Чем различаются подлинные и мнимые потребности человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Примеры мнимых потребностей

Прочитаем информацию .
Потребность - переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:

  • биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)- потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
  • социальные - потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
  • духовные (идеальные, познавательные, культурные) - потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
Особенности человеческих потребностей:
1. все потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
2. не все потребности человека могут быть удовлетворены.
3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Подлинные (разумные) потребности - потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые (неразумные, ложные) потребности - потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
4. неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей.
  • описывая человеческие потребности, американский психолог А. охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
  • российский психолог и философ С.Л. говорил о «ненасыщаемости» потребностей человека.
Рассмотрим примеры .

Группа потребностей

Биологические

Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др.

Социальные

Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др.

Духовные

Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др.


Дополнительно рассмотрим сведения о том, что лежит в основе классификации потребностей с точки зрения известных психологов.

Используемая литература:
3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 12.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 13. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия

В процессе своего развития каждый человек сталкивается с необходимостью удовлетворять различные нужды, которые возникают в ходе жизнедеятельности и носят название потребности.

Потребности человека и их виды

Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности.

Современная наука различает такие виды потребностей:
1. Биологические (материальные, органические) - потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д.
2. Социальные - потребности каждого человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общественном признании, славе и. тд.
3. Духовные (познавательные, идеальные) - это потребность в знаниях, созидании, философскому анализе, творческой реализации.

Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности - это результат синтеза духовных и материальных потребностей. У большинства людей социальные потребности часто маскируются под духовные - так человек, руководствуясь желанием общественного признания (социальная потребность) использует для этого творческую реализацию (духовная потребность).

Потребности каждого следующего уровня доступны для человека только тогда, когда он удовлетворит все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.

Подлинные и мнимые

Различают также такие виды потребностей как подлинные и мнимые. Подлинные потребности - это те потребности, к которым человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой - это подлинная потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне - родственники, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых.

Все потребности человека должны быть разумными, так как не все потребности человека могут быть удовлетворены в краткие сроки, а также они не должны противостоять моральным и нравственным устоям общества.

Интересы человека

Потребности выступают основой интересов каждого человека и его способностей. Интерес представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле направлены не на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным. Интересы зависят от того, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе.

Существует такая классификация интересов человека:
1. В зависимости от их носителя - общественные, групповые, индивидуальные
2. В зависимости от направленности - духовные, социальные, политические.

Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения. Не разобравшись в том, подлинный или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.

Подлинные потребности человека – это те потребности, без которых существование человека невозможно, при этом в современном обществе данные потребности как правило удовлетворены практически полностью. В подлинные потребности человека находятся в самом основании пирамиды и называются базовыми (физическими), но помимо базовых потребностей, есть и высшие потребности и они так же могут являться подлинными, только они более индивидуальны. Например, подлинной потребностью можно назвать желание духовно развиваться, если человек любит музыку и хочет играть на гитаре и это желание ему не навязано из вне.

Подлинные и мнимые потребности.

Подлинные потребности в отличие от мнимых не навязываются из вне. К подлинным потребностям каждый приходит самостоятельно. формируются под давлением общества и вызваны влиянием внешней среды. Поэтому мнимые потребности с годами меняются, как и общество, с подлинными потребностями человек будет существовать всю жизнь. И в основном меняется не потребность, а интересы человека через которые он реализует данную потребность.

Покупки, которые клиент совершает исходя из мнимых потребностей как правило носят импульсный характер. Скорей всего если не совершать покупку сразу, а подождать неделю или месяц, то желание отпадёт. От подлинных потребностей избавиться намного сложнее, человек к воплощению такой потребности может идти очень долго.

Еще подлинные потребности можно охарактеризовать словом «нужно», а мнимые потребности словом «хочу». К примеру, у меня трое детей и я понимаю, что мне нужна большая машина чтобы все помещались. Но я хочу спортивный автомобиль потому что он крутой.

Потребности и интересы человека.

Под влияние потребностей формируются интересы человека. Играть на гитаре это интерес, а духовное развитие музыканта - это потребность. При этом такая потребность может выражаться не только в том, что человек сам играет на гитаре, он так же ходит на концерты, проявляет интерес к различным направлениям и музыкальным веяниям.

Интересы человека весьма разнообразны, и они служат для выражения потребности. Опираясь только на интересы не всегда можно правильно . Прежде всего стоит оценивать поведение клиента в конкретной ситуации.

Продажи по подлинным потребностям.

Часто бывает, что клиент отказывается от покупки через некоторое время. Во многом это связано с тем что товар ему не был так необходим, он просто подался желанию купить его. Но прошло время, и он осознал ошибку, произошло разочарование в товаре. Чтобы такого не было нужно продавать товар исходя из подлинных потребностей клиента и клиент вам всегда будет благодарен.

Анализу природы человека в рамках философской антропологии противостоит так называемое социологическое истолкование человека. Между этими двумя противоположными пониманиями существует множество разнообразных промежуточных истолкований природы, или сущности, человека.

Социологическое понимание человека характерно для закрытых обществ, антропологическое понимание – для открытых обществ.

Суть социологического понимания хорошо передает формула К. Маркса: человек есть только отражение общественных отношений, взятый сам по себе, он не имеет никакой сущности. Сущность человека, говорит Маркс в "Тезисах о Фейербахе", не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

При таком понимании человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим институтам, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в существующую и притом единую для всего общества систему ценностей. Общество оказывается неким не подверженным изменениям "инвариантом", а человек – пластичной переменной, призванной меняться и приспосабливаться. Ключевая задача социализации человека оказывается простой и прозрачной: общество должно воспитывать и перевоспитывать человека, а новое общество – формировать нового человека в угодном себе духе. Как раз об этом говорит знаменитый ленинский афоризм: "Нельзя жить в обществе и быть свободным от него".

Антропологическое истолкование говорит о природе человека, зависящей от истории и изменяющейся в ее ходе, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь, в существенной мере определяемая его собственными выбором и его решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Социологическим истолкованием человека предполагается, что природа человека, понимаемая исключительно в естественно-научном смысле, сформировалась еще в период становления современного человека и с тех пор перестала быть действующим фактором человеческой истории.

Растворение индивида в обществе

Антропологическое понимание подчеркивает свободу личности, ее непредопределенность, а также многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного другого. Социальное разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов людей рассматриваются не как изъян современного общества, а как его несомненное преимущество. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, поскольку он сам определяет многие особенности своей жизни. Социологическое истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе, подчиняет его обязательной коллективной судьбе и тем самым во многом лишает его эстетического измерения.

Подлинные и мнимые потребности

Социологически понимаемый человек всегда проводит ясное различие между подлинными (истинными, естественными) и мнимыми (ложными, искусственными) потребностями. Предполагается, что первые должны удовлетворяться, в то время как наличие вторых говорит об отступлении человека от своего высокого предназначения, от стоящих перед ним грандиозных задач по преобразованию мира и т.п.

В частности, Маркс, разграничивавший истинные и ложные потребности, исходил из социологического понятия человеческой сущности. Важнейшей целью коммунизма, по Марксу, является осознание истинных человеческих потребностей и их удовлетворение. Это станет возможно только тогда, когда производство будет служить человеку, а капитал перестанет спекулировать на иллюзорных его потребностях. Сам лозунг коммунизма "От каждого – по способностям, каждому – по потребностям" имеет в виду не любые, а исключительно истинные или оправданные потребности человека. Деньги, богатство, роскошь и т.д. – это ложные потребности, навязанные человеку эксплуататорским обществом и извращающие все подлинные человеческие ценности. Странно, что Маркс не относил к ложным потребностям незаинтересованное эстетическое созерцание, не связанное непосредственно с той высокой целью, которую будет ставить перед собой идеальное общество. Причиной являлась, скорее всего, сугубо индивидуальная особенность Маркса – его любовь к искусству и в особенности к поэзии.

В реальном коммунистическом обществе граница между высшими и низшими (естественными и искусственными) потребностями была достаточно отчетливой. Всячески одобрялось чтение, но оно не должно было уводить от коммунистических идеалов и ценностей. В музыке, особенно в легкой, существовали жесткие ограничения. Тщательно отбирались сюжеты опер, проводилась ревизия даже классического наследия. В живописи доминировали жанр парадного портрета, социально острой исторической картины, в то время как пейзаж и натюрморт ютились на окраинах официального искусства.

Разделение потребностей человека коммунистического общества на естественные и искусственные служило хорошим идейным обоснованием коммунистического аскетизма.

Об антропологически истолкованном человеке нельзя сказать, что его потребности могут быть разграничены иа естественные и искусственные. Они делятся на минимальные и превышающие жизненный минимум, на полезные с точки зрения здоровья, нейтральные и вредные, на те, которые есть у большинства, и характерные для немногих и т.д. Но эти потребности не подразделяются на естественные и искусственные, поскольку антропологический человек не имеет однозначно очерченного, заданного раз и навсегда круга потребностей. С изменением индивида и общества меняется и характер самих потребностей.

Социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь зеркальным отражением социальных отношений, не способен иметь своего специфического, морального, правового, эстетического и т.п. видения, не похожего на видение других членов общества.

Об этом хорошо писал еще Платон в своем наброске проекта "совершенного, или наилучшего, государства", являющегося, можно сказать, архетипом закрытого общества. В таком государстве все должно быть общим. "Существует ли в наше время где-либо и будет когда, чтобы общими были жены, дети, все имущество и чтобы вся собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни? Чтобы измышлялись по мере возможности средства так или иначе сделать общим то, что от природы является частным – глаза, уши, руки, – так, чтобы казалось, будто все сообща видят, слышат и действуют, все восхваляют и порицают одно и то же? По одним и тем же причинам все будут радоваться и огорчаться, а законы по мере сил как можно более объединят государство". Благодаря совершенному государству человеческая душа научится ничего не уметь делать отдельно от других людей и перестанет даже понимать, как это возможно. Неудивительно, что в "совершенном государстве" не оказывается сколько- нибудь существенного места для искусства. Обеспечение единообразия взглядов и даже чувств членов закрытого общества имеет своим непосредственным следствием то, что во многом отпадает необходимость в эстетическом видении мира, всегда связанном с неповторимой игрой индивидуальных духовных сил.

Три важных аспекта

Три момента важны в связи с противопоставлением социологического и антропологического истолкований человека.

Во-первых, социологически понимаемый человек, не имеющий никакого твердого ядра и являющийся лишь зеркальным отражением социальных отношений, не способен иметь естественных, или природных, неотчуждаемых прав вроде права на личную неприкосновенность, на свободу мысли и совести, на достаточный жизненный уровень и т.д. Никаких прав, принадлежащих человеку от рождения, уже в силу того, что он человек, у него не может быть: только общество наделяет человека правами и в той мере, в какой находит это нужным.

Во-вторых, социологически истолкованный человек не способен в соответствующих социальных условиях четко отделить свои истинные, или естественные, потребности отложных, или искусственных, и навсегда расстаться со вторыми.

В-третьих, коллективистическое общество и его теоретики отдают явный приоритет социологическому человеку над антропологическим; индивидуалистическое же общество несомненно тяготеет к антропологическому истолкованию человека. Это проявляется, в частности, в том, что коллективизм неохотно останавливается на теме прав человека и настаивает на том, что в новом, совершенном обществе должен жить не нынешний человек, отягощенный многими ненужными и даже вредными привычками и потребностями, удовлетворение которых способно разрушить это общество, а совершенно новый человек, своего рода "сверхчеловек".

Выбор между социологическим и антропологическим истолкованием человека – это выбор между коллективистическим и индивидуалистическим устройством общества.

Возможна ли аксиология?

Вопрос о природе человека непосредственно связан с возможностью автономной аксиологии, или философии ценностей, и с конкретным решением ее проблем.

При некоторых трактовках природы, или сущности, человека в аксиологии нет никакой нужды, и можно ограничиться чисто идеологическими рассуждениями о той глобальной цели, которая стоит перед обществом и которой подчинены все остальные его ценности. Аксиология становится необходимой лишь тогда, когда исчезает единая для всего общества цель и человек не истолковывается как простое средство ее реализации. В этом случае исчезает единая шкала ценностей, подчиненная глобальной цели, и, соответственно, возникает поле для формирования разных вариантов философии ценностей.

Что такое мотив?

Мотив (от лат. moveo – двигаю) – 1) побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; 2) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотив – одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности – наряду с потребностями, интересами, установками, идеалами, убеждениями, влечениями, эмоциями, инстинктами.

Потребности

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.

Классификация потребностей.

Классификация №1:

1) биологические потребности (нужда в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);

3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).

Классификация №2. Пирамида Маслоу.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности:

I. Первичные (врождённые их ещё называют витальными,материальными, биологическими, органическими):

1) физиологические(нужда в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) экзистенциональные (примеры: потребность в безопасности, в комфорте, стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях);

II. Вторичные (приобретённые):

1) социальные (примеры: потребность в создании семьи, потребность в дружбе, любви, потребность быть причастным к совместной деятельности);

2) престижные (примеры: потребность в карьерном росте, в завоевании статуса, внимания, признания, славы, потребность в уважении со стороны других людей, в самоуважении);

3) духовные, познавательные и эстетические.

Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Потребности ненасыщаемые – потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).

Среди социальных потребностей выделяют потребности «для себя» (отстаивание своих прав) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности).

Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными.

Ложные и истинные потребности

Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

Примеры ложных потребностей: потребности в алкоголе, наркотических веществах, табакокурении и т.п.

Герберт Маркузе:

«Мы должны различать истинные и ложные потребности. "Ложными” являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющий тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате – эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к этой категории ложных потребностей».

Что является источником ложных потребностей?

Карл Маркс:

"Отчуждение – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им"

Эрих Фромм:

"Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ."

В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого.

Основные причины отчуждения: 1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.

Интересы

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – 1) в социологии – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп; 2) в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.

Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения.

По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.

Влечения

Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.

Влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).

Фрейд выделяет следующие виды влечений:

1) влечения к жизни - жизнеутверждающие; их цель - сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению; 2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.

error: