Головной корабль серии адмирал григорович. Круговая оборона: на что способен фрегат «Адмирал Григорович»? Фрегат «Адмирал Григорович»: фото и пропорции

По плану Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, в состав Военно-морского флота РФ должно войти пять-шесть кораблей проекта 11356.


С 1999 по 2004 годы было построено и введено в строй 3 фрегата данного проекта для Индии – Talwar, Trishul, Tabar. В настоящее время для Индии строят ещё 3 фрегата.

Для России заложен в декабре 2010 года «Адмирал Григорович» для Черноморского флота, предположительно для Черного моря построят ещё 2 фрегата – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Колчак». Возможный ввод в строй – 2013-2015 гг. Затем предполагается заложить ещё серию из трёх кораблей.

Проект разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» на базе российского пограничного сторожевого корабля 11351.

Назначение

Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах самостоятель­но и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Боевые возможности корабля позволяют вести поиск и уничтожение подводных лодок противника; осуществлять противокорабельную, противовоздушную и противолодочную оборону боевых кораблей и судов в море; поддерживать боевые действия сухопутных войск и обеспечивать высадку морских десантов.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учетом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от мас­сового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ - 56000 л.с.

Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.

Базовые ТТХ фрегата

Водоизмещение, т:
Нормальное – 3830,
Полное – 4035,
Длина наибольшая (по КВЛ), м - 128,4 (115),
Ширина наибольшая (по КВЛ), м - 15,2 (14,2),
Осадка, м:
по КВЛ - 4,2,
средняя (при нормальном водоизмещении) - 4,64,
максимальная (при полном водоизмещении) - 6,8,
ГЭУ
Главный турбозубчатый агрегат М7Н.1Э - 1 ГГТА,
Максимальная мощность на валах при температуре наружного воздуха +15 - 2Х28 000 л/с
Скорость полного хода, узл.:
при температуре наружного воздуха +15° - 30,
при температуре наружного воздуха +40° - 28,
Дальность плавания экономичным ходом (14 узл.) при наибольшем запасе топлива, миль - 4850
Экипаж, чел. – 220 (плюс 20 морпехов),
Автономность по запасам провизии, суток – 30,
Вооружение
Ударное
ПУ ПКРК «Club-N» - 1х8,
Боезапас ПКР 3М54Э – 8,
Зенитное
ПУ ЗРК «Штиль-1» - 1,
Боезапас ЗУР 9М317Э – 24,
ЗРАК 3М87 «Каштан» - 2,
Боезапас ЗУР – 64,
Боезапас 30-мм снарядов - 6000,
ПЗРК «Игла-1Э», шт. - 8,
Артиллерийское - А-190Э
Противолодочное
533-мм ДТА-53-956 - 2х2,
ПУ РБУ-6000 - 1,
Авиационное - Ка-28 или Ка-31.

Вооружение

Ракетный комплекс Club-N: основу ударного вооружения построенных Балтийским заводом для Индии фрегатов составляет ракетная система "Клаб-Н", предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Система "Клаб-Н" состоит из 8-ми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет. Противокорабельные крылатые ракеты 3М-54ТЭ (с низколетящей сверхзвуковой боевой ступенью) и 3М-54ТЭ1. Дальность стрельбы от 10 до 220 и 300 км соответственно. Масса боевой части ракеты - 220 кг, максимальная скорость полета - до 700 м/c.

Предстартовая подготовка, формирование и ввод полетного задания осуществляются универсальной системой управления стрельбой. Прямых зарубежных аналогов ракетам системы "Клаб-Н" не существует.

Это первая в России пусковая установка вертикального старта. Комплекс разработан и изготовлен ОКБ "Новатор" (Екатеринбург) специально для экспорта в Индию в комплекте с боевыми кораблями. Часть средств в разработку комплекса Club-N инвестировал Балтийский завод.

Благодаря вертикальному исполнению пусковой установки комплекс Club-N располагается под палубой в носовой части корабля. Это делает его размещение более компактным, а также обеспечивает наименьшую уязвимость от поражения противником.

Модульную подпалубную пусковую установку комплекса Club-N, в которой и размещаются ракеты, изготавливает Балтийский завод. Разработчик установки - КБ специального машиностроения (С.- Петербург). Кроме ракет, входящих в состав комплекса Club-N, данная пусковая установка может обеспечивать хранение и старт еще трех типов противокорабельных ракет. Это открывает широкие возможности для поставки таких пусковых установок как в Индию, так и другим зарубежным заказчикам.

Артиллерийский комплекс: для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегате установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э и системы управления стрельбой 5П-10Э.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ "Буревестник" и производится в Петербурге на машиностроительном заводе "Арсенал" специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190Э производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на фрегат, а также на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10Э "Пума" (разработка - КБ "Аметист", производство ОАО "РАТЕП") обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система "Требование-М": сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Требование-М". Специально для корабля данного проекта БИУС "Требование-М" разработало и поставило НПО "Меридиан" (С.- Петербург).

"Требование-М" самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности "Штиль-1" : Используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трех ракет).

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан": обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также поражение малоразмерных целей. В комплексе "Каштан" впервые совмещено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К. Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счет наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.

Противолодочное оружие: 2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение фрегата служит для обнаружения целей и управления оружием.
Радиолокационное (РЛС типа "Фрегат-М2ЕМ") обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Гидроакустические станции (Humsa APSON в бульбе, SSN-137 буксируемая) служат для своевременного обнаружения подводных лодок и средств поражения противника.

Средства управления оружием - 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E "Гарпун" управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ - 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты "Удав" и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение - противолодочный вертолет Ка-28 или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

И отработал в Средиземном море действия по поиску и обнаружению подводных лодок совместно с дальним противолодочным самолетом Ту-142 М3 .

В июле 2016 года корабль вышел в Чёрное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника .

25 июля 2016 года корабль прибыл в Новороссийск и ошвартовался в Морском порту для участия в международном этапе конкурса «Кубок моря-2016» (проводимый в рамках «Армейских международных игр - 2016») .

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Чёрного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника .

24 сентября 2016 года вышел из Севастополя в дальний средиземноморский поход, во время которого совершил деловые заходы на греческие острова Корфу и Лефкада . Планируется, что на Лефкаде черноморцы примут участие в церемонии открытия бюста адмирала Фёдора Ушакова .

3 октября 2016 года, экипаж корабля завершил программу участия в мероприятиях XV общественного форума «Русская неделя на Ионических островах» и к 6 октября 2016 года, корабль вернулся к месту постоянного базирования в Севастополь .

26 декабря 2016 года участвовал в поисково-спасательной операции после крушения Ту-154 под Сочи .

С 3 по 4 апреля 2017 года участвовал в совместных военно-морских учениях с ВМС Турции (фрегат Barbaros и противолодочный корвет Büyükada). В ходе неофициального визита командующий ВМС Турции адмирал Вейсел Кёселе в сопровождении командующего Черноморским флотом РФ адмирала Александра Витко посетил фрегат «Адмирал Григорович».

С 8 апреля - несёт службу в составе постоянной группировки ВМФ России на Средиземном море возле Сирии .

12 июля 2017 года завершил выполнение задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море и прибыл в Севастополь. Общая продолжительность похода корабля превысила 4 месяца .

30 июля 2017 года принял участие в прошедшем в Севастополе параде в честь празднования дня ВМФ России .

6 сентября 2017 года принял участие в плановых командно-штабных учениях (КШУ) проводившихся в полигонах боевой подготовки флота на Чёрном море .

14 сентября 2017 года принял участие в мероприятиях по боевой подготовке , в ходе которых отработал взаимодействие с лётчиками отдельного морского смешанного авиационного полка с использованием вертолётов Ка-27 в противолодочном и спасательном вариантах, которые выполнили порядка 10 взлётов и посадок на борт корабля. В полигоне боевой подготовки фрегат огнём корабельной артиллерии поразил воздушные и морские мишени, а также уничтожил «плавающую мину» .

С 19 сентября 2017 года участвовал в заводских ходовых испытаниях по взаимодействию с малым ракетным кораблём «Вышний Волочёк » .

25 сентября 2017 года прошёл через Черноморские проливы и вошёл в Средиземное море для несения службы в составе



Головной корабль проекта 11356 "Адмирал Григорович" за небольшой срок службы под Андреевским флагом в полной мере показал, на что способны новые российские фрегаты дальней морской зоны. Соединив в себе передовую техническую мысль, новейшие технологии кораблестроения, результаты профессионализации военно-морской службы, разработки оперативно-тактической науки морского боя, этот корабль по итогам минувшего года стал самым ходовым на Черноморском флоте и лидером по количеству успешно выполненных учебных и боевых задач.

Экипаж фрегата "Адмирал Григорович"

"Ладненький" первенец

Моряки и кораблестроители считают, что фрегат "Адмирал Григорович" по своей "судьбе" - корабль особенный. Он олицетворяет для них трудно выношенное, но очень ладненькое дитя. Этот первенец серии новейших сторожевых кораблей дальней морской зоны с нетерпением ждали на флоте, о нем много говорили российские и зарубежные эксперты. И сейчас для наших "заклятых партнеров" каждая его морская боевая служба становится "тихим ужасом". По мнению командира дивизии надводных кораблей Черноморского флота (ЧФ) контр-адмирала Олега Криворога, по своим характеристикам корабли этого проекта соизмеримы с ракетными крейсерами прошлого поколения, а по некоторым тактико-техническим параметрам даже превосходят их.

Фото из фототеки корабля

Фрегат "Адмирал Григорович"

Вот лишь основные вехи двухлетней биографии корабля. Совершены два межфлотских перехода, в ходе которых испытано все новейшее корабельное вооружение. В Средиземном море с противолодочным самолетом отработан поиск и обнаружение подводных лодок, там же выполнены задачи по плану учения с авианесущей группировкой кораблей Северного флота. По прибытии в Черное море моряки "Адмирала Григоровича" провели учебные артиллерийские и ракетные стрельбы по надводным и воздушным целям. На учениях "Кавказ-2016" блестяще осуществлен поиск и "уничтожение" подводной лодки условного противника. Затем фрегат представлял страну в форуме "Русская неделя на Ионических островах".

Справка. ТТХ фрегатов проекта 11356:

Водоизмещение - 3350 тонн

Длина корабля - 124,8 м

Ширина корпуса 15,2 м

осадка - 7,5 м

Максимальная скорость хода - 32 узла

Дальность плавания (на скорости 14 узлов) - 4850 миль

Автономность плавания - 30 суток

Дважды с высокой точностью из акватории Средиземного моря экипаж черноморского фрегата отправил ракеты "Калибр" по объектам террористических группировок в Сирии. В 2017 году корабль получил высокую оценку по итогам совместных военно-морских учений с ВМС Турции. Затем последовало еще несколько боевых служб на пределе автономности в составе оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Суммарный показатель лага корабля - около 100.000 миль. При этом в самых жестких условиях боевой учебы в дальней морской зоне неоднократно были выверены все тактико-технические характеристики головного корабля и его вооружения с целью эффективных доработок "младших братьев" по проекту.

Вооружен и очень опасен

Главное оружие "Адмирала Григоровича" - ракетный комплекс "Калибр-НК". Он способен поражать морские цели на расстоянии до 400, а наземные - до 2.000 километров. 8 пусковых ячеек "сторожевика" могут комплектоваться самыми современными противокорабельными ракетами "Оникс", которые способны доставить боеголовку массой в 300 килограммов на расстояние более 500 километров со скоростью в 2,6 числа Маха. Перехватить эту "штуку" практически невозможно. "Умная" ракета сама выбирает траекторию комбинируемого полета и реагирует на противодействие средств РЭБ, выбирая из нескольких целей главную.

Фото из фототеки корабля

Ракетный комплекс "Калибр-НК"

Защиту корабля от воздушного нападения обеспечивают зенитно-ракетный комплекс "Штиль" и ракетно-артиллерийский комплекс "Палаш", способные гарантированно уберечь фрегат от запущенных одновременно четырех противокорабельных ракет противника. Артиллерию на "Адмирале Григоровиче" представляет автоматическая артиллерийская установка А-190 калибра 100 миллиметров. Она способна обстреливать цели на расстоянии до 21 километра. Два торпедных аппарата имеют по три 533-мм торпеды нового поколения каждый. Дополняет мощный корабельный арсенал проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Есть на новейшем российском "сторожевике" и собственное авиакрыло - вертолет Ка-31 или Ка-27 ПЛ.

Фото из фототеки корабля.

Не зря фрегаты этого проекта называют многоцелевыми кораблями. Недавно на парном зачетном учении в Средиземном море "Адмирал Григорович" и следующий корабль серии - "Адмирал Эссен" показали все, на что способны. Экипажи фрегатов успешно провели боевые артиллерийские стрельбы, отработали задачи ПВО, выполнили электронные (условные) пуски ракет против надводных кораблей и подводных лодок. А еще они способны обеспечивать огнем высадку морских десантов, сопровождать транспортные конвои.

Новые фрегаты с высокой эффективностью способны действовать как в составе группировок кораблей, так и в рейдерской самостоятельности на большом удалении от своих берегов. По результатам сопровождения наших фрегатов кораблями НАТО, зарубежные специалисты сделали вывод об их малой заметности в локационном поле. Достигнуто это особой формой корпуса с наклонными плоскостями, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение корабля с помощью РЛС.

Равнение на командира

Степень автоматизации фрегата "Адмирал Григорович" - высочайшая. Поэтому на таком же уровне поддерживаются и требования к подготовке его экипажа. Он полностью комплектуется на контрактной основе. Экипаж состоит из 18 офицеров и около 150 матросов и старшин. Кстати, впервые на "сторожевике" специально предусмотрено размещение двух десятков морских пехотинцев. Большая часть рядового состава экипажа имеет среднее техническое образование. Среди мичманов и старшин немало специалистов и с институтскими дипломами. Но, как считает командир фрегата - это лишь основа квалификации, а главное ее наполнение - морская практика на боевых постах.

Командир фрегата "Адмирал Григорович" Анатолий Величко

В нелегких испытаниях морской службы экипаж корабля основательно проникся характерными чертами своего командира. Командир фрегата "Адмирал Григорович" капитан 2-го ранга Анатолий Величко в стремлении к знаниям четко придерживается "золотой" традиции: Нахимовское училище и Военно-морской институт радиоэлектроники он окончил с золотыми медалями. В прошлом году Анатолий Величко стал победителем конкурса "Армия России-2017" в номинации "Морской волк" и был назван лучшим командиром корабля Военно-морского флота России. А сам фрегат под его командованием заслужил почетное наименование ударного корабля.




Добавить коментарий
Последние публикации

С конца XX века в Польше на полуострове Вестерплатте недалеко от города Гданьска 1 сентября ежегодно устраивают торжества по случаю начала Второй миро

Минобороны России рассекретило подборку исторических документов о ходе Бухарестско-Арадской операции к 75-летию освобождения Бухареста. Фотокопии пост

История строительства сторожевых кораблей в России имеет славные и прочные корни. Большая часть судов, стоявших на вооружении Советского ВМФ, представляли корабли именно этого класса. На плечи сторожевиков легли задачи по охране экономической морской зоны СССР и обороне прибрежных морских рубежей. Не менее ответственные функции и задачи стоят перед кораблями подобного класса и в наше время. Сторожевые корабли проекта 11356 остаются на сегодняшний день наиболее современным и боеспособными судами, которые сходят со стапелей отечественных судостроительных заводов. Теперь уже не сторожевики, а фрегаты проекта 11356 гордо несут Андреевский флаг на южных рубежах России и составляют значительную часть в ВМС других стран.

Новые фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» пополнили ряды Черноморского флота, значительно усилив своим появлением Черноморский флот. На завершающем этапе находится постройка четырех других кораблей этого типа, которые так же скоро займут свое место в боевом строю ЧФ России.

Появление фрегатов в отечественном флоте

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран основное тактическое ядро флотов составляли сторожевые корабли. Этот класс боевых судов является советским изобретением, несмотря на то, что на Западе корабли с аналогичными характеристиками давно относятся к классу фрегатов. С развалом СССР поменялась классификация боевых кораблей и в Российском ВМФ. В соответствии с новой военно-морской доктриной России все сторожевые корабли, старые и те, которые строились на отечественных судостроительных заводах, были переведены в класс фрегатов.

Для российского флота такая перемена не стала в новинку. По своим тактико-техническим характеристикам сторожевики полностью соответствовали боевым задачам, которые способен решать фрегат. Тем более что на российских верфях полным ходом шло строительство фрегатов по экспортным контрактам. Основным покупателем российских кораблей этого класса стали ВМС Индии. Начиная с 2000 года, было построено 6 фрегатов типа «Тальвар», которые вошли в состав индийского флота.

Именно индийский заказ стал той базовой платформой, благодаря которой удалось не только сохранить в рабочем состоянии всю отечественную судостроительную отрасль, но и получить опыт в строительстве кораблей данного класса для оснащения отечественных флотов. Российские конструкторы доработали базовый проект фрегатов типа «Тальвар», создав улучшенную версию боевых кораблей этого проекта. Фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356 был заложен на стапелях судостроительного завода «Янтарь» по занавес 2012 года. Головной корабль проекта положил начало новой серии отечественных фрегатов из 6 единиц, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

Корабли проекта получили шифр «Буревестник». В западных странах новые российские фрегаты получили код «Krivak V».

История фрегатов проекта 11356

Описание истории возникновение проекта 11356 как всегда связана с тем, что успешный проект мог оказаться снова не удел. Еще в Советском Союзе шла ожесточенная борьба между специалистами и военными экспертами-сторонниками строительства сторожевиков нового поколения. По мнению военных моряков, новые корабли должны были стать универсальными боевыми единицами, способными решать самые разные боевые задачи. В этом ключе и шла разработка проектной документации. Существующая на тот момент концепция реализации сразу двух проектов, сторожевиков проекта 22350 и кораблей проекта 11356, оказалась ошибочной. Флот мог получить разнотипные корабли, обслуживание которые могло вызвать в дальнейшем определенные сложности и экономические трудности.

Современная военно-морская доктрина России опиралась на политику стандартизации, поэтому было принято решение продолжить работу над проектом 11356, который уже был освоен судостроительной отраслью. Здесь будет уместно напомнить, что новые фрегаты стали результатом глубокой модернизации сторожевиков типа «Буревестник», которые были построены большой серией в предыдущие годы.

Советские сторожевики проектов 1135 и 1135М оказались удачными кораблями. Именно «Буревестники» стали теми рабочими лошадками, на плечи которых легла вся основная работа по обороне морских рубежей нашей Родины. Всего было построено 28 судов этого класса, из которых 2 корабля, СКР «Пытливый» и СКР «Ладный» до сих пор остаются в составе действующего Черноморского флота. Российские конструкторы учли боевой опыт и практическую эксплуатацию кораблей проектов 1135 и 1135М и СКР проекта 11351. В результате кропотливой работы появился совершенно новый корабль.

Следует отметить, что новый проект был успешно реализован во время выполнения индийского контракта. Построенные на Балтийском заводе и на ССЗ «Янтарь» шесть фрегатов для Индии успешно прошли все этапы испытаний и продолжают успешно нести службу в составе индийских ВМС. Однако в отличие от экспортного варианта, российские корабли проекта 11356 должны будут получить совершенно иную начинку. Другими словами конструктив корабля тот же, а вот оснащение и системы вооружения на российских фрегатах будут кардинально отличаться от индийского проекта.

Реализация проекта 11356 в первую очередь направлена на строительство военных кораблей для Черноморского флота, состав которого остро нуждается в пополнении новыми боевыми единицами. Характеристики новых фрегатов полностью отвечают целям и задачам, которые стоят перед кораблями на черноморском театре.

Строительство фрегатов проекта 11356

Вся основная работа по разработке проекта легла на плечи СКБ. Базовым техническим материалом стала документация экспортного контракта 1135.6. Основная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в создании проекта оптимально адаптированного под мощности отечественных кораблестроителей. Требовалось как можно быстрее передать флоту новые корабли, способные повысить обороноспособность южных рубежей. Головной корабль серии «Адмирал Григорович» заложили в 2010 году, когда на верфях еще достраивался пятый фрегат для индийских ВМС. Далее с разницей в один год на мощностях калининградского судостроительного завода «Янтарь» были заложены еще четыре корабля: «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», получившие названия в честь известных адмиралов Российского флота.

Головной корабль получил стремительный стальной корпус, имеющий удлиненный полубак. Носовая оконечность корабля и обводы подводной части корпуса имеют оптимальные параметры гидродинамики, повышающие мореходные качества корабля и остойчивость судна. Надстройка на фрегате разделена на три отдельных блока. Характерной чертой проекта является наличие на кораблях элементов конструкции, построенных по технологии «Стелс». Это было сделано для повышения скрытности корабля и повышения его защищенности от ударов ПКР и авиации.

Особое значение во время строительства придавали энергетической установке, которая должна была обеспечить кораблям большую дальность плавания и высокую скорость хода. Результатом проектных работ и последующего строительства стала установка комбинированной двухвальной газотурбинной установки типа COGAG. Двигательная установка состояла из двух маршевых газотурбинных двигателей ГТД, приводящих в движение два винта с фиксированным шагом. В дополнение корабль оснащался двумя форсированными двигателями, обеспечивающими быстрое увеличение скорости хода. Суммарная мощность двигательной установки корабля составляла 56 тыс. л.с, благодаря чему фрегат мог развивать скорость до 30 узлов. Систему энергообеспечения корабля обеспечивали четыре дизель-генератора суммарной мощностью 3200 кВт.

Дальность плавания корабля экономическим ходом (14 узлов) составляет 4500 км. При этом автономность фрегатов новой серии увеличена до 30 суток.

В отличие от кораблей предыдущих проектов на современных судах появилось новое вооружение и современная электронная начинка. Фрегаты имели не только взлетно-посадочную площадку для вертолета, но и были оборудованы ангаром для воздушного судна. Все корабли оснащались вертолетами Ка-27 , выполнявшими роль воздушного разведчика. Боевое оснащение и средства управления кораблем рассчитаны на выполнение различных боевых задач, включая противодействие надводным кораблям противника, отражение атаки с воздуха, поиск и уничтожение субмарин.

Два первых корабля серии «адмиралы Григорович и Эссен» были заложены в соответствии с условиями и действием в рамках первой партии одного большого контракта. Третьим кораблем первой партии должен стать фрегат «Адмирал Макаров». Общая стоимость постройки фрегатов шести фрегатов проекта 11356 составляет 80 млрд. рублей. Следом за первой партией, состоящей из трех судов, начато строительство второй партии, в которую вошли фрегаты «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Последний корабль пока только представлен в рамках рабочего проекта и ожидает своей закладки.

Все корабли серии заложены, строились и были спущены на воду на мощностях завода «Янтарь». Корабли первой партии «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» успели получить полную комплектацию, и были своевременно введены строй. Некоторые задержки выпали на долю фрегата «Адмирал Макаров», который получил основную ГТД с опозданием. Последующие фрегаты ждут своей очереди на поставку двигательных установок. Прекращение поставок газотурбинных двигателей с Украины замедлили сроки ввода боевых судов в строй.

Вооружение российских фрегатов проекта 11356

Делая ставку на универсальность новых кораблей, Высшее военно-морское командование поставило перед конструкторами задачу оснастить корабль существующими на сегодняшний день видами вооружения.

Основное вооружение фрегатов нового проекта — это противокорабельные ракетные комплексы «Калибр». Пусковые установки имеют вертикальное расположение и могут быть использованы одновременно под ракеты обоих типов «Оникс» и Калибр». Пусковые установки создавались на базе экспортного варианта, ракетного комплекса Club-N. Ударный ракетный комплекс предназначается для уничтожения надводных кораблей и подлодок всех типов и классов, а так же для нанесения ударов по береговым объектам на тактическую глубину. На фрегатах «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» установлены ПКР «Калибр-НК» , способные нанести огневое поражение по морским целям на расстоянии до 400 км. Ракета ЗМ-14 может быть переоснащена для стрельбы по сухопутным целям. Дальность стрельбы для ракет этой модификации составляет 2000-2500 км.

Аналогов ракетной системе Club-N среди зарубежных противокорабельных систем на данный момент не существует. Вся работа по наведению и предстартовой подготовке осуществляется в автоматическом режиме.

Традиционно корабли имеют артиллерийское вооружение. Новый артиллерийский комплекс АУ А-190 представлен автоматическим 100 мм орудием, способным эффективно вести огонь по воздушным, морским и сухопутным целям. Орудийный комплекс прошел успешные испытания на фрегатах, построенных для ВМС Индии. Эффективный огонь можно вести из орудия на расстояние до 20 км. Новая артустановка имеет облегченную конструкцию, которая специально создавалась для оснащения кораблей с небольшим водоизмещением.

Противолодочное вооружение кораблей составляют два спаренных торпедных аппарата, для пуска торпед калибром 533-мм. Пусковые установки системы «Club-N» могут быть использованы для пуска противолодочной модификации ракет «Калибр». В дополнение к ним фрегаты оснащены реактивными бомбометами РБУ-6000.

Для отражения воздушной атаки новые российские суда оснащены многоканальным ЗРК «Штиль-1». Это оружие способно обеспечить круговую оборону корабля от атак с воздуха. В качестве вспомогательного инструмента борьбы с низколетящими целями корабль оборудован ракетно-артиллерийским комплексом «Каштан». В комплект системы входят управляемые ракеты и два шестиствольных орудия АО-18К. Система способна эффективно вести борьбу с крылатыми ракетами и низколетящими малоразмерными целями.

Что касается электронной начинки фрегатов проекта 11356, то здесь были реализованы все самые новые наработки. Управление огнем осуществляется посредством СУО «Пума», способной обеспечить дальний поиск, захват цели и ее сопровождение. Система управления кораблем представлена новым комплексом «Требование-М», через который проходит вся поступающая с постов корабля информация. Автоматика полностью контролирует боевое применение оружия, исходя из оценки сложившейся ситуации и уровня вероятной опасности.

Управление всеми системами корабля и обслуживание основных механизмов и агрегатов осуществляет экипаж в составе 180 человек. Впервые на судах российского флота предусмотрено размещение подразделения морской пехоты в количестве 18 бойцов.

Эпилог

Новые российские фрегаты стали настоящей находкой для военно-морского командования. Корабли проекта 11356 своевременно поступили на вооружение Черноморского флота, значительно усилив боевую мощь и тактические возможности соединения наводных кораблей на южном фланге.

Обострившаяся ситуация на черноморском морском театре, непредсказуемость ситуации в Сирии, ставят перед новыми кораблями новые задачи. Мощные и скоростные корабли способны обеспечить контроль ситуации во всем Черноморском бассейне. Ударное вооружение, установленное на судах способно наносить тактические удары по целям, находящимся далеко за пределами зоны ответственности российских ВМС.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 7 июня 2016 г. на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (Калининград) ожидается передача ВМФ России фрегата проекта 11356 "Адмирал Эссен", названного в честь адмирала военно-морского флота Российской империи Николая фон Эссена (1860-1915).

История проекта

Корабли проекта 11356Р/М (также используется обозначение 11357) - серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны .

Модификация фрегатов типа Talwar ("Тальвар", проекты 11356 и 11356А), которые строились на российских верфях по заказу ВМС Индии в 1999-2013 гг. В свою очередь, "индийские" фрегаты разрабатывались Северным проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург) как экспортный вариант сторожевого корабля проекта 1135 "Буревестник".

В середине 2000-х гг. ВМФ России испытывал острую потребность в обновлении корабельного состава. Средний возраст надводных кораблей составлял около 20 лет, одновременное нахождение в боевом составе разнотипных боевых единиц одного и того же класса вызывало большие проблемы со снабжением и ремонтом - например, на тот момент в состав ВМФ РФ входило восемь сторожевых кораблей семи разных проектов. Ввод в строй фрегатов новых проектов (22350 и 20380) затягивался из-за сложностей с проектированием и строительством.

В этой связи было принято решение заложить серию сторожевых кораблей на базе проекта 11356, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями. В тендере на строительство участвовал ряд предприятий Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), победителем стал входящий в ОСК Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград).

В 2010 и 2011 гг. Минобороны заключило с предприятием два контракта на строительство в общей сложности 6 сторожевых кораблей. Стоимость каждого контракта составила 40 млрд рублей (около 13 млрд рублей за один корабль). Предполагается, что все шесть фрегатов войдут в состав Черноморского флота РФ.

Тактико-технические характеристики

Сторожевой корабль проекта 11356Р предназначен для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, дозорной службы, патрулирования, охраны морских коммуникаций.

  • длина фрегата составляет 124,8 м, ширина - 15,2 м, осадка - 4,2 м;
  • полное водоизмещение 4035 т;
  • скорость полного хода - 30 узлов;
  • дальность плавания - 4 тыс. 850 морских миль (на скорости 14 узлов);
  • автономность плавания - до 30 суток;
  • экипаж - 180 человек (в том числе 18 офицеров).

Главная энергетическая установка - газотурбинная (два форсажных и два маршевых двигателя мощностью соответственно 22 тыс. л. с. и 8 тыс. 450 л. с. каждый).

Двигатели для первых фрегатов поставило украинское предприятие "Зоря"-"Машпроект" (г. Николаев). Вторую партию из трех кораблей планируется комплектовать двигателями российского производства.

В 2015 г. Минпромторг РФ определил головным предприятием по изготовлению главных энергетических установок для кораблей этого проекта НПО "Сатурн" (Рыбинск). Начало поставок газотурбинных двигателей на ПСЗ "Янтарь" предварительно запланировано на конец 2017 - начало 2018 г.

Вооружение

  • 8 вертикальных пусковых установок ракетного комплекса "Калибр-НК". Эти ракеты могут поражать надводные, береговые и подводные цели на расстоянии до 2 тыс. км.
  • Зенитные ракетные и артиллерийские комплексы "Штиль-1", "Палаш" и АК-630М.
  • Универсальную артиллерийскую установку А-190 (калибра 100 мм).
  • Торпедные аппараты калибра 533 мм.
  • Реактивную бомбометную установку РБУ-6000.
  • Боевая информационно-управляющая система "Требование-М" разработана НПО "Меридиан" (Санкт-Петербург).
  • Фрегат оснащен ангаром и взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета (Ка-27 или Ка-31).

Корабли проекта

  • Головной корабль серии "Адмирал Григорович" (заводской номер 01357) был заложен на заводе "Янтарь" 18 декабря 2010 г., спущен на воду 14 марта 2014 г.
  • 7 ноября 2014 г. спущен на воду второй фрегат - "Адмирал Эссен" (заводской номер 01358), который был заложен 8 июля 2011 г. Весной 2016 г. корабль завершил государственные испытания , готов к передаче флоту.
  • Третий фрегат - "Адмирал Макаров" (заводской номер 01359) - заложен 29 февраля 2012 г., спущен на воду 2 сентября 2015 г. Передача флоту планируется в первой половине 2016 г.
  • Строительство еще двух фрегатов - "Адмирал Бутаков" (заводской номер 01360, заложен 12 июля 2013 г.) и "Адмирал Истомин" (заводской номер 01361, заложен 15 ноября 2013 г.) - было приостановлено весной 2015 г. из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок. "Адмирал Бутаков" был спущен на воду в начале марта 2016 г. Сроки передачи флоту второй тройки фрегатов проекта 11356 будут зависеть от темпов освоения НПО "Сатурн" производства газотурбинных двигателей.
  • О закладке шестого фрегата серии - "Адмирал Корнилов" (заводской номер 01362) - официально не сообщалось. Однако, согласно интервью гендиректора ПСЗ "Янтарь" Эдуарда Ефимова, опубликованному газетой "Страж Балтики" 22 апреля 2016 г., корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.

5 июля 2015 г. главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил журналистам на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, что вместо этих крупных кораблей для нужд Черноморского флота будет построено 18 малых ракетных кораблей нового проекта 22800. Однако в августе 2015 г. пресс-служба "Янтаря" сообщила о возобновлении строительства, а в октябре того же года подтвердила, что продолжает выполнять заказ Минобороны.

error: