Закрепление звука и буквы Ц. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Ц Подготовительная логопедическая группа звук и буква ц

Тема: Звук Ц. Буква Ц

Задачи: Учить детей выделять заданный согласный звук в начале,

в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

Закреплять понятие «слог»;

анализ, синтез и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков.

Организационный момент (на ковре).

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки, и поиграем в игры с ними, познакомимся с новой буквой, а какой, вы узнаете чуть позже.

1. -Какие бывают звуки?

Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Назовите гласные,которые вы знаете?

Почему они гласные?

Назовите согласные.

Почему они согласные?

2. Воспитатель: А сейчас послушайте загадки:

На шесте дворец

Во дворце певец (скворец)

Кто все пугается, под кустом спасается

Злому волку в зубы попадается (заяц)

Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

Дети:(отгадывают)

Воспитатель: -Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?

Дети: -Звук Ц.

Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.

Воспитатель:(предлагает повторить еще раз все слова- отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц).

Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками

3.Характеристика звука.

В: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально.

Воспитатель: -Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?

Дети:(отвечают).

Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками).Что является преградой воздуху (язык, зубы).

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились

Пришло время немного поиграть

4. Упражнение на дыхание.

Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот

5. «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.

(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)

5а Игра «Волшебный колодец».

В центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица.

Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении

6. Я буду произносить слова. Если в слове слышится звук Ц – подпрыгните и хлопните в ладоши над головой. Если звука Ц нет - сделайте приседание.

7. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

1)Воспитатель: -Первое задание на первой строчке: обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова)к каждому рисунку, простым карандашом.

Дети:(выполняют задание)

Второе задание: на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец

8. Воспитатель: -Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)

Физкультминутка"Цапля".

Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)

9. Перед вами схема слова. Сколько звуков должно быть в слове? (Четыре). Предлагаю вам вспомнить как можно больше слов, которые состоят из четырех звуков. За каждое слово вы будете получать фишку. Кто наберет больше всех фишек – получит звездочку.

Ребус «Отгадай слово по первым буквам картинок»

Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

10.Знакомство с буквой Ц.

«Что за хвостик на конце,

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет».

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Ц- цепочка, украшение

Людям всем на загляденье.

Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза).

Пальчиковая гимнастика

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Анализ и чтение слогов и слов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, цап, цок.

Пишем букву Ц и слоги.

Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»

(согласный, твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»

  • закреплять правильное произношение звука Ц (ТС);
  • учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
  • познакомить с понятием "согласный глухой, всегда твердый звук";
  • познакомить с буквой Ц;
  • учить читать открытые, закрытые слоги со звуком Ц;
  • закреплять навык звуко- буквенного анализа слогов;
  • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
  • закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн. числе;
  • обогащать предметный словарь со звуком Ц;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: - игрушка -цапля, картинки на звук Ц, начало слова - цапля, царь, цифра, цикада, цепь, цыпленок, цветы; середина слова -овца, овцы, кольцо, кольца, огурцы, крыльцо, курица, гусеница, птица, синица, яйцо, лицо; конец слова - огурец, палец, кузнец, певец, младенец; картинки для игры "Детеныши заблудились" -львята -львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица и т. д. (см. игру);зеркала логопедические индивидуальные; картинка "улыбка-заборчик"; картинка Кузнечик; доска магнитная, маркер черный, синий, красный; карточка буква Ц; карточка- картинка "На что похожа буква Ц"- "Вот какая буква Ц: с коготочком на конце"; настенная Азбука; буквы- заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки "Найди окошко", для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий); ватные шарики и камушки для каждого ребенка; мяч.

Ход урока

Организационный момент:

Отгадывание загадок: - По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы); и еще загадка на усмотрение логопеда - Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце); Какой звук мы слышали в отгадках - звук Ц.

Фонетическая гимнастика "Прогулка в лесу".

Понятия - твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Мы в лесу. В лесу прыгает Кузнечик -Ц - Ц - Ц:(картинка Кузнечик). Рассматривание артикуляции. Картинка "Улыбка - Заборчик". Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Есть преграда, значит звук согласный. Логопед объясняет детям, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например мяукает кошка - звук мь - мь -мь -мягкий. Дети держат в руках ватный шарик, сжимают и разжимают его. Делают вывод - он мягкий. Мягкий звук обозначается зеленым цветом. Дети подражают Кузнечику - ЦЦЦЦЦ. Логопед поясняет, а звук Ц всегда твердый согласный, как камушек. Дети в ладошках сжимают камушки и произносят звук Ц - твердый камушек, твердый звук. Мягким звук Ц не может быть -он всегда твердый согласный звук. Далее логопед поясняет детям, что звук Ц глухой звук. Дети закрывают ушки ладошками - звук не звенит в ушках - это звук глухой. Дети произносят звук Ц, подражая Кузнечику сначала все вместе, затем по одному.

Игра "Назови картинку".

Дети называют картинки, выделяя звук Ц. В игре используются карточки "Найди окошко" для определения места звука Ц в слове. Слова: цапля, цепь, овца, кольцо, яйцо, огурец, палец, певец;

Игра "Жадина".

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Мой огурец. Моя курица. Мое кольцо. Мои ножницы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра "Чего нет".

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук Ц. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза - логопед убирает одну картинку, спрашивая: -Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.

Игра "Поймай звук".

Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите Кузнечика - ЦЦЦЦЦ:хлопните в ладоши, поймайте звук Ц. В игре можно дать слова и на звук С, таким образом подготавливая слух детей к дифференциации звуков Ц - С. Слова: цапля, цифра, царь, сова (не хлопаем, здесь нет звука Ц), синица, курица, львица, сапог, кольцо, крыльцо, яйцо, салат не хлопаем - это не Кузнечик, молодцы), солнце, ножницы, овцы, лиса, гусеница и т. д.

Физкультурная минутка:

Мы в лесу, стрекочит Кузнечик -ЦЦЦЦЦ.. Дети изображают кузнечиков, прыгают и бегают по кругу, стрекочат - ЦЦЦЦЦ:Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения.

Ох, ох, что за гром,
(руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны);
- Наш Кузнец строит дом.
(руками изобразить над головой крышу);
- Молоточек: тук - тук - тук:,
(руками похлопать перед собой);
- Помогать идет петух.
(руки вниз за спину, шаги с высоким подниманием ног, согнутых в коленях);

Игра с мячом "Один - много".

Логопед предлагает детям поиграть в мяч, изменяя при этом слова - один - много: кольцо - кольца, яйцо - яйца, лицо - лица, цапля - цапли, цепь - цепи, цифра - цифры, огурец -огурцы, певец -певцы, палец -пальцы, младенец - младенцы и т. д. Молодец - молодцы!

Показ буквы - карточки Ц; - показ и нахождение буквы Ц на настенной Азбуке; -показ карточки "На что похожа буква Ц" -" Вот какая буква Ц, с коготочком на конце";-где хвостик или коготок у буквы Ц - внизу справа; -поднимем правую руку и прописываем букву Ц в воздухе; - прописывание буквы Ц пальчиками на тактильных карточках;

Понятие "согласный твердый" звук.

Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук - всегда друзья. А звук Ц мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук Ц. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук Ц. - да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук Ц имеет преграду - зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед напоминает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются - согласными звуками. А звук Ц к тому же еще и всегда твердый звук (дети в ладошках сжимают и разжимают камушки) и обозначается синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой Ц синий кружок. Звук Ц еще и глухой звук (дети произносят звук, стрекочат, как Кузнечики, ладошками закрывают ушки - звук не звенит). Таким образом, логопед еще раз полностью характеризует звук Ц: - звук согласный - есть преграда (зубы);

  • звук Ц всегда твердый звук (как камушек);
  • звук Ц глухой звук (в ушках не звенит);

Работа в тетрадях.

Дети печатают букву Ц в тетрадях (пять, семь букв), по образцу педагога. Дети в тетрадях под буквой Ц рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук Ц имеет преграду - он согласный глухой, всегда твердый звук, обозначаем синим цветом.

Чтение слоговых таблиц.

АЦ ЦА АЦА

ОЦ ЦО ОЦО

УЦ ЦУ УЦУ

ЭЦ ЦЭ ЭЦЭ

Звуко - буквенный анализ.

Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слоги ЦА и АЦ (можно усложнить дать слово ОВЦА) простыми карандашами. А под слогами и словом рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом - есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.

Игры с мячом "А ну-ка, повтори".

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:

ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
цо - цо -цо - светит солнце нам в лицо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
ец - ец - ец - вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!

Игра "Эхо".

Логопед просит детей повторить ряды слогов - сначала громко, затем тихо.

ца -ца -цо

цо -цо -цу

цу -цу -цэ

цэ -цэ -ца и т. д.

Игра "Проговори пословицы и поговорки" (объяснить их смысл);

Заглянет солнце и к нам в оконце;

Кто за все берется, тому ничего не удается;

Конец - делу венец;

Молодец против овец, а против молодца сам овца;

Игра "Детеныши заблудились".

Дети помогают детенышам животных найти свою маму. Работа по картинкам: львята - львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица, верблюжата - верблюдица, ослята - ослица, лисята - лисица, волчата - волчица, ягнята - овца, ящерки - ящерица.

Итог занятия.

Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? - Есть ли преграда у звука Ц? -Что мы можем рассказать о звуке Ц? (Звук Ц - звук согласный, глухой, всегда твердый) -Как обозначаем согласные твердые звуки? -Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ц). - На что похожа буква Ц, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.

Конспект занятия к НОД Область «Познание» (подготовка к обучению грамоте)

Тема: «Звук [ц]. Буква Ц»

  • Знакомить со звуком [ц] и буквами Ц,ц.
  • Учить определять место звука в слове.
  • Продолжать учить звуковому анализу слов
  • Развивать внимание, моторику
  • Материал: мешочек, игрушки, предметы на звук [ц], мяч, схемы слов, предметные картинки со звуком [ц], изображение буквы Ц, фасоль, тетради, карандаши, таблица со слогами, кассы букв, изображение сосулек с буквами.

    Части занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

  • Орг. Момент. Игра «Волшебный мешочек»
  • Педагог предлагает детям достать из мешочка предмет, назвать его и сказать с какого звука начинается его название.

    Дети достают из мешочка предметы (цепь, цветок, цифры, цыплёнок, циркуль), называют их, определяю тпервый звук в словах.

  • Характеристика звука [ц]
  • На какой звук начинаются все предметы, которые вы достали?

    Этот звук гласный или согласный? Почему?

    Звонкий он или глухой? Почему?

    Звук [ц] всегдя твёрдый. Как мы его будем обозначать?

    На звук [ц]

    Согласный, так как при произношении воздух встречает преграду(язык, зубки).

    Глухой, так как горлышко при произнесении не дрожит.

    Синим квадратом.

  • Игра «Будь внимателен»
  • Выполните действие, если услышите звук [ц].

  • Хлопнуть: ц, т, с, ц, ш, з, ц, д, ты
  • Топнуть: ца, от, сы, уц, до, цу, ыц.
  • Дети выполняют действие.

  • Определение места звука в слове
  • На доске схемы слов (звук в начале, конце, середине). Дети по очереди выходят к доске, берут предметную картинку, называю слово, и кладут под соответствующую схему.

    Слова: Цыплёнок, цепь, цветы, цапля, кольцо, яйцо, курица, овца, индеец, палец, огурец и т.д.

    Дети определяют место звука в слове, вешают под соответствующую схему.

  • Физ. Минутка. Игра с мячом «Измени слово»
  • Педагог предлагает детям назвать ласково предметы так, чтобы в них появился звук [ц]:

  • Дерево
  • Кресло
  • Масло
  • Платье
  • Зеркало
  • Блюдо
  • Дети отвечают:

  • Деревце
  • Креслице
  • Оконце
  • Мыльце
  • Маслице
  • Платьице
  • Зеркальце
  • Дельце
  • Блюдце
  • Знакомство с буквой.
  • Звук [Ц] обозначается буквой Ц. (показ на доске)

    На что она похожа?

    Буква Ц стоит бочком

    И цепляет всех крючком.

    Выложите букву Ц из фасоли.

    Обведите её пальцем.

    На стенку с крючком.

    Дети выкладывают букву из фасоли.

    Дети обводят.

  • Задние «Найди букву»
  • Перед детьми на листочках буквы, дети должны найти и обвести только букву Ц.

    Дети находят и обводят букву Ц.

  • Пальчиковая игра «Цыплята»
  • Пять цыпляток,

    Пять комочков

    Во дворе стоят у бочки

    Захотелось им напиться

    Из щелей течёт водица

    Вот из лужи пьют цыплятки

    И у всех озябли лапки

    Вот поджали коготочки

    Побежали греться к квочке.

    Большой и указательный пальцы - клювик, остальные прижаты к ладони.

    Все пальцы сжать в кулак

    Пальцами изобразить бочку

    Приоткрыть пальцы-клювики

    Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз

    Показать, как пьют цыплятки

    Пальцы дрожат

    Прижать скрюченные пальцы к ладони

    «Пробежаться» пальцами по столу

  • Работа в тетради.
  • Написать букву Ц

    Дети выполняют работу в тетради.

  • Чтение слогов по табличке.
  • Дети читают слоги.

  • Работа со словами.
  • На сосульках написаны буквы. Педагог предлагает сложит сначала слово из букв, написанных на длинной, а потом на короткой сосульке (слова: овца, лицо) и сделать их звуковой анализ.

    Дети составляют из букв разрезной азбуки слова, выполняют их звуковой анализ.

  • Итог занятия.
  • Чем мы занимались сегодня? С какой новой буквой познакомились.

    Ответы детей


    Ашарина Марина Павловна

    Цель. Уточнить артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложения по опорным слогам; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять в дифференциации звуков [с-з]; ознакомить с буквой Цц ; закреплять образ буквы.

    Оборудование. Индивидуальные зеркала; панно букв; простые карандаши; набор картинок; синие и зеленые звездочки (по 4-5 штук); полоски бумаги, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

    Ход занятия

    I. Педагог дважды читает стихотворение. Дети первый раз слушают, а второй раз работают со словами: выкладывают синюю звездочку, если в слове слышен звук [с], и зеленую звездочку, если в слове слышен звук [з].

    Зайка, заинька косой,

    Подожди меня в лесу -

    Что ты бегаешь босой?

    Я ботинки принесу.

    Цы-цы-цы,

    Зайцы, мельницы, птенцы.

    Цо-цо-цо,

    Деревцо, кольцо, крыльцо.

    Ца-ца-ца,

    цапля, улица, пыльца.

    (И. Лопухина)

    И. 1. Педагог просит детей определить, с каким звуком сегодня они будут знакомиться:

    Дети определяют, что это звук [ц]. Педагог обращает внимание на то, что звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других звуков. Например: [с-С"], [м-м"] и т. п. Дети могут продолжить перечень.

    2. Артикуляция звуков.

    Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зеркало: губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается за нижние зубы; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

    Характеристика звуков. Звук [ц] - согласный, всегда твердый.

    Ш. 1. Игровое упражнение «Поймай звук».

    Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [ц]. (Воспитатель интонационно подчеркивает звук)

    Примерный набор слов: цапля - аист, царь - король, птица - зверь, яйцо - цыпленок - курица - петух, театр - цирк, лиса - лисица, медведица - медвежата и др.

    Педагог предлагает сначала определить количество слогов в сло ве курица, а затем - место звука [ц] в нем (середина).

    Работа с предложением.

    а) - Из чего состоит предложение? (Из слов) Определите, сколько слов в предложении: «Курица снесла яйцо». (Три) Назовите первое слово в предложении (второе, третье). (Дети чертят линии на полоске в соответствии с количеством слов в предложении)

    б) Составление предложений по опорным словам: бабушка, вязать, носки. (Бабушка вяжет носки)

    IV. 1. Знакомство с буквой.

    Звуку [ц] соответствует буква Цд . Педагог показывает детям букву и читает стихотворение:

    Буква Ц -

    Внизу крючок,

    Точно с краником бачок.

    (Е. Тарлапан)

    Букву размещают на панно по адресу: первый этаж (нижний ряд), квартира № 2 (вторая клетка слева).

    Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием нож ниц и буквенного конструктора).

    Закрепление образов букв. «Чудо-домик».

    Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5) Назови звуки, которые они обозначают.

    V. Упражнение для мелкой моторики «Циркуль».

    Цель. Уточнять артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложения по опорным словам; упражнять в умении р/е- лить слова на слоги; упражнять в дифференциации звуков [с - з]; знакомить с буквой Цц; закреплять образ буквы.

    Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, простые карандаши, набор картинок, синие и зеле­ные кружочки (по 4-5 штук); полоски бумаги, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

    Ход занятия

    I. Педагог дважды читает стихотворение. Дети первый раз слушают, а второй раз работают со словами: выклады­вают синий кружок, если в слове слышен звук [с], и зеле­ный кружок, если в слове слышен звук [з].

    Зайка, заинька косой, Что ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу - Я ботинки принесу.

    II. 1. Педагог просит детей определить, с каким зву­ком сегодня они будут знакомиться:

    Цапля, улица, пыльца.

    Зайцы, мельницы, птенцы.

    Деревцо, кольцо, крыльцо.

    (И. Лопухина.)

    Дети определяют, что это звук [ц]. Педагог обращает внимание на то, что звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесе­ния, как у других звуков. Например: [с - с"], [м - м"] и т. п. Дети могут продолжить перечень.

    2. Артикуляция звука.

    Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зер­кало: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

    Характеристика звука. Звук [ц] - согласный, всегда твердый,

    Ш. 1. Игровое упражнение «Поймай звук».

    Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите^! звук [ц]. (Воспитатель интонационно подчеркивает звук.Н

    Примерный набор слов: цапля - аист, царь - король,Ш птица - зверь, яйцо - цыпленок - курица - петух, тле-™ атр - цирк, лиса - лисица, медведица - медвежата и др.

    2. Педагог предлагает сначала определить количество слогов в слове курица, а затем - место звука [ц] в нем. (В середине.)

    3. Работа с предложением.

    а) - Из чего состоит предложение? (Из слов.) Опреде­лите, сколько слов в предложении: «Курица снесла яйцо», (Три.) Назовите первое слово в предложении (второе, третье). (Дети чертят линии на полоске в соответствии с количеством слов в предложении.)

    б) Составление предложений по опорным словам: ба­бушка, вязать, носки, (Бабушка вяжет носки.)

    IV. 1. Знакомство с буквой.

    Звуку [ц] соответствует буква Цц. Педагог показывает детям букву и читает стихотворение:

    Внизу крючок,

    Точно с краником бачок.

    (Е. Тарлапан.)

    Букву размещают на панно букв по адресу: первый этаж (нижний ряд), квартира К» 2 (вторая клетка слева).

    2. ан ал и ти ко-синтетическая деятельность (с использо­ванием ножниц и буквенного конструктора).

    3. Закрепление образов букв. Игра «Чудо-домик». - Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5.) Назови звуки, которые они обозначают.

    V. Упражнение для мелкой историки «Циркуль».

    error: