Интерны могут работать в медицинском вузе. Медицинское образование: что это такое — ординатура. Плюсы и минусы отмены

Клинической ординатурой называют одну из частей высшего образования медицинских работников, форму улучшения профессиональных качеств врача, при которой происходит становление медицинского работника, как самостоятельного специалиста. Она представлена в медицинских вузах, на факультетах медицины университетов и в институтах усовершенствования квалификации медперсонала на территории Российской Федерации и стран постсоветского пространства.

Иными словами, ординатура является такой формой самостоятельного обучения, при которой обучающийся получает возможность развивать свои профессиональные навыки, расширить свои познания в сфере медицинских технологий, а также помочь системе здравоохранения в решении кадровых задач.

Такая форма обучения (как, собственно, и интернатура), существует на официальном уровне и закреплена законодательно в 1994 году приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. По закону, к ее прохождению допускают медицинских специалистов и специалистов в области фармацевтической деятельности, а также провизоров.

Срок обучения на очном отделении составляет два года, однако, при некоторых обстоятельствах может продлеваться и длиться более пяти лет, включая в себя трудовой стаж медицинского работника (по Положению о клинической ординатуре от 1993 года). Официально ординатура является работой, и поэтому стаж трудовой деятельности рассчитывается на общих основаниях.

Особенности обучения в ординатуре

Обучение в ординатуре в России не является обязательной частью образования медицинского работника, поэтому этот этап подготовки специалиста является сознательным выбором медика. Как и в любом учебном заведении, здесь существует определенная форма контроля знаний. Она может варьироваться в зависимости от требований конкретного образовательного учреждения, однако, чаще всего осуществляется в форме зачетов, экзаменов и устных выступлений.

Поступить в ординатуру можно любому человеку, имеющему диплом о получении высшего медицинского образования: к обучению допускаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные студенты, обладающие соответствующим документом международного образца, наделяющим их правом проходить обучение за границей.

Обучение происходит по индивидуальному плану , который разрабатывает для ординаторов руководитель. Чаще всего руководителем становится имеющий определенный опыт работы специалист – профессор, кандидат наук или доктор медицинских наук. Индивидуальный план работы утверждается заведующим кафедрой.

Что такое ординатура можно увидеть по программе подготовки специалиста. Классическим набором ординатора являются:

  • Лекции, семинары и практические занятия;
  • Лекции по смежным курсам и дисциплинам узкого профиля;
  • Клинический обход пациентов с последующим разбором историй болезни;
  • Посещения и выступления на заседаниях и конференциях.

Обучение в ординатуре позволяет медицинскому работнику восполнить недостающие знания и подготовиться к самостоятельной работе с пациентами под присмотром руководителя.

При поступлении в выбранное учебное заведение следует учитывать количество бюджетных мест на направлении. В случае заполнения бюджетных мест по конкурсу, медицинский работник имеет право подать заявление на прохождение обучения на платной основе.

Стоматологическая ординатура

В стоматологическом отделении также существует своя ординатура. В ординатуре этой направленности студенты-дантисты проходят углубленное обучение по стоматологии и практику, а по окончании получают сертификаты, предоставляющие им право самостоятельно принимать пациентов в стоматологической клинике или открыть собственный врачебный кабинет.

Можно ли пройти обучение за границей?

Как уже отмечалось ранее, ординатура является формой образования, характерной для Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза, поэтому как таковой ординатуры за пределами стран СНГ не существует.

Для тех же, кто хочет пройти углубленное послевузовское обучение за границей существует возможность получить статус ассистента врача или пройти курсы по подтверждению своей специализации.

Так, например, в Италии получение специализации длится от 2 до 6 лет , а в Германии не получится сменить статус ассистента на статус врача без прохождения экзамена. Это в полной мере распространяется и на врачей, специализирующихся в стоматологии.

Принципиальные различия ординатуры и интернатуры

У многих студентов нередко возникают вопросы о том, в чем разница интернатуры и ординатуры, сколько обучение займет времени, а также о том, куда лучше всего поступать. Итак, для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует понять – что же такое интернатура.

Интернатура также является одним из этапов подготовки выпустившихся из вузов специалистов, однако, рассчитана на ускоренное прохождение. В интернатуру имеют право поступать молодые специалисты, окончившие шестилетнее обучение и имеющие на руках диплом о высшем медицинском образовании.

Время обучения в интернатуре , в отличие от ординатуры составляет всего один год, в течение которого интерн, под руководством опытных врачей, занимается практической деятельностью, однако, не принимает самостоятельных решений и не несет ответственности за свои действия.

После завершения обучения интерну выдается сертификат об окончании курса, в котором указывается приобретенная студентом специальность. Этот сертификат дает право молодому специалисту на самостоятельную работу в сфере медицины.

Разница интернатуры и ординатуры состоит в следующем:

  • Так как обучение в интернатуре длится в два раза меньше, статус врача обучающемуся будет присвоен раньше;
  • В интернатуре обучение является более общим, тогда как ординатура подготавливает более узконаправленных специалистов;
  • Учеба имеет некоторые различия в направлениях подготовки;
  • Бывший ординатор имеет право претендовать на звание заведующего, а интерн -нет.

Немного о приятных бонусах

Помимо дополнительных знаний и углубленного изучения предмета своей деятельности, обучение в ординатуре предоставляет обучающемуся некоторые льготы и гарантии:

В целом преимущества ординатуры , хотя она и длится дольше интернатуры, состоит в том, чтобы дать выпускнику медицинского вуза и больше знаний и практического опыта для применения в последующей профессиональной врачебной деятельности.

Олег Бородин, терапевт, ревматолог, руководитель терапевтического отделения Клинического госпиталя на Яузе новую систему поддерживает, но с одним условием - затраты на непрерывное обучение не должны ударить по карманам врачей:

Новая система аккредитации врачей, в целом, выглядит очень перспективно. Она широко применяется в западных странах. В Германии, где я работал в течение нескольких лет в клинической больнице города Майнинген, я видел такую систему вблизи. Здесь при наличии у врача желания учиться, ему создавались все условия для обучения. Клиника в абсолютном большинстве случаев брала на себя все расходы, включая транспортные, проживание, оплату самого семинара. В трудовом договоре было прописано определённое количество дней, которое отводились под обучение, то есть мне не надо было брать отпуск за свой счёт с целью повышения своего медицинского образования.

За участие в каждом семинаре или курсах повышения квалификации присваивалось определённое количество баллов в зависимости от продолжительности обучения и рейтинга семинара в системе здравоохранения Германии. То есть специальные комиссии оценивают каждый семинар, каждую медицинскую конференцию определённым количеством баллов, которые начисляются всем участникам по её завершении. В сумме за пять лет надо было набрать более 250 баллов, что не представляло проблемы: в течение первого года я принял участие в трех или четырех конференциях и заработал около 80 баллов.

Таким образом, при грамотном и продуманном подходе подобная система очень хорошо зарекомендовала себя в западных странах. А как все будет реализовано в нашей стране пока неясно, и это вызывает очень много вопросов. Кто будет оплачивать непрерывное образование медицинских работников, в какое время это будет происходить, каким образом будут начисляться баллы за участие в конференциях и семинарах? Это и многое другое требует детальной проработки и тесного сотрудничества медиков с административным звеном.

Врачи: естественный отбор

Владимир Бекетов, терапевт и кардиолог, постоянный член Российского Научного Медицинского Общества Терапевтов (РНМОТ) сразу предупредил, что аббревиатуру НМО (непрерывное медицинское образование) мы скоро часто будем видеть в соцсетях, профессиональных сообществах и СМИ. Россия переходит на новую систему подтверждения врачебной квалификации, а это значит, что врачи теперь будут учиться постоянно:

С 2016 года для выпускников медицинских вузов в РФ отменили интернатуру. Обучение теперь проводится по ФГОС 3 новому 3-ему федеральному гос стандарту. Это значит, что на 6-ом курсе университета студенты проходят «субординатуру» по одному из трех профилей «Педиатрия», «Терапия», «Хирургия». Потом сдают государственный экзамен и получают диплом и аккредитацию/лицензию на право работы педиатром, хирургом или терапевтом (раньше эту роль выполнял сертификат).

С 1 января 2016 года здравоохранение перешло к системе непрерывного медицинского образования. После окончания срока действия сертификата врач должен накапливать образовательную активность в размере 50 часов в год (один час в неделю). Доктор не обязан просиживать перед компьютером дни и ночи. Одного часа в неделю достаточно.

Сертификат после сдачи экзамена дает право вести практическую деятельность. Для аккредитации необходимо пройти многокомпонентную, многоэтапную систему образования. Теперь врач, для того, чтобы пройти аккредитацию, в отличие от сертификации, обязан не только раз в пять лет прослушивать цикл лекций и повышать свой уровень подготовки, но ежегодно посещать научные конференции, слушать онлайн-курсы, смотреть вебинары на порталах Минздрава. Раньше врача не обязывали ходить на конференции, теперь он должен это делать.

Программа мне кажется разумной. Раньше раз в пять лет на врача выбрасывали новые научные данные сразу в большом количестве. Теперь доктор поэтапно будет следить за изменениями в рамках своей специальности и сможет идти в ногу со временем. Да, действительно, мы находимся в переходном периоде и не всё может быть гладко, но система работает, она разумна, современна и понятна.

Врачи, которые не смогут вступить в новую программу, к сожалению, в порядке естественного отбора, должны будут дать дорогу молодым специалистам. Главврачи московских поликлиник очень активно отсылают на конференции своих специалистов, потому что понимают, - чем грамотнее будет врач, тем больше придет пациентов.

Надежда на будущее

Антон Родионов, кардиолог, доцент кафедры факультетской терапии № 1 лечебного факультета ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова уверен, что платить за обучение российским врачам не придется, а система непрерывного образования хорошо зарекомендовала себя в других странах:

Непрерывное медицинское образование (CMЕ ) - это общемировая практика, идеи её внедрения в России обсуждаются довольно давно. В последние годы мы видим первые робкие попытки её практического воплощения. Если эту систему реализуют не формально, не на бумаге, а в жизни, то это будет большим «плюсом» для медицины. Невозможно учиться по старинке, раз в пять лет, потому что за пять лет медицина делает огромный скачок вперед.

Я не думаю, что программы повышения квалификации лягут финансовым бременем непосредственно на врачей. Большинство конференций традиционно оплачивают фармацевтические компании. Де-факто основными спонсорами пост-дипломного медицинского образования давно уже стали производители лекарственных препаратов и медицинского оборудования.

Если врач в ходе обучения получит знания и навыки, которые не сможет сей же час применить на практике из-за отсутствия оборудования в конкретной клинике, полученные знания все равно не будут лишними. Я своим студентам в Университете всегда говорю, что надо стремиться к лучшим образцам мировой медицинской практики, а не кивать на бедность российских больниц. Даже если пока у них не будет возможности работать на современном оборудовании, то в будущем она может появиться. Хотя бы надеяться на это нужно.

Скорее всего вы видели сериал «Интерны». Даже если вы не смотрели ни одну из его серий, реклама по крайней мере сообщила вам, что такой сериал будет проходить или уже проходит, в зависимости от телеканала.

На чем основано такое название - "интерны"?

Как вы заметили, в этом фильме речь идет о медиках. Это дает минимум представления о том, что данное понятие применимо только в этом круге. Интернами же они названы потому, что те, кто проходит интернатуру получают такое название.

Что же такое интернатура?

Слово интернатура произошло от латинского "internus", в переводе означающее "внутренний"). Это форма образования, начинающаяся после обучения в вузе. Цель этого обучения в том, чтобы усовершенствовать теоретические знания, а также получить больше практики для выпускников медицинских высших учреждений. После прохождения интернатуры выпускники становятся наиболее самостоятельными в своей профессии и готовы начать трудиться как специалисты своего профиля.

Является ли интернатура обязательной для последипломных выпускников?

Да, хотя есть и некоторые исключения. К этим исключениям относятся лица, которые после вуза поступают в аспирантуру или ординатуру. В таком случае интернатура для них не обязательна.

Сколько времени длится такое обучение и как оно проходит?

Как правило, такое обучение длится в течении года (учитывается также и отпуск). Само же обучение проводится на дневном стационаре. Заочного прохождения не существует.

Оптимальным вариантом прохождения обучения в интернатуре является непрерывный процесс после обучения в вузе. Однако даже если по каким-то причинам такое обучение сразу не проводилось, Российской Федерацией предусмотрено, чтобы орган здравоохранения, находящийся по месту жительства студента направил его на обучение.

Само обучение происходит на основании трудового договора, заключаемого между выпускником учреждения и муниципальной службой. Чтобы выпускник мог заключить такой договор ему нужно получить у ректора своего вуза диплом врача и выписку из приказа, в которой он будет направляться на обучение в интернатуру.

Обучение в интернатуре подразумевает постоянные тесты знаний, а также навыков по обучаемой программе. В конце года обучения происходит итоговая аттестация.


Если эта итоговая аттестация прошла успешно, интерну выдается сертификат специалиста его уровня и удостоверение, в котором говорится о том, что данное лицо окончило интернатуру.

В случае, если интерн не прошел успешно итоговую аттестацию, ему все равно выдадут удостоверение о прохождении интернатуры, но не сертификат. У него остается право сдать итоговый экзамен повторно.

Согласно новому законопроекту о медицинском образовании с 2017 года в России поступить в интернатуру будет невозможно (то-есть её отменяют).

Интернатура и ординатура – слова, имеющие отношение к медицине, а именно к медицинскому образованию. Если у вас нет знакомых медицинских работников, то разобраться с этими терминами в одиночку будет сложно. Но мы, как всегда, поможем!

Итак, интернатура – это годовое продолжение медицинского образования при лечебном учреждении. Она первична. Ординатура же является двухгодовым обучением и считается более полным. Оба варианты позволяют на практике эффективно применять уже полученные студентом-медиком знания, причём все действия интерна или учащегося ординатуры выполняются под контролем опытного персонала. Однако зачастую одной лишь интернатуры бывает недостаточно для того, чтобы достичь желаемых высот в карьере врача. А иногда даже для поступления в ординатуру требуется прохождение интернатуры. В целом, врачебные специализации, которым посвящается ординатура, например, нейрохирургия, являются более сложными, чем те, а которых практикуются интерны. Пожалуй, это все отличия интернатуры от ординатуры. В любом случае, в нашей стране студенты медицинских вузов учатся довольно долго, прежде чем начать лечить людей самостоятельно, что не может не радовать.

Выводы сайт

  1. Интернатура длится один год, ординатура – два года
  2. Интернатура считается в большинстве случаев неполной подготовкой, иногда она не может быть засчитана для повышения
  3. Список специальностей, доступных для ординатуры и интернатуры, может отличаться.

Медицина всегда считалась одной из важнейших сфер социального обеспечения населения. В нашей стране к представителям этой профессии относятся с большим уважением, ведь каждый знает, что именно от людей в белых халатах во многом зависит здоровье граждан.

Любому медику для того чтобы получить право на личную практику приходится преодолевать сложный путь обучения. Только после приобретения глубоких знаний и необходимого опыта начинающий врач может устанавливать диагноз, назначать процедуры и препараты, одновременно принимая на себя полную ответственность за состояние здоровья пациента.

В связи со спецификой профессии к медицинскому образованию принято уделять повышенное внимание. Здравоохранение относится к тем направлениям, где помимо поддержания устоявшихся традиций, необходимо также поощрять инновации.

Необходимость изменений в системе здравоохранения

Практически каждый день научное сообщество выдает новые методики лечения заболеваний и разрабатывает уникальные формулы препаратов для того, чтобы эффективнее справляется с разного рода заболеваниями.

Знания, предоставляемые в медицинских университетах еще пару десятков лет назад, уже не могут составить необходимую базу для современного профессионала. В правительстве понимают это и стараются модернизировать данную сферу образования, хотя и получается это с большим трудом.

Чиновники от профильного министерства каждый год норовят внедрить кардинальные изменения в образовательный процесс начинающих медиков, называя ныне действующую систему морально устарелой и требующей глобального реформирования.

Еще одним поводом задуматься о качественных изменениях системы здравоохранения стали систематические жалобы граждан, недовольных качеством медицинского обслуживания и степенью подготовки молодых специалистов.

Как стало известно из официальных источников, именно принесет долгожданные изменения в медицину. Коснутся они каждого звена отрасли от образования до приема и обслуживания больных.

Наиболее неожиданными станут инновации в сегменте последипломного обучения – интернатуре. Широко распространенная практика, без которой ранее медик не мог получить право на практическую деятельность, может уже совсем скоро отойти в историю.

Причины отмены интернатуры

Начало реформирования медицинской сферы было положено еще в далеком 2011 году, когда на уровне правительства утвердили новый федеральный стандарт образования. В соответствии с этим документом, предполагается поэтапная модернизация системы обучения отечественных сотрудников здравоохранения.

Если ранее в годы, проведенные в университете, студенты изучали по большей части теорию медицинских наук, а практические навыки добывали в период прохождения интернатуры, то сейчас подход к данной концепции кардинально меняется.

Согласно новым стандартам, молодые люди, поступившие в профильный ВУЗ, будут приобретать все необходимые знания, начиная уже с первого курса. Достигаться это будет путем полного перестроения системы подготовки, делая ставку, прежде всего, на практику.

Научная и исследовательская деятельность теперь станет неотъемлемой составляющей учебного процесса. Студенты будут осуществлять практические занятия с настоящими пациентами прямо в своих ВУЗах или городских медучреждениях.

Это крайне важно в плане формирования высококлассного специалиста, способного максимально эффективно воплощать в жизнь полученные знания при непосредственном контакте с больным.

Каждый такой урок пройдет под чутким руководством преподавательского состава с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.

Этапы отмены интернатуры

Согласно установленному правительством плану реформирования сферы медицинского образования, отмена интернатуры пройдет в три этапа.

Первыми под нововведение попадут студенты стоматологических и фармацевтических специальностей: их избавят от необходимости прохождения последипломной практики уже сначала осени 2016 года.

Вторыми на очереди станут педиатры и терапевты: их реформа коснется в 2017 году. Финальным этапом отмены интернатуры станет 2018 год, и под него попадут уже все оставшиеся специалисты.

Данные изменения абсолютно не коснутся . Этот практикум часто путают с интернатурой, хотя функции у них немного разнятся.

Ординатура нужна, прежде всего, специалистам узкой направленности, таким как хирурги, неврологи, дерматологи или гинекологи.

Молодые доктора, выбравшие данную специализацию, по-прежнему будут на протяжении двух лет доказывать свою профессиональную пригодность и только после истечения этого срока смогут получить специальный сертификат, допускающий к самостоятельной практике.

Достоинства изменений в системе подготовки врачей

Столь радикальные изменения в системе подготовки медицинских специалистов получили достаточно неоднозначные отзывы. Как оказалось, люди смогли отыскать в такой инновации как преимущества, так и недостатки, хотя позитива было в разы больше.

Главными достоинствами изменений считают:

  • сокращение времени подготовки специалиста (студенты намного раньше могут приступать к трудовой деятельности, не теряя времени на дополнительное образование);
  • избавление от дефицита кадров в медучреждениях (поскольку медицинские вузы будут быстрее подготавливать врачей, рынок труда быстро заполнится);
  • повышение уровня знаний молодого доктора (делая ставку на практику, ВУЗ сможет предоставить более глубокие знания студенту во время занятий).

Внедряя такие изменения, правительство сможет одновременно ускорить выпуск готового медперсонала и повысить его профессиональный уровень, что и требуется отечественной системе здравоохранения.

Видео-новость

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

error: