Памятник Горькому, сквер и трамвай: что будет с площадью у Белорусского вокзала

Последние года три на протяжении всего лета центр Москвы превращается в одну огромную стройку, чтобы ко Дню Городу в начале сентября порадовать обновленными улицами и площадями. Каждый год изменения все масштабнее. Нынешним летом из-за ремонта несколько раз по выходным перекрывали даже главную улицу города - Тверскую. К счастью, стройка на этот раз закончилась, и уже сейчас можно бродить по Москве, открывая ее новые достопримечательности. Площадь у Белорусского вокзала - пожалуй, одна из главных. После разрухи на протяжении десятилетий, изменения - феноменальны!

На Белорусский вокзал приезжает аэроэкспресс из аэропорта "Шереметьево". То есть, по-хорошему, площадь - это первое впечатление от Москвы у миллионов туристов каждый год, которые прилетают в российскую столицу, в том числе впервые. Это я не говорю о гостях Москвы, которые приезжают на поездах дальнего следования из городов Беларуси и России. То, что их встречало в Москве первым делом раньше - настоящий позор. Теперь привокзальная площадь изменилась до неузнаваемости: сюда пустили ветку обновленного трамвая, сделали газоны, на которых можно лежать, просторные пешеходные зоны. Москва отныне будет казаться успешной европейской столицей: аккуратной, благоустроенной, умело комбинирующей историю и современность.

1. На подступах к Белорусскому вокзалу.

2. В этом году, среди прочего, реконструировали Тверскую улицу от Триумфальной площади до Белорусского вокзала, переложив асфальт и сделав новые тротуары.

3. К сожалению, на этом участке сужать Тверскую не решились.

4. Тем не менее, улица все равно стала оживать: несмотря на многополосное движение, кафе и рестораны выставляют свои террасы. Кстати, на фото терраса отличного кафе с грузинской кухней - "Saperavi". Очень вкусно, рекомендую, если будете дико голодными и рядом с Белорусским вокзалом.

5. Наполовину отреставрированные старые дворы.

6. Еще не успев выйти на площадь у Белорусского вокзала, понимаешь: что-то здесь не то. Где покрытый десятилетней пылью забор? Где разруха? Где какие-то непонятные раздолбанные железяки?

7. Наконец, выходишь на саму площадь и замираешь от удивления. Ты будто оказался в другом городе, хоть и находишь в нем какие-то знакомые черты. Наземный переход со светофором, чистая, просторная площадь, масса места для пешеходов, зеленые лужайки и современный трамвай!

8. Таких трамваев пока немного по Москве, хотя заметно - город достаточно активно закупает такие вот вагоны на замену старым. Здесь стандартный набор: тихий ход, беспрепятственно можно пройти сквозь все секции трамвая от головы до самого хвоста, низкий пол, удобные сиденья, отсутствие турникетов. Кстати, трамвая же тоже на площади у Белорусского вокзала не было! Его демонтировали отсюда в 2008 году: и вот, наконец, он возвращается, еще и в каком виде! Новые трамваи, кстати, отечественного производства. Модель - "Витязь-М". Производится на Тверском вагоностроительном заводе.

9. С площади у Белорусского вокзала пока ходит два маршрута: короткий до станции метро "Новослободская" (соседняя по кольцу с "Белорусской") и длинный до "Бульвара Рокоссовского" (самая северная станция красной ветки). Трамвайные пути теперь пересекают Тверскую, и уходят вдаль по Лесной улице.

10. Теперь путешественникам есть где переждать время перед отправлением поезда.

11.

12.

13.

14. На площадь вернули памятник Максиму Горькому. Этот постамент был установлен здесь же в 1951 году, но демонтирован в 2005-м.

15. Вот как должны выглядеть привокзальные площади. Хотя, конечно, сейчас декора минимум - пока сильно не хватает малых архитектурных форм, которые разбавили бы слишком большое пустое пространство.

16. Еще недавно казалось, что у Белорусского вокзала вообще нет свободного место.

17. Ожидающие трамвай на остановке. Удивительно много пассажиров, учитывая то, что трамвай только запустили! Либо действительно такой бешеный спрос был, либо это все желающие просто покататься в первые дни:)

18. Все оборудовано для удобства маломобильных граждан и родителей с колясками.

19. Кривая трамвайного кольца.

20. Вообще меня удивило то, что хоть площадь и новая, на ней жизнь уже кипит вовсю, будто открытие было сто лет назад! Люди прогуливаются и отдыхают, деловито спешат на трамвай, а вот эти парни тренируются прыгать на скейте.

21.

22. К остановке подъезжает трамвай.

23. Просто толпа народа на посадку!

24.

25. Внутри просторно, но все свободное место занимают пассажиры! Ажиотаж!

26. Очень красивый дизайн!

27. Площадь обустроили не только со стороны Белорусского вокзала - но и с той, что прилегает к бизнес-центру. Безупречная современная архитектура теперь стала гораздо заметнее без всех этих заборов и траншей.

28.

29. Кстати, схема автомобильного движения на площади у Белорусского вокзала тоже сильно изменена - тут вообще появились новые дороги! Как водитель, скажу, что стало намного удобнее, понятнее, уменьшились пробки.

30. Но это еще не все. Пойдемьте на другую сторону Тверской - благо, туда ведет безбарьерный переход: никаких лестниц!

31. Восточная часть площади вообще больше похоже на рендер - но нет, теперь это реальность.

32. Жаль, церковь пока спрятана в лесах: после окончания реставрации, сможем любоваться этим удачным контрастом нового и старого. И да, обратите внимание - газон уже используется по назначению!)

33. Снова все аккуратно, много зеленого газона, белая плиточка. Думаю, обновленная площадь у Белорусского вокзала скоро приманит большое количество стоящих кафе, ресторанов и пабов! Здесь есть для этого все!

34. Красивый деревянный павильон пока не открыли.

35. Зелень - то, что нужно в большом городе.

36.

37.

38. Переходим дорогу, и оказываемся в уже давно построенном райском уголке для любителей современного мегаполиса и качественной архитектуры - на Белой Площади, которую я тут

Площадь Тверская Застава. Проектное решение

Через 1-ю Тверскую-Ямскую сделают сквозной проезд, на площадь Тверская Застава вернутся трамваи, и семь новых выделенных полос для общественного транспорта появится на ряде улиц в центре города.

Схема движения транспорта обновится почти на двух десятках улиц в центре Москвы после завершения городского благоустройства по программе . Через 14 улиц в центре города пройдут семь новых выделенных полос, предназначенных только для общественного транспорта. А на площади Пречистенские Ворота, Олимпийском проспекте и Зубовском бульваре откроют новые развороты. После городского ремонта в центре Москвы появятся новые парковки для туристических автобусов, Славянская площадь превратится в транспортный парк «Китай-город». Все изменения в схеме автомобильного движения направлены на то, чтобы центр города стал более комфортным и доступным для общественного транспорта, а к достопримечательностям Москвы вели удобные прогулочные маршруты.

Где появятся выделенные полосы для общественного транспорта

В Москве уже действует 29 выделенных полос для проезда общественного транспорта общей протяженностью 258 километров. После завершения работ по благоустройству к ним добавится еще семь полос. Общая протяженность новых выделенок составит более семи километров. Они пройдут через 14 улиц в центре Москвы. При этом встречная выделенная полоса для общественного транспорта протяженностью 1,4 километра появится на односторонних Сретенке и Большой Лубянке. Встречная выделенка позволит запустить новые удобные маршруты в центре столицы. Общественному транспорту не придется двигаться в объезд этих односторонних улиц на обратном пути.

Новые выделенные полосы пройдут по маршрутам:

— через Старую, Новую, Славянскую и Лубянскую площади, а также через Лубянский проезд, общая протяженность — один километр;

— по проспекту Мира, от Садового до Третьего транспортного кольца, общая протяженность — 2,3 километра;

— по Баррикадной улице, общая протяженность — 0,4 километра;

— по Верхней и Нижней Радищевским улицам, общая протяженность — один километр;

— по Николоямской улице, общая протяженность — один километр;

— по улице Житной (на участке от улицы Мытной до Калужской площади) и улице Коровий Вал, общая протяженность — 0,6 километра;

— по улицам Сретенке и Большая Лубянка — 1,4 километра.


Как поедет общественный транспорт

Городское благоустройство повлияет на расширение возможностей городского общественного транспорта. Так, на Славянской площади заработает новый транспортный парк под названием «Китай-город». Это первый и единственный крупный узел городского транспорта в центре столицы. Горожане смогут комфортно пересаживаться из метро на дневной или ночной городской транспорт, отъезжающий от Славянской площади. Там же можно будет взять напрокат велосипед или воспользоваться услугами такси на специальной стоянке. Работа нового транспортного хаба позволит добраться в любую точку центра города за 20 минут. Для туристических автобусов около самых знаковых и интересных достопримечательностей столицы сделают отдельные парковки. Так, стоянка для 18 автобусов появится на Москворецкой улице, возле парка «Зарядье», столько же туристических автобусов сможет разместиться на Пречистенской набережной. На Болотной улице появится зона для 38 туристических автобусов. А на площади Тверская Застава, около вестибюля кольцевой станции метро «Белорусская», оборудуют парковку для двух автобусов, которые привозят туристов для дальнейшего транзита в аэропорт на аэроэкспрессе. Около храма Христа Спасителя также появится своя парковка для транспорта, доставляющего туристов.

Горожане же смогут пользоваться новым магистральным маршрутом автобусов, который свяжет проспект Мира и Сретенку с Кремлевским кольцом, Новым Арбатом и Кутузовским проспектом. Это позволит пассажирам сократить время поездок на общественном транспорте до центра города и сделать их более комфортными — без многочисленных переходов, пересадок, подъемов и спусков на станции метро. От Сретенки на новом автобусе можно будет в два раза быстрее доехать до Театральной площади (семь минут вместо 15) и Нового Арбата (12 минут вместо 25).

Сеть наземного транспорта центра Москвы «Магистраль» появилась осенью 2016 года, на данный момент ей пользуются более 500 тысяч человек ежедневно. В состав «магистральной» сети входит 39 маршрутов, которые следуют с интервалом пять — десять минут. Маршруты делятся на магистральные, районные и социальные.

В рамках благоустройства на площадь Тверская Застава вернули трамвайное кольцо, которое было демонтировано в 1946 году. Кольцо с остановкой на площади стало естественным продолжением линии, которая до этого заканчивалась тупиком на Лесной улице. Единственной точкой пересечения продленной линии с потоками автомобильного транспорта стал перекресток улиц Лесной и 1-я Тверская-Ямская. По продленным путям курсируют уже существующие трамваи — № 7 и 9. После изменений трамвай № 7 вместо выезда на станцию метро «Новослободская» следует на Белорусский вокзал по улицам Палихе и Лесной. Трамвай № 9 от метро «Новослободская» также следует до Белорусского вокзала. По обновленным маршрутам курсируют современные низкопольные трамваи «Витязь-М», оснащенные климат-контролем, камерами слежения, а также с системой оплаты проезда без турникетов. Основные направления движения транспорта и количество полос на площади остались без изменений. Здесь установили более 60 синхронизированных между собой светофоров и соединили новой дорогой Грузинский Вал и Лесную улицу, теперь проехать с одной улицы на другую можно по прямой.

Где будут новые развороты

Три новых разворота для автомобилистов появится на благоустроенных улицах столицы — площади Пречистенские Ворота, Олимпийском проспекте и Зубовском бульваре. Так, на площади Пречистенские Ворота автомобилисты смогут развернуться у северного вестибюля станции метро «Кропоткинская». Так они попадут с внешней стороны Гоголевского бульвара на внутреннюю, разворот будет только в одном направлении. На Олимпийском проспекте смогут сделать разворот автомобили, движущиеся с Цветного бульвара в сторону области. При этом существовавший на данном маршруте ранее разворот на Самотечной площади закроют. Это снизит транспортную нагрузку на площадь. Еще один новый разворот будет организован на Зубовском бульваре — попасть с внутренней стороны Садового кольца на Ленинский проспект. Существующий разворот на Зубовской площади сохранят как дублер. При этом уже закрыт поворот на Калужской площади, который позволял автомобилистам с Садового кольца выехать на Ленинский проспект.

Стоит отметить, что разворот на Славянской площади, который позволяет проехать с Новой площади к Лубянскому проезду закроют для индивидуального транспорта, его оставят только для городских автобусов.



Как изменятся повороты и съезды

На Серпуховской площади изменится поворот с Большой Серпуховской на Люсиновскую улицу. После обновления схемы движения попасть на Люсиновскую можно будет по Большой Серпуховской улице, минуя Валовую улицу. Выезд с Валовой улицы на Пятницкую перенесут назад по ходу движения. После изменения схемы автомобилисты смогут выехать на Пятницкую улицу через 3-й Монетчиковский переулок. Изменится и съезд с внешней стороны Садового кольца в Оружейный переулок. Для того чтобы попасть в переулок, водителям будет необходимо заранее съехать на примыкающую к Делегатской улице дорогу. Прежняя схема выезда в Оружейный будет упразднена.

Городской ремонт помог избавиться от мест сужения полос, или так называемых бутылочных горлышек, на двух участках Садового кольца. До ремонтных работ восемь полос на Зубовском бульваре по внешней стороне кольца переходили в три на Крымском мосту. В этом месте были постоянные затруднения движения для транспорта.

А на участке внутренней стороны Садового, на улице Садовой-Каретной, уравняли количество полос. Раньше шесть полос на этой улице переходили в четыре перед въездом в тоннель под Триумфальной площадью. Теперь на этом участке везде четыре полосы движения, кроме самого тоннеля, где автомобили едут по трем полосам.

При этом Болотную набережную откроют для автомобилистов. Проехать по набережной можно будет с Болотной улицы на Большой Каменный мост. А на 1-й Тверской-Ямской улице для автомобилистов появится новая возможность — там откроют сквозной проезд. Машины смогут пересечь Тверскую, проезжая с улицы Чаянова на улицу Васильевскую напрямую по оборудованному светофорами перекрестку. Движение будет возможно и в обратную сторону.




Какие улицы станут пешеходными

Богоявленский и Рыбный переулки, а также Биржевая площадь станут полностью пешеходными. Они войдут в единый прогулочный маршрут, связывающий Кремль и парк «Зарядье». Проезд по этим улицам сохранится только для автомобилей резидентов (местных жителей или работающих здесь людей), а также спецтехники и автотранспорта, обслуживающего магазины и кафе. Для выезда в сторону Кремля в районе новой пешеходной зоны планируют открыть левый поворот с 1-го Голутвинского переулка на Большую Якиманку, которую сделают двусторонней — по одной полосе в каждом направлении.

Пешеходной уже стала Якиманская набережная на участке от 3-го Голутвинского переулка до улицы Большая Якиманка. Вместе с ней для автомобилей оказалась закрытой половина 3-го Голутвинского переулка на участке от пересечения с 1-м Голутвинским переулком до пересечения с Якиманской набережной.

Полностью свободной от автомобилей станет территория перед историческим вестибюлем станции метро «Красные Ворота» на Садовой-Черногрязской улице. Для этого закроется въезд в Мясницкий проезд с внутренней стороны Садового кольца, а также выезд из Мясницкого проезда на Садовую-Спасскую улицу. Попасть в Мясницкий проезд можно будет через Хоромный тупик, а уехать оттуда — через Мясницкую улицу.

Новая инфраструктура после благоустройства появится не только для пешеходов, но и для велосипедистов. Велодорожки продлят в Соймоновском проезде и на Яузском бульваре, таким образом, на всем Бульварном кольце образуется единый веломаршрут — большая кольцевая велодорожка вдоль московских бульваров.

В 2017 году по программе «Моя улица» улиц, набережных и площадей общей протяженностью 65 километров. Тротуары на городских улицах делают шире, в порядок приводят фасады домов, в центре города обустраивают места для отдыха и видовые точки. Основные работы по программе «Моя улица» будут завершены к Дню города. Поздней осенью на благоустроенных территориях начнут высаживать деревья.

11.09.2017 — реконструкция площади закончена. Появился трамвайный круг, парковку вернули на место (менее 100 мест).

19.06.2017 — убраны парковки на площади Белорусского вокзала как со стороны Бутырского вала так и со стороны вокзала, добавлен светофор при выезде с Бутырского вала, изменена схема движения, пробки в Москве усилились, начинаются строительные работы. Что же происходит на площади?

Проекты переустройства площади Белорусского вокзала были еще в 2003 году, задумывалась в различных направлениях с подземной парковкой и абсурдным добавлением еще и торгово-досугового центра еще при Лужкове. Центр площади с деревьями удалили еще в 2006 году и в 2007 году стройка началась, но почти сразу остановилась, движение встало. И в таком разобранном состоянии площадь существовала до настоящего времени, т.е. 10 лет. Рисовались и , а пробки росли. Наконец, в июле 2016 года власти Москвы окончательно отказались от строительства развязки с длительным копанием в земле и решили переустроить плоскостное движение и протащить до площади трамвай с Лесной улицы и сделать на площади трамвайное кольцо. Сейчас движение выглядит примерно так:


Площадь Белорусского вокзала подготовили к стройке (фото roads.ru)
Схема движения 2017 — площадь Тверской заставы

По поводу проектов развязки мэр Москвы сказал: «все наши экспертизы и моделирование движения показали, что это бессмысленное сооружение, в результате все равно машины упираются в горловину улицы Тверская, в боковые переулки. И это мало что даст кроме того, что мы наворотим там огромную стройку, создадим еще проблемы для жителей…. В следующем году площадь Тверской Заставы будет благоустроена, движение там станет более упорядоченным и на этом там будет поставлена точка.»


Проект площади и схемы движения таков:

Что мы НЕ видим на новой схеме движения? Больше не будет поворота с Ленинградского проспекта на Бутырский вал (до сих пор можно было проехать вокруг площади, собрав почти все светофоры).

Зато появится выезд с 1-й Брестской на Лесную улицу (его 10 лет нет, но когда-то он был) — 1 полоса движения.

Одновременно на 1-й Тверской-Ямской улице (бывш. ул.Горького) продолжается программа «Моя улица», т.е. реконструкция, и движение ограничено до 2 полос. Стройку на площади обещают закончить в сентябре к дню города, поэтому эти 2-3 месяца рекомендуется площадь объезжать.

Но на данный момент возможности выезда на площадь сильно ограничены:

  • Со стороны 1-й Брестской — сужение в 1 полосу
  • Со стороны Грузинского вала — сужение в 1 полосу или поворот направо на 2-ю Брестскую
  • Со стороны Ленинградского шоссе — 2 полосы и сужение в 1 полосу
  • Со стороны Бутырского вала в путепровод — сужение в 1 полосу

Видео — вид сверху

Вид сверху площади Тверской заставы, июнь 2017:



Результат — проложенные поперек 1-й Тверской-Ямской трамвайные рельсы, уже заасфальтированные вровень с асфальтом 16.07.2017.

К субботе строители сдали основной объём работ у Белорусского вокзала. На площадь вернули памятник Горькому, канализировали движение и запустили хаб с трамваем. Впереди озеленение, установка мебели, остановок и навигации. Напомню, раньше тут было асфальтовое поле. Давайте сравним, что было сделано с уже историческими снимками от весны этого года.

Было

История площади последних 20-30 лет начинается с чуда - её хотели превратить в бетонного монстра, но не стали. До последнего ряд чиновников-градостроителей пробивал здесь , торговлей и парковкой. Благо кризис и сложные подземные коммуникации помешали испортить вид площади и парализовать центр города. В итоге был разработан организации движения с отделением потоков от парковки блоками и хоть какой-то логикой движения:

Через Тверскую, на Лесной улице, был огрызок трамвайной линии с тяни-толкаем. Бывший разворотный круг был застроен бизнес-центром, так что трамвай был своего рода аппендиксом с плохой координацией с другими видами транспорта. От остановки трамвая было идти далеко до метро, автобусов и самого вокзала:

Стало

Не совсем актуальная, но дающая представление схема новой площади:

Общественное пространство по центру. Установить уличную мебель не успели, а деревья посадят поздней осенью, чтобы они максимально прижились:

Горького вернули из Музеона, куда его убрали с площади в 2000х. Историческая справедливость в действии:

Ещё были восстановлены оригинальные фонари путепровода через железную дорогу. Это дико круто:

История умалчивает, когда и куда точно они пропали, но последние годы опоры стояли голыми. Раньше я даже не знал, что когда-то тут были фонари...

Вокруг Горького сделали разворотное кольцо, что позволило запустить нормальный подвижной состав. Отстой трамвая было принято убрать из проекта - так пропал второй путь. Решение странное, ведь теперь водители трамвая не могут отдыхать между рейсами или использовать второй путь для соблюдения графика и экстренных ситуаций:

Теперь тут ходят магистральные маршруты трамвая. Площадь позволила подтянуть трамвай к метро, вокзалу и другим остановкам - пересадки стали ближе и удобнее:

Существующие маршруты изменили, а интервалы уменьшили. Крюки 9 маршрута сделаны из-за инфраструктурных ограничений сети, но зато студенты смогут добираться сразу до электричек и трёх станций метро.

Тверскую трамваи проезжают по существующей ранее автомобильной фазе. Так как у нас принято протягивать вылетные магистрали и создавать пробки на пустом месте, то трамваи стоят по несколько минут лишь одном перекрёстке вместе с машинами. Это не дело - надо разбивать фазы и делать смену режимов чаще.

Лесную улицу будут реконструировать в следующем году, но уже сегодня там есть обособление разметкой:

До площади я доехал от Сокольников в выходной день примерно за полчаса. Столько же я бы ехал на метро (-+5 минут). В будний день не тестировал, но в субботу в все сидячие места были заняты:

Новый вид вокзала:

Трамвайная платформа. Забор индивидуальный и откровенно страшный. Хотя типовые конструкции, которые массово ставят по городу, ещё хуже.

Суровый и беспощадный промдизайн. Креатива хватает на зубья Кремля и гербы, хотя обычный забор из хрома смотрелся бы в разы лучше. Вообще это общенациональная проблема городского дизайна - страшные вещи, которые не должны обращать на себя внимание в принципе, пытаются искусственно улучшить и подчеркнуть их убогость. Так появились цветные бордюры, заборы и всякие яркие покрышки.

Горький и Георгий:

Пути выложили типовой бетонной плиткой. Сочетание гранита и бетона:

Смотрится противно, зато выделяет габарит трамвай. Если бы не ограниченные сроки, то лучше всего было бы залить пути .

Пока изменили лишь маршруты трамвая, а автобусы ходят по старым трассам. На самой площади пока нет даже павильонов - под них только оставлены заделы в виде вывода электричества и мест под опоры.

По новой схеме маршруты, которые сегодня разворачиваются под мостом, будут оборачиваться у метро, трамвая и вокзала. То есть пересадки станут значительно ближе для пассажиров экспрессов и магистральных маршрутов. Для А12 и Т18, едущих с Грузинского Вала на Бутырский, остановка вернётся к вокзалу. У Т56 и Т78, которые сейчас ходят до Белорусского вокзала с остановками в километре от вокзала, остановки тоже окажутся прямо на площади.

Потоки для машин канализированы - водители не попадают в асфальтовое поле, где каждый ездит по законам джунглей. За счёт тротуаров и островков безопасности, физическая траектория считывается за секунды, а не повергает водителя в ужас.

Движение стало понятнее и логичнее с сохранением всех поворотов и полос. Хотя многим может показаться, что места стало меньше - раньше границ асфальта не было видно, а теперь они есть.

Тут должен был быть наземный переход через Тверскую по трамвайно-автомобильной фазе. Сходы есть, а перехода нет - что за херня? Неужели кто-то ? Про велопереезд я вообще молчу.

Заезды для такси:

Городская платная парковка:

Непосредственно у вокзала водоотвод спрятали под плиты. Для воды оставили небольшие щели:

Технология не новая и применяется в мире давно, но в Москве подобное видел ранее лишь . С учётом сроков и строительной культуры, много брака:

Щели и разный уровень плит хорошо чувствуется даже с толстой подошвой. Так что ждём работы над ошибками.

Ну и что?

В Москве появился новый хаб. После установки павильонов и запуска Магистрали 2.0 людям должно стать в разы удобнее пользоваться общественным транспортом. При этом в первую очередь это коснётся пассажиров автобусов, а не трамваев. Вангую рост пассажиропотока.

Сам факт появления трамвая в центре говорит о многом. Московский трамвай всё быстрее прощается с образом неудобного ведра с гайками в пользу современного и комфортного транспорта 21 века. Уверен, что в будущем от нового кольца протянут ветку до Сокола и вернут движение трамвая по Ленинградскому проспекту, откуда его варварски убрали ради пары полос движения и убийства района.

Горький и новая площадь хорошо дополнила образ Тверской заставы. С деревьями это станет хорошей общественной зоной в центре города. С учётом большого числа заведений вокруг, было бы круто сделать уличные веранды для очеловечивания пространства - местные жители и работники наверняка оценят такое.

Для читателей из регионов хочу отметить, что проект крут в первую очередь за счёт планирования и зонирования. Дорогой гранит можно заменить на асфальт или бетонную плитку, создав подобные хабы в городах с небольшим бюджетом.

А ещё можно подписаться в...

Реконструкция площади у Белорусского вокзала началась в 2008 году - на ней планировали за $300 млн построить многоэтажную автостоянку в комплекте с торговым центромМакет варианта реконструкции 2006 года Фотография с сайта wikimapia.org. . В 2011 году, когда стало понятно, что это с большой вероятностью парализует движение как на самой Тверской, так и вокруг нее, проект был остановлен. В итоге на месте бывшего сквера на расчищенных под строительство площадях устроили наземную парковку - буквально заморозили объект на шесть лет. В этом году после реконструкции на Тверскую Заставу вернется памятник Горькому, который двенадцать лет простоял в ссылке в парке «Музеон». Фактически переделка площади выглядит как исправление градостроительной политики десятилетней давности, в рамках которой к каждому городскому вокзалу хотели впихнуть ТЦ.

Артем Боженов

Программист, живет на 3-й Тверской-Ямской

«Площадь грозились реконструировать еще лет пятнадцать назад в рамках проекта . Уже тогда стало понятно, что при этом будет полностью нарушена пешеходная связность Тверской с Ленинградским проспектом и путепровод перестанет быть пешеходным. Тогда было время автомобильных строек в центре города, и все относились к этому как к неизбежному злу жизни в центре мегаполиса.

Потом был представлен новый проект с многоуровневой развязкой. Было очевидно, что некоторые потоки она действительно развяжет, но движение с Ленинградки будет все так же упираться в светофоры на Пушкинской площади, блокируя съезды. И развязка в итоге будет работать примерно в текущем режиме - то есть скорее машины будут стоять, чем ехать. При этом площадь опять же выпадала из пешеходного использования, оставаясь широкой многоуровневой стоящей пробкой. К счастью, этот проект тоже отменили».

Как менялась Тверская Застава за последние 20 лет

Памятник Горькому создал советский скульптор-монументалист Иван Шадр в 1939 году. В 1951-м его закончила Вера Мухина, и он был установлен на площади около Белорусского вокзала. Год спустя за эту работу авторский коллектив получил Сталинскую премию - 100 000 рублей. На этой фотографии 1980-х Горький стоит на своем месте - в скверике, который планируется восстановить в 2017-м

© Валерия Зуфарова / ИТАР-ТАСС

1 из 5

Слева - сквер с памятником, у моста тоже некоторое количество зелени, принимавшей на себя пыльный удар со стороны начинающейся Ленинградки. От вокзала до моста тянется пешеходный переход. Так выглядела Тверская Застава в 1989 году

© Василий Егоров / ИТАР-ТАСС

2 из 5

2005 год, Горький переезжает в «Музеон», который до Капкова был кладбищем советских памятников. Газеты печально констатируют, что не будет больше свиданий «под Горьким». В результате неправильного демонтажа - рабочие снимали его с постамента наугад - и двухгодичного лежания в «Музеоне» скульптура сильно пострадала. Слева на ней трещина

© Юрий Машков / ИТАР-ТАСС

3 из 5

Перерытая Тверская в 2008 году. Инвестор строительства - «Автостоянка Тверская Застава», общий объем инвестиций - около $300 млн. Ответственные за проект - ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова

© Татьяна Грицаева / ИТАР-ТАСС

4 из 5

В 2011 году стройка официально остановлена. На снимке 2012-й - на территории остаются не до конца зарытые огороженные участки

© Сергей Узаков / ИТАР-ТАСС

5 из 5

Ключевая проблема площади - в том, что она не осознается как городское пространство. Это транспортный узел с бесчисленными светофорами и вечными пробками. И если на стороне Лесной улицы с ее офисными зданиями, ресторанами и вписанной в них церковью Николая Чудотворца еще чувствуется какой-то соразмерный масштаб, то на стороне Белорусского вокзала пешеходы ощущают себя лишними. Их задача - пересечь площадь, убраться с Тверской как можно скорее.

Решить эту проблему было поручено бюро West 8 Адриана Гезе - нидерландского архитектора, который несколько лет успешно работает в России. West 8 славятся экологичным дизайном городской среды: раскидать как можно больше зелени вместо парковок - похоже на их ключевую идею. Превратить закрытое промышленное сооружение в парк - такое у них уже получилось на питерской . В Москве Гезе вернул деревья - от Бульварного кольца и до Красной площади. Но комментировать результаты пока не спешит - предлагает дождаться момента, когда они зазеленеют.

Что будет на площади у Белорусского вокзала


Новый переход

Всего новых переходов появится восемь: три с Тверской Заставы на 2-ю Брестскую, три с Тверской Заставы на 1-ю Брестскую и два на самой площади Тверская Застава.

5 полос движения

За счет оптимизации ширины полос теперь по направлению в область их будет пять. В центр - по-прежнему четыре

Новый парк

На месте затянувшейся стройки будет полноценный парк с павильоном под будущее кафе

Сквер

Сквер вокруг памятника Горькому вернется на свое место

Автомобильный разворот

Сюда смогут поворачивать и автомобили, которые едут с 1-й Тверской-Ямской - налево, против часовой стрелки

Сокращенная вдвое парковка

Сейчас половина парковки пустует даже в рабочее время и выходные дни. После реконструкции останется всего 108 мест - рядом со входом на Белорусский вокзал

Автобусный разворот

Для разворота автобусов обустроят выделенную полосу длиной 50 метров между 1-й Брестской и 1-й Тверской-Ямской. До того разворот был у Ленинградки

Подсвеченные переходы

Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы

Старообрядческий храм, который начали строить в 1914 г. и закончили уже после Революции - в 1921-м. Оказался такой же антитезой офисным зданиям ABD architects, как Церковь Симеона Столпника посохинскому Новому Арбату

Новая Тверская Застава в цифрах

27 000 кв.м плитки

11 000 кв.м газонов

111 мест на парковке

79 деревьев

43 скамейки

6 остановок трамвая и троллейбуса

5 полос в область и по-прежнему 4 в центр

1 памятник Горькому

После реконструкции - то есть ко Дню города - на площади появится сквер с газонами и памятником Горькому. На месте пустыря на пересечении Бутырского Вала и 1-й Тверской-Ямской устроят парк с липами и павильоном для кафе - он свяжет Белую площадь с Белорусским вокзалом в удобный пешеходный маршрут. Тротуары, как вы догадались, расширят, а на месте асфальта проложат гранитную плитку. Вокруг сквера с памятником пройдут трамвайные пути маршрута, который раньше доходил до середины Лесной улицы и разворачивался, - теперь его протянут к Белорусскому вокзалу. В переходах под Тверским путепроводным мостом установят LED-панели и проложат плитку - чтобы туда можно было заходить без мрачных мыслей.

Все это происходит под эгидой переосмысления привокзальных территорий. Как замечают в КБ «Стрелка», которое курирует архитектурные концепции «Моей улицы», эти площади «…перестают быть транзитными и становятся осмысленными - с удобным транспортным функционалом, озеленением и объектами культурного наследия» (речь про Горького). На Тверской Заставе проектирование последовало за работой Центра организации дорожного движения - там смоделировали транспортные и пешеходные потоки, и на этой основе уже рисовали зелень со скамейками.

При этом в транспортную концепцию проекта вложено не совсем очевидное продление трамвайных маршрутов № 7 и 19 от трех вокзалов до Белорусского - на метро эту дистанцию можно проехать быстрее. В Дептрансе , что это приведет к росту их популярности - на 10–15 тысяч пассажиров в сутки. В проекте можно заметить очевидные компромиссы - попытки угодить всем: и машинам (половина площади отдана под парковку), и общественному транспорту, и пешеходам. Забыли только про - велоинфраструктуры в проекте не видно.

Кокетливый красный свет от LED-панелей вместо мрака, навевающего воспоминания о фильме «Необратимость»

© Стрелка

1 из 2

Тротуары у выходов расширят почти на пять метров. Раньше ширина проезжей части была 14,7 метра, теперь станет 10. При этом все три полосы движения сохранятся

© Стрелка

2 из 2

Что говорят эксперты и местные жители

Егор Мулеев

Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

«На этой площади хотели делать автомобильную развязку - здорово, что местным жителям удалось отбиться от этого безумного проекта. Тенденция по возвращению трамвая не может не радовать, но есть сомнения в том, что он будет востребован. По сути, уехать можно будет только в сторону метро «Новослободская», МИИТа, к метро «Достоевская». Как мне кажется, на этом участке трамвайный потенциал не раскрывается в полной мере. Однако если у Дептранса есть планы по развитию сети, например, в сторону «Улицы 1905 года», то вместе с усилением ценового гнета на автомобилистов можно осторожно предположить рост популярности трамвая в перспективе.

Анализируя этот проект, я ставлю себя на место пассажира. Получается, чтобы дойти до остановки от вокзала, мне нужно обойти стоянку автомобилей и постоять на нескольких светофорах. Такое решение напоминает аэропорты Внуково и Домодедово, где аналогичным образом с чемоданами нужно протискиваться между машин и отбойников и только потом появляется возможность воспользоваться автобусом. Неудобно. Ну и явно автомобильная загрузка сохранится, несмотря на новую организацию движения. В часы пик все окрестности все равно будут стоять. Единственный выход в этом случае - ездить меньше на автомобилях».

Дмитрий Бегляров

Редактор путеводителей Meduza, житель района

«Главная проблема площади - в том, что на ней мощная многополосная магистраль Ленинградского проспекта, собирающая трафик со всего северо-запада, втыкается в три полосы на Тверской-Ямской, и к этому добавляются еще потоки машин с Брестской, Грузинского и Бутырского Вала. Чудо, что здесь не построили торгового центра и развязок, - это уничтожило бы все кварталы вокруг. Хорошо, что опубликованный проект реконструкции должен вытеснить часть потока с площади. Но я бы хотел увидеть альтернативные пути попадания от Беговой и Ямского Поля в центр - сейчас они полностью изолированы железной дорогой и вокзальными депо».

Павел Яблоков

Старший редактор интернет-издания «TR.ru | Транспорт в России»

«Никакой Тверской Заставы давно нет, это всего лишь памятное красивое имя. Зачем его возвращать, если не планируется воссоздавать два обелискаОбелиски и Триумфальная арка Фотография, сделанная во время коронационных торжеств 1896 года. ? Функционально площадь точно называлась в советские годы - площадью Белорусского Вокзала. Именно вокзал и является главной доминантой площади - как архитектурной, так и функциональной. И мне кажется, чтобы сделать пространство в районе площади биполярным, пригодилось бы транспортное наполнение Миусского депо, оно же Троллейбусный парк им. Щепетильникова. Однако в этом году оно было отдано в долгосрочную аренду под «нетранспортные нужды». Потеряно прекрасное место для создания музея городского транспорта в полукилометре от Белорусского вокзала.

Правильно, что в проекте нашлось много места для пешеходов - наземные переходы через Тверскую, новые остановки общественного транспорта. Сейчас они отброшены во все стороны от площади - это недопустимо. Для укрупнения пересадочного узла важно и запланированное возвращение трамваев. Однако параллельно на соседних 1-й Тверской-Ямской и Лесной продолжается снятие инфраструктуры общественного транспорта - троллейбусов. А ведь экологичный транспорт на Тверской Заставе мог быть представлен не только одной тупиковой линией трамвая. К тому же надо помнить, что история троллейбуса в городе начиналась как раз с линии от Белорусского вокзала к «Соколу». Москва до недавнего времени была троллейбусной столицей мира. Возвращать Москву москвичам и при этом перепрофилировать то, что работало в одной сфере почти полтора века, - странно».

Готовы посмотреть вам в глаза в лучший день лета - 3 августа, на Пикнике «Афиши» . The Cure, Pusha-T, Баста, Gruppa Skryptonite, Mura Masa, Eighteen - и это только начало.

error: