому времени человек смог одомашнить собаку и научился делать обожженную керамическую и глиняную посуду.

Согласно историческим сведениям, в конце четвёртого тысячелетия на территории современного Заонежья произошло землетрясение достаточно большой силы. Его результатом стало появление большого количества разломов в горных породах, которые обнажили залежи самородной меди. Из этого металла первые поселенцы пытались изготавливать проколки, ножи и кольца. Однако, по-прежнему основным материалом для изготовления орудий оставались камень и кости.

Время после землетрясения, когда в обиход помимо камня пришла еще и медь, сегодня называют медно-каменным веком.

На смену медно-каменного века пришел век бронзовый. Его начало было ознаменовано приходом на эти земли карельских поселенцев южных племен с побережий Волги. Их отличительным умением была способность работать с медью и оловом, получая из них сплав, называемый бронзой.

За недолгий срок племена, пришедшие с юга, рассредоточились по всей земле Карельской республики. Однако, они не создавали сплавы и орудия с их применением здесь – все они доставлялись с Верхней Волги.

Но и в этот период люди не забывали о камне, дереве и кости, которые по-прежнему оставались основным материалом для изготовления всех необходимых изделий. Однако, бронза позволила создать новые орудия – молоты и скребки.

К середине второго тысячелетия климат вновь изменился, на этот раз изменения были в сторону похолодания. Из-за этого увеличилось количество осадков, температура значительно снизилась. В этот период на земли, входящие в состав края, пришли племена с востока. Они умели работать с металлом, а также изготавливать глиняную посуду. Топоры и ножи из железа прочно вошли в обиход древних людей, всё же вытеснив деревянные, костяные и каменные изделия. Из железа стали делать и топоры.


Так наступил железный век . На этом этапе все еще остались некоторые изделия из бронзы, которые по-прежнему доставлялись с Верхней Волги.

И хотя сегодня всем известно, что Карелия – настоящая кладезь железной руды, залежи которой рассредоточены по всей территории республики, изделий из железа было у древних людей очень мало, а мест, где для них добывался материал, было обнаружено археологами всего чуть более полусотни.

Стоит отметить, что все эти места были сосредоточены на Сямозере, где сегодня находятся самые большие залежи этого полезного ископаемого.

Новая эра в карельской истории

К моменту наступления новой эры на Карельских землях уже сформировалось население, которое было представлено тремя народами – вепсами, карелами и саамами.

Саамские племена считаются самыми первыми из представленных трех. По мнению ученых, были сформированы они уже к 3 тысячелетию до нашей эры. Тогда они назывались еще и лопарями и допью. Занимали они те земли, часть из которых сегодня относится к Карелии, а другая часть – к Финляндии.

Сегодня об этих племенах память несут некоторые названия различных исторических объектов как в республике, так и в соседней стране. Так, в Финляндии есть городок под названием Лапенранта, что переводится как берег лопарей. А вот в России, в Карелии, есть поселок Лобское, который раньше именовался Лопское. Территориально он расположен недалеко от северного побережья Онежского озера.

Саамские племена в основном занимались такими видами деятельности как собирательство, рыбалка и охота. По этой причине лопари жили целыми родами, которые кочевали в зависимости от сезона. Так, летом они жили в южной части, а с наступлением зимы перебирались в северную.

Однако, продолжалось их кочевничество недолго – продвижение другого населения к северной части оттеснило туда и саамов.

Вепсы когда-то звались весями и занимали второе место после саамов по своему «старшинству». Родиной их считается побережье Белого озеро, что находится в юго-восточной части Онежского побережья. Этот народ не отличался склонностью к кочевническому образу жизни, а потому жил в организованных поселках.

Основными видами их деятельности было земледелие и разведение домашних животных. Помимо этого, представители этого племени умели обращаться с гончарным кругом, а потому изготавливали глиняную посуду.

Расположение на побережье Белого озера позволяло племенам весей попадать и в Балтийское море, и в Волгу. Такая связь водными путями позволяла развивать торговые отношения между предками современных вепсов и другими народами даже за пределами Карелии.

Торговля стала причиной, по которой предки вепсов решили заняться еще и охотой – на Балтийских и Волжских побережьях имелся большой спрос на мех и изделия из него, а потому веси пришлось начать охотиться на пушных зверей.

По этой же причине половина вепсского народа стала постепенно переселяться в северную сторону республики, поскольку именно там в большом количестве были представлены пушные породы.

Движение на север спровоцировало и последующее расселение данного племени – его представители сначала расселились вдоль реки Свири и по западному Онежскому побережью. Проникновение вепсского народа в Заонежье стало причиной их смешения с народом карелов, что породило новую группу под названием «карелы-дюдики».

Карелы считаются самым поздним племенем, возникшем на территории края. Первые упоминания о нем датируются уже 1143 годом и содержатся в Новгородской летописи. Археологические раскопки позволили определить северо-западное побережье Ладожского озера как родину этого народа.

Этот район в те времена отличался прекрасными условиями для разведения домашних животных и работ в земле . Однако, карелы занимались не только этим. Близость густых лесов, населенных дикими животными стала причиной распространения такого занятия, как охота. На распространение рыболовства повлияла близость одного из самых крупных озёр, которое, к тому же, и по сей день славится обилием в нем рыбы.

Ладожское озеро, к слову, было еще и отличным водным путем, который использовался торговцами и связывал карелов с Новгородом, а также поселенцами на берегах Финского залива и Балтийского моря.

Так, зерновые культуры, которые выращивали на своих землях карелы, отправлялись на продажу. Взамен народ получал пушнину, коней и воск.

Но и на этом занятия древних карел не заканчиваются. Так, они еще и добывали железо и занимались его обработкой. Как показали исследования археологов, этот народ умел добывать железную руду в озерах и болотах, а также выплавлять из нее железо.

Благодаря этому, и для своего пользования, и на продажу, карелы смогли изготавливать различные изделия из железа. Самым востребованным был железный топор, который превосходил каменные по своему качеству, долговечности и, что самое главное, удобству. К тому же, с его применением в разы возрастала и скорость работы – если небольшое дерево каменным топором приходилось рубить по полчаса, то железный справлялся с этой работой за несколько минут.

Изготавливали они и мотыги из железа, что позволяло быстро и качественно рыхлить почву. Из железа делались и наконечники для сохи. Также использование металла позволяло делать воинов племени самыми сильными, поскольку были они вооружены мечами и стрелами с железными наконечниками.

Строго говоря, с развитием племени работа с железом стала основным видом деятельности. Это отражено даже в народном фольклоре, где одним из главных героев был кузнечных дел мастер.

Поселениями карелов были городища. Представляли они собой укреплённые небольшие города, стоящие за высоким забором. Нередко помимо забора от нежеланных гостей городища защищали еще и рвы, наполненные водой, и даже каменные завалы. Сегодня известно о чуть более чем тридцати таких городищах, самые крупные из которых располагаются возле Сортавалы и Куркийоки.

Карелы сегодня считаются самым распространенным народом того периода, который к 12 веку заселил практически всю карельскую территорию.

Карелия и Новгород

К девятому веку к трем основным группам народов добавились еще и славяне, которые стали проникать на территорию со стороны Новгорода. Обусловлено это было тем, что торговцы из Новгорода активно взаимодействовали со странами Скандинавии, а также немцами.

Большой спрос у этих народов был на пушнину, а потому новгородцам приходилось искать места её наибольшего скопления. Обнаружены они были в северо-восточном направлении от столицы Руси. Постепенное проникновение древних славян образовало еще два коренных народа – поморы и заонежане.

А те новгородцы, что не желали менять своё место жительство, приходили на территорию Карелии с целью сбора дани – притом собирали они её пушниной . Это стало началом зависимости Новгорода от карельских народов. Спустя время помимо пушнины Новгороду потребовались еще и воины с северных территорий.

Для этого в 20-ых годах 13-ого века было принято решение крестить коренное население края, чтобы оно стало подчиняться архиепископу из Новгорода.

Спустя несколько лет Новгород добился своего, и карельские земли с населением стали подчиняться ему. У этого решения было немало противников. Они в конце 13-ого века пытались поднять восстания, которые успеха не возымели. После них часть народов была убита, а некоторые из них смогли бежать в другие страны – большинство осело в Швеции.

Карелия и Московское государство

К 16 веку было принято решение о присоединении северных земель к Московскому государству , и из Приладожских земель и территории перешейка был создан Карельский уезд.

Основу этого уезда составляли карелы, которые занимались возделыванием земель, выращиванием злаковых культур, а также разведением домашнего скота. Помимо этого, они продолжали свою работу с железом. Центральной частью уезда было принято решение создать город Карела, который состоял из более чем 430 дворов, что населяло порядка пяти тысяч человек.

Были созданы также и Заонежские погосты, которые после Карелы занимали второе место по количеству проживающих в них людей. Располагались они на северных и восточных берегах Онеги. Населяли их русские, карелы и вепсы. Занималось население разведением домашнего скота, возделыванием земель, рыбной ловлей и охотой.

Западные земли отошли под Лопские погосты. Занимали эти погосты земли между реками Суна и Кемь . Проживало во всех этих погостах достаточно мало человек, принадлежали все они либо к саамам, либо к карелам. Основой их промысла были рыбалка, охота и земледелие. Некоторые из представителей были заняты на работах с железом.

Спустя время было принято решение и беломорское побережье выделить в отдельную административную единицу – поморские волости. Занимали эти территории лопари, русские и карелы, притом население было представлено в малом количестве . Основой их деятельности было рыболовство и варка соли. Подчинялись они Соловецкому монастырю.

Как правило, всё население земель жило в деревнях, которые состояли из двух-трех дворов.

Карелия как отдельное государственное образование на территории России появилась на карте мира чуть меньше ста лет назад. После Великой Октябрьской революции в 1920 году вначале была провозглашена Карельская трудовая коммуна, а затем через пять лет и Карельская республика. Здесь живет суровый и закаленный народ, которому многое пришлось пережить, однако это только укрепило его, и поэтому республика много добилась за время существования. Современные достижения Карелии стали известны всему миру.

Развитие туристической сферы

Основные современные достижения Карелии связаны с уникальной природой и богатой историей. В Карельском крае просто раздолье для дикого туризма и занятий экстремальными видами спорта, ведь на этой территории находятся первозданные дремучие леса, бурные, кристально чистые реки и неповторимые пейзажи скалистого взморья, неописуемые по красоте. Благодаря самобытному виду природы в Карелии начала бурно развиваться туристическая отрасль, и теперь республика признана одним из лучших мест для отдыха на территории Российской Федерации.

И зимой, и летом

Любителям экстремального отдыха будет чем заняться как зимой, так и летом. К современным достижениям Карелии относят и отдых на природе. В летний период туристические компании организовывают многодневный сплав на байдарках по и Охта, пешее или автомобильное туристическое сафари по дремучим и непроходимым зарослям векового леса, походы в заповедные места края: на гору Воттоваара, в заповедник Кивач с одноименным водопадом и на незабываемые Зимой можно попробовать самостоятельно управлять собачьей упряжкой или заняться рыбалкой и охотой. Даже можно выйти один на один против бурого медведя! Будет здесь чем заняться и заядлым грибникам: в Карелии просто умопомрачительное количество вкусных лесных ягод и грибов, только успевай собирать!

Если вас заинтересовал отдых среди первозданной карельской природы, то хотим предложить небольшой список примечательных мест этого края, сохранение которых является современным достижением Карелии:

  • Воттоваарская гряда.
  • Рускеальский мраморный каньон.
  • Национальные парки: Волдозерский и Паанаярви.
  • "Мирциальные воды" - один из самых старых санаториев на территории России.

Забота об исторических памятных местах и их восстановление

Кроме природных богатств, также славится самобытной и долгой историей. Народ и правительство края ревностно следят за состоянием достопримечательностей и стараются сделать все возможное, чтобы остальной мир увидел, оценил и понял многовековую историю многонационального края. Об этом факте свидетельствует признание исторического заповедника Кижи лучшим музеем страны в 2011 году и получение главного приза фестиваля «Интермузей 2011» - еще одно современное достижение республики Карелии.

На этом мероприятии представлены около трехсот крупнейших музеев России, включая именитые столичные музеи, однако гран-при конкурса досталось именно карельскому историческому заповеднику. И это не удивительно, ведь Кижи - целый отдельный остров, на котором находятся уникальные шедевры деревянного зодчества древней Руси. Первые постройки на острове возведены выходцами из Новгорода, и за прошедшие столетия неповторимые строения из дерева удалось сохранить в первозданном виде, благодаря чему историческое место было внесено в список ЮНЕСКО.

Еще некоторые достопримечательности

Также жители и гости карельского края смогут увидеть и посетить целый ряд красивых исторических памятников и примечательных мест:

  • Ботанический сад. Это современное достижение республики Карелия находится на окраине областного центра и примечательно тем, что в саду находится несколько отельных природных зон, в каждой из которых в естественной среде обитания произрастают уникальные образцы флоры карельского края. Здесь можно найти дендрарий, лечебные травы, ягодный и грибной уголок.
  • Долина смерти. Такое мрачное название получила небольшая долина, где прошло кровопролитное сражение между красноармейцами и финскими войсками во время Финской войны прошлого столетия.
  • - достижения республики Карелия из седой древности. Это исторический памятник, включающий в свою композицию большое количество древних наскальных рисунков с различными сценами из быта первых людей на землях Карелии. На них изображены различные морские и лесные чудовища, охота и рыбалка, рисунки людей и божеств, в которых они верили.

Воспитание здоровой и спортивной молодежи

Храня и природную красоту своего края, правительство Карелии не забывает и о будущих поколениях жителей края.

Недавно на территории Сортавала был построен шикарный спортивно-оздоровительный комплекс, доступный для всех желающих. В нем находятся залы для игры в баскетбол, волейбол и футбол, крупный 25-метровый бассейн и целый ряд помещений с обслуживающей инфраструктурой, необходимой для функционирования современного комплекса. Признан самым крупным зданием для проведения физкультурных тренировок и мероприятий на территории Северного Приладожья и также является современным достижением Карелии. Фото, размещенные в статье, демонстрируют неподражаемую красоту края и результат труда его людей.

error: