Автоматизация др тр речевой материал. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука в слогах со стечением согласных тр, др «В гостях у Дружка. Игра: «большой – маленький»

Иногда у детей период автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- затягивается. Такого речевого материала не так много. В пособии собран речевой материал разных авторов. Для удобства пользования он разбит на страницы. Каждую страницу можно распечатать и предложить родителям в качестве домашнего задания на закрепление звука Р в речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой материал для автоматизации звука Р

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры .

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быстро закончили строгать доски.

Автоматизация звука [Р]

Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра дра – дра – дра атр – атр – атр адр – адр – адр

Тры – тры – тры дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр эдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тр а вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорку. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Тры – тры – тры - плывут большие осетры.

Тры – тры – тры - в сказках гномики хитры.

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:

Т р уба т р убит, т р уба поёт. Под р уга выд р а у бобра.

Идёт по улице народ. Она проворна и хит р а.

Т р убач т р убит в т р убу не зря: Бобёр и выд р а поут р у

Сегодня первое сентября! Играют в новую игру.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру

дры-дро-дру-дра

дро-дру-дра-дры

дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дрок, дроссель.

Друг, дружба, дружный дружить, другой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

тра-тры-тро-тру

тры-тро-тру-тра

тро-тру-тра-тры

тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды - дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.

Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

На травке тропка, травка на тропке. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Стихи на автоматизацию звука Р в сочетании ДР-ТР

Дружная драка

Трое друзей дружно дрались,
Кондрат и Трофим помогать им взялись,
Драка закончилась, тройка смеется:
«Дружными быть не всегда удается!»

Театр

Петр Дроздов – наш педиатр
Завтра пойдет с другом в театр.
Будет отрывок о том как матрос
Утром трудился завязывать трос.

Страус

Страус от страха в песок закопался,
Очень дрожал! Так испугался!
«Страус, не бойся!», - сказали все дружно,-
«Смелым ты будь – получишь ватрушку».

Министр

Щедрый министр по центру гулял,
Дружным подросткам конфеты давал,
А драчуны штраф получали,
Чтобы других не обижали.

Хитрый Трофим

Хитрый Трофим на стройке служил,
Трудиться Трофим совсем не любил.
Строгий начальник его отругал,
Трудолюбивым Трофим тут же стал.

Нет кострам!

В лесу на траве не жги ты костры!
Стражники леса очень быстры,
Выпишут штраф, отругают тебя:
«Лес ты не трогай, люби, как себя!»

Трудный день

Трудный день сегодня у Трофима:
Он дрова целый день колол,
Поделился с другом бензином,
И свой драндулет завел.

Мудрость

Выдра дрозду мудрость сказала,
Очень важной себя выдра считала.
Мудрость эту дрозд запомнил,
Хоть ни слова он не понял.

Заблудился

Тропинка Петра далеко завела,
Подруга его очень долго звала,
Вдруг, Петр услышал подруги той зов,
Он к ней побежал мимо кустов.

Стройка

У нас на стройке трап, траншея,
Труба, трамплин, пила и трос,
Тут доски, стружка, литры клея,
А в центре стройки лежит тёс.

Стружка

Дед Иван полено строгал,
Стружки с травы он не сметал,
Бабушка Глаша его отругала,
Больше строгать на траве не давала.


Татьяна Герасимова

Вид занятия (этап коррекционной работы) : Этап автоматизации звука в словах .

Тема : Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных тр- , др-/ «В гостях у Дружка »

Программное содержание :

1. Коррекционно- образовательные задачи :

Совершенствовать умение произносить звук слоге .

Упражнять в произнесении звука слоге

Закрепить понятия вверх, вниз, вправо, влево

2. Коррекционно – развивающие задачи :

Развивать подвижность артикуляционного аппарата : отработать умение правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастикам, необходимые для формирования правильного артикуляционного уклада звука "р".

Уточнить пространственные представления : умение ориентироваться в пространстве

Развивать фонематический слух : умение определять наличие заданного звука в слове

Совершенствовать координацию речи с движением при выполнении упражнений с элементами кинезиологии.

Способствовать предупреждению нарушений слоговой структуры при воспроизведении ритмического рисунка слова

Развивать психологическую базу речи : развитие речевого внимания

3. Коррекционно – воспитательная задача :

Воспитывать навыки самоконтроля за поставленными звуками

Оборудование : картинка собачка Дружок ; песочница настольная, коктейльная трубочка для педагога и ребенка, игрушка-собака, ошейник с символами артикуляционных упражнений, картинки : птичка, травка, домик, собака около миски, косточки с картинками для игры «Накорми собачку» , указка (лазерная, ноутбук, презентация «Рычащие игры» , мяч массажный, раскраска

План-конспект занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Стоя друг перед другом. Передавать массажный мяч в ритме стихотворения

Каждый день – всегда везде :

На занятиях , в игре

Смело, чётко говорим

И за звуками следим .

Логопед : - Артём, сегодня мы с тобой побываем в гостях и поупражняемся в произнесении звука Р . А у кого мы побываем, ты узнаешь, если сдуешь песок с картинки.

2. Основная часть

Педагог и ребенок проходят за стол

Упражнение на дыхание.

Перед ребенком песочница. В песке зарыта картинка с изображением собаки.

Возьми трубочку и подуй на песок так же, как я.

Ребенок сдувает песок через коктейльную трубочку.

Попробуй отгадать, как его зовут. Я назову клички животных, а ты внимательно слушай : в его имени есть звук Р . Полкан, Жучка, Пальма, Дружок

Как зовут щенка? (Дружок )

Выставляется игрушка Собака. На шее ошейник, на ошейнике «украшения-подвески» : картинки с изображением заборчика, лошадки, чашки, барабана

Артикуляционная гимнастика.

Наш Дружок недавно научился рычать : рррр. А помогли ему специальные упражнения, которые он выполняет каждый день. Символы этих упражнений Дружок носит на ошейнике . Догадался, что это за упражнения? Покажем щенку, что тоже умеем их выполнять. (Логопед показывает картинки, ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения «Заборчик» , «Лопаточка» , «Чашечка» , «Лошадка» , «Барабанщик» ).

Презентация «Рычащие игры» . Автоматизация звука Р в слогах

Педагог и ребенок садятся к компьютеру.

- Дружку очень понравились упражнения, он развеселился, пригласил своих друзей и хочет поиграть в веселую игру : «Запомни и повтори» .

Тра-тра-тра;

тра-тра-тро;

тру-тру-тру;

тры-тры-тры; тра-тро, тру-тры;

тро-тра, тру-тра;

тор-тра-тру;

тра-тро-тру-тры;

Мы заигрались и не заметили, как наступил вечер. Послушай предложение и добавь подходящий слог : тра или тры

Упражнение «Рифмованный слог » (Можно с кольцами су-джок)

Произносит педагог Произносит ребенок

Наши мальчики быстры. Тры, тры, тры

Зажигаются костры. Тры, тры, тры

Мы сидели у костра. Тра, тра, тра

Погуляли до утра Тра, тра, тра

Гимнастика для глаз «Найди щенка»

Ребенок встает. На стене на уровне глаз ребенка находятся картинки : наверху – птичка, внизу : листочки осенние, слева - домик, справа-Дружок около миски . У педагога лазерная указка (просто указка)

Наш щенок убежал. Найдем его глазами, голову не поворачивай! Верх посмотри -щенка поищи. Вниз посмотри -щенка поищи, влево посмотри -щенка поищи, вправо посмотри -щенка поищи. Где нашел щенка? Справа около миски.

Щенок проголодался, угостим его волшебными косточками.

Игра «Накорми собачку» . Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр, др с ударением на слоге (самостоятельное произнесение слов) .

Перед ребенком косточки, с оборотной стороны у которых нарисованы картинки (с сочетаниями тр, др с ударением на слоге ) .Ребенок переворачивает косточку и самостоятельно называет картинки

Будь внимателен, Дружок грызет только те косточки, в названиях которых есть звук Р . Какие косточки грызет Дружок ? (со звуком Р )

драка, квадрат, дробь, ведро, бедро, ядро, друг, подруга, травка, трап, трасса. трон, трос, трость, тропка, метро, утро, ватрушка, Петрушка

Молодец. Ты красиво произносил слова. А теперь щенку пора домой. Проводим его до конуры. Повторяй за мной слова и делай один шаг вперед. (Можно путь до конуры обозначить цветными кубиками)

Игра «Проводи щенка» . Автоматизация звука Р в словах с сочетаниями тр-, др- без ударения на слоге (отраженное произнесение) .

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус, быстрая, завтрак, страна, страница, острая, пёстрая, трубить, трудиться, струна.

3. Итог занятия .

Что тебе больше всего понравилось в занятии ?

Мы с Дружком видели , как ты старался правильно произносить слова со звуком Р .

А вот тебе приз - раскраска «Щенок Дружок »

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ. Тема: «Одежда». Тип: коррекционно-развивающее. Цель: развитие.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных и во фразах. Цели: 1. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с мышонком» Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах». Цели: 1. Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука Ш. 2. Продолжать учить.

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Автоматизация звука [Р]
Часть 1. Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра Дра – дра – дра Атр – атр – атр Адр – адр – адр

Тры – тры – тры Дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро Дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру Дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ Дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр ээдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тра вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Р №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЯМИ ТР, ДР

Произносить слова с ударением на слоге:

Драма, дратва, дранка, драп, драть, драка, квадрат, дробь, дрожжи, дровни, ведро, бедро, ядро, подрос, дружба, друг, подруга, вдруг, дружит.

Произносить слова без ударения на слоге:

Дракон, драгун, ведра, эскадра, выдра, пудра, дрова, дрожать, дрозды, мудрость, бодрость, дружить, дружина, кедры, кадры, бодрый.

Трап, трасса, травы, травка, трал, травля, тетрадь, матрос, матрас, трос, тройка, тропка, трос, тропинка, трогать, метро, ситро, патрон, трудно, трубка, трус, петрушка, ватрушка, осетры, отрыв.

Трамвай, трава, траншея, трамплин, троллейбус, тропа, утро, хитрость, трофей, труба, трубач, трусы, отруби, смотри, театры, ветры, гетры, метры, отрывать.

Слова со стечением согласных в слоге:

Страус, страны, стража, завтрак, быстрая, страница, строчка, стройка, строгать, втроем, быстро, стружка, струны, струи, пестрый, острый, астры, министры, костры.

Слова с обратными слогами:

Театр, метр, осетр, Петр, педиатр, центр, литр, фильтр, смотр, кинотеатр.



Р №3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ

АР – ОР – УР УР – ЫР – ЕР ИР – ЕР - ОР

ЯР – ЁР – ЮР ЯР – ЮР – ИР ЮР – ЯР – УР

Слова с ударением на слоге:

Комар, товар, базар, пожар, жар, вар, дар, пар, удар, самовар, парк, карп, марка, парта, бархат, баржа.

Двор, забор, Егор, топор, бор, сор, спорт, морж, торт, орден, горка, корка, форма, норка, мотор, помидор.

Шнур, бур, куртки, бурка, шкурка, Мурка, абажур, сыр, дырка, фыркать.

Яркий, доярка, ёрш, ковер, боксер, актер, шахтер, шофер, костер, терка, пятерка, дергать, черный.

Юрта, Юра, юркий, верх, верба, герб, серп, верно, ферма, шерсть, первый, верный, скверный, термос, персик, офицер, пир, мундир, тир, мир, кефир, пассажир, командир, мирный, ширма, стирка.

Слова без ударения на слоге:

Артист, аркан, аромат, Арбат, арба, арбуз, повар, сахар, карман, картон, гармонь, картошка.

Ураган, урок, Урал, урожай, шнурок, огурец, пурга, буран.

Кирка, кирпич, катер, вечер, ветер, веер, червяк, вернуть, чернила, перчатки, терпеть, вертеть, чердак, сюртук.

Ар – ар – ар – летит комар. Арка – арка – у меня марка.

Ор – ор – ор – у меня топор. Орка – орка – крутая горка.

Ур – ур – ур – не гоняй кур. Ирка – ирка – у меня дырка.

Ир – ир – ир – мы за мир. Урка – урка – кошка Мурка.

Р №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В СЛОГАХ И СЛОВАХ

РА – РО – РУ РУ – РА – РЫ

РО – РА – РЫ РЫ – РО – РУ

РЫ – РУ – РА РО – РУ – РЫ

Рак, раз, Рая, рана, радио, радую, радость, раковина, жара, нора, дыра, гора, буран, гараж, жираф, парад, Рома, роза, роща, Родина, род, рожки, розовый, ровный, мороз, народ, паром, ворона, корова, короткий, строка, коробка, пирог, герой, урок, гора, ручка, рубка, русый, руки, русский, беру, орудие, Маруся, дыру, нору, жару, кукуруза, рыжик, рынок, рыба, рыхлый, рыть, рысь, шары, дары, корыто, топоры, комары, дворы.

Вера, Лара, Юра, Ира, работа, ракета, пара, мера, фара, рассказ, муравей, барабан, расческа, карандаш, рука, рукав, ручей, рубить, рубанок, рукавица, ручной, румянец, парус, норы, куры, пары, дыры, заборы, пожары, актеры, боксеры, шахтеры, самовары, рыбаки, шоферы.

Брат, брать, браво, брак, гранит, граница, грамота, грач, графин, край, кран, краска, крабы, крапива, красавица, краса, правда, прачка, правила, правый, направо, Франция, цифра, храпеть, хранит, брови, брошка, бросить, брус, брусника, брынза, брызги, врос, вроде, гроздь, грозы, грохот, громко, грузди, груша, грубый, грудь, грызть, грызун, крошки, крот, кровь, кросс, кружка, круг, крупа, крутой, кругом, крупный, крыса, крыша, Крым, крышка, закрыть, провод, пробка, простыня, просто, пруд, прутик, пружина, срочно, срок, срубить, фрукт.

Р №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ

Ра – ра – ра – высокая гора. Ры – ры – ры – летят комары.

Ро – ро – ро – новое ведро. Ру – ру - ру – начинаем мы игру.

Серая ворона. Трудная работа. Быстрая ракета. Кружевной узор. Озорной воробей. Кирпичный гараж. Морская рыба. Ровная дорога. Родная природа. Российский сыр. Дровяной сарай. Дорогой подарок. Корабельный трап. Крупная трата. Царский трон. Раннее утро. Северный ветер. Фруктовое ситро. Ружейный патрон. Острый топор. Пестрая рубашка. Рубиновый браслет. Красный гранат. Старший брат. Ровный прибор. Упругая пружина. Открытая фрамуга. Северная граница. Красивый графин. Черный грач. Гром грохочет. Срочный груз. Трусливый кролик. Крутой поворот. Размах крыла. Барабанная дробь. Верный друг. старая дружба. Круглое ядро.

Проспрягать: я кормлю кроликов. Я работаю поваром. Я прыгаю с трамплина. Я собрал ведро рыжиков. Я рублю дрова острым топором.

О б р а з е ц: Я работаю поваром. Мы работаем поварами.

Ты работаешь поваром. Вы работаете поварами.

Он (она) работает поваром. Они работают поварами.

Р №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С ДВУМЯ ЗВУКАМИ Р И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Пробор, прорыв, разрыв, прорубь, шаровары, мрамор, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, фарфор, простор, разговор, аэродром, проверка.

У Федора новый барабан. На траве двора лежат дрова. Друзья всегда помогают друг другу. На столе ваза, в вазе красивые астры. Дети в зоопарке видели страуса. Рая на ферме, она ухаживает за коровами. Мама испекла вкусные ватрушки с творогом. Идет Егор через двор. В огороде огурцы и помидоры. На стене географическая карта. Пошла муха на базар и купила самовар. На парте лежат тетради. Грузовик привез дрова. Белые бараны били в барабаны. Вера и Рома собирают рыжики. Зимой рыбаки ловят рыбу в проруби. Всем народам нужен мир. После дождя в небе разноцветная радуга. Ира хорошо играет на рояле. В этом году хороший урожай проса. В Москве красива Красная площадь. Вера и Рома –ровесники. Бульдозеры и тракторы прокладывают дорогу. Дровосек рубит дрова. Вороны, сороки и грачи живут в городских парках. Черные грачи ходят по борозде за трактором. Метро, трамвай, троллейбус – городские виды транспорта. Московское метро украшено мрамором. Ранним утром сверкает на траве роса. Пестрая сорока сидит на крыше. Воробьи таскают зерна из-под носа у кур. Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.

Р №8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗАХ, В ТЕКСТАХ

Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Продавец продает. Сторож сторожит. Фотограф фотографирует. Сварщик сваривает. Рассказчик рассказывает. Нормировщик нормирует. Странник странствует.

У барана рога бараньи. У коровы рога коровьи. У вороны перья вороньи. У барсука нора барсучья.

Черная черника чернеет, На горе, на горке,

Красная брусника краснеет, На крутом пригорке

Розовая роза розовеет, Стройная рябинка,

Пестрый бессмертник пестреет. Будто на картинке.

Все горки да пригорки, Картинка в корзинке,

Пригорочки да горки: Карась на картинке,

А вдруг под каждой горкой Карась с карасенком

Крысиная есть норка? И ершик с ершонком.

Паровоз, паровоз, Пароварка паром варит,

Ты куда нас повез? Скороварка скоро варит.

Хорошо прокати

И назад возврати!

РЬ №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ

РЯ – РЯ – РЯ АРЬ – АРЬ - АРЬ

РЕ – РЕ – РЕ ЕРЬ – ЕРЬ - ЕРЬ

РЁ – РЁ – РЁ ОРЬ – ОРЬ - ОРЬ

РИ – РИ – РИ ИРЬ – ИРЬ - ИРЬ

РЮ – РЮ – РЮ УРЬ – УРЬ – УРЬ

РЯ – РЕ – РИ АРЬ – ОРЬ - УРЬ

РЕ – РЁ – РЮ ЕРЬ – ЯРЬ - ЁРЬ

РЁ – РИ – РЯ ОРЬ – УРЬ - ИРЬ

РИ – РЮ – РЕ ИРЬ – ЕРЬ - АРЬ

РЮ – РЕ – РЯ УРЬ – ЕРЬ - ЯРЬ

ДРЯ – ДРЯ – ДРЯ АРЯ – АРЯ - АРЯ

ДРЕ – ДРЕ – ДРЕ ЕРЕ – ЕРЕ - ЕРЕ

ДРЁ – ДРЁ –ДРЁ ОРЁ – ОРЁ - ОРЁ

ДРЮ – ДРЮ – ДРЮ ИРИ – ИРИ - ИРИ

ДРИ – ДРИ –ДРИ УРЮ – УРЮ - УРЮ

СКОРОГОВОРКАХ

Весной березы плачут. Под горячим солнцем сок быстрее течет у них под корой. Через поры коры он выступает наружу.

Люди считают березовый сок вкусным витаминным напитком. Они надрезают кору и собирают его в банки.

Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и гибнут, потому что сок у них все равно, что у нас кровь. (По В.Бианки).

Поредели заросли осенью, Прогремели первые раскаты,

Стал просвечивать грустный лес, Гром грохочет за горой вдали,

Все березки наряд свой сбросили, Это разнесло те перекаты,

Он ковром расстелился весь… Не курлычут в грозы журавли.

Скороговорки:

В аквариуме у Харитона

Четыре рака и три тритона.

Варвара варенье доваривала

Ворчала и приговаривала.

Мы убираем двор

К нам приходите поутру, Метем усердно во дворе.

Не зря собрались мы в жару. Ре-ре-ре-ре – ре-ре-ре-ре!

Мы убираем двор с утра. Вот двор и убран – раз, два, три.

Ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра-ра! Ри-ри-ри-ри – ри-ри-ри-ри!

Весь мусор соберем в ведро. Мы не заметили жары.

Ро-ро-ро-ро – ро-ро-ро-ро! Ры-ры-ры-ры – ры-ры-ры-ры!

Марк с детства собирал марки. Было их у него много-премного. Не было у Марка только одной марки – марки с нарисованной маркой на этой марке. Но была такая марка у Арика – товарища его. И вот сел Марк под аркой дожидаться Арика, идущего в парк с маркой: марка на марке в кармане. Проходит час – Арика нет, второй – нет. Заснул Марк. Проснулся – на снегу следы: Арик уже прошел под аркой мимо Марка с маркой: марка на марке в кармане.

(Р. Баблоян)

В СКОРОГОВОРКАХ

У малышки муравья По лесной тропинке

Муравьиная семья: Шла домой Аринка

Сто четырнадцать И несла в корзинке

Братишек – Пирожок с начинкой.

Рыжеватых С яблоком, с орехом

Муравьишек, Да с веселым смехом.

Дядек – Угощались пирожком

Триста двадцать пять, Три буренки с

А сестренок- Уронил в траву рожок,

Муравьишек Разбежались все буренки,

Вдвое больше, Только хохот слышен

Чем братишек. звонкий.

Скороговорка:

Роет землю старый крот,

Разоряет огород.

Р №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ С СОЧЕТАНИЕМ ТР И ДР

ТРА – ТРА – ТРА ДРА – ДРА – ДРА

ТРО – ТРО – ТРО ДРО – ДРО – ДРО

ТРУ – ТРУ – ТРУ ДРУ – ДРУ – ДРУ

ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ ДРЫ – ДРЫ – ДРЫ

ТРА – ТРО – ТРУ ДРА – ДРО – ДРУ

ТРО – ТРУ – ТРЫ ДРО – ДРУ – ДРЫ

ТРУ – ТРЫ – ТРА ДРО – ДРЫ – ДРА

ТРА – ТРЫ – ТРУ ДРА – ДРЫ – ДРУ

АТР – ОТР – УТР ЮТР – ЕТР – ЯТР

ОТР – ЫТР – ЕТР ЯТР – ЮТР – УТР

УТР – ЯТР – ЕТР ЫТР – ИТР – ЕТР

ЫТР – ОТР – ЮТР ИТР – ОТР – ЕТР

АДР – ОДР – УДР ЮДР – ЕДР – ЯДР

ОДР – ЫДР – ЕДР ЯДР – ЮДР – УДР

УДР – ЯДР – ЕДР ЫДР – ИДР – ЕДР

ЫДР – ОДР – ЮДР ИДР – ОДР – ЕДР

Учитель-логопед Власова Л.В.

Презентация «Пёс Дружок». Автоматизация звука [ Р ] в сочетаниях «тр», «др».

Слайд 2. Пёс Дружок учится в школе. Недавно научился рычать и хочет дать тебе задания. Найди слова со звуком [ Р ] : назови слова икликни мышкой по картинкам.

Слова: выдра, петух, матрас, облака, трон, тропинка, остров, велосипед. При ошибке – звуковой сигнал.

Переход к следующему слайду осуществляется или по клику, или

по клику на кнопкусо звуковым эффектом.

Слайд 3.Как называется лестница на корабле и передвижная лестница для входа в самолет и выхода из него?

Картинки по клику: трап корабля и трап самолета.

Слайд 4. Как называется спортивное приспособление или сооружение для увеличения длины или высоты прыжка (на лыжах или в воду)? От него с разбега, на скорости отталкиваются для прыжка.

Картинки по клику: прыжок лыжника с горнолыжного трамплина, прыжок с трамплина в бассейне, гимнастический трамплин.

Слайд 5. Продолжи ряд слов: ночь, вечер, день, …

Картинка по клику – утро.

Продолжи ряд слов: ужин, полдник, обед, …

Картинка по клику – завтрак.

Слайд 6. 4-ый лишний – назови лишнее, неподходящее к остальным слово. Кликни на эту картинку. Слова: троллейбус, трамвай, трамплин, метро. При ошибке – звуковой сигнал.

Слайд 7. 4-ый лишний – назови лишнее, неподходящее к остальным слово. Кликни на эту картинку. Слова: дракон, дрозд, дрофа, страус. При ошибке – звуковой сигнал.

Слайд 8. Постарайся запомнить эти слова и картинки. Найди подходящее по смыслу слово и кликни на картинку.

Слова: хитрая – лиса, пестрая – бабочка, трусливый – заяц, мудрая – сова, быстрая – машина, драгоценный – камень, страшный – волк, острый – меч, строгая – учительница. Можно задавать вопросы: лиса какая? бабочка какая? и т. д.

Слайд 9. Догадайся, кто, что здесь делает и кликни по картинке. Можно задавать вопросы: что делает киска? что делает Вини-Пух? и т. д.

Слайд 10. Измени слова. Глаголы из предыдущего слайда изменяем: первоелицо единственного и множественного числа. Картинки по клику.

Слайд 11. Вспомни слова. Картинки по клику. Нужно вспомнить прилагательные из слайда 8. Например, бабочка – какая? – пестрая, камень – какой? – драгоценный.

Слайд 12 – 15. Прослушать небылицу, нелепицу, исправить, сказать предложение правильно. Картинки меняются местами по клику.

Слайд 16 – 29. Придумать предложения, используя картинки. Картинки по клику. Слова:

Лыжник – трамплин

Трубочист – печная труба

Выдра – трава

Дракон – остров

Строители – театр; метро

Трубач – труба; троллейбус

Подружки – трамвай; завтрак

Тетрадь – квадрат; дракон

Матрос – ведро; трап; матрас

Дрозд; страус; дрова – трава

Друзья – завтрак; тропинка; дрова

Трубач – трамвай – театр

Остров – матрос – тропика

Утро – друзья – трамплин

Слад 30. Сюрпризный момент.

error: