Арт терапия в педагогике. Педагогическая арт - терапия консультация по коррекционной педагогике на тему. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные этапы психотерапии и психокоррекции. Перенос и контрперенос. Поведенческая и когнитивная психотерапия. Принципы поведенческой терапии. Принципы когнитивной терапии. Техника поведенческой терапии. Гипноз. Аутогенная тренировка.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Субъекты арт-терапевтического процесса, его задачи и функции. Примеры диагностических техник семейной арт-терапии. Сущность коррекционных техник. Изотерапия: формы и методы. Формы музыкальной терапии. Правила использования элементов арт-терапии.

    презентация , добавлен 18.05.2016

    Понятие психологической драмы как метода психотерапии и психологического консультирования, созданного Якобом Морено. Использование психодрамы в индивидуальной работе с клиентами (монодрама) и в процессе групповой работы с людьми. Формы и виды психодрамы.

    реферат , добавлен 16.06.2015

    Арт-терапия как метод лечения посредством художественного творчества. Сущность и формы арт-психотерапевтической практики, структура занятий и их эффективность. Сравнительный анализ основных методов и техник консультативного процесса в арт-терапии.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    История возникновения танцедвигательной терапии. Развитие танцедвигательной терапии, основные принципы и цели. Здоровье и танец. Методики, анализ танцедвигательной терапии. Тело и движение и межличностные отношения. Исследования в области танцетерапии.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2009

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2015

    Основные цели системной семейной психотерапии. Оказание терапевтической помощи через семью, создание условий для формирования функциональной семейной организации. Боуэновская теория семейной терапии, ее основные понятия. Понятие нарративной терапии.

    Образование должно помогать
    людям становиться помощниками
    самим себе.
    И.Г. Песталоцци

    Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

    Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях.

    Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях .

    По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения .

    В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности . К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

    В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество .

    Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:

    • практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
    • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
    • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
    • продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
    • арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
    • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
    • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

    При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

    Итак, следует еще раз подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

    Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.

    Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении.

    Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

    Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи .

    Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

    Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

    Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

    Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

    Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

    Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И тем не менее можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов. М. Либман , например, указывает, что групповая арт-терапия:

    • позволяет развивать ценные социальные навыки;
    • связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
    • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
    • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
    • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
    • развивает навыки принятия решений.

    Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она:

    • предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;
    • во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”.

    Понятно, что составляющая термина “арт” акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используются музыка, движения, сочинение историй.

    Начинается работа с первичного обращения родителей к психологу. Для того, чтобы понять проблему ребенка и причины ее возникновения, используются: диагностика, тесты, анкетирование, как ребенка, так и родителей. После выявления проблемы предлагаются определенные коррекционные мероприятия. Это может быть работа с логопедом, дефектологом, психологом, арт-педагогом. Учитывая сложность проблемы и личностные особенности детей, определяется форма организации занятия: индивидуальная или групповая. Для коррекции эмоционально-аффективной сферы целесообразно использовать арт-терапевтические занятия.

    Поэтому в качестве воздействия на эмоционально-аффективную сферу ребенка нами была выбрана групповая арт-терапия, как наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям детского контингента, проводимая под руководством арт-педагога Н.А. Романовой.

    Несомненную привлекательность арт-терапии в глазах современного человека, пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации, составляет то, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны.

    Методы арт-терапии связывают интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

    Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми-дошкольниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.

    В Центр обратились родители с детьми, имеющими проблемы. Объединив этих детей для работы в арт-терапевтической группе, мы преследовали цели:

    • снизить эмоциональную тревожность,
    • повысить самооценку,
    • развить коммуникативные навыки,
    • способствовать развитию самосознания,
    • улучшить детско-родительские отношения,
    • способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

    Работающая закрытая группа имела тематически-ориентированный характер. Группа структурировалась не только за счет использования тем, имеющих характер индивидуальных и групповых заданий с соответствующими инструкциями по выполнению, но и за счет распределения общего времени на отдельные этапы. Эти этапы следующие:

    • введение и “разогрев” (10-15% времени),
    • этап изобразительной работы (35-50%),
    • этап обсуждения (30-40%).

    Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе, для чего использует специальные карточки-напоминалки.

    Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.

    Этап 2. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться?).

    Обычно темы делятся на несколько основных групп. Опираясь на тематические группы M.Либмана (1987), мы работали над следующими темами.

    1. Темы, связанные с освоением материалов:

    • кляксы веселые и грустные,
    • добрая и злая клякса,
    • пугающие линии,
    • гномики-талисманы,
    • освободим слона.

    2. “Общие” темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы:

    • нарисованная сказка,
    • мишка в рисунке.

    3. Темы, связанные с исследованием системы отношений и образа “Я”:

    • мы люди – я человек,
    • автопортрет,
    • мое имя,
    • я и моя семья.

    4. Темы для парных работ:

    • вместе веселее,
    • наша бабочка,
    • рукавички.

    5. Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы:

    • удивительное путешествие,
    • семья динозавров,
    • открытки на память.

    Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учесть и разную скорость работы детей.

    Этап 3. Обсуждение обычно происходит в “чистой” зоне рабочего кабинета. Оно представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. Иногда группой сочиняется общая сказка, начинаясь с одного произведения, она вплетается в следующие, образуя общий сюжет. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами.

    При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору.

    На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.

    После занятия дети обязательно представляют свои произведения родственникам, с которыми они пришли в центр.

    Арт-терапевтические занятия проходят в специально оборудованном кабинете, который рассчитан как на самостоятельную работу участников группы, так и на их вербальное взаимодействие на этапе обсуждения продуктов изобразительной деятельности. В кабинете с помощью мебели создается “чистая” зона (стулья образуют круг) для группового обсуждения, “рабочая” зона (пол и стол накрыты пленкой) – для изобразительной работы. Участникам группы представляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями. Общие работы создаются, как правило, на полу в “рабочей” зоне.

    Работа в группе ведется самыми разными изобразительными материалами. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками используются также уголь, специальные краски для работы руками, маркеры для создания изображения на стекле, пластические материалы различной плотности и цвета, бумага разных форматов и оттенков, клей, скотч и т. д. Качество материалов должно быть по возможности достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и ее результатов в глазах детей.

    Цикл из 20 занятий длился в течение 10 недель. Дети с удовольствием их посещали и бережно относились к своим произведениям. На первых двух занятиях дети познакомились с правилами, которые было необходимо соблюдать в кабинете. Иногда в процессе занятий правила требовали повторения, но в конце цикла необходимость в этом отпала. Даже самые активные дети усвоили правила и старались их придерживаться. Если у кого-то это не получалось, дети сами исправляли “нарушения”. Участники также достаточно быстро освоились в пространстве кабинета и использовали его зоны по назначению, сами выбирали место для работы. Так же уверенно они использовали и время, отведенное для работы и разделенное на этапы. Хотя не все работали одновременно.

    Интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов. Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней. Эта тенденция прогрессировала по мере развития группы.

    Отметим, что от занятия к занятию взаимодействие участников становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. Работа в парах часто вызывала споры участников. Но в процессе детям удавалась найти общее решение, и они с удовольствием представляли результат на обсуждении.

    Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце цикла, можем отметить, что они стали более развернутые и осознанные. Большинство участников не испытывали затруднений в сочинении сказок по собственным произведениям. Даже те, кто по началу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку.

    Некоторые проблемы при взаимодействии с группой возникали у Насти С., 4,5 лет. Рассмотрим ситуацию с девочкой подробнее.

    За консультацией к психологу обратился отец с жалобой на агрессивность девочки по отношению к младшему брату (8 месяцев), причем в детском саду агрессивное поведение не наблюдалось.

    В процессе беседы были выявлены следующие причины появления агрессивного поведения:

    • жесткий авторитарный стиль воспитания отца,
    • переезд в другой город,
    • поступление в детский сад,
    • появление братика,
    • особенности психики девочки, замкнутость, неуверенность, неразвитые коммуникативные навыки.

    Началась работа с индивидуальной работы с родителями, которая велась в двух направлениях:

    • информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
    • обучение эффективным способам общения с дочерью.

    С Настей проводились релаксационные упражнения: “Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра”, “Улыбка”. Игры: “Отдай игрушку”, “Обзывалки”, “Шла Саша по шоссе...”.

    Родителям предложено ознакомиться с шестью рецептами избавления от гнева, например:

    Пути выполнения

    Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.
    • слушайте своего ребенка;
    • проводите с ним как можно больше времени;
    • рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах, неудачах;
    • если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них в отдельности.
    Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.
    • говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: “Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня” и т. д.

    На первых занятиях Настя проявила себя как замкнутый и необщительный ребенок. Во время приветствия, когда все по очереди пропевали свое имя сначала индивидуально, потом хором, Настя молчала, детям приходилось просто пропеть ее имя хором.

    Девочка с трудом осваивала пространство места: боясь начать работу, говорила, что не умеет, плакала, если что-то, по ее мнению, не удавалось; предпочитала листы небольших размеров. На этапе обсуждения деятельности в основном молчала, на вопросы отвечала кивком головы.

    При работе с кляксами выбирала кляксы холодных оттенков, брала очень мало краски, поэтому изображения получались блеклые. Рисунки, создаваемые Настей, подчеркивали отсутствие жизнерадостности, пониженный фон ее настроения.

    На четвертом занятии, темой которого были “Пугающие линии”, Настя оживилась. В процессе рисования она начала использовать карандаши разного цвета, нажимала на них сильнее, чем обычно. В результате получился достаточно выразительный образ, который в процессе обсуждения был ею назван “Баба Яга”.

    На следующих занятиях Настя начала проговаривать свое имя на приветствии. Создавала образы с разным настроением: “радостный слон”, “грустный человек”.

    При разработке темы “Автопортрет” Настя действовала с удовольствием, начала рисовать сразу. Нарисовав основные части тела, девочка доработала свой образ после вопросов педагога. Она украсила “себя” пуговками, сережками, ресницами; добавила яркое солнце и высокое голубое небо. Причем украшение собственного образа характерно для детей, принимающих и любящих себя. На предыдущих занятиях Настя вообще избегала изображать себя и украшать человеческие фигуры. Заметим, что в Настином автопортрете отсутствуют огромные кулаки, которые были неотъемлемой характеристикой всех образов, нарисованных раньше. Этот факт свидетельствует о значительном снижении агрессии девочки, на которую жаловались родители.

    На другом занятии, украшая собственное имя элементами декора разного цвета, Настя действовала очень старательно, увлеченно. Впоследствии она очень дорожила созданным изображением и дома родители повесили его на видное место.

    В рисунке “Моя семья” Настя изобразила всех членов семьи, включая себя, на одном уровне. У людей на руках также отсутствовали огромные кулаки, настойчиво прорисовываемые ранее. По рисунку можем сказать, что изменилось положение Насти в семье и ощущение себя в ней.

    Интересно проследить участие девочки в парных и групповых работах. Настя работала в паре с малообщительным мальчиком. Хотя их взаимодействие не отличалось многословностью, ребятам всегда удавалось найти общее решение и создать удачное изображение. При обсуждении была заметна их гордость и удовольствие от проделанной работы.

    От занятия к занятию изменялись не только рисунки Насти, но и ее отношение к работе: ушел страх чистого листа, неуверенность. Появилась активность в общении с другими участниками группы: девочка могла баловаться, часто улыбалась и сочиняла короткие истории о созданных персонажах, тихо пропевала свое имя на приветствиях.

    Проанализировав поведение и рисунки Насти в течение цикла занятий, можем сказать, что она стала внутренне более спокойной, значительно снизилась ее тревожность, поднялась самооценка, изменилось отношение к себе и окружающим. Настя стала более уверенна и активна в общении с детьми. Заметную роль в изменении ее состояния сыграли качественно новые отношения в семье, особенно со стороны отца. Он стал проводить с Настей много времени. В Центре они часто задерживались после занятий: Настя играла, а папа был рядом.

    Отец старался беседовать с дочерью по содержанию рисунков, бережно относился к ним. Дома рисунки сохранялись и вывешивались на стену.

    Итак, большую роль в изменении состояния девочки сыграли преобразившиеся отношения в семье. Занятия в Центре способствовали выражению девочкой своих переживаний, реализации скрытых проблем, развитию самосознания, поднятию самооценки. Все это обеспечивало гармонизацию ее внутреннего мира. Благоприятная обстановка в группе активизировала и коммуникативные навыки Насти.

    Рабочая программа по мимике и пантомимике для коррекционных классов IV вида (см. Приложение).

    Литература

    1. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
    2. Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
    3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
    4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
    5. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
    6. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
    7. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000.
    8. Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
    9. Фигдор Г. Детская агрессивность// Начальная школа. 1998. № 11/12.
    10. Письмо Минобразования России от 22.02.99 № 220/11-12// Начальная школа. 1999. № 9. С. 3.

    В педагогике термин «арт – терапия» используется не в буквальном контексте – лечение (от лат. Therapia), а в смысле исцеления, «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

    Программа и технология педагогической арт – терапии «Арт – гармония» основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно – развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально – значимой деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогическая арт - терапия

    Искусство – особая форма художественного освоения мира, которая не только играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка, но и служит важнейшим источником гуманизации учебно-воспитательного процесса. Искусство заключает в себе художественно – эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные и духовные ценности.

    В педагогике термин «арт – терапия» используется не в буквальном контексте – лечение (от лат. Therapia), а в смысле исцеления, «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

    Программа и технология педагогической арт – терапии «Арт – гармония» основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно – развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально – значимой деятельности.

    Программа универсальна, т.е. рассчитана на любого ребенка, инициирует резервные возможности всех детей, в т.ч. детей с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа и технология «Арт – гармония» успешно применяются для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, проблемами социальной адаптации, эмоционально – волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

    Реализация программы «Арт – гармония» предполагает комплексный подход, который заключается в том, что все педагоги, работающие в данном направлении, тесно взаимодействуют друг с другом.

    Не менее важен гуманистический подход к образованию, требующий от педагогов пристального внимания к личности ребенка.

    Использование искусства в качестве терапевтического фактора воздействия в образовании наиболее доступно для педагога в силу его профессиональной подготовленности. Причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

    В данном случае педагогическая арт – терапия выступает в качестве инструмента прогрессивной педагогически, для улучшения психического здоровья детей и подростков, формирования здоровой творческой личности.

    1. Целями и задачами арт – терапии являются активация резервных возможностей и творческое самовыражение детей с проблемами в развитии на основе предшествующего опыта, ознакомление их с новыми способами художественной деятельности.

    2. Качество продуктов художественной деятельности не считается важным критерием оценки (будь то рисунок, чтение стихов, исполнение песен, танцев, ролей). Они обладают собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка, т.к. ребенок демонстрирует только то, что освоено в предыдущем опыте. Тем не менее, на занятиях наблюдаются качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивость, подавленность, неуверенность в своих силах, страх публичных выступлений и т.д.), но и расширение их возможностей в сфере художественной деятельности, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, радость от общения, удовольствие от активной художественной деятельности).

    3. В функции взрослого на занятиях педагогической арт – терапии входит передача ребенку знаний о новых способах деятельности и выразительных средствах и организация процесса их усвоения ребенком. Педагог (как специалист в своей области) является активным участником педагогического процесса, выполняет функции: фасилитатора, ведущего, режиссера, сценариста, партнера, учителя, организатора.

    Практика убеждает, что Арт – терапевтические методы позволяют:

    Высвобождать потенциальные психические ресурсы;

    Изменять психоэмоциональное состояние ребенка;

    Формировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности;

    Преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других;

    Развивать творческую инициативу;

    Расширять кругозор;

    Формировать нравственные и эстетические представления;

    Создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

    Создавать эмоционально – благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;

    Оставлять в памяти радостные волнующие воспоминания, будить интерес к окружающему, к искусству, к людям.

    Каждое направление «Арт – гармонии» имеет определенное коррекционно – развивающее значение.

    В процессе занятий музыкой, пением дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью познают окружающую действительность, выраженную в музыкально – художественных образах. Активизируемые чувства, эмоции, переживания ребенка создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, добра и зла, любви и ненависти, помогают эмоционально – чувственно и деятельно откинуться на них, способствуют осознанию самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

    Занятия рисованием формируют мотивацию у детей к продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, развивают мелкую моторику, произвольное внимание, воображение, речь, учат коммуникации.

    На занятиях изотерапией дети знакомятся с такими видами изобразительной техники, как клише, восковая живопись, акватушь, пальцевая живопись, монотипия, водяная печать, диатипия, высокая печать, коллаж, граттаж, живопись а – ля - прима, роспись по гипсу.

    Занятия театрализованной деятельностью позволяют обеспечить положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаковосимволической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

    Танцетерапия – один из видов активной музыкальной деятельности, основой которой является единение музыки и ритмического движения. Музыкально – ритмическое воспитание положительно влияет на работу организма в целом.

    Библиотерапия оказывает сильное воздействие на детей с различными нарушениями развития. Лучше подходят для этого сказки: они расширяют границы воображения, всегда оказывают интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания у детей. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, вырабатывается потребность в общении с книгой.

    Формирование художественно – речевой деятельности осуществляется по трем направлениям:

    1. знакомство с художественными литературными произведениями, их восприятие и развитие эмоциональной отзывчивости и оценочного отношения к ним;
    2. получение информации об авторах художественных произведений, особенностях времени, быта, обычаях, описанных в произведениях;
    3. формирование способности самостоятельного повествования ребенком малых фольклорных форм (потешки, стихи, песенки), сказок, рассказов.

    Методической основой является современная теория М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой о роли общения в развитии личности ребенка, в формировании умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения с окружающими.

    В области музыкального воспитания и музыкотерапии: Н.А. Ветлугиной, М.А Васильевой, О.П. Радыновой, Л.С. Брусиловского, Н.Ю. Паутовой, В.И. Петрушина, утверждающих, что восприятие своеобразного «языка музыки» способно вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею;

    В области изотерапии: Б.М. Неменского, Р.Б. Хайкина, А.И. Рыжова, И.А. Грошенкова, Л.П. Уфимцевой, рассматривающих изобразительную деятельность не просто как рисование, а как ручной и физический труд, развивающий зрение, осязание, поскольку без развитого зрения, без развитого осязания художественный труд немыслим;

    В области библиотерапии: В.И. Беспалова, О.Л. Кабачек, Н.А. Рубакина, Ю. Дрейшер, доказывающих, что чтение книг оказывает огромное влияние на расширение словаря, общего кругозора, формирования внимания, памяти и других психических процессов. Занятия по библиотерапии формируют мотивацию общения с книгой, способность думать, размышлять, анализировать.


    Арт-терапия: история и современность

    Что понимается под термином «арт-терапия»? Согласно определениям, которые приведены в трудах ученых-психологов, арт-терапия (art therapy - исцеление искусством) - это психокоррекция посредством творчества пациентов (в данном случае важно, чтобы в ходе творческого процесса человек мог выразить своё эмоциональное состояние).

    Принципы воздействия произведений искусства на людей представляли учёных во все времена. В древности жрецы, врачи, философы, педагоги применяли средства искусства для исцеления души и тела. И уже тогда, исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, учёные стремились определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Но только в ХХ в. было признано, что искусство выполняет терапевтическую функцию. Этот вывод был основан на результатах научных исследований. М. Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е гг. рисунки использовались как инструмент исследования бессознательных процессов. Считается, что термин «арт-терапия» впервые применил в 1938 г. Адриан Хиллом в 1938 г. при описании своих занятий изобразительным творчеством с пациентами врачей-фтизиатров. Вскоре данный термин стал применим к любым видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т. д.). Как особая разновидность профессиональной деятельности арт-терапия стала формироваться в Великобритании после Второй Мировой войны. Важно отметить, что она развивалась в тесной связи с психотерапией.

    В 1969 г. была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, которая объединила в своих рядах арт-терапевтов-практиков. Такого рода организации появились затем в Великобритании (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Нидерландах, Японии. В 1960-е - 1980-е гг. были образованы профессиональные объединения, способствовавшие официальному признанию арт-терапии в качестве самостоятельной специальности Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб., 1999..

    В конце XX в. во всём мире изменилась социокультурная ситуация. Традиционные социальные проблемы обострились, к ним добавилось множество новых проблем, связанных, в частности, с ускорением темпов глобализации и катастрофическим ухудшением экологической ситуации. В таких условиях деятельность арт-терапевтов, преодолевшая рамки традиционной психологии и психотерапии, становится всё более и более важным фактором жизни современного общества, постоянно расширяется сфера применения достижений арт-терапии.

    Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования

    Существуют различные модели и школы арт-терапии. В рамках данного исследования целесообразно проанализировать некоторые примеры применения арт-терапевтических технологий. Следует рассмотреть и подходы к содержанию арт-терапии.

    В одном из вариантов классификации арт-терапии она представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества); драматерапией (психотерапией посредством сценической игры); танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца); музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

    Рассмотрение опыта применения достижений арт-терапии можно начать с анализа работ представителей классической американской школы.

    Э. Крамер полагала, что достижение положительных эффектов возможно преимущественно за счёт «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества. Указанный процесс, по её мнению, даёт возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их. А. Хилл связывает терапевтические возможности изобразительной деятельности в основном с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний». М. Наумбург доказывает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим «индивидуальным бессознательным» и общается с ним на символическом языке образов. Согласно его концепции, выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой American Art Therapy Association Newsletter. - 1998. - № 31. - Mundelein (Illinois, USA): American Art Therapy Association, 1998. - P. 4..

    Итак, одни исследователи делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с пациентом более тесный контакт, получить доступ к его переживаниям. Другие же специалисты настаивают, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, главным образом, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя. Третьи - утверждают, что художественное творчество пациента само по себе способно направить его чувства в нужное русло.

    М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является методом, который приносит особенно впечатляющий эффект при работе с несовершеннолетними. Они полагают, что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы на базе школ. В качестве главной цели внедрения арт-терапии в школы эти исследователи называют адаптацию детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения, повышение их академической успеваемости. М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз указывают на то, что главные задачи, которые решают учителя и школьные арт-терапевты в ходе своей деятельности, различны. Но при этом они считают, что перед педагогами и арт-терапевтами встаёт ряд общих долгосрочных задач. Среди этих задач - развитие у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом; совершенствование навыков межличностного общения учащихся; раскрытие творческого потенциала школьников; формирование у школьников социально одобряемых потребностей; и др. Эти учёные связывают внедрение арт-терапии в школы с типичной для американской системы образования взглядом, согласно которому школьная среда формирует здоровую и социально продуктивную личность Там же..

    Д. Буш и С. Хайт также указывают на важные преимущества использования арт-терапии в школах. По мнению этих исследователей, одно из них заключается в возможности налаживания тесного сотрудничества школьных работников (педагогов, психологов и арт-терапевтов) и родителей учащихся Там же..

    В ряде недавно опубликованных работ, авторами которых являются американские психологи и педагоги, обсуждаются вопросы работы с детьми и подростками из числа посещающих общеобразовательные и специальные школы. Для многих из этих учащихся характерны депрессивные расстройства, повышенная агрессивность. Л. Пфейффер отмечает, что в США «предупреждение насилия становится в школах проблемой номер один». В массовом порядке в школы внедряются специальные программы, однако они нацелены лишь на тех учащихся, которые обнаруживают явные признаки агрессивного поведения Там же..

    В США опубликовано множество материалов, где рассматриваются диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в сфере образования. При этом достаточно часто используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Особый интерес представляют работы арт-терапевта Р. Сильвер. В них рассмотрена проблема диагностических и развивающих возможностей арт-терапевтических методов, применяемых в американских образовательных учреждениях с 1970-х гг. Ею разработаны три графических теста, тесно связанные с процессом арт-терапевтического консультирования в школах. Самым известным из них является «рисуночный тест Сильвер» (РТС), который предлагается использовать для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Первоначально он применялся в качестве инструмента определения и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии (имеющих речевые нарушениями, глухонемых, задержавшихся в психическом развитии). Используя данный метод, Р. Сильвер выяснила, что многие из таких детей и подростков обладают немалыми когнитивными и творческими способностями. Представление о том, что познавательные способности у детей и подростков, в особенности тех из них, у кого имеются нарушения речи, могут в значительной степени быть связанными с образным мышлением, побудили её к разработке ряда развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. - Том 7, №3..

    В целом представители американской школы арт-терапии настаивают на необходимости:

    организации продуктивного диалога и сотрудничества арт-терапевтов с работниками сферы образовательных услуг и обмена с ними информацией;

    соблюдения правила конфиденциальности в отношениях арт-терапевта с клиентами;

    сосредоточения на внутреннем мире клиентов и нейтрализации внешних отвлекающих факторов;

    включения арт-терапевтических занятий в график школьных занятий и введение арт-терапевтов в штат школьных работников.

    Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке, в том числе в медицине и педагогике, привели к возникновению пограничных отраслей знаний: интегративной медицины, медицинской психологии, педагогической психологии, этнопедагоги-ки, лечебной педагогики, артпедагогики, реабилитационной педагогики и др. По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии, исследуются особенности образовательного процесса в коррекцией-ных образовательных учреждениях разных видов.

    Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание художественной культуры.

    Новая парадигма образования ориентирована на человека новой культуры, на формирование субкультуры личности, на воспроизведение и сохранение в образовательном пространстве как ценностей культуры, так и ценностей субкультуры человека. Определяя место ребенка в культурном пространстве, Н. А. Бердяев указывает на то, что ребенок является главной ценностью и объектом культуры.

    Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея развивающейся личности в развивающемся мире.

    Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве. В своей культурно-исторической концепции Л. С. Выготский отмечает, что «по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоз-

    зрения ребенка»1. Указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, он отмечает, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребен-

    Особое значение в формировании субкультуры личности ребенка с проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности.

    В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекци-онной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонической личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

    В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагоги-ка». В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арт-терапии в специальном образовании».

    В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттерапия»? Сходство этих терминов прослеживается только в первой части понятий - арт - «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия - направление медицины, лечебное воздействие; педагогика - область научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании - и коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены разные направленность, цели, задачи, технология и содержание.

    Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

    Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компонен-

    1 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5. - С. 22.

    2 Там же. - С. 7.

    ты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.

    Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

    Основными функциями артпедагогики являются: культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

    Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

    Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

    В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений: рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; как комплекс арттерапевтических методик; как направление психотерапевтической и психокоррекци-онной практики; как метод. Она применяется в медицине (психиатрии, терапии, хирургии и т. д.) и в психологии (общей, медицинской, специальной). Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

    В последние годы арттерапия все больше включается в коррек-ционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.

    Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

    Мы рассматриваем арттерапию применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

    Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекцион-ном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструи-ровании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

    В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцете-рапию, хореотерапию, коррекционную ритмику - лечебное воздействие движениями) т. д.

    Основными функциями арттерапии являются: катарсистиче-ская (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

    В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в арт-педагогике.

    Артпедагогика и арттерапия решают как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений.

    Общие научно-теоретические и организационные задачи артпе-дагогики и арттерапии:

    Разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;

    Научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной деятельности;

    Обобщение всего накопленного опыта использования артпеда-гогических и арттерапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;

    Совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи.

    Частные задачи артпедагогики:

    Изучение общих и специфических особенностей формирования художественной культуры у детей с различными вариантами отклонений в развитии;

    Разработка коррекционно-направленной системы художественного развития детей с проблемами, формирование основ художественной культуры;

    Разработка содержания и коррекционно-развивающих педагогических технологий использования искусства, обеспечивающих гармоническое развитие детей с проблемами;

    Активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявлений в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой);

    Обеспечение с помощью искусства познавательно-информационных потребностей ребенка с проблемами;

    Обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребенка с проблемами с помощью искусства;

    Осуществление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер;

    Создание условий для социокультурной адаптации ребенка с проблемами посредством искусства и художественной деятельности. Частные задачи арттерапии:

    Адаптация имеющихся арттерапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);

    Выявление особенностей и определение эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении;

    Разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами;

    Коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребенка, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик.

    Артпедагогика и арттерапия имеют разные теоретические основы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии. Однако оба направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процессе, обеспечивая профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие на ребенка с проблемами в развитии.

    Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро-и макросреде.

error: