Что такое воля определение. Понятие «воля» и её основные функции. Волевая регуляция поведения ……………………………………………………10

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Если, например, человеку не хочется пить горькое лекарство, но он знает, что это крайне необходимо для его здоровья, то, подавляя силой воли свое нежелание, он заставляет себя систематически выполнять назначенное лечение. Другой пример: студенту хочется сходить на дискотеку, но у него еще не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех. Проявление воли мы наблюдаем и в различных ситуациях общения. Например, человек нам неприятен, но от него объективно зависит наше дальнейшее продвижение, поэтому усилием воли мы сдерживаем свою неприязнь, надеваем подходящую для данной ситуации психологическую "маску" и как результат добиваемся своего.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля-- это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

В качестве основных функций воли выделяют:

выбор мотивов и целей;

регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля как феномен человеческой психики еще в античности привлекала внимание мыслителей. Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Однако мыслители античности, а позднее и средневековья не трактовали волю в современном ее личностном понимании. Так, в античности понятие "воля" поглощалось понятием "логика". По Аристотелю, например, любое действие вытекает в первую очередь из логического заключения.

В период средневековья существовал обряд экзориса -- изгнания дьявола. Человек в те времена воспринимался лишь как пассивное начало, в котором воля проявлялась в виде добрых и злых духов (порой даже персонифицированных). Такое понимание воли было обусловлено тем, что традиционное общество фактически отрицало самостоятельное начало в поведении. С.И. Рогов* отмечает, что личность выступает в нем лишь как род, как программа, по которой жили предки. Право на отклонение признавалось лишь за некоторыми членами общества, например шаманом -- человеком, который общается с духами предков; кузнецом -- человеком, которому подвластна сила огня и металла; разбойником -- человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу.

* Рогов С.И. Общая психология. -- М., 1995.

Понятие воли как бы возрождается в новое время вместе с появлением понятия личности, одной из главных ценностей которой является свобода воли. Появляется новое мировоззрение -- экзистенциализм, "философия существования", согласно которому свобода -- это абсолютная, свободная воля. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю считали, что любой человек по сути своей своеволен и безответственен, а любые общественные нормы являются подавлением человеческой сущности.

В России интересную трактовку воли представил И.П. Павлов, рассматривая волю как "инстинкт" (рефлекс) свободы. Как инстинкт свободы воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода или опасности.

Много споров возникло и возникает по вопросу сознательного или бессознательного происхождения понятия "воля".

Сторонники идеалистических воззрений истолковывали как феномен воли присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения. Способность же принимать решения, выражающие личностные установки и убеждения, они истолковывали как результат действий стоящей за этими актами иррациональной силы.

В свое время немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым бессознательным первоначалом, производным которого являются все психические проявления человека.

Психоаналитическая психология представляла волю человека как своеобразную энергию человеческих поступков. Сторонники психоанализа считали, что поступками человека управляет некая биологическая энергия человека, превращенная в психическую. Фрейд отождествлял эту энергию с психосексуальной энергией полового влечения -- бессознательным либидо, объясняя тем самым человеческое поведение сначала "окультуренными" проявлениями этой жизнеутверждающей силы (Эрос), а затем ее борьбой со столь же подсознательной тягой человека к смерти (Тантос).

Сторонниками теории о воле как об особой надприродной силе, лежащей в основе психики и бытия в целом, являлись такие известные психологи, как В. Вундт и У. Джеймс.

Теологическое толкование воли состоит в том, что воля отождествляется с божественным началом в мире: Бог -- исключительный обладатель свободы воли, наделяющий ею людей по своему усмотрению.

Материалисты трактуют волю как сторону психики, имеющую материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные. К этому типу также относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции. В противоположность непроизвольным, осознанные действия человека направлены на достижение им цели, что характерно для волевого поведения.

Материальной основой произвольных движений является деятельность гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины. В этих клетках зарождаются импульсы к движению. Ученые пришли к этому заключению, изучая причины возникновения абулии (болезненного безволия), которая развивается на почве мозговой патологии и аппраксии (нарушений произвольной регуляции движений и действий, делающих невозможным осуществление волевого акта), возникающей в результате поражения лобных долей головного мозга.

Учение о второй сигнальной системе И.П. Павлова значительно дополнило материалистическую концепцию, доказывая условно-рефлекторную сущность воли.

Современные исследования воли в психологии ведутся по разным научным направлениям: в бихевиористски ориентированной науке изучаются определенные формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и исследовании соответствующих волевых характеристик личности. Вместе с тем современная психология стремится придать науке о воле интегративный характер.

    Волевые свойства проявляются в способности не только правильно ставить, но и достигать цели. Иными словами, если вы целеустремленный человек, это говорит о том, что ваша личность наделена развитыми волевыми качествами.

    Решительность. Следующее свойство воли – это умение быстро и продуманно выбирать свою цель, при этом, не забывая о способах ее достижения.

    Настойчивость. Правильно определенная мотивация способна не только помочь вам добиться желаемого, но и укрепить свою волю, а в психологии настойчивых людей характеризуют, как тех, которые способны правильно оценить обстановку, найдя в ней то, что поможет им достичь цели.

    Выдержка. Именно в этом свойстве ярко выражена тормозная функция, о которой говорилось ранее.

    Самостоятельность. Если вам не чуждо по собственной инициативе задаться целью и выполнять принятое решение, в вас развито это волевое свойство.

24.Эмоциональные процессы.

Эмоциональный процесс , эмоциональный феномен , эмоциональное состояние , эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную), сленг . аффе́кт (отлат. affectus - страсть, душевное волнение) - психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие,мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции и чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания . Часто настроения также выделяют как отдельный класс . В результате получается следующая классификация:

    Аффекты - кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающиеся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например, испуг.

    Эмоции - более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например, тревога.

    Чувства - более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например, ненависть.

    Настроения - достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности. Например, скука.

К. Э. Изард предлагает следующий список базовых эмоций :

    интерес - возбуждение;

    удовольствие - радость;

    удивление;

    горе - страдание;

    гнев - ярость;

    отвращение - омерзение;

    презрение - пренебрежение;

    страх - ужас;

    стыд - застенчивость;

    вина - раскаяние.

Советский психолог Б. И. Додонов предложил классификацию эмоциональных процессов, основанную на связанных, по его мнению, с этими эмоциональными процессами потребностями человека:

    альтруистические;

    коммуникативные;

    глорические;

    праксические;

    пугнические;

    романтические;

    гностические;

    эстетические;

    гедонистические;

    акизитивные эмоции.

Все мы с детства слышим такие фразы, как «сила воли», «безвольный человек» или «собери волю в кулак». Каждый из нас приблизительно представляет, что именно имеет в виду собеседник, когда говорит эти слова. Однако дать точное определение понятий «воли» и «функций воли» может обычно только специалист в области психологии или философии. Это тем более удивительно, что без этого термина трудно представить человека в целом и все аспекты его жизни. Поэтому в данной статье мы рассмотрим понятие воли, и функции воли.

Трактовка понятия в философии и психологии

С древних времен философов и психологов волновали вопросы воли и Они рассматривались под многочисленными углами и трактовались абсолютно по-разному. Например, исследования воли в психологии вел еще Шопенгауэр. Он выявил рациональную природу воли, но отнес ее к самым потаенным уголкам души. В это период времени считалось, что она представляет собой силу, которая связывает человека и обязывает его к совершению тех или иных поступков. Поэтому, чтобы иметь надежду на счастливую и свободную жизнь, личность должна была избавиться от пут воли.

Хотелось бы отметить, что в психологи выделяют три главных сферы человеческой деятельности:

  • эмоциональную;
  • интеллектуальную;
  • волевую.

Специалисты считают, что последняя сфера изучена менее всего, и часто именно ее преподносят в искаженном варианте. К примеру, психологи в Советском Союзе, давая определение функции воли и самому понятию, утверждали, что ее можно понимать как довление общественных целей и интересов над индивидуальными. Примечательно, что при такой трактовке индивидуальные ценности, сформированные волевой природой, становились всего лишь совокупностью принятых ценностных ориентиров общества в целом. Подобный подход вырастил несколько поколений граждан, чья воля полностью и безоговорочно была подчинена общественным и государственным интересам.

Примечательно, что до сих пор философы ведут диспуты о свободе воли. Одни авторы трудов придерживаются идей детерминзма. Их смысл в нескольких словах можно выразить в отсутствии свободы воли в принципе. То есть человек не может самостоятельно выбирать тот или иной путь, исходя из собственных убеждений и Другая группа философов продвигает теорию индетерминизма. Представители данного течения приводят доказательную базу идей свободы воли. Они утверждают, что каждая личность от рождения свободна и в подобном контексте воля только способствует развитию и движению вперед.

В психологии существуют определенные характеристики, через которые определяют волю:

  • качества личности - целеустремленность, настойчивость, самообладание и так далее;
  • умение регулировать психические и поведенческие реакции;
  • волевые действия, имеющие ряд четких признаков - преодоление моральных и других видов препятствий, осознанность и тому подобное.

Конечно, все вышеперечисленное не дает точного определения структуре воли и функции. Однако в целом становится понятен механизм ее действия в тех или иных условиях. В следующих разделах статьи мы более подробно рассмотрим волю, ее основные признаки и функции.

Определение

В современном научном мире понятие воли считается одним из самых сложных и многогранных. Ведь, рассматривая его, приходится учитывать, что воля может выступать самостоятельным процессом, непременным аспектом тех или иных действий, а также умением личности подчинять и контролировать свои действия и эмоции.

Если ссылаться на терминологию психологии, то можно сказать, что воля - это умение личности регулировать свое поведение путем преодоления ряда трудностей и препятствий. Данный процесс протекает осознанно и обладает рядом функций и признаков. Воля в этом случае предстает как определенное свойство психики человека. Ведь для достижения своей цели личность должна не просто преодолеть ряд препятствий, но и приложить для этого все свои эмоциональные и физические силы. Поэтому трудно представить себе человеческую деятельность без волевого аспекта.

Волевой акт

Раскрыть признаки воли и функции можно только через понимание волевого акта. Этот процесс является крайне сложным, он включает в себя несколько последовательных этапов, которые можно представить следующим образом:

  • потребность, выполняющая мотивационную функцию;
  • осознание возникшей потребности;
  • внутреннее определение мотивов, побуждающих к действию;
  • подбор вариантов для реализации потребности;
  • первые шаги к цели;
  • контроль за процессом реализации продуманного плана.

Примечательно, что каждый этап сопровождается напряжением воли. Она участвует во всех вышеописанных процессах. Психологи считают, что каждый раз свое действие личность сверяет с нарисованной в голове картинкой, принятой за идеал. Реальный план корректируется и вновь запускается в действие.

Все пункты нашего списка специалисты еще называют «волевыми действиями» и считают, что именно в них личность раскрывается наиболее полно, а также выходит на новый этап развития.

Признаки

Прежде чем говорить о функциях воли, необходимо рассмотреть ее признаки. Их существует несколько:

  • концентрация усилий для волевого акта;
  • наличие детального плана действий;
  • внимание к собственным усилиям;
  • отсутствие положительных эмоций в процессе своих действий;
  • мобилизация всех сил организма;
  • предельная концентрация на поставленной цели и пути к ней.

Перечисленные признаки раскрывают психологическую основу воли. Ведь подобные действия направлены в первую очередь на преодоление собственных страхов и немощей. В процессе реализации волевого действия человек настроен на борьбу с самим собой, что считается характерным только для высокоразвитой личности.

Признаки волевого действия

Мы уже говорили, что воля - это основной аспект всей деятельности человека. Она незаметно проникает во все сферы жизни и подчас подчиняет их себе. У данного процесса существует три основных признака, объясняющие, что воля и волевые процессы и функции воли - это тесно взаимосвязанные понятия:

  • Обеспечение целью любой деятельности человека, а также упорядочивание жизни. Волевые действия способны изменить мир вокруг той или иной личности, подчинив его определенным целям.
  • Способность контролировать себя с помощью воли дает человеку свободу. Ведь в этом случае внешние обстоятельства не могут оказывать решающее влияние и личность превращается в активного субъекта, имеющего возможность принимать сознательные решения.
  • Осознанное преодоление преград на пути к цели активизирует все волевые процессы. Ведь при столкновении с трудностями только сам человек может решить, стоит ли ему продолжать движение вперед или пришла пора остановиться. Воля дает ему толчок для принятия решения.

Стоит отметить, что проявляется описываемая нами психическая функция в различных свойствах человеческой личности. О них стоит рассказать более подробно.

Проявление воли

Каждая личность обладает теми или иными качествами. Многие из них являются четким отражением воли:

  • Настойчивость . Ее можно интерпретировать как умение собрать все силы и сконцентрироваться на поставленной задаче.
  • Выдержка . Подчинение и сдерживание ума, эмоций и действий ради одной-единственной цели.
  • Решительность . Стремление к наиболее быстрому принятию решения и претворению в жизнь плана действий.
  • Обязательность . Выполнение всех действий в срок и в полном объеме.

Конечно, это далеко не все качества личности. В реальности их гораздо больше, однако уже из этого небольшого списка становится понятно, что воля буквально пронизывает всю деятельность человека, его мысли и мечты. Без нее личность не смогла бы реализовать ни одну из возникших идей. В этом полностью раскрывается воля и волевые процессы.

Функции воли

Наука выделяет их уже давно. Изначально психологи говорили о наличии двух функций воли, но сейчас их количество увеличилось до трех. Это считается наиболее верным определением функциональной роли данного психического аспекта. Сегодня мы можем выделить:

  • побудительную функцию;
  • тормозную;
  • стабилизирующую.

В следующих разделах статьи мы подробно рассмотрим основные функции воли.

Побудительная

Многие научные деятели считают именно ее главной функцией воли. Она обеспечивает активность человека, причем произвольную и осознанную. Примечательно, что данную функцию часто путают с реактивностью. Однако между ними существуют серьезные отличия, которые заметны даже новичкам в психологии. Реактивность вызывает действие в ответ на ту или иную ситуацию. К примеру, идущий человек практически всегда оборачивается на окрик, а дразнилка однозначно вызовет обиду и негатив. В отличие от этого процесса побудительная функция выражается в действии, вызываемом определенными состояниями внутри личности. В качестве примера можно привести ситуацию, когда необходимость в каких-либо сведениях вынуждает человека окрикнуть и начать разговор с приятелем или однокурсником. Именно это в первую очередь отличает основную функцию воли, как ее называют, от описанной реактивности.

Примечательно, что активность, вызванная побуждением воли, дает подняться над ситуацией. Действие может быть тщательно продумано заранее и выходить за рамки происходящего сию минуту.

Стоит иметь в виду, что побудительная функция часто провоцирует личность на активность, которая не является обязательной. Ее никто не ждет от человека и не осудит его за невыполнение каких-либо действий. Но, несмотря на это, план действий выстраивается и реализуется.

Побудительная функция способствует мобилизации всех сил даже тогда, когда потребности в активности сию минуту не существует. К примеру, выпускнику школы бывает сложно усердно заниматься каждый день в течение года, но мысли об итоговом экзамене и поступлении в заветный вуз, заставляют его мобилизоваться и приступить к занятиям.

Тормозная функция

Функции воли в психологии изучаются уже давно, поэтому специалисты утверждают, что тормозная и побудительная функции выступают в единстве и работают на одну и ту же цель в жизни человека. Любая личность способна приостанавливать действия, которые противоречат ее принципам, моральным устоям и сформированному в результате воспитания мировоззрению. Примечательно, что тормозная функция может даже приостановить развитие нежелательных идей. Без нее ни один человек не смог бы регулировать свое поведение в обществе.

Особенно важна привычка контролировать себя именно в коллективе. Она воспитывается в личности еще с младенчества. Сначала родители, а потом и воспитатели в детском саду учат малыша тормозить себя в различных негативных проявлениях. Еще Антон Семенович Макаренко в своих работах не единожды выделял, насколько важно воспитать в подрастающей личности саморегуляцию. Причем контроль должен войти в привычку и быть максимально естественен. К примеру, одним из проявлений тормозной функции считается банальная вежливость. Она одновременно является определенными рамками, которые регулируют взаимоотношения человека с социумом.

Мы уже говорили о том, что личность не может существовать без побуждений к действиям. Их можно поделить на низшие и высшие. Первые формируют нашу потребность в самых простых и необходимых вещах: пище, питье, одежде и тому подобном. А вот высшие дают нам возможность переживать широкую гамму эмоций и чувств, связанных с нравственными переживаниями. Воля позволяет личности сдерживать свои низшие потребности ради высших. Благодаря ей человек может довести до логического завершения начатое дело вопреки всем соблазнам и трудностям.

Побудительная и тормозная функции в своем единстве работают на достижение цели, несмотря на все проблемы, встречающиеся на пути.

Стабилизирующая

Определение функций воли невозможно без описания стабилизирующей функции. Она выполняет свою, очень значимую роль в развитии и становлении личности. Благодаря ей поддерживается необходимая степень активности при столкновении с препятствиями. В тот момент, когда человек осознает ряд проблем, которые ему придется преодолеть для достижения поставленной цели, и уже готов отступить, именно стабилизирующая функция не дает активности снизиться и мотивирует личность на продолжение борьбы.

Определение функции воли: произвольная и волевая регуляция

Рассказывая о воле и ее функциях, невозможно не упомянуть о произвольной и волевой регуляции. Это не самая простая тема, ведь до сих пор в психологии не существует единства между специалистами относительно терминологии. Примечательно, что большая часть психологов ставят знак равенства между произвольной и волевой регуляцией, однако применяют эти определения в различных ситуациях.

В широком смысле слова под произвольной регуляцией понимается контроль за поведением и деятельностью человека в целом. Данный процесс имеет свои особенности, однако стоит учитывать, что не каждое действие, которое подлежит саморегуляции, является волевым. Например, человек, который злоупотребляет алкоголем делает это произвольно. То есть, он осознанно ежедневно губит себя, но ему не хватает чтобы радикально изменить ситуацию. Однако в других жизненных ситуациях именно произвольная регуляция поведения становится тем самым механизмом, который запускает процесс доминирования высших мотивов и потребностей над низшими. Это зависит от уровня развития самой личности и условий, в которых должны происходить те или иные действия.

Когда психологи упоминают волевую регуляцию, то чаще всего под этим понимается действие в критической либо сложной для конкретной личности ситуации, требующей концентрации физических и в первую очередь моральных сил. Любое волевое действие включает в себя борьбу мотивов и сопровождается непрерывным движением к сознательно поставленной цели. регуляции можно рассмотреть на простейшем примере. Многие люди активно занимаются спортом и делают утренние пробежки. Что мотивирует их совершать эти действия практически ежедневно? Давайте выясним:

  • В первую очередь определяется потребность в необходимости физической нагрузки, которая преобразовывается в конкретную и ясную цель.
  • Каждое утро происходит борьба мотивов, ведь часто поспать хочется гораздо больше, чем выходить на свежий воздух в самые ранние часы, когда все домочадцы еще сладко дремлют.
  • На данном этапе вступает в действие волевая регуляция, заставляющая личность подняться из постели и выйти на пробежку.
  • Параллельно данный процесс ослабляет мотивацию, склоняющую человека отказаться от своих намерений относительно утреннего бега.
  • До возвращения домой личность четко регулирует свои действия, чтобы не соблазниться заходом в магазин, например, или пробежкой на меньшее расстояние, чем планировалось изначально.

Исходя из всего вышесказанного, можно понять, что волевая регуляция способствует проявлению, формированию и развитию различных психических процессов. Благодаря им волевые качества личности становятся более заметными. Повышается сознательность, целеустремленность, решительность и самообладание человека. Некоторые психологи называют этот механизм генетической функцией воли. Однако с подобным термином согласны далеко не все ученые, поэтому он применяется в научных работах крайне редко.

Подводя итоги, хочется сказать, что воля - это еще не до конца изученный психический процесс. Но о его значимости трудно спорить, ведь именно благодаря ему человечество еще живет и развивается.

Воля - это одно из наиболее сложных понятий в психологии. Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля - это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т. е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Важную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

В конечном итоге сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием «сознание», предельно сложным психологическим явлением, и выступает одним из его Важнейших атрибутов. Будучи тесно связанной также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека. Она предполагает инициацию, стабилизацию и ингибицию (торможение) ряда стремлений, побуждений, желаний, мотивов; организует системы действий в направлении достижения осознаваемых целей.

Три основные функции волевых процессов.

1. Инициирующая, или побудительная, функция (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

2. Стабилизирующая функция связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

3. Ингибирующая, или тормозная, функция состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени. Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Наряду с этим у волевых действий также существуют три основных признака.

Первый - осознание свободы осуществления действий, чувство принципиальной «непредопределенности» собственного поведения.

Второй - обязательная объективная детерминированность любого, даже кажущегося предельно «свободным» действия.



Третий - в волевом действии (поведении) личность проявляется в целом - максимально полно и явно, поскольку волевая регуляция выступает как высший уровень психической регуляции.

Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом - как слабость воли. Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его.

Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга - наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания. Коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

У этого термина существуют и другие значения, см. Воля. В Викисловаре есть статья «воля»

Во́ля - способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Одна из высших психических функций. Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители - Слабости.

Определение воли в психологии

Понятие воли родилось в философии, где воля определяется как способность разума к самоопределению, в том числе моральному, и порождению специфической причинности. Перейдя в психологию и неврологию, определение воли утратило моральный аспект и стало трактоваться только как психическая функция. Традиционное отнесение воли к высшим психическим функциям говорит о представлении о ней как о свойстве человека, но не животного, хотя некоторые исследования животных ставят данное представление под сомнение.

В самом общем смысле воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так или для отказа от него. Основной элемент воли - это акт осознанного принятия решения. Воля близка к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который принимает такое осознанное решение должен оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.

В более общем философско-психологическом понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, - это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер - в деятельности имеет место воля.

Некоторые психологи смешивают понятие воли как психической функции со способностью человека стремиться к достижению цели, в результате чего можно встретить такие определения: «Воля - сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…».

В социологии также имеет место понятие воли. Социолог Ф. Н. Ильясов, например, определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».

Вера в собственные силы, самодисциплина, проявление решительности, мужества, терпения – оказывается у воли так много названий. Но в зависимости от сложившихся обстоятельств, ситуации она приобретает иной облик. Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру личность способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.

Виды воли в психологии

Различают три наиболее распространенных вида этого важного компонента человеческой психики:

  1. Свободная воля именуется иными словами как духовная свобода. Именно эта свобода решений и поступков свойственна глубоко верующим личностям. Для примера стоит вспомнить, как живут монахи. Они с легкостью отказываются от материальных благ и живут «не по плоти, а по духу».
  2. Воля, называемая естественной, проявляется в свободе выбора, мышления, взглядов, суждений, поведения человека.
  3. И последний вид – это вынужденная воля, характеризующаяся навязанным решением. В данном случае вы вынуждены осуществлять свой выбор по необходимости в связи с определенными сложившимися обстоятельствами.
Развитие воли

В психологии развитие воли у человека относят, в первую очередь, к основным отличительным от поведения других живых существ, признакам. Принято считать, что это сознательное качество (то есть человеку свойственно контролировать проявление воли в своем поведении) возникло вместе с появлением социума, общественного труда. Воля связана с эмоциональными и познавательными процессами в человеческой психике.

Важно отметить, что она проявляет две функции:

  • побудительную
  • тормозную.

Именно своей активностью мы обеспечиваем функционирование первой, а тормозная выступает в единстве с предыдущей и проявляется в виде сдерживания тех проявлений активности, то есть поступков, что противоречат нормам морали, общества. Благодаря взаимодействию двух функций, человеку удается развивать в себе волевые качества, преодолевать препятствия на пути к достижению желаемого.

Если жизненные условия личности с самого детства были неблагоприятными, мала вероятность, что в ней будут развиты заветные волевые качества. Но решительность, настойчивость, дисциплинированность, мужество и т.п. можно всегда развить. Для этого главное, занимаясь различными видами деятельности, преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия.

Но не будет лишним указать перечень тех факторов, что затормаживают волевое развитие:

  • избалованность малыша;
  • подавление любых решений ребенка посредством жесткой родительской воли.

Свойства воли в психологии

Определение воли. Волевой процесс

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Во́ля - психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и другие. Понятие «во́ля» очень тесно связано с понятием «свобода».

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Животное в своей жизнедеятельности тоже воздействует на внешнюю среду, но это воздействие происходит в процессе неосознаваемого приспособления. Направленная на изменение среды и приспособление ее к своим потребностям деятельность человека имеет иной, чем у животных характер: она выражается в волевых действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения этой цели.

Волевые процессы - Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом.
В качестве источников волевого процесса выступают потребности и интересы, выражающиеся в стремлениях. В зависимости от степени осознанности стремления разделяются на влечения, желания, хотения. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

Волевые процессы - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.
Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление ее достичь;
- осознание возможностей ее достичь;

Появление мотивов, связанных с достижением цели;
- борьба мотивов и выбор возможности достижения;
- принятие решения о возможных действиях;
- осуществление принятого решения.
Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.
В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:
- целеустремленность;
- самообладание;
- самостоятельность;
- решительность;
- настойчивость;
- энергичность;
- инициативность;
- исполнительность.
Волевыми действиями называются такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей

Волевые действия взаимосвязаны с процессами мышления. Если без мышления не может быть настоящего сознательного волевого акта, то и само мышление правильно осуществляется только в связи с деятельностью

Этапы волевого процесса - Возникновение представления, осознание желания, хотение, исполнение решения.

Возникновение представления. Волевой процесс возникает с ясного представления, или мысли о цели, связанной с удовлетворением какой-либо потребности, и стремление, к достижению этой цели. Этот момент в протекании волевого акта, когда налицо имеется ясное сознание цели, связанное со стремлением к ней, называется желанием. Не всякое зарождение потребности имеет сознательный характер. В некоторых частных случаях возникающая потребность или еще не осознается совсем, или же осознается лишь смутно; тогда мы имеем налицо то психическое состояние, которое принято называть влечением. В отличие от желания, которое является результатом осознанной потребности и связано с ясным представлением цели, которая может удовлетворить потребность, влечение смутно, неопределенно, объект, на который оно направлено, не ясен.

Осознание желания, проявление в сознании четкого представления цели. Внимание концентрируется на объекте целевой установки, в сознании с исключительной яркостью выступают образы, связанные с представлением цели, мышление усиленно изыскивает средства для достижения этой цели.

Хотение. Желание подкрепляется или не подкрепляется наличием соответствующих средств и намерением осуществить это желание. Не всякое хотение претворяется в жизнь. Иногда перед человеком встают сразу несколько целей или может возникнуть сомнение в том, следует ли стремиться к данной цели. Начинается процесс так называемой борьбы мотивов. Именно в результате борьбы мотивов возникает окончательный выбор и решение, и итогом данного этапа может быть или решимость, или угасшее желания.

Исполнение решения, т. е. приведение его в действие. Сущность волевого поступка лежит именно в этом этапе.

Воля (философия) это:

Воля (философия) У этого термина существуют и другие значения, см. Воля.

Во́ля - феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.

Воля - это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям, формируя в себе сильную личность.

Структура волевого поведения

В своей основе волевое поведение разделяется на две главные составляющие части - принятие решения и его дальнейшая реализация. Но если происходит несовпадение цели действия и потребности принятия решения, то данная ситуация часто сопровождается актом выбора, или как принято в психологической литературе называют данное состояние - борьбой мотивов. Выбранное личностью решение в дальнейшем реализуется в различных психологических условиях. Спектр таких условий может начинаться от таких моментов, в которых достаточно принять решение, а последующее действие после этого выбора осуществляется как бы само собой. Для данной психологической модели можно привести пример тонущего ребёнка, на спасение которого нужно только набраться мужества, а уже потом ситуация переходит в «автоматический» режим. Так же бывают условия, в которых реализации волевого поведения и выбора противостоит какая-либо сильная потребность. Для преодоления такой ситуации и осуществления конечной выбранной цели требуются специальные усилия, то есть проявление «силы» воли.

Воля в истории философии и психологии

Понятие «воля» имеет различные истолкования в истории философии и психологии. Связано это прежде всего с тем, что точно определение такому фундаментальному термину дать почти невозможно. Некоторые рассматривают волю как «силу», обусловленную извне через физические, психологические, социальные причины, и, даже, через божественное определение. Другие считают что воля - внутренняя, заранее заложенная самополагающая сила (см. Свобода воли). Например, в учениях волюнтаризма воля предстаёт как начальное, первичное основание всего мирового процесса, в частности, человеческой деятельности. Проблемы различия философских подходов к проблеме изучения и понимания воли попытались найти своё отражение в психологических теориях воли. Их разделяют на две основные группы. Первая - «автогенетическая» - рассматривает волю как специфическую, не сводимую к каким-либо другим процессам способность (нашло отражение в работах В. Вундта, Н. Ах, И.Линдворский и др.). Вторая - «гетерогенетическая» теория определяет волю как нечто вторичное. Данная способность является продуктом каких-либо других психических факторов и явлений. В данном случае воля выполняет функцию мышления, представления или чувств. (работы И. Ф. Гербарта, К. Эренфельс, Э. Мёйман и др.).

Основываясь на диалектическом и историческом материализме, Советская психология трактует понятие воли в контексте общественно-исторической обусловленности. В советской психологии основным направлением изучения Воли стало изучение фило- и онтогенеза происходящих из воли действий и высших психических функций. Как было показано Л. С. Выготским, произвольный характер действия человека есть результат опосредования взаимоотношений индивидуума, среды орудиями и знаковыми системами. Так, в процессе развития психики ребёнка первоначальные процессы восприятия и памяти приобретают произвольный характер, и в дальнейшем становятся саморегулируемыми. Параллельно с этим развивается способность к удержанию цели действия. Все это и приводит к развитию психической системы человека. Так же в СССР развитие получили «школы по теории установки», основанные на исследованиях советского психолога Д. Н. Узнадзе.

Воля в педагогике

В современности проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики. В связи с этим разрабатываются различные методики, имеющие цель в тренировке способности поддержания усилий для достижения цели. Воля неразрывна с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования как личности. Считается, что характер совместно с интеллектом является основой волевых процессов.

Воля и эмоции

В некотором роде воля - психическая деятельность. Так же воля - процесс рефлекторный. Предпосылка развития воли и волевого поведения нужно искать у животных. Каждое животное имеет врождённую реакцию, для которой стимулом служит ограничение движений. Таким образом, воля как активность, связанная с потребностью в преодолении преград, обладает самостоятельностью по отношению к мотивам, изначально создавшим данное поведение. Специфические действия некоторых лекарственных веществ на организм и «силу» воли позволяют говорить о наличии определенного мозгового аппарата, реализующего рефлекс «свободы». Доказано, что на механизмах волевого воздействия и усилия огромную роль играет система речевых сигналов (работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия). Воля тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что воля представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к различным формам реагирования человека на внешние и внутренние значимые сигналы, воля, в противовес, препятствует чрезмерной генерации эмоционального возбуждения, способствует удержанию начального выбранного направления. Но так же волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения потребности преодоления самих препятствий. Поэтому наиболее продуктивной деятельностью человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

«Воля тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что воля представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека». Это неверно с точки зрения логики, в частности смысловой нагрузки: из тесной связи воли с действиями, сознанием и эмоциями человека вытекает её неотъемлемость в структуре психики человека, но никак не самостоятельность.

См. также

  • Свобода (философия)
  • Свобода воли
  • Свобода и воля (Даль)
  • Акрасия - слабоволие, несдержанность, поступок вопреки более лучшему варианту
  • Природа и сущность человека

Литература

  • Воля, в психологии и философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Ссылки

  • Статья «Воля (философия)» (Большая советская энциклопедия)
Категории:
  • Эпистемология
  • Философские термины
  • Этика

Wikimedia Foundation. 2010.

error: