Политика как общественное явления. Шпаргалка: Политика как общественное явление. Типология политических процессов

Введение…………………………………………………………………....2

1. Сущность и содержание политики

1.1. Сущность политики………………………………………….………3

1.2. Возникновение политики………………………………………..….4

1.3. Функции политики…………………………………………………..5

2. Политика как общественное явление……………………………….8

3. Структура политики………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………….....18

Список используемой литературы……………………………………19

Введение.

Слово «политика» является производным от "полис" - "город-государство" (греч.). В современном понимании политика - это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Политика - это сфера общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп людей и задействована политическая власть. Целью политики в современном понимании является содействие становлению справедливого общества, т.е. общества, приверженного принципу оптимальной безопасности и свободы для всех людей на основе идеи о равной и бесконечной ценности каждой человеческой жизни. Политика выступает также процессом непосредственного управления обществом, направленным на регулирование отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Политика включает в себя следующие структурные звенья: политические интересы, политические отношения (устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и властью), политическое сознание (отношение людей к власти), политическую организацию (институты публичной власти), политическую деятельность.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности политики как особой сферы социальной жизни и уровней ее функционирования.

Выделим основные задачи работы:

Дать определение и показать основные подходы к политике;

Рассмотреть субъекты и объекты политики;

Изучить структуру и уровни политики.

1. Сущность и содержание политики.

1.1. Сущность политики.

В последнее время мир стал свидетелем колоссальных политических процессов. Получают принципиальные изменения целые политические системы стран, формы государственных структур, демократические институты. Модернизируются, образуются или распускаются международные или блоковые государственные союзы. Мир стал более безопасным и открытым к международному сотрудничеству. Преобразуется политическая карта мира.

Это всё политика и результат политики. А что такое политика? Каково содержание этой категории?

В своё время русский историк В.О. Ключевский писал, что политические термины имеют свою историю, и мы неизбежно впадаем в анахронизм, если встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле. Это относится и пониманию термина "политика".

Давайте кратко проследим, какое значение имело понятие "политика" в истории. В Древней Греции под словом "политика" понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель, назвав человека политическим существом, считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо.

Даль В. И. рассматривал политику как науку государственного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий подлинные цели. Политик по Далю, это умный, ловкий (не всегда честный) государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать.

Французский энциклопедический словарь Ларусс утверждает, что политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а так же деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества.

В Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.

Ожегов С. И. в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Приведенные понятия позволяют сделать вывод, что политика это:

1.Участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности;

2.Деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами;

3.Совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни;

4.Характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой.

Исходя из вышесказанного, можно определить политику как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и использования институтов публичной власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

1.2. Возникновение политики.

Видимо, политика как явление, возникла в результате активности преследующего свои цели человека. На определённом витке развития общества постепенно усложнялся механизм материального производства, нарастала социальная мобильность, рос уровень культуры. Интересы человека стали распространяться за границы семьи, рода; появились блочные, групповые интересы, а значит и потребность их регулирования.

Это привело к тому, что в обществе возникла настоящая потребность в образовании социальной силы, способной к выполнению двоякой задачи:

1.Реализации человеческих интересов;

2.Такое урегулирование отношений людей и групп, которое сохранило бы целостность общества.

Такая потребность была реализована в процессе становления специфических общественных институтов, способных, используя силы принуждения и убеждения, обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения.

Таким образом, необходимость урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных органов государственной власти, а так же социальных ассоциаций, где люди группировались в целях защиты тех или иных интересов, и породила политический уровень общественных отношений.

1.3. Функции политики.

Если суммировать то, о чём мы говорили ранее, то можно выделить важнейшие функции политики.

1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества.

Политика представляет людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.

2. Рационализация возникающих противоречий.

В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия. Платон определял политику как "искусство жить вместе".

3. Управление и руководство политическими и общественными процессами.

Политические процессы, проистекая в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия.

4. Обеспечение целостности общественной системы, стабильности и общественного порядка даже при изменении режимов правления.

5. Человекотворческая функция.

Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.

6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.

Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно судить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.

Политика имеет свои субъекты и объекты. Известно, что субъект (от лат. "субъектус" лежащий внизу, находящийся в основе) - это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект (от лат. "объектум" предмет) - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности, в познании.

Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.

Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь. К субъектам политики можно отнести: личность, социальную группу, партию, государство или его органы, международные организации и т.п.

Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта. К объектам политики можно отнести: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т. п.

Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социальным характером и имеет отношение, практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её проявлениях, а изучение политологии способствует формированию социально-активной личности.

Предмет и структура политологии

В самом общем виде политология – наука о политике и власти, их сущность и содержание. Основным объектом политологии является политика . Вопрос о предмете политологии трактуется неоднозначно.

^ В понимании данной проблемы выделяют следующие подходы:

1. Политология – наука, которая изучает деятельность государства, политических партий и др. общественных институтов, осущ-их связь в обществе. Данный подход был популярен в западной политологии, но в посл. время утрачивает свое влияние.

2. Политология – единая наука о политике, но она включает не все знания о политике, а только те, которые опираются на строго научные эмпирические термины, поэтому здесь исключены проблемы: история политической мысли, политич. психология и др. Такой подход развивается в США сторонниками бихевиоризма , которые отождествляют политологию с естественными науками, основанных на точных эмпирических и математических методах.

3. Политология – общая единая наука о политике во всех ее проявлениях. Этот подход сегодня является главенствующим.

В структуре политологии выделяют элементы:


  1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает главные философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти.

  2. Теория полит. систем и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения).

  3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений.

  4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания.

  5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами.

^ Политика как общественное явление

В самом общем виде политика - совокупность отношений между различными областями людей (классами, нациями, соц.слоями). Возникновение политики связано с соц. и этническим делением общества. Именно в политике отражаются важнейшие интересы людей. У истоков такой концепции стоял Аристотель. По нему: политика – способ коллективного существования людей. По его мнению, человек – коллективное животное, которое может реализовать себя только в обществе. Потом эта концепция политики дополнилась ее конфликтным определением. Сторонники такого подхода считали, что главным содержанием политики явл. противоречие интересов различных групп.

В западной политике распространено властное определение политики: главное содержание политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти, т.е. политика явл. сферой властных отношений.

Основатель соврем. Политики немец Вебер считал, политика означает стремление к участию во власти или оказание влияния на распределение во власти.

Некоторые исследователи рассм-ют политику, как сферу взаимодействия гос-ва, политич. партий и др. общественно-политич. институтов, при этом центральное место занимает гос-во. Это связано с тем, что гос-во явл. единственным политическим институтом, решение которого носит обязательный для всех граждан характер; гос-во явл. единственным институтом, обладающим законным правом на применение при необходимости насилия.

Др. ученые считают, что главное назначение политики явл. управление соц. процессами с целью сохранения и оптимального функционирования данного политического строя.

В структуре политики выделяют элементы:

1. политическое сознание – совокупность идей, взглядов, мнений, обуславливающих конкретное политическое действие.

2. политическая деятельность – соц. активность субъектов политики.

3. политический интерес – реальные причины политич. деятельности и поведения людей.

4. политические нормы

5. политические отношения – характер взаимосвязи общественных групп между собой и институтами власти

6. политическая организация – обществ. объединения, гос-во, политич.партии.

Функции политики:

1. определение цели для всего общества и составляющих его политических субъектов.

2. обеспечение общественного порядка.

3. выработка приемлемых для всех политических субъектов правил поведения

4. предотвращение, регулирование и разрешение правовых конфликтов

5. организация масс на решение поставленных задач

6. разработка принципов распределения материальных благ в обществе и их реализация

^ Становление и развитие науки о политике

Первые попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности и носили воплощение в мифах. Начало научных исследований связано с именами: Конфуций, Платон, Аристотель. Цель политики они видели в достижении высшего блага человека и государства. Большой вклад в развитие политической мысли внес итальянский ученый М икколо Макиавелл . Он впервые освободил политические исследования от религиозной оболочки. В новое время 17-18вв политология еще не являлась самост. наукой.

Политические исследования велись в основном в рамках философии, истории права.

Политология как самостоятельная наука и учебная дисциплина сложилась во в/п 19в в США и Зап.Европе. Это было связано с выделением политики в самост. область обществ. жизни.

В 1857 г в Колумбийском колледже в США впервые создана кафедра истории политики как науки, а уже в 1880 там же создана школа политической науки.

В нач. 20 в был создан институт политических исследований при Парижском универе. Тогда же основали Лондонскую школу экономич. и политич. науки.

В п/п 20в политология окончательно сформировалась в самост. научную и учебн. дисциплину.

В 1948г при ЮНЕСКО создана международная ассоциация политической науки, которая действует до сих пор. Тогда же постановили изучать курс политологии во всех ВУЗах стран ЮНЕСКО, но в СССР и др. социалистич.странах, кроме Югославии и Польши, политология долго не изучалась.

Отдельные политические исследования велись в рамках научного коммунизма, истории КПСС. Ситуация изменилась лишь во в/п 80-х гг 20в, когда в Советском Союзе началась политика перестройки. Начиная с 1989 г курс политологии начал изучаться в некоторых ВУЗах СССР, а с 1992 г курс обязателен во всех ВУЗах РБ.

^ Категории, методы и функции политологии

Категория – положение, которое изучает глобальные связи. Категории : политика, политическая власть, субъекты политики, политическая система, государство, партии. Понятия, производные от категорий: политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическое соглашение и т.д.

Метод – сов-ть способов и приемов в изучении политики. Все методы имеют одинаковую значимость. Методы подразделяются на 3 группы :


  1. Общие методы . Здесь выделяют подходы:

    1. социологический – предполагает выяснение зависимости политики от общества;

    2. культурологический –выявление зависимости политич. процессов от политич. культуры;

    3. нормативный – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства;

    4. функциональный – требует изучения зависимости между политическими явлениями.

    5. системный – состоит в рассмотрении политики как целостного и саморегулирующегося механизма, но при этом механизм находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через понятия вход и выход;

    6. психологический – предполагает не человека вообще, а конкретного индивида.

    7. сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений.

    8. исторический –выявление связей прошлого, настоящего и будущего.

  2. Общелогические методы – применяются во всех науках: методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, моделирование ситуаций.

  3. Методы имперических исследований (характерны для прикладной политологии). Включает:

    1. бихевиоризм – предполагает наблюдение различных ситуаций и накопление фактов. Этот метод включает как открытую констатацию фактов, так и включенное наблюдение.

    2. контент-анализ – предполагает целенаправленное изучение письменных источников, программ, инструкций, непосредственных носителей информации.
Функции политологии.

  1. Познавательная, которая позволяет выяснить те или иные проблемы и служит решением различных вопросов.

  2. Прикладная – помогает реализовать результаты исследования в полит. практике.

  3. Методологическая – заключается в выработке способов и приемов анализа.

  4. Теоретическая – закл-ся в объяснении процессов, создании теорий, накоплении значений.

  5. Описательная – накопление, описание фактов политической жизни.

  6. Объяснительная – поиск ответов.

  7. Прогностическая.

  8. Мировоззренческая.

  9. Идеологическая.

Политические идеи Античности и Средневековья

Политич. мысль стала развиваться с переходом общества от первобытнообщинного к рабовладельческому. Первые политич. учения возникли в странах Др. Востока (Индии, Китая, Египте), однако политич. мысль наивысшего расцвета достигла в эпоху Античности (Др. Греция и Рим).

Древнегреческий философ Платон (5-4 в. до н.э.). Его трактаты: «Государство», «Законы и диалоги» «Политика». Платона интересовало больше всего государство. Он попытался разработать модель идеологического государства. Платон делил всех людей на 3 сословия но основе трем началам, преобладающим в душе человека, т.е. разумному, эмоциональному и чувственному. Разумное начало преобладало у философов, эмоциональное – у воинов, чувственное – у ремесленников и земледельцев. Управлять гос-вом д. б. философы. Воины должны приводить в жизнь реш-я философов и осущ-ть охрану порядка. Ремесленники должны трудиться, создавать материальные блага. Для того, чтобы философы и воины не подвергались страстям и действовали в интересах общества, они не должны иметь ни семьи, ни общества. Идеальным сп-бом обеспечения единства этого гос-ва Платон считал монархию.

Аристотель был не согласен со взглядами Платона. Он подверг критике учение Платона и выступил защитником прав индивида и частной собств-ти. Аристотель один из 1-х указал на то, что полит-ое устройство должно делиться на 3 части: - законодательную, - административную, - судебную. Но главное в гос-ве – это граждане и власть должна обслуживать их. Аристотель был убежден, что человек – сущ-во гос-ное, а политика имеет своей задачей выработку з-нов, основанных на справедливости.

Аристотель исследовал 156 известных ему госуд-ых устройств и выделил 6 типичных, 3 правильных и 3 неправильных. Правильное , где действуют во имя общего блага.(монархия–правление одного; аристократия–правление богатой знати, полития–правление многих). Неправильное – строй, при кот. преследуются частные цели правителя (олигархия–связь власти с крупным капиталом; тирания–единоличное правление, основанное на произволе; демократия–анархическое начало).

Античный период заложил основу многих положений демократического гос-ва.(попытка разделения властей).

^ Средневековье (5-15вв). Этот период характеризуется зарождением, господствованием и разложением феодализма. Главное влияние в этот период оказывала религия и церковь. Церковь стремилась влиять на госуд-ое управление. Полит. борьба проходила под знаком борьбы конкуренции между Римско-каталической церковью и светскими феодалами.

^ Аврелий Августин “признавал борьбу града Божьего с градом земным” и доказывал, что град Божий (праведники) победит и подчинит светское гос-во.

Эти же идеи получили дальнейшее развитие в трудах ^ Ф. Аквинского , кот. доказывал, что верховная власть- это Божья власть и именно ей принадлежит право распоряжаться духовной жизнью. Отсюда вывод, что Римскому папе, как наместнику Бога на земле, должны подчиняться все государи. Аквинский попытался доказать научное существование Бога. Он предположил разделить знания и веру.

1. Политика – как общественное явление

2. Политика – как наука и искусство, взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией

4. Типология политических процессов

Список использованной литературы

1. Политика – как общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи­ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу­дарство).

Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену поли­сам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ис­пользовать ее... » Итак, политика есть обращение с властью, за­данное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочи­вающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаи­модействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Мак­су Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвы­чайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управле­ния руководящего корпорацией, наконец, даже о политике ум­ной жены, которая стремится управлять своим мужем".

В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, тре­буют внимания и контроля со стороны государства. Такое вни­мание выражается в формировании задач развития и определе­нии средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характе­ристикой активного человеческого начала: способности созна­тельно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия".

Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характери­зуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчер­пывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосудар­ственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские груп­пы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагмати­ческое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выяв­ления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Консти­туции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не тре­бовалось бы никакого правительства». Однако до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек сво­боден пользоваться им, а в обществе существует "неравное распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовы­вать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной систе­мы призвана политика.

В отличие от других социальных институтов (например, мо­рали) политика служит удовлетворению не личных потребно­стей, а общезначимых и групповых интересов, реализация кото­рых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспе­чить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и соци­ального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Следовательно, политическую власть можно рассматри­вать как способность государства, других социальных институ­тов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воз­действовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

2. Политика – как наука и искусство

Взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией

Согласно политологической энциклопедии политика – это организационная и регулятивно - контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Существует еще не один десяток определений политики, раскрывающих ее суть с различных углов зрения. Но ясно одно, что для понимания природы политики необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества.

Наиболее тесно политика переплетается с экономикой . Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.

Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко про­анализирован в известной работе К.Поппера «Открытое об­щество и его враги». Согласно позиции К.Поппера, политиче­ская власть имеет фундаментальный характер, она может конт­ролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать зако­ны, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т. д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля - самое главное в жизни общества.

Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической жизни сегодняшней Молдовы имеет своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны.

Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной науке традиционно уделяется главное внимание, это отнюдь не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества.

Политика неотделима от права , нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.

Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали , существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Субъекты политики в своих дей­ствиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаи­модействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и пре­красном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые че­стные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, О. Бисмарка, В. И. Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая вполне определенный характер этого соотношения.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии . М.Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

Введение

Политика как общественное явление

Причины возникновения политики

Политика как деятельность по управлению обществом

Структура политики. Роль политики в обществе

Заключение

Литература

Введение

Актуальность темы. Политика - это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на международной арене (внешняя политика).

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

Согласно социальной трактовке, политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста его социальной неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально-однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе вместе с делением людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных.

Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов, несовпадающих интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью прежних регуляторов - традиций, обычаев, нравственных норм.

1. Политика как общественное явление

Отвечая на вопрос, что такое политика, Макс Вебер отмечает: Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. И в самом широком смысле слова, по замечанию М. Вебер а, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Но за основу рассуждения М. Вебер не берет такое "широкое понимание и предлагает говорить о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни государством которое является единственным источником права на насилие. И тогда политика, по М. Веберу, означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает .

Французский мыслитель Поль Валери, оценивая политику, отмечал, что политика - это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является главным. Немецкий исследователь Н. Ноак в книге Что такое политика? Введение в науку, изданной в Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал, что политика, напротив, должна быть искусством склонять людей к тому, чтобы они заботились о том, что для них является главным. Американский политолог, профессор Стэнфордского университета Д. Хелд в книге Политическая теория и современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии трактует политику в наиболее общем виде как борьбу за организацию человеческих возможностей.

В Философском энциклопедическом словаре читаем: Политика (от греческого политика - государственные или общественные дела) - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Известно, что большое внимание исследованию политики уделялось в марксизме. В. И. Ленин, в частности, раскрывая различные грани политики, отмечал, что политика-это устройство государственной власти, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства, что она есть область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами, что политика есть концентрированное выражение экономики .

Как видим, различных подходов и дефиниций политики уже разработано большое число. Появились попытки систематизации подходов к пониманию политики как социального явления. Так, польские исследователи, авторы книги Основы политологии, указывают, что применительно к современности можно говорить о двух основных тенденциях в трактовке подобного понимания политики:

а) интерпретация государства (и политики) в классовых категориях (марксизм);

Разумеется, такая классификация даже основных тенденций анализа политики не является исчерпывающей. Например, некоторые авторы, подчеркивая приоритет общественных и индивидуальных.интересов над государственными, указывают, что необходимо избегать односторонности. Так, ссылаясь на вывод К. Маркса о том, что политическая сущность какого-нибудь вопроса заключается вообще в его отношении к различным властям политического государства и на приведенные выше слова В. Ю. Шпак отмечает: Практика показала, что данный подход является односторонним, не отражающим глубинную, сущностную основу политики. Он выражает не всеобщее - общественное, общие интересы народа на базе учета политических интересов всех субъектов, а только государственное, единичное, что на практике приводит к абсолютному приоритету государственного над общественным, индивидуальным.

На необходимость различения политической и государственной власти неоднократно указывали Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и другие авторы. Однако при наличии ряда позитивных моментов в рамках такого подхода возникают и несомненные трудности. Специфика политики как общественного явления объясняется через политическую власть. А политическая власть, ее специфика?

Она объясняется через политику. ...Политическая власть, - пишут Ф. М. Бурлацкий и А. А. Галкин, - как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, а также отражающих их интересы индивидов проводить свою волю посредством политики и правовых норм. В такой трактовке, к сожалению, возникает логический круг.

Представляется, что в подходах (о чем свидетельствуют также и польские ученые) зарубежных и отечественных политологов в большинстве своем совпадает главное - указание на политику как область, сферу деятельности, отношений по поводу государственной власти. Именно отношения по поводу государственной власти выступают ядром всей политической сферы жизни общества. Эта трактовка поможет снять противоречия ряда точек зрения. В ее русле политика может рассматриваться и под углом зрения взаимодействия народа с правительством, личностей и масс, и как взаимодействие социальных групп по поводу власти и т. д.

Кто же выступает в качестве субъекта политики? На первый взгляд, уже все субъекты социальной жизни являются и субъектами политики. Ряд политологов придерживаются именно этой точки зрения. В марксистской традиции в качестве субъектов политики, это явствует уже и из приведенных выше положений, рассматриваются преимущественно классы, социальные группы, нации. Западная политическая наука в большей степени акцентирует внимание на индивидах, их поведении (поддержке, участии и т. д.) в отношении к институтам власти, к политической системе, хотя и не исключается рассмотрение таких групп, как правящая элита, группы давления.

Какая из трактовок наиболее близка к истине? Следует, вероятно, подчеркнуть, что каждая из них содержит в себе определенную долю истины, ибо намечает контуры тех или иных тенденций и противоречий, реально проявляющихся в обществе. Встав на позиции, исключающие из субъектов политики индивидов, личностей, мы не получим конкретных форм реализации политических тенденций, мы не получим политики как общественного явления. Но и представив политику только как выражение индивидуального поведения, мы также не приблизимся к политике, ибо не ответим на целый ряд возникающих в этом случае вопросов. И среди них один из принципиальных: когда же возникает, формируется политика.

История все более подтверждает вывод о том, что политика как общественное явление возникает вместе с формированием государства, а оно с разделением общества на социальные группы, классы.

Таким образом, генетически период возникновения политики совпадает с образованием социальных групп. Именно наличие, противоборство, сотрудничество социальных групп и было основой формирования государства и политики, выступило политико-образующей основой. Во взаимодействии классов, социальных групп (борьбе, соперничестве, конкуренции, сотрудничестве) в конечном счете определяются и опредмечиваются реальные объективные тенденции политического развития общества. И потому не только в филогенезе, но и в онтогенезе социальные группы являются решающими субъектами политической жизни, политики. Но представление о политике только как о социально-групповом взаимодействии будет не просто не полным, но и односторонним, ибо не учитывается очень важная сторона внутренней структуры самих социальных групп, исходной клеточкой которых выступает индивид, личность. В зависимости от целого ряда факторов во внутренне дифференцированной социальной группе роль отдельных индивидов существенно различается. И потому политическая воля группы - это определенный вектор, складывающийся в результате взаимодействия отдельных индивидов. Более того, роль личности, выражающей интересы господствующих в обществе социальных групп, возраста многократно. По всей видимости, нельзя рассматривать соотношение политических ролей личности и социальной группы класса вне контекста диалектики общечеловеческих и классовых интересов. А это, в свою очередь, требует учета человеческого фактора в политике, более того, его возрастающей роли.

В последнее десятилетие на исторической арене нашей страны, да и ряда Других стран вновь обострились национальные проблемы. Многие теоретические и практически-политические вопросы были сформулированы самой жизнью. И среди них проблема субъектов национальной политической жизни и национально-государственного строительства .

Причины возникновения политики

Политика - явление социальное, она возникает только в обществе, которое представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Взаимодействуя друг с другом, с природой, сложившимися институтами и учреждениями общества, каждый из них преследует прежде всего свои интересы. Интересы индивидов могут совпадать, отличаться и даже противостоять друг другу. Не всякую совокупность индивидов можно назвать обществом, не каждая обладает целостностью, а лишь такая, в которой интеграция, объединение, совместная жизнедеятельность индивидов осуществляются на основе общего интереса, принципиально важного для всех. Только в этом случае возникает взаимное сотрудничество людей, способное обеспечить прогресс. Совместными усилиями люди реализуют те цели, которых они не могут достичь в одиночку.

На заре развития человечества в примитивных обществах политика отсутствовала. Целостность общества, согласованное поведение индивидов были основаны на естественном совпадении их интересов. Дело в том, что неразвитость материального производства обусловила примитивный, а потому и совпадающий характер потребностей, которые сводились к физическому выживанию первобытного человека. Его зависимость от природы, где он находил пищу, жилище, а также от рода, племени не способствовала формированию индивидуальных интересов, которые отличались бы от интересов общины. Взаимодействия внутри общины были основаны на естественных связях (кровнородственных отношениях), регулировались различными верованиями, запретами (табу)» традициями, обычаями.

Однако развитие человеческих потребностей, их количественный и качественный рост побуждали индивида совершенствовать орудия производства, культуру труда, концентрироваться на выпуске одного вида товара, что дало толчок процессу общественного разделения труда. Уже в аграрных обществах совершенствование орудий производства, и прежде всего создание металлического плуга, а также использование животных в качестве тягловой силы, позволили производить продуктов больше, чем это требовалось для удовлетворения повседневных потребностей людей. Появился прибавочный продукт (в форме орудий труда, товаров, позже участков земли), который концентрировался в руках отдельных семей, а также старейшин, вождей, военачальников. Это привело к имущественному неравенству и появлению частной собственности .

Возникновение института частной собственности оказало большое влияние на последующее развитие человеческого общества. Прежде всего, с появлением частной собственности стало возможным обособление отдельного человека, формирование самостоятельного индивида, независимого от власти общины. Индивидуальный интерес все реже совпадал с общим, с интересами других общинников. Более того, некогда монолитное единство первобытного общества было разрушено в результате раскола его на бедных и богатых, интересы которых противостояли друг другу.

Потребности в согласовании различающихся групп интересов, обеспечении целостности общества, защите прав и свобод отдельного индивида привели к появлению политики и ее институтов - государства, элиты, лидеров, парламентов, профсоюзов, партий и т. д. С помощью этих институтов индивидуальные стремления людей переводятся в политическую волю общества, воплощаются в политических решениях, отражающих обобщенные интересы широких социальных, этнических и иных групп населения. В отличие от других социальных институтов (например, морали, религии) политика служит удовлетворению главным образом не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без государственной власти. Задачи сохранения целостности общества, согласования общей позиции различных индивидов и их групп, интеграции разнородных интересов политика осуществляет благодаря наличию такого эффективного инструмента, как государственная власть .

Политика как деятельность по управлению обществом

Второй подход к объяснению сущности политики - функциональный. При таком подходе ее сущность усматривается в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Участники политической жизни выполняют строго определенные функции и соответствующие им роли, разделение которых необходимо для обеспечения эффективности политики и сохранения целостности общества. Идея о разделении людей на управляющих и управляемых принадлежит древнегреческому философу Платону (428-348 до н. э.).

Искусство управления, считал он, требует соединения у людей «мужественных нравов» и «благоразумия». Этими качествами (мудростью и благоразумием), по Платону, обладали философы. Они и должны, считал философ, править государством. Другие группы населения - воины, ремесленники и земледельцы - должны были повиноваться философам и заниматься своим ремеслом.

Античный философ уже тогда подметил, что непосредственным творцом политики являются политические элиты и лидеры. Без них политика не может существовать, поскольку наличие элит, лидеров, как, впрочем, и государственных институтов, есть результат общественного разделения труда и превращения политики в самостоятельную сферу жизни общества. Творцами политики они являются потому, что обладают специальными знаниями, необходимыми для руководства обществом, и возможностью принятия политических решений. Если обнаруживается некомпетентность элиты и лидеров, проявляется эгоистичность их интересов, отрыв от потребностей масс, то политика утрачивает свою интегративную роль, свои согласовательные и регулятивные способности. 3 качестве примеров можно было бы привести исторические факты распада многих государств - от империи Александра Македонского до современных Югославии и СССР. С деградацией политической элиты, которая обеспечивала интеграцию подобных государственных образований, они утрачивали свою целостность. Причем их распад нередко сопровождался гражданскими войнами между некоторыми субъектами прежних государств.

Однако функциональный подход акцентирует внимание на технологии политических взаимодействий, т. е. на том, кто принимает решения, как эти решения реализуются на практике, каковы способы реагирования управляющих на изменяющиеся условия жизни общества и т. п. Но ведь подчас сами элиты и лидеры - всего лишь актеры на сцене; за ними кто-то стоит, их действиями кто-то умело руководит. Функциональный подход не раскрывает социального смысла политики, природы тех интересов, которые она выражает и защищает. Руководствуясь этим подходом, мы не сможем ответить на очень непростой, но крайне важный вопрос: «Почему у власти часто оказываются демагоги, авантюристы, которые преследуют цель захвата власти и удержания ее в своих руках?».

Политика обеспечивает целостность общества посредством взаимодействия всех ее структурных элементов.

Прежде всего, политика представляет собой сознательную деятельность участвующих в ней субъектов. Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или влияния на нее. В качестве субъектов политики могут выступать как социальные общности (слой, класс, нация, политическая элита, массы, профессиональная группа, военные, менеджеры), так и отдельная личность (политический лидер, просто обыватель). Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт. К таким институтам относятся: парламент, правительство, политические партии, профсоюзы, церковь, средства массовой информации, государство как субъект международного права, международные организации (ООН, Европейский парламент и т. п.).

Субъекты политики взаимодействуют по поводу распределения и использования государственной власти, руководствуясь политическими интересами, а также целями, установками, ценностными ориентациями, верованиями, идеалами. Они осознают содержание своих политических интересов, соотносят свои идеалы, ценности, установки, теории, нормы с реальными условиями собственного бытия. Так формируется система оценок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание политического сознания. Оценка реальной действительности, участие в политической жизни могут осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, т. е. того, что называют политической психологией. Но политическое участие может быть и абсолютно осмысленным, строиться на основе следования системе рациональных представлений, т. е. политической идеологии.

Свои политические интересы субъекты реализуют с помощью политических институтов: государства и его органов, партий, групп давления и т. д. Все они вместе составляют политическую организацию, выражающую интересы различных групп общества.

Политика как сфера руководства и управления общественными процессами регулирует различные сферы деятельности человека. Соответственно выделяются следующие разновидности политики: экономическая, социальная, демографическая, аграрная, культурная, техническая, военная, национальная и т. д.

По обращенности политики на решение внутренних или внешних задач различаются внутренняя и внешняя политика. Если субъектами политики являются народы, государства, международные общественные силы, движения, организации, а предметом их взаимоотношений выступают вопросы экономического, социального, политического, правового, военного, гуманитарного сотрудничества, то речь идет о еще одной разновидности - международной политике.

Функции политики - это важнейшие направления ее воздействия на общество. Количество функций политики в обществе может быть различным в зависимости от зрелости самого общества, его граждан. Если политика вмешивается во все сферы жизнедеятельности человека, то это означает отсутствие гражданского общества, т. е. сферы взаимоотношений свободных индивидов, способных развиваться вне рамок государства и без его вмешательства .

В развитых демократических государствах политика выполняет ряд социально значимых функций. Важнейшая из них - функция обеспечения стабильности и целостности общества путем выражения и защиты политически значимых интересов различных групп, слоев, индивидов, государства. Поддержание целостности социально неоднородного общества осуществляется благодаря выявлению общих интересов, объединяющих всех его членов, а также формулированию правил их поведения. Еще одной функцией политики является выработка стратегических целей развития общества и определение средств и методов их осуществления. Формулирование общих целей предполагает выявление смысла существования общества на конкретном историческом этапе и означает перевод с помощью политических институтов индивидуальных и групповых устремлений в единую политическую волю всего общества. В качестве социально значимой функции политики выступает также функция обеспечения общественного порядка, гражданского мира и организованности, гарантии прав и свобод личности. Не менее важна функция руководства и управления общественными процессами. Она осуществляется путем авторитарного, обязательного для всех распределения ценностей и ресурсов, ролей и политических функций, организации масс. Среди других функций политики особо выделяется функция интеграции различных групп и слоев общества, согласования их интересов, предотвращения и разрешения социальных конфликтов. И, наконец, еще одной немаловажной функцией политики является функция формирования политического сознания и культуры граждан, которые способны обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание субъектов политики. Это гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества .

В слаборазвитых странах, где высока степень социального неравенства и существует значительный разрыв в уровне жизни различных групп населения, политика выполняет ряд специфических функций. Прежде всего, в них политика служит средством поддержания классового господства экономически могущественных групп, но вместе с тем она может быть направлена и на максимальное осуществление принципа социальной справедливости.

Заключение

общество политика цивилизация социальный

Политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможен социальный прогресс существования общества, личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития; если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека.

Двойственность, "двуликость" политики выражается в том, что, с одной стороны, она, как правило, является инициатором всех начинаний и свершений, она упорядочивает взаимоотношения людей, осуществляет правление порядка и справедливости, но, с другой стороны, именно с ее помощью часто творится произвол, унижается человеческое достоинство, попираются права и свободы людей. Политика, как заметил М. Дюверже, - это "двуликий Янус" (древнеримский бог с двумя лицами, направленными в противоположные стороны: одно - в будущее, другое - в прошлое).

Для того чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, ее следует глубоко изучать, уметь видеть за хаотическим нагромождением политических событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни. Здесь как нельзя более уместно замечание французского социолога О. Конто: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать". Надеемся, что данный учебник по курсу "Политология" будет способствовать установлению в России гражданского мира, взаимопонимания, терпимости, культуры власти и демократии.

Политика как общественное явление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению………….5

2. Природа политики……………………………………………………………10

2.1. общественный смысл и функции политики……………………………14

3. Политика и другие сферы общественной жизни…………………………...16

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературных источников…………………………………………...…20

Введение

В практической жизни человека ни какие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем. Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы, и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей. Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений. Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти - нового механизма обеспечения групповых интересов - выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы. Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп. Актуальность темы работы проявляется в том, что на данном этапе государственного развития России вновь появилась потребность в усилении роли государства во всех сферах общественной жизни общества, что не может не поднимать значения политики, так как этот процесс происходит со стремлением демократизации общественной жизни.

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

Термин "политика" относится к сущностно оспариваемым понятиям, вызывающим дискуссии и споры по сей день. Как особая сфера человеческой деятельности, цель которой - ориен-тировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения, политика возникла более 2,5 тысячеле-тий назад. Однако с тех пор изменялись как содержание целей, так и способы их достижения. Не оставалось неизменным и содержание термина "политика". В его интерпретациях всякий раз на первый план выходили, в зависимости от обстоятельств, те или иные свойства данного общественного явления. В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н. э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служи-ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-госу-дарство). Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену поли-сам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ис-пользовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, за-данное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций". По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочи-вающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаи-модействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Мак-су Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвы-чайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управле-ния руководящего корпорацией, наконец, даже о политике ум-ной жены, которая стремится управлять своим мужем". Современное понимание политики многозначно. Так, на-пример, в третьем издании (1961) международного словаря аме-риканского лексикографа Н. Уэбстера (1758 - 1843) политика определяется следующим образом:

    раздел этики, связанный более с государственным и об-щественным организмом в целом, чем с отдельной личностью, разновидностью (подраздел) нравственной философии, имею-щей дело с этическими отношениями и обязанностями прави-тельств (властных структур) или иных социальных организаций; общественная и социальная этика;

    политические действия, практика;

    политические отношения или деловое соревнование меж-ду соперничающими группами интересов, а также индивидуу-мами за власть и лидерство;

Действия в целях расширения контроля и с некоторыми иными целями внеправительственной (неправящей группы);

    политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;

    политическое руководство (проведение политики) в част-ных делах;

    политические принципы, убеждения, мнения или симпа-тии отдельной личности (женская или иная политика);

    общая совокупность взаимодействующих и обычно кон-фликтующих отношений между людьми, живущими в обще-стве; отношения между лидерами и нелидерами в любом соци-альном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

    политическая наука.

Подобная многозначность термина "политика" всякий раз требует уточнения значения, в котором он употребляется: в научном или обыденном. В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, тре-буют внимания и контроля со стороны государства. Такое вни-мание выражается в формировании задач развития и определе-нии средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характе-ристикой активного человеческого начала: способности созна-тельно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия ". Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характери-зуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчер-пывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосудар-ственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские груп-пы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагмати-ческое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выяв-ления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института. Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. "Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Консти-туции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не тре-бовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям, и он свободен, пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовы-вать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной систе-мы призвана политика. Помимо названных подходов к раскрытию содержания политики весьма распространенным был метод, основанный на придании ей тех или иных смыслов существования в общественной жизни в целом. В связи с этим политика понималась и понимается - как форма реализации каких-либо этических целей, например, умножения блага или управления в соответствии со справедливостью (Платон) или осуществления рационального мышления (Гегель); как средство господства одних над другими или поддержания целостности общества и установления социального баланса (Дебре); форма распределения ценностей (Ласуэл) либо осуществления общей воли (Руссо) и т. д. Вывод: Безусловно, все эти интерпретации политики раскрывают ее сущностные черты и свойства, существующие в действительности. И поэтому все они, углубляя человеческое представление об этом явлении, обладают правом на существование.

error: