Меценат римская империя. Значение слова меценат в кратком словаре мифологии и древностей. Смотреть что такое "Меценат" в других словарях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Гай Цильний Меценат

- (лат. Gвius Cilnius Maecзnвs, около 70 до н. э. -- 8 до н. э.) - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств.

Входил в личный друг Октавиана Августа и являлся своего рода министром культуры при нём.

Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Меценат - лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

В нарицательном смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству и науке. Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената , который был покровителем искусств при императоре Августе.

Происходил из древнего этрусского рода Цильниев

Родился, как предполагают, между 74 и 64 годами до н.э.

По рождению принадлежал к сословию всадников.

Убеждённый в необходимости монархического правления в Риме и считая Октавиана наиболее соответствующим идеалу правителя, он стал во время гражданской войны на его сторону и часто исполнял важные его поручения. меценат благодетель искусство власть

По окончанию войны Меценат жил в Риме и в отсутствие Октавиана Августа вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи самым влиятельным и доверенным другом и помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.

Своей близостью к Августу он пользовался для того, чтобы сдерживать сильные порывы, нередко доводившие императора до жестокости. Стали историческими переданные Дионом Кассием слова: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!), которыми Меценат однажды удержал Августа от подписания многих смертных приговоров.

Гай Цильний Меценат был энергичным, умным, талантливым человеком. Он имел вес при дворе императора Августа, способствовал его восшествию на престол. В окружении императора он играл роль дипломата и посланника мира, поэтому Август со спокойной душой оставлял Мецената вместо себя в Риме, когда его покидал. Вместе с тем Гай Цильний Меценат официально не состоял на государственной должности, хотя по своей сути и был вторым человеком в Риме. Основой его отношений с Октавианом была настоящая, крепкая дружба, Гай был единственным человеком, который мог влиять не только на поведение императора, но и на принятие им важных решений. Все действия Мецената носили только искренний характер, что было исключением в Риме для человека такого ранга. После того как Меценат был отстранен от государственных дел, он создал литературный кружок, куда вошли все лучшие мастера слова того времени. В кружке царила атмосфера искренности, доброжелательности, что явилось основой для дальнейшей крепкой дружбы между участниками кружка. За время деятельности кружка к Меценату обращались за помощью такие великие литераторы как Вергилий, Гораций. И он всячески их оберегал, создавая тем самым условия для творения их великих произведений. Например, когда Вергилий писал свою «Энеиду» Меценат полностью оградил его от вмешательств Августа.

Последние годы жизни Меценат проводил в роскоши и великолепии своего дворца на Эсквилинском холме, посреди разбитых им обширных садов. На этом участке было найдено множество произведений искусства, а т.н. «зал Мецената» все еще стоит на улице Мерулана. Предполагается, что это здание служило оранжереей или (что вероятнее) пиршественным залом. Умирая, Меценат завещал все свое имущество Августу, а также поручил его заботам Горация, который, впрочем, пережил своего благодетеля всего на два месяца.

Он умер в 8 г. до Р. Х. (746 от основания города Рима), горячо оплакиваемый друзьями и всем народом и завещав все свое имущество Августу. Из его сочинений (преимущественно о предметах естественно-исторических) уцелели только отрывки.

Умер великий покровитель искусства в восьмом году до н.э. от тяжелой болезни. Но даже будучи больным, он не переставал думать о своих подопечных, беспокоился о судьбе бесценных творений. Все свое состояние и наследие Гай Цильний Меценат завещал императору Августу. Деятельность Гая Цильния Мецената является и сейчас примером для людей, которым не безразлично искусство, которые помогают его развитию и от своего родителя получила имя - меценатство.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение политической организации римского государства в период правления Октавиана Августа. Основные формы государственного управления и их отличительные особенности: сенат, магистрат и принципат. Полномочия, права и обязанности данных органов власти.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2010

    Марий и Сулла: багровые реки Рима. Гней Помпей Магн: к вопросу о принципате. Марк Туллий Цицерон: идеология прошлого и будущего. Марк Антоний и его альтернатива режиму Августа. Сущность принципата Октавиана Августа. Развитие единоличной власти в I в.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2012

    Происхождение и предпринимательская деятельность В. Кокорева. Основные события в жизни предпринимателя, становление его мировоззренческой позиции и анализ многосторонней профессиональной деятельности. Участие мецената в общественно-политической жизни.

    реферат , добавлен 23.04.2011

    Принципат как государственный строй, при котором сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному лицу – императору. Общая характеристика деятельности Октавиана Августа, рассмотрение основных особенностей его политики.

    доклад , добавлен 03.02.2014

    Начало Гражданских войн в Риме, после смерти Юлия Цезаря. Процесс и причины создания второго триумвирата, а также его распад и борьба между Марком Антонием и Октавианом. Окончание Гражданских войн, победа Октавиана и установление Принципата Августа.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2012

    Проблема государства, формы политической власти, характер взаимоотношения его с обществом в целом и отдельными его составляющими. Форма политической власти в Древней Руси, характер и основополагающие факторы отношений между государством и подданными.

    реферат , добавлен 10.01.2011

    Характер власти и ее партийно-государственный аппарат. Нормативно-правовые и организационные основы, принципы формирования кадровой политики советского государства, ее интерперсональная составляющая. Состав дипломатической службы и вооруженных сил.

    учебное пособие , добавлен 30.05.2014

    История православной церкви в России, ее роль в жизни людей и государства. Причины принятия христианства в русском обществе как государственной религии. Насильное распространение христианства посредством княжеской власти и церковной организации.

    реферат , добавлен 03.06.2010

    Историческая ценность римского скульптурного портрета. Статуя капитолийской волчицы. Скульптуры Нума Помпилия, Тулла Гостилия, Анка Марция, Туллия, Гая Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Калигулы, Тиберия, Нерона, Марка Аврелия, Тита, Траяна и Константина.

    презентация , добавлен 24.02.2014

    Общая характеристика периода правления Августа, особенности политического режима в то время. Проблема принципата в античной историографии. Религиозная политика Августа и проблемы культуры. Рим и империя при ближайших преемниках Августа, их недостатки.

Как появилось слово "меценат" ? August 20th, 2013

Видите ли, первого из известных истории меценатов звали… Меценат. Таково было его имя — Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas). Может, у искусства были и другие покровители, но именно он прославился на этом поприще настолько, что это имя впоследствии стало нарицательным.

Родился Меценат между 74-64 гг. до н.э. в богатой аристократической семье из привилегированного сословия всадников. Гордился своими этрусскими корнями (его род происходил из знати Арретия — нынешнего Ареццо, города в Центральной Италии, кстати, являющегося родиной Петрарки). Собственно, и имя Цильний он получил по матери, поскольку у этрусков так было принято.

Убежденный монархист, Гай Цильний рано вошел в ближайшее окружение Октавиана — будущего императора Августа. Полагая его наиболее близким к идеальному образу правителя, помогал вошествию на престол, всячески поддерживал, проявляя талант и энергию, помогал решать проблемы: мирил с Антонием, например, успокаивал народные волнения, препятствовал заговорам. Когда Август покидал Рим, то оставлял вместо себя Мецената (или одного, или в паре с Агриппой).

Впервые на исторической сцене Меценат появляется в 42 году до н.э., учавствуя в битве при Филиппах. А через 2 года помогает Октавиану устроить его брак со Скрибонией. Проведя успешные переговоры с Антонием, который на короткий период времени покинул свою Клеопатру и вознамерился выступить с войском против Октавиана, Меценат убедил его и Октавиана помириться, поход был отменен. Союзники в борьбе за римский трон непрерывно ссорились, и в самые напряженные моменты Меценат вновь и вновь оказывал неоценимые услуги Октавиану.Меценату дважды приходилось успокаивать народное восстание в Риме, после битвы при Акциуме он разрушил замыслы молодого Лепиды. Со временем, когда Августу Октавиану случалось отъехать по делам в провинцию, Меценат замещал его в Риме, фактически, в качестве вице-правителя.

Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет императору Августу свободные Искусства. Собрание Эрмитажа

Фактически занимая позицию второго человека в государстве, будучи советником и поверенным императора, он никогда на имел никакой государственной должности. При этом не заискивал перед монархом и не скрывал свои взгляды, хоть бы они и отличались или вовсе противоречили намерениям последнего. В это трудно поверить, но дело было… в дружбе, которая оказалась настолько сильной и крепкой, что даже давала возможность Гаю Цильнию, не церемонясь, гасить вспышки августейшего гнева, к которым правитель был склонен.

Сохранилось, например, любопытное историческое свидетельство о том, как Меценат не дал Августу подписать смертные приговоры. Он остановил его словами: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!). И даже после того, как по-родственному предупредил брата своей жены — участника заговора против власти, что тайный умысел раскрыт, Гай Цильний Меценат не лишился дружбы императора, хоть и был отстранен от участия в государственных делах.

У него был роскошный дворец на Эсквилинском холме, окруженный не менее роскошными садами. При раскопках там найдено немало художественных ценностей, на улице Мерулана и по сию пору стоит «зал Мецената». Там он предавался удовольствиям, не скрывая своих эпикурейских пристрастий к наслаждениям: этот человек везде и во всем был искренен.

Когда Октавиан одолел Антония, стал единовластным правителем государства и принял имя Августа, Меценат уходит от политики. Он живет в Риме, в роскошном доме с огромным парком, держит толпу челяди, бравирует изнеженностью и причудами, а в ответ на насмешки пишет книжку «Так я живу». Как и все другие его сочинения, она не сохранилась; а писал он и о резных камнях, и о водяных растениях и животных, и стихи, и диалоги обо всем на свете. Стиль его был вычурен и возбуждал насмешки. Но это не помешало ему перезнакомиться со всеми молодыми поэтами и писателями и стать их другом и покровителем.

Главными фигурами в этом «кружке Мецената» были трое. Один — Варий Руф, эпик свои сборники стихов — и «Оды», и «Эподы», и «Сатиры», и «Послания». Меценату очень хотелось, чтобы кто-нибудь из его поэтов написал о победах Августа, он предлагал это и Вергилию, и молодому Проперцию, — но Вергилий вместо этого написал «Энеиду», а Проперций — только любовные элегии. И умный Меценат не настаивал. Мы знаем имена и десятка других литераторов, которых можно посчитать членами его кружка, но они нам мало что говорят. Отношения, связывавшие Мецената с ними, в Риме назывались «дружбой», и часто — как с Горацием — это была дружба без всяких кавычек. Но потомки уверенно видели в этой «дружбе» прежде всего покровительство и вещественную помощь. Уже сто лет спустя поэт Марциал, иронически объясняя начинающийся литературный упадок, обмолвился броской строчкой:

Будь Меценаты у нас — и Вергилии сразу нашлись бы!

(Кажется, здесь в первый раз имя Мецената «становится нарицательным»).

Расцвет «кружка» продолжался лет пятнадцать, потом звезда Мецената закатилась. Оказалось, что жена его — любовница Августа, а брат ее — заговорщик против Августа; отношения с императором стали остывать. Вергилий умер, Горация Август переманивал на собственную службу; тот уклонялся, но Меценат нервничал, и Горацию приходилось писать ему в стихах: «Если твои подарки сковывают мою свободу — возьми их назад!». Здоровье становилось все хуже: лихорадки, нервное расстройство, бессонницы, длившиеся годами, — он задремывал лишь под плеск фонтанов в саду. Эпикурейское «не бойся смерти» не давалось ему: полвека спустя суровый Сенека пенял ему за немужественный стих:

Только бы жить! Хоть на остром колу, все жизнь драгоценна!

Федор Бронников

А как Гай Цильний Меценат заботился о своих подопечных! Он их всячески поддерживал и защищал. Вергилию оказал помощь в тяжбе с одним центурионом, хлопотал о возвращении отнятого имения. Горацию подарил свое поместье… Кстати, о Вергилии. Он 10 лет писал свою «Энеиду», не показывая ни строчки даже по настоятельной просьбе Августа, и всё это время находился на государственном обеспечении. Без участия Мецената подобное было бы невозможно.

Надо сказать, литераторы, которых он собрал вокруг себя, оказались благодарными (что еще раз подтверждает характеристику атмосферы этого кружка), видимо, дух благородства, который отличал их благодетеля, был присущ и им самим. И Вергилий, и Гораций (и не только они) воспели Мецената в своих произведениях. А тот и сам сочинял (правда, был раскритикован в более поздние времена), но, увлеченный заботой о талантах Рима, не обеспечил сохранность собственных трудов, из коих сохранились лишь фрагменты.

Умер Гай Цильний Меценат ровно две тысячи лет назад, в восьмом году до н.э. Кончине предшествовала тяжелая болезнь. Его завещание предусматривало передачу всего имущества (а это было очень богатое состояние) Августу и содержало последнюю волю умершего: чтобы император взял на себя заботу о Горации (впрочем, Горацию на ту пору тоже оставалось жить всего два месяца).

А имя его живет и поныне, обозначая то, чем более всего прославился Меценат в жизни: покровительством талантам.

источники
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16677/ © Shkolazhizni.ru
http://www.maecenas.ru/docs/2002_1_4.htm
http://www.inshe.org/rome.html

Узнайте еще историю нескольких слов: и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

День мецената и благотворителя отмечается 13 апреля. Считается, что именно в этот день родился Гай Цильний Меценат - римский аристократ, покровитель художников, артистов, музыкантов. Первый такой праздник состоялся 9 лет назад. Его учредили сотрудники "Эрмитажа", комитет по культуре правительства Петербурга и редакция альманаха "Русский меценат".

Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет императору Августу свободные Искусства. Собрание Эрмитажа

О Гае Цильнии Меценате, покровителе поэтов, ближайшем друге и советнике императора Августа, мы знаем на удивление мало. Не знаем его внешности: изображений не сохранилось. Не знаем возраста: родился он 13 апреля (об этом упоминает в поздравительном стихотворении его друг Гораций), но какого года - неизвестно: когда-то около 70 до н.э. Не знаем происхождения: он был из небольшого италийского городка, называл себя потомком местных царей, но никто не принимал это всерьез.

Меценат происходил из всаднической семьи италийского городка Арретия (ныне Ареццо), и считался (по его собственным словам) потомком покоренных римлянами этрусских царей. Год рождения его точно не известен — между 74 и 64 гг. до н.э., а вот день помог вычислить Гораций:

Мы справляем Иды —

Тот апреля день,

Что Венерин месяц

Надвое делит.

Меценат желанный

От него ведет счет годам.

Поскольку иды, средний день месяца, приходились на 13-е число, днем рождения Мецената считают 13 апреля.
Как раз в эти годы совершался социальный переворот: на смену выродившейся сенатской олигархии к власти шли "новые люди" из незнатных семей, такие, как Меценат. После убийства Юлия Цезаря в 44 году до н.э. у них было два вождя-соперника: старший Антоний и младший Октавиан, будущий Август. С самого начала мы видим Мецената в войске Октавиана; потом он мирит раньше времени поссорившихся Октавиана и Антония; потом во время отлучек Октавиана управляет от его имени Римом. Но в отличии от своих товарищей по политике он не ищет карьеры, не занимает никаких должностей. Он - эпикуреец, а правилом эпикурейства было: избегай забот, наслаждайся жизнью и не бойся смерти.

Когда Октавиан одолел Антония, стал единовластным правителем государства и принял имя Августа, Меценат уходит от политики. Он живет в Риме, в роскошном доме на Эсквилинском холме с огромным парком, держит толпу челяди, бравирует изнеженностью и причудами, а в ответ на насмешки пишет книжку "Так я живу". Как и все другие его сочинения, она не сохранилась; а писал он и о резных камнях, и о водяных растениях и животных, и стихи, и диалоги обо всем на свете. Стиль его был вычурен и возбуждал насмешки. Но это не помешало ему перезнакомиться со всеми млодыми поэтами и писателями и стать их другом и покровителем.

Главными фигурами в этом "кружке Мецената" были трое. Один - Варий Руф — римский поэт времен Августа, видный член кружка поэтов, собиравшихся у Мецената, которому он рекомендовал Горация. Еще в 40 году до н. э. Варий Руф получил признание после выхода дидактической поэмы О смерти (De morte), в которой, в духе учения Эпикура, боролся со страхом смерти. Трагедия Вария Руфа под заглавием Фиест, поставленная в 29 году до н. э. во время игр в честь победы под Акцием, принесла автору славу и большое денежное вознаграждение. Кроме того, он известен как издатель "Энеиды", написанной другом его Виргилием.

Поэтами на все времена стали Вергилий и Гораций. Природа наградила их не только божественным талантом, но и прозорливым пониманием запросов общества и власти. Честь и хвала Августу и Меценату, что они не прошли мимо истинных творцов.
В смутное время у Вергилия, как врага монархии, по велению Августа было отнято имение. Случай свел «лишенца» с Меценатом. Тот выслушал никому не известного провинциального поэта — Вергилий прочитал ему свои «Буколики» («Эклоги») и был потрясен красотой и величием поэмы. Гай Цильний понял, что перед ним гений и что его надо перетягивать на сторону империи.
Пригласив поэта в свой кружок, Меценат стал главным покровителем поэта и посредником между Вергилием и Августом. По его просьбе император вернул опальному гражданину его имение, а сам Меценат подарил поэту дом неподалеку от своей виллы. Тогда же он заказал Вергилию поэму «Георгики» («О земледелии»), в которой, как и ожидал, получил через 6 лет «своеобразный манифест правительства Октавиана, намеревавшегося возвратить Рим к сельской идиллии, ко временам Цинцинната, к суровым нравам и обычаям предков». (И.Ш. Шифман).
Следом поэту поступил заказ непосредственно от самого Августа — на «Энеиду» — поэму о подвигах Энея, мифического предка Цезаря и Октавиана. Вергилий писал поэму 11 лет, все эти годы находясь на полном финансовом обеспечении у Мецената. Поэт не успел дописать «Энеиду», она была издана после смерти автора по указанию императора.



Первые произведения Горация, сына вольноотпущенника, так же заинтересовали Мецената. Вскоре поэт стал ближайшим другом благотворителя, а со временем его стараниями и официальным поэтом империи. Меценат полностью содержал Горация — щедрые подарки, обильные вознаграждения за труды, поместье в Сабинских горах — вот далеко не полный перечень благодеяний покровителя.
Гораций с охотой выполнял заказы своего патрона, направленные на создание вещей, служащих укреплению государства и оздоровлению нравов. Поэта нельзя было упрекнуть в неумеренной лести властям (он был апологетом «золотой середины»), хотя ни одно из его великих произведений не обходилось без искренних и заслуженных восхвалений Августу и Меценату.
В качестве вознаграждения, Август поручил Горацию написать к вековым играм «Вековую песнь» («Юбилейный гимн»), с которой поэт справился на славу и потрафил и народу, и властям.



Меньше говорят об отношениях между Меценатом и Титом Ливием, создателем великих анналов в 142-х томах «История Рима от основания города». Именно из этого грандиозного творения мы черпаем сегодня основные знания по истории Древнего Рима времен царей и республики.
Когда никому не известный юноша из провинциального городка Патавиума (Падуя) впервые появился в столице, он немедля обратился за помощью к Меценату, был поддержан им и вскоре под его влиянием приступил к созданию своего великого труда. «История Рима от основания города» стала важнейшим проводником идей Августа в римском обществе и величайшим идеологическим орудием государственности во все последующие времена и во всех народах.
Центральной идеей всего труда Тита Ливия стала идея самопожертвования гражданина во имя спасения и благополучия его народа. По-видимому, это была центральная идея жизни самого Мецената, которую у него и почерпнул молодой историк.

Меценату очень хотелось, чтобы кто-нибудь из его поэтов написал о победах Августа, он предлагал это и Вергилию, и молодому Проперцию, - но Вергилий вместо этого написал "Энеиду", а Проперций - только любовные элегии. И умный Меценат не настаивал. Мы знаем имена и десятка других литераторов, которых можно посчитать членами его кружка, но они нам мало что говорят. Отношения, связывавшие Мецената с ними, в Риме назывались "дружбой", и часто - как с Горацием - это была дружба без всяких кавычек. Но потомки уверенно видели в этой "дружбе" прежде всего покровительство и вещественную помощь.


Расцвет "кружка" продолжался лет пятнадцать, потом звезда Мецената закатилась. Оказалось, что жена его - любовница Августа, а брат ее - заговорщик против Августа; отношения с императором стали остывать. Вергилий умер, Горация Август переманивал на собственную службу; тот уклонялся, но Меценат нервничал, и Горацию приходилось писать ему в стихах: "Если твои подарки сковывают мою свободу - возьми их назад!". Здоровье становилось все хуже: лихорадки, нервное расстройство, бессонницы, длившиеся годами, - он задремывал лишь под плеск фонтанов в саду. Эпикурейское "не бойся смерти" не давалось ему: полвека спустя суровый Сенека пенял ему за немужественный стих:
Только бы жить! Хоть на остром колу, все жизнь драгоценна!

Умер великий покровитель искусств в 8 г. до н.э. от тяжелой болезни. Он был оплакан друзьями и римским народом. Все свое немалое состояние Гай Цильний завещал императору Августу со словами: «О Горации Флакке помни, как обо мне!» Гораций пережил Мецената на два месяцев.

Во многом благодаря Меценату эпоху Августа нарекли «золотым веком римской культуры». Недаром век спустя поэт Марциал (40—102 гг. н.э.) восклицал: «Были бы, Флакк, Меценаты, не будет недостатка в Маронах» (т.е. в Вергилиях). Именно с этого времени имя Мецената стало нарицательным для обозначения щедрого покровителя литературы, искусства и науки.
maecenas.ru ›docs/2002_1_4.htm

Меценат

МЕЦЕНА́Т -а; м. Книжн. Богатый покровитель наук и искусств. Богатый, щедрый м. Покровительство мецената.

Мецена́тка, -и; ж. Мецена́тский, -ая, -ое. М. каприз. М-ая щедрость. М-ая деятельность. По имени римского политического деятеля и богача Мецената, покровительствовавшего кружку поэтов, в который входили Виргилий, Гораций, Проперций и др., и оказывавшего им материальную поддержку.

Мецена́т

(Maecenas) (между 74 и 64 - 8 до н. э.), в Древнем Риме приближённый императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а также частные поручения. Имя Мецената как покровителя поэтов стало нарицательным.

МЕЦЕНАТ

МЕЦЕНА́Т (Maecenas) (между 74 и 64-8 до н. э.), в Др. Риме приближенный императора Августа (см. АВГУСТ (император)) , выполнявший его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Меценат" в других словарях:

    МЕЦЕНАТ, ГАЙ ЦИЛЬНИЙ (Gaius Cilnius Maecenas) (ок. 70 8 до н.э.), выдающийся римский государственный деятель, покровитель искусств. Меценат происходил из богатой семьи и гордился своим этрусским происхождением (Цильний его имя по матери,… … Энциклопедия Кольера

    - [лат., имя собств. Maecenas (Maecenatis)] богатый покровитель наук или искусств. Ср. СПОНСОР. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. МЕЦЕНАТ Римский вельможа, покровитель ученых поэтов. Теперь вообще вельможа, покровитель просвещения.… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. покровитель... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. меценат благодетель, покровитель; спонсор Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    По имени богатого римского патриция Гая Цильния Мецената (между 74 и 64 8 до н. э.), который покровительствовал художникам и поэтам. Его внимание и щедрость к людям искусства славили в своих стихах римские поэты Гораций, Вергилий, Проперций и др … Словарь крылатых слов и выражений

    Меценат, Гай Цильний; Maecenas, Gaius Cilnius, 70 8 гг. до н. э., римский государственный деятель и писатель. Происходил из аристократического этрусского рода из Арретия (совр. Ареццо), хотя семья отца уже несколько поколений подряд жила в Риме и … Античные писатели

    Лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (Maecenas) (между 74 и 64 8 до нашей эры), приближенный римского императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным … Современная энциклопедия

    МЕЦЕНАТ, мецената, муж. (книжн. и ирон.). Богатый покровитель наук и искусств. (По имени богатого римского патриция эпохи Августа). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    МЕЦЕНАТ, а, муж. Богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому н. делу, начинанию. Спортивные меценаты. | жен. меценатка, и. | прил. меценатский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    - (Maecenas). Римский всадник, друг и советник императора Августа, покровитель Горация и Виргилия. Умер в 8 г. до Р.Х. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

    Меценат лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. В нарицательном смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству и науке. Название… … Википедия

Книги

  • Меценат , Бондаренко Михаил Евгеньевич Категория: Политические деятели, бизнесмены Серия: ЖЗЛ - Малая серия Издатель: Молодая гвардия ,
  • Меценат , Михаил Бондаренко , Имя этого человека давно стало нарицательным. На протяжении вот уже двух тысячелетий меценатами называют тех людей, которые бескорыстно и щедро помогают талантливым поэтам, писателям,… Категория: Биографии государственных и общественно-политических деятелей Серия: Жизнь замечательных людей. Малая серия Издатель:
error: