Тема: Звук Ц. Буква Ц
Задачи: Учить детей выделять заданный согласный звук в начале,
в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;
Закреплять понятие «слог»;
анализ, синтез и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков.
Организационный момент (на ковре).
Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки, и поиграем в игры с ними, познакомимся с новой буквой, а какой, вы узнаете чуть позже.
1. -Какие бывают звуки?
Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Назовите гласные,которые вы знаете?
Почему они гласные?
Назовите согласные.
Почему они согласные?
2. Воспитатель: А сейчас послушайте загадки:
На шесте дворец
Во дворце певец (скворец)
Кто все пугается, под кустом спасается
Злому волку в зубы попадается (заяц)
Без окон, без дверей
Полна горница людей (огурец)
Дети:(отгадывают)
Воспитатель: -Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?
Дети: -Звук Ц.
Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.
Воспитатель:(предлагает повторить еще раз все слова- отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц).
Составление предложений по картинкам-отгадкам.
А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками
3.Характеристика звука.
В: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально.
Воспитатель: -Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?
Дети:(отвечают).
Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками).Что является преградой воздуху (язык, зубы).
А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились
Пришло время немного поиграть
4. Упражнение на дыхание.
Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот
5. «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.
(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)
5а Игра «Волшебный колодец».
В центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица.
Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении
6. Я буду произносить слова. Если в слове слышится звук Ц – подпрыгните и хлопните в ладоши над головой. Если звука Ц нет - сделайте приседание.
7. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).
1)Воспитатель: -Первое задание на первой строчке: обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова)к каждому рисунку, простым карандашом.
Дети:(выполняют задание)
Второе задание: на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец
8. Воспитатель: -Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)
Физкультминутка"Цапля".
Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)
9. Перед вами схема слова. Сколько звуков должно быть в слове? (Четыре). Предлагаю вам вспомнить как можно больше слов, которые состоят из четырех звуков. За каждое слово вы будете получать фишку. Кто наберет больше всех фишек – получит звездочку.
Ребус «Отгадай слово по первым буквам картинок»
Составление схемы слова ЦЫП.
Давайте составим схему слова ЦЫП.
10.Знакомство с буквой Ц.
«Что за хвостик на конце,
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет».
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ц- цепочка, украшение
Людям всем на загляденье.
Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза).
Пальчиковая гимнастика
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Анализ и чтение слогов и слов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, цап, цок.
Пишем букву Ц и слоги.
Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»
(согласный, твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»
- закреплять правильное произношение звука Ц (ТС);
- учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
- познакомить с понятием "согласный глухой, всегда твердый звук";
- познакомить с буквой Ц;
- учить читать открытые, закрытые слоги со звуком Ц;
- закреплять навык звуко- буквенного анализа слогов;
- закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
- закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн. числе;
- обогащать предметный словарь со звуком Ц;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать пространственную ориентацию на плоскости;
- развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: - игрушка -цапля, картинки на звук Ц, начало слова - цапля, царь, цифра, цикада, цепь, цыпленок, цветы; середина слова -овца, овцы, кольцо, кольца, огурцы, крыльцо, курица, гусеница, птица, синица, яйцо, лицо; конец слова - огурец, палец, кузнец, певец, младенец; картинки для игры "Детеныши заблудились" -львята -львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица и т. д. (см. игру);зеркала логопедические индивидуальные; картинка "улыбка-заборчик"; картинка Кузнечик; доска магнитная, маркер черный, синий, красный; карточка буква Ц; карточка- картинка "На что похожа буква Ц"- "Вот какая буква Ц: с коготочком на конце"; настенная Азбука; буквы- заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки "Найди окошко", для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий); ватные шарики и камушки для каждого ребенка; мяч.
Ход урока
Организационный момент:
Отгадывание загадок: - По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы); и еще загадка на усмотрение логопеда - Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце); Какой звук мы слышали в отгадках - звук Ц.
Фонетическая гимнастика "Прогулка в лесу".
Понятия - твердый согласный звук, мягкий согласный звук.
Мы в лесу. В лесу прыгает Кузнечик -Ц - Ц - Ц:(картинка Кузнечик). Рассматривание артикуляции. Картинка "Улыбка - Заборчик". Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Есть преграда, значит звук согласный. Логопед объясняет детям, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например мяукает кошка - звук мь - мь -мь -мягкий. Дети держат в руках ватный шарик, сжимают и разжимают его. Делают вывод - он мягкий. Мягкий звук обозначается зеленым цветом. Дети подражают Кузнечику - ЦЦЦЦЦ. Логопед поясняет, а звук Ц всегда твердый согласный, как камушек. Дети в ладошках сжимают камушки и произносят звук Ц - твердый камушек, твердый звук. Мягким звук Ц не может быть -он всегда твердый согласный звук. Далее логопед поясняет детям, что звук Ц глухой звук. Дети закрывают ушки ладошками - звук не звенит в ушках - это звук глухой. Дети произносят звук Ц, подражая Кузнечику сначала все вместе, затем по одному.
Игра "Назови картинку".
Дети называют картинки, выделяя звук Ц. В игре используются карточки "Найди окошко" для определения места звука Ц в слове. Слова: цапля, цепь, овца, кольцо, яйцо, огурец, палец, певец;
Игра "Жадина".
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Мой огурец. Моя курица. Мое кольцо. Мои ножницы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.
Игра "Чего нет".
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук Ц. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза - логопед убирает одну картинку, спрашивая: -Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.
Игра "Поймай звук".
Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите Кузнечика - ЦЦЦЦЦ:хлопните в ладоши, поймайте звук Ц. В игре можно дать слова и на звук С, таким образом подготавливая слух детей к дифференциации звуков Ц - С. Слова: цапля, цифра, царь, сова (не хлопаем, здесь нет звука Ц), синица, курица, львица, сапог, кольцо, крыльцо, яйцо, салат не хлопаем - это не Кузнечик, молодцы), солнце, ножницы, овцы, лиса, гусеница и т. д.
Физкультурная минутка:
Мы в лесу, стрекочит Кузнечик -ЦЦЦЦЦ.. Дети изображают кузнечиков, прыгают и бегают по кругу, стрекочат - ЦЦЦЦЦ:Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения.
Ох, ох, что за гром,
(руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны);
- Наш Кузнец строит дом.
(руками изобразить над головой крышу);
- Молоточек: тук - тук - тук:,
(руками похлопать перед собой);
- Помогать идет петух.
(руки вниз за спину, шаги с высоким подниманием ног, согнутых в коленях);
Игра с мячом "Один - много".
Логопед предлагает детям поиграть в мяч, изменяя при этом слова - один - много: кольцо - кольца, яйцо - яйца, лицо - лица, цапля - цапли, цепь - цепи, цифра - цифры, огурец -огурцы, певец -певцы, палец -пальцы, младенец - младенцы и т. д. Молодец - молодцы!
Показ буквы - карточки Ц; - показ и нахождение буквы Ц на настенной Азбуке; -показ карточки "На что похожа буква Ц" -" Вот какая буква Ц, с коготочком на конце";-где хвостик или коготок у буквы Ц - внизу справа; -поднимем правую руку и прописываем букву Ц в воздухе; - прописывание буквы Ц пальчиками на тактильных карточках;
Понятие "согласный твердый" звук.
Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук - всегда друзья. А звук Ц мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук Ц. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук Ц. - да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук Ц имеет преграду - зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед напоминает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются - согласными звуками. А звук Ц к тому же еще и всегда твердый звук (дети в ладошках сжимают и разжимают камушки) и обозначается синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой Ц синий кружок. Звук Ц еще и глухой звук (дети произносят звук, стрекочат, как Кузнечики, ладошками закрывают ушки - звук не звенит). Таким образом, логопед еще раз полностью характеризует звук Ц: - звук согласный - есть преграда (зубы);
- звук Ц всегда твердый звук (как камушек);
- звук Ц глухой звук (в ушках не звенит);
Работа в тетрадях.
Дети печатают букву Ц в тетрадях (пять, семь букв), по образцу педагога. Дети в тетрадях под буквой Ц рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук Ц имеет преграду - он согласный глухой, всегда твердый звук, обозначаем синим цветом.
Чтение слоговых таблиц.
АЦ ЦА АЦА
ОЦ ЦО ОЦО
УЦ ЦУ УЦУ
ЭЦ ЦЭ ЭЦЭ
Звуко - буквенный анализ.
Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слоги ЦА и АЦ (можно усложнить дать слово ОВЦА) простыми карандашами. А под слогами и словом рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом - есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.
Игры с мячом "А ну-ка, повтори".
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:
ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
цо - цо -цо - светит солнце нам в лицо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
ец - ец - ец - вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!
Игра "Эхо".
Логопед просит детей повторить ряды слогов - сначала громко, затем тихо.
ца -ца -цо
цо -цо -цу
цу -цу -цэ
цэ -цэ -ца и т. д.
Игра "Проговори пословицы и поговорки" (объяснить их смысл);
Заглянет солнце и к нам в оконце;
Кто за все берется, тому ничего не удается;
Конец - делу венец;
Молодец против овец, а против молодца сам овца;
Игра "Детеныши заблудились".
Дети помогают детенышам животных найти свою маму. Работа по картинкам: львята - львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица, верблюжата - верблюдица, ослята - ослица, лисята - лисица, волчата - волчица, ягнята - овца, ящерки - ящерица.
Итог занятия.
Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? - Есть ли преграда у звука Ц? -Что мы можем рассказать о звуке Ц? (Звук Ц - звук согласный, глухой, всегда твердый) -Как обозначаем согласные твердые звуки? -Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ц). - На что похожа буква Ц, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.
Конспект занятия к НОД Область «Познание» (подготовка к обучению грамоте)
Тема: «Звук [ц]. Буква Ц»
Материал: мешочек, игрушки, предметы на звук [ц], мяч, схемы слов, предметные картинки со звуком [ц], изображение буквы Ц, фасоль, тетради, карандаши, таблица со слогами, кассы букв, изображение сосулек с буквами.
Части занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
Педагог предлагает детям достать из мешочка предмет, назвать его и сказать с какого звука начинается его название.
Дети достают из мешочка предметы (цепь, цветок, цифры, цыплёнок, циркуль), называют их, определяю тпервый звук в словах.
На какой звук начинаются все предметы, которые вы достали?
Этот звук гласный или согласный? Почему?
Звонкий он или глухой? Почему?
Звук [ц] всегдя твёрдый. Как мы его будем обозначать?
На звук [ц]
Согласный, так как при произношении воздух встречает преграду(язык, зубки).
Глухой, так как горлышко при произнесении не дрожит.
Синим квадратом.
Выполните действие, если услышите звук [ц].
Дети выполняют действие.
На доске схемы слов (звук в начале, конце, середине). Дети по очереди выходят к доске, берут предметную картинку, называю слово, и кладут под соответствующую схему.
Слова: Цыплёнок, цепь, цветы, цапля, кольцо, яйцо, курица, овца, индеец, палец, огурец и т.д.
Дети определяют место звука в слове, вешают под соответствующую схему.
Педагог предлагает детям назвать ласково предметы так, чтобы в них появился звук [ц]:
Дети отвечают:
Звук [Ц] обозначается буквой Ц. (показ на доске)
На что она похожа?
Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.
Выложите букву Ц из фасоли.
Обведите её пальцем.
На стенку с крючком.
Дети выкладывают букву из фасоли.
Дети обводят.
Перед детьми на листочках буквы, дети должны найти и обвести только букву Ц.
Дети находят и обводят букву Ц.
Пять цыпляток,
Пять комочков
Во дворе стоят у бочки
Захотелось им напиться
Из щелей течёт водица
Вот из лужи пьют цыплятки
И у всех озябли лапки
Вот поджали коготочки
Побежали греться к квочке.
Большой и указательный пальцы - клювик, остальные прижаты к ладони.
Все пальцы сжать в кулак
Пальцами изобразить бочку
Приоткрыть пальцы-клювики
Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз
Показать, как пьют цыплятки
Пальцы дрожат
Прижать скрюченные пальцы к ладони
«Пробежаться» пальцами по столу
Написать букву Ц
Дети выполняют работу в тетради.
Дети читают слоги.
На сосульках написаны буквы. Педагог предлагает сложит сначала слово из букв, написанных на длинной, а потом на короткой сосульке (слова: овца, лицо) и сделать их звуковой анализ.
Дети составляют из букв разрезной азбуки слова, выполняют их звуковой анализ.
Чем мы занимались сегодня? С какой новой буквой познакомились.
Ответы детей
Ашарина Марина Павловна
Цель. Уточнить артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложения по опорным слогам; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять в дифференциации звуков [с-з]; ознакомить с буквой Цц ; закреплять образ буквы.
Оборудование. Индивидуальные зеркала; панно букв; простые карандаши; набор картинок; синие и зеленые звездочки (по 4-5 штук); полоски бумаги, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.
Ход занятия
I. Педагог дважды читает стихотворение. Дети первый раз слушают, а второй раз работают со словами: выкладывают синюю звездочку, если в слове слышен звук [с], и зеленую звездочку, если в слове слышен звук [з].
Зайка, заинька косой,
Подожди меня в лесу -
Что ты бегаешь босой?
Я ботинки принесу.
Цы-цы-цы,
Зайцы, мельницы, птенцы.
Цо-цо-цо,
Деревцо, кольцо, крыльцо.
Ца-ца-ца,
цапля, улица, пыльца.
(И. Лопухина)
И. 1. Педагог просит детей определить, с каким звуком сегодня они будут знакомиться:
Дети определяют, что это звук [ц]. Педагог обращает внимание на то, что звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других звуков. Например: [с-С"], [м-м"] и т. п. Дети могут продолжить перечень.
2. Артикуляция звуков.
Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зеркало: губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается за нижние зубы; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.
Характеристика звуков. Звук [ц] - согласный, всегда твердый.
Ш. 1. Игровое упражнение «Поймай звук».
Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [ц]. (Воспитатель интонационно подчеркивает звук)
Примерный набор слов: цапля - аист, царь - король, птица - зверь, яйцо - цыпленок - курица - петух, театр - цирк, лиса - лисица, медведица - медвежата и др.
Педагог предлагает сначала определить количество слогов в сло ве курица, а затем - место звука [ц] в нем (середина).
Работа с предложением.
а) - Из чего состоит предложение? (Из слов) Определите, сколько слов в предложении: «Курица снесла яйцо». (Три) Назовите первое слово в предложении (второе, третье). (Дети чертят линии на полоске в соответствии с количеством слов в предложении)
б) Составление предложений по опорным словам: бабушка, вязать, носки. (Бабушка вяжет носки)
IV. 1. Знакомство с буквой.
Звуку [ц] соответствует буква Цд . Педагог показывает детям букву и читает стихотворение:
Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
(Е. Тарлапан)
Букву размещают на панно по адресу: первый этаж (нижний ряд), квартира № 2 (вторая клетка слева).
Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием нож ниц и буквенного конструктора).
Закрепление образов букв. «Чудо-домик».
Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5) Назови звуки, которые они обозначают.
V. Упражнение для мелкой моторики «Циркуль».
Цель. Уточнять артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложения по опорным словам; упражнять в умении р/е- лить слова на слоги; упражнять в дифференциации звуков [с - з]; знакомить с буквой Цц; закреплять образ буквы.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, простые карандаши, набор картинок, синие и зеленые кружочки (по 4-5 штук); полоски бумаги, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.
Ход занятия
I. Педагог дважды читает стихотворение. Дети первый раз слушают, а второй раз работают со словами: выкладывают синий кружок, если в слове слышен звук [с], и зеленый кружок, если в слове слышен звук [з].
Зайка, заинька косой, Что ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу - Я ботинки принесу.
II. 1. Педагог просит детей определить, с каким звуком сегодня они будут знакомиться:
Цапля, улица, пыльца.
Зайцы, мельницы, птенцы.
Деревцо, кольцо, крыльцо.
(И. Лопухина.)
Дети определяют, что это звук [ц]. Педагог обращает внимание на то, что звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других звуков. Например: [с - с"], [м - м"] и т. п. Дети могут продолжить перечень.
2. Артикуляция звука.
Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зеркало: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.
Характеристика звука. Звук [ц] - согласный, всегда твердый,
Ш. 1. Игровое упражнение «Поймай звук».
Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите^! звук [ц]. (Воспитатель интонационно подчеркивает звук.Н
Примерный набор слов: цапля - аист, царь - король,Ш птица - зверь, яйцо - цыпленок - курица - петух, тле-™ атр - цирк, лиса - лисица, медведица - медвежата и др.
2. Педагог предлагает сначала определить количество слогов в слове курица, а затем - место звука [ц] в нем. (В середине.)
3. Работа с предложением.
а) - Из чего состоит предложение? (Из слов.) Определите, сколько слов в предложении: «Курица снесла яйцо», (Три.) Назовите первое слово в предложении (второе, третье). (Дети чертят линии на полоске в соответствии с количеством слов в предложении.)
б) Составление предложений по опорным словам: бабушка, вязать, носки, (Бабушка вяжет носки.)
IV. 1. Знакомство с буквой.
Звуку [ц] соответствует буква Цц. Педагог показывает детям букву и читает стихотворение:
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
(Е. Тарлапан.)
Букву размещают на панно букв по адресу: первый этаж (нижний ряд), квартира К» 2 (вторая клетка слева).
2. ан ал и ти ко-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).
3. Закрепление образов букв. Игра «Чудо-домик». - Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5.) Назови звуки, которые они обозначают.
V. Упражнение для мелкой историки «Циркуль».