"Без терпения нет учения": значение пословицы и примеры употребления. «Без ученья, нет уменья Смысл поговорки без ученья нет уменья

Нужно учиться, чтобы многое увидеть и сделать в жизни, осознать свои возможности, выбрать путь, который принесет успех и удовольствие от работы

Лучшее в жизни достается людям знающим, умным, имеющим образование. Тяга к знаниям и дает тот самый «свет» в жизни. Свет — значит развитие, процветание, высокое качество жизни. Человек, который находит свое место в жизни должен научиться многому, узнать разное, чтобы определиться и понять к чему он расположен.

Без знаний жизнь подобна «тьме» — значит, наполнена необразованностью, глупостью. Без ученья и стараний невозможно стать достойным и счастливым человеком.

Но учение не просто дается, нужно приложить много усилий, чтобы много знать и уметь.

Пословицы и поговорки об учении

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Учение красота, а неучение слепота.

Ученье лучше богатства

Повторение — мать учения

Ученье и труд — все перетрут.

Учение да труд к славе ведут.

Учиться всегда пригодится.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без мученья нет ученья!

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Без учения вперед не пойдешь. (удм)

Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

Больше узнаешь - сильнее станешь.

Век живи - век учись.

Всякому делу обученье надобно.

Где учение, там и умение.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Для учения нет старости.

Если сам недостаточно научился, не берись учить других. (чуваш)

Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто учится, тот полезное дело делает. (морд)

Куй железо, пока горячо, - учись, пока молод. (морд)

Многое ученье трудов потребует.

Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

Намучишься, так и научишься.

Не будешь учиться - знать ничего не будешь. (хакас)

Не выучившись сам, не берись учить других. (чуваш)

Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (татар, алт, туркм)

Не кичись, а учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Не учась, в люди не выйдешь.

Не учившись, человеком не будешь. (коми)

Небрежность в ученье - гибель в бою.

Оттого в люди пробился, что учился.

Пока талант получат, век учат.

Почитай учителя, как родителя.

Сам учиться иди и товарища за собой веди.

Свет земли - солнце, свет человека - учение. (осет)

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Тяжело учиться - легко жить. (морд)

Учение - источник знаний, знание - свет жизни. (казах)

Учение - путь к умению.

Учение - человеку ожерелье.

Учение в детстве, как резьба на камне.

Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.

Учение и труд к счастью ведут.

Учение к плохому не приведет. (морд)

Учение образует ум, а воспитание - нравы.

Учение требует призвания.

Ученику - удача, учителю - радость.

Ученого учить - лишь портить.

Ученому везде дорога.

Ученому и книги в руки.

Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.

Ученый везде почтеный.

Ученый идет, а неученый спотыкается.

Ученый сын старше неученого отца.

Ученье - красота, а неученье - сухота.

Ученье - красота, неученье - слепота.

Учить — ум точить.

Учиться никогда не поздно.

Человека украшает не одежда, а знание.

Смотрите также:

— пословицы и поговорки о чтении

— пословицы и поговорки о книге

В этой статье представлены русские народные пословицы и поговорки об учении, знаниях, науке, образовании.

Смотрите: Пословицы и поговорки на другие темы

Русские народные пословицы и поговорки об учении, знаниях, науке и образовании

  • Без учебы и труда не придет на стол еда.
  • Образование — гость, а ум — хозяин.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • По ученику и об учителе судят.
  • Повторение — мать учения.
  • Учение образует ум, воспитание — нравы.
  • Учи других — и сам поймешь.
  • Дурное ученье иступляет память.
  • Умный любит учиться, а дурак учить.
  • Азбука к мудрости ступенька.
  • Без букв и грамматики не учатся математики.
  • Без знаний и лаптя не сплетешь.
  • Без муки нет и науки.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Больше узнáешь — сильнее станешь.
  • Была бы охота, а выучиться можно.
  • В книге ищи не буквы, а мысли.
  • Будешь книги читать — будешь все знать.
  • Знания не даются без старания.
  • И медведя плясать учат.
  • Кто любит науки, тот не знает скуки.
  • Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму.
  • Много ученых, мало смышленых.
  • Наука дает крылья уму.
  • Наука и труд дивные всходы дают.
  • Не стыдно не знать — стыдно не учиться.
  • Не учи ученого есть хлеба печеные.
  • Наука хлеба не просит, а хлеб дает.
  • Век живи, век учись, а умри дураком.
  • Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.
  • Всякое уменье трудом добивается.
  • Знание и мудрость украшают человека.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.
  • Грамоте учиться — всегда пригодится.
  • Для ученья нет старости.
  • Для хорошей работы мало умения: нужна привычка.
  • Знание — половина ума.
  • Злой ученый не стоит доброго глупца.
  • Знание — сила, время — деньги.

  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Учёного учить только портить.
  • Недоученный хуже неученого. Переученный хуже недоученного.
  • Не хочу учиться, хочу жениться.
  • Ученье лучше богатства.
  • Чему учился, тому и пригодился.
  • Дело мастера боится.
  • За учёного двух неучёных дают, да и тех не берут.
  • Не нужен ученый, а нужен смышленый.
  • Держись берега и рыба будет.
  • Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.
  • На ловца и зверь бежит.
  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Век живи, век учись, а дураком помрёшь.
  • Собаку съел, только хвостом подавился.
  • Учился читать, да писать, а выучился петь, да плясать.
  • Мастер один, а подносчиков десять.
  • Молодому учиться рано, старому поздно.
  • Ученый водит, неученый следом ходит.
  • Ни сучка, ни задоринки.
  • Иной стреляет редко, да попадает метко.
  • Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
  • С неуменья спина не болит.
  • Сытое брюхо к учению глухо.
  • Не учи козу, сама стянет с возу.
  • Это не ученье, а мученье.
  • Ученье свет, а неученье тьма.
  • Не ловец, да молодец. И не учен, да толчен.
  • Учёный водит, неучёный следом ходит.
  • Учить в долбёжку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.
  • Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч.
  • Не учи хромать, у кого ноги болят.
  • Не выучит школа, выучит охота.
  • Недоученный хуже переученного.
  • Ученая ведьма хуже прирожденной.
  • В городе живёт, а колокольне кланяется.
  • Не штука промашка, штука поправка.
  • Дураку по пояс, а умный сух пройдёт.
  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Кто больше знает, тому и книги в руки.
  • Всяк мастер на выучку берёт, да не всяк доучивает.
  • Не учили поперёк лавочки, а во всю вытянулся — не научишь.
  • Мастерства за плечами не носить, а с ним добро.
  • Не боги горшки обжигают.
  • Без палки нет ученья.
  • Работнику полтина, мастеру рубль.
  • От умного научишься, от глупого разучишься.
  • Комар носу не подточит.
  • Добрый портной с запасом шьёт.
  • Ничего не смыслить — век киснуть.
  • Учи других и сам поймёшь.
  • Повторенье — мать ученья.
  • Не учи плясать, я и сам скоморох.
  • Из одного дерева икона и лопата.
  • Пекла кажись пирожки, а вышли покрышки на горшки.
  • Наш пострел везде поспел.
  • За всё берётся, да не всё удаётся.
  • Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.

Афоризмы про учителей

Цитаты о чтении

Без терпения нет учения В одном светлом и зеленом лесу, в таком, где часто рождается удивительная сказка, известная вам, дорогие друзья, жила-была Сова в дупле большого и могучего дерева. Оно было таким старым и ветвистым, что никто из обитателей леса не мог угадать, что же это было за дерево. Весной под ним распускались цветы невиданной красоты, летом в его тени укрывались ягоды, ближе к осени оно радовало белыми грибами, ну а зимой под его корнями можно было хранить запасы еды на весь год. Дерево это защищало от любой непогоды, а жарким летом укрывало от ярких солнечных лучей. Мудрая Сова не зря выбрала себе это дерево в качестве уютного жилища. -нам с Ноку будет здесь так уютно! - думала Сова, обустраивая новый дом. У Совы совсем недавно появился сынок, - маленький пятнистый совенок по имени Ноку. Это был небольшой комочек пуха, который все время удивлял маму своим любопытством: -Мам, а почему комары летают? Они же не птицы. -Мам, а почему ягоды разноцветные? -Мам, а куда летит ветер? -Мам, а почему я не летаю, а ты летаешь? Сова каждый раз находила интересный и оригинальный ответ на все вопросы Ноку, но совенок не унимался. И тогда Сова решила отвести Ноку в лесную школу. Он уже подрастал, да и познакомиться с другими лесными обитателями было бы очень полезно. -Ноку, завтра ты идешь в школу. -Мам, только не в школу. Мне хорошо дома, с тобой - заупрямился совенок. -Ноку, ходить в школу важно - там ты получишь ответы на все свои вопросы, подружишься с новыми ребятам. Школа - это очень интересно. - пыталась убедить его мама. -Интересно? Ну ладно. Я схожу, потому что мне любопытно. Но если мне не понравится, то я уйду. - деловито сказал ноку. -Договорились. Но не спеши с выводами. На следующий день Ноку пришел из школы в плохом настроении. -ты обещала, что мне будет интересно и весело. - буркнул Ноку. -что случилось? -ну я пришел в класс, сел за парту, начался урок, и я стал спрашивать учителя. А он меня перебил и сказал: помолчи, пожалуйста. Всему свое время. Без терпения нет учения. Ну тогда я ему сказал: по-моему, в школе вы должны учить. А он мне сказал: Яйцо курицу не учит. Не пойду больше в школу. - злобно сказал Ноку. -Но сынок...Терпение и труд все перетрут. Ты должен уметь ждать. Все сразу не получается.- пыталась объяснить мама Сова. -да ну? Он и слушать меня не хотел. -а что ты спрашивал, сынок? -что? Да всё! Зачем пчелам мед? Почему небо синее, а бывает серое? Почему яблоки падают вниз, а не летят вверх...у меня вот даже в блокнотик записано. - ворчал Ноку. -Ноку, а что был за урок? -Математика. - тихо сказал Ноку. -Математика? - и сова громко рассмеялась. - конечно, он не мог ответить тебе на все твои вопросы. На математике учатся считать. А остальное ты позже узнаешь. Ноку, он все правильно сказал. Без терпения нет и учения. Это значит, что каждый должен уметь ждать, чтобы получить то, что он хочет. -но я-то хочу сейчас!. Не надо мне завтра!- капризничал совенок. -Ноку, сынок. Вот смотри. У меня в духовке стоит пирог. -ура! -постой. Я еще не закончила. Он еще не так готов, так? -так. - робко сказал совенок -ну ты же не будешь есть сырой пирог, когда он еще не готов. Так? -кажется, так...- тихо сказал Ноку. -вот и с вопросами твоими также. Всему свое время. Понимаешь? -да - отвечал ноку. - А когда будет готов пирог?- у Ноку уже сменилось настроение.. -ты мой хороший. 10 минут еще подожди. Убери пока в комнате игрушки. -ладно - весело отвечал ноку и побежал в свою совиную комнату. Через 15 минут сова и ноку сидели за столом, пили чай с ягодным пирогом и болтали. -ну а в целом как все прошло? - спросила сова. -если честно, то мне очень понравилось. Там так много ребят. Все разные, играют, болтают, рисуют. -Ну, ноку, и что ты будешь делать завтра? -буду набираться терпения - сказал Ноку, и оба рассмеялись.
-ах, ты мой золотой. Вот и славно. Завтра новый день. Иди и ложись спать. Утро вечера мудренее. Так закончился первый день Ноку в школе. Для него это был очень полезный день: нужно уметь ждать и терпеть, чтобы получить то, что очень хочешь. Совенок сладко посапывал во сне: ему снился вкусный мамин пирог. И молочный коктейль. И клубника...и...ладно, уже даже слюнки потекли. Сказать по правде, ему не терпелось поскорее вернуться в школу. Уж очень там оказалось весело и интересно.

Внеклассное занятие по ручному занимательному труду

«Без ученья, нет уменья».

Цель: показать взаимосвязь учебной и трудовой деятельность в жизни

обучающихся

Задачи: прививать обучающимся любовь к труду, к учебной деятельности ;

закрепить навык работы с ножницами, умение экономить бумагу;

способствовать развитию творческих способностей, внимания,

памяти, мышления;

развивать кругозор обучающихся.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

I. Сообщение темы.

- А у нас сегодня не урок, а внеклассное занятие по ручному занимательному труду. (Слайд 1) Тема его «Без ученья, нет уменья» (Слайд 2)

- Как вы понимаете тему занятия?

- Вот нам и предстоит это выяснить. А для этого вам необходимо стать активными участниками, быть внимательными, смекалистыми, старательными и аккуратными.

Проверим вашу готовность к уроку. (Слайд 3)

- Чего у вас нет на столах? (Картона)

- Вы его получите в процессе занятия.

Итак, начинаем!

II. Основная часть.

Расскажу, друзья, сейчас я историю для вас.

Жил на свете мальчик (Слайд 4) Вася.

Учился он во втором классе.

Вася был большим лентяем,

Он уроки пропускал.

И учиться, как ребята,

Мальчик в школе не желал.

Целый день играл в футбол он,

Книжек Вася не читал, и, конечно,

Маме с папой он ни в чём не помогал.

Говорили мама с папой: «Должен ты учиться.

Это в жизни, милый мальчик, тебе пригодится».

Вася головой кивал, но уроки пропускал.

Он считал, что хоть и мал

А в жизни много уже знал.

Но однажды страшный сон Васечке приснился,

Наш малыш в стране чужой разом очутился.

Он на остров вдруг попал, и чуть в обморок не упал.

Что увидел мальчик Вася, никто такого не видал.

Огромные насекомые по острову летали,

Огромные насекомые всё на острове уничтожали.

- Каких насекомых вы узнали?

- Посчитайте, сколько их было?

- Кто может помочь избавиться от вредных насекомых?

Вася решил найти птиц, но на острове их не было.

Вася к берегу побежал, он там лодку увидал.

Лодка старая была, с дыркой в корпусе она,

По воде уж не плыла.

Вася плакал и рыдал, но никто ему не помогал.

- Ребята, давайте поможем Васе, сделаем ему кораблики, ведь он ничего не умеет делать.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (Слайд 8)

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму,

(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам,
Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

(Слайд 9) «Кораблик».

- Из чего будем делать кораблик? (Из цветной бумаги)

- Скажите, какого цвета у вас будет кораблик?

Выполнение работы по инструкционной карте (Слайды 10, 11)

Прикрепление корабликов на доску.

- Вот какие вы молодцы!

- Чем отличаются кораблики? (Цветом, размером)

- На каком же из них поплывёт Вася, сейчас выясним.

- Он не поплывёт на втором кораблике справа (убрать), на маленьком, на третьем кораблике слева, на кораблике после зелёного и т. п. (Остаётся 2 кораблика)

- А на каком он поплывёт, вы решите сами, прослушав песню (Дети слушают «Белые кораблики»). (Слайд 13)

А на остальных корабликах он отправится в другие путешествия.

Вася по морю плывёт, птичек кличет и зовёт. Позовём вместе с ним:

« Птички, птички, помогите, насекомых проглотите!»

Вдруг откуда ни возьмись, пара птичек появись. Сколько это пара? (Слайд 14)

Васю поняли они и на помощь ему пришли.

- Но птичек мало, а насекомых много. Давайте попробуем превратиться в птичек, и уничтожим остальных насекомых.

Физкультминутка. Птички в гнёздышках сидят и на улицу глядят.

Влево поглядели, вправо поглядели,

Вверх поглядели, вниз поглядели,

И клевать насекомых полетели.

Птички остров тот спасли и мы Васе помогли.

Вася остался на острове жить,

Ведь кругом море, куда же плыть.

Как кораблём управлять, куда курс держать,

Вася не знал и не понимал,

И от этого ещё больше страдал.

Дождь идёт (Слайд 16)

Солнце печёт (Слайд 17),

А Вася без дома на острове живёт.

Как построить дом не знает,

Плачет Вася и рыдает.

- А как называют людей, которые строят дома? (Слайд 18) Давайте и мы с вами побудем строителями и построим для Васи дом, ведь Вася ничего не умеет делать.

- Вспомните, из чего состоит дом. (Дети называют и выбирают себе нужный шаблон)

- Какая геометрическая фигура?

- Но дом должен быть красивым. Вот таким! (Слайд 19)

- Из чего мы его построим? (Из картона)

Выберите правильно необходимый картон для вашей части дома.

Строительный материал готов. А теперь аккуратно изготовляем детали. Помним об экономии бумаги. Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами. (Слайд 20)

- Выполняем работу.

- А теперь из деталей построим дом.

(Слайд 21)

Дни летят напролёт.

Вася целый год на острове живёт.

Плачет мальчик и рыдает,

Школу он не посещает,

По дому очень скучает.

Понял вдруг наш мальчик Вася,

Зря уроки пропускал.

Если б он учился в школе,

То бы многое узнал.

Как себе жильё построить

И кораблик смастерить.

Как с врагом нужно сразиться,

И его как победить.

Вдруг проснулся мальчик наш.

Побежал он в школу. (Слайд 22, 23)

И решил он для себя

«Должен я учиться.

Если буду много знать,

В жизни пригодится!

III. Итог занятия.

Вернёмся к теме нашего занятия. Какие выводы вы сделали для себя?

- Ведь действительно, ребята, без ученья, нет уменья. Когда человек учится, то он и трудится, когда трудится, то в процессе труда учится.

Не случайно народ сложил такие прекрасные пословицы о труде. (Слайд 25)

- Как вы их понимаете? Какие пословицы о труде ещё знаете?

- А какой главный труд сейчас для вас? Помните, что без ученья, нет уменья. И если у кого-то из ребят в классе что-то не получается, не оставайтесь в стороне, придите на помощь. Вспомните, как вы помогли Васе. Вася благодарит вас за помощь и дарит вам на прощание песню.

Узнавать что-то новое всегда было важно. Но не всем это по плечу, ибо нужна настойчивость. Наверное, поэтому и говорят: «Без терпения - нет учения».

Пословица. Физический пример

Когда ребенок учится ходить, то он часто падает и так же часто поднимается. Он пытается снова и снова, пока наконец у него не получается сделать первый полноценный шаг. Подходит ли пословица «Без терпения нет учения» к этому случаю? ребенок не чувствует того напряжения, которое связано с усилием научения, малыш осваивает навык по наитию. Но, конечно, он преодолевает себя даже бессознательно.

Умственный пример

То же самое справедливо и в отношении обучения какому-то делу или науке. Ни у кого и никогда не получается все с первого раза, а значит, нужно проявить упорство и выдержку. Да, есть люди, которые схватывают на лету, но нет тех, кто схватывает и понимает все в деталях сразу же. Всему надо учиться. Об этом и говорит выражение «Без терпения - нет учения».

Есть очень показательный пример соотношения между физическим умением и умственным. Ребенок учится ходить, и его приводят в пример как идеал выдержки и упорства. Но здесь есть некоторый изъян: человек не может сказать себе: «Я ходить не хочу, буду всю жизнь ползать». Когда же человек учится какому-то делу, то важно понять, сколько времени можно потратить на овладение наукой. Если человек тратит на обучение год, два или десять лет, а умение, меж тем, пустяковое, то ему не следует думать о ребенке и его упорстве, когда тот учится ходить. Возможно, просто человек выбрал не свое дело и тратит время зря. Понять правильно или неправильно человек живет, бывает не менее ценно, чем обрести себя.

Но во многих случаях, конечно, стоит помнить о рассматриваемой пословице и не бросать нечто после первой попытки. Учение трудно, иногда даже мучительно, но без упорства и терпения оно не существует. В любом случае многое решает самоощущение человека, если ему дело нравится, и он готов жертвовать своим временем ради того, чтобы добиться результатов, то кто ему может запретить? Правда, всегда есть вероятность, что в таких попытках, человек проходит мимо своего предназначения.

От скуки в руки дело бери. После работы еда вкуснее. Лень до добра не доводят.

Пословицы о знаниях и учении для детей

То же самое справедливо и в отношении обучения какому-то делу или науке. Ни у кого и никогда не получается все с первого раза, а значит, нужно проявить упорство и выдержку. Если человек тратит на обучение год, два или десять лет, а умение, меж тем, пустяковое, то ему не следует думать о ребенке и его упорстве, когда тот учится ходить. Учение трудно, иногда даже мучительно, но без упорства и терпения оно не существует. В любом случае многое решает самоощущение человека, если ему дело нравится, и он готов жертвовать своим временем ради того, чтобы добиться результатов, то кто ему может запретить?

В жизни нам приходится решать немало теоретических и практических задач. Задачи человек решает с помощью знаний и опыта. Ребёнок нацелен на получение хороших знаний? Пословицы о знаниях и учении – крупицы мудрости.

Такой вид фольклора как пословица отражает накопленный народом жизненный опыт, зрелость суждений, философскую мудрость, украшая нашу речь и делая её более яркой и выразительной. Нельзя овладеть каким-то мастерством с налёту, сразу. Сначала нужно терпеливо выслушать того, кто вас обучает, или внимательно прочитать инструкцию, если хотите самостоятельно научиться чему-то. Каждое самое простое ремесло (вышивание, вязание, художественная резьба) кажется очень сложным, и только тот овладеет им, кто проявит терпение и усидчивость.

Poslovic.ru — это сайт с пословицами на все случаи жизни. Только самые интересные пословицы, веселые и смешные, популярные, крылатые.

Он пытается снова и снова, пока наконец у него не получается сделать первый полноценный шаг. Подходит ли пословица «Без терпения нет учения» к этому случаю? Безусловно. Правда, ребенок не чувствует того напряжения, которое связано с усилием научения, малыш осваивает навык по наитию.

error: