Древний китай периодизация истории и культуры. Периодизация истории и культуры древнего китая - лекция. Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения

История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.

Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.

Периодизация Древнего Китая

Все эти династии также делятся на несколько групп.

Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:

1. Первые люди в эпоху неолита.

2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.

3. Традиционный Китай и империя.

На этом весь старый Китай заканчивается, династии как таковые перестают править и начинается последний этап, охватывающий только лишь XX и XXI века.

Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.

Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.

Начало истории

Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.

Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.

Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.

Культура Яншао существовала 2-3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.

Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.

Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.

Династия Ся

Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.

Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.

Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.

Династия Шан-Инь

Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.

Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.

Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.

Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.

Династия Чжоу

Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.

Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.

Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.

Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.

Отдельно стоит выделить из этих царств царство Лу. В нём царило образование и письменность, хотя в политическом плане Лу было не сильно. Именно тут родился и жил Конфуций — основоположник конфуцианства. Концом периода Чжоу обычно считают год смерти философа в 479 году до нашей эры. Конфуций написал историю Западного Чжоу в летописи «Чуньцю». Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Известно также, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.

Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное - Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.

Цинь

Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.

Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.

Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.

Хань и Синь

Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25-220 гг. н. э.)

Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.

Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.

Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.

Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.

Но в то же время произошёл беспредел с чиновниками, из-за которых казна опустела, и пришлось сильно увеличить налоги. Это послужило поводом для недовольства людей. Начались народные восстания, также это послужило преимуществом для представителей Ван Ман был убит во время восстания под названием «Красные брови».

Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.

В конце второго века снова вспыхнуло волнение среди народа. Началось восстание «жёлтых повязок», которое продлилось почти 20 лет. Династию свергли, начался период троецарствия.

Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.

Цзинь

Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.

Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.

Цао Цао, который завершил восстание «желтых повязок», объединил раздробленный север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пэй основал династию Вэй. В это же время возникли государства Шу и У. Так и начался период троецарствия. Начались постоянные войны между ними, что обострило военно-политическую ситуацию внутри Китая.

В 249 году Сыма Чжао встал во главу Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265-316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.

Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.

Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.

В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.

Суй

Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.

Тян

Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня - Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907-960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.

Государственные и общественные строи Древнего Китая

Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).

На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.

Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.

В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.

Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.

В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.

При правителе царила дворцовая система управления.

Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.

В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.

Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.

Философия

Философия Древнего Китая сильно отличается от философии любых других европейских стран. Если в христианстве и мусульманстве есть бог и жизнь после смерти, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае тоже взывали к доброте при жизни, однако просто для гармонии и благополучия, а не под страхом кары после смерти.

В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.

Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.

Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.

Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения

Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.

А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.

Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.

Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.

А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.

Заключение

Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому "расцветы" с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая - объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.

Особенности китайской цивилизации.

1. Географическая замкнутость Китая. На севере Китай ограничен пустыней Гоби и сибирскими лесами, на востоке - Тихим океаном, на юге - тропическими джунглями, на западе - Гималаями. На уровне аграрного общества эти преграды трудно преодолимы, поэтому в Китай практически не было вторжений извне, и, кроме того, постоянно возникает перенаселение (избыток трудовых ресурсов).

2. Стабильность. Постепенное развитие общества, без потрясений, революций.

3. Основу экономики составляет сельское хозяйство. Главной отраслью является высоко интенсивное земледелие, основанное на общекитайской оросительной системе. Скотоводство было не развито из-за отсутствия пастбищных земель и из-за использования людей в качестве тягловой силы. Избыток рабочих рук способствовал развитию ремесла.

4. Цикличность политического развития. Вся история Китая движется по этапам:

1 этап - захват власти в ходе целого периода гражданских войн. В это время гибнет значительная часть населения и появляется избыток земли и относительно высокий уровень жизни, социальная стабильность. Этим император подтверждал наличие у него «мандата неба», т.е. право на власть в стране.

2 этап - население растет, земли не хватает, крестьяне уходят в город, появляются нищие, крестьянские восстания, т.е. появляется социальная нестабильность. Это свидетельствует, что у императора исчерпан «мандат неба».

3 этап - свержение старой династии, установление новой.

Один цикл составляет около 300-500 лет.

5. Особенность социальной структуры Китая, в том, что города и сельские уезды ничем не отличаются друг от друга и несут одинаковые повинности перед государством. Все население делится на 2 группы: 1) полноправное сословие - крестьяне, ремесленники, торговцы, правящие классы; 2) неполноправные сословия - люди новых профессий, они не имеют свободы передвижения и не могут сдавать экзамены, чтобы стать чиновником.

6. Система управления Китаем. В Китае никогда вплоть до 19 века не было ни полиции, ни армии, всей страной управлял 1% населения – чиновники (шэньши). Чтобы стать шэньши, нужно было сдать экзамены на знание философской литературы, математики и т.п. Было 9 разрядов шэньши: первые три получались в уезде, следующие три в провинции, а последние три - в столице. Государственные шэньши занимались политикой и управлением государства. Они несли службу вне родной провинции, и каждые 3 года место службы менялось, чтобы предотвратить коррупцию. Шэньши, не имеющие государственных постов, занимались экономикой у себя на родине, они руководили всем, были учителями, врачами.

7. Жесткое подчинение традициям и соблюдение ритуала.

Периодизация китайской истории.

1 этап : 2 тысячелетие до н.э. - разложение первобытного строя и возникновение древнейших государств (Ся, Шан-Инь, Западное Чжоу). Города имели правильную геометрическую планировку. В Шан-Иньский период - возникают первые письменные знаки.

2 этап : 8-3 вв. до н.э. - Древний Китай. Восточный Чжоу.

В это время появляются первые философские школы и первые сборники стихов. Зарождается конфуцианство.

3 этап : 221-207 год до н.э. Империя Цинь. Произошло первое объединение Китая при династии Цинь. Была создана жесткая административная структура. Начинается строительство Великой китайской стены.

4 этап: 2 в. до н.э.-3 в. н.э. Империя Хань. С 1 века н.э. называется Восточная Хань. Распространяется конфуцианство, строятся дворцы, написана первая история Китая, изобретена бумага и другие «великие» изобретения.

5 этап : 3 – 6 вв. н.э. Политический распад. Наиболее сильное государство - Северный Вэй (4-6 вв.) со столицей в Лояне. Распространяется буддизм.

6 этап : Кон. 6 – нач. 7 вв. Империя Суй (объединение Китая). Прорыт Великий китайский канал, соединивший Янцзы и Хуанхэ (более 1000 км).

7 этап : 7 – нач.10 вв. Империя Тан. Введена система шэньши, составлен единый свод законов. Китай ведет интенсивную торговлю с Арабским халифатом, Средней Азией, Индией. Изобретено книгопечатание.

8 этап : Сер.10 – кон. 13 вв. Империя Сун. Она завоевана внуком Чингисхана Хубилаем, который основал монгольскую династию Юань.

9 этап : Кон.13 – сер.14 вв. Династия Юань. Монголы освоили китайский язык и письменность, восприняли систему управления. Но активнее, чем китайцы участвовали в международных торговых отношениях.

10 этап: Кон.14 – сер.17 вв. Династия Мин. Столицей стал Пекин. Развивается ремесло. В Китае появляются европейцы, создают концессию в Макао. Проникновение в Китай первых миссионеров – иезуитов.

11 этап: 1644-1911 гг. Маньчжурская династия Цин. Активное проникновение европейцев, поэтому в 1757 году были закрыты все порты для иностранных торговцев (это продолжалось до середины 19 века). Китай был отрезан от внешнего мира, поэтому происходит консервация экономического и общественного строя, ухудшение и задержка развития.

Мифология.

Выделяют:

1. космогонические мифы, согласно которым все возникло из двух частиц: Ян (мужской дух, положительный, светлый, управляет небом) и Инь (женский дух, холодный, отрицательный, управляет землей). Позднее возникло представление, что человек был создан богиней Нюй-Ва из глины и сухой травы. Впоследствии возник миф, что Вселенная произошла из первочеловека Пань-Гу.

2. Мифы о стихийных бедствиях и героях спасших от них людей. В основном это - наводнения и засуха.

Представления о потустороннем мире отражали порядок, существовавший на земле. Вся власть на небе принадлежала верховному божеству Ди. Ближайшее окружение Ди - это усопшие предки императора (император - Ван или Хуанди). Они выполняют поручения Ди и передают ему просьбы Вана. Поэтому принося жертвы своим предкам, Ван мог легко умилостивить их, а заодно и заручиться поддержкой верховного божества. Функция Вана, как верховного жреца, общение со своими предками, которые являются посредниками между миром людей и миром богов.

Постепенно происходит отделение мира предков от мира богов. В итоге появляются два культа: культ предков, культ верховного божества. При этом культ верховного божества трансформируется и Ди превращается в Небо.

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Китайская пагода.

Буддийский храм.

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


Раздел - I - КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Раздел - II - КИТАЙ В III ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ — II ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Раздел - III -Культура древнего Китая

Раздел - IV - Искусство Древнего Китая кратко

Раздел - V - Религия Древнего Китая кратко

Древний Китай — одна из величественнейших цивилизаций Древнего мира . Происхождение древнего Китая похоже на происхождение Шумера, Древней Индии, и Древнего Египта . Величественная река Хуанхэ постоянно приносит с гор частички плодоносных почв — лесса.

В долине Желтой реки(Хуанхэ) зародилась древняя цивилизация. Первое царство появилось во втором тысячелетии до нашей эры и называлось Инь или Шан.

Современные археологи проводили раскопки, в результате чего им удалось раскопать столицу данного царства Великий Город Шан и гробницы некоторых шанских царей —их звали ваны. Хоронили Вана в достаточно глубоком (до 10 метров) котловане, в который была проведена вела лесенка. В могилу клали золотые украшения, украшения из нефрита, яшмы, а так же устанавливали огромные бронзовые сосуды. В обязанности ванна входило следующее: управлять государством, исполнение особых религиозных обрядов а так же верховный суд.

Ван считался священной и неприкосновенной личность. В тысяча сто двадцать втором году до нашей эры племя под названием Чжоу во главе с У-ваном нанесло большое поражение шанцам, установив тем самым свое господство, а большая часть жителей государства Шан-Инь было обращено в рабство. В восьмом веке до нашей эры под ударами кочевников распалось государство Чжоу; теперь, на главную роль выдвигаются то одни, то другие царства, из которых самым крупным государством было царство под названием Цзинь (седьмой - пятый века до нашей эры). После распада государства Цзинь начался тяжелый период Чжаньго (в переводе как «Сражающиеся царства»), когда древний Китай был поделен на два десятка мелких княжеств которые постоянно враждовали между собой, а так же практически не подчинялась чжоускому вану.

6-5 в.до.н.э — время когда в древнего Китае начинают появляться первые философские учения. В шестом столетии до нашей эры в Китае жил великий мудрец, его звали Конфуций, он был очень почитаемый среди китайцев, как в то время, так и во все последующие столетия. Учение Конфуция об уважении к старшим, о «благородном человеке», о важности образования, о скромности, и т.д стали в последствии важным эталоном взаимоотношений в Китае между людьми — как в семье, так и в самой стране.

В 221г.до н. э. правитель Цинь Ин Чжэн стал объединять огромные территории в единственную империю и взял титул Цинь Шихуанди, что означает «Первый император династии Цинь». Этот
правитель достаточно жестоко уничтожал всякое сопротивление, используя самые ужасные виды экзекуции. Если человек не соблюдал закон, то в этом случае наказанию подвергалась и вся семья этого человека: его членов семьи попросту превращали в рабов заставляя их работать на тяжелых строительных работах.

Когда Цинь Шихуанди установил свою собственную власть в империи, он начал войну с кочевниками-гуннами, которые часто нападали с северной стороны на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить, построив мощную пограничную стену, которая получила название Великая Китайская стен. После падения династии Цинь к власти приходит Лю Бан. Он уменьшил налогообложение и отменил некоторые наиболее жестокие законы, которые были введенные в Древнем Китае императором Цинь Шихуанди. Лю Бан, которому наследовали затем одиннадцать его потомков, стал основателем династии Хань. В эпоху Ханьской династии сложились основные черты Древнекитайского государства. В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры — искусства, литературы, науки. В двести двадцатом году династия Хань пршла в упадок, а на все ее территории сформировалось несколько независимых друг от друга государств. Это событие считается концом античного периода в китайской истории.

Природные условия Древнего Китая кратко

Древние китайцы населяли Северо-Китайскую равнину, находящуюся на крайнем востоке Азии, С запада на восток равнину пересекала Хуанхэ (Желтая река), несшая много плодородного ила. Оседая, ил заполнял русло и заставлял реку менять его. Хуанхэ затопляла поля, смывая селения. Народ прозвал ее «горем Китая». Упорным трудом, вырубая леса, осушая болота, укрепляя берега рек, древние китайцы превратили свою родину в страну развитого земледелия. Долина реки Янцзы (Голубая река), расположенная южнее Хуанхэ, была завоевана китайцами позднее, Реки, в особенности Янцзы со своими многочисленными притоками, служили в древности важнейшими путями сообщения.

Занятия населения.

В середине второго тысячелетия до н. э, область Хуанхэ и ее притоков населяли многочисленные племена охотников и рыболовов. Одному из этих племен, племени инь, удалось подчинить своих соседей. В последнее время учеными- археологами раскопаны десятки поселений иньцев. Обнаружены многие тысячи надписей на костях животных и черепашьих щитках. Это позволяет изучить быт и занятия древнейшего населения Китая.

Основным занятием древних китайцев, осевших в долине Хуанхэ, было земледелие. Этому благоприятствовали мягкий, умеренный климат, плодородная почва и обилие влаги.

На полях произрастали просо, пшеница, ячмень, рис. В течение года убиралось два урожая: в первую половину года снимали урожай проса, а во вторую — пшеницы. Землю обрабатывали деревянной сохой, деревянными мотыгами, каменными серпами.

Скотоводство, рыболовство, охоте приобрели подсобное значение, Кроме крупного рогатого скота и лошадей, древние китайцы разводили овец, коз, свиней, Молочные продукты китайцами в древности в пишу не употреблялись.

Первоначально земледельцы сами изготавливали простейшие сельскохозяйственные орудия, глиняную посуду, ткани. Со временем ремесло превращается в особую, самостоятельную отрасль производства. Раньше всего выделилось ремесло литейщика, требовавшее особого умения и навыков. Бронзолитейщики Плавили И ковали металл и делали из негооружие и различную утварь. Гончары стали выделывать красивую и прочную посуду, пользуясь гончарным кругом и печью. С древнейших времен китайцы умели изготавливать тонкие
шелковые ткани. Мастерство это держалось в тайне.

С развитием земледелия и ремесла возникает и развивается торговля. Торговля велась не только с непосредственными соседями, но и с народами на берегах Тихого океана. Роль денег вначале выполняли драгоценные раковины. Добывать их было трудно. Поэтому стали мастерить искусственные раковины из драгоценного камня и из кости. Затем начали отливать из бронзы слитки в форме раковин и других предметов. Так в Китае появились металлические деньги.

Древнейшие рабовладельческие государства.

Во втором тысячелетии до н. э. у китайцев возникает рабство. Главный источник его — войны с соседями, в особенности с северными кочевыми племенами. Рабов получали также в виде дани с покоренных племен.

Труд рабов начал применяться в хозяйстве. В этот период рабы еще находились в коллективной собственности общины. Рабов не только заставляли работать до изнеможения, но и приносили в жертву богам. Археологи раскопали погребения с захоронениями сотен людей, погибших насильственной смертью. Это были принесенные в жертву рабы.

Наряду с погребениями, содержащими богатые вещи, а также " принесенных в жертву рабов, раскопаны могилы, в которых нет никаких вещей. Это говорит о том, что в обществе появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы.

Чтобы держать в повиновении рабов и бедняков, рабовладельческая знать создает государство. Во главе древнейшего Китайского государства становится военный вождь — ван. Его опорой были знать и многочисленные чиновники. Они взимали с населения непосильные подати. За службу ван раздаривал приближенным землю и рабов. Это вело к развитию крупного землевладения.

В XII в. до н. э. племя чжоу, жившее к западу от государства Шань-Инь, подчиняет себе иньцев. Образовалось государство Чжоу. Помимо этого, в Китае появилось много других рабовладельческих государств.

Земледельцы в этих государствах жили общинами, но каждая семья получала в пользование земельный надел. Орудия труда, скот, семена также находились в частной собственности отдель

ной семьи. Родовая и племенная знать, пользуясь своим положением руководителей общины, стала захватывать лучшие земли. Свободные общинники изнемогали от малоземелья, попадали в долговую зависимость к своим богатым соседям — крупным землевладельцам.

Недовольство крестьян нашло отражение в песнях, порицающих алчность и жестокость богачей. В одной из таких песен крупные землевладельцы сравниваются с полчищем крыс, поедающих плоды человеческого труда:

«Наши крысы, наши крысы, Не грызите наше просо. Мы живем у вас три года, А забот от вас не видно... Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно»,

В городах жили искусные ремесленники. Из глины и металлов они изготовляли красивую посуду. С середины первого тысячелетия до н. э. китайцам был известен лак. Лаком покрывали мебель и другие деревянные изделия. Сок лакового дерева был ядовит, поэтому ремесленники, делавшие красивые, нарядные вещи, рано умирали.

В первой половине первого тысячелетия до н. э. расширяются торговые связи китайцев. Развитию торговли способствовало появление первых монет из металла. Постепенно города превращаются в центры ремесла и торговли.

Северные границы Китая постоянно подвергались нападениям кочевников, которые впоследствии стали известны под названием «гунны». Китайские государства заключали между собой союзы, так как силами одного государства бороться с кочевниками было невозможно. Но эти союзы были непрочными. Часто китайские государства воевали друг с другом. Междоусобные войны разоряли хозяйство Китая и вели к еще большему усилению эксплуатации трудящихся масс.

Периодизация истории и культуры Древнего Китая

    Древнейший период – V – III тыс. до н.э.

    Период Шань-Инь - сер. II тыс. до н.э. (XVI – XI вв. до н.э.), I китайское государство

    Периоды Чжоу и Чжаньго XI – III вв. до н.э.

    Династия Цинь - 221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.

    Империя Хань – с 206 г. до н.э. – династия Хань

С конца конца III века н. э. до сер. XIX века продолжалось средневековье в Китае. Период Древнекитайской цивилизации закончился в ІІІвеке н.э.

Китай = Срединное царство = Восточная и Центральная Азия появляется примерно 6 тыс. лет назад как древнейшая цивилизация на земле.

Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев, японцев.

Китайские великие изобретения: шелк, порох, компас, фарфор, бумага, кисти, тушь, книгопечатание.

Религия и духовные школы древнего Китая

Основными религиями Древнего Китая были конфуцианство и даосизм .

Конфуцианство – восходит к учению Основатель Конфуций ≈ (551 – 479 гг до н.э.). Он хотел придать авторитет древним традициям. Он не оставил после себя никаких письменных трудов, его идеи дошли до нас в поздней книге «Лунь Юй». Его теория – это основа для практической жизни и полностью консервативна.

Основные добродетели, которым нужно подражать, с точки зрения конфуцианства, были таковыми: человечность, честность, приличие, мудрость, лояльность.

Они реализуются в фундаментальных отношениях между людьми, и правитель должен показывать нравственный пример, и навести порядок последовательно во всех сферах жизни: в своем государстве – своей семье - своем характере – своем сердце – своих мыслях, и изначально он должен прийти к проницательности.

Конфуций разработал программу упорядочения понятий, идеалом в ней является благородный муж – мудрец. Мэн-цзы (374 – 289 гг до н.э.) считал, что человек добрый от природы, следовательно, основа всех добродетелей заключена в самом человеке. Высочайшей целью правителя должно быть благополучие и нравственность народа.

С ХІ века в Древнем Китае господствующей религией становится неоконфуцианство. У него был дуалистический характер: есть два основных начала мира – ли (мировой разум) и ци (принцип материальной деятельности).

В это же время появляется учение Инь – Ян , основанное на осмыслении «Книги перемен» (« И Цзин»). Ян - это начало мужское, светлое, прочное, сильное, Инь – это начало женское, пассивное, темное, податливое. Это два космических первоначала. И их взаимодействие объяснят появление и превращения всех вещей и явлений на земле. От их взаимодействия созданы пять основных элементов: огонь, вода, металл, дерево, земля.

Всеобщий порядок и правила:

Семья - вечный установленный Небом порядок отношений в семье

Общество

Этикет - система правил и норм поведения человека – ритуал

Духовная жизнь - правила для всех духовных проявлениях жизни

Искусство - законы в музыке, литературе и живописи

Даосизм.

Его классическим текстом является книга «Дао де дзинь» (около V – III вв. до н.э.). Автор – легендарный философ Лао-Цзы, но его существование не доказано.

«Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека», приписывается Лао-Цзы.

Дао безымянно и необъяснимо, так как оно находится вне системы языковых понятий, это верховный принцип по ту сторону всех различий.

Несколько тезисов даосистской мудрости .

Согласно даосизму, истинная мудрость состоит в том, чтобы позволить Дао руководить собой, и отказаться от эгоистической деятельности. Мудрец действует через недеяние: это не бездействие, это чуткость к происходящему и отсутствие необходимо вмешательства. «Дао во веки веков есть недеяние, и все же – ничто не остается несделанным!»

Во всем необходимо соблюдать минимальную необходимость.

Мудрец живет в простоте и действует посредством мнимой слабости. Его сравнивают с водой: «она полезна всем живым, но, несмотря на всю мягкость воды, ничто ЖЕСТКОЕ НЕ ПРИЧИНИТ ЕЙ ВРЕДА!» NB! Творческое задание: как вы понимаете эту древнюю китайскую мудрость?

Чжуан-цзы (IVвек до н.э.) – второй идеолог даосисзма, презирал конфуцианство за потерю изначально добродетельной простоты.

Дао поддается описанию лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках, например: Дао – это ничто, Дао – это все!

Дух должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер Дао понесет его, словно лист… Нужно найти свой даосистский поток и попасть в него, и тогда все в жизни будет получаться само собой, автоматически. Но главный труд – это постаить правильную цель.

NB! Творческое задание: выписать текст песни В. Высоцкого «Колея» и найти соотношение между ее идеей и даосизмом.

Мо-цзы (V – IV вв до н.э.) – третий идеолог даосизма, создавший его новую форму – моизм. Причина зла – в отсутствии любви к ближним.

Несколько парадоксальных определений Дао :

Дао – это все, Дао – это ничто

Путь Вселенной

Вечная изменчивость мира, подчиненная законам природы

Равновесие возможно благодаря женским и мужским началам – янь + инь

Естественные законы Вселенной, нарушать их нельзя, иначе нарушается гармония жизни

Путь природы

Путь индивидуальной жизни

Мерило человека – земля, мерило земли – небо, мерило неба - Дао, мерило Дао – оно само

Вдохновение из сокровенных бездн мироздания

Небытие, пустота, безмолвие,

Ничто - обитель Великого Дао

Источник всего сущего =

Проявление образов вещей в зримом мире, вырывание их из пустоты

Ритм вселенной

Энергетические потоки

Всё во вселенной движется в Пространстве и Времени, повинуясь ритму Великого Дао

Природа

Абсолютный дух

Универсальный разум

Таинственный узор, запечатлевающий законы вселенной

    Древнейший период – V III тыс. до н.э.

    Племена заселили долины рек Китая приблизительно V – III тыс. до н.э.

    Поселения состояли из глинобитных хижин

    Земледелие, животноводство, ремёсла – развивались постепенно

    Произведения искусства: сосуды Яншао - первая керамика в Дрвнем Китае, необычайная правильность форм

    Сложные геометрические рисунки на сосудах неразгаданной символики

    Период Шань-Инь - XVI – XI вв. до н.э.

Период Шань - Инь (название периоду дано по имени племени) ознаменовался созданием первого китайского государства в долине реки Хуанхэ.

Первые представления о вселенной формировали древнекитайскую космологию и философию бытия, вот ее основные постулаты:

    Явления природы - это только воля духов и богов

    Обожествление всех явлений природы: облака, дождь, ветер, гром и представлялись в образах разных животных

    Защитниками живых являлись их умершие предки, отсюда появился настолько развитый культ предков, во время которого живые служили душам умерших, ухаживали за могилами, клали в нее все ремесленные изделия

    Небо - это верховное божество Вселенной

    Представления о земле и небе: земля – квадратная, Китай – в ее центре, а небо – это окружность. Полукруглая сфера над квадратом земли; отсюда пошло древнее название Китая «Срединное царство» и «Поднебесная империя»

    Жертвоприношения небу совершались на круглых алтарях за пределами поселений, прямо на земле создавались квадратные алтари как маленькие образы всей земли

    Правитель государства Китай назывался «ван», он же был одновременно и = одновременно верховным жрецом в государстве.

Развитие науки, техники, архитектуры и искусства:

В этот период появились: шелкопрядение, бронзовое литье, иероглифическое письмо, основы градостроительства

Бронзовое литьё

Изображение животных, птиц

Резьба по нефриту, кости, дереву

Обожествление природы и предков

Предметы декоративного искусства (бронза, нефрит)

Лаковая утварь (только в Китае)

Магические сосуды для жертвоприношений, тяжелые, бронзовые, с богатым рельефом

Рельеф включал в себя изображения птиц, драконов, цикад, быков, баранов, их задача – охранять человека и посевы

Столица – г. Шан, в городе – дворец Правителя на прямоугольной платформе

Найдены подземные захоронения знати: две подземных камеры крестообразной формы, их площадь – 400 м²

    Периоды Чжоу и Чжаньго

В XI в. до н.э. государство Шань-Инь было завоевано племенем Чжоу , но к концу VII в. до н.э. начались затяжные междоусобные войны.

Период V – III вв. до н.э. в китайской истории назван Чжаньго - это значит «Борющиеся Царства». В этот период к Китаю были присоединены обширные области соседних территорий.

Были открыты месторождения железа, стали появляться железные орудия труда. Развивалась торговля. Впервые появились круглые монеты. Усиление роли государства. Рост городов.

В наука произошло значительное событие: открылось первое учебное заведение, которое называлось «Академия».

В этот период зарождаются и развиваются два основных религиозных учения, духовных школы, две древнекитайских философии - конфуцианство и даосизм.

Развитие архитектуры и других видов искусства:

    Скульптуры из мрамора

    Императорские мавзолеи

    Стенная роспись и каменные рельефы погребенных храмов:

    Изображение сцен жизни, легенд, музыкантов

    Труд народа на соляных копях (рельеф из г.Чанду)

    Изображение человека (резьба, литьё)

    Картины на шелке «Девушка, феникс и дракон»

    Шелковые ткани и «Великий шелковый путь»

    III вв. до н.э. – начала строиться Великая Китайская стена

    Города-крепости

    Основная черта древнекитайской архитектуры – пагода: крыша с загнутыми углами

Краткая хронологическая таблица истории и культуры Древнего Китая

4 тыс. до н.э. – культура Яншао (4000 – 2400 до н.э.): красная керамика, геометрический спиралевидный рисунок

≈ 2500 гг до н.э. – появление иглоукалывания (= акупунктура)

≈ 2400 гг до н.э. – культура «луншань» возле реки Хуанхэ (Желтая река)

≈ 2160 гг до н.э. – первое свидетельство о наблюдении за затмением Солнца

≈ 2000 гг до н.э. – полулегендарная династия Ся

XIX – XVIII вв до н.э. – хетты основывают свое государство

Конец XVIII в. до н.э. – эпоха династии Шань-Инь, до 1025 г. до н.э.

    Техника бронзовых изделий

    Письменность

    Древнекитайские бронзовые ритуальные предметы

XIV в. до н.э. – строительный план г. Аньян, новая столица эпохи Шан-Инь

≈ 1025 гг до н.э. – династия Чжоу (пришла на смену Шан-Инь)

    распространение письменности

722 гг до н.э. – период «Весна и осень», Восточное Чжоу (722 – 481)

    растут города – дворцы - столицы

≈ 600 гг до н.э. – древнекитайская поэзия «Шицзин» (собрание)

481 гг до н.э. – период «воюющих царств»

Конец IV в. до н.э. – китайский философ Чжуан Цзы – автор произведения с его именем, начало даосизма

III в. до н.э. – конфуцианство (или Мэн Цзы – название произведения), даосизм («даодэцзин» = «Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека», приписывается Лао-Цзы

    «Чжуан Цзы» - тоже даосское направление в религии

    Хань Фэй (умер 233 до н.э.) - трактат «Хань Фэйц-зы» - понятие «закон»

    Создается квазибумага – из шелкового волокна

221 гг до н.э. – начало правления I императора Цинь Шихуанди, объединение Китая

    Начало строительства великой Китайской стены

    213 гг до н.э. – император приказал: сжечь все старые книги как символ старых порядков

    210 гг до н.э. – воины из крашенной глины в натуральную величину из захоронения

≈ 206 д гг доо н.э. – завершение династии Цинь, начало династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)

200 гг до н.э. – столицу переносят в г. Чань-ань

165 гг до н.э. – впервые проходят официальные экзамены при наборе государственных чиновников

134 гг до н.э. – китайский император У-Ди, начало правления Мандаринов

125 гг до н.э. – открыта возможность торговли с Индией и Ираном

119 гг до н.э. – империя Хань – разбивает кочевников и берет под контроль «Великий шелковый путь»

80 гг до н.э. – Сым Цянь пишет «Исторические записки» - первый прообраз истории Китая

23 гг н.э. – начало династии Восточная (Младшая) Хань, столица – Чантьана переименована в Лоян

40 г. – восстание во Вьетнаме против китайских захватчиков

48 г. – южные хунну - сюнну признают власть Ханьской империи, ее территория распространяется по 2 стороны китайской стены

58 г. – Мин Ди - Лю Чжуан стал императором Китая – расширяется территория государства

68 г. – I буддийские поселения в Китае (г. Лоян = Хэнань)

105 г. – изобретение бумаги из растительного волокна китайским ученым Цай Лунь

123 г. – северные хунну побеждены китайцами

184 г. – восстание «Желтых повязок» (вожди были сторонниками даосизма)

190 г. – начало правления династии Сянь Ди (Лю Се) – это последний китайский император династии Восточная я Хань

220 г. – начало периода внутренней раздробленности – до 581 г.

220 – 280 гг – эпоха Троецарствия: империя распадается на 3 самостоятельных государства: север – Вэй (столица Лоян), Цао Пэй центр – Шу (столица Чэндру, Хань Лю Бэем); южная часть - столица Вушанг, потом – Нанкин

260 г. – китаец Лю Хуэй открывает решение системы уравнений и вычисляет число ∏ ≈ 3,14159

265 г. – Сыма Янь захватывает власть в Вэй, Шу и основывает новую династию: Западная Цзинь

317 г. – настала эпоха Южной и Северной династий (317 – 589 гг), в Египте –формируется коптское искусство, появляется искусство монофизитов, отличительное от эллинистически-римского

420 г. – династия Западных Цзинь на юге Китая заменяется династией Сун, правившей в Нанкине

325 г. – Шапу II и национальный синод закрепляет окончательный текст «Авесты» - священной книги маздеизма

479 – династия Сун сменяется династией Ци.

Общий вывод по культуре Древнего Китая.

Мировое значение древнекитайской культуры заключается в ее уникальном гармоническом соединении силы и слабости, твердости и мягкости, общественного и индивидуального, материального и духовного, деятельного и созерцательного и т.п.

Символы Инь и Ян стали на все времена и для всех народов земли спасительной монадой понимания единства и борьбы противоположностей, что легло в основу европейской диалектической философии.

Чайная церемония Древнего Китая для всех последующих бурных и трагических периодов борьбы человечества за свое существование стала навеки отдушиной и лучшим способом релаксации уставших людей.

Человечество обязано китайцам многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох и многое другое).

Китайскую культуру относят к числу традиционных. Многим это давало основания полагать, что она как бы не способна к научному и техническому прогрессу. Однако, во-первых, научный и технический прогресс является важным, но далеко не единственным показателем уровня культурного развития общества. Во-вторых, если иметь в виду способность общества удовлетворять свои повседневные запросы, древнекитайская культура в период между I в. до н.э. и XY в. н.э. была более эффективной, чем культура Запада. В древнекитайской культуре поощрялось созерцательное отношение человека к природе, и это давало свои плоды: среди всех древних народов китайцы были величайшими естествоиспытателями.

И сам образ жизни древнекитайского общества весьма поучителен для современного человечества.

Теория даосоизма и образ Великого Дао уникальным образом способны соединить человека с его личным космосом, вселенной, мирозданием, дают нам почувствовать свою неодинокость в безграничных просторах времени и пространства, протягивают нам руку нежности Великого – к малому…

NB! Творческое задание: какие духовные личные открытия позволило Вам сделать знакомство с древнекитайской культурой и что она значит лично для Вас?

error: