Что делать если время идет очень медленно. Время стало сжиматься и бежит быстрее? Феномен замедления времени

Дайана Раэб (Diana Raab)

Американский писатель, психолог, преподаватель и мотивационный оратор.

Почему время с возрастом начинает течь быстрее

Бесконечное лето из детства заканчивается, время начинает двигаться всё быстрее и быстрее. С этим печальным фактом рано или поздно сталкивается каждый.

Существуют различные теории, почему так происходит. Наиболее логичная заключается в том, что в детстве и юности мы постоянно делаем что-то впервые. Первый поцелуй, первая ночёвка вне дома, первая любовь, первый день в школе или университете, первый автомобиль… Каждое такое первое событие завораживает и заставляет нас запоминать мельчайшие детали. А чем подробнее мы его помним, тем более насыщенным оно кажется.

Когда же мы переживаем подобный опыт снова и снова, уже нет той новизны. Поэтому время ускоряется.

Аналогичное состояние мы испытываем в . Первые несколько дней пролетают не так быстро, как последующие. Это происходит из-за того, что во второй части поездки окружение становится всё более и более знакомым.

Нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который изучает восприятие времени, называет его эластичной вещью, которая меняется в зависимости от того, насколько плотно мы взаимодействуем с нашим опытом. Чем сильнее эта связь, тем медленнее движется время.

Время замедляется, если мы внимательны. Потому что мы просто начинаем больше замечать.

Подобное особенно часто бывает во время чрезвычайных ситуаций или каких-то травматических событий, так как в этом случае мы более склонны сосредотачиваться на деталях. Если вы когда-то попадали в автомобильную аварию, то наверняка помните ощущение, будто скорая едет целую вечность.

Как замедлить время

Если время зависит от нашего восприятия, значит, мы способны его замедлить.

Хороший путь - тренировать осознанность.

Это можно делать во время еды, медленно и долго смакуя каждый кусочек пищи. В это называется осознанным питанием.

Другой способ - побыть на природе, наблюдая за водой или деревьями и слушая пение птиц.

Вот несколько тем, которые вы можете использовать для этого упражнения:

  • Напишите об особых моментах прошлого года.
  • Напишите обо всех моментах, связанных с рождением или смертью, которые подействовали на вас.
  • Напишите о достижениях, которыми вы гордитесь.
  • Напишите письмо благодарности тому, кто сделал для вас что-то доброе.
  • Напишите о новой страсти.
  • Напишите о каких-либо позитивных трансформациях в вашей жизни.

Другие способы развития осознанности описаны в этих статьях.

Ни один человек не рождается со «встроенными» внутренними часами. Дети учатся следить за временем благодаря своим родителям, распорядку дня, школе. Иногда привычка синхронизировать свое поведение с остальным миром вырабатывается месяцами, иногда на это уходит несколько лет. В конечном итоге все мы приспосабливаемся. И теперь стандартные временные единицы становятся нашими верными спутниками. Эта система идеальна: минуты стекаются в часы, часы в дни недели, дни недели в месяцы и годы. Но есть большая разница в том, как мы воспринимаем ход времени.

Может ли время двигаться с разной скоростью?

Иногда нам кажется, что время летит, словно реактивный самолет, а иногда, что оно движется со скоростью черепахи. Внезапно приходит осознание того, что наступил очередной январь, но вот и он уже почти подошел к концу. Кажется, что чем старше мы становимся, тем быстрее годы сменяют друг друга. С другой стороны, вы стоите на пешеходном переходе на красный свет и не можете дождаться, когда истекут эти долгие 90 секунд. Словно целая вечность отделяет вас от перехода на ту сторону дороги.

Исследование восприятия течения времени

Ученых всегда интересовала эта проблема. Почему кроткие промежутки времени кажутся нам бесконечно длинными, а долгие сменяют друг друга с головокружительной скоростью? Некоторые из них посвящают изучению вопроса большую часть своей жизни. Попытаемся разобраться, в чем причина этого искажения.

Основные условия, при которых наблюдается замедление времени

Если собрать многочисленные истории разных людей воедино, можно отследить, что обстоятельства у всех разные. Но все они повлекли за собой ощущение медленно ползущих стрелок на циферблате. Условно эксперты поделили все эти условия на шесть основных категорий: сильные страдания (опасность), интенсивные удовольствия, ожидание (скука), измененное состояние сознания с помощью препаратов, медитация и новизна. Далее приведем несколько наглядных примеров.

Интенсивность ощущений и перманентная скука

Насилие и опасность выделены в отдельную категорию из-за интенсивности психических и физических ощущений. Например, раненому солдату, лежащему на поле боя всегда будет казаться, что помощь никогда не придет. Также военные часто описывают, что сама картина боя видится ими, словно в режиме замедленной киносъемки. Но иногда сильные переживания могут быть связаны с удовольствием и экстазом (здесь время и вправду дарит нам возможность насладиться моментом.) В отдельную категорию выделено и состояние перманентной скуки: очередь на прием к врачу, арест на 15 суток, продавец без наплыва клиентов. С одной стороны, эти ситуации резко ограничены по времени, но когда человек помещен в условия ожидания, ему кажется, что стрелки на циферблате не двигаются вовсе.

На основе измененного состояния сознания или новизны

Люди часто наблюдают искажение восприятия времени тогда, когда испытывают измененное состояние сознания. Этому способствует лекарственно-индуцированный опыт приема ЛСД или мескалина. Высокие уровни концентрации или медитации также могут влиять на субъективное восприятие течения времени. Об этом часто рассказывают спортсмены, которые находятся в зоне ожидания. Наконец, есть шок или новизна. Это происходит каждый раз, когда вы начинаете изучение каких-либо сложных навыков или пребываете на отдыхе в экзотической местности.

В чем парадокс?

Во всех этих категориях прослеживается явная закономерность. Все они искажают время в тот момент, когда с наблюдателем либо почти ничего не происходит, либо происходит слишком много. Но никогда вы не станете ощущать этого при своих обычных занятиях. Иными словами, время замедляется тогда, когда ситуация может быть оценена как слишком легкая или слишком сложная.

Что касается циферблата или календаря, каждый временной блок имеет свои стандарты. Они ничем не отличаются друг от друга. Каждая минута состоит из 60 секунд, а сутки — из 24 часов. Стандартные временные единицы приобретают существенную разницу, если начинают восприниматься с точки зрения «плотности человеческого опыта». Таким образом, на восприятие может влиять объективная и субъективная информация.

Высокая плотность опыта

Плотность опыта высока, когда за короткий промежуток времени много всего происходит. Об этом не понаслышке знают ветераны военных действий. С другой стороны, плотность опыта может быть одинаково высокой и тогда, когда час за часом почти ничего не происходит. Об этом вам расскажут люди, пребывающие в одиночной камере. Казалось бы, это время совершенно пустое, но люди с устойчивой психикой способны полностью поменять мировоззрение, а лица с более слабой нервной системой сходят с ума от одержимости. Все эти обстоятельства помещают людей в необычные условия. Парадокс заключается в том, что люди склонны заострять свое внимание на странных обстоятельствах, которые лишь усиливают плотность опыта, влияющую на восприятие стандартной временной единицы. Таким образом и формируется искажение.

Когда время незаметно пролетает

Мы выяснили, что время движется медленно, когда плотность опыта чрезвычайно высока. Логично предположить и обратное. Время будет незаметно пролетать, когда плотность опыта, относящаяся к стандартному временному блоку, будет аномально низкой. Когда вы имеете обыкновение оглядываться назад (на ближайшее или далекое прошлое), жизненные периоды словно сжимаются. Сжатие времени обеспечивают два общих условия. Далее рассмотрим их подробнее.

Рутинные задачи

Взрослых на рабочем месте окружает множество повседневных обязанностей. Все они повторяются изо дня в день лишь с небольшими изменениями. Но выполнение каждой из них требует повышенного внимания и концентрации. Период ознакомления и обучения уже прошел, теперь многие из стандартных задач и поручений вы можете выполнять, не заостряя на них особого внимания. Об этом вам расскажут опытные автомобилисты, одновременно выполняющие несколько действий. Об этом расскажет вам человек, у которого выдался напряженный день на работе. Несмотря на общую загруженность, там не было высокой плотности уникального опыта.

В конце концов, загруженный работник был приятно удивлен, когда время в офисе пролетело так быстро. С чистой совестью он отправляется домой привычным маршрутом. А по пути он будет делать все свои привычные дела: позвонит родственникам, зайдет в ближайший супермаркет за хлебом. Вечером будет привычный ужин и привычный сериал. Каждый день похож на другой. Именно поэтому они сменяют друг друга так быстро.

«Эрозия» эпизодической памяти

Вторым основным условием быстрого течения времени является «эрозия» эпизодической памяти. И это тоже касается каждого из нас. Наши воспоминания о рутинных событиях исчезают со временем. Вы можете вспомнить, что вы делали 17 декабря? Если в этот день не происходило никаких значимых событий, вряд ли вы вспомните всю цепочку. Но ведь с этого момента прошло чуть больше месяца! А память уже стремится очистить место для более необходимой информации.

И чем дальше назад вы станете оглядываться, тем больше «забывчивости» продемонстрируете. Одно из научных исследований выявило поразительную закономерность: люди думали, что прошлый год пролетел незаметнее, чем прошлый месяц, а прошлый месяц быстрее, чем вчерашний день. Объективно это не имеет смысла, но наша память разъедает плотность опыта внутри стандартной временной единицы.

Выводы

Все ситуации, которые мы описали выше, можно считать аномальными. Как правило, в нормальных условиях, мы воспринимаем 10 минут как 10 минут. Возможно, это происходит благодаря тому, что мы научились синхронизировать свой опыт со стандартными временными единицами, и наоборот.

Шустов Кирилл

Доклад на научной конференции на тему Время".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Почему время то быстро летит, то медленно тянется?

У каждого - свой отсчет часов и минут.
Восприятие времени - одна из самых больших тайн мозга. Вспомните, как медленно начинают тянуться минуты, когда вы ожидаете своей очереди в магазине. С подобными парадоксами восприятия сталкивался каждый. И даже подмечал: когда весело или по крайней мере есть чем заняться, даже часы, а то и дни летят быстро. А когда одолевают скука, томление, например, в автомобильной пробке, секунды словно бы удлиняются. И порою кажется, что красный сигнал светофора горит подозрительно долго.

То, как мы ощущаем продолжительность времени внутри себя, независимо от внешних индикаторов, таких как часы или календари, психологи называют субъективным или переживаемым временем. Это ощущение времени может отличаться от реального хода времени. Если мы в хорошем настроении или занимаемся привычным делом - время пролетает быстрее, если же человек погружён в депрессию или тяжело осваивает новое дело - его время может тянуться очень медленно.

Я хочу познакомить вас с некоторыми фактами, которые влияют на течение времени

1. На наши оценки времени существенно влияют психологические факторы, включая эмоции. Хорошее настроение ускоряет время (т.е. наше субъективное время оказывается меньше, чем реальное, «внешнее» время), а плохое - растягивает его. Если вы переживаете радостные моменты в жизни или общаетесь с приятными вам людьми, то время летит незаметно - как известно, «счастливые часов не наблюдают». То же относится и к работе: когда мы увлечены работой, стремимся к успеху - то время пролетает незаметно, а если работа тянется удручающе долго - это симптом слабого интереса к своему делу.

В одном эксперименте исследователи попросили участников пройтись по комнате и поговорить с другими, прежде, чем сообщить ученым, с кем бы они приняли участие в следующем задании. Затем каждого участника попросили выйти за дверь и им сообщали один из двух вариантов: «Я прошу прощения, но никто не хочет быть вашим партнером, вы не могли бы участвовать в задании сами?» или «Все выбрали вас и теперь ради справедливости, вам придется работать одному». После этого участников попросили оценить, сколько времени они затратили на задания.

Если участники думали, что их одиночество было вызвано популярностью, то время для них проходило очень быстро. А те, кто чувствовал себя отвергнутым, считали, что время тянется очень долго.

2. Внимание, память и опыт также имеют сильное воздействие на восприятие времени. Например, новый опыт, требующий большей умственной обработки, кажется, длится дольше, чем известные ситуации. Вот почему дорога в новое место кажется дольше, чем дорога назад.

Вот какой трагический случай произошел с военными летчиками. Загорелся самолет. Командир катапультировался, а два члена экипажа погибли, хотя в их распоряжении тоже были катапультные установки. Командир корабля свидетельствовал, что подал сигнал оставить самолет. Далее подождал несколько минут. И, не получив ответа, катапультировался. Расследование же показало: на самом деле от момента команды до катапультирования прошли не минуты, как показалось пилоту, а лишь несколько секунд. За этот промежуток времени экипаж не смог подготовиться - чтобы оставить самолет, требовалось произвести несколько рабочих операций. Капитан имел больший опыт работы, поэтому и остался жив.

3.Мы всегда оцениваем как текущее время, так и прошлое. Время искажается, когда возникает несоответствие. Например, время может тянуться дольше во время гриппа, в частности потому что лихорадка искажает восприятие, и кажется, что минуты растягиваются в часы. Но время, когда вы были больны, кажется удивительно быстрым, если вы воспринимаете его в прошлом. Все дело в том, что монотонность кодируется в мозге, как один опыт. Но то же количество времени, проведенное, например, в походе, останется множеством воспоминаний.

4 . Возраст тоже влияет на восприятие хода времени. Время ребёнка более насыщено событиями и переживаниями, чем время пожилого человека - поэтому неделя или год для ребёнка продолжается намного дольше, чем для взрослого и, тем более, для пожилого человека. Есть любопытная точка зрения, что на восприятие времени влияет эффект «пропорциональности»: для 5-летнего ребенка один год - это 20% его жизни, а для 33-летнего взрослого - всего 3%. Поэтому в восприятии ребёнка и взрослого этот год занимает разное количество времени.

Сказывается с возрастом и накопленный опыт, в том числе эмоциональный. С возрастом мы не так драматично воспринимаем разные события, лучше понимаем себя и окружающих - поэтому ряд исследователей считает, что удовлетворённость жизнью, настроение у людей старшего возраста улучшается по сравнению с молодыми годами. Опыт означает и меньшие усилия, которые нужно приложить для получения результатов в работе. Всё это приводит к тому, что с возрастом время начинает пролетать незаметно.

5. Но эффект пропорциональности виновен лишь частично. По мере того, как человек становится старше и набирает опыт, все меньше видов деятельности являются для него новыми. Так как они становятся более легкими и менее примечательными, время в прошлом кажется ускоренным. В этом случае полезно искать новые виды деятельности , особенно на выходных, когда кажется, что время летит особенно быстро.

6 . В аварийных условиях под влиянием эмоций у человека может измениться субъективное восприятие времени. Исследователи феноменов сознания рассказывают о многочисленных случаях, когда люди в критические моменты демонстрировали чудеса силы. Мол, убегая от собак, перепрыгивали двухметровые заборы. Спасаясь от медведей, «взлетали» на крыши домов. А некая хрупкая бабушка, выбираясь из горящей квартиры дома, вынесла со второго этажа громадный сундук, который потом с трудом смогли поднять двое пожарных. Стресс переводит организм в аварийный режим. Человек совершает работу за более короткий промежуток времени. Следовательно, с большей мощностью. Иными словами, будто бы растягивая время вокруг себя, сжимает его внутри.

7. В умах большинства людей будущее - это просторное место , где полно времени и мы им свободно управляем. Попросите занятого человека выделить вам сегодня 10 минут, и у него не будет времени. Но если вы попросите у него часок как-нибудь через год, он с радостью пообещает с вами встретиться.

8. Специалисты предупреждают, что стоит быть осторожным с формулировкой, когда вы планируете какие-то события в будущем. Например, если вы сообщите, что заседание в среду передвинете вперед на два дня, люди могут воспринять это в обоих направлениях, как с начала, так и с конца рабочей недели.

Это происходит потому что люди по-разному представляют себе время . Некоторые думают о времени как о чем то, что движется к ним, другие же представляют себя движущимися во времени. Первый тип людей будет считать, что заседание перенесено на понедельник, а последний тип подумает, что заседание перенесено на пятницу

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

СКОРЕЕ

Ученые рекомендуют: если хотите, чтобы время летело хоть чуть быстрее, максимально загрузите мозг. Думайте, фантазируйте, вспоминайте, прокручивайте различные события. Тогда покажется, что вы ехали до работы не два часа, а каких-то 15 минут.

МЕДЛЕННЕЕ

Чтобы растянуть время, нужно, наоборот, не отвлекаться и попытаться сконцентрироваться на одной проблеме. Решить ее, потом переходить к следующей. Помогают часы перед глазами. И включенный радиоприемник - словом, внешние раздражители. Некоторые исследователи уверяют, что, периодически подглядывая за секундной стрелкой, можно растянуть даже удовольствие.

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Почему время то быстро летит, то медленно тянется?

Ответ редакции

То, как мы ощущаем продолжительность времени внутри себя, независимо от внешних индикаторов, таких как часы или календари, психологи называют субъективным или переживаемым временем. Это ощущение времени может отличаться от реального хода времени. Если мы в хорошем настроении или занимаемся привычным делом — время пролетает быстрее, если же человек погружён в депрессию или тяжело осваивает новое дело — его время может тянуться очень медленно.

Как настроение влияет на восприятие времени

Наиболее распространенной является точка зрения, что хорошее настроение ускоряет время (т.е. наше субъективное время оказывается меньше, чем реальное, «внешнее» время), а плохое — растягивает его. Если вы переживаете радостные моменты в жизни или общаетесь с приятными вам людьми, то время летит незаметно — как известно, «счастливые часов не наблюдают». То же относится и к работе: когда мы увлечены работой, стремимся к успеху — то время пролетает незаметно, а если — это симптом слабого интереса к своему делу.

Депрессия и болезни заставляют воспринимать нас ход времени мучительно долгим. То же относится и к общению с неприятными нам людьми — каждому знакомо неловкое состояние, когда вы ждёте и не дождётесь, чтобы вас покинул неприятный вам собеседник.

Усилия по получению нового опыта тоже сказываются на восприятии времени: если мы занимаемся привычным делом, то время пролетает незаметно, а вот освоение нового предмета даётся нам с трудом, что отражается и в субъективно большем времени. Например, дорога с работы домой в вашем родном городе покажется вам короче по времени, чем такое же путешествие, которое вы совершаете в незнакомой местности.

Как на ход времени влияют события и информация

Другим важным фактором является количество событий, которые воспринимает человек — их ещё называют когнитивными маркерами. Когда сознание человека насыщено массой событий — это могут быть и внешние события, в которых мы участвуем, и большой поток усваиваемой информации — то у нас возникает ощущение большой скорости времени: поток когнитивных маркеров проносится, как телеграфные столбы за окном быстро идущего поезда.

Если же событий или интересной информации мало, то время словно замирает — человеческому сознанию не за что ухватиться, чтобы почувствовать его ход. Этим, кстати, можно объяснить и то, почему восприятие времени современного человека значительно ускорилось по сравнению с размеренной жизнью людей в доиндустриальную эпоху. Сегодня мы за год принимаем больше решений, совершаем больше поездок, встречаемся с большим количеством людей или узнаем больше нового из книг и СМИ, чем, например, крестьянин 18-го века за всю свою жизнь.

Другим интересным феноменом является то, что монотонный период растягивается надолго только в настоящем, т.е. тогда, когда мы его переживаем. Но как только он оказывается в прошлом, т.е. когда вы вспоминаете этот период, он покажется вам удивительно коротким. Причина в том, что череда монотонных событий записывается в памяти, как одно событие, как один опыт.

Как влияет возраст на восприятие времени

Возраст тоже влияет на восприятие хода времени. Время ребёнка более насыщено событиями и переживаниями, чем время пожилого человека — поэтому неделя или год для ребёнка продолжается намного дольше, чем для взрослого и, тем более, для пожилого человека. Есть любопытная точка зрения, что на восприятие времени влияет эффект «пропорциональности»: для 5-летнего ребенка один год — это 20% его жизни, а для 33-летнего взрослого — всего 3%. Поэтому в восприятии ребёнка и взрослого этот год занимает разное количество времени.

Сказывается с возрастом и накопленный опыт, в том числе эмоциональный. С возрастом мы не так драматично воспринимаем разные события, лучше понимаем себя и окружающих — поэтому ряд исследователей считает, что удовлетворённость жизнью, настроение у людей старшего возраста улучшается по сравнению с молодыми годами. Опыт означает и меньшие усилия, которые нужно приложить для получения результатов в работе. Всё это приводит к тому, что с возрастом время начинает пролетать незаметно.

error: