Бестактность в литературных произведениях. Сочинение на тему: Бестактность. Текст к сочинению на тему необдуманного обращения со словами, бестактности

  • Пример готового сочинения к ЕГЭ.
  • Исходный текст, по которому пишется сочинение.

Проблема необдуманного обращения со словом и бестактности в отношении окружающих

Образец сочинения

Одна талантливая поэтесса однажды заметила:

Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем неубранный, лежат.

С этой мыслью нельзя не согласиться. Слово может принести человеку несказанную радость, а порой и повергнуть его в страшное отчаяние. Именно этой теме посвящен текст С. Львова. Основная проблема его - проблема необдуманного обращения со словом и, как следствие ее, проблема бестактности в отношениях с ближним.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни. Как часто подобного рода бестактности мы встречаем в различных журнальных и газетных статьях, в публикациях в Интернете.

С. Львов очень озабочен этим небрежным обращением со словом. Он приводит пример ситуации из своей жизни. Известный писатель навсегда обидел мальчика, назвав его в своей статье «языкатым толстяком». А девушка-писатель попала в больницу, получив жесткую рецензию на свое произведение. «Осторожно со словом! Оно может тяжко ранить!» - призывает в финале автор.

Текст С. Львова очень образный, эмоциональный. Автор использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитет («языкатым толстяком»), метафору {«вытаскивать ее из пропасти отчаяния»), градацию («жалкого, слабого, никому не интересного человека»).

Я полностью разделяю точку зрения автора. Нужно быть острожным в обращении со словом, потому что мы можем не только обидеть окружающих, но и быть непонятыми ими. Наши слова могут истолковать превратно. Вспомните знаменитые строки Ф.И. Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

И словно продолжает тютчевскую мысль наша юная поэтесса А. Небутова в стихотворении «Поосторожней со словами». Она говорит здесь о том, что «словом можно убить человека». Как порой мы жалеем о вырвавшихся у нас невольно словах, причинивших боль другому человеку!

Так же считал и Л.Н. Толстой, писавший: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

Таким образом, будем внимательны и бережны в обращении со словом, будем бережны в обращении со своими близкими, друзьями, окружающими людьми.

Текст к сочинению на тему необдуманного обращения со словами, бестактности

Раны от слова вызываются не только грубостью, а часто необдуманным обращением со словом. Я сам однажды в жизни пострадал от этого. В детстве я был полным и таким остался. Взрослым переношу это легко, а когда был школьником, меня дразнили, я страдал ужасно. Понадобилось немало выдержки и умения постоять за себя, чтобы дразнить перестали. И вот нас, группу школьников, пригласил в редакцию большой газеты известный писатель. Поили чаем и угощали пирожными. Писатель беседовал с нами о школе. Готовился написать очерк. Отвечал на его вопросы и я. Очерк появился. Я развернул газету и похолодел: он, указав имя, фамилию и школу, назвал меня в очерке «языкатым толстяком Сережей!». Много ли радости в том, что он похвалил мои ответы? На всю страну прославил меня - языкатым толстяком! Сказано было метко, сколько я ни отбивался, ничего не помогало, надолго прилипло ко мне это новое прозвище. Ответ был один: «В газете так напечатали! Значит, так оно и есть».

Прошло много лет. Мы встретились с этим писателем в доме отдыха. Разговорились, и я спросил его:

А вы знаете, какое горе вы мне когда-то причинили?

Он страшно удивился.

Я рассказал ему эту историю. Он сказал:

Забыл: Извините меня!

Взрослый, я его извинил, мальчишкой же ненавидел. Дети особенно чувствительны к слову, особенно ранимы. Родители, педагоги, журналисты, пишущие о детях, врачи, не забывайте об этом.

В одной семье произошел такой случай. Дочка, школьница пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжелое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная и сказала:

В эту школу я больше не пойду.

Ничего объяснять она не стала. Видно было только - потрясена безмерно.

Лучше умереть, чем в эту школу.

Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. И только спустя годы она рассказала, в чем было дело. На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:

С таким сердцем жить нельзя!

Подруги засыпали девочку вопросами. Она молча оделась и молча вышла из школы. Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать. Она верила старшим и думала, что живет последние недели.

Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.

Девушка-ткачиха с детства сильно заикалась и очень страдала от этого. Жизнь ее складывалась несладко. Она описала свою историю в повести, где изобразила себя под другим именем. У нее была наивная мечта: напечатают повесть, люди прочитают, узнают ее в героине и поймут, как были к ней несправедливы. И жизнь ее изменится. Послала она повесть в литературную консультацию. Сотрудник, прочитавший рукопись, видно, спешил, а может, плохо знал свое дело. Только он не заметил, что в сопроводительном письме было сказано: повесть автобиографическая. И написал автору: вы вывели в качестве главного героя жалкого, слабого, никому не интересного человека.

Ему казалось, он пишет рецензию на повесть, а написал он отзыв о жизни девушки, которая и без того считала себя никому не нужной. Его жестокий - не по злой воле, а по невнимательности и душевной тупости - ответ надолго уложил девушку в больницу. И когда мы с товарищами по редакции взялись вытаскивать ее из пропасти отчаяния, это оказалось нелегко!

Осторожно со словом! Оно может тяжко ранить!

Чувство такта - это важное качество, не обладая которым, человеку сложно расположить к себе окружающих и заслужить их доверие. Но, несмотря на это, бестактность довольно часто встречается в нашей жизни.

Возможно, причина такого большого количества бестактных людей в современном обществе кроется в недостатке воспитания. Не всех детей родители учат уважительно относиться к другим людям, не оскорблять их и не нарушать личные границы. Более того, многие родители не всегда сами умеют делать это.

Особенно много сегодня бестактности в СМИ. Журналисты постоянно стремятся приоткрыть тайну личной жизни звезд в надежде заполучить скандальное интервью, видео или фотографии. Многие деятели шоу-бизнеса намеренно демонстрируют неуважительное отношение к окружающим, делая это своим фирменным стилем общения с людьми.

Конечно, в таких условиях бестактность процветает не только на экране телевиденья, но и в обычной жизни. Особенно среди нас - подростков. Ведь нам так хочется равняться на своих кумиров!

Я сама понимаю, что бестактность ни при каких условиях не должна стать основой поведения человека, но когда вижу, что так поступают успешные люди, начинаю сомневаться в правильности своих убеждений. Хорошо, что у меня есть мудрые родители, которые всегда готовы ответить на мои вопросы и развеять возникшие сомнения.

Своим примером они демонстрируют мне, что надо ценить тех, кто находится рядом. Уважать их мнение, никогда не критиковать какие-либо особенности внешности, не затрагивать темы, которые могут быть неприятны собеседнику, и всегда вежливо общаться с окружающими.

Надеюсь, что, равняясь на своих родителей, я никогда не вырасту бестактным человеком. Я искренне верю в то, что смогу остаться верна своим идеалам и найду людей, которые также будут разделять мои убеждения.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • В. Тендряков - повесть «Ночь после выпуска». В этой повести писатель поднимает проблему душевной черствости, равнодушия, бестактности в человеческих отношениях. Ложь и лицемерие присутствуют в отношениях школьников, счи­тающихся друзьями. И только в ночь после выпускного бала они впервые оценивают другу друга откровенно. И выясняет­ся, что в отношениях этих нет теплоты, отзывчивости, пони­мания, сочувствия. Эгоизм, себялюбие, черствость, желание покрасоваться - только эти черты они видят друг в друге. Лишь в финале повести герои начинают понимать, что в каж­дом человеке есть хорошее и плохое. Школа, дав ребятам зна­ния, не научила их благородству, умению прощать, дружить, любить...
  • А. Алексин - повесть «Безумная Евдокия». В этой пове­сти писатель создает образ талантливой, неординарной девоч­ки, уверовавшей в собственную исключительность, желаю­щей любой ценой быть первой. Ценой этого первенства ста­новится здоровье ее мамы. Уйдя в поход вместе со своим клас­сом, она внезапно исчезает, чтобы первой пройти по маршруту Мити Калягина, героя, доставившего своему дяде-доктору лекарства и медицинские инструменты в годы Великой Оте­чественной войны. Олю начинают искать, об исчезновении девочки сообщают ее родителям. И мама Оли, женщина с боль­ным сердцем, не выдерживает: она лишается рассудка. Де­вочка же, упоенная своим успехом, вскоре появляется дома и радостно сообщает о том, что она первой прошла по маршруту Мити Калягина и получила приз. Евдокия Савельевна с горе­чью говорит о недостатке человечности в душе этой девочки, равнодушии ее к окружающим, ее желании любой ценой быть первой. Оля не замечаетлюбви одноклассника Бори, подсме­ивается над ним, она часто проявляет бестактность по отно­шению к своей верной подруге Люсе. Учительница убеждена, что самое главное - не развить в детях талант, а воспитать в них доброту и чуткость. И «безумная Евдокия» оказывается права - правоту ее доказывает сама жизнь.

Оказывается, как трудно ответить на такой простой вопрос! Толковые словари Ушакова, Ожегова и Шведова трактуют бестактность как свойство, лишенное чуткости, чувства приличия. Древнегреческий ученый Теофраст утверждает, что «Бестактность – это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься…» . Каждый из живущих хотя бы один раз сталкивался с подобным явлением.
Мы можем, не подумав обидеть человека, ранить его, обидеть совсем напрасно.

Бесполезные советы даем, не спрашивая, нуждаются ли в них. И все это делаем из благих побуждений, но, тем не менее, это бестактность по отношению к окружающим.
Такт, деликатность, благородство нужно постоянно воспитывать в себе самим. К примеру, кто-то из твоих одноклассников прочитал чужую записку. На первый взгляд - мелочь? Скорее - бестактность. У некоторых есть привычка хлопать дверью, сильно до звона в стеклах, так, что вздрагивают окружающие. В предложенном отрывке в предложениях 25-30 приводятся примеры более яркие. Мальчики-одноклассники грубо высмеивают своего товарища, подарившего девочке цветы. Бесцеремонно вмешиваются в разговор и старшеклассники, проходившие мимо. Насмешки и высмеивание благих намерений приводят героя к тому, что он сам совершает аналогичный поступок (предложение 34-37) и обижает этим свою маму. В этом случае подходит любое определение – отсутствие воспитания, бестактность, грубость. Конечно, одобрить или примириться с бестактностью, как бы она не проявлялась, нельзя.

Я считаю, что умение вести себя, знать, как поступить в тех или иных обстоятельствах, должно быть присуще каждому человеку. А это уже должно прививаться в семье, школе. Помните, А. П. Чехов сказал: «…Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

Исходный текст для работы над сочинением:

(1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
– (3)Это мне папа подарил, – сказала мама. – (4)Ведь сегодня Восьмое марта.
(5)Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Он немедленно побежал к себе в комнату, схватил портфель, вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта и обещаю всегда тебя слушаться», и торжественно вручил маме.
(7)А когда он уже уходил в школу, мама вдруг предложила:
– (8)Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.
(9)Лена Попова была его соседкой по парте.
– (10)Зачем? – хмуро спросил он.
– (11)А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.
(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
(13)По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. (14)Но у самой школы ему повезло: он встретил Лену Попову. (15)Подбежав к ней, протянул мимозу.
– (16)Это тебе.
– (17)Мне? (18)Ой, как красиво! (19)Большое спасибо, Витя!
(20)Она, казалось, готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.
(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
(30)Ребята засмеялись. (31)А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
(32)Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.
(33)Когда мама открыла ему дверь, он закричал:
– (34)Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! (35)Вбежал в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол. – (36)Ненавижу эти цветы, ненавижу!
(37)Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок.
(38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…
(По В. Железникову)*
* Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) – современный российский детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.

error: